Научная Петербургская Академия

Контрольная: Финансовое право

Контрольная: Финансовое право

План:

Введение

I. Цель и

направления валютного контроля

II.

Характеристика органов валютного контроля

III.

Ответственность за нарушение валютного законодательства

Заключение

Список используемой литературы

ВВЕДЕНИЕ

Правовые основы регулирования валютного контроля в Российской Федерации

определены разделом III Закона РФ «О валютном регулировании и валютном

контроле» от 9 октября 1992 года №3615-1.

Настоящий Закон определяет принципы осуществления валютных операций в

Российской Федерации, полномочия и функции органов валютного регулирования и

валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в

отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями,

ответственность за нарушение валютного законодательства.

Понятия, используемые в настоящем Законе, означают следующее:[1]

1. «Валюта Российской Федерации»: - находящиеся в обращении,

а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену рубли в виде

банковских билетов Центрального банка РФ и монеты; средства в рублях на

счетах в банках и иных кредитных учреждениях в РФ; средства в рублях на

счетах в банках и иных кредитных учреждениях за пределами РФ на основании

соглашения, заключаемого Правительством РФ и Центральным банком РФ с

соответствующими органами иностранного государства об использовании на

территории данного государства валюты РФ в качестве законного платёжного

средства.

2. «Ценные бумаги, номинированные в валюте РФ» - платёжные

документы (чеки, векселя и др.), эмиссионные ценные бумаги (акции и

облигации), ценные бумаги. Производные от эмиссионных ценных бумаг, опции,

дающие право на приобретение эмиссионных ценных бумаг, и другие долговые

обязательства, выраженные в валюте РФ.

3. «Иностранная валюта» - денежные знаки в виде банкнот,

казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным

платёжным средством в соответствующем иностранном государстве или группе

государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену

денежные знаки; средства на счетах в денежных единицах иностранных государств

и международных денежных или расчётных единиц.

4. «Валютные ценности» - иностранная валюта; ценные бумаги,

номинированные в иностранной валюте; драгоценные металлы, за исключением

ювелирных и других бытовых изделий, а также лома таких изделий; природные

драгоценные камни, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также

лома таких изделий.

5. «Резиденты» - физические лица, имеющие постоянное место

жительство в РФ, в том числе временно находящиеся за пределами РФ;

юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, с

местонахождением в РФ; предприятия и организации, не являющиеся юридическими

лицами, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в

РФ; дипломатические и иные официальные представительства РФ, находящиеся за

пределами РФ.

6. «Нерезиденты» - физические лица, имеющие постоянное место

жительство за пределами РФ, в том числе временно находящиеся за пределами РФ;

юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных

государств, с местонахождением за пределами РФ; предприятия и организации, не

являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством

иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ; находящиеся в РФ

иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также

международные организации, их филиалы и представительства.

7. «Валютные операции» - операции, связанные с переходом

права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции,

связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и

платёжных документов в иностранной валюте; ввоз и пересылка в РФ, а также

вывоз и пересылка из РФ валютных ценностей; осуществление международных

денежных переводов; расчёты между резидентами и нерезидентами в валюте РФ.

8. Операции с иностранной валютой и ценными бумагами в

иностранной валюте подразделяются на текущие валютные операции и валютные

операции, связанные с движением капитала.

9. «Текущие валютные операции» - переводы в РФ и из РФ

иностранной валюты для осуществления расчётов без отсрочки платежа по

экспорту и импорту товаров, также для осуществления расчётов, связанных с

кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 90 дней;

получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней;

переводы в РФ и из РФ процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам,

инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала;

переводы неторгового характера в РФ и из РФ.

10. «Валютные операции, связанные с движением капитала» - прямые инвестиции;

портфельные инвестиции; переводы в оплату права собственности на здания,

сооружения и иное имущество, включая землю и её недра, относимое по

законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу, а также

иных прав на недвижимость; предоставление и получение отсрочки платежа на

срок более 90 дней по экспорту и импорту товаров; предоставление и получение

финансовых кредитов на срок более 180 дней; все иные валютные операции, не

являющиеся текущими валютными операциями.

11. «Уполномоченные банки» - банки и иные кредитные учреждения, получившие

лицензии Центрального банка РФ на проведение валютных операций.

12. «Свободно конвертируемая валюта» - иностранная валюта, которая без

ограничений обменивается на валюту другого иностранного государства при

осуществлении текущих валютных операций.

13. Для целей настоящего Закона отсчёт сроков платежа при осуществлении

расчётов, связанных с экспортом товаров, ведётся с даты фактического

пересечения экспортируемыми товарами таможенной границы РФ.

[2]

I. ЦЕЛЬ И НАПРАВЛЕНИЯ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ

Основной целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного

законодательства при осуществлении валютных операций

[3].

Особым направлением валютного контроля является контроль за соблюдением

валютного законодательства при осуществлении внешнеторговой деятельности -

предпринимательской деятельности в области международного обмена товарами,

работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в

том числе исключительными правами на них[4]

.

В соответствии со ст.10 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном

контроле» валютный контроль за осуществлением внешнеторговой деятельности

ведется по следующим основным направлениям :

Контрольная: Финансовое право определение соответствия

проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия

необходимых для них лицензий

Контрольная: Финансовое право проверка выполнения

резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также

обязательств по продаже валюты на внутреннем валютном рынке Российской

Федерации

Контрольная: Финансовое право проверка обоснованности платежей в валюте

Контрольная: Финансовое право проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям

Для реализации поставленных задач было начато формирование механизмы

валютного контроля за внешнеторговой деятельностью. Под которыми понимается

совокупность специальных институтов, органов, лиц, участвующих в процессе

валютного контроля (субъективная составляющая), а так же набор форм и

методов контрольной деятельности (функциональная составляющая).

II. ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНОВ И АГЕНТОВ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством

Российской Федерации, органами валютного контроля и агентами

валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный

банк Российской Федерации, а также Правительство Российской Федерации в лице

таких органов, как Министерство финансов Российской Федерации, Федеральная

служба России по валютному и экспортному контролю (ВЭК), Государственный

таможенный комитет Российской Федерации, правоохранительные органы.

Агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии

с законодательством могут осуществлять функции валютного контроля. К агентам

валютного контроля в настоящее время отнесены уполномоченные банки, подотчётные

Центральному банку Российской Федерации и иные небанковские кредитные

организации, имеющие лицензии на осуществление валютных операций, подотчётные

федеральным органам исполнительной власти, в соответствии с законодательством

Российской Федерации.[5]

Основным органом валютного регулирования является Центральный банк

Российской Федерации, уполномоченный:

Контрольная: Финансовое право определять сферу и порядок

обращения в Российской Федерации иностранной валюты;

Контрольная: Финансовое право издавать нормативные акты,

обязательные к исполнению на территории России резидентами и нерезидентами;

Контрольная: Финансовое право проводить все виды валютных операций;

Контрольная: Финансовое право устанавливать правила

проведения резидентами и нерезидентами в РФ операций с иностранной валютой и

ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила проведения нерезидентами

в РФ операций с валютой РФ и ценными бумагами в валюте РФ;

Контрольная: Финансовое право устанавливать порядок

обязательного перевода, ввоза и пересылки в Российскую Федерацию иностранной

валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, а также

случаи и условия открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках за

пределами РФ;

Контрольная: Финансовое право устанавливать общие правила

выдачи лицензий банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных

операций и выдавать такие лицензии;

Контрольная: Финансовое право устанавливать единые формы

учёта, отчётности, документации и статистики валютных операций, в том числе

уполномоченными банками, а также порядок и сроки их представления;

Контрольная: Финансовое право готовить и публиковать

статистику валютных операций Российской Федерации по принятым международным

стандартам.

Контрольная: Финансовое право а также выполнять иные функции, предусмотренные настоящим Законом.[6]

Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1993 года «Об усилении валютного

экспортного контроля и о развитии валютного рынка» создана Федеральная служба

России по валютному и экспортному контролю.

Федеральная служба по валютному и экспортному контролю выполняет

следующие функции:

Контрольная: Финансовое право контролирует соблюдение

резидентами и нерезидентами законодательства России и ведомственных нормативных

актов, регулирующих осуществление валютных операций, и выполнение резидентами

обязательств перед государством в иностранной валюте;

Контрольная: Финансовое право осуществляет контроль за

полнотой поступления в установленном порядке средств в иностранной валюте по

внешнеэкономическим операциям;

Контрольная: Финансовое право участвует в ведении контроля

за соблюдением порядка квотирования и лицензирования экспорта товаров и услуг и

правильности использования полученных квот и лицензий;

Контрольная: Финансовое право осуществляет контроль за

правомерностью предоставления или отказа в предоставлении права на экспорт

стратегически важных сырьевых товаров предприятиям и организациям;

Контрольная: Финансовое право организует с участием других

органов и агентов валютного и экспортного контроля, заинтересованных органов

федеральной исполнительной власти проверки полноты и объективности учёта и

отчётности по валютным, экспортным, импортным и иным внешнеэкономическим

операциям, а также проверки операций нерезидентов в валюте Российской

Федерации;

Контрольная: Финансовое право контролирует эффективность

использования кредитов в иностранной валюте, предоставляемых Российской

Федерации на основе международных договоров и соглашений;

Контрольная: Финансовое право проводит анализ и обобщает

практику валютного и экспортного контроля, в том числе в зарубежных странах, и

представляет в установленном порядке предложения по развитию и

совершенствованию законодательства России в этой области;

Контрольная: Финансовое право обеспечивает взаимодействие с

органами валютного и экспортного контроля иностранных государств;

Контрольная: Финансовое право осуществляет иные функции,

связанные с валютным и экспортным контролем, предусмотренные законодательством

России.

Для осуществления перечисленных функций Федеральная служба имеет право:

Контрольная: Финансовое право получать от органов и агентов

валютного и экспортного контроля необходимую информацию и документы;

Контрольная: Финансовое право проводить проверки финансовых

и иных документов, связанных с осуществлением хозяйствующими субъектами

внешнеэкономических операций, получением и переводом валютных ценностей,

выполнением обязательств перед государством в иностранной валюте;

Контрольная: Финансовое право ставить вопрос в установленном

порядке о приостановлении валютных, экспортно-импортных и иных

внешнеэкономических операций, о лишении хозяйствующих субъектов лицензий и

других прав В области внешнеэкономической деятельности, вносить в установленном

порядке предложения по исключению хозяйствующих субъектов из перечня

экспортёров стратегически важных сырьевых товаров в случаях непредставления

(или отказа в представлении) органам федеральной службы соответствующих

документов, связанных с проведением указанных операций;

Контрольная: Финансовое право иные права, предусмотренные законодательством.[7]

Таможенный комитет как орган валютного контроля в соответствии со ст.199

Таможенного кодекса Российской Федерации осуществляет валютный контроль за

перемещением лицами через таможенную границу валюты Российской Федерации,

ценных бумаг в валюте Российской Федерации, валютных ценностей, а также за

валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу

товаров и транспортных средств.

III. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Основные виды ответственности установлены п.1 ст.14 Закона «О

валютном регулировании и валютном контроле»[8]

:

- взыскание в доход государства всего полученного по недействительным в силу

настоящего Закона сделкам;

- взыскание в доход государства необоснованно приобретенного не по сделке, а

в результате незаконных действий.

Резиденты и нерезиденты несут ответственность за следующие виды нарушений

валютного законодательства:

- отсутствие учёта валютных операций;

- ведение учёта валютных операций с нарушением установленного порядка;

- непредставление или несвоевременное представление органам и агентам

валютного контроля документов и информации, за что нарушители несут

ответственность в виде штрафов в пределах суммы, которая: а) не была учтена; б)

была учтена ненадлежащим образом; в) по которой документация и информация не

были представлены в установленном порядке.[9]

При повторном нарушении указанных правил, а также за невыполнение или

ненадлежащее выполнение предписаний органов валютного контроля резиденты и

нерезиденты несут ответственность в виде:

- взыскания в доход государства сумм, указанных в п.1 ст.14 Закона, а также

штрафов в пределах 5-кратного размера этих сумм, осуществляемого Центральным

банком РФ в соответствии с законами РФ;

- приостановления действия или лишения резидентов или нерезидентов выданных

органами валютного контроля лицензий и разрешений;

- других санкций, установленных законодательством Российской Федерации.

Взыскание, предусмотренных настоящей статьёй, санкций производится по решению

соответствующих органов валютного контроля, в том числе по решению,

вынесенному на основании представления агентов валютного контроля, с

физических лиц в судебном порядке, а с юридических лиц применительно к

порядку, установленному Кодексом РСФСР об административных нарушениях.

Постановление о применении санкций за нарушение валютного законодательства может

быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, в судебном порядке.

[10]

Жалоба на постановление о применении санкций за нарушение валютного

законодательства может быть подана в течение 10 дней со дня вручения

указанных постановления и предписания и должна быть рассмотрена правомочными

на то органами в течении 10 дней со дня её поступления.

Обжалование указанных постановления или предписания в установленный срок

приостанавливает их исполнение со дня принятия указанной жалобы к исполнению.

Взыскиваемые суммы должны быть уплачены не позднее 30 дней со дня вступления

постановления о применении санкций за нарушение валютного законодательства в

законную силу, а в случае обжалования указанного постановления – не позднее

15 дней со дня оставления указанной выше жалобы без удовлетворения.

В случае необжалования постановления о применении санкций за нарушение

валютного законодательства и неуплаты взыскиваемых сумм за нарушение

валютного законодательства добровольно в установленные сроки взыскание

указанных санкций производится без применения судебной процедуры.

Должностные лица юридических лиц – резидентов, в том числе уполномоченных

банков, и юридических лиц – нерезидентов, а также физические лица, виновные в

нарушении валютного законодательства, несут уголовную, административную и

гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством

Российской Федерации.

Взыскание штрафов и иных санкций производится органами валютного контроля:

- с юридических лиц – в бесспорном порядке;

- с физических лиц – в судебном порядке.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, главным нормативно-правовым актом, регулирующим валютные

отношения, является Закон РФ «О валютном регулировании и валютном

контроле» от 9 октября 1992 года . Закон устанавливает основные

принципы проведения операций с валютой РФ и с иностранной валютой на территории

РФ, разграничивает полномочия органов власти и определяет функции банковской

системы в валютном регулировании и валютном управлении валютными ресурсами.

Валютное регулирование представляет собой законодательную форму

осуществления валютной политики государства.

В свою очередь, валютная политика – составная часть общеэкономической, в

том числе денежно-кредитной, политики государства, направленная на укрепление

валютно-финансового положения страны, поддержание на высоком уровне её

платёжеспособности и кредитоспособности, обеспечение поступления валюты из-за

рубежа по внешнеэкономическому обороту, приостановку вывоза капитала за

границу, привлечение иностранного капитала, укрепление российского рубля и т.д.

Юридически опосредуя реализацию валютной политики, валютное регулирование

способствует решению данных задач и является одним из важнейших направлений

финансовой деятельности государства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. . Грачёва Е.Ю., Куфакова Н.А., Пепеляев С.Г. Финансовое право России. –

М.: ТЕИС, 1995.

2. Конституция РФ

3. Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле»

4. Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой

деятельности»

5. Федеральный Закон «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке

России)» от 2 декабря 1990 года.

6. Финансовое право. Сборник нормативных актов. Учебное пособие. – М.:

«Издательство ПРИОР», 2002.

7. Финансовое право (конспект лекций) – М.: издательство ПРИОР, 2001.

8. «Финансовое и банковское право» словарь-справочник . Додонов В.Н.,

Крылова М.А., Шестаков А.В. Изд. «Инфра-М», Москва, 1997 г.

[1] Финансовое право (конспект лекций) – М.: Издательство ПРИОР, 2001

[2] Финансовое право. Сборник нормативных

актов. Учебное пособие. – М.: «Издательство ПРИОР», 2002. – 337-341с.

[3] Ст. 10 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле»

[4] Ст. 2 Федерального закона «О

государственном регулировании внешнеторговой деятельности»

[5] Грачёва Е.Ю., Куфакова Н.А., Пепеляев

С.Г. Финансовое право России. – М.: ТЕИС, 1995.

[6] Федеральный Закон «О Центральном Банке

Российской Федерации(Банке России)» от 2 декабря 1990 года.

[7] Финансовое право (конспект лекций) –

М.: издательство ПРИОР, 2001., 166-167с.

[8] П.1 Ст. 14 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле»

[9] П.2 Ст. 13 Того же Закона

[10] Финансовое право. Сборник

нормативных актов. Учебное пособие. – М.: «Издательство ПРИОР», 2002. – 350с.



(C) 2009