Научная Петербургская Академия

Реферат: Понятие и виды субъектов политики

Реферат: Понятие и виды субъектов политики

ПЛАН:

Введение.

Человек и политика.

Малые группы.

Политические организации.

Общественные

организации.

Элита.

Социально-политические классы.

Нации и этнические группы как субъекты политики.

Политическое

поведение.

Заключение.

Литература.

Введение

Политика, представленная как совокупность политических от­ношений, имеет

своих субъектов, объект, содержание и форму.

Политическое отношение предполагает как минимум двух субъ­ектов. Под

субъектом всегда имеется в виду человек, наделенный сознанием, познающий

окружающий мир и действующий в нем. В сфере политики человек выступает как

носитель политических отношений, как «человек политический», наконец, как

гражданин, наделенный определенными правами и обязанностями.

Как субъект политических отношений человек выступает в раз­ных качествах,

обращен к политике различными своими гранями. Поэтому возникает необходимость

классификации субъектов поли­тики. Это можно сделать по разным основаниям

(признакам).

По количественному признаку политические субъекты можно разделить на

единичные (отдельные граждане, иностранцы, лица без гражданства и т.п.) и

групповые. Под последними имеются в виду большие, средние и малые социальные

группы: классы, этносы, сословия, элиты, фракции и т.п.

По правовому признаку субъектов политики делят на физичес­ких (граждане,

политические лидеры) и юридических лиц (общественно-политические

организации);

По направлениям политики ее носителей можно классифициро­вать на субъектов

внутренней (граждане, руководители, партии) и внешней политики (народы,

государства, его специализиро­ванные органы, межгосударственные объединения).

Субъектов политики классифицируют также по признаку пер­вичности или

вторичности их политического участия. В этом случае к первой группе отнесем

граждан (с различным политико-юридичес­ким статусом) и такие социальные

общности, как классы, нации, политические элиты, иные социальные группы. Ко

второй группе отойдут такие политические институты, как государства,

общест­венно-политические организации и движения и межгосударственные

объединения.

Возможна классификация субъектов политики и по другим при­знакам.

Субъект обычно неразрывно связан с понятием объекта, под которым имеется в

виду какой-то предмет познания или деятельнос­ти человека, окружающий его

мир. Объектом политики также выступает человек, социальные группы,

юридические лица, испытыва­ющие властное воздействие субъекта. Таким образом,

это соот­носительные и иерархические понятия. Между субъектами и объектами

политики возникают разнообразные отношения, об­щим и главным содержанием

которых выступает власть. Эти политические отношения обычно связаны с

различными стадиями фор­мирования и функционирования власти, ее структурой,

институтами и т.п. «Вертикальные» политические отношения означают господ­ство

и подчинение, они нередко проявляются как конфронтация субъекта и объекта,

конфликт, оппозиция, гегемонизм и т.п. «Гори­зонтальные» же отношения

проявляются в форме координации, согласования действий равнозначных

субъектов, их сотрудничества (часто это договорные отношения).

Человек и политика

В политической жизни общества человек играет различные социальные роли. Так,

во-первых, в системе политических отношений он предстает, с одной стороны,

как субъект, а с другой, – как объект политического воздействия

(руководства, господства, управления и т.п.). В последнем случае говорят об

участии обычных (рядовых) граждан в политике, об их политическом поведении.

Как подлинный субъект политики человек дей­ствует в качестве парламентария,

президента, члена правительства, судьи и т.п. В этом случае речь идет о

профессиональной политичес­кой деятельности, о функционировании человека как

политика. Эту деятельность обычно именуют политической карьерой, под которой

понимают последовательное продвижение по служебной лестнице. Научное или

публицистическое описание чьей-либо жизни в полити­ке, состоявшегося

жизненного пути политика составляет его поли­тическую биографию.

Как объект политики человек ведет себя в соответствии с харак­тером

управленческого воздействия. При демократическом типе взаимоотношения

гражданина и власти управление человеком осу­ществляется через воздействие на

его интересы. Изменяя условия жизнедеятельности индивида, политический

субъект изменяет чело­веческие интересы и тем самым добивается изменения его

полити­ческого поведения в желаемом направлении. При тоталитарном типе

взаимоотношений управленческий импульс направлен на созна­ние человека и

преследует цель изменить его поведение прежде всего через чувство страха

наказания. Такой механизм политического регулирования поведения граждан

внешне выглядит эффективным, но в долгосрочной перспективе, как показывает

практика, он малоэффективен. И наоборот, управление, основанное на учете

объектив­ных и законных интересов граждан, является наиболее надежным,

результативным и гуманным.

Вторая характеристика человека политического связана с его гражданством. Под

гражданством понимается правовая связь чело­века (физического лица) с

определенным государством, порождаю­щая взаимные права и обязанности, которые

определяются основ­ным законом государства конституцией.

Практическая важность института гражданства заключается в том, что

государство обязано способствовать гражданину в ре­ализации его прав,

осуществлять его дипломатическую защиту вне пределов отечества. Институт

гражданства, как правило, подробно регулируется социальными законами и

подзаконными актами.

Третий аспект связи человека с политикой состоит в его правосубъектности

(правовом статусе). Комплекс субъективных прав граждан закреплен обычно в

кон­ституции государства. Эти права делят на экономические, социальные,

политические, культурные и личные. В основе правового статуса граждан лежат,

как правило, следующие конституционные принципы: единство прав и

обязанностей, равноправие и полноправие граждан, законность и недопустимость

ущерба при использовании гражданами своих прав и свобод. К ним можно добавить

еще два принципа: никто не судья в собственном деле и разрешено все, что не

запрещено законом.

Практическая реализация прав граждан представляет целый ряд больших и трудных

проблем. Одна из них связана с неполнотой провозглашаемых нрав и свобод

человека. В консти­туциях многих государств сформулированы еще не все права,

преду­смотренные Всеобщей декларацией.

Также имеет место то, что провозглашенные права нередко имеют слабые гарантии

их реализации или вообще не имеют такого механизма.

Следующая проблема в том, что само государство, его органы и должностные лица

часто нарушают декларируемые права граж­дан, практикуют их дискриминацию по

различным основаниям, что особенно характерно для тоталитарных режимов.

Человечество в своей новой истории выработало следующие институты и механизмы

защиты прав и свобод гражданина:

- деятельность профсоюзных организаций по защите прав своих

работающих членов;

- деятельность правоохранительных органов – милиции (поли­ции),

прокуратуры, судов, адвокатур и т.п.;

- деятельность комитетов (комиссий) по правам человека в ор­ганах

государственной власти разных уровней;

- деятельность общественных правозащитных организаций. Они могут быть

как националь­ными, так и международными.

Ограниченность, ущемление прав и свобод человека приводят к тому, что он

перестает быть подлинным субъектом политики, отчуждается от власти.

С правовым статусом личности связано понятие политической свободы и

ответственности. Политическая свобода есть часть свобо­ды человека, и

означает его способность поступать согласно своему волеизъявлению. Оно

детерминировано внешними условиями и ограничено ими. Таким внешним для

субъекта полити­ки ограничителем активности является его правовой статус,

наци­ональная система законодательства. Юридические законы определяют степень

политической свободы граждан, которая всегда относительна и не может быть

абсолютно.

Политическая свобода означает, таким образом, установление законности и

безопасности, что возможно только в правовом, демо­кратическом государстве.

Возможности политической свободы определяются также в не­малой степени

материальным достатком граждан, уровнем их образования и проч. Это неизбежные

– пока существуют товарно-денежные отношения – издержки свободы и

демократии.

Связанное с политической свободой понятие ответственности отражает особое

морально-правовое отношение человека к обществу, которое характеризуется

выполнением своего гражданского дол­га и требований закона.

Следует отметить, что в правовом государстве политико-право­вая

ответственность наступает не за мысли и убеждения, а за поступки

Малые группы

В социологии социальные группы делятся на большие, средние и малые. Под

малой социальной группой имеется в виду немногочисленная по составу общность

людей, члены которой объединены одной деятельностью и находятся друг с другом

в непосредственном личном общении. Малая группа – это относительно

самостоятельная общность, далее не разложимая на более мелкие объединения

людей.

Малые группы в социологии и психологии классифицируют по различным

основаниям. Например, по организационному признаку. они делятся на формальные

(семья, бригада, школьный класс, сту­денческая группа, преступная

группировка, клуб, парламентская фракция и др.) и неформальные (дружеские,

соседские компании, секты, кружки, кланы, землячества, клаки и т.п.).

Малые социальные группы играют большую роль в политичес­кой жизни отдельных

граждан и общества в целом. Именно в них, как правило, происходит

политическая социализация подростков и мо­лодежи, формирование политических

установок и ценностей, тради­ций, идеалов и принципов. У участников этих

групп существуют общие секреты, интимность отношений, свои особые взгляды на

мир.

На базе малых групп нередко складываются общественно-политические движения,

перерастающие в политические союзы и партии.

Малые группы могут иметь как позитивную, так и негативную ориентацию,

например, преступные группировки. В них нередко преобладают эгоизм,

претенциозность, фанатизм, нетерпимость к чужим взглядам, цинизм, высокомерие

и т.п.

Еще одной разновидностью микрогрупп являются так называ­емые группы давления,

играющие важную роль в деле представи­тельства и реализации специфических

интересов. Они неизбежны в условиях социально-экономического и идейно-

политического плю­рализма. В условиях тоталитаризма группы давления

сосредоточены в основном в партийно-государственном аппарате, где негласно

соперничают между собой за власть, привилегии, должности, кон­троль за

ресурсами, собственностью и т.п.

Политические организации

Политические организации – это негосударственные институты политической

системы общества, разновидность общественных объ­единений. К ним относятся

политические партии, движения, ассоци­ации, союзы, народные фронты, общества,

клубы и т.п. Они являются вторичными субъектами политики и юридическими

лицами. После государственных органов это важ­нейшие институты политической

системы общества, через которые реализуются ее функции.

Структура политических организаций непостоянна, изменчива. Граждане

участву­ют в деятельности политической организации либо прямо, будучи ее

членами, либо косвенно, поддерживая ее материально, голосуя на выборах за ее

кандидатов и т.п.

Политические организации могут быть классифицированы по различным основаниям.

Например, по организационному признаку они подразделяются на формальные

(фиксированное членство, взносы, структура, программные документы,

нормативная регла­ментация и т.д.) и неформальные, не имеющие таких

признаков. К формальным организациям относятся политические партии,

об­щества, союзы, интернационалы и пр. к неформальным – полити­ческие

движения, народные фронты, гражданские инициативы.

По идейно-политической ориентации рассматриваемые организа­ции обычно делят

на левые и правые. Первые выступают за прогрес­сивные изменения в политике и

других сферах жизнедеятельности общества, вторые носят консервативный или

даже реакционный характер.

Важнейшей и наиболее распространенной разновидностью политических организаций

являются политические партии.

Однопартийная система обычно существует в слаборазвитом обществе с

тоталитарным режимом, когда других партий еще нет или они запрещены.

Единственная партия является при этом и пра­вящей, будучи частью

государственного аппарата, его «стержнем».

Довольно распространенной в демократических государствах является

двухпартийная система, в которой партии различаются скорее не по

стратегическим целям, а по тактике и методам деятель­ности. Чередование двух

партий у руля власти обеспечивает политическую стабильность общества и вместе

с тем исключает застой и перерождение партий.

Многопартийная система бывает фактической и фор­мальной. В последнем случае

одна партия постоянно является пра­вящей, а другие служат лишь

псевдодемократической декорацией (например, в КНР).

Место партий в политической системе общества определяется рядом факторов: их

социальной природой, численностью, функциями, а также положением (правящие

или оппозиционные).

Деятельность политических партий регулируется во многих странах национальным

законодательством.

Общественные организации

Неполитические и негосударственные организации, т.е. такие, чьи программные

документы не предус­матривают политических целей, также являются элементами

(ин­ститутами) политической системы общества, субъектами политичес­ких

отношений, которые по-своему оказывают воздействие на власть.

Юридической основой возникновения и функционирования об­щественных

организаций и движений является, во-первых, конституционное право граждан

демократических государств объединяться в такие организации; во-вторых,

специальное законодательство об общественных объединениях

В 1994 году Минюстом РФ зарегистрировано 29 обществен­но-политических

движений и 272 религиозных объединения. В Мур­манской области на 1 августа

1992 года было зарегистрировано 109 общественных, в том числе религиозных

объединений.

Хочется отметить, что существуют и действуют международные общественные

организации и движения. Такие как, Всемирный со­вет мира, Всемирная федерация

профсоюзов, Всемирная конфедера­ция труда, Международная демократическая

федерация женщин, Всемирная федерация демократической молодежи, Международный

союз студентов, Международный Красный Крест, экологическая организация

«Зеленый крест», движения «Семипалатинск – Нева­да», «Гринпис», международное

молодежное движение северных стран «Некст-стоп», гуманистическое движение и

др.

Элита

Еще одной разновидностью субъектов политики, относящихся одновременно к

физическим и юридическим лицам, а также – соци­альным группам, являются

политическая элита и политические лидеры. Институт политической власти,

характер политического процесса во многом определяются деятельностью этих

специфичес­ких субъектов, поэтому они и рассматриваются здесь отдельно.

Элита – в переводе с французского, в социальном контексте, означает отборный

слой общества, его «верхушку», избранный круг людей.

В структуре общественной элиты выделяют экономическую, социально-политическую

и духовную составляющие. Политическую элиту образует наиболее активная в

политическом отношении часть экономически господствующего класса, его

авангард.

Политическая элита состоит из должностных лиц властных органов –

представительных и исполнительных, пра­воохранительных, военных и

информационных учреждений, функ­ционеров общественно-политических

организаций.

Часть совокупной политической элиты, осуществляющая функ­цию

непосредственного государственного управления, называется правящей элитой

Тип лидерства всегда связан с природой общественного и госу­дарственного

строя, характером политической системы общества.

По стилю деятельности политическое лидерство можно клас­сифицировать на

авторитарное, предполагающее единоличное принятие решений, и демократическое.

Политический лидер должен обладать выдающимися умствен­ными способностями,

необходимыми нравственно-психологически­ми качествами.

В XX веке проявилась тенденция возрастания роли народных масс в истории,

однако этот процесс сопровождался конфронтацией широких масс и элиты. Это

приводит к политической нестабильности, «массовизации» и девальвации

политической элиты, ее, дисфункции.

Социально-политические классы

Социальная структура представляет собой взаимосвязанную со­вокупность

устойчивых социальных общностей, выделяемых в об­ществе по определенным

признакам.

Классовое деление общества является наиболее существенным и важным для жизни

гражданина и общества в целом. От классовой принадлежности по это­му признаку

зависят условия существования индивида, характер его труда, размер дохода,

образ жизни в целом.

В любом из известных до сих пор обществ существуют основные и промежуточные

классы, а также межклассовые слои, и сословия.

Каждая из социальных групп имеет свои особенные, специфи­ческие интересы,

которые выражают и защищают обществен­но-политические объединения.

Класс, находящийся у власти, называется господствующим. Выделяют следующие

формы, методы и средства воздействия господствующего класса на остальную

часть общества: законодательство, внеэкономическое принуждение, политическая

пропаган­да осуществляемая через средства массовой информации, диктату­ра,

террор, гегемония, деньги, идущие на оплату труда чиновников, подкуп и др.

Механизмами смены господствующего класса или правящей элиты являются реформы,

революции, граж­данские войны, государственные перевороты.

В конце XX века классовое деление общества в индустриально развитых странах

теряет былое значение, поскольку под влиянием научно-технического прогресса

существенно меняется социальная структура.

Нации и этнические группы как субъекты политики

В истории известны три формы общности людей: родоплеменная, свойственная

первобытнообщинному строю, народность, возникшая в эпоху рабовладения и

феодализма, и нация, формирующаяся в период становления капитализма. Нация –

это определенная стадия зрелости того или иного этноса, соответствующая

формированию гражданского общества. Все эти социально-исторические общнос­ти

называют еще этническими группами.

Нация историческая форма социальной общности, которая характеризуется суммой

некоторых материальных и духовных при­знаков.

Национальное сознание имеет два уровня: обыденное сознание, изучаемое

этнопсихологией, и теоретическое сознание.

Нация – это объективное общественное явление, объективная связь,

принадлежность определенного индивида к той или иной этнической общности. А

национальность – это субъективное отноше­ние, юридическая принадлежность

индивида к определенной нации.

Ведущим этногенетическим признаком нации является общность экономической

жизни, на основе которой формируются и закрепля­ются остальные признаки, а

также – единый национальный ин­терес, который воплощается в национальном

государстве. Государ­ство – важный признак нации, однако сама по себе

государствен­ная форма организации общества не предполагает нации (например,

античные государства).

Нации и другие этнические группы являются важными субъектами политики.

Отношения между ними в рамках одного государства называются национальными.

Они носят политический характер, поскольку связаны с институ­том власти.

Субъектами политических отношений выступают также конфессиональные группы.

Конфессионализм это образ мыслей и посту­пков, соответствующий догматам и

требованиям определенного вероисповедания.

Конфессиональные группы, с одной стороны, тесно связаны с этническими

общностями, а с другой, с политикой. Конфессионализм придает межнациональным

отношениям до­полнительное измерение, усложняет спектр политических

отноше­ний.

Политическое поведение

Политическое поведение – это важная разновидность поведения человека в

обществе. Оно представляет собой процесс взаимодейст­вия человека с

политической средой и составляет совокупность форм и способов бытия

индивидуума в политической сфере жизне­деятельности общества. Речь идет о

политическом поведении пере­численных ранее субъектов политики: физических,

юридических ли­цах, социальных группах. Единицей политического поведения

явля­ется конкретный поступок, личностно и общественно значимый акт, к

котором отражаются политические знания человека, его убежде­ния,

материализуется его политическая культура.

Политическое поведение определяют многие факторы, которые можно

классифицировать по нескольким основаниям. Психофизиологическими

детерминантами этого поведения являются различные потребности и интересы,

влечения и эмоции человека, его полити­ческие знания, установки и цели.

По степени политической включенности субъекта в политическое поведение

распадается соответственно на активное, нонконформистское и пассивное,

конформистское, выражающееся в политическом индифферентизме, эскапизме и

абсентеизме.

По характеру поступков, используемым методам, а также направленности

политическое поведение можно разделить на конфликтное, конфронтационное,

разрушительное и – бесконфликтное, нонконфронтационное, созидательное.

Первое характеризуется острым противостояни­ем политических сил, их

разногласием, выражением политического протеста. Второе поиском политического

согласия, поддержкой правящих структур, достижением консенсуса и т.п.

В самих политических институтах политическое поведение определяется и

регулируется пра­вовыми нормами, традициями, правилами, уставами и т.п.

Власть имеет возможность контролировать политическое пове­дение граждан и

социальных групп посредством законодательства, подзаконных актов органов

государственного управления, а также с помощью правоохранительных органов,

прежде всего государ­ственной безопасности, внутренних дел, прокуратуры,

судов, следст­венных органов и др.

Заключение

Конкретное взаимодействие субъектов и объектов политики образует в каждый

временной период определенное содержание политических отношений. Оно

проявляется, с одной стороны, как определенная деятельность субъектов

политики, их политическое поведение, а с другой, – как политический процесс.

Для каждого вида политических отношений характерна своя форма бытия, которая

выражается в социальных нормах и прин­ципах. Они делятся на политико-правовые

(законы, декреты, под­законные акты, международные договоры и проч.),

политико-нрав­ственные (обычаи, традиции, политес и т.п.) и политико-

религиозные (например шариат). Через эти нормы, особенно правовые,

выража­ется политика, в рамках этих норм функционируют политические субъекты.

Литература:

1) Дегтярев А.А. Основы политической теории. – М., 1998.

2) Политология. Под ред. М.Н. Марченко. – М., 1997.

3) Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. – М., 1995.

4) Гаджиев К.С. Политическая наука. – М. 1995.

5) Основы политологии. Под ред. Ю.А. Ежова, В.Ф. Костюкевича. – М., 1995.



(C) 2009