Научная Петербургская Академия

Реферат: Роль силы в ненасильственной борьбе

Реферат: Роль силы в ненасильственной борьбе

МГТУ имени Н.Э.Баумана

РЕФЕРАТ

ПО ПОЛИТОЛОГИИ

НА ТЕМУ :

РОЛЬ СИЛЫ В НЕНАСИЛЬСТВЕННОЙ БОРЬБЕ “

Cтудент :

Группа :

Преподаватель : Волкова И.В.

МОСКВА 1996 год.

- 2 -

Теория ненасилия

Термин ненасилие в последнее время становится всё более и более

популярным. Он прочно вошел в обиход политической лексики ; без него

редко обходятся в политологических дискуссиях оно всё чаще встречается

в прессе , в статьях , вышедших по поводу текущих социальных и

политических событий . Причин этому достаточно . Помимо ужаса перед

творящимся на наших глазах и всё возрастающим насилием , помимо

осознания гибельности насилия во имя любых целей , помимо авторитета

мыслителей , общественных деятелей , с которыми связываются идеи и

практика ненасилия , да и просто человеческой привлекательности

философии ненасилия , в быстром принятии слова ’’ненасилие’’ и

связанных с ним ассоциаций кроется усталость от привычных слов , с

помощью которых принято выражать возвышенные этические идеи .

Насилие и ненасилие присутствуют во всех культурах , у всех народов .

Насилие на протяжении многих веков было , можно сказать , формой

общественного развития , а наряду с этим существовали упования на

ненасилие , различным образом выражаемые , вылившиеся на уровне

индивидуального самоопределения в непротивлении , неучастии , пассивности ,

уходе . Как известно , евангельский образ ненасилия и состоит в этом :

‘’Не противься злому . Но кто ударит тебя в правую щёку , обрати

левую ’’. Многие из современных приверженцев теории и практики

ненасилия стремятся привлечь такой новозаветный материал для

обосновании идеи ненасилия . Но ведь и по Евангелию , и по Деяниям

Апостолов известно , что раннехристианская социально-этическая доктрина ,

имея в качестве одного из краеугольных камней заповедь ненасилия ,

вполне допускала из прагматических соображений насилие в отношении ярых

противников истинной веры или вероотступников . Только благодаря

реформаторству Л.В. Толстого заповедь ‘’ не противься злому’’ приобрела

тот смысл , который мы стараемся вычитать в ней сегодня :’’ Не

противься злу насилием ‘’,и это - одна из ряда возможных интерпретаций

евангельской заповеди .

В каждой культуре существуют две альтернативы : одна - ориентация на

насилие , другая - на ненасилие . При этом в разных культурах указанная

альтернатива проявляется по-разному . Чтобы полнее понять идею ненасилия

, рассмотрим проявление этой идеи в культурах Востока , Запада и России.

Традиционным культурам , определяющим лицо Востока , присуще

гармонизирующие видение человека и космоса , их нерасчленённость , полное

единение . ‘’Мир и я рождаемся вместе , и вся тьма вещей составляет

единое со мной ‘’ - говорится в даосском тексте ‘’ Чжуан-цзы ‘’ ( 4 в. до

н.э.).О той же гармонии говорят и конфуцианцы . По словам Чан-Цзая ( 9

в. ) , ‘’ небеса - мой отец , земля - мать моя , и даже такое мельчайшее

существо , как ‘’ я’’ , находит себе место среди них . Все люди - мои

братья и сёстры , все существа - мои друзья ’’ . Апофеозом

ненасильственного отношения ко всему живому является индийский

джайнизм . ‘’ Книга о хорошем поведении ‘’ из джайнского канона

наставляет : ‘’ Причинение вреда земле подобно избиению , ранению и

убийству слепого ... Зная это , человек не должен грешить против земли

или позволять другим делать это ... Человек , который воздерживается от

причинения вреда даже ветру , знает о страданиях всех живых существ

... Тот , кто знает , что плохо для него самого , знает , что плохо для

других , и наоборот ... ‘’

- 3-

Но вот , что парадоксально : ненасильственное отношение к природе имело

негативные последствия для судеб народов Востока .

Потому что

невыделенность человека из природы проектировалась на общество . Отсюда

-отсутствие понятия индивид , личность .Человек рассматривается как ‘’

песчинка’’ в природе и обществе . Его самоценность не признаётся .

Поэтому в традиционном обществе по отношению к человеку допускается

насилие со стороны государства . Об этом ярко свидетельствует кастовая

система , функционирующая до сих пор в индийской культуре . В

традиционной культуре Китая человек рассматривается в качестве “

песчинки” , слагающей окружности социальной иерархии , расположенные

вокруг единого центра - императорской власти , обладающей правом на

любые формы насилия во имя сохранения общественной системы ,”

освящённой Небом “ . Короче говоря , в восточном традиционном обществе

наблюдается , с одной стороны , ориентация на ненасилие в отношении к

природе , а с другой стороны , - насильственная ориентация государства

по отношению к человеку .

На Западе мы видим совсем другую альтернативу . Начиная с античности

, возрастает отпадение человека от космоса и человек по отношению к

природе выступает как “ царь “ , который вправе управлять ею . Но с

другой стороны , выделение человека из природы , придание ему “

царственного ” статуса позволило Западу , получив первые импульсы в

итальянском Возрождении , двигаться от идеи индивида к индивидуальности

и , наконец , личности . К новому времени происходит фактически

окончательный разрыв Европы с традиционным обществом , тогда же

возникают политологические понятия ” Запад ” и

” Восток” . Новая экономическая и политическая реальность европейской

истории коренным образом меняет отношение к человеку , ведёт к

утверждению его

” естественных ”прав , к числу которых прежде всего относится право на

жизнь , на безопасность .

Сравнительный анализ культурных традиций Востока и Запада помогает

трезво оценить отечественную ситуацию . Не только в силу нашего

географического срединного положения , но и вследствие ряда исторических

причин , в России , по крайней мере в 20 в. , сложилась ситуация

безальтернативности - ориентация на насилие и по отношению к природе ,

и

к человеку в обществе .

Где же выход ? Наверное , единственная надежда для нашего мира это“

узкий и прямой путь ненасилия ” ( М . Ганди ) . Это отказ от насилия ,

от стремления подавить , эксплуатировать , манипулировать или подчинить

противостоящую сторону , признание её равноценности и достоинства как

партнёра диалога . Именно здесь кроется исток поиска компромиссов ,

нахождения баланса сил и обретения солидарности , мирного разрешения

конфликтов , трудных путей со-беседования и со-труднечества , со-гласия и

со-ревнования , со-страдания и со-чувствия , со-единения и со-средоточения

. Жизнь оказывается важнейшей этической ценностью . Отказ от идеологии

господства и подчинения отнюдь не означает отказ от власти , а лишь

от определённых форм осуществления власти - от авторитарно -

деспотических и репрессивно - насильственных механизмов её реализации ,

вообще недопускающих ни самоорганизации , ни самоуправления , ни свободы

личности .

Какие же методы можно применять в борьбе за ненасилие ? Казалось бы ,

о применении силы не может идти и речи ( ведь борьба

ненасильственная ) ,

- 4 -

однако сила в ненасильственной борьбе не только применительна , но и

занимает

в ней очень важное место .

Рассмотрим этот интересный вопрос более подробно . Он нашёл своё

отражение в работе Дж.Шарпа “ Роль силы в ненасильственной борьбе “.

В этой работе много интересных мыслей , большинство из них ,

достойных нашего приводится ниже .

Понятие силы

В основе ненасильственной борьбы лежит определённое понимание природы

силы в обществе и политике . Эту борьбу невозможно понять , если не

принимать во внимание такого важного элемента , как сила .

Данное утверждение находится в прямом противоречии с широко

распространенными представлениями о то , что ненасильственное действие

теоретически и практически игнорирует реальность силы в политике , и

что сторонники ненасильственных действий очень наивны , ибо не видят в

насилии источник политического могущества . Эти представления связаны с

отрицанием или игнорированием силы в политике и той роли , какую она

играет в процессе ненасильственной борьбы.

Ненасильственная борьба представляет собой политическую технику ,

которую необходимо понять исходя из её собственной природы , а не

объяснять или оценивать её по ассоциации или сходству с другими

явлениями . Эта техника скорее использует социальные , психологические ,

экономические и политические методы воздействия на оппонента ( согласно

учению ненасилия , субъекта , против действий или политики которого

ведется борьба , следует не называть врагом , противником , а оппонентом

.Тем самым выражается принципиальная готовность к взаимопониманию ,

диалогу , сотрудничеству ) . Она включает около 200 методов символического

протеста , социального несотрудничества , экономических бойкотов , трудовых

забастовок , политического несотрудничества и мирного вмешательства (

которое может варьироваться от сидячего протеста до создания

параллельного правительства) . Эти разнообразные методы также именуются

“ оружием “ ненасильственных действий.

Данную технику не следует путать с отличными от неё , но не менее

важными проявлениями религиозных и нравственных убеждений , которые

предполагают уклонение от насилия . Однако гораздо чаще люди и

движения , осуществлявшие практику ненасильственной борьбы , не принимали

в принципе обязательства использовать только мирные средства . Они

использовали насилие прежде или готовы прибегнуть к нему при

определённых обстоятельствах в будущем . Иными словами , при наличных

условиях эти люди были готовы следовать благородной стратегии

ненасильственной борьбы для достижения конкретных целей , хотя и не

были связаны обязательством использовать именно эти средства в любых

возможных ситуациях . Основной причиной выбора этой стратегии была

надежда увеличить свои шансы на успех в данном конфликте .

Ненасильственная борьба является техникой противостояния силы

противнику - оппоненту . Группа , выступающая в качестве оппонента , обычно

обладает значительной административной , экономической , политической и

военной мощью .

Эта группа обычно представляет собой контролируемый элитой

государственный аппарат , который враждебен благополучию и интересам

широкого населения . Однако часто в качестве оппонента выступает

внегосударственное образование ,поддерживаемое государственными

структурами.

- 5 -

Широкие круги населения , которые испытывают отрицательное воздействие

политического курса и действий группы , которая рассматривается в

качестве оппонента , могут быть названы “ притесняемой “ группой .Эта

группа может

заниматься отдельными проблемами или выступать против политики в

целом , или даже может не признавать режима . Но группа , которая

фактически участвует в ненасильственной борьбе , меньше “ притесняемой ”

группы , хотя количество людей и различных социальных институтов ,

вовлечённых в эту борьбу , может широко варьироваться .

Эта борьба не может быть понята или разумно организованна без

внимания к возможности силы . Термин “ сила ” используется здесь для

обозначения всей совокупности различных видов воздействия и давления (

включая санкции ), помогающих группе или обществу сохранить себя ,

реализующих их политический

курс и способствующий ведению внутренней и внешней борьбы . Сила

может измеряться соответствующей возможностью контролировать ситуацию ,

людей и институты , или возможностью мобилизовывать людей и институты

на определённое действие .Такого рода сила может быть использована ,

чтобы дать возможность группе достичь определённой цели ; осуществить

или изменить политический курс ; побудить других людей вести себя так ,

как того желают обладатели силы ; сопротивляться или поддерживать

существующую систему , политику и отношения ; изменить или разрушить

существующую расстановку сил или институтов ; или совершенствовать

комбинацию всех этих факторов .

Политическая сила может находиться в руках правительств , государства ,

институтов , оппозиционных движений и других групп .Она может быть

использована непосредственно , но может быть и резервной способностью ,

оказывая влияние лишь фактором своего существования .

Чтобы понять роль силы в ненасильственных действиях , необходимо

взглянуть на её природу и динамику , - как в группе оппонентов , так

и в группе ненасильственного действия .

Зависимость правителей

Часто упускается из виду тот факт , что сила , которой обладают

отдельные индивиды и группы на высших уровнях политического

руководства и управления в любом правительстве (т.е. те , кого мы для

краткости называем

” правителями” ), не является чем - то изначально присущим . Эту силу

они получают извне , из общества , которым они управляют .

Главы правительств и политических систем не являются ни всемогущими ,

ни обладающими самовоспроизводящейся силой . Господство правителей и

политической элиты зависит в конечном счёте от сотрудничества

населения и общественных институтов .

Политическая сила возникает из взаимодействия всех или хотя бы

нескольких источников , таких как :

1) . Власть. Устойчивость и действенность власти правителей и её

легитимность в глазах подданных.

2) . Человеческие ресурсы . Число людей , поддерживающих , сотрудничающих

или оказывающих особое содействие , их число относительно всего

населения , а также формы и устойчивость их организаций .

3) . Знания и навыки .Умения , знания и возможности этих людей , их

способность удовлетворять потребности правителей .

- 6 -

4) . Скрытые факторы . Психологические и идеологические факторы , такие

как привычки , отношение к повиновению и подчинению , наличие или

отсутствие общественного доверия , идеология , чувство долга.

5) . Материальные ресурсы . Собственность , естественные и финансовые

ресурсы,

экономическая система , система связи и транспорта .

6) . Санкции . Характер и сила принуждения и наказания , которые

имеются в распоряжении правителей для применения их как против

подданных , так и в международных конфликтах .

Почти всегда существует проблема , в какой степени некоторые или все

эти источники силы имеются в наличии ; исключительно редко ( если не

сказать никогда) складывается ситуация , когда все они даны полностью

или полностью

отсутствуют . Увеличение или уменьшение силы правителей зависит от

сочетания этих источников .

Правители в большей мере зависят от повиновения и сотрудничества тех

, кем управляют . Отвергая их право руководить , подданные тем самым

берут назад всеобщее или групповое соглашение , которое только и

делает существование правительства возможным . Эта потеря власти ведёт

к

дезинтеграции силы правителей . Когда потеря власти достигает крайней

степени , это угрожает самому существованию такого правительства .

Ситуация ограничения или отказа подданных от сотрудничества опасна

для любого режима , потому что именно своим сотрудничеством подданные

способствуют функционированию и увековечиванию существующей системы . Как

экономическая , так и политическая системы функционируют благодаря

содействию многих людей , организаций и малых групп , а правители

зависят от их сотрудничества и содействия . Чем более обширен и более

детализирован контроль правителей , тем более они нуждаются в подобно

содействии.

Сила правителей зависит от постоянства подобного содействия , не

только отдельных членов общества , должностных лиц , служащих и т.п. ,

но и организаций и институтов ( даже второстепенных ) , которые

образуют систему в целом . Это могут быть министерства , организации ,

отделения , комитеты и т.п. Однако эти индивиды , группы и институты

могут отказаться от сотрудничества и могут уклонится от оказания

содействия , достаточного

для того , чтобы сохранить позиции правителей и дать им возможность

реализовывать свой политический курс .

Границы принуждения

Если перед лицом широко распространяющегося несотрудничества и

неповиновения правители не идут на значительные уступки , то они

должны всё больше прибегать к принуждению . Пытаясь обеспечить себе

необходимое содействие и сотрудничество , правители могут применять

санкции ( или наказания ). Очень часто подобные санкции возможны

благодаря тому , что в то время как одна часть населения отвергает

существующую власть , другая часть остаётся преданной и осуществляет её

политический курс .

Но это , однако , ещё не всё . Правящая группа также в свою очередь ,

должна быть объединена чем-то иным , нежели только санкциями и ,

следовательно , также является уязвимой для внешних воздействий . К тому

же сама способность правителей применять санкции как у себя , так и

за рубежом в значительной мере зависит от помощи самих подданных ,

которая может быть ограничена или прекращена . Но правителям нужна не

пассивная поддержка , а

- 7 -

явное проявление исполнительности людей и большое число помощников .

Однако все усилия добиться этого содействия путём принуждения будут

недостаточными , если власть правителей не будет ограничена .

Санкции необходимы для поддержания политической власти правителей -

особенно в моменты кризисов . Однако эффективность этих санкций зависит

от

реакции подданных , которым они угрожают лил против которых они

применяются . Во многих ситуациях люди должны , как порой поступают на

войне солдаты , не отступить перед лицом опасности . Даже в случае

применения санкций , всегда существует возможность выбора , проявления

своей

воли .Чтобы быть эффективной санкция должна внушать страх ; тогда люди

снова согласятся сотрудничать и подчиняться . Они могут и не сделать

этого .

В такой ситуации отношения власти существенно видоизменяются , и это

представляет серьёзную угрозу силе правителей .

Объединённое сопротивление

Наличие каждого из источников силы , кроме того связано или

непосредственно зависит от степени сотрудничества , покорности ,

повиновения и содействия , которых правители должны добиться от своих

подданных и институтов общества . Эта зависимость при определённых

обстоятельствах позволяет подданным ограничивать или изолировать эти

источники силы путём

уменьшения или даже отказа от необходимого сотрудничества и

повиновения .

Если силу правителей можно регулировать путём отказа от помощи и

повиновения , тогда несотрудничество и неповиновение должно быть широко

распространены . К тому же , необходимо поддерживать эти действия и

перед лицом репрессий , направленных на то , чтобы вынудить к

покорности . Крупномасштабное неповиновение и несотрудничество возможны

лишь в том случае , если только пропадёт или уменьшится страх у

подданных и если только они будут готовы переносить любые санкции во

имя перемен . Такая акция станет политически значимой . Свобода действия

правителей обратно пропорциональна количеству неповинующихся подданных ,

несотрудничающих институтов , а также степени зависимости правителей от

этих факторов . Следовательно , проблема контроля над силой может быть

решена путём изучения того , как можно реализовывать и сохранять

уклонение от сотрудничества .

Если отказ от одобрения , сотрудничества и повиновения сохраняется и

при угрозе нападения со стороны правителей , тогда конец режима

неизбежен. Так что все правители находятся в зависимости от

сотрудничества подданных ; а мнение о том , что власть утверждается

только насилием и что победа неизбежно достаётся стороне , обладающей

большей способностью к насилию , является ошибочным . На самом деле

главным является решимость не повиноваться и способность к

сопротивлению .

Такое понимание сущности политической власти может быть реализовано

двояко : во-первых , непризнание гражданами тиранического правительства

должно быть активно выражено в отказе от сотрудничества . Во-вторых ,

должна быть проведена групповая или массовая акция . Когда правящее

меньшинство сплочено , а управляемому большинству не хватает независимой

организации , тогда подданные обычно не способны на общую оппозицию

.Они будут бороться один на один . Эффективное действие , основанное на

таком понимании силы , нуждается в общем сопротивлении и открытом

неповиновении.

- 8 -

Структурные основы общества

Структурная основа общества существенным образом предопределяет

возможность граждан контролировать своих правителей . Эта структура

выражается в существовании разнообразных общественных институтов , в

которых и сконцентрирована политическая сила .

Формы и сущность этих органов политической силы меняются от общества

к обществу , и от ситуации к ситуации . Одни способны включать такие

социальные группы и институты , как семья , социальные классы ,

религиозные и национальные группы , профессиональные и экономические

группы , небольшие поселения и деревни , города , провинции и регионы ,

органы местной администрации , организации добровольцев и политические

партии . Но чаще всего

эти органы силы являются традиционными , укоренившимися ,официально

признанными социальными группами и институтами . Иногда они могут быть

организованы не столь формально ,могут создаваться или даже

восстанавливаться по мере осуществления каких-либо целей или в

противостоянии правителям.

Cтатус этих образований в качестве органов силы будет определяться

их способностью действовать независимо и контролировать действенную

силу других , т.е. правителей или других органов власти и силы . И

поэтому чрезвычайно важно их количество , степень их централизации или

децентрализации , принятые в них процедуры выработки решений , степень

их внутренней прочности и жизнеобеспеченности .

Структура сил общества , а также их взаимосвязь , значительно определяют

сферу и степень максимальной эффективности сил правителя . Когда сила

как бы разлита в обществе между различными общественными институтами ,

власть правителей с большей вероятностью будет подчиняться контролю и

ограничениям , так как подобные структуры дают возможность противостоять

правительственному влиянию . Подобная ситуация ассоциируется с

политической “свободой ”.Когда же , с другой стороны , органы силы

существенно ослаблены , подорваны , или путём различных ограничений

нарушено их независимое существование и автономия действий , тогда сила

правителей с большой вероятностью станет неконтролируемой . Это ослабит

или даже разрушит способность к общему противостоянию . Такая ситуация

ассоциируется с “тиранией”.

Потенциальная способность общества контролировать правителей во многом

зависит от условий , в которых действуют органы силы . У общества , в

котором существуют группы и институты , обладающие значительной

социальной силой и способные к независимому действию , больше

возможностей контролировать власть правителей и тем самым противостоять

тирании , чем у общества , в котором все подданные одинаково бессильны ,

так как в нём не существует структур , с помощью которых народ может

действовать сообща для достижения своих целей .

Источникам власти правителей угрожает опасность , как правило , только

тогда , когда одновременно большое количество подданных ( или социальные

группы или институты ) уклоняются от содействия , сотрудничества и

повиновения . Поэтому способность этих структур отказывать в поддержке

источникам власти приобретает первостепенное значение .

- 9 -

Таким образом возможность контроля за действиями правителей со

стороны негосударственных институтов общества будет определяться

следующими факторами : 1) желанием народа контролировать эти силы ; 2)

количеством независимых организаций и институтов ; 3) степенью их

независимости ; 4) характером источников силы , контролируемых этими

институтами ; 5) степенью

влияния на социальную силу и контроля за ней и 6) способностью

людей выражать своё неодобрение и отказываться от сотрудничества . Если

все эти

факторы наличествует в достаточной степени , то общество может выбирать

, предоставить ли силу правителям или ограничить , а может и совсем

перекрыть их доступ к силе .

Cледовательно , изменение силы правителей непосредственно или косвенным

образом связано с готовностью подданных одобрять правителей ,

подчиняться им , сотрудничать с ними и выполнять их намерения .

Ослабление силы правителей

Когда люди отказываются от сотрудничества , уклоняются от помощи ,

проявляют стойкость в своём неповиновении и открытом неподчинении , они

лишают своего оппонента элементарной поддержки и сотрудничества , в

которых нуждается любое правительство и иерархическая система . Граждане

могут неподчиняться законам , которые они отвергают . Рабочие могут

прекратить работу , чем парализуют экономику . Служащие могут отказаться

исполнять инструкции . Солдаты и полиция могут действовать пассивно при

проведении репрессий ; они могут даже взбунтоваться . Если люди и

институты делают это достаточно долго и интенсивно , правительство или

иерархическая система теряют силу . Люди , которые были “ правителями “ ,

становятся обычными людьми . Всё меняется из-за того , что человеческое

содействие , создающие и поддерживающее политическую силу режима ,

исчезло . И поэтому сила режима уничтожается .

Однако ,чтобы обладать эффективной силой против властвующих правителей

, недостаточно одного упрямства и коллективной стойкости . Всеобщее

противостояние должно быть переведено в стратегию действия . Людям

необходимо знание техники , основанной на этом понимании существа силы

, включая специфические методы этой техники , динамику развития ,

необходимые составляющие успеха и принципов стратегии и тактики .

Реализация этой техники должна быть умелой . К этому относится и

умение настаивать на своём , несмотря на репрессии . Нам необходимо

более полное знание техники ненасильственных действий - той техники ,

которая основана на нашем понимании природы силы .

Система ненасильственных средств борьбы

Ненасильственное действие представляет собой совокупность средств

борьбы. Оно включает в себя демонстрацию сил и проведение “ битв”,

нуждается в мудрой стратегии и тактике , в мужестве своих ” солдат ”,

дисциплине и способности к жертвам . Чтобы победить , люди , стремящиеся

к этому ненасильственным путём , должны умело применять избранную ими

тактику действия , осуществлять необходимые условия настолько эффективно

, как только они могут . Хотя бытует мнение , что достижение успеха

ненасильственным путём требует гораздо больше времени , чем насилием ,

это не всегда верно . Временами ненасильственные действия приводят к

успеху в течении довольно быстрого срока .

- 10 -

Большинство методов ненасильственных действий можно рассматривать как

реализацию теории силы , о которой говорилось выше . Чётко различаются

три определённых класса ненасильственного оружия в ненасильственной

борьбе : ненасильственный протест и убеждение , несотрудничество и

ненасильственная интервенция . Эти виды оружия ненасильственной борьбы

могут изменить

существующие социальные , экономические или политические отношения и

одновременно основательно изменить баланс сил .

Ненасильственный протест и убеждение являются главным образом

символическими действиями в мирном противостоянии или при попытке

убеждения , осуществляемого не при помощи слов , а посредством

кратковременных актов несотрудничества или ненасильственной интервенции .

К этим действиям относятся : демонстрации , пикетирование , расклеивание

плакатов , обучение , траурные митинги и митинги протеста .

Самая незначительная группа ненасильственных методов включает

несотрудничество c оппонентом . Несотрудничество заключается в намеренном

неодобрении , уклонении или открытом неповиновении в определённых

существующих отношениях - экономических , социальных или политических .

Действия могут быть спонтанными или запланированными , законными или

незаконными .

Методы несотрудничества разделяются на три категории : 1) методы

социального несотрудничества ( включая социальные бойкоты ); 2) методы

экономического несотрудничества ( подразделяющиеся на экономические

бойкоты и забастовки ) ; 3) методы политического несотрудничества (

также известные как политические бойкоты ) . Умение групп

ненасильственного действия владеть оружием несотрудничества - социальным ,

экономическим или политическим является чрезвычайно важным в динамике

ненасильственной борьбы .

Методы ненасильственной интервенции , применяемые в определённых

ситуациях , коренным образом изменяют её . К ним относятся посты ,

сидячие забастовки , протесты , ненасильственные заграждения , утверждение

новых социальных установок , альтернативные экономические структуры ,

розыск тюремных заключённых , продолжение работы без сотрудничества ,

создание параллельного правительства .

Овладение силой

Ненасильственные действия прибегают к силе как для противодействия

оппоненту , так и для достижения своих целей . Поскольку с помощью

ненасилия оказывается воздействие на источники силы оппонента ,

ненасилие может быть рассмотрено как более прямое действие , чем

политическое насилие . Если ключевые спорные вопросы носят в основном

экономический характер , то и сопротивление должно носить экономический

характер . Если эти вопросы являются в основном политическими и

оппоненты требуют политического сотрудничества от населения , то

сопротивление может быть политическим . Вместо нанесения

непосредственного удара по военным формированиям оппонентов , которые

являются видимым выражением их силы , ненасильственные санкции наносят

удар непосредственно по источнику этой силы : сотрудничеству и

повиновению . Например , массовые забастовки могут парализовать экономику

, а то и дело вспыхивающие мятежи разложить армию .

Технику ненасильственных действий можно также рассматривать как более

опосредованное , не прямое воздействие на силу оппонента , чем это

- 11 -

осуществляет насилие . Это осуществляется с целью подрыва позиций

оппонентов и одновременно помогает сопротивляющимся мобилизовать свою

возрастающую силу и поддержку , которая им оказывается . Например ,

провоцируя репрессии своими ненасильственными действиями , ненасильственно

сопротивляющиеся могут продемонстрировать , что репрессии оппонента не в

состоянии запугать население . Продолжительное сопротивление наряду с

поддержанием ненасильственной дисциплины может вызвать у постоянных

сторонников правителей отчуждение от них и , таким образом , ослабить

их .

Число сопротивляющихся может расти , и поддержка их также может

очень значительно увеличиться . Всё это происходит вследствие того , что

насилию оппонента противостоят опосредованно .

На весь ход конфликта будет влиять стратегия и тактика , применяемая

группами ненасильственного действия . Они нуждаются во внимательном и

тщательном планировании своей стратегии , используя лучшее из имеющихся

в распоряжении стратегических принципов и знание ненасильственной

борьбы в конфликтной ситуации .

Репрессии

Вызов , брошенный ненасильственными действиями , может быть слабым и

лишь незначительно затронуть статус-кво . В чрезвычайных ситуациях

иногда вызов может до основания разрушить эту ситуацию .

Трудности , с которыми сталкивается оппонент , противодействуя

ненасильственным действиям , вызваны не только удивлением или незнанием

техники ненасилия , но обусловлены самой динамикой и механизмами борьбы

, которые ведут к максимальному росту влияния и силы ненасильственных

групп параллельно с ослаблением оппонента .

Репрессии - наиболее вероятный ответ на протест . Они могут быть

использованы в виде цензуры , конфискации капиталов и имущества ,

разрыва средств сообщения , экономического давления , арестов , заключения

в тюрьму , принудительной мобилизации , концентрационных лагерей ,

использования провокаторов , угрозы наказания , избиений , пыток , убийств ,

введения военного положения , казней и актов мести .Масштаб и виды

репрессий будут зависеть от различных факторов . Так как репрессии в

случае ненасильственных действий могут быть неэффективными по отношению

к целям оппонента , то они могут быть более ограниченными , чем те ,

которые применяются против восстания , использующего насилие , а также

обычной или партизанской войны .

Вероятность репрессий является сильным доводом в пользу того , что

ненасильственное действие представляет реальную угрозу установленному

порядку , они косвенно подтверждают силу ненасильственной техники . При

этом репрессии и даже жестокости не являются причиной для отказа от

ненасильственных действий , как и военные действия противника - для

отказа от какого-либо военного сопротивления . Ненасильственное действие

предназначено для действия против оппонента , который способен и

стремится использовать ненасильственные санкции .

Ненасильственная дисциплина в действии

Вопреки ожидаемому , репрессии не будут неизбежно вызывать покорность .

Чтобы санкции были эффективными , они должны воздействовать на

сознание подданных , порождая страх и готовность к повиновению . Однако

существует возможность , что расчёт и дисциплина , а также отказ от

лояльности

- 12 -

заставит группу ненасильственного действия сопротивляться вопреки

опасностям . Группа в этой ситуации нуждается в сохранении

ненасильственной дисциплины , в усилении контроля над оппонентом , в

уменьшении насилия по отношении к самим себе ; это увеличит её шансы

на победу . Чтобы иметь максимальные шансы на успех , ненасильственная

группа должна придерживаться избранной ею тактики .

Крупномасштабное , решительное и умелое использование ненасильственных

действий вызовет у оппонентов очень специфические проблемы , которые

нарушат или расстроят эффективное использование ими своих сил . Вызывая

репрессии со стороны оппонентов , группа ненасильственного действия

сможет разрушить политическую устойчивость оппонентов , уменьшить их

поддержку и ослабить власть .

Перед лицом репрессий ненасильственно сопротивляющиеся , если у них

есть сила , должны упорствовать и отказываться от подчинения . Известны

многочисленные исторические примеры стойкости перед лицом превосходящего

насилия групп , придерживающихся как ненасильственных , так и

насильственных методов борьбы . Ненасильственная дисциплина также

содействует процессу политического “ джиу-джитсу”, который основательно

может изменить

соотношение сил . Несмотря на цензуру , жестокости оппонентов могут , в

конечном счёте , стать известными , а репрессии скорее усилят , нежели

уменьшат враждебность и сопротивление режиму .Насилие , использующееся в

этих репрессиях , может оттолкнуть от правителей тех , кто их

поддерживал и активизировать участников ненасильственного сопротивления .

Сохранение в ненасильственном движении дисциплины даже перед лицом

репрессий не является выражением моральной наивности . Напротив , оно

способствует успеху и является предпосылкой для благоприятных изменений

в распределении силы . Ненасильственной дисциплиной можно пренебречь

лишь в случае реального риска потерпеть поражение .

Политическое джиу - джитсу

Продолжая использовать ненасилие в процессе борьбы , группа

ненасильственного действия может улучшить свою позицию несколькими

путями.

Когда жестокости по отношению к сторонникам ненасилия усилятся ,

антинародный режим будет выглядеть жалким , а симпатия к

ненасильственной стороне возрастает . Значительная часть населения может

отшатнуться от режима и проявит большее желание вступить в ряды

сопротивляющихся . Третьи партии могут усилить поддержку жертвам

репрессий и активизировать противодействие по отношению к насилию и

политике режима . Хотя действенность национального и международного

общественного мнения различается , последнее может ненасильственно

поддержать сопротивляющихся и одновременно может привести к

значительному политическому и экономическому давлению . Сторонники ,

агенты , войска режима , дезорганизованные жестокостями по отношению к

сторонникам ненасилия , могут начать сомневаться в справедливости такой

политики . Первоначальное беспокойство может перерасти во внутренние

разногласия и одновременно даже в несотрудничество и непослушание в

рядах правителей , что может выразиться в забастовках и мятежах .

Репрессии , направленные на участников ненасильственного сопротивления ,

могут иметь обратное действие на оппонента . Это и есть политическое ”

джиу - джитсу” в действии .

- 13 -

Перестановка сил

Технические приёмы ненасилия оказываются действенными в значительной

мере благодаря тому , что их применение ведёт к изменению в балансе

сил . Это результат действия нескольких факторов . Процесс политического

джиу-джитсу имеет очень значительное влияние на возможный рост силы

группы ненасильственного действия и на возможность сокращения силы

оппонента .

Группа ненасильственного действия постоянно стремится к росту своей

силы . Это помогает увеличить поддержку и участие со стороны более

широких слоёв населения - так называемой “ притесняемой ” группы .

Природа

ненасильственных действий делает возможным для сопротивляющихся

получить значительную помощь в третьих партиях и даже среди

сторонников оппонента.

Возможность приобретения такой поддержки намного превосходит ту ,

которая содержится в насильственной борьбе . Умение достигать такой

поддержки даёт ненасильственным группам способность прямо и косвенно

влиять и одновременно регулировать силу оппонента , путём ослабления

или разъединения источников силы . Пути достижения этого всегда

различны : во внутрисоциальных конфликтах они будут иными , нежели в

конфликтах с иностранными оккупационными режимами , чья власть опирается

на административный аппарат и на агентов по принуждению , находящихся

за пределами страны .

Ненасильственная тактика , однако , может быть применена и в той и в

другой ситуации .

Число сопротивляющихся групп может поэтому различаться внутри отдельно

взятого конфликта . Порой количество населения и число институтов ,

участвующих в борьбе , будет расти или стремительно сокращаться .

Аналогично этому , число сторонников оппонента и степень официальной

поддержки может до крайности возрасти или уменьшится в период

конфликта . На эти изменения , помимо других факторов , будут прямо или

косвенно влиять действия и поведение ненасильственной группы . Часто

на соглашение сил будут влиять третьи партии , которые могут перейти

с позиции безразличия или нейтралитета к поддержек или противодействию

какой-либо из двух сторон .

Ход ненасильственной борьбы порождает и отражает изменения

возможностей силы каждой стороны и их относительную силу в сравнении

друг с другом . Сила каждой из этих групп может постепенно , или же

быстро и очень значительно измениться в ходе борьбы . Но это вовсе

не означает , что эти перемены имеют аналогии , параллели в конфликтах

, в которых обе стороны используют насилие .

Результаты всего этого комплекса изменений будут определять и

конечный исход борьбы .

Четыре способа достижения изменений

Несмотря на различия между видами ненасильственных действий , можно

выделить четыре основных ” механизма ” изменений , которые происходят в

ненасильственных действиях . Это - 1) обращение , 2) приспособление , 3)

ненасильственное принуждение и 4) разрушение .

При обращении , в результате действий ненасильственной группы , оппонент

принимает цели группы как приемлемые . Однако такое изменение позиции

оппонента происходит достаточно редко .

- 14 -

В случае приспособления , оппонента не обращают в свою веру и не

подвергают ненасильственному принуждению , однако элементы этих способов

или каждый в отдельности влияют на решение оппонента пойти на

уступки группе ненасильственных действий . В случае приспособления

оппонент удовлетворяет все или некоторые требования без основательного

изменения своего мнения по спорному вопросу . Оппонент делает это

вследствие того , что считает это лучшим , что он может сделать . Он

может стремиться к тому , чтобы снять внутренние разногласия , свести к

минимуму потери , помочь избежать значительных бедствий или сохранить

свою репутацию .

Представляется , что это наиболее распространённый механизм изменения

позиции .

Приспособление является сходным с ненасильственным принуждением и

разрушением в том , что успех здесь основывается на социальной ,

экономической или политической ситуации , а также широких слоёв

населения , а не на убеждении и обращении оппонента . Базисное

соотношение сил изменяется так же , как меняется полная картина

конфликта .

Посредством ненасильственного принуждения можно достигнуть целей

“притесняемой” группы и добиться успеха вопреки стремлениям оппонента .

Ненасильственные действия становятся средством принуждения , когда

борющиеся группы прямо или косвенно достигают успеха на основе

существенного лишения оппонента источников силы . Ненасильственное

принуждение может быть использовано тогда , когда воля оппонента

блокирована . Это может произойти в следующих случаях : 1) когда

открытое

неповиновение становится настолько распространённым и массовым , что

уже не может контролироваться репрессивным аппаратом ; 2) когда система

парализована или 3) когда способность оппонента применять репрессии и

полицию решительно пресечена благодаря повсеместным мятежам солдат и

полицейских , широкомасштабному отказу от помощи со стороны бюрократии

или массовому отступлению властей и поддержке населения . Но при этом

у оппонента сохраняется некоторая сила и он продолжает существовать в

качестве органа , который может капитулировать или подвергнуться

принудительным изменениям .

Разрушение - четвёртый способ - имеет место , когда источники силы

правителей настолько разъединены или иссякли , что они просто перестают

существовать как группа . Даже чтобы принять поражение , не остаётся

никакого органа . Сила оппонента просто не существует .

Изменения источников силы

Ненасильственное действие может снизить действенность каждого из

источников силы следующими путями :

!) Власть . Ненасильственный вызов оппонентам представляет собой

демонстрацию того , в какой степени их власть уже уменьшилась . Борьба

может способствовать отчуждению большинства людей от правителей . иногда

возможно перемещение доверия от оппонента к другой власти , даже к

параллельному правительству .

2) Человеческий фактор . Широко распространённые ненасильственные

действия могут также уменьшить или свести на нет людские ресурсы

путём уклонения от повиновения и сотрудничества основной массы

подданных , которые поддерживают и приводят в действие систему .

Наглядное количественное увеличение несотрудничающих , непослушных и

действующих вызывающе членов

- 15 -

” притесняемой ” группы создаёт серьёзные проблемы правителям .

Отлив людей воздействует и на другие необходимые источники силы

( навыки , знания и материальные ресурсы ) . Таким образом , правители

начинают нуждаться в огромных силах в то самое время , когда их

способность к принуждению уменьшается . Если сопротивление растёт

параллельно с ослаблением силы оппонентов , в конечном итоге режим

может оказаться бессильным .

3) Знания и навыки . Некоторые люди или группы людей обладают

специальными навыками или знаниями особой важности . Это -

специалисты-администраторы ,

официальные лица , специалисты , консультанты . Их отказ от поддержки

правителей непропорционально ослабляет власть . Не только полный отказ

специалистов , но даже недостаточная или намеренно некомпетентная

помощь может сыграть важную роль .

4) Скрытые факторы . Привычка к повиновению или лояльность по

отношению к властям угрожает масштабному ненасильственному действию .

5) Материальные ресурсы . Ненасильственное действие может сократить или

дезорганизовать снабжение материальными ресурсами оппонентов : контроль

над экономической системой транспортом , средствами сообщения ,финансами

, сырьём и т . п .

6) Санкции . Ненасильственные действия могут отрицательно влиять даже

на способность оппонента применять санкции . Отказ иностранных

государств продавать оружие или забастовки на военных заводах ,

фабриках , на транспорте могут представлять угрозу вооружённым силам

правителей . В некоторых

случаях число агентов репрессий - полицейских и войск - может быть

сокращено из-за уменьшения числа добровольцев или отказа служить

потенциальных военнообязанных . Полиция и войска могут выполнять приказы

неэффективно или могут отказаться выполнять их вообще , что становится

фактором ненасильственного воздействия на правителей или их

дезинтеграции как жизнеспособной группы .

Изменения в сражающихся группах

Ненасильственные действия оказывают серьёзное воздействие на

участвующих в них людей . Например , когда люди узнают и применяют на

практике технику ненасильственных действий , у них появляется больше

уважения к себе , повышается их уверенность в себе , в своей

способности оказывать влияние на ход событий , это ведёт также к

уменьшению чувства страха и покорности , и к ещё большему осознанию

своей собственной силы . В общем , приобретая опыт в различных

конфликтах , группа , использующая ненасильственные действия , стремится

достигнуть ещё больше единства , внутреннего сотрудничества и

солидарности . Ненасильственные действия способствуют достижению этих

результатов .

Подведение итогов

Ужасы двух мировых войн , контрационных лагерей нацизма и сталинизма

, конфронтация , в том числе и военная , между различными государствами

, расизм , этнонациональные конфликты , многочисленные факты насилия в

обыденной жизни , - всё это показывает , что и в 20 в. человечество не

избавилось от агрессивности и насилия . Уровень агрессивности и насилия

отнюдь не уменьшился . Они приобрели лишь новые , нередко

психологически изощрённые формы .

- 16 -

О 20 в. можно с одинаковым успехом говорить и как о веке насилия

и агрессивности , и как о веке , превратившем ненасилие из моральной

идеи в действенный принцип социально- политических ненасильственных

движений . В этом , действительно, нельзя не видеть того важнейшего

сдвига , который произошёл в 20 в. и который задаёт новые

обнадёживающие перспективы для грядущего столетия .

Какие же отдельные практические шаги можно было бы предпринять для

избавления человечества от насилия и агрессии ? В стратегической сфере

, на мой взгляд , - это радикальная демилитаризация общества и пересмотр

принципов внешней политики в соответствии с описанным выше подходом .

Полное ядерное разоружение и уничтожение вместе с ним всех иных

средств массового поражения : радикальное и многократное сокращение

армии с переходом , в

конечном итоге , к ненасильственной гражданской обороне , и , возможно ,

к небольшим национальным гвардиям для борьбы со стихийными бедствиями

и катастрофами ; немедленное осуществление права на отказ от службы в

армии по соображениям совести и обеспечение ” отказников ”

альтернативной гражданской службой ; переключение средств из военного

бюджета на социальные программы . Пересмотр системы образования с

включением в него гуманистических , ненасильственных традиций ,

естественно , отмена военной подготовки в учебных институтах и школах ,

которая сейчас всё ещё сохраняется под другим названием .

В области общественного устройства - это осуществление не только

выборной представительной демократии , но и демократии участия людей ,

когда сами граждане имеют возможность влиять на принятие решений от

которых они зависят , и непосредственно участвовать в их принятии .

Отказ от

жёстких , вертикальных , иерархических структур , которые в итоге ведут

к диктатуре , коррупции и замкнутой самопроизводящей бюрократической

структуре .

Создание широкой системы местных и региональных объединений

гражданских движений , действующих на основе самоуправления , способных

самостоятельно решать жизненные вопросы . Создание системы “ низовых”

гражданских объединений - неотъемлемая часть гражданской демократии

наряду с соблюдением прав человека , отменой смертной казни и

изменением уголовного законодательства .

Ненасильственные действия способны противостоять даже наиболее

безжалостным правителям и военным режимам , потому что они задевают

самые уязвимые места всех иерархических институтов и правительств :

зависимость от подданных . Если , несмотря на репрессии , источники силы

могут быть ограничены или в достаточной степени разъединены ,

политическая система и силы режима будут парализованы . В некоторых

случаях сила правителей просто отомрёт в результате политического

голода .

Это понимание природы политической силы и межкультурное истолкование

ненасильственных санкций , основанных на нём , показывает , что

ненасильственная борьба не замыкается в культурных или национальных

границах . Понимание этого исключительно важно при решении проблем

национального освобождения , международной агрессии и внутренней

узурпации во всех частях света .

- 17 -

Список используемой литературы :

1) Политологический словарь ;

2) Холмс Э . Ненасилие как моральный принцип . Этика ненасилия .

3) Шарп Дж. Роль силы в ненасильственной борьбе .

4) Евангелие .

5) Историко - политический журнал “ Кентавр “.

-1-

Содержание :

стр.

Теория ненасилия ( Введение )

............................................................................2

Понятие

силы........................................................................................................4

Зависимость

правителей...................................................................................5

Границы

принуждения.......................................................................................6

Объединённое

сопротивление............................................................................7

Структурные основы

общества......................................................................7

Ослабление силы

правителей............................................................................9

Система ненасильственных средств

борьбы.................................................9

Овладение

силой..................................................................................................10

Репрессии..............................................................................................................11

Ненасильственная дисциплина в

действии......................................................11

Политическое джиу -

джитсу...........................................................................12

Перестановка

сил................................................................................................12

Четыре способа достижения

изменений........................................................13

Изменения источников

силы..............................................................................14

Изменения в сражающихся

группах.................................................................15

Подведение

итогов................................................................................................15

Используемая

литература....................................................................................17



(C) 2009