Научная Петербургская Академия

Контрольная: Милиция

Контрольная: Милиция

Правовые основы деятельности милиции. Задачи, решаемые милицией.

Организация и деятельность милиции регулируются Законом РСФСР от 18 апреля 1991

г. "О милиции"[1], в соответствии с

которым милиция в России представляет собой систему государственных органов

исполнитель­ной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы

граждан, собственность, интересы об­щества и государства от преступных и иных

противо­правных посягательств и наделенных правом примене­ния мер принуждения.

Милиция входит в систему Ми­нистерства внутренних дел Российской Федерации.

Милиция решает следующие задачи:

обеспечение личной безопасности граждан;

предупреждение и пресечение преступлений и адми­нистративных правонарушений;

раскрытие преступлений;

охраны общественного порядка и обеспечения об­щественной безопасности;

оказание помощи в пределах, установленных зако­ном, гражданам, должностным

лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объеди­нениям в

осуществлении их законных прав и интересов. Иные задачи на милицию могут быть

возложены только законом.

Милиция строится и действует в соответствии с принципами законности,

гуманизма, уважения прав человека, гласности, решая свои задачи во

взаимодей­ствии с другими государственными органами, общест­венными

объединениями, трудовыми коллективами и гражданами.

Милиция в России делится на криминальную и милицию общественной безопасности

(местную мили­цию). В своей деятельности милиция подчиняется Ми­нистерству

внутренних дел России и министерствам внутренних дел республик в составе

Российской Феде­рации, а милиция общественной безопасности (мест­ная) еще и

соответствующим местным представитель­ным органам и местной администрации.

Министр внутренних дел России осуществляет руко­водство всей милицией

Российской Федерации. Руко­водство милицией в республиках в составе

Российской Федерации возложено на министров, назначаемых на должность высшими

органами власти республик по согласованию с Министром внутренних дел России.

В краях, областях, автономной области, автономных округах, в городах Москве и

Санкт-Петербурге мили­цией руководят начальники управлений (главных

уп­равлений) внутренних дел, назначаемые Министром внутренних дел по

согласованию с соответствующими органами власти.

В районах, городах, районов (городов) милицией руководят начальники отделов

(управлений) внутрен­них дел органов исполнительной власти районов

(горо­дов), назначаемые министрами внутренних дел респуб­лик в составе

России, начальниками управлений краев, областей, автономной области,

автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга по согласованию с

органами исполнительной власти районов (городов).

На железнодорожном, водном и воздушном транс­порте организована и действует

транспортная милиция, руководство которой осуществляют начальники

соот­ветствующих управлений и отделов внутренних дел на транспорте МВД

России.

Правовой основой деятельности всей российской милиции является Конституция

Российской Федера­ции, Закон "О милиции", другие законы и правовые акты

Российской Федерации, республик в составе Рос­сийской Федерации, акты местных

органов власти и управления.

Перед криминальной милицией стоят задачи: предуп­реждения, пресечения и

раскрытия преступлений по делам, производство предварительного следствия по

которым обязательно, а также организации и осущест­вления розыска лиц,

скрывающихся от органов дозна­ния, следствия и суда, уклоняющихся от

исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях,

предусмотренных законом.

Криминальная милиция состоит из оперативно-ро­зыскных, следственных, научно-

технических подразде­лений, необходимых для решения ее задач и оказания

помощи милиции общественной безопасности. Опера­тивно-розыскные службы в

соответствии со специали­зацией подразделяются на уголовный розыск, отделы

борьбы с организованной преступностью, экономичес­кими преступлениями,

наркобизнесом и др.

Численность криминальной милиции устанавлива­ется Правительством Российской

Федерации, которое также определяет порядок создания и ликвидации

под­разделений криминальной милиции.

Начальники криминальной милиции республик в составе России, краев, областей,

автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петер­бурга

назначаются на должность и освобождаются от нее Министром внутренних дел

Российской Федерации и являются по должности заместителями соответствую­щих

министров внутренних дел республик и начальни­ков управлений внутренних дел.

Начальники крими­нальной милиции районов (городов) назначаются на должность и

освобождаются от нее министрами внут­ренних дел республик в составе

Российской Федерации, начальниками краевых, областных и иных управлений и

являются по должности заместителями начальников соответствующих отделов

внутренних дел.

Местная милиция (милиция общественной безопас­ности), созданная Указом

Президента Российской Фе­дерации от 12 февраля 1993 г., обеспечивает личную

безопасность граждан, охрану общественного порядка и общественной безопасности,

предупреждает и пресе­кает преступления и административные правонаруше­ния,

раскрывает преступления, по делам о которых производство предварительного

следствия необязатель­но, а также оказывает помощь гражданам, должност­ным

лицам, предприятиям, учреждениям, организаци­ям и общественным объединениям.

В состав местной милиции входят дежурные части, подразделения патрульно-

постовой службы, отряды ми­лиции особого назначения (ОМОН), подразделения

го­сударственной автомобильной инспекции, охраны объектов по договорам,

изоляторы для временного содер­жания задержанных и заключенных под стражу

лиц, конвойная служба, служба дознания и другие подразде­ления, а также

участковые инспектора милиции.

Местная милиция содержится за счет бюджетов рес­публик в составе Российской

Федерации и местных бюджетов, отдельные ее подразделения могут содер­жаться

за счет республиканского бюджета Российской Федерации. Численность милиции

определяется в зави­симости от порядка финансирования ее подразделений

Правительством Российской Федерации или органами исполнительной власти

субъектов Российской Федера­ции либо органами местного самоуправления.

Начальники милиции общественной безопасности районов (городов), краев,

областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных

округов, республик в составе Российской Федерации утверждаются в должности и

освобождаются от нее местными органами исполнительной власти и

прави­тельством республик в составе Российской Федерации по представлению

начальников соответствующих орга­нов внутренних дел и министров внутренних

дел рес­публик и являются по должности их заместителями.

Служба в милиции.

Служба в милиции регулируется Положением о служ­бе в органах внутренних

дел. Согласно Положению сотрудником милиции считается лицо, занимающее

должность в милиции, которому в установленном по­рядке присвоено звание.

Сотрудникам милиции в под­тверждение их полномочий выдаются служебное

удос­товерение и жетон установленного образца. Им полага­ется единая форма

одежды установленного образца. Сотрудник милиции имеет право на постоянное

хране­ние и ношение табельного огнестрельного оружия и специальных средств

только после прохождения соот­ветствующей подготовки.

На службу в милицию принимаются граждане Рос­сийской Федерации не моложе 18 и

не старше 35 лет, имеющие образование не ниже среднего, способные по своим

личным и деловым качествам, физической под­готовке и состоянию здоровья

выполнять возложенные на них обязанности. Не допускаются к работе в мили­ции

граждане, имеющие либо имевшие судимость.

Лица, принимаемые на работу в милицию, обяза­тельно проходят специальную

подготовку и переподго­товку. Профессиональные кадры готовятся в высших и

средних учебных заведениях системы МВД. Замещение

вакантных должностей в милиции осуществляется путем заключения индивидуальных

контрактов. Воен­нообязанные, принятые на службу в милицию, снима­ются с

воинского учета и состоят на учете в МВД Российской Федерации. Сотрудники

милиции прини­мают присягу.

В Законе о милиции установлены служебные обязан­ности и права сотрудника

милиции, порядок подготов­ки и прохождения службы, оплата труда, гарантии

пра­вовой и социальной защиты, финансовое и материаль­но-техническое

обеспечение.

В милиции не допускается создание и деятельность политических партий и

организаций. Сотрудникам ми­лиции запрещается заниматься любыми видами

пред­принимательской деятельности, работать по совмести­тельству на

предприятиях, в учреждениях и организа­циях, за исключением творческой,

научной и препода­вательской деятельности.

Закон установил недопустимость какого-либо вме­шательства в деятельность

сотрудников милиции с пра­вом обжалования их действий в установленном

поряд­ке. Контроль за деятельностью милиции осуществляют Министр внутренних

дел Российской Федерации, ми­нистры внутренних дел республик в составе

Российской Федерации и иные вышестоящие органы милиции. Надзор за законностью

деятельности милиции возло­жен на Генерального прокурора Российской Федерации

и подчиненных ему прокуроров.

Обязанности милиции.

Обязанности милиции в соответствии с поставленны­ми перед ней задачами

заключаются в следующем:

предотвращение и пресечение преступлений и адми­нистративных правонарушений,

а также устранение об­стоятельств, способствующих их совершению;

оказание помощи гражданам, пострадавшим от пре­ступлений, административных

правонарушений и не­счастных случаев, находящимся в беспомощном или ином

состоянии, опасном для их здоровья и жизни;

принятие и регистрация заявлений, сообщений и иной поступающей информации о

преступлениях, ад­министративных правонарушениях и событиях, угрожа­ющих

личной и общественной безопасности, своевре­менное принятие мер,

предусмотренных законом;

выявление и раскрытие преступлений;

возбуждение уголовных дел, производство дознания и осуществление неотложных

следственных действий;

проведение предварительного следствия;

розыск лиц, совершивших преступления, скрываю­щихся от органов дознания,

следствия и суда, уклоня­ющихся от исполнения уголовного наказания, без вести

пропавших и в иных случаях, предусмотренных законо­дательством, а также

розыск похищенного имущества;

осуществление производства по делам об админи­стративных правонарушениях;

обеспечение правопорядка в общественных местах;

регулирование дорожного движения, контроль за соблюдением правил, нормативов

и стандартов в сфере безопасности движения, производство регистрации и учет

автотранспортных средств, а также выдача удосто­верений на право управления

ими;

выдача разрешений на приобретение, хранение, но­шение и перевозку

огнестрельного оружия, боеприпа­сов, взрывчатых материалов;

охрану на основе договоров с собственниками при­надлежащего им имущества,

инспектирование подраз­делениями охраны предприятий, учреждений и

органи­заций;

проведение экспертизы по уголовным делам и адми­нистративным правонарушениям,

а также научно-тех­нических исследований по материалам оперативно-ро­зыскной

деятельности;

принятие при авариях, катастрофах, пожарах, сти­хийных бедствиях и других

чрезвычайных событиях неотложных мер по спасению людей и оказанию им

медицинской помощи, а также по охране имущества, оставшегося без присмотра;

участие в обеспечении правового режима чрезвычай­ного или военного положения

при введении его в Российской Федерации или в отдельных местностях, а также в

проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотии;

исполнение постановлений судов и письменных по­ручений прокуроров,

следователей о приводе лиц, ук­лоняющихся от явки по вызову, о заключении под

стражу, производстве розыскных, следственных дейст­вий, а также оказание им

содействия в производстве отдельных процессуальных действий;

исполнение постановлений и определений судей и судов об административном аресте;

охрана, конвоирование и содержание задержанных лиц, заключенных под стражу;

контроль за соблюдением гражданами и должност­ными лицами правил паспортной

системы, а также за

соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных

для них правил въезда (вы­езда), пребывания и транзитного проезда через

терри­торию Российской Федерации;

контроль в пределах своей компетенции за соблюде­нием лицами, освободившимися

из мест лишения сво­боды, установленных для них ограничений, а также за

поведением лиц, в отношении которых исполнение приговора отсрочено;

выдача в соответствии с законодательством разреше­ния на создание

негосударственных детективных служб, контроль за соблюдением ими положений о

деятельнос­ти этих служб;

принятие неотложных мер по обеспечению сохран­ности бесхозного имущества и

кладов до передачи их в ведение соответствующих государственных органов и

должностных лиц;

обеспечение сохранности найденных и сданных в милицию документов, вещей,

ценностей и другого иму­щества, принятие мер по их возврату законным

владель­цам либо по реализации в установленном порядке;

осуществление привода в учреждения здравоохране­ния по их представлениям

уклоняющихся от явки лиц, которые страдают хроническим алкоголизмом,

нарко­манией, венерическими заболеваниями или заражены вирусом СПИДа;

помощь народным депутатам, должностным лицам, а также представителям

общественных организаций в осуществлении их законной деятельности, если им

ока­зывается противодействие или угрожает опасность;

принятие предусмотренных законом мер по охране потерпевших, свидетелей и

других участников уголов­ного процесса, а также членов их семей и близких,

если здоровье, жизнь или имущество данных лиц находятся в опасности.

Милиция обладает рядом прав.

Милиция обладает рядом прав, к числу которых отно­сятся:

требовать от граждан и должностных лиц прекраще­ния преступления или

административного правонару­шения, а также действий, препятствующих

осуществле­нию полномочий милиции, законной деятельности представителей

государственных органов, учреждений и общественных организаций;

проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность,

если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления,

административного правонарушения;

вызывать граждан и должностных лиц по делам и материалам, находящимся в

производстве милиции;

подвергать приводу в случаях, предусмотренных зако­нодательством, граждан и

должностных лиц, уклоняю­щихся без уважительных причин от явки по вызову;

получать от граждан и должностных лиц необходи­мые объяснения, сведения,

справки, документы и копии с них;

составлять протоколы об административных право­нарушениях, осуществлять

административное задержа­ние и применять другие предусмотренные законода-

гельством меры;

производить в предусмотренных законом случаях уголовно-процессуальные действия;

задерживать и содержать под стражей в соответствии с законом лиц,

подозреваемых в совершении преступ­ления, а также лиц, в отношении которых

мерой пре­сечения избрано заключение под стражу;

задерживать и содержать в милиции лиц, уклоняю­щихся от исполнения уголовного

наказания и админи­стративного ареста, для последующей передачи их

со­ответствующим органам и учреждениям;

задерживать и доставлять в специальные учреждения лиц, уклоняющихся от

прохождения назначенных им принудительных мер медицинского и воспитательного

характера;

задерживать и доставлять в приемники-распредели­тели лиц в случаях и в

порядке, предусмотренных

законом;

доставлять в медицинские учреждения либо в дежур­ные части милиции и

содержать в них до вытрезвления лиц, находящихся в общественных местах в

состоянии опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или

ориентироваться в окружающей об­становке, а находящихся в жилище — по

письменному заявлению граждан;

задерживать военнослужащих, подозреваемых в со­вершении преступления или

административного право­нарушения, до передачи их военным патрулям;

вносить в государственные органы, на предприятия, в учреждения, организации и

общественные объедине­ния представления об устранении обстоятельств,

спо­собствующих совершению преступлений;

осуществлять предусмотренный законодательством учет лиц, предметов и фактов,

а равно использование данных этих учетов в своей деятельности;

производить регистрацию, фотографирование, зву­козапись, кино- и видеосъемку,

дактилоскопирование лиц, заключенных под стражу, задержанных по подо­зрению в

совершении преступления, обвиняемых в со­вершении преступлений, подвергнутых

административ­ному аресту, а также лиц, подозреваемых в совершении

административного правонарушения при невозмож­ности установления их личности;

осуществлять в соответствии с законодательством оперативно-розыскные

мероприятия;

принимать предусмотренные законом меры по кон­тролю за лицами, освобожденными

из мест лишения свободы, осужденными к лишению свободы, в отноше­нии которых

исполнение приговора отсрочено;

входить беспрепятственно в жилые и иные помеще­ния граждан, на их земельные

участки, на территорию и в помещения предприятий, учреждений и организа­ций и

осматривать их при преследовании лиц, подозре­ваемых в совершении

преступлений, а также для обес­печения личной безопасности граждан и

общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях,

эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспоряд­ках;

проводить освидетельствование лиц, подозреваемых в совершении преступления

или административного правонарушения, для определения наличия в организме

алкоголя или наркотических средств, если это необхо­димо для подтверждения

или опровержения факта пра­вонарушения;

производить оцепление (блокирование) участков местности при ликвидации

последствий стихийных бед­ствий, аварий, катастроф, проведения карантинных

ме­роприятий при эпидемиях, пресечении массовых бес­порядков и групповых

действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий и организаций, а

также при розыске совершивших побег осужденных и лиц, заключенных под стражу,

преследовании лиц, подозре­ваемых в совершении преступлений;

производить досмотр ручной клади и багажа пасса­жиров гражданских воздушных

судов, а при необходи­мости — и личный досмотр граждан;

временно ограничивать или запрещать движение транспорта и пешеходов на улицах

и дорогах, а также не допускать граждан на отдельные участки местности и

объекты, обязывать их остаться там или покинуть их в целях защиты здоровья,

жизни и имущества граждан, проведения следственных и розыскных действий;

запрещать эксплуатацию технически неисправных транспортных средств,

останавливать транспорт и про­верять документы на право пользования и

управления ими, а также документы на транспортное средство и перевозимый

груз, отстранять от управления транспор­том лиц, находящихся в нетрезвом

состоянии, а также лиц, не имеющих документов на право управления и

пользования транспортными средствами;

осматривать места хранения и использования огне­стрельного оружия,

боеприпасов к нему и взрывчатых материалов, а также объекты, где они

находятся; при нарушении давать обязательные для исполнения граж­данами и

должностными лицами предписания по их устранению; изымать указанные предметы,

запрещать деятельность соответствующих объектов, аннулировать выданные

разрешения и применять другие меры, пред­усмотренные законом;

при нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную,

предпринимательскую и торговую деятельность, входить беспрепятственно в

по­мещения предприятий, учреждений, организаций неза­висимо от форм

собственности, производить с участием собственника осмотр производственных,

складских, торговых, служебных помещений и транспортных средств, изымать

необходимые документы и денежные средства, образцы сырья и товаров,

прекращать кредит­ные и финансовые операции, опечатывать кассы и помещения;

проводить контрольные закупки; требовать обязательных проверок,

инвентаризаций и ревизий фи­нансово-хозяйственной деятельности; получать от

должностных лиц сведения и объяснения по фактам нарушения законодательства;

аннулировать разрешения на деятельность негосу­дарственных детективных служб

при выявлении нару­шений установленных правил и применять другие

пред­усмотренные законом меры;

изымать у граждан и должностных лиц документы, имеющие признаки подделки, а

также вещи, предметы и вещества, изъятые из гражданского оборота,

находя­щиеся у граждан без специального разрешения; хранить бесхозное

имущество и в установленном порядке раз­решать вопрос о его дальнейшей

принадлежности;

использовать транспортные средства предприятий, учреждений, организаций,

общественных объединений или граждан для поездки к месту стихийного бедствия

и другие полномочия.

Литература.

1. Правоохранительные органы Российской Федерации : Учебник. / Под

ред. Ю.И.Скуратова, В.М.Семенова.-М.:Юрид. лит., 1998.-228с.

2. Судебная и правоохранительная системы. Сборник нормативных актов.-

М. Проспект, 1997,344с.

3. Судоустройство и правоохранительные органы в Российской Федерации.

/ Под ред. В.И.Швецова.- Проспект,1997.-376с.

[1] Ведомости Съезда народных депутатов

РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 16. Ст. 503; Ведомости Съезда народных

депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993.

№ 32. Ст. 1231; Собрание законодательства Рос­сийской Федерации. 1996. № 25.

Ст. 2964.



(C) 2009