Научная Петербургская Академия

Реферат: Политическая идеология и ее социальные функции

Реферат: Политическая идеология и ее социальные функции

ТЕМА «ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕАЛОГИЯ И ЕЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ» 1.

Понятие политической идеологии. Идеология и власть. Методы идеологического

воздействия.

Особое место в политическом сознании занимает идеология.

Будучи системой верований, убеждений и взглядов, она отражает

общественно-политическую реальность через призму интересов больших соци­альных

групп, прежде всего классов. В содержание идеологии вписываются элементы знания

о действи­тельности. Вместе с тем идеология — ценностная система, выражающая

отношение к существующим общественным порядкам, обосновывающая

политические идеалы, принципы, нормы, цели образы

поведения. Такие, скажем, как социальная

справедливость, свобода, права человека, демократия, соли­дарность. Оценка

социальной реальности, что озна­чает ее соотнесение с политическими

потребностями и интересами, идеалами и принципами, — важней­шая функция

идеологии. Так или иначе оценивая реалии, деятельность политических субъектов,

ее результаты и последствия, идеология обретает регулятивно-ориентирующую силу.

Она направляет прак­тические действия в рамки целей, приемлемых в первую

очередь для господствующих в обществе социальных групп и, по крайней мере, не

отвергаемых большинством других слоев.

С помощью идеологии политические силы обосно­вывают свои цели и подбирают

средства для их реа­лизации. На основе идеологии разрабатываются

по­литические концепции, доктрины и программы. Иде­ология питает

мотивационную базу коллективных политических действий и поведения. Она, по

словам А. Грамши, служит тому, чтобы пробудить в народе и организовать

коллективную волю. Идеология так­же маскирует и мистифицирует (хотя и не

всякая идеология) подлинные интересы и цели господству­ющих групп, элит. На

эту функцию обратил внима­ние немецкий социолог Р. Мангейм. Изучение

идео­логии, по его мнению, имеет целью демаскировать «более или менее

сознательное жульничество и пе­реодевание». Сказано достаточно жестко, но не

без оснований.

Со времени введения французским, ученым Де Треси

(1754-1836) терми­на «идеология» в научный оборот в политической теории

сложились самые разнообразные взгляды на это духовное явление. В частности,

марк­сизм, исходит из обусловленности идеологических докт­рин материальными

условиями жизнедеятельности об­щественных групп, в силу чего они

характеризуются как теоретические представления, защищающие общекол­лективные

интересы. Формирование идеологий связыва­ется здесь с деятельностью

специализированного кол­лективного субъекта. В зависимости от места,

занимае­мого группой в общественных отношениях (если, к при­меру, класс

обладает интересами, совпадающими с ве­дущими тенденциями общественного

прогресса), марк­сизм признает возможность выполнения идеологией функций

научного знания.

В отличие от канонических позиций марксизма в за­падной политологии не

прекращаются дискуссии об ис­точниках и статусе идеологических течений. Так,

для приверженцев неоанархизма идеология выступает как порождение массового

сознания; либерально-позитиви­стская традиция, гиперболизируя идеологию,

интерпре­тирует ее как надисторическое явление, существующее вне зависимости

от социальных и политических условий; неомакиавеллисты (Р.Моска, Р.Михельс,

В.Парето) склонны даже эстетические или религиозные формы со­знания

трактовать как специфические формы проявления политической идеологии,

порожденные нуждами легитимизации власти. В то же время широко распространены

и взгляды, характеризующие идеологию как «служанку власти», не имеющую в

политике сколь-нибудь серьез­ного веса и значения.

Вместе с тем, несмотря на известный релятивизм, в западной политологии все же

сложился ряд устойчивых позиций по отношению к идеологии. Так, принципиальной

позицией является бескомпромиссное разведение идео­логии и науки, отрицание за

идеологией познавательных функций. Еще М.Вебер относил идеологию, как и иные

мировоззренческие и религиозные образования, к обла­сти веры, отрицая, тем

самым, саму постановку вопро­са о ее научности. Признанный авторитет в этой

области К.Манегейм, вслед за Вебером, рассматривал

любую идеологию как неадекватное отображение действитель­ности, как

совокупность идей, сознательно скрывающих истинное положение вещей. Весьма

распространенным является также и сугубо функциональное толкование идеологии

как инструмента интеграции общности (О.Лемберг,

Т.Парсонс и др.), оставляющее в тени ее социально-исторические источники и

детерминанты. Не­редко идеология сводится и к психологии отдельных групп и

индивидов (Р.Пайпс, В.Старк, Л.Браун и др.).

Если суммировать рациональные оценки и подходы к толкованию данной формы

политического сознания, то можно сказать, что политическая идеология

представля­ет собой систематизированную совокупность идейных воззрений,

выражающих и защищающих интересы той или иной общественной группы и требующих

подчинения индивидуальных помыслов и поступков как можно боль­шего числа людей

соответствующим целям и задачам ис­пользования власти. Коротко говоря,

политическая идео­логия — это доктрина, обосновывающая притязания ка­кой-либо

группы на власть или ее использование и пре­дусматривающая поэтому ту или иную

стратегию пол­итических действий.

В отличие от науки, чьей задачей является поиск истины, функции идео­логии

прежде всего сводятся к овла­дению массовым политическим сознанием населения, к

внедрению в него своих критериев оценки настоящего и будущего развития

общества, определению целей и за­дач, по которым люди должны ориентироваться в

пол­итическом пространстве. Обладая ярко выраженным групповым характером,

идеология должна создавать по­зитивный образ проводимой (или предлагаемой

населе­нию) политической линии, ее соответствия интересам то­го или иного

класса, нации, государства. При этом идеология должна не столько заниматься

пропагандированн­ом, распространением тех или иных идеалов и ценно­стей сколько

стимулировать целенаправленные дейст­вия и поступки граждан, партий и других

политических ассоциаций.

Выполняя свои политические функции, идеология стремится сплотить,

интегрировать общество либо на базе интересов какой-либо социальной или

национальной группы (например, среднего класса, граждан коренной

национальности и т.д.), либо на почве сознательно сфор­мулированных цепей, не

опирающихся на определенные социально-экономические страты или группы

населения (например, идеология анархизма, фашизма и др). Спо­собность реально

интегрировать общество будет непос­редственно зависеть от того, насколько

идеи и положе­ния идеологии соответствуют обыденным взглядам и представлениям

населения о предпочтительном стиле жизни, а также и от того, найдет ли данная

доктрина адекватные уровню общественного сознания формы ин­терпретации своих

теоретических заключений.

Помимо рациональных, теоретически обоснованных положений любая идеология

предполагает некий отлет от действительности, содержит те цели и идеалы,

кото­рые населению предлагается воспринимать на веру. В меньшей степени таким

налетом коллективных верова­ний обладают официальные идеологии, направляющие

реальный курс государственной политики и потому в ос­новном приукрашивающие

действительность и иницииру­ющие апологетические настроения. Большей же

пред­расположенностью к утопическим предположениям об­ладают идеологии

оппозиционных сил, как правило, ожи­дающие от власти значительно больше, чем

она может дать и стремящиеся с помощью красивого идеала при­влечь к себе

больше сторонников.

Рассматривая идеологию как форму мотивации пол­итического поведения групповых

субъектов, надо отме­тить, что в демократических системах она используется

преимущественно лишь на этапах, связанных с концепту­ализацией групповых

интересов и их введением в полити­ческую жизнь. Стремление же

абсолютизировать ее роль, т.е. подчинить ей нравственные, правовые,

культурные и иные духовные регуляторы политических отношений на постоянной

основе, по существу по­рождает т.н. «идеократическое» (тоталитарное)

об­щество, пытающееся насильственно утвердить идеа­лы господствующей

идеологии в сознании граждан и в практической жизни.

Идеология «транслируется», распространяется в обществе, «вносится» в сознание

людей идеологичес­кими аппаратами. Понятие «идеологические аппа­раты»

охватывает всю совокупность средств и орга­низаций, с помощью которых

внедряются в головы людей взгляды, идеи и нормы, отражающие интере­сы

определенных социальных групп или общностей, но которым придается всеобщий

характер. В струк­туре идеологических аппаратов: семья, школа, цер­ковь,

политические партии, государственные инсти­туты, средства массовой

информации. В отдельные эпохи идеологические аппараты приобретают роль

гегемона в политической системе. Такую функцию, по А. Грамши, выполняла в

средние века церковь. Господство догматизированной идеологии марксиз­ма-

ленинизма и аппаратов, транслировавших ее, присуще модели государственного

социализма. В со­временную эпоху центральное место в системе идео­логических

аппаратов занимают средства массовой информации. На них возложено управление

и мани­пулирование информацией.

Между идеологическими аппаратами и властью устанавливается прочная связь,

основывающаяся на их взаимозависимости. Наличие такой взаимосвязи идеологии с

политикой нельзя понимать в смысле полного тождества. Подобного тождества в

нормаль­ном, демократическом обществе не бывает, как не существует между ними

и обособленности.

2. Понятие политико - идеологической доктрины, их классификация.

Уровни политической идеологии.

Поскольку политическая идеология, как мы уже сказали, представляет собой

специфическое духовное обра­зование, специально предназначенное для целевой и

идейной ориентации политического пове­дения, необходимо различать следующие

уровни ее функционирования: теоретико-концептуальный, на кото­ром

формулируются основные положения, раскрываю­щие интересы и идеалы того или

иного класса, слоя, на­ции, государства; программно-политический, где

соци­ально-философские принципы и идеалы переводятся в программы, лозунги и

требования политической элиты и являют собой идейную основу для принятия

управленче­ских решений и стимулирования политического поведе­ния масс. Данный

уровень функционирования идеологии непосредственно связан с деятельностью

партий, сою­зов, объединений, созданных для трансляции политиче­ских требований

приверженцев определенной идеоло­гии. Учитывая политический вес связанных с

идеологией институтов власти, и саму ее трактуют как «конституи­рующий элемент

политики»; актуализированный, который характеризует сте­пень освоения

гражданами целей и принципов данной идеологии и характер их воплощения в тех

или иных формах политического участия. Этот уровень может ха­рактеризовать

довольно широкий спектр вариантов интериоризации идеологии: от легкой смены

идеологических позиций до восприятия людьми своих политических при­вязанностей

как глубинных мировоззренческих значений, способных упорядочить в сознании

людей ход истории, определить принципы их социального мышления т.н.

«то­тальные» (К.Мангейм) или «парадигматические» (Н.Пуланзас) идеологии.

Основные современные идеологии, Марксизм и социал - демократия.

Субъекты и носители политических отношений, руководствующиеся идеологическими

ценностями и целями, образуют в политике своеобразное коммуникативное

пространство или т.н. дискурс. Происходящий здесь непрерывный обмен

теми или иными подходами, оценками и суждениями об одних и тех же или различных

политических событиях, дебаты по политической «повестке дня» (т.е. определе­ние

группы вопросов, являющихся наиболее важными для определения путей

использования власти), борьба идей и воззрений способствуют рождению и распаду

идеологий, новому синтезу идейных течений, постоянно­му усложнению

мотивационной сферы политического поведения.

В современных условиях разительный прогресс за­падных индустриальных обществ,

новая роль средних слоев, социокультурный прогресс мирового сообщества

радикальным образом повлияли на содержание комму­никативного процесса и его

характер. Так, падение тота­литарных режимов в бывшем СССР и ряде стран

Вос­точной Европы послужило мощным толчком падения ав­торитета и роли «левых»

идеологий. Прежде всего это коснулось идеологии марксизма-ленинизма.

Возникнув в середине XIX века и будучи обусловле­но начальным, наиболее

резким этапом борьбы рабоче­го класса и буржуазии, это учение особое внимание

уделяло революционным методам перехода от капита­лизма к социализму,

обоснованию диктатуры пролетари­ата, разработке стратегии и тактики

революционного ра­бочего движения. Не говоря даже о внутренних противо­речиях

теоретического метода Маркса, в значительной мере предопределивших

малореалистическое и весьма поверхностное видение исторического процесса,

надо отметить, что по сути на всем протяжении идейной эво­люции данной

доктрины ее приверженцам — и особенно «марксистам-ленинистам» как наиболее

односторонним интерпретаторам и догматическим последователям этих идей — так

и не удалось выйти за рамки философии на­силия, ориентации на силовые методы

упрочения социа­лизма и коммунизма. Как одна из самых конфронтационных

идеологий, марксизм-ленинизм, отгородив себя от интеллектуального и

культурного общения с иными системами политических воззрений, обрек себя на

не­минуемое духовное вымирание и вытеснение с полити­ческой арены. К

сожалению, ряд современных попыток реконцептуализировать марксистское учение,

придать его политическим идеям привлекательность в глазах на­селения России

свидетельствует о его сближении с наци­оналистическими и шовинистическими

течениями, т.е. возрождении на отечественной почве печальной памяти национал-

социализма — той доктрины, для которой наси­лие было альфой и омегой всех

политических устремле­ний.

В отличие от марксизма, социал-демократическая идеология исходила и исходит

из приоритета постепенно­сти исторической эволюции общества в направлении

строя социальной справедливости и равенства граждан независимо от их

общественного положения, сохранения при этом социального и

межгосударственного мира. Представления о постепенном реформировании

буржу­азного общества, необходимости отказа от классовой борьбы неразрывно

связывались в этой доктрине с пони­манием первостепенной значимости народной

власти в политической и экономической жизни, с усилением соци­альной

защищенности трудящихся и поощрением рабо­чего самоуправления. Социал-

демократии присуща и сильная акцентация этических стимулов политического

развития, отрицание социальных преимуществ граждан при толковании их прав и

свобод. Основную теоретиче­скую платформу этой идеологии составляют категории

справедливости, свободы и солидарности.

Проповедуемая социал-демократами концепция «со­циального партнерства»,

заменившая, а отчасти и усо­вершенствовавшая идею классового противоборства,

по­казала себя в условиях стабильного развития западных стран как более

предпочтительная, чем марксизм, про­грамма политического движения. В то же

время неосуществленность выдвигавшихся социал-демократией идей (концепций

«демократического социализма», «государ­ства всеобщего благосостояния»),

неубедительность политических интерпретаций современной роли средних споев,

решения проблемы наемного труда, социальных последствий технологического

рывка в развитых индустриальных странах и ряд других теоретических просчетов,

в значительной мере порожденных традиционным отно­шением к смыслу и

содержанию общественного про­гресса, серьезно подорвали влияние данного

идеологи­ческого течения. Серьезную роль в ослаблении автори­тета социал-

демократии сыграло и крушение тоталитар­ных режимов в конце 80-х годов,

рассматривавшееся общественным мнением как поражение родственной ей

идеологии.

На фоне ослабления политической роли «левых» идеологий заметно усилили свое

идейное влияние либе­ральная (неолиберальная) и консервативная

(неоконсер­вативная) идеологии. Прежде всего это связано с под­держкой этими

доктринами тех ценностей и понятий, ко­торые в современных условиях лежат в

основании де­мократической организации власти в обществе и взаимо­отношений

государства и гражданина.

Либерализм и неоли6ерализм.

Еще на начальных этапах своего формирования, унаследовав идейное богатство

Д.Локка, А.Смита, Т.Гоббса, связывавших свободу личности с ува­жением

основополагающих прав человека, а также с си­стемой частного владения,

либерализм положил в осно­ву своей концепции идеалы свободной конкуренции,

рын­ка, предпринимательства. Соответственно ведущими политическими идеями

либерализма выступали правовое равенство граждан, договорная природа

государства, а впоследствии и равноправие соперничающих в политике

«профессиональных, экономических, религиозных, полити­ческих ассоциаций, ни

одна из которых» не должна иметь «морального превосходства и практического

преобладания над другими».

Хотя до середины XX в. либералы предпочитали из­бегать употребления термина

«демократия» (оберегая таким образом ведущую для них ценность — частную

собственность), то впоследствии, отдавая должное

соци­альным функциям государства, стали уделять

демокра­тическим ценностям значительно большее внимание. Важнейшим достоинством

политической системы про­возглашалась

справедливость, а правительства — ориен­тация на

моральные качества гражданина.

В основу политической программы неолибералов легли идеи консенсуса управляющих и

управляемых, не­обходимости участия масс в политическом процессе,

демократизации процедуры принятия политических ре­ш

ений. В отличие от прежних ориентаций на механиче­ские принципы определения

демократичности (по боль­шинству) ведущим значением стали обладать

плюрали­стические формы организации политической жизни. При­чем

Р.Даль, Ч.Линдблюм

и др. неоплюралисты считают, что чем слабее

правление большинства, тем оно боль­ше соответствует принципам либерализма.

Правда, представители праволиберальных течений

(Ф.Хайек, Д.Эшер, Г.Опсон) полагают, что при

плюрализме спо­собны сформироваться механизмы экспроприации боль­шинством

богатого меньшинства, что может поставить под угрозу основополагающие принципы

либерализма.

На либеральной идейной основе получили развитие

многообразные теории политического участия,

партисипаторной демократии, а также и элитарных концеп­ций, что подкрепило

популярность либерализма среди сторонников разл

ичных моделей политического уст­ройства общества.

Консерватизм и неоконсерватизм.

В противоположность либерализму консервативная идеология, также поддерживая

основополагающие принципы устройства общества на принципах частного

владения, сделала акцент на обеспе­чении стабильности капиталистических (или

точнее — ин­дустриальных) отношений. Фундаментальная идея кон­серватизма,

сформулированная еще

Э.Берком в «Раз­мышлениях о французской революции» (1790), состояла в

признании противоестественности сознательного

пере­устройства общества.

В русле такого подхода ценности свободы, равенст­ва и прогресса утрачивали свою

первопричинность по сравнению с идеями традиционализма, преемственности,

иерархичности, аристократизма. Политическими следст­виями таких установок

явились воззрения, понимавшие свободу как послушание государству, утверждавшие

не­зыблемость институтов власти капиталистическ

ого об­щества, защищавшие «естественные» привилегии власть предержащих, С

течением времени на базе этих идей даже сформировалось особое течение —

либертализм, основывающийся на ценностях крайнего индивидуализма и

отрицании политического вмешательства в предприни­мательскую деятельность.

Во второй половине XX в. социально-экономические и политические изменения в мире

заставили консервато­ров перейти к более сложной аргументации в апологе­тике

западного образа жизни и демократии. Неоконсер­вативное течение (Д.Белл,

З.Бжезинский, Н.Подгорец, Н.Кристолл) сделало

упор на требовании укрепления за­конности и порядка, противостоянии любым

начинаниям, способным подорвать стабильность политической систе­мы Запада и

уменьшить власть представителей крупного капитала. В русле этих требований

звучали призывы уси­лить элитарный характер политического руководства, ввести

механизмы сознательного распределения прав и властных полномочий граждан в

соответствии с их инди­видуальными достоинствами. Но даже такое

перефор­мулирование демократической идеи консерваторы пыта­лись обосновать

нормами индивидуальной морали, нрав­ственной ответственности управляющих. Так,

выступая против «государства социального благоденствия», тео­ретики

неоконсерватизма указывали на его связь с раз­витием эгоцентризма и

иждивенчества, ослаблением традиционных интеграторов общества (например,

внутрисемейных уз и связей), что в конечном счете может привести к

перекладыванию человеком своей индивиду­альной ответственности на государство и

к снижению его гражданской активности. Умение связать понятные каждому и

распространенные в обществе ценности с целями политической эволюции западного

общества в немалой степени обусловили авторитет

консервативной (неоконсервативной) идеологии в общественном мнении.

Христианско-демократическая идеология.

Чуткость граждан к индивидуально этическим,

ценностно-культурным аргументам и доводам в

значительной мере повлияли и на популярность хри­стианско-демократической

идеологии, связывающей пол­итическое и социальное развитие с деятельностью

сво­бодных и равноправных граждан, руководствующихся в своем поведении нормами

религиозной морали. Идей­ную основу христианско-демократической идео

логии составляет

синтез «мира любви» и «мира власти», призна­ние уникальности и ценности

человеческого существова­ния и необходимости формирования государства как

га­ранта свободы для всех граждан общества. Ведущим принципом

христианско-демократической идеологии яв­ляется признание зависимости б

лага каждого человека от процветания общества и государства (и наоборот).

При этом отрицается необходимость превращения пол­итического порядка в обществе

в религиозный. Государ­ственное правление

признается как мощное средство утверждения духовной свободы в обществе и

отрицания хаоса (отвергаются только авторитарно-тоталитарные формы

государства). В то же время отрицается слепая покорность властям, государство

не признается как вы­сшая политическая ценность. Христианская вера задает

государству запредельные для политики моральные кри­терии и оценки его

деятельности. Верующий гражданин, приверженец данной идеологии должен

способствовать повышению соответствия деятельности государственных и властных

институтов их моральному и общественному предназначению. Отвечая активности

граждан, государ­ство должно обеспечить реализацию

их демократиче­ских прав, оказывая помощь тем, кто не способен обес­печить

себя. Только в таком случае смогут устанавли­ваться сбалансир

ованные отношения между государст­вом и гражданином.

Список литературы.

1. Волков Ю.Г. Идеологическое затмение?//Социс. 1994, 10.

2. Гаджиев К.С. Заметки о тоталитарном сознании//Вестник Московского

университета. Серия 12. Социально-политические исследования. 1993, Я 4.

3. Ильин В.В. Национально-государственная идеология - энтеле­хия отечественных

реформ//Там же. 1994, № 1.

4. Ковалев А.М. Государственная идеология. Что это такое?// Там ае, 1994, 1.

5. Коваленко В.И. Интегративная идеология в России: основания, проблемы,

перспективы//Там же. 1994, и 1.

6. Косолапов Н.А. Интегративная идеология для России: интел­лектуальный и

политический вызов//Вопросц философии. 1994, 1.

7. Куратченко В.П. Лекции по политологии. Выпуск 2. Красно­дар, 1994.

8. Мац 7. Идеология как детерминанта политики в эпоху модерна//Полио. 1992,

Я 1-2.

9. Основы политической науки. Учебное пособие для вузов. Ч.П.

М., 1993. - Гл.12, § 3. 10. Херсон Л. Идеология в Соединенных Штатах/

олис. 1994, № 6.



(C) 2009