Научная Петербургская Академия

Доклад: Судебная власть, ее общая характеристика

Доклад: Судебная власть, ее общая характеристика

Введение.

В нашей работе мы рассмотрим судебную власть, отсутствие которой просто

невозможно в любом государстве. Мы постараемся раскрыть сущность

государственной власти и место в ней такой её разновидности, как судебная

власть. Так же я раскрою понятия её основных признаков. Далее мы рассмотрим

систему органов осуществляющих эту власть.

Для России в современных условиях судебная власть крайне важна. Но важна она

не только своим существованием, а действительностью и применимостью в

реальной жизни нашего общества.

К сожалению, судебная власть все еще остается слабым местом в России.

Закрепленные в Конституции принципы судоустройства и судопроизводства

реализуются с трудом. И в данном случае ощущается противодействие и давление

со стороны других ветвей власти. Несмотря на провозглашенные правовые и

социальные гарантии судьи, как то несменяемость, неприкосновенность,

независимость и т.д., они очень часто не могут полностью обеспечиваться из-за

отсутствия технической и материальной базы. Помимо этого большой проблемой

для правосудия в сегодняшнее время стала коррумпированность судей.

В связи с принятием России в Совет Европы теперь юрисдикция Европейского Суда

распространяется и на территорию России. Это теперь высший судебный орган для

России и ее граждан.

Глава 1.

Понятие судебная власть, как одна из ветвей государственной власти

Государственная власть – это публично-политическое отношение господства и

подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.

Характерные черты государственной власти[1]:

1)распространяется на всё общество

2)носит публично-политический характер

3)опирается на государственное принуждение

4)осуществляется специальными лицами, чиновниками

5)система налогов

6)деление населения по территориальному признаку

Основа построения системы органов государственной власти - разделение

государственной власти на три ветви. «Государственная власть в Российской

федерации осуществляется на основе разделения на законодательную,

исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной

власти самостоятельны».[2]

Исходя из сказанного ранее, судебная власть является третьей ветвью власти в

Российской Федерации. Судебную власть можно определить как реализуемые

занимающими особое положение в государственном аппарате органами,

возможностями и способностями воздействия на поведение людей и социальные

процессы[3]. Субъектом, осуществляющим её,

является только суд, обладающий для осуществления судебной власти только ему

присущими полномочиями, возможностями и способностями воздействовать на

поведение людей и на процессы, происходящие в обществе.

Органы государственной власти РФ строят свою деятельность на принципах,

составляющих основы конституционного строя Россия. Защита прав и свобод

человека — обязанность государства.

В связи с принятием России в Совет Европы теперь юрисдикция Европейского Суда

распространяется и на территорию России. Это теперь высший судебный орган для

России и ее граждан.

Глава 2.

Понятие судебной власти и содержание её основных признаков.

Судебная власть есть предоставленные специальным органам

государства - судам - полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции

вопросов, возникающих при применении права, и реализация этих полномочий путем

конституционного, гражданского, уголовного, ад­министративного и арбитражного

судопроизводства с соблюдением про­цессуальных форм, создающих гарантию

законности и справедливости при­нимаемых судами решений. Судебная власть

призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от

любых нарушений, кто бы их не совершал. Правосудие в правовом государстве

осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции

суда. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только

законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или

исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей

гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом.

[4]

Судебная власть как определенная функция суда обладает рядом основ­ных признаков

[5]:

1. Судебная власть - вид государственной власти. Она осу­ществляется

государственными органами, выражает государственную волю, ее составляют

государственно-властные полномочия. В отличие от других видов власти, реально

влияющих на жизнь людей, судебная власть - одна из трех ветвей государственной

власти, установленная Конституцией и дру­гими законами.

2. Судебная власть принадлежит только судам - государст­венным органам,

образуемым в установленном законом порядке, формируе­мым из людей, способных на

основе соответствующей подготовки и своих личных качеств осуществлять

правосудие и реализовывать судебную власть в иных формах. Судебная власть в

России принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленном

законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных

заседа­телей[6]. В соответствии с Всеобщей

декларацией прав человека 1948 г. каждо­му человеку должно быть гарантировано

право (на основе полного равенст­ва) на то, чтобы его дело было рассмотрено

гласно и с соблюдением требова­ний справедливости независимым и беспристрастным

судом [7].

3. Исключительность судебной власти - следующий ее признак. Судебную

власть вправе осуществлять только суды[8].

Важнейшая функция судебной власти - осуществление правосудия - по Конституции

Российской Федерации при­надлежит только суду, только суд может признать

человека виновным в преступлении и подвергнуть его уголовному наказанию.

4.Независимость, самостоятельность, обособлен­ность - характеристики

судебной власти. При выполнении своих функций судьи подчиняются только

Конституции Российской Федерации и закону [9]

. Независимость судебной власти одновременно означает за­прет каждому суду и

судье подчиняться воздействию с чьей-либо стороны при рассмотрении конкретных

дел и принятию по ним решений, обязанность противостоять попыткам такого

воздействия. Самостоятельность судебной власти означает, что судебные функции

суд не делит с какими-либо другими органами, а решения суда не требуют

чьих-либо санкций или утверждения. Суды, осуществляющие судебную власть,

образуют самостоятельную ветвь государственной власти. Обособленность судебной

власти означает, что суды образуют систему государст­венных органов, не

входящую в какую-либо другую государственную струк­туру, систему, не

подчиненную при выполнении своих функций кому-либо.

5. Процессуальный порядок деятельности - важнейший признак судебной

власти. Процессуальный порядок определяет только закон. Закон подробно

ре­гулирует правила действий суда и принятия им решений при рассмотрении

конкретных дел. Процессуальный порядок, ре­гулируя правила судебной процедуры,

представляет собой высокую социаль­ную ценность. Он призван обеспечить

законность всей деятельности органов, осуществляющих судебную власть,

законность, обоснованность и справедли­вость судебных решений, охрану прав лиц,

чьи интересы с той или иной сте­пени затрагивает судебную власть.

6.Осуществление полномочий путем судопроизводства - признак судебной

власти[10]. Судопроизводство

представляет собой деятельность, которая начинается при наличии предусмотренных

зако­ном оснований и поводов. Эта деятельность развивается в

последо­вательности, установленной процессуальным законом и протекает в

процес­суальных формах.

7. Подзаконность судебной власти означает, что компетенция су­дов, их

полномочия определяются Конституцией Российской Федерации и другими

федеральными законами. Законодательные органы, законодательная власть не вправе

вмешиваться в производство по конкретным делам. Но соз­данные ею законы должны

неукоснительно соблюдаться судами. Судьи всех судов, в том числе и

Конституционного Суда, независимы и подчиняются только Конституции Российской

Федерации и закону [11]. Особой

юридической силой обладает толкование Конституции Россий­ской Федерации

Конституционным Судом Российской Федерации. Оно явля­ется официальным и

обязательным для всех органов государственной власти и местного самоуправления,

учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений

[12].

Глава 3.

Система органов, осуществляющих судебную власть.

Как определено в Конституции РФ и Федеральном конститу­ционном Законе «О

судебной системе Российской Федерации» су­дебная власть в России

осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном

законом порядке к осуществле­нию правосудия присяжных» народных и арбитражных

заседате­лей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя

осуществление правосудия. Создание чрезвычайных судов и судов, не

предусмотренных Конституцией РФ и Федеральным конститу­ционным Законом о

судебной системе, не допускается.

Судебная власть самостоятельна и действует независимо от за­конодательной и

исполнительной властей, осуществляется посред­ством конституционного,

гражданского, административного и уго­ловного судопроизводства.

Судебная система совокупность всех действующих в Российской

Федерации в соответствии с её Конституцией судов, объединенная единством задач

судебной власти, принципов организации и деятельности судов, построенная с

учетом федеративного и административно-территориального устройства государства

[13].

Единство судебной системы Российской Федерации обеспечи­вается путем:

§ установления судебной системы Российской Федерации Кон­ституцией

Российской Федерации и Федеральным конституци­онным законом о судебной

системе РФ;

§ соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных

федеральными законами правил судопроиз­водства;

§ применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных

конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм

международного права и международных договоров Российской Федерации, а также

кон­ституций (уставов) и других законов субъектов Российской Фе­дерации;

§ признания обязательности исполнения на всей территории Рос­сийской

Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

§ законодательного закрепления единства статуса судей;

§ финансирования федеральных судов и мировых судей из феде­рального бюджета.

В Российской Федерации действуют федеральные суды, кон­ституционные

(уставные) суды и мировые судьи субъектов Россий­ской Федерации, составляющие

судебную систему Российской Фе­дерации.

Систему федеральных судов составляют:

1) Конституционный Суд Российской Федерации;

2) Суды общей юрисдикции, возглавляемые Верховным Судом РФ;

3) Арбитражные суды во главе с Высшим Арбитражным Судом РФ.

Кроме того Законом «О судебной системе РФ» предусмотрены суды субъ­ектов

Российской Федерации - конституционные (уставные) суды и мировые судьи.

Конституционный Суд Российской Федерации является высшим судебным

органом защиты конституционного строя РФ, осуществляющим судебную власть в

форме конституционного судопроизводства[14]

.

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным

органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным

судам общей юрисдикции, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и даёт

разъяснения по вопросам судебной практики

[15].

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим

экономическим судебным органом и осуществляет надзор за судебной деятельностью

арбитражных судов РФ. Арбитражный Суд осуществляет судебную власть при

разрешении споров, вытекающих из гражданских правоотношений и из правоотношений

в сфере управления. Арбитражный Суд разрешает споры между предприятиями ,

учреждениями, организациями, являющимися юридическими лицами, а также

гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования

юридического лица и имеющих статус предпринимателя

[16].

И Конституционный Суд РФ, и суды общей юрисдикции, и арбитражные суды

представляют собой три абсолютно независимых друг от друга части об­щей

судебной системы. Все они имеют общие задачи по охране конституцион­ного

строя, политической и экономической систем, обеспечению законности и

правопорядка, защите прав и интересов граждан. В ст. 3 Закона «О судебной

системе РФ» говорится, что единство судебной системы достигается путем

ус­тановления судебной системы конституционным законом, соблюдения всеми

судами установленных правил производства, применения всеми судами

Кон­ституции РФ и других федеральных законов, признания обязательности

ис­полнения вступивших в силу судебных решений на всей территории Россий­ской

Федерации, закрепления единства статуса судей, финансирования органов

судебной власти за счет средств федерального бюджета. В то же время каждая из

этих трех частей судебной системы имеет свою компетенцию и не вмешивается в

деятельность других.

Система судов общей юрисдикции состоит из Верховного Суда РФ, Вер­ховных

судов республик в составе РФ, краевых, областных судов, судов авто­номных

округов и автономной области, городских судов Москвы и Санкт-Пе­тербурга,

районных (городских) судов. В систему судов общей юрисдикции входят военные

суды, действующие в Вооруженных Силах: военные суды гар­низонов, округов,

флотов. К ней также относятся и мировые судьи, порядок назначения которых и

компетенция законом пока не определены. Система судов общей юрисдикции является

централизованной - возглавляется Верховным Судом РФ, который является высшим

судебным органом по граждан­ским, уголовным и административным делам.

Организуются суды, входящие в эту систему, либо в соответствии с

административно-территориальным де­лением государства - так называемые общие

суды (в их число входят 21 Вер­ховный суд республик, 6 краевых судов, 49

областных, 2 городских (Москвы и Санкт-Петербурга), 1 суд автономной области,

10 судов автономных окру­гов, 2456 районных или равных им судов), либо в

соответствии с дислокацией Вооруженных Сил РФ и других воинских формирований -

военные суды.

Система арбитражных судов включает Высший Арбитражный Суд Рос­сийской

Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик,

краев, областей и других субъектов Российской Федерации. Возглавляется она

Высшим Арбитражным Судом РФ, т. е. тоже является нейтрализованной. Суды,

входящие в эту систему, действуют как в пределах

административно-территориальных образований, так и вне их границ.

Одной из важных характеристик судебной системы является понятие «судебное

звено», которое лежит в основе подразделения судов общей юри­сдикции и

арбитражных судов. Судебным звеном являются суды, наделен­ные

одинаковой компетенцией, с одинаковой структурой и занимающие одинаковое место

в судебной системе.

По этому признаку общие суды подразделяются на суды трех звеньев (уровней):

· основное звено — районные (городские, межмуниципальные) народные суды;

· среднее звено — Верховные суды республик, краевые, областные суды,

городские в Москве и Санкт-Петербурге суды, суды автономной области и

автономных округов;

· высшее звено — Верховный Суд РФ.

Подобным образом подразделяются военные суды:

· основное звено — суды армий, соединений, флотилий и гарни­зонов;

· среднее, звено — суды военных округов, флотов, видов Воору­женных

Сил и групп войск;

· высшее звено — Военная коллегия Верховного суда РФ.

Так же подразделяются и арбитражные суды:

· основное звено — арбитражные суды субъектов Российской фе­дерации

· среднее звено — федеральные арбитражные суды округов (всего таких

округов образовано десять);

· высшее звено — Высший Арбитражный Суд РФ.

По процессуальной компетенции суды подразделяются на:

§ суды первой инстанции;

§ суды второй (кассационной) инстанции;

§ суды надзорной инстанции.

Судебной инстанцией считается суд (или его структурное подраз­деление),

выполняющий ту или иную судебную функцию, связанную с разрешением судебных

дел (принятие решения по существу дела, про­верка законности и обоснованности

этих решений).

Суд первой инстанции — это разбирательство дела по суще­ству с целью

осуждения или оправдания подсудимого — по уголов­ному делу и удовлетворения

иска или отказа в иске — по граждан­скому делу. Дела по первой инстанции могут

рассматривать все суды в пределах своей компетенции, но основное количество

уго­ловных и гражданских дел по первой инстанции рассматривают районные суды.

Наиболее сложные или особого общественного зна­чения судебные дела

рассматривают по существу вышестоящие суды вплоть до Верховного Суда Российской

Федерации[17].

Процесс разбирательства дела заключается в анализе судьей доказательств и

установлении истины. В результате разбирательства уголовно­го дела суд

выносит приговор, а по гражданскому делу — реше­ния, которые не могут быть ни

изменены, ни отменены этим судом.

Решения и приговоры большинства судов в течение установ­ленного законом срока

(7 дней для приговора, 10 дней для реше­ния) не вступают в законную силу и

могут быть обжалованы в кас­сационном порядке подсудимым, потерпевшим, истцом

или ответ­чиком либо опротестованы прокурором в суд второй инстанции.

Суд второй инстанции — для мировых судей и районных су­дов — областной и

соответствующие ему суды, а для областного суда — Верховный Суд Российской

Федерации) на основании жа­лоб заинтересованных лип или кассационного протеста

прокурора проверяет законность и обоснованность решений суда первой ин­станции,

не вступивших в законную силу, и полномочен:

§ признав приговор (решение) правильным, оставить его в силе, а

кассационную жалобу или протест без удовлетворения;

§ установив, что приговор (решение) суда первой инстанции не

соответствует материалам дела, отменить его и передать дело на новое

рассмотрение; прекратить дело и направить уголовное дело на дополнительное

расследование; изменить в опре­деленных пределах приговор или решение;

вынести новое ре­шение по гражданскому делу.

По итогам кассационного разбирательства дела суд второй ин­станции выносит

определение, которое вступает в законную силу немедленно и не подлежит ни

обжалованию, ни опротестованию в кассационном порядке. Оно может быть

опротестовано лишь в по­рядке судебного надзора.

Суд надзорной инстанции по протестам лиц, указанных в за­коне

(председатели областных и соответствующих судов, председа­тели Верховного Суда

РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ и их заместители, прокуроры республик, краев,

областей, Генеральный прокурор РФ и его заместители) проверяет законность и

обоснован­ность вступивших в законную силу решений суда первой инстан­ции, а

также решений суда кассационной инстанции либо нижесто­ящей надзорной

инстанции.

Пересмотр дел в порядке надзора возможен только в президиу­мах судов

субъектов Российской Федерации, в судебных коллегиях и в Президиуме

Верховного Суда Российской Федерации и Высше­го Арбитражного Суда Российской

Федерации, а также в военных судах округов и им соответствующих судах.

Разбирательство осуществляется без участия народных заседа­телей; в судебном

заседании, как правило, не участвуют лица, за­интересованные в деле. В

зависимости от результатов рассмотре­ния дела надзорная судебная инстанция

может оставить без изме­нения опротестованные судебные акты или отменить

(изменить) их (в случае несоответствия их закону) с передачей дела на новое

рассмотрение с любой состоявшейся стадии процесса, например со стадии

рассмотрения дела в суде первой инстанции, либо прекра­тить дело. Судебные

акты надзорных инстанций (постановления президиумов или определения коллегий)

вступают в законную силу немедленно.

Высший Ар­битражный Суд РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции

дела, отнесенные законом к его исключительной компетенции, и проверяет в

по­рядке надзора судебные акты других арбитражных судов РФ.

Следует иметь в виду, что, несмотря на термины «вышестоящий» и

«ни­жестоящий», дистанционная взаимосвязь судов исключает подчинение од­них

судов другим. Закон четко обозначил границы компетенции судов кас­сационной и

надзорной инстанций. Суд вышестоящей инстанции может отменить приговор, но не

вправе дать указания о квалификации содеянно­го, о мере наказания, об оценке

доказательств, характере решения.

Конструирование правовых норм, определяющих организацию прокуратуры, в главе

7 Конституции, озаглавленной "Судебная власть", не должно вводить в

заблуждение и давать повод рассматривать прокуратуру как один из органов

судебной системы. Единственный субъект этой системы - суд.

Заключение.

В данной работе раскрыты такие вопросы, как : понятие судебной власти, как

одной из ветвей государственной власти, содержание ее основных признаков, так

же раскрыта система органов, , осуществляющих данную власть в России. Помимо

этого мы охарактеризовали понятия «звено судебной системы» и «судебная

инстанция».

В конце работы хотелось бы подчеркнуть тот момент, что тема этой курсовой

работы очень актуальна в наше время, так как несмотря на значительные

перемены в юридических основах нашего общества, как то, принятие новой

Конституции Российской Федерации: новый Гражданский Кодекс, новый Уголовный

Кодекс, огромное количество принципиально новых нормативно-правовых актов и

др. судебная власть и документы, которые ее регламентируют еще далеки от

совершенства. Необходимо провести большую работу в целях повышения «качества»

работы органов судебной власти, для этого необходимо обеспечить реальную

независимость судей, материально-техническую базу для органов, осуществляющих

правосудие, а самое главное привести в соответствие с сегодняшними

требованиями нормативно-правовую базу. Основой, которой и послужит

Конституция Российской Федерации, которая хотя и дала основополагающие

принципы работы судебной власти, но не может регламентировать все аспекты

работы органов правосудия. Для этого необходимы еще новые Кодексы и огромное

количество нормативных актов, регламентирующих осуществление правосудия в

наше время

. Список литературы.

1. Г.А.Воробьёв «Основы государства и права» Учебное пособие,

Краснодар-1998.

2. С.А. Воронцов. Правоохранительные органы и спецслужбы

Российской Федерации. М-1999.

3. К.Ф. Гуценко. Правоохранительные органы РФ. Учебник. М-2000.

4. В.Н. Хропанюк «Теория государства и права» М-1996.

5. В.П.Божьев Правоохранительные органы РФ. М-1997

6. Конституция Российской Федерации (от 12.12.93)

7. Федеральный Конституционный Закон о Судебной системе Российской

Федерации (от 31.12.96)

8. Всеобщая Декларация Прав человека (от 10.12.48)

9. Закон о Конституционном Суде Российской Федерации (от 21.07.94)

10. Уголовно Процессуальный Кодекс Российской

Федерации (от 07.08.00)

[1] Г.А.Воробьёв «Основы государства и

права» Учебное пособие, Краснодар 1998 г. стр.125

[2] Конституция РФ ст.10

[3] К.Ф. Гуценко. Правоохранительные органы РФ. Учебник. М-2000. стр.42.

[4] В.Н. Хропанюк «Теория государства и права», М-1996 г. стр. 84–85.

[5] В.П.Божьев Правоохранительные органы РФ. М-1997 г. стр.43-46.

[6] Закон о Судебной системе. Ст.1, ч 1.

[7] Всеобщая Декларация Прав человека Ст. 10.

[8] Закон о Судебной системе ст. 1

[9] Закон о Судебной системе ст. 5 ч. 1 и 2

[10] Конституция РФ ст. 118,

[11] Закон о Судебной системе ст. 5. ч. 1, 2

[12] Закон о Конституционном Суде ст. 106

[13] В.П.Божьев Правоохранительные органы РФ. М-1997 г. стр.49

[14] Г.А.Воробьёв «Основы государства и

права» Учебное пособие, Краснодар 1998 г. стр. 148

[15] Конституция РФ ст.126

[16] Г.А.Воробьёв «Основы государства и

права» Учебное пособие, Краснодар 1998 г. стр. 152

[17] Уголовно Процессуальный Кодекс РФ. Ст. 38



(C) 2009