Научная Петербургская Академия

Контрольная: ФСБ

Контрольная: ФСБ

Система федеральных органов безопасности.

Одним из основных элементов системы безопаснос­ти Российской Федерации

являются федеральные орга­ны безопасности (ст.ст. 8, 12 Закона о

безопасности).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона "Об органах федеральной службы

безопасности в Россий­ской Федерации" от 3 апреля 1995 г.

[1] органы федераль­ной службы безопасности (ФСБ) являются составной частью

сил обеспечения безопасности Российской Фе­дерации и в пределах предоставленных

им полномочий обеспечивают безопасность личности, общества и госу­дарства.

Руководство деятельностью органов федераль­ной службы безопасности осуществляют

Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.

Правовую основу деятельности органов федеральной службы безопасности

составляют Конституция Россий­ской Федерации, Федеральный закон "Об органах

фе­деральной службы безопасности в Российской Федера­ции", другие федеральные

законы и иные нормативные правовые акты. Деятельность органов федеральной

службы безопасности осуществляется также в соответствии с международными

договорами Российской Фе­дерации (ст. 4 Федерального закона об органах ФСБ).

Деятельность органов Федеральной службы безопас­ности осуществляется на

основе принципов законнос­ти, уважения и соблюдения прав и свобод человека и

гражданина, гуманизма, единства системы органов фе­деральной службы

безопасности и централизации уп­равления ими, конспирации, сочетания гласных

и не­гласных методов и средств деятельности (ст. 5 Феде­рального закона об

органах ФСБ).

Специфика деятельности органов ФСБ обусловлена необходимостью применения ими

специальных мето­дов и средств для решения возложенных на них обязан­ностей,

что в свою очередь неизбежно связано с опре­деленным ограничением прав и

свобод человека и граж­данина, которое в соответствии с ч. 3 ст. 55

Конститу­ции допускается только федеральным законом и в той мере, в какой это

необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности,

обеспечения обороноспособности и безопасности государства.

Согласно ст. 2 Федерального закона об органах ФСБ эти органы представляют

собой единую централизован­ную систему, в которую входят:

Федеральная служба безопасности Российской Фе­дерации;

управления (отделы) Федеральной службы безопас­ности Российской Федерации по

отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы

безопасности);

управления (отделы) Федеральной службы безопас­ности Российской Федерации в

Вооруженных Силах Российской Федерации, войсках и иных воинских

фор­мированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в

войсках).

Территориальные органы безопасности и органы безопасности в войсках находятся

в прямом подчине­нии Федеральной службы безопасности России. Органы

федеральной службы безопасности в своем подчинении имеют предприятия, учебные

заведения, научно-иссле­довательские, экспертные и военно-медицинские

уч­реждения и подразделения, военно-строительные под­разделения, центры

специальной подготовки, а также подразделения специального назначения.

Создание органов федеральной службы безопаснос­ти, не предусмотренных

Федеральным законом об ор­ганах федеральной службы безопасности, не

допуска­ется.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона об органах ФСБ структура и

организация деятельности федеральной службы безопасности определяются

Поло­жением о Федеральной службе безопасности Россий­ской Федерации,

утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 1995 г.

[2]. На основа­нии этих актов Федеральная служба безопасности Рос­сийской

Федерации (ФСБ России) является федераль­ным органом исполнительной власти,

осуществляю­щим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере

обеспечения безопасности Россий­ской Федерации и непосредственно реализующим

ос­новные направления деятельности органов федераль­ной службы безопасности

(ст. 1 Положения о ФСБ).

Система органов ФСБ состоит из трех звеньев: Фе­деральная служба безопасности

Российской Федера­ции, территориальные органы безопасности по регио­нам и

субъектам Российской Федерации и приравнен­ные к ним органы безопасности в

войсках, территори­альные органы безопасности по иным административ­но-

территориальным образованиям и приравненные к ним органы безопасности в

войсках.

Федеральная служба безопасности России является юридическим лицом, имеет

действительное и условное наименования, эмблему, печать с изображением

Госу­дарственного герба Российской Федерации и со своим наименованием,

соответствующие печати, штампы, счета, в том числе валютные, в учреждениях

банков (ст. 6 Положения о ФСБ).

Федеральная служба безопасности Российской Фе­дерации создает территориальные

органы безопасности и органы безопасности в войсках, осуществляет

руко­водство ими и организует их деятельность, издает в пределах своих

полномочий нормативные акты и непо­средственно реализует основные направления

деятель­ности органов федеральной службы безопасности (ч. 2 ст. 6

Федерального закона об органах ФСБ, ст. 5 Поло­жения о ФСБ). ФСБ Российской

Федерации в качестве федерального органа исполнительной власти наделяет­ся

правом осуществления своих полномочий создавать свои территориальные органы и

назначать соответству­ющих должностных лиц. Однако, в отличие от боль­шинства

других федеральных органов исполнительной власти, ФСБ выступает не только как

орган управления, осуществляющий руководство подчиненными органа­ми, но и

орган, непосредственно реализующий основ­ные направления своей деятельности.

Федеральную службу безопасности Российской Фе­дерации возглавляет Директор на

правах федерального министра, назначаемый на должность и освобождаемый от

должности Президентом Российской Федерации (ч. 4 ст. 3 Закона об органах ФСБ,

ст. 9 Положения о ФСБ). Должности Директора ФСБ Российской Феде­рации

соответствует воинское звание генерал армии (ч. 4 ст. 3 Закона об органах ФСБ

в Российской Феде­рации).

На Директора ФСБ России возлагается руководство органами федеральной службы

безопасности и органи­зация их деятельности, информирование Президента

Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и по их

поручениям федераль­ных органов государственной власти, а также органов

государственной власти субъектов Российской Федера­ции об угрозах

безопасности Российской Федерации (ст. 7 Положения о ФСБ).

В соответствии со ст. 10 Положения о ФСБ в ФСБ Российской Федерации

образуется коллегия в составе Директора ФСБ России (председатель коллегии),

пер­вого заместителя директора и заместителей директора по должности, а также

руководящих работников орга­нов федеральной службы безопасности. Члены

колле­гии, кроме лиц, входящих в ее состав, утверждаются Президентом

Российской Федерации.

Коллегия ФСБ России на своих заседаниях рассмат­ривает важнейшие вопросы

деятельности органов феде­ральной службы безопасности и принимает по ним

решения. Решения коллегии ФСБ России принимаются большинством голосов ее

членов и оформляются при­казами ФСБ России.

Структура центрального аппарата ФСБ состоит из департаментов, управлений и

других подразделений. В частности, имеются: департамент контрразведки,

де­партамент по борьбе с терроризмом, департамент ана­лиза, прогноза и

стратегического планирования, депар­тамент по организационно-кадровой работе,

департа­мент обеспечения деятельности, управление разработки и пресечения

деятельности преступных организаций, следственное управление, оперативно-

поисковое уп­равление, управление оперативно-технических меро-

приятии, управление собственной безопасности, управ­ление делами,

следственный изолятор, научно-исследо­вательский центр.

Департаменты и управления возглавляют заместите­ли Директора Федеральной службы

безопасности Рос­сийской Федерации[3].

Звеном системы федеральных органов безопасности являются управления (отделы)

ФСБ России в субъектах Российской Федерации и приравненные к ним управ­ления

(отделы) ФСБ России в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных воинских

формирова­ниях, а также в их органах управления.

Данные органы безопасности создаются ФСБ Рос­сии и находятся в ее прямом

подчинении, позволяющем исключить непосредственное влияние на их

деятель­ность со стороны органов государственной власти субъ­ектов Российской

Федерации, проводить единую госу­дарственную политику в сфере обеспечения

безопас­ности России. В субъектах Российской Федерации не допускается

создание органов государственной власти, на которые бы возлагались

обязанности, права и функ­ции органов федеральной службы безопасности вне

зависимости от того, какое наименование будут иметь такие государственные

органы. Это обусловлено тем, что п. "м" ст. 71 Конституции относит решение

вопро­сов безопасности к исключительному ведению Россий­ской Федерации, тем

самым подчеркивая, что ни один орган государственной власти субъекта

Российской Фе­дерации не вправе непосредственно вмешиваться в де­ятельность

органов федеральной службы безопасности, осуществляемую в сфере обеспечения

безопасности, и тем более создавать государственные органы с анало­гичными

функциями.

Исходя из социально-политических и экономичес­ких условий развития того или

иного региона Россий­ской Федерации, особенностей сложившейся в нем

оперативной обстановки, в необходимых случаях ФСБ Российской Федерации

правомочна создавать органы федеральной службы безопасности в отдельных

регио­нах (ст. 2 Федерального закона об органах ФСБ). Они решают возложенные

на органы ФСБ обязанности на территории нескольких субъектов Российской

Федера­ции, например созданы региональные управления — Управление ФСБ по

Москве и Московской области, Управление ФСБ по Санкт-Петербургу и

Ленинград­ской области. Помимо территориальных органов без­опасности, органов

безопасности в войсках в зависи­мости от складывающейся оперативной и

криминоген­ной обстановки в регионах могут создаваться и дейст­вовать

региональные подразделения специального на­значения (п. "о" ст. 13 Закона об

органах ФСБ). На территории России созданы 12 филиалов Антитерро­ристического

центра ФСБ, выполняющих специальные операции по борьбе с терроризмом и иными

тяжкими преступлениями.

Руководители управлений (отделов) ФСБ по регио­нам и субъектам Российской

Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности Президен­том

Российской Федерации по представлению Дирек­тора ФСБ.

Низовым звеном системы органов Федеральной службы безопасности Российской

Федерации являются отделы и отделения ФСБ в административно-террито­риальных

единицах. Их начальники назначаются на должность и освобождаются от должности

Директором ФСБ Российской Федерации.

Основные направления деятельности органов феде­ральной службы безопасности

сформулированы в ст. 8 Федерального закона об органах ФСБ в Российской

Федерации и ст. 7 Положения о ФСБ Российской Фе­дерации.

Деятельность органов федеральной службы безопас­ности осуществляется по

следующим основным направ­лениям: контрразведывательная деятельность; борьба

с преступностью; разведывательная деятельность. Для до­кументирования

деятельности органов ФСБ и ее резуль­татов могут использоваться

информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, другие

тех­нические и иные средства. Деятельность органов ФСБ, применяемые ими

методы и средства не должны при­чинять ущерба жизни и здоровью людей и

наносить вред окружающей среде.

Контрразведывательная деятельность — это деятель­ность органов федеральной

службы безопасности в пре­делах своих полномочий по выявлению,

предупрежде­нию, пресечению разведывательной и иной деятельнос­ти специальных

служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц,

направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации (ст. 9

Федерального закона об органах ФСБ).

Основаниями для осуществления органами ФСБ контрразведывательной деятельности

являются:

а) наличие данных о признаках разведывательной и иной деятельности

специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных

лиц, на­правленной на нанесение ущерба безопасности Россий­ской Федерации

(контрразведывательный поиск);

б) необходимость обеспечения защиты сведений, составляющих государственную

тайну;

в) необходимость изучения (проверки) лиц, оказы­вающих или оказавших

содействие органам ФСБ на конфиденциальной основе;

г) необходимость обеспечения собственной безопас­ности.

Перечень оснований для осуществления контрразве­дывательной деятельности

является исчерпывающим и может быть изменен или дополнен только федеральны­ми

законами. В процессе контрразведывательной дея­тельности органы ФСБ могут

использовать гласные и негласные методы и средства, особый характер которых

определяется условиями этой деятельности. Сведения об организации, о тактике,

методах и средствах осу­ществления контрразведывательной деятельности

со­ставляют государственную тайну.

Органы федеральной службы безопасности в соот­ветствии с российским

законодательством осуществля­ют оперативно-розыскные мероприятия по

выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической

деятельности, организованной пре­ступности, коррупции, незаконного оборота

оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступ­лений, дознание

и предварительное следствие по кото­рым отнесены законом к их ведению, а

также по выяв­лению, предупреждению, пресечению и раскрытию де­ятельности

незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и

общественных объ­единений, ставящих своей целью насильственное изме­нение

конституционного строя Российской Федерации. На органы ФСБ федеральными

законами и иными нормативными правовыми актами могут возлагаться и другие

задачи в сфере борьбы с преступностью.

Деятельность органов федеральной службы безопас­ности в сфере борьбы с

преступностью осуществляется

в соответствии с Законом Российской Федерации "Об оперативно-розыскной

деятельности в Российской Фе­дерации", уголовным и уголовно-процессуальным

зако­нодательством Российской Федерации, а также Феде­ральным законом об

органах ФСБ в Российской Феде­рации (ст. 10).

В связи с тем, что данным Федеральным законом борьба с преступностью выделена

в качестве самостоя­тельного направления деятельности, появилась

необхо­димость в создании специализированных подразделе­ний по борьбе с

преступностью.

В соответствии со ст. 11 названного Федерального закона разведывательная

деятельность осуществляется органами федеральной службы безопасности в

пределах своих полномочий и во взаимодействии с органами внешней разведки

Российской Федерации в целях по­лучения информации об угрозах безопасности

Россий­ской Федерации. Это положение Закона не означает, что органы ФСБ не

вправе осуществлять данную дея­тельность самостоятельно. Разведывательная

деятель­ность органов ФСБ осуществляется совместно с орга­нами внешней

разведки, если каким-либо образом пересекаются сферы их деятельности. Порядок

и усло­вия взаимодействия органов ФСБ и внешней разведки Российской Федерации

устанавливаются соответствую­щим соглашением или совместными нормативными

актами.

В ч. 3 ст. 11 Федерального закона об органах ФСБ устанавливается, что

проведение разведывательных ме­роприятий, а также порядок использования

негласных методов и средств при осуществлении разведыватель­ной деятельности

определяются нормативными актами ФСБ Российской Федерации. Из этого следует,

что органы ФСБ имеют право самостоятельно проводить разведывательные

мероприятия, а также определять перечень таких мероприятий и устанавливать

порядок их проведения. Федеральный закон не ограничивает проведение органами

ФСБ разведывательной деятель­ности территорией Российской Федерации, а также

не запрещается применение ими методов и средств разве­дывательной

деятельности в отношении лиц в связи с их принадлежностью к конкретному

гражданству.

Сведения об организации, методах и средствах осу­ществления разведывательной

деятельности составляют государственную тайну.

Полномочия органов федеральной службы безопасности.

Федеральным законом об органах федеральной службы безопасности на эти органы

возложены следую­щие обязанности:

информировать Президента Российской Федерации, Председателя Правительства

Российской Федерации и по их поручениям федеральные органы государствен­ной

власти, а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации

об угрозах безопас­ности Российской Федерации;

выявлять, предупреждать, пресекать разведыватель­ную и иную деятельность

специальных служб и органи­заций иностранных государств, а также отдельных

лиц, направленную на нанесение ущерба безопасности Рос­сийской Федерации;

добывать разведывательную информацию в интере­сах обеспечения безопасности

Российской Федерации, повышения ее экономического, научно-технического и

оборонного потенциала;

выявлять, предупреждать и пресекать преступления, дознание и предварительное

следствие по которым от­несены законодательством Российской Федерации к

ведению органов федеральной службы безопасности;

осуществлять розыск лиц, совершивших указанные пре­ступления или

подозреваемых в их совершении;

выявлять, предупреждать и пресекать акты терро­ризма;

разрабатывать и осуществлять во взаимодействии с другими государственными

органами меры по борьбе с коррупцией, незаконным оборотом оружия и

наркоти­ческих средств, контрабандой, деятельностью незакон­ных вооруженных

формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений,

ставящих своей целью насильственное изменение конституцион­ного строя

Российской Федерации;

обеспечивать в пределах своих полномочий безопас­ность в Вооруженных Силах

Российской Федерации, Пограничных войсках Российской Федерации, внут­ренних

войсках Министерства внутренних дел Россий­ской Федерации, войсках

Федерального агентства пра­вительственной связи и информации при Президенте

Российской Федерации, Железнодорожных войсках Российской Федерации, Войсках

гражданской обороны Российской Федерации, иных воинских формировани­ях и в их

органах управления, а также в органах внут­ренних дел, федеральных органах

налоговой полиции, федеральных органах правительственной связи и ин­формации,

таможенных органах Российской Федера­ции;

обеспечивать в пределах своих полномочий безопас­ность объектов оборонного

комплекса, атомной энер­гетики, транспорта и связи, жизнеобеспечения крупных

городов и промышленных центров, других стратегичес­ких объектов, а также

безопасность в сфере космичес­ких исследований, приоритетных научных

разработок;

обеспечивать в пределах своих полномочий безопас­ность федеральных органов

государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской

Федерации;

участвовать в разработке и реализации мер по защите сведений, составляющих

государственную тайну, осу­ществлять контроль за обеспечением сохранности

све­дений, составляющих государственную тайну в государ­ственных органах,

воинских формированиях, на пред­приятиях, в учреждениях и организациях

независимо от форм собственности; в установленном порядке осу­ществлять меры,

связанные с допуском граждан к све­дениям, составляющим государственную

тайну;

проводить во взаимосвязи со Службой внешней раз­ведки Российской Федерации

мероприятия по обеспе­чению безопасности учреждений и граждан Российской

Федерации за ее пределами;

осуществлять в пределах своих полномочий и во взаимодействии с Пограничными

войсками Россий­ской Федерации меры по обеспечению охраны государ­ственной

границы Российской Федерации;

обеспечивать во взаимодействии с органами внут­ренних дел безопасность

представительств иностран­ных государств на территории Российской Федерации;

участвовать в пределах своих полномочий совместно с другими государственными

органами в обеспечении безопасности проводимых на территории Российской

Федерации общественно-политических, религиозных и иных массовых мероприятий;

осуществлять регистрацию и централизованный учет радиоданных и радиоизлучений

передающих радио­электронных средств; выявлять на территории Россий­ской

Федерации радиоизлучения передающих радио­электронных средств, работа которых

представляет уг­розу безопасности Российской Федерации, а также ра-

диоизлучения передающих радиоэлектронных средств, используемых в

противоправных целях;

участвовать в соответствии с законодательством Рос­сийской Федерации в

решении вопросов, касающихся приема в гражданство Российской Федерации и

выхода из него, въезда на территорию Российской Федерации и выезда за ее

пределы граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без

гражданства, а также режима пребывания иностранных граждан и лиц без

гражданства на территории Российской Федерации;

поддерживать мобилизационную готовность органов федеральной службы безопасности;

осуществлять подготовку кадров для органов феде­ральной службы безопасности,

их переподготовку и повышение их квалификации (ст. 12 Федерального за­кона об

органах ФСБ).

Органы федеральной службы безопасности имеют право:

устанавливать на конфиденциальной основе отно­шения сотрудничества с лицами,

давшими на это согла­сие;

осуществлять оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению,

пресечению и рас­крытию шпионажа, террористической деятельности,

организованной преступности, коррупции, незаконно­го оборота оружия и

наркотических средств, контрабан­ды и других преступлений, дознание и

предварительное следствие по которым отнесено законодательством Рос­сийской

Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности, а также по

выявлению, предуп­реждению, пресечению и раскрытию деятельности не­законных

вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных

объединений, ставящих своей целью насильственное изменение кон­ституционного

строя Российской Федерации;

осуществлять проникновение в специальные службы и организации иностранных

государств, проводящие разведывательную и иную деятельность, направленную на

нанесение ущерба безопасности Российской Феде­рации, а также в преступные

группы;

осуществлять дознание и предварительное следствие по делам о преступлениях,

отнесенных законодательст­вом Российской Федерации к ведению органов

феде­ральной службы безопасности; иметь и использовать в соответствии с

законодательством Российской Федера­ции следственные изоляторы;

осуществлять шифровальные работы в органах фе­деральной службы безопасности,

а также контроль за соблюдением режима секретности при обращении с

шифровальной информацией в шифровальных подраз­делениях государственных

органов, предприятий, уч­реждений и организаций независимо от форм

собствен­ности (за исключением учреждений Российской Феде­рации, находящихся

за ее пределами);

использовать в служебных целях средства связи, принадлежащие государственным

предприятиям, уч­реждениям и организациям, а в неотложных случаях —

негосударственным предприятиям, учреждениям и ор­ганизациям, а также

общественным объединениям и гражданам Российской Федерации;

использовать в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства,

принадлежащие предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм

соб­ственности или общественным объединениям (за ис­ключением транспортных

средств, которые законода­тельством Российской Федерации освобождены от

та­кого использования), для предотвращения преступле­ний, преследования и

задержания лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении,

доставления граждан, нуждающихся в срочной меди­цинской помощи, в лечебные

учреждения, а также для проезда к месту происшествия. По требованию

владель­цев транспортных средств органы федеральной службы безопасности в

установленном законом порядке возме­щают им расходы либо причиненный ущерб;

беспрепятственно входить в жилые и иные принад­лежащие гражданам помещения,

на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения

пред­приятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности в

случае, если имеются достаточ­ные данные полагать, что там совершается или

совер­шено преступление, дознание и предварительное след­ствие по которому

отнесены законодательством Рос­сийской Федерации к ведению органов

федеральной службы безопасности, а также в случае преследования лиц,

подозреваемых в совершении указанных преступ­лений, если промедление может

поставить под угрозу жизнь и здоровье граждан. Обо всех таких случаях

вхождения в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения органы федеральной

службы безопасности уведомляют прокурора в течение 24 часов;

проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность,

если имеются достаточ­ные основания подозревать их в совершении

преступ­ления;

осуществлять административное задержание лиц, совершивших правонарушения,

связанные с попытка­ми проникновения и проникновением на специально

охраняемые территории особорежимных объектов, за­крытых административно-

территориальных образова­ний и иных охраняемых объектов, а также проверять у

этих лиц документы, удостоверяющие их личность, получать от них объяснения,

осуществлять их личный досмотр, досмотр и изъятие их вещей и документов;

вносить в государственные органы, администрации предприятий, учреждений и

организаций независимо от форм собственности, а также в общественные

объеди­нения обязательные для исполнения представления об устранении причин и

условий, способствующих реали­зации угроз безопасности Российской Федерации,

со­вершению преступлений, дознание и предварительное следствие по которым

отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной

службы безопасности;

получать безвозмездно от государственных органов, предприятий, учреждений и

организаций независимо от форм собственности информацию, необходимую для

выполнения возложенных на органы федеральной службы безопасности

обязанностей, за исключением случаев, когда федеральными законами установлен

спе­циальный порядок получения информации;

создавать в установленном законодательством Рос­сийской Федерации порядке

предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для

выпол­нения обязанностей, возложенных на органы федераль­ной службы

безопасности, и обеспечения деятельности указанных органов;

создавать подразделения специального назначения для выполнения обязанностей,

возложенных на органы федеральной службы безопасности;

проводить криминалистические и другие экспертизы и исследования;

осуществлять внешние сношения со специальными службами и правоохранительными

органами иностран­ных государств, обмениваться с ними на взаимной основе

оперативной информацией, специальными тех­ническими и иными средствами в

пределах полномочий

органов федеральной службы безопасности и порядке, установленном нормативными

актами Федеральной службы безопасности Российской Федерации; заклю­чать в

установленном порядке и в пределах своих пол­номочий международные договоры

Российской Феде­рации;

направлять официальных представителей органов федеральной службы безопасности

в иностранные госу­дарства по согласованию со специальными службами или с

правоохранительными органами этих государств в целях повышения эффективности

борьбы с преступ­лениями международного характера;

осуществлять меры по обеспечению собственной безопасности, в том числе по

предотвращению проник­новения специальных служб и организаций иностран­ных

государств, преступных групп и отдельных лиц с использованием технических

средств к защищаемым органам федеральной службы безопасности сведениям,

составляющим государственную тайну;

разрешать сотрудникам органов федеральной служ­бы безопасности хранение и

ношение табельного ору­жия и специальных средств;

использовать в целях зашифровки личности сотруд­ников органов федеральной

службы безопасности, ве­домственной принадлежности их подразделений,

поме­щений и транспортных средств документы других ми­нистерств, ведомств,

предприятий, учреждений и орга­низаций;

проводить научные исследования проблем безопас­ности Российской Федерации;

оказывать содействие предприятиям, учреждениям и организациям независимо от

форм собственности в разработке мер по защите коммерческой тайны;

осуществлять на компенсационной или безвозмезд­ной основе подготовку кадров

для специальных служб иностранных государств, служб безопасности

предпри­ятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, если

это не противоречит принципам деятельности органов федеральной службы

безопас­ности.

Использование органами федеральной службы без­опасности предоставленных им прав

для выполнения обязанностей, не предусмотренных федеральными за­конами, не

допускается (ст. 13 Федерального закона об органах ФСБ).

В соответствии со ст. 15 Федерального закона об органах ФСБ органы

федеральной службы безопаснос­ти осуществляют свою деятельность во

взаимодействии с федеральными органами государственной власти, ор­ганами

государственной власти субъектов Российской Федерации, предприятиями,

учреждениями и организа­циями независимо от форм собственности.

Органы федеральной службы безопасности могут использовать возможности других

сил обеспечения без­опасности Российской Федерации в установленном

фе­деральными законами порядке. Главным образом это касается органов

внутренних дел, внешней разведки, Федеральной пограничной службы,

Федерального агентства правительственной связи и информации, фе­деральных

органов государственной охраны, налоговой полиции, таможенной службы.

Контроль за деятельностью органов федеральной службы безопасности

осуществляют Президент Россий­ской Федерации, Федеральное Собрание Российской

Федерации, Правительство Российской Федерации и судебные органы в пределах

полномочий, определяе­мых Конституцией Российской Федерации, федераль­ными

конституционными законами и федеральными законами (ст. 23 Федерального закона

об органах ФСБ).

Надзор за исполнением органами федеральной службы безопасности законов

Российской Федерации осуществляют Генеральный прокурор Российской Фе­дерации

и уполномоченные им прокуроры.

Сведения о лицах, оказывающих или оказывавших органам федеральной службы

безопасности содействие на конфиденциальной основе, а также об организации,

тактике, методах и средствах осуществления деятель­ности органов федеральной

службы безопасности в предмет прокурорского надзора не входят (ст. 24

Феде­рального закона об органах ФСБ).

Литература.

1. Правоохранительные органы Российской Федерации : Учебник. / Под

ред. Ю.И.Скуратова, В.М.Семенова.-М.:Юрид. лит., 1998.-228с.

2. Судебная и правоохранительная системы. Сборник нормативных актов.-

М. Проспект, 1997,344с.

3. Судоустройство и правоохранительные органы в Российской Федерации.

/ Под ред. В.И.Швецова.- Проспект,1997.-376с.

[1] Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 15. Ст. 1269.

[2] Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 26. Ст. 2453.

[3] Указ Президента Российской Федерации от

22 мая 1997 г. "О структуре Федеральной службы безопасности Российской

Федера­ции"// Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. №21. Ст.

2468.



(C) 2009