Научная Петербургская Академия

Реферат: Теория идеального государства Платона

Реферат: Теория идеального государства Платона

Министерство образования Республики Беларусь

УО Гродненский государственный политехнический колледж

Реферат

на тему:

“Азиатско-Тихоокеанское сотрудничество”

Студент 1 курса

КФ МСИ

Павлов Иван

Калуга, 2003

Содержание:

История возникновения АТЭС ................3

Состав и значение ......................3

Развитие АТЭС.........................4

Структура АТЭС ........................5

Заключение.........................6

Список используемой литературы ................8

История возникновения АТЭС.

Региональный рынок Азиатско-тихоокеанского региона в современных условиях –

наиболее динамичный и гибкий в мире, во многом благодаря бурному

экономическому росту азиатских новых индустриальных стран. Развитие в уровне

развития и международной специализации обуславливает взаимодополняемость

экономик бассейна Тихого океана, что способствует высокой торговой и

инвестиционной активности. На протяжении всего ХХ века Тихий океан был

ареной полититической и экономической борьбы крупнейших мировых держав. Здесь

разворачивалось 70 – летнее противостояние капиталистической и

социалистической систем (в основном США и СССР), здесь во второй половине

столетия проходил экономический взлёт Японии, новых индустриальных стран,

Китая.

Переплетение противоречий и интересов стран Азиатско-Тихоокеанского региона

обусловило возникновение замысла организации, которая могла бы регулировать

ситуацию в бассейне Тихого океана. Идея эта вынашивалась долго и трудно:

предлагались различные варианты её осуществления, разнящиеся как по составу

участников, так и по целям. США ставили во главу угла военно-политические

интересы и предлагали создать азиатско-тихоокеанский вариант НАТО; Япония

разрабатывала идею организации на экономических основах. Тихоокеанское

объедение, Тихоокеанская зона свободной торговли, Сообщество Тихоокеанского

Кольца – вот некоторые предлагавшиеся названия организации. В 1967 году был

образован Экономический совет стран Тихоокеанского бассейна, в 1968 проведена

первая Тихоокеанская конференция по торговли и развитию, в 1980 году

учреждён Тихоокеанский совет экономического сотрудничества.

Одна ни одна из этих организаций не выполняла функции координирующей

региональной экономической структуры. В 1989 году по инициативе Австралии и

при поддержке ведущих экономических держав региона была создана качественно

новая организация, сумевшая путём синтеза разнообразных концепций

сформулировать конкретные задачи и направления работ объединения - форум

Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества.

Состав и значение.

Организация была основана как форум обмена мнениями, но быстро превратилась

в координатора экономической жизни региона. Среди направлений работы –

проведение консультаций и семинаров по наиболее острым проблемам региона,

управление процессами либерализации, выработка правил ведения бизнеса в

тихоокеанском бассейне.

При создании в АТЭС вошли 12 государств (США, Канада, Япония, Австралия,

Новая Зеландия, Республика Корея и 6 стран Восточной Азии – Бруней,

Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины), на сегодняшний день

участниками форума являются уже 21 страна и территория: в 1991 году

присоединился Гонконг, Китай, и о. Тайвань, в – 1993 году Мексика и Папуа-

Новая Гвинея, в 1994 году - Чили, в 1998 году – Вьетнам, Россия и Перу.

Столь быстрое расширение привело к объявлению организацией 10-летнего (до

2008 года) моратория на приём новых членов, несмотря на то, что Индия,

Монголия и несколько других стран Азии, а так же Латинской Америки желание

влиться в её ряды.

Такое количество государств, среди которых как главные промышленно развитые

страны, так и новые индустриальные страны, само по себе обуславливает

экономическую мощь организации, а учитывая высокие темпы развития большинства

участников форума и их огромный ресурсный потенциал, выводит АТЭС в число

влиятельнейших группировок на международной экономической арене.

АТЭС составляет почти половину мировой экономики. К началу XXI века на страны

форума приходилось 42% населения Земли и около 50% миррового товарооборота, а

их совокупный валовый продукт превышал 24 трлн. Долларов, т.е. 56%

общемирового. К тому же создание организации усилило экономические связи

между странами. За 1990 – 2000 года доля экспорта стран – членов АТЭС внутри

этой организации возросла с 67,5 до 72,6 от общего объёма экспорта этих

стран, доля импорта – 65,4% до 68,1%.

Развитие АТЭС.

Первая встреча министров иностранных дел, экономики и торговли стран АТЭС

состоялась в ноябре 1989 года в Канберре (Австралия). Были выработаны

ключевые принципы организации, важнейшими из которых являются неполитический

характер форума, его консультативный статус и равноправие всех участников;

определены задачи: создание свободной и открытой торговой системы в регионе,

содействие дальнейшему экономическому росту.

В 1993 году в США на острове Блэйк рядом с Сиэтлом состоялась первая

неформальная встреча глав государств и правительств стран АТЭС. На втором

саммите, состоявшемся в городе Богоре (Индонезия) в ноябре 1994 года, была

принята “Декларация об общей экономической решимости лидеров АТЭС ”, в

которой официально зафиксировали главную долгосрочную цель организации; а

также сроки её осуществления: для развитых стран установление свободного и

открытого торгово-инвестиционного режима должно быть достигнуто к 2010 г.,

для развивающихся – к 2020г.

Если Богорская декларация определила стратегию форума, то Осакская программа

действий, принятая на третьей встрече руководителей стран АТЭС (Япония,

1995г.), определила тактику организации. В ней были названы 15 областей, в

которых странам – членам АТЭС необходимо произвести преобразования для

достижения “богорских целей”: тарифы и нетарифные ограничения, услуги,

инвестиции, стандарты и соответствия, таможенные процедуры, политика в

области конкуренции, правительственные заказы, выполнение обязательств

Всемирной торговой организации, посредничество в спорах, мобильность деловых

людей, сбор и анализ информации. Участникам форума также было поручено

разработать индивидуальные планы по либерализации торговли и инвестиций.

На манильском саммите было решено, что реальные шаги по процессам

либерализации станут предприниматься в 1997 г. Однако разрешившийся в 1997-

1999гг. финансово-экономический кризис в странах Юго-Восточной Азии

притормозил исполнение этих планов, и главной темой нескольких последующих

ежегодных встреч было изучение причин и поиск выходов из кризиса.

Главным достижением встречи в Ванкувере было принятие Программы ускоренной

добровольной либерализации, определившей 15 секторов, в которых к 2010г.

Должны быть устранены тарифные и нетарифные ограничения. На шестом саммите

(Малайзия, 1998г.) было решено представить этот вопрос на рассмотрение в ВТО.

Десятилетие своего существования форум встретил в новозеландском городе

Окленде, где были подведены первые итоги работы. Восьмая неформальная встреча

лидеров государств АТЭС, прошедшая в ноябре 2000 г. в Брунее, была посвящена

обсуждению влияния процесса глобализации, а также её выгод и издержек в свете

экономического развития региона.

В октябре минувшего года в Шанхае (Китай) прошел 9-й неформальный саммит глав

государств и правительств стран АТЭС. Главной темой форума была борьба с

международным терроризмом, что, впрочем, несмотря на неполитический характер

организации, вполне закономерно: большинство стран АТЭС – экспортно-

ориентированные державы, и поэтому сложившаяся после событий 11 сентября 2001

г. в США неблагоприятная конъюнктура серьёзнейшим образом воздействует на

недавно оправившийся от финансового кризиса регион. Было продолжено

обсуждение глобализационных процессов, эффективного использования людских

ресурсов (что особенно важно в свете того, что в АТЭС входят такие

густонаселённые страны, как Китай и Индонезия).

Структура АТЭС.

На ежегодных саммитах глав государств и правительств стран АТЭС принимаются

ключевые документы , определяющие дополнительную стратегию развития

организации, утверждается объем работ и финансирование.

Встречи министров иностранных дел, торговли и экономики и заседания на уровне

министров по конкретным областям сотрудничества служат форумами для

обсуждения актуальных проблем.

Главный девиз организации “АТЭС значит дело” – подтверждается круглогодичной

работой её многочисленных подразделений.

Образованный в 1993 году Секретариат (расположенный в Сингапуре) является,

как это определено в его рабочих документах, “основным механизмом поддержки

идущих в АТЭС процессах”. В его ведении находится консультативное и

материально-техническое обеспечение работы организации: он формулирует

проекты и отвечает за их оценку и финансирование, осуществляет координацию

действий, а также выполняет информационные и общественные функции от имени

АТЭС. Непосредственная работа по исполнению Осакской ведётся в

узкоспециализированных рабочих органах: комитетах, подкомитетах, и рабочих

группах. Одна из отличительных черт организации – постоянный диалог между

властными и предпринимательскими кругами стран-членов, так как форум АТЭС

изначально был учреждён для создания приятной бизнес-атмосферы в регионе.

Этот диалог поддерживается через образованный в 1995 году. Деловой

консультативный совет, в который входит не более трех представителей бизнеса

от каждой страны-члена АТЭС. На ежегодных саммитах глав государств и

правительств стран АТЭС участники совета представляют доклад, содержащий

итоги обсуждений по конкретным вопросам регионального делового

сотрудничества.

Председательствуют в АТЭС посменно разные страны-участники сроком – один

год. Страна председатель ответственна за организацию министерских встреч и

саммитов глав государств и правительств. На сегодняшний день

председательствует Мексика. В 2003 году председательство перейдёт к Таиланду,

в 2004 к Чили, в 2005 к Южной Корее.

Заключение.

Эффективность деятельности АТЭС – одна из любимых тем дискуссий у политологов

и экономистов всего мира. Многие считают, что вследствие разброса “весовых

категорий” стран в Азиатско-Тихоокеанском регионе просто невозможно создать

устойчивый интеграционный блок. Однако форум АТЭС никогда и не ставил целью

своей деятельности вторых “Соединенных Штатов Европы”. Работа АТЭС направлена

на создание благоприятной атмосферы для бизнеса как основного фактора

экономического роста в регионе. Поэтому и действует она на основах

консенсуса и на её саммитах не жёсткие директивы, а рекомендации.

Мишенью для критики служат и цели Богорской декларации. Снятие таможенных

барьеров – дёйствительно сложная задача, особенно учитывая, что участники

организации – не только постиндустриальные страны. Несколько лет назад ряд

стран-участников во главе с США постарались свести весь смысл деятельности

АТЭС к скорейшему созданию гигантской зоны свободной торговли. Хорошо, что

попытка эта не имела успеха, иначе форум бы быстро распался, ведь ясно, что

открытие неподготовленных рынков окажется губительным. Образование свободного

рынка все-таки является задачей организации, однако важно, что на первый план

выдвигается не конкуренция, а сотрудничество. Сотрудничество – ключевое слово

во всех официальных документах организации.

Но пока это сотрудничество довольно пассивно и выражается в основном в

проведении встреч на различных уровнях, в подготовке проектов и организации

семинаров. Однако задачи АТЭС таковы, что для их выполнения требуется

огромная подготовительная работа.

Список используемой литературы:

Еженедельник “География”, № 32/2002.

Международные организации. Справочник.



(C) 2009