Научная Петербургская Академия

Реферат: Политические блоки и движения в современной России

Реферат: Политические блоки и движения в современной России

Содержание

Введение. 3

Партийно-политическая система в конце 1991-1993 гг. 4

Партийно-политическая система в декабре 1993-1996 гг. 6

Политический плюрализм в России. 8

Политические партии и власть в современной России. 10

Заключение. 12

Литература. 13

Введение.

В нашей стране сейчас масса организаций, объединяющих людей по идейным

установкам, социально-экономическим, национально-религиозным и иным

интересам. Эти организации отражают сложную, во многом противоречивую

структуру формирующегося гражданского общества, многообразие потребностей

индивидов, несовпадение их ценностных ориентаций, идеалов и убеждений. Особое

место среди таких объединений граждан принадлежит политическим партиям и

общественно-политическим движениям, которые на сегодняшний день являются

главным инструментом взаимосвязи между государством и гражданским обществом.

Начавшиеся в нашей стране во второй половине 80-х годов реформы политической

системы пробудили небывалую общественную активность населения и привели к

формированию множества политических партий и движений. Идейный спектр этих

организаций охватил фактически все возможные направления и оттенки,

воспроизводя программные установки как политических объединений современного

западного зарубежья, так и партий, существовавших в России в начале XX века.

Становление многопартийности в российском обществе, плюрализм и борьба мнений

вызвали к жизни закономерные процессы переоценки многих ценностей и привели в

конечном счете к очевидной трансформации базисных основ как

государственности, так и политической системы в целом. Способность к

объективному, свободному от идеологических пристрастий изучению и освещению

этих проблем выступает одним из важнейших критериев профессионализма

политолога, занимающегося как теоретическими поисками, так и решением

прикладных задач.

Партийно-политическая система в конце 1991-1993 гг.

Центр тяжести в политическом противостоянии переместился с борьбы против КПСС

к вопросу выбора конкретной модели модерни­зации российского общества.

Политическая оппозиция и в новых ус­ловиях по-прежнему представляла собой

весьма неоднородную поли­тическую силу, представленную несколькими

направлениями.

Первое — демократическая оппозиция, партии и движения кото­рой делали ставку

на западную модель модер­низации России, подразумевая под нею развитие

рыночных структур и отношений, способных заменить прежнюю бюрократическую

мо­дель экономического развития с нормированным распределением и

потреблением. Однако, в отличие от «партии власти», либерально-

демократические оппозиционные силы являли собой сторонников со­циал-

ориентированных рыночных реформ. Отсюда и политика «кон­сервативного

оппонирования» этой части оппозиции по отношению к власти.

Но были в демократической оппозиции и более радикально на­строенные к новой

власти либеральные партии и движения. Их радикализм проявлялся в критике

основных позиций курса правительства Гайдара, который, по их мнению, был не

только лишен социальной компоненты, но и недопустимо игнорировал национально-

государственные интересы всего россий­ского общества.

На их базе в июне 1992 г. сформировалось два блока. Первый, правоцентристский

блок «Гражданс­кий Союз», программные установки которого были основаны на

приоритетах прав человека, идеях социального партнерства и созда­ния

ориентированной на человека рыночной экономики.

Второй стал называться «Российское народное собрание». Этот блок, представляя

государственническое крыло праволиберальных партий, стремился найти

компромисс между необходимой, по их мнению, жесткой централи­зованной властью

и защитой прав и свобод граждан.

Среди партий, оппонирующих официальному монетаристскому курсу правительства,

были еще две группы партий и движений цент­ристского толка. Первая объединяла

политические силы, ориентиро­ванные на «критическую поддержку правительства».

К ним относились партиих и движения, объединенные в блок «Новая Россия»:

Крестьянская партия России (Черниченко), Народная партия России (Т. Гдляна),

СДПР (И. Аверкиев), Российская социал-либеральная партия (В. Фи­лин),

Социально-либеральное объединение Российской Федерации (СЛОРФ), Партия Союз

Молодая Россия. Эти политические силы также придерживались курса на

социальную ориентацию либераль­но-рыночных реформ. Именно на базе данной

платформы «Новой России» были сформулированы главные направления совмест­ных

действий российских демократов по выводу страны из кризиса и возрождению

Российской Федерации: проведение скорейшей консти­туционной реформы и

демократической приватизации, налаживание партнерских отношений труда,

предпринимательства и государства, обеспечение необходимого прожиточного

минимума, ускоренную зе­мельную реформу и поддержку фермерства, укрепление

правопоряд­ка и социальную защиту военнослужащих.

Другая группа партий и организаций объединилась в левоцентристский блок

«Содружество левых демократических сил». Придержи­ваясь социалистических

ценностей, блок разработал собственную ан­тикризисную экономическую

программу, основанную на признании необходимости развивать рыночную

экономику, оставляя приоритет­ной коллективную форму собственности и

стимулируя развитие мел­кого и среднего предпринимательства. Этот блок был

организован руководством Социалистической партии трудящихся (Л. Вартазарова),

НПСР (А. Руцкой), Партией Труда (А. Бузгалин), Российской партией коммунистов

(А. Крючков), левого крыла СДПР (Оболен­ский), Федерации независимых

профсоюзов России (Шмаков).

Партийно-политическая система в декабре 1993-1996 гг.

Большего успеха в деле единения на следующем этапе полити­ческого

противоборства в стране достигли политические силы, при­держивающиеся

левоцентристских позиций. Так, Коммунистическая партия Российской Федерации

была на выборах в Государственную Думу 1993 г. третьей, а на выборах в 1995

г. — первой по числу поданных за нее голосов. Это позволило ей не только

значительно увеличить свою фракцию в нижней палате парламента с 47 человек до

158, но и ввести в правительство Черно­мырдина своего представителя — А.

Тулеева. Все эти факты, свиде­тельствующие о возросшем влиянии крупнейшей

политической партии России, стали возможны во многом благодаря весьма

своеобразной тактике поведения данной системной оппозиции. КПРФ свое участие

в работе государственных органов власти рассматривает не как процесс

интегрирования с существующим режимом, а как оппозиционную деятельность ради

реализации четко определенных самой партией политических целей. Коммунисты

объясняют свою тактику стремлением ос­лабить режим, не допустить разгрома

оппозиции в стране; желанием материально и организационно укрепить саму

партию; возможностью накопления государственного опыта и получения более

широкого доступа к официальной информации; обеспечением для партии более

широкой общественной три­буны и возможностью участвовать в собствен­но

законотворческой деятельности.

Итак, взаимодействие политических партий и общественно-по­литических движений

с властью, пройдя через горнило парламентско-президентской борьбы (1992—1993

гг.), приобрело в период с 1994 по 1996 г. достаточно стабильный характер и

демократические формы. Более того, возможность соблюдения демократических

проце­дур во взаимоотношениях власти и российской многопартийности (вы­боры

1993, 1995, 1996 гг.) доказывают, что демократизация российской об­щественно-

политической жизни является необходимым инструмен­том, с помощью которого

россияне желают изменять свою жизнь и определять свое будущее.

По мере своего развития политическая борьба в российском об­ществе, все более

утрачивая свою идеологическую окраску, превра­щается в столкновение личных и

узкогрупповых интересов. При этом постоянный состав лиц, участвующих то во

власти, то в оппозиции, перемещающихся из властных структур в бизнес и

обратно, свиде­тельствует о завершении процесса формирования новой российской

политической элиты и о возможностях ее дальнейшей консолида­ции и

структурирования. Конкурентная борьба между отдельными группами политической

элиты, в ходе которой определяется офици­альный правительственный курс,

происходит в условиях конверта­ции статуса власти в право собственности. Это

делает привлекатель­ным для оппозиционных политических сил их соучастие во

власти. Вместе с тем увеличивающиеся негативные последствия социально-

экономического реформирования России заставляют оппозицию ди­станцироваться

от официального правительственного курса, а власти брать на вооружение многое

из программ и лозунгов своих политических оппонентов. В целом и партия

вла­сти, и политическая оппозиция идут по пути инфляции в глазах об­щества

своих ценностных ориентиров и потери собственной значи­мости для

демократического политического процесса в стране.

Политический плюрализм в России

Политический плюрализм как основа демократии предполагает многообразие

политических взглядов и организаций, свободное участие граждан в политической

жизни, конкуренцию между различными политическими силами в борьбе за доступ к

власти.

Согласно Конституции, «в Российской Федерации признаются политическое

многообразие, многопартийность». Это означает, что в России на определенных

законом основаниях могут созда­ваться, регистрироваться и осуществлять свою

деятельность раз­личные общественные политические объединения.

В Конституции Российской Федерации указано, что «общест­венные объединения

равны перед законом». Равенство общест­венных объединений перед законом

проявляется в равенстве требований государства к уставам общественных

объединений. России, помимо равенства перед законом, закрепляется равен­ство

общественных объединений между собой. Это предполагает равенство прав и

обязанностей общественных объединений, как в общественной, так и в

хозяйственной деятельности.

Закрепленный в Конституции России принцип многопартийности предполагает, что

каждая партия как разновидность общественного объединения, выражая

политическую волю своих членов, стремится к участию в формировании органов

государственной власти и органов местного самоуправления.

Каждая партия обладает правом принимать программные документы, публикуемые

затем для всеобщего сведения, выдвигать кандидатов в депутаты и на другие

выборные должности. Но участвуя в выборах, партия не может получать

финансовую поддержку от иностранных государств, организаций и граждан.

Партийные полномочия должны осуществляться в соответствии с российским

законодательством и уставом партии, который подлежит обязательной регистрации

в Министерстве юстиции Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации предусматривает запрет на «создание и

деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены

на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение

целостности Россий­ской Федерации, подрыв безопасности государства, создание

во­оруженных формирований, разжигание социальной, расовой, на­циональной и

религиозной розни».

Принцип политического плюрализма обладает рядом бесспор­ных преимуществ (хотя

бы потому, что он противостоит полити­ческому единообразию), но эти

преимущества могут быть реали­зованы исключительно в рамках

конституционности. Кроме того, конкретная реализация принципа политического

плюрализма предполагает наличие особого типа правовой культуры, толе­рантной

и компромиссной.

В России существует множество политических партий, обще­ственно-политических

организаций и движений. Люди, социаль­ные общности имеют возможность свободно

выбирать политиче­ские организации, соответствующие их ценностям, взглядам,

ориентациям, отвечающие их интересам.

Политический плюрализм неразрывно связан с идеологическим. Политический

плюрализм в идеологической «упаковке» отражает многообразие идей и мнений в

политике, что дает воз­можность в споре, диалоге сопоставлять различные точки

зрения и находить оптимальные пути решения политических проблем.

При этом в Конституции Российской Федерации подчеркива­ется, что «никакая

идеология не может устанавливаться в каче­стве государственной или

обязательной». В условиях идеологи­ческого многообразия отрицание

государственной идеологии, возведенное в ранг правового нормативного правила,

может при­вести на практике к серьезным деформациям российской

государ­ственности, «освобожденной» от интегрирующего общего инте­реса и

цели.

Политические партии и власть в современной России.

Главной задачей любой политической партии является достиже­ние

государственной исполнительной или законодательной вла­сти. В современной

России партии имеют влияние только в зако­нодательной ветви власти. Наиболее

значительные партии имеют фракции в Государственной Думе, в законодательных

органах субъектов Федерации.

При этом сам Президент России не связан ни с одной полити­ческой партией.

Правительство также формируется не по партий­ному, а по профессиональному

признаку. Большинство глав адми­нистраций субъектов Федерации, мэров крупных

городов также не принадлежат ни к одной партии. Выборы в органы

исполнительной власти на местах проходят без определяющей роли политических

партий; электорат выбирает, ориентируясь, скорее, не на про­граммы, а на

личность кандидата. Этому есть свои причины.

Во-первых, в России еще не сложилась устойчивая партийная система. Обилие

партий, носящих во многом искусственный ха­рактер, обусловлено не отличием

программ, а амбициями их ли­деров. Такие партии заботит больше не реализация

интересов электорального слоя, а интерес власти. Во-вторых, в партийной

борьбе еще не изжиты кардинальные идеологические противоречия, способные

вылиться в силовое противостояние. В-третьих, становлению сильных партий не

способствует и позиция верхних эшелонов власти (Президент и Правительст­во),

которым выгодно иметь диалог с разрозненной оппозицией. В условиях, когда по

Конституции России большинство властных полномочий сосредоточено в руках

Президента и исполнительных органов власти, воздейст­вие и влияние

политических партий на общенациональную политику сведено к минимуму и

осуществляется в основном в рамках парламентских дебатов.

Власть политических партий в России имеет латентный ха­рактер, сводясь к

деятельности их парламентских фракций. В этом случае воздействие на

исполнительную власть осущест­вляется через процесс законотворчества,

посредством лоббиро­вания принятия политических и социально-экономических

реше­ний, торга на «рынке власти» с Правительством и Президентом (имеющего

зачастую вид «схватки под ковром»).

Сильным рычагом воздействия этих партий на исполнительные органы власти в

России является процесс принятия бюджета. Однако здесь узкопартийные

пристрастия и ин­тересы, лоббистская деятельность, непрофессионализм и

идеоло­гическая зашоренность берут зачастую верх над общенациональ­ными

приоритетами. Становится очевидной необходимость по­вышения ответственности

партийных фракций в Государствен­ной Думе за те решения, которые ею

принимаются.

Заключение

Для участия в политическом процессе и достижения своих целей политические

партии и общественно-политические движения в современной России должны

обладать ресурсами. Главными из них являются:

наличие сильной организации, имеющей отделения в регио­нах России, обладающие

реальным влиянием в них на обществен­ную жизнь и органы государственной

власти и самоуправления;

устойчивая связь с обществом (аккумуляция и артикуля­ция интересов

избирателей, постоянное давление на государственные структуры с целью их

осуществления);

наличие политической идеологии, основные положения ко­торой интегрировали бы

в себе предельно широкие обществен­ные интересы, общенациональные приоритеты

и с помощью кото­рой можно было бы мобилизовать избирателей на поддержку

по­литической партии или движения;

сильный политический лидер, способный вести за собой не только членов

собственной организации, но и людей из различ­ных слоев общества. При этом

лидер должен обладать реальным влиянием на политическую элиту общества

(региональную и центральную), уметь решать сложные политические проблемы;

наличие финансовой базы: партии и движения должны об­ладать устойчивыми

источниками финансовых средств, поддерж­кой со стороны крупных финансовых

центров (банков, крупных фирм и предприятий) для ведения повседневной

политической деятельности, для агитации, содержания центрального

руковод­ства;

информационная поддержка: политические партии и дви­жения должны иметь не

только собственные журналы или газе­ты, но и пользоваться поддержкой масс-

медиа (в первую очередь, телевидения). Создаваемый партиями и движениями со

стороны масс-медиа имидж в немалой степени способствуют их успеху или

неудаче;

Литература

1. Авакян С.А. Политический плюрализм и общественные объединения в

России: конституционно-правовые основы. М., 1996.

2. Верт Н. История советского государства 1900—1991. М., 1992.

3. Исаев Б.А. Зарождение, становление и функционирование партийной

системы современной России. СПб., 1997.

4. Исаев Б.А. Теория партий и партийных систем и методология исследования

российской партиомы. Петродворец, 1998.

5. Конституция Российской Федерации. М.,1993.

6. Краснов В. Система многопартийности в современной России. М., 1995.

7. Политические партии России. М., 1996.

8. Согрин В.В. Политическая история современной России. 1985-2001: от

Горбачева до Путина. М., 2001.

9. Теория политики: Курс лекций: В 3-х ч. Ч.2. / Авт.-сост. Н.А.Баранов,

Г.А.Пикалов. СПб., 2003.

10. Шмачкова Т.В. Теории коалиций и становление российской многопартийно­сти

// Полис. 1996. №5.



(C) 2009