Доклад: Проблемы перехода учреждений уголовно-исполнительной системы в ведение Министерства юстиции РФ
Хабаровский Государственный Технический Университет
Дальневосточный Юридический Институт
Научно-практический доклад
На тему: Проблемы перехода учреждений уголовно-
исполнительной системы в ведение
Министерства юстиции РФ.
Выполнил:
Студент 4-го курса,
ХГТУ ДВЮИ, группы Ю-62,
Гончаров Н.А.
Проверил:
Преподаватель кафедры
Уголовно-правовых дисциплин,
Марченко М.А.
Хабаровск
2000
План
Введение.........................2
1. Министерство юстиции: задачи, функции, история развития..................3
1.1. История становления и развития Минюста в России .....3
1.2. Задачи и функции Минюста на современном этапе......6
2. Министерство юстиции США.............8
3. Проблемы связанные с переходом УИС в ведение Минюста РФ...........9
3.1. Основные аспекты дискуссии "За" и "Против" передачи УИС в
Минюст РФ..................9
3.2. Основные мероприятия, связанные с реформированием и передачей
УИС МВД РФ в ведение Минюста РФ......11
Заключение.......................16
Список использованной литературы............17
Введение
Реформирование пенитенциарных учреждений вызывает много споров, вопросов,
суждений и даже опасений со стороны не только ученых, специалистов,
должностных лиц, но и широких слоев населения, по тем или иным причинам
весьма заинтересованно относящихся к этому процессу.
Не скрываемый интерес к реформированию уголовно-исполнительной системы России
проявляет мировое сообщество и мировая общественность, которые в СССР и
Российской Федерации достаточно долго и активно добивались не только
изменения системы исполнения уголовных наказаний, но и введения мировых
стандартов обращения с заключенными и осужденными.
Цель настоящей работы – осветить проблемы передачи уголовно-исполнительной
системы из Министерства внутренних дел РФ в ведение Министерства юстиции РФ.
1. Министерство юстиции: задачи, функции, история развития.
1.1. История становления и развития Минюста в России.
Слово "юстиция" латинского происхождения означающее справедливость,
законность, право; под этим словом изначально понимается деятельность суда,
всей совокупности судебных учреждений, в целом судебного ведомства.
Рядовому человеку, чьи права нарушены и не восстановлена справедливость, все
равно, кто не защитил его – конкретный судья, судебная система в целом, либо
орган управления судебной системой.
Чтобы полнее уяснить сегодняшнюю ситуацию в указанной сфере государственной
деятельности необходимо обратиться к историческому опыту становления и
развития управления судебной системой России. Такой анализ поможет выяснить
определенные тенденции и закономерности, имеющие значение для формирования и
функционирования органов юстиции, а также российскую самобытность и традиции.
Управление государственными делами в России к началу XVIII века
осуществлялось через систему Приказов, в основу деятельности которых был
положен функциональный принцип и совмещение функционального управления с
территориальным. Среди них функционировал и специальный Судебный приказ,
обладавший и территориальной компетенцией. Однако для того времени для многих
Приказов (а их насчитывалось более 80-ти) было характерным совмещение
судебных, административных и финансовых функций. В связи с этим лица
возглавляющие эти Приказы, в XVII веке получили название судей (от наличия
судебных функций у большинства Приказов).
Реформа государственного управления предпринятая Петром I в начале XVIII
века, ликвидировала систему Приказов, на базе которых были образованы
Коллегии, в том числе и Юстиц-Коллегия, взявшая на себя судебные функции,
имевшиеся ранее у многих приказов. Она контролировала местные суды и была
высшим апелляционным судом по уголовным и гражданским делам. В конце XVIII
века в связи с губернской реформой и созданием на местах широкой сети
учреждений (в том числе и губернских судов), Юстиц-Коллегия была
ликвидирована. Ее судебные функции были переданы губернским судам, а
управление судами – Сенату.
Правительствующий Сенат был учрежден Петром I в 1711 году как временный
коллегиальный орган для управления страной в отсутствие царя. К концу XVIII
века он становится государственным органом с сугубо судебными функциями.
В самом начале XIX века вместо коллегий создаются Министерства и Сенат
превращается в высший орган суда и надзора, с этими функциями он
просуществовал до 1917 года. Во главе Сената стоял обер-прокурор, а после
создания Министерств – министр юстиции.
В 1895 году Министерству юстиции была передана система мест заключения, а в
его составе был образован новый департамент – Главное тюремное управление,
которое после Февральской революции 1917 года было преобразовано в Главное
управление по делам мест заключения (ГУМЗ). С установлением Советской власти
этот орган управления местами заключения неоднократно преобразовывался:
сперва в отдел – тюремное управление; позднее (1918 год) при Наркомате
юстиции была образована тюремная коллегия. Затем отдел был преобразован в
карательный отдел, находившийся в непосредственном ведении Наркома юстиции, а
позднее в Центральный карательный отдел. В 1922 году места лишения свободы
вновь переданы НКВД РСФСР. За Наркоматом юстиции сохранились функции надзора
за законностью содержания арестованных в местах заключения.
Согласно постановлению ВЦИК и СНК от 31 декабря 1930 года "О мероприятиях,
вытекающих из ликвидации Наркомата внутренних дел РСФСР и Наркомата
внутренних дел автономных республик" на Наркомат юстиции РСФСР возлагалось
общее руководство исправительно- трудовой политики и проведением в жизнь
исправительно-трудового законодательства, организация руководства местами
лишения свободы, а также руководство изучением преступности и методов борьбы
с ней. В составе Наркомата юстиции вновь было образовано Главное управление
исправительно-трудовыми учреждениями. Однако уже 1934 году постановлением
ВЦИК и СНК СССР от 27 октября исправительно-трудовые учреждения передаются в
состав НКВД СССР. В марте 1953 года места заключения (кроме учреждений, где
содержались политические) вновь передаются Министерству юстиции, однако уже в
январе 1954 года их обратно возвращают в Министерство внутренних дел.
Министерство юстиции с первых лет советской власти помимо указанной выше
деятельности основное внимание концентрировало на проведении судебной
реформы, а позднее на управление судебной системой, осуществлении общего
руководства нотариатом, адвокатурой, а затем и регистрацией актов
гражданского состояния и иной правовой деятельностью. Во времена
реформаторства Н.С. Хрущева Министерство юстиции было ликвидировано как не
нужное, и лишь в начале семидесятых годов было воссоздано.
Таким образом, Министерство юстиции прошло довольно сложный исторический путь
своего становления и развития. Оно имело самые разнообразные задачи и
функции, в том числе и сугубо судебные, что, безусловно, сыграло определенную
роль в формировании общественного мнения о том, что именно Министерство
юстиции осуществляет правосудие. Чтобы составить правильное представление о
деятельности Минюста России необходимо иметь представление о его задачах и
функциях.
1.2. Задачи и функции Минюста на современном этапе
Статус этого Министерства в настоящее время определяется Положением о
Министерстве юстиции РФ, утвержденным Постановлением Совета Министров –
Правительства РФ от 4 ноября 1993 года. В соответствии с п.3. Положения на
министерство возложены следующие основные задачи (функции):
- участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности
Президента РФ и Правительства РФ;
- обеспечение необходимых условий функционирования военных судов;
- государственная регистрация нормативных актов центральных органов
федеральной исполнительной власти;
- регистрация уставов общественных и религиозных объединений;
- организация и развитие системы юридических услуг;
- обеспечение кадрами органов, учреждений и организаций юстиции,
повышение квалификации кадров;
- участие в международно-правовой охране прав и интересов граждан.
В соответствии с ФЗ от 21 июля 1997 года "О судебных приставах" в задачи
Министерства юстиции входит обеспечение установленного порядка деятельности
судов на территории РФ.
В задачи Минюста также входит исполнение судебных актов и актов других
органов, предусмотренных законодательством об исполнительном производстве.
И, наконец Указ Президента от 28 июля 1998 года №904 возложил на Министерство
юстиции руководство уголовно-исполнительной системой по исполнению уголовных
наказаний и исправлению осужденных.
Таким образом, задачи и функции Министерства юстиции, исключительно
многообразные и обширные, по своей значимости далеко выходят за рамки
деятельности традиционного правоохранительного ведомства.
2. Министерство юстиции США
Министерство юстиции – ведущее ведомство в системе исполнительной власти США,
осуществляющее на федеральном уровне координацию действий государственных
органов в сфере правоприменения и контроля за исполнением законов. Оно
основано в 1870 году в соответствии с актом Конгресса США, возложившим
функции Министра юстиции на Генерального атторнея, должность которого была
учреждена в 1789 году.
Ближайший российский аналог Министерства юстиции США – Генеральная
прокуратура. Однако к компетенции американского Минюста, помимо прокурорских
функций, отнесены такие вопросы как уголовный розыск, контрразведка,
управление федеральными тюрьмами, исполнение судебных решений, обеспечение
безопасности судов, судей и свидетелей, исполнение иммиграционного
законодательства и др.
3. Проблемы связанные с переходом УИС в ведение Минюста РФ
3.1. Основные аспекты дискуссии "За" и "Против" передачи УИС в Минюст РФ
Как отмечалось выше, уголовно-исполнительную систему неоднократно передавали
из одного ведомства в другое (в 1895 , в 1930, в 1953 годах). Основным
доводом таких перемен было стремление избежать излишней военизации
исправительного дела и спокойной его организации в рамках гражданского
ведомства. При этом предполагалось, что в гражданском ведомстве процесс
исполнения наказания в виде лишения свободы будет основываться на более
гуманистических началах и с меньшими нарушениями законности.
По крайней мере, таков леймотив выступлений средств массовой информации
России конца 80-х, начала 90-х годов. МВД представлялось монстром, не только
взращивающим садистов и негодяев, глумящихся над бесправной массой
заключенных и осужденных, но и заинтересованным в поддержании именно такого
состояния в местах лишения свободы. Персонал исправительных учреждений
представлялся скопищем дегенератов, способных главным образом давить
осужденных (сотрудников исправительной системы называли – "давильщики").
Следует подчеркнуть, что на ряду со справедливой критикой имевшихся в
практике исправительных учреждений крупных недостатков (в том числе нарушений
законности, особенно в прошлые годы) за частую присутствовала и прямая
клевета. Например, в оборот был запущен тезис о том, что работники
исправительных учреждений в качестве расправы над неугодными осужденными
специально помещают их в камеры, где содержатся лица, больные открытой формой
туберкулеза с целью заражения их болезнью. Положение в местах лишения свободы
действительно таково, что число больных туберкулезом катастрофически растет
(а кое где уже носит характер эпидемии), лимит мест в больницах и стационарах
давно исчерпан, поэтому больных туберкулезом приходится держать совместно с
другими осужденными. Такие факты (и не единичные) имеются, но на этом горе
спекулировать подобным способом просто не допустимо.
Подавляющее число сотрудников исправительных учреждений, добровольно
заточивших себя в стены тюрьмы, следственного изолятора, исправительной
колонии, честно и добросовестно исполняли и исполняют свою тяжелую и не
овеянную ореолом славы и почета профессиональную деятельность. Здесь же
следует обратить внимание на феномен правового сознания нашего общества по
отношению к осужденным и заключенным. Издавна в России колодники, арестанты,
бредущие этапом, находящиеся в острогах, вызывали в общественном сознании
жалость и сострадание, что побуждало население оказывать им посильную помощь
в обеспечении пищей и одеждой и почиталось в обществе благим делом.
Существенные изменения в общественном сознании произошли в советские времена,
когда места заключения стали рассматриваться под классовым углом зрения с
оттенком сосредоточения там в основном врагов народа. Сострадание к
заключенным как к изгоям общества и не предполагалась, наоборот
культивировалась жестокость к классовому противнику. Все это вместе взятое и
сформировало в общественном сознании необходимость и целесообразность
жесткого обращения с осужденными и предоставление им лишь элементарно
необходимых условий для существования в местах лишения свободы. Такой
стереотип мышления сложился и у многих работников исправительной системы.
Поэтому стала актуальной масштабная задача по воспитанию и формированию
персонала уголовно-исполнительной системы, способного адекватно воспринимать
мировые стандарты обращения с осужденными.
Представляется, что именно данные обстоятельства свидетельствовали о
необходимости передачи исправительной системы именно Министерству юстиции, не
обремененному тяжким наследием и пагубными традициями в этой области
государственной деятельности. Российский опыт нахождения исправительной
системы в ведении Минюста является положительным.
Тем не менее, споры по поводу передачи УИС в ведение Минюста не утихают.
Высказываются различные опасения: Министерство юстиции будет поглощено
уголовно-исполнительной системой; основная часть персонала не пожелает
работать в Минюсте, подаст рапорта на увольнение или на пенсию; потребуются
огромные затраты со стороны государства а оно такими средствами не
располагает; будет разрушена система взаимодействия внутри МВД, в связи с чем
резко упадет раскрываемость преступлений, и т.д.
Поэтому поводу можно сказать одно – дело это для Минюста новое, оно потребует
от руководства Министерства не только максимального внимания, но и обучения,
изучения отечественного и зарубежного опыта. Сегодня вопрос стоит не в том –
"передавать или не передавать", так как он давно решен, а в том, как это
будет сделано и в каком виде.
3.2. Основные мероприятия, связанные с реформированием и передачей
УИС МВД РФ в ведение Минюста РФ
Еще в 1997 году Президент РФ подписал Указ "О реформировании уголовно-
исполнительной системы МВД РФ". В нем было сказано, что в целях
совершенствования системы исполнения уголовных наказаний Российская
Федерация, в соответствии с рекомендацией Комитета Министров Совета Европы о
единых европейских пенитенциарных правилах, должна осуществить поэтапное
реформирование уголовно-исполнительной системы МВД РФ, предусмотрев ее
передачу в ведение Министерства юстиции РФ.
В 1998 году вышел другой Указ Президента РФ "О передаче уголовно-
исполнительной системы МВД РФ в ведение Министерства юстиции" РФ. Указом
предписывалось: передать до первого сентября 1998 года уголовно-
исполнительную систему МВД РФ с входящими в ее состав по состоянию на 1
августа 1998 года центральными и территориальными органами, учреждениями,
предприятиями, организациями и имуществом, используемым ею в своей
деятельности, в ведение Министерство юстиции. Считать уголовно-исполнительную
систему Министерства юстиции РФ правопреемником уголовно-исполнительной
системы МВД РФ. Этим указом УИС МВД РФ была окончательно передана в ведение
Минюста РФ.
Простым фактом передачи уголовно-исполнительной системы из одного ведомства
в другое проблемы, стоящие перед ней решить на удовлетворительном уровне вряд
ли возможно. Было бы наивно полагать, что фон гражданского ведомства для
функционирования уголовно-исполнительной системы будет являться единственным
благоприятным фактором. Здесь необходимо принять ряд кардинальных и
разноплановых решений правового и организационно-распорядительного характера
на уровне высших федеральных органов законодательной и исполнительной власти,
также проявит твердость и последовательность в своих действиях со стороны
руководителей учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в
выполнении установленных законодательством предписаний (например, о
предельных сроках содержания под стражей).
Прежде всего следует разгрузить следственные изоляторы с тем, чтобы привести
численность содержащихся в них лиц в соответствие с лимитом наполнения. Здесь
имеется несколько возможностей. Прежде всего следует в меньших размерах
применять заключение под стражу в качестве меры пресечения, шире используя
альтернативные меры (подписка о невыезде, залог, личное поручительство).
Необходимо ограничить срок содержания в следственных изоляторах лиц,
числящихся за судами (иногда они находятся там годами безо всяких на то
законных оснований), таких лиц достаточно много.
Существенно разгрузить следственные изоляторы за счет создания в
исправительных колониях своеобразных временных следственных изоляторов для
содержания лиц, в отношении которых приговор еще не вступил в законную силу,
не удалось, эта мера в целом оказалась недостаточно эффективной.
Другим направлением облегчения уголовно-исполнительной системы является более
широкое применение альтернативных лишению свободы видов наказания. В России
по прежнему лишение свободы в качестве вида наказания используется по
сравнению с другими странами слишком широко. Как неоднократно подчеркивали
эксперты Совета Европы, проводившие обследование нашей уголовно-
исполнительной системы, такое большое число осужденных в нормальных условиях
вряд ли может содержать любая самая развитая страна мира, не говоря уже о
сегодняшней России. Поэтому они постоянно ориентируют нашу практику на более
широкое применение альтернативных лишению свободы видов наказания.
В качестве альтернативных наказаний необходимо шире применять штрафы,
конфискацию имущества, запрещение занимать определенные должности или
заниматься определенной деятельностью и другие виды наказаний, не связанных с
изоляцией виновного от общества. В этом случае уголовно-исполнительная
система не будет переполнена, сможет более рационально строить воспитательный
процесс, можно будет создать условия содержания осужденных на уровне мировых
стандартов, более планомерно занять их общественно полезным трудом, т.е. в
целом более квалифицированно и эффективно решать поставленные перед ней
задачи.
Таким образом, ГУИН МВД РФ со всеми своими подразделениями и обеспечивающими
службами без каких-либо серьезных изменений перешел в ведение Министерства
юстиции РФ. Однако многие потребности уголовно-исполнительной системы
обеспечивались в значительной мере иными службами МВД, поэтому необходимо
решить вопросы какие службы будут заново создаваться в Министерстве юстиции,
а какие останутся в МВД для совместного использования двумя министерствами на
договорной (долевой) основе. Сюда отнесены многие вопросы жизнедеятельности:
социально-культурные и оздоровительная сферы, специальные сферы деятельности
(архивные системы, линии передачи и получения информации, спецперевозки и
др.), осуществление подготовки и переподготовки кадров и ряд других.
При этом следует иметь в виду, что совместное использование объектов
указанных сфер жизнедеятельности целесообразно лишь в той мере, в какой это
не будет противоречить не только интересам двух ведомств, но и в целом
эффективной охране и поддержанию правопорядка в стране. Например, в
Министерстве юстиции обязательно должна быть создана система подготовки и
переподготовки кадров для уголовно-исполнительной системы, и в этих целях из
МВД будут переданы конкретные учебные заведения и прежде всего те, которые
изначально создавались для подготовки и переподготовки именно данной
категории специалистов - как первоначальной подготовки, так и средней и
высшей квалификации. Но в то же время высшее звено руководящих кадров
уголовно-исполнительной системы многих других специалистов предполагается
продолжать готовить в Академии управления МВД РФ и других узкопрофильных
учебных заведениях, но уже на договорной основе.
Уголовно-исполнительную систему нельзя оставить без научного обеспечения,
однако здесь договорной принцип уже не даст желаемого результата, т.к.
практика уголовного наказания будет сосредоточена в Министерстве юстиции, а
как известно, теория без практики мертва. Поэтому штатная численность
соответствующих научных лабораторий и отделов ВНИИ МВД РФ должна передаваться
в ведение Минюста для организации специальных научно-исследовательских
учреждений.
Из вышесказанного следует, что сама по себе передача уголовно-исполнительной
системы в ведение Минюста РФ без проведения реформирования как самой системы,
так и решения поставленных выше вопросов может оказаться не слишком
эффективной и растянутой нормативно-правовой на неопределенное время, хотя
всем следует осознать, что быстрых результатов в столь сложной, объемной и
ресурсно затратной сфере достичь просто невозможно.
Заключение.
Процесс передачи уголовно-исполнительной системы из одного ведомства в другое
предполагает решение множества самых разнообразных вопросов не только
правового и организационно-распорядительного характера, а также принятия
политических решений, связанных с корректировкой и изменением собственно
уголовной политики в сфере борьбы с преступностью и отправление уголовного
судопроизводства, формирование более гуманистического правосознания
населения, не ориентированного на постоянно жесткое обращение с
правонарушителями. Требуется изменить ориентацию работников
правоохранительной системы: якобы государственные интересы в сфере охраны
правопорядка и борьбы с преступностью не могут превалировать над законностью.
Человек может быть преступником лишь в той мере в какой это доказано в суде,
и не более – как бы антипатичен и неприятен он был.
От того насколько удачным будет реформирование, во многом будет зависеть
авторитет России в глазах мирового сообщества. Хотелось бы, чтобы на этом
пути нам всем сопутствовал успех.
Список использованной литературы
1. | Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. – М.: ЗЕРЦАЛО, 1999. |
2. | Зубков А.И., Калинин Ю.И. Сысоев В.Д. Пенитенциарные учреждения в системе Минюста РФ. – М.: НОРМА, 1998. |
3. | Манжосов А.А. "Маршальская служба Минюста США" //Бюллетень Министерства юстиции РФ, №12, 1998. |
4. | Министерство юстиции готово решать новые задачи. //Журнал российского права, №2, 1999. |
5. | Подборка материалов Американской коллегии адвокатов. |
6. | Указ Президента РФ от 28 июля 1998 г. , №904 "О передаче УИС МВД РФ в ведение Министерства юстиции РФ" //СЗ РФ, №31, 1998. |
7. | Указ Президента РФ от 8 октября 1997 г., №1100 "О реформировании УИС МВД РФ" //СЗ РФ, №42, 1997. |