Научная Петербургская Академия

Реферат: Роль политических партий в функционировании политической системы общества

Реферат: Роль политических партий в функционировании политической системы общества

План

Введение.......................................................................3

1. Понятие политической партии...............................................4

2. Понятие политической системы общества.................................. 8

3. Политическая система как иерархия и взаимосвязь

политических

институтов...................................................................

..................... 10

4. Роль политических партий в функционировании политической

системы

общества.....................................................................

...................................... 12

Заключение....................................................................19

Список литературы:............................................................20

Введение

Одним из важнейших субъектов политических отношений в либеральной демократии

являются партии. Именно в них конкретно выражаются основополагающие принципы

демократии – политический плюрализм, представительство, выборность

должностных лиц.

Основные партии в их взаимодействии, взаимоотношении, взаимных конфликтах и

взаимной ротации у власти рассматриваются как единая партийная система, во

многом –определяющая жизнеспособность и функционировании всей политической

системы в целом.

Говорить о партиях – это, значит, поднимать вопросы об их месте и роли в

политической системе, их функциях, социальном составе и электорате, их

организационной структуре, типах, формах и т.д.

Политическую жизнь общества можно рассматривать в разных аспектах. С одной

стороны, ее важнейшим атрибутом является взаимосвязь существующих

политических институтов, состав­ляющих так называемую политическую систему

общества. С дру­гой стороны, она выражается в совокупности происходящих в

об­ществе политических процессов, в которых задействованы разно­образные

политические, институты. Ниже же речь пойдет о политических партиях,

политической системе общества и о роли этих политических партий в

функционировании политической системы общества.

1. Понятие политической партии.

Усвоить историю и историографию политических партий трудно без понимания

некоторых теоретико-методологических проблем. Среди них на первое место

выдвигается определение сути партии как обще­ственно-политического явления.

Понятие «партия» происходит от латинского partis (часть) и озна­чает

организованную группу людей, объединенных общими идеями и интересами. То же

относится и к «политической партии», но здесь стоит добавить, что последняя

представляет собой организацию политического характера, которая выражает

интересы общественного класса или определенного социального слоя, объединяет

наиболее активных их представителей в процессе достижения поставленных целей.

Один из отечественных исследователей политической истории России писал:

«...политические партии суть свободные общественные группы, образующиеся внутри

правового государства для совместного политического действия на почве общих

всем индивидуумам интересов и идеи»[1].

Автор также считал, что одной партии, т.е. партии в единственном числе,

существовать не может. Однако исторический опыт России мысль эту не подтвердил,

ибо свыше семидесяти лет здесь существовала только одна партия, превратившаяся

по существу в партию-государство.

В 1906 г. попытку сформулировать суть партии предпринял Ю.0. Мартов. Он

отметил, что это — «союз людей единомыслящих, ста­вящих себе одни и те же

цели и сговорившихся соединить свои силы для согласованной деятельности в

государственной жизни».

Для возникновения партий необходимы соответствующие объективные и

субъективные факторы. Важнейший объективный фак­тор — наличие определенного

уровня социально-экономичес-кого развития. Не случайно партии часто возникают

на капиталистической стадии развития человеческого общества, более точно — в

эпоху ста­новления и утверждения капитализма, когда люди, объединенные в

классы, имеют общие интересы и устремления и, следовательно, появ­ляются

условия, способствующие противоборству между ними. Это не противоречит тому,

что сам термин «партия» употреблялся и ранее, например в XV—XVI вв. Однако

только тогда, когда развернулась борьба между феодалами и нарождавшейся

буржуазией и последняя стала выражать свою групповую волю, можно говорить о

готовности общества к появлению партий и противоборстве между ними.

Среди субъективных факторов отметим осознание своих политических идеалов

передовыми элементами общества. Основная масса людей к этому еще, может быть,

не готова — тогда формирующаяся партия разъясняет им свои цели и задачи.

Ис­торический опыт свидетельствует о том, что нередко устремления класса

(слоев, групп) сознают раньше не их непосредственные пред­ставители, а

выходцы из других классов (слоев, групп), более обра­зованные, но уже

порвавшие связь со средой происхождения. Это интеллигенты; именно они в

большинстве случаев становятся организаторами и вождями партий. Причины этого

явления разные. Установлено, что сознание не всегда адекватно отражает

интересы лю­дей. Известно, что партии по политической структуре не отличаются

так резко, как классы в экономической жизни общества. На партию и ее

программу влияют национальные, религиозные и другие обще­человеческие

факторы. Наконец, тот или иной класс вследствие своей неоднородности

(социальной и национальной) может иметь несколько партий, зачастую вступающих

между собой в борьбу.

В целом же вопрос о социальной и классовой базе партий сла­бо изучен. В связи

с этим приведем несколько положений из политологии.

Первое. Социальная база партии включает в себя не только классы, но и

слои и группы, людей. Второе. Социальный состав — не зеркальное

отражение социальной базы, так как у большинства партий, кроме ее основного

классового костяка, имеются примкнувшие представители других слоев и групп.

Третье. Социаль­ная база и политика партии диалектически взаимосвязаны,

определяющей здесь является социальная база , но и политика может играть

известную независимую роль. Четвертое. Исторический опыт России и

других стран свидетельствует о том, что далеко не всегда политические партии

проводят в жизнь и отстаивают те программные цели, которые они декларируют, а

следовательно, зачастую неадек­ватно выражают интересы тех социальных слоев, от

имени которых они выступают. Пятое. Социальная база — явление не

статичное, а динамичное, она меняется в зависимости от стратегии и тактики

партии. Шестое. Облик партии, в том числе и ее социальная база,

зачастую связан с субъективным фактором — линией поведения ее лидеров.

И еще об одном. Деятельность партий в СССР регулировалась «Положением о

добровольных обществах и их союзах», утвержденным ВЦИК и СНК только 10 июля

1932 г. По отношению к ВКП(б) — КПСС оно формально применялось по

аналогии. Легитимационная норма о партии большевиков появилась лишь в

Конституции СССР 1936 г., зафиксировавшей идею о руководящей и направляющей

роли ВКП(б). Она была закреплена и в 6-й статье Конституции СССР 1977г.,

особо подчеркнувшей, что КПСС является «ядром политиче­ской системы

социалистического общества». Несмотря на то, что деятельность партии

ограничивалась рамками Конституции СССР, КПСС превратилась в партию-

государство. Она фактически устанавливала законы страны, определяя ее

внутреннюю и внешнюю политику.

Вступивший в силу 1 января 1991 г. Закон СССР «Об обществен­ных объединениях»

установил, что политическая партия, как раз­новидность общественных

объединений, создается и действует на основе добровольности, равноправия ее

членов, самоуправления, за­конности и гласности. Так была создана правовая и

политическая осно­ва формирования многопартийности.

2. Понятие политической системы общества.

Данное понятие — одно из важнейших в политологии. Оно сравнительно ново,

введено в научный оборот в 50—60-е годы XX в. Смысл понятия «система»

заимствован из биологии (Л. Фон Берталанфи) и означает наличие некой

целостности взаимодей­ствующих между собой и с внешней средой элементов.

Разви­тие системы обусловливается изменением элементов, а также другими

внутренними и внешними факторами.

Теория политической системы связана в первую очередь с именами американских

социологов и политологов. Социолог Т. Пирсоне

(1902—1979), автор книга «Социальная система» (1952 г.), анализирует общество

как взаимодействие под­систем (политической, экономической, социальной и

духов­ной), выполняющих соответствующие функции.

Д. Истон, основоположник системного подхода в политологии, в работах

«Политическая система» (1953 г.) и «Системный анализ для политической жизни»

(1965 г.) рассматривает поли­тическую систему как механизм формирования и

функциони­рования власти для распределения ресурсов и ценностей обще­ства.

При этом функционирование политической системы должно убеждать граждан в

справедливости такого распределе­ния и предотвращать возникновение по этому

поводу конфлик­тов между членами общества. Системе необходимо адекватно

реагировать на внутреннее и внешнее воздействия.

Устойчивость политической системы, по мнению Д. Истона, во многом

определяется обратной связью. Наличие инфор­мации о состоянии системы и

реакции людей на деятельность властей должны побуждать последние к

соответствующим дей­ствиям. Поддержка обществом политической системы и в

ко­нечном счете ее жизнеспособность напрямую зависят от спо­собности властей

реагировать на внешние и внутренние сигна­лы, снимать напряженность в

обществе.

Американский политолог, пионер в исследовании полити­ческой культуры,

профессор Стенфордского университета Гебриел Алмонд характеризует

политическую систему как поддер­живающую порядок в обществе. Все ее институты

выступают как взаимодействующие элементы, обеспечивающие удовлетво­рение

потребностей системы через выполняемые ее элемента­ми функции. При этом Г.

Алмонд основное внимание уделяет не институтам политической системы, а

выполняемым систе­мой функциям, в первую очередь взаимодействию с внешней

средой, взаимосвязи внутри системы, а также функциям адап­тации и сохранения

системы.

В отечественной литературе политическую систему общества

нередко определяют как совокупность взаимосвязанных и взаимо­действующих

государственных и общественных институтов, осу­ществляющих политическую власть

в обществе, а также отно­шения между ними по поводу власти. По сути она

есть механизм, с помощью которого осуществляются власть в обществе,

руко­водство и управление им. Деятельность политической системы общества

направлена на регулирование существующих в обще­стве политических отношений и

происходящих в нем полити­ческих процессов.

3. Политическая система как иерархия и взаимосвязь политических институтов.

К элементам политической системы общества относят госу­дарство, политические

партии, общественные объединения, союзы, группы давления, церковь, средства

массовой инфор­мации и другие институты общества, способствующие

форми­рованию власти и нуждающиеся в ее поддержке для реализации своих

интересов.

Первым и главным институтом политической системы об­щества стало государство

в отличие от других ее элементов наиболее влиятельный субъект

осуществления власти. Поэтому государство по праву считается ядром политической

системы любого общества.

Другим важным институтом политической системы общест­ва являются

политические партии, представляющие интересы различных классов и социальных

общностей. Они появились значительно позднее возникновения государства.

Параллельно с развитием партий стали формироваться

общественно-полити­ческие движения, различные лоббистские группы. Во

многих со­временных обществах значительное влияние на государствен­ную власть

оказывает также церковь.

По времени появления в политической системе общества одним из самых молодых ее

элементов можно считать средства массовой информации. Они оказывают

весьма существенное влияние на развитие и функционирование современного

обще­ства и его политической системы. Это касается прессы и осо­бенно радио и

телевидения.

В силу диалектического характера существования мира, об­щества и самой

политической системы все ее элементы, или политические институты, тесно

взаимосвязаны. Так, государст­во осуществляет все важнейшие функции

управления обществом. Но многие из этих функций, хотя и иными средствами,

осуществляют другие политические институты. Например, куль­турно-

образовательную функцию в немалой степени осуществ­ляют наряду с государством

и общественные объединения, а также средства массовой информации,

пропагандируя, публи­куя, показывая различные произведения культуры, формируя

у населения потребность определенного отношения к культуре, образованию.

Политические партии, придя к власти в государ­стве, через государственные

органы и своих представителей проводят определенную политику и также

осуществляют управ­ление обществом.

Взаимоотношения между элементами или институтами по­литической системы

общества не остаются неизменными. Из­менения в их соотношении, усиление одних

и ослабление других институтов политической системы зависят от множества

объективных и субъективных факторов. Значимость этих ин­ститутов определяется

степенью их влияния на общественно-политическую и иную жизнь общества.

4. Роль политических партий в функционировании политической системы общества.

И еще раз понятие политической партии, поскольку они играют весьма

значительную и все более возрастающую роль в современной политической системе

общества.

Политическая партия (от лат. партис — часть чего-либо) — это

организованная группа единомышленников, представляющая интересы определенной

части народа и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания

государственной власти или уча­стия в ее осуществлении.

Политические группы, именовавшиеся партиями, были из­вестны еще в Древней

Греции со времен Аристотеля. Тогда они представляли собой, как правило,

группы в поддержку какого-либо политического деятеля (так называемые

клиентелы). Обеспечивая известную координацию своих действий и усилий,

клиентелы быстрее достигали поставленных целей в интересах определенной

личности и ее приближенных.

Политические партии в их современном понимании воз­никли сравнительно недавно

— в XIX в. Наиболее ярко пар­тийное влияние и противостояние выразились в это

время в Англии и в США. Позднее, к началу XX в., политические пар­тии стали

все больше отражать и отстаивать интересы уже не столько отдельных индивидов,

сколько определенных слоев населения, классов и других социальных групп.

Политические партии существенно отличаются от внешне похожих на них других

политических объединений (союзов, движений и т.п.) по ряду специфических

признаков. Признаки политической партии:

· Основная цель деятельности — завоевание и осуществле­ние

политической власти в обществе.

· Наличие детально разработанной политической про­граммы и устава партии.

· Наличие организационной структуры в центре и на местах.

· Активное участие в выборных кампаниях. Сила политических партий во

многом определяется их ор­ганизованностью, соединением усилий их членов. В

силу этого обстоятельства они способны гораздо в большей степени, чем

отдельные индивиды или другие общественные группы, влиять на политику и

общественное мнение. Путем своего представи­тельства в структурах власти

партии более эффективно решают вопросы реализации политических интересов

представляемой ими политической общности и соответствующих социальных групп.

Выделяют различные виды партий:

1. По социальному признаку — в зависимости от того, какие

социальные слои (страты) представляет данная пар­тия. При этом может быть

четко выраженная ориентация на определенный социальный слой (класс).

Встречаются также межклассовые и смешанные партии, представляющие более широкие

слои различных социальных общностей. В результате возникают партии: буржуазные

(в том числе мелко- и средне-буржуазные), крестьянские, рабочие, партии

служащих и др. Как правило, политические партии декларируют свои особые

интересы как благоприятные для всего общества и его слоев.

2. По идейному (идеологическому) признаку различа­ют консервативные,

либеральные, социалистические, коммуни­стические, националистические,

клерикальные (религиозные) и другие партии.

3. По организационной структуре (класси­фикация французского

социолога Мориса Дюверже (р. 1917 г.) выделяют:

· Кадровые партии — характеризуются значительной внут­рипартийной

свободой, отсутствием фиксированного членства. Местные комитеты, состоящие из

активистов, не стремятся к расширению собственных рядов. Их деятельность

направлена главным образом на выяснение мнений и ожиданий избирате­лей, подбор

кандидатов во власть. Как правило, активность та­ких партий ограничена периодом

предвыборной борьбы.

· Массовые партии имеют жесткое фиксированное членст­во,

уплату членских взносов. Они проводят постоянную орга­низационную и

идеологическую работу. Им свойственна высокая партийная дисциплина. Фракции

таких партий в парламен­тах весьма зависимы от решений высших партийных

органов. Организационная основа массовых партий — первичные орга­низации

(ячейки). Во многом внутренняя организация и работа таких партий отражает их

понимание необходимости устройст­ва жизни общества.

4. Традиционно также деление политических сил, в том числе партий, в

зависимости отихориентации и мето­дов достижения целей на так называемые

«левые» и «правые». Согласно классической терминологии, левые партии,

как пра­вило, исповедуют социалистические, коммунистические ценно­сти и

соответственно радикально-революционные методы их достижения. Правые

партии в основном ориентируются на кон­сервативные буржуазные ценности,

стабильность политической системы, отрицание коммунистических идеалов и

революцион­ных методов переустройства общества.

Между этими двумя полюсами политических сил находится весьма обширный и

разнородный по составу так называемый политический центр. Как правило,

это умеренные политиче­ские силы, не стремящиеся к резким изменениям в

обществе, предпочитающие реформаторские, эволюционные пути разви­тия в целях

улучшения благосостояния общества и его членов. Компромисс, сотрудничество,

попытка максимального учета различных общественных интересов — стержень их

повседнев­ной политики.

5. По отношению к существующему ре­жиму различают партии правящие и

оппозиционные.

· Правящими считаются партии, которые победили на вы­борах

и (главное) сформировали правительство. Правящая пар­тия (или партийная

коалиция нескольких партий, объединив­шихся в единый блок) проводит собственный

политический курс через «своего» премьер-министра и членов кабинета ми­нистров.

Как правило, это возможно только в условиях парламент­ской республики, в то

время как президентской республикой может руководить президент,

представляющий в парламенте партию меньшинства. И в этом случае даже победа

на выборах не обеспечивает ведущей политической партии статуса правя­щей

(Так, например, успех ЛДПР в 1993 г., или КПРФ в 1995 г. на выборах не дал им

возможности сформировать правительст­во России в условиях президентской

республики). Поэтому главный признак правящей партии — возможность

самостоя­тельного формирования правительства.

· Оппозиционными партиями считаются те, которые лише­ны

реальной возможности влиять на формирование правитель­ства и находятся в

очевидной оппозиции к политике дейст­вующего правительства. Их сверхзадача —

завоевание власти на следующих выборах и смена существующего правительства. Для

этого ими активно используются критика существующего пра­вительства за его

ошибки, жесткий контроль за действиями властей, проверяемых на соответствие

конституции и законам, предложения обществу альтернативных проектов развития

страны.

Партийные системы. Под партийной системой понимают со­вокупность

существующих в обществе политических партий и их взаимосвязь. С ростом

неоднородности общества, как пра­вило, пропорционально увеличивается и

количество сущест­вующих партий, отражающих интересы определенных социаль­ных

общностей. Традиционно выделяют три разновидности партийных систем:

монопартийную, двухпартийную и много­партийную.

• При монопартийной системе власть в обществе контроли­рует одна партия

(КПСС — в СССР, КПК — в Китае). Как правило, такая система характерна для

тоталитарного общества. Преимущества многопартийности проявляются в

концентрации сил и средств общества на решении конкретных экономиче­ских и

социальных задач. Однако такая «экономия» очень часто нивелируется и

перекрывается другими негативными момента­ми. «Любая монополия ведет к

загниванию» — данный класси­ческий тезис в полной мере относится и к

политической сфере жизни общества. Застой в политической и, как следствие, в

экономической и социальной сферах, бюрократизация управ­ления неизбежно

приводят к ухудшению важнейших социаль­ных и экономических показателей. Об этом

красноречиво сви­детельствует опыт нескольких десятков социалистических стран и

других однопартийных режимов.

Двухпартийная система характерна в основном для стран, в которых

существует устойчивая однородная социальная и

культурная среда с традиционными ценностями, поддерживае­мыми большинством

членов данного общества. В этом случае лишь две ведущие партии (даже при

формальном наличии других) составляют реальные конкурирующие политические

структуры. Они различаются в основном подходами к решению практически одних и

тех же задач (республиканцы и демократы — в США, лейбористы и консерваторы —

в Великобритании). В Западной Европе двухпартийная система часто представлена

партиями либерального курса (минимальное вмешательство го­сударства,

стабильность условий, саморазвитие рынка) и сто­ронниками социал-

демократического развития (высокая соци­альная защищенность, усиление влияния

государства на эко­номику в виде увеличения налогового давления на большой

капитал). Такие политические качели (партии, сменяющие друг друга у власти)

позволяют достаточно эффективно сочетать и развитие экономики, и интересы

различных слоев населения.

Многопартийная система предполагает реальную борьбу за власть более

чем двух партий. В конечном счете, раздроблен­ность политических сил приводит

партии со сходной политиче­ской ориентацией к необходимости поиска компромисса

и объ­единения для создания межпартийной коалиции в парламенте в целях

завоевания большинства и возможности формирования коалиционного кабинета

министров. Недостатки данной систе­мы — частые правительственные кризисы при

обычном расхо­ждении интересов внутри правительственной коалиции или при

невозможности ее создания.

Заключение

В настоящее время в России появилось много различных политических партий. Они

постоянно развиваются, ведут между собой политическую борьбу, идет их

развитие, объединение и выработка совместных позиций.

Для усиления влияния на государственные структуры и для выдвижения своих

представителей в структуры властные.

По моему мнению развиваются партии различной политической направленности:

демокративной, либеральной, прокоммунисти­ческой и т.д. Рассматривать

конкретную партию надо в конкретной си­туации.

Но ясно одно - возрождение России требует не просто взаимодействия партий, но

и взаимодействия просто политических сил. Они должны сотру­дничать друг с

другом на разумных условиях.

Список литературы:

1. Под ред. Зевелева А.К., « История политических партий России »;

Москва, Высшая школа, 1994 г.

2. Ильин М.В., « Слова и смыслы: Опыт описания. Ключ: политические партии

»; Москва, РОССПЭН, 1997 г.

3. Кочетков А.П., « Политические партии и гражданское общество »; Москва,

Институт Социологии, 1990 г.

4. Крылова Н.С., « Взаимодействие государства и политических партий в

буржуазном обществе »; Москва, Наука, 1987 г.

5. Авт. коллектив Клементьев Д.С. и др., « Политология: учебное пособие

»; Москва, Знание, 1997 г.

6. Под ред. Лавриненко В.Н., « Политология: учебник для вузов »; Москва,

Юнити, 1999 г.

7. Гаджиев К.С., « Политическая наука »; Москва, Международные отношения,

1996 г.

8. Гаджиев К.С., « Введение в политическую науку: учебник »;

Москва, Логос, 1999 г.

[1] Гамбаров Ю.С. Политические партии

России в их прошлом и настоящем. СПб., 1904 г.



(C) 2009