Научная Петербургская Академия

Реферат: Политическая социализация личности

Реферат: Политическая социализация личности

Волчков А. ГиМУ 3 - 1.

Доклад на тему «Политическая социализация личности»

Понятие, агенты и типы политической социализации

Понятие политической социализации личности. Личность — одновременно и

субъект и объект политики. Но одни люди в большей степени проявляют

политическую активность, другие — в меньшей, а третьи вообще стараются

«убежать» от полити­ки. Одни стремятся к утверждению существующего

политиче­ского строя и проявляют конструктивное политическое поведе­ние,

другие, напротив, предпринимают меры, направленные на его ниспровержение и

демонстрируют деструктивную позицию.

Есть и такие, кто легко приспосабливается к любому политиче­скому режиму и

всякой власти. Такое разнообразие видов по­литического поведения во многом

обусловлено характером по­литической социализации личности.

В общем плане социализация (от лат. socialis — обществен­ный) — это

процесс активного воспроизводства личностью со­циального опыта, осуществляемый

в ее деятельности и обще­нии. Политическую социализацию личности можно

определить как процесс активного воспроизводства личностью политического опыта,

определенной системы норм, ценностей и установок поли­тической деятельности и

политических отношений. Можно ска­зать и по-другому: политическая

социализация личности — это процесс, в ходе которого у личности в несколько

этапов фор­мируются определенная картина политического мира, опыт по­литической

деятельности и политического общения.

Политическая социализация имеет две основные функции:

1) обеспечение достаточно эффективного в рамках данной со­циальной

системы политического взаимодействия с различны­ми политическими

организациями;

2) сохранение динамиче­ского равновесия политической системы, а вместе с тем

и са­мого общества благодаря усвоению новыми членами принятых в нем норм и

ценностных образцов политического поведения.

Стержнем политической социализации является обогащение личности политическим

опытом предыдущих поколений, который выражен в политической культуре.

Политическая культура — это совокупность общепринятых ценностных ориентации,

убежде­ний и норм политической жизни общества. По мере ее усвое­ния человек все

больше адаптируется к существующей полити­ческой системе, становится в

состоянии активно влиять на нее, т.е. все в большей степени делается субъектом

политической жизни.

Таким образом, политическая социализация личности — это всегда двусторонний

процесс, в котором личность, с одной стороны, испытывает на себе воздействие

различного рода по­литических субъектов, а с другой стороны, по мере

социализа­ции сама становится в состоянии влиять на политическую жизнь

общества.

Процесс политической социализации включает в себя раз­личные уровни, механизмы и

факторы. Самый широкий — международный уровень, охватывающий

международные сообщест­ва и организации. Здесь на личность воздействуют

принятые в международном сообществе ценности, нормы и факторы: не­допущение

распространения ядерного оружия, угрозы между­народных конфликтов,

предотвращение глобальных катастроф, международных финансовых кризисов и т.д.

Социальный уровень политической социализации охватывает общество в целом

и большие социальные группы: классы, про­фессии, национально-этнические

общности и др. На этом уровне на личность воздействуют такие факторы, как

государ­ство, правительство, политические партии, социально-эконо­мические

кризисы, безработица, уровень преступности в стране и др.

Самый низкий — личностный уровень политической социа­лизации, на котором

личность испытывает воздействие со сто­роны людей, составляющих

непосредственный круг ее общения и оказывающих прямое влияние на ее

политическую психоло­гию, ценности и установки. Среди механизмов политической

социализации здесь можно выделить подражание, внушение, заражение, которые

помогают человеку адаптироваться к поли­тическим условиям и сформировать

политическую идентифи­кацию.

Агенты политической социализации личности. Агенты, или факторы,

политической социализации личности играют важ­нейшую роль в ее развитии. Они

могут быть разных видов, ка­чества и широты воздействия на личность.

К непосредственным агентам политической социализации относятся политические

институты и организации (государство, политические партии, движения),

политические элиты и лиде­ры, группы интересов. Вся совокупность этих

факторов образу­ет систему, которая с помощью политических механизмов

стремится контролировать и направлять политическое поведе­ние личности.

Агенты политической социализации выступают также спо­собами и средствами

выражения политической активности личности, ее политического самоутверждения.

На разных эта­пах развития личности и в разных странах на первый план

вы­двигаются различные агенты в зависимости от конкретных об­стоятельств

политической жизни, особенностей политического строя общества и т.д.

К числу агентов политической социализации относятся не только собственно

политические, но и неполитические факто­ры: семья, группы сверстников,

церковь, система образования, профессиональные и женские организации,

культурные и спор­тивные объединения и т.д. Известно, например, какую

боль­шую роль могут сыграть группы популярных артистов или спортсменов при

агитации за или против того или иного поли­тического лидера на выборах.

К агентам политической социализации личности относятся и СМИ, которые

оказывают на формирование личности силь­нейшее влияние. Не случайно их

называют четвертой властью. Поэтому в обществе идет постоянная борьба за

владение СМИ и возможность их использовать в целях политической

социали­зации.

Важную роль в политической социализации личности игра­ют и такие

неполитические факторы, как социально-экономи­ческие условия и образ жизни

человека, национальные тради­ции и даже отдельные важные для жизни индивида

обществен­ные факторы. Речь, в частности, идет о таких событиях, как

невыплата заработной платы, безработица, обман населения со стороны

государства или отдельных политических лидеров и тд. В определенных

общественных ситуациях неполитические факто­ры могут оказывать на

политическую социализацию личности более существенное влияние, нежели

собственно политические агенты. Особенно это касается современного открытого

и взаимосвязанного общества, где все политические и неполити­ческие факторы

тесно переплетены. В качестве примера можно привести роль шахтеров,

недовольных своим экономическим положением, в политической жизни современной

России.

Политическая социализация имеет исторический характер. Конкретно-историческое

содержание общественной жизни вы­нуждает каждое новое поколение по-своему

адаптироваться к политической ситуации и реагировать на нее. В стабильном

обществе этот процесс достаточно плавный и безболезненный, а в обществе, где

происходит резкая смена политических норм и ценностей, политических отношений

и форм политической деятельности, часто возникает кризис системы политической

социализации, политическая аномалия, отчуждение личности от политики. Этот

кризис проявляется прежде всего в том, что утрачиваются или не воспринимаются

старые политические идеалы и/или разрушаются старые механизмы их трансляции,

что особенно наглядно обнаруживается при смене одного типа общества другим.

Типы (модели) политической социализации. Как уже сказано выше,

политическая социализация личности происходит в про­цессе взаимодействия ее с

обществом. Характер такого взаимо­действия обусловлен прежде всего соотношением

экономиче­ских, политических и других интересов человека и общества, гражданина

и государства. Различная комбинация интересов обусловливает конкретные типы или

модели политической со­циализации личности. Под типом политической социализации

имеется в виду совокупность устоявшихся ценностных образ­цов взаимодействия

личности и политических институтов об­щества. На него оказывает влияние

совокупность ряда факто­ров: уровень исторического развития общества,

экономические условия, политическая культура, социальная структура общест­ва,

доминирующие агенты политической социализации и др.

В общем плане тип политической социализации определя­ется теми стандартами

политической жизни общества, которые диктуют личности определенный способ ее

политического по­ведения, соответствующий политической культуре данного

об­щества. В результате обеспечиваются политическая стабиль­ность и

преемственность в развитии общества. С большой сте­пенью вероятности можно

сказать: какой тип политической социализации личности господствует в

обществе, таково и со­стояние самого общества, и наоборот, каково общество,

таков и доминирующий тип политической социализации личности.

В зависимости от принятых в обществе образцов и норм политического поведения

современная политология выделяет четыре основных типа политической

социализации личности.

Гармонический тип характеризуется не только принятием личностью

существующих политического порядка и власти, но и уважительным отношением к

государству, политической сис­теме в целом. Личность рассматривается как

сознательный и добровольный участник политической жизни, активный субъ­ект

политики. Здесь наблюдается гармония между властью и личностью, предполагается

обоюдоответственное выполнение правил, норм и обязанностей: личности перед

властью и власти перед личностью. Понятно, что этот тип возможен только в

условиях достаточной социальной однородности, гражданского общества и правового

государства. По существу это идеальный тип политической социализации,

обеспечивающий бескон­фликтное развитие политической системы и личности как

субъекта политики.

Плюралистический тип предполагает толерантность по отношению к

ценностям и убеждениям других людей, нормы политического поведения которых

признаются равноправными. Данный тип политической социализации личности

преобладает в странах политического либерализма, основанного на принци­пах

частной собственности, правах человека и демократическом устройстве общества.

Личность рассматривается здесь как суверен, равноправный и независимый

гражданин. Основное условие функционирования данного типа политической

социализации — защищенность прав и свобод человека и всеобщая ответственность

гражданина перед законом, т.е. право выступает как основание и как реальность

свободы личности. Это являет­ся гарантом, что. плюрализм не превратится в

анархизм и не перерастет в гегемонизм.

Гегемонистский тип характерен для общества закрытого па. Его

сущностью является установка на резко отрицательные отношение личности к любым

политическим системам и Организациям, кроме той, с которой она себя

идентифицирует. Политическая социализация возможна здесь лишь на ценностях и

нормах своей группы, класса, общности. Девиз полити­ческого поведения человека:

«партия (нация, государство и т.д.) !выше всего».

Конфликтный тип характеризуется борьбой между разными политическими

группировками общества, в основе >рой лежат различные, но вместе с тем

взаимосвязанные интересы. В этих условиях, чтобы иметь возможность проявить

себя в качестве субъекта политики, личность вынуждена присоединяться к

какой-либо группе, классу, касте, клану и т.д. Другого пути у нее не

существует. Данная модель политической социализации формируется при

недостаточном уровне экономического развития страны, закрытости общества, его

большой социально-экономической и культурной дифференциации. Глав­ой принцип

политического взаимодействия здесь — лозунг «кто не с нами, тот против нас».

Сегодня эта модель политической социализации сохранилась в странах, где еще

сильны социально-политические элементы традиционного общества, деление людей на

кланы и касты, сохраняются агрессивные ре­лигиозные объединения.

Стадии политической социализации личности

В современной политологии утвердилась точка зрения, что политическая

социализация личности — это непрерывный про­цесс ее развития, продолжающийся

в течение всей жизни чело века и в разных социальных группах и общностях.

Можно вы­делить в нем разные стадии, играющие неодинаковую роль в

политическом развитии личности. Однако при объяснении спе­цифики этих стадий

сегодня нет единой точки зрения,

Это обусловлено, на наш взгляд, двумя причинами. Первая связана с тем,

что концепция политической социализации на­чала формироваться после создания

теории общей социализа­ции личности и на ее основе. Однако и по сей день

существует несколько теорий общей социализации личности, наличие ко­торых и

затрудняет создание концепции политической социа­лизации. Назовем лишь

некоторые из теорий общей социали­зации личности.

I. Теория социализации личности Ч. Кули и Дж. Мида.

Со­гласно последнему, процесс развития личности включает три ста­дии, связанные

с принятием на себя роли других людей:

1) имитация — дети копируют поведение взрослых, пока не понимая его;

2) игровая стадия — дети осознают свое поведение как ис­полнение

определенных ролей взрослых (клерка, бизнесмена, космонавта и т.д.);

3) стадия коллективных игр — дети учатся осознавать ожидания не только

близкого человека, но и всей группы, оценивают свое поведение по нормам и

стандартам других людей.

II. Теория Э. Эриксона, одного из первых предложившего

теорию социализации личности на протяжении всей жизни че­ловека. Согласно этой

теории личность проходит восемь ста­дий, каждая из которых связана с

преодолением кризисов ин­дивидуального развития.

III. Теория когнитивного развития Ж. Пиаже,

исследовав­шего процесс развития познания человека, обучение его мыш­лению.

Согласно теории на каждой стадии развития личности возникают новые

познавательные навыки. Таких стадий Ж. Пиаже выделяет четыре: 1)

сенсомоторная стадия (от рождения до 2 лет) — характеризуется тем, что у

детей формируется способ­ность надолго сохранять в памяти образы предметов

окружающего мира; 2) предоперациональная стадия (от 2 до 7 лет) —

связана с различением детьми символов и значений. В конце ее | дети понимают

разницу между символами предметов и самими S предметами; 3) стадия

конкретных операций (от 7 до 11 лет) — | ребенок учится совершать

мыслительные операции, переносить 1 в идеальный план те действия, которые он

ранее выполнял I только руками; 4) стадия формальных операций (от 12 до

15 лет) — характеризуется тем, что подростки могут решать абстрактные задачи,

осмысливать нравственные вопросы, строить планы на будущее.

IV. Теория социализации Т. Парсонса.

Согласно этой теории |в процессе социализации происходит обучение человека

социальным ролям, через которые он и включается в ту или иную социальную

систему. Личность аккумулирует в себе общие ценностные образцы поведения в

процессе ее общения со зна­чимыми для нее. Основной общностью первичной

социализа­ции является семья, хотя на уровне семьи социализация не

за­канчивается. Она представляет собой постоянный процесс при­способления

человека к существующим в обществе ценност­ным образцам поведения.

Вторая причина трудностей в создании единой концепции политической

социализации личности носит социокультурный характер. На политическую

социализацию большое влияние оказывает конкретный социокультурный контекст

развития личности, прежде всего та политическая культура, в рамках ко­торой

происходит политическая социализация. Кроме того, на политическую

социализацию личности влияют разнообразные и разнокачественные факторы:

характер социальной стратифика­ции общества, система образования и

воспитания, национально-этнические особенности, религиозные верования и т.д.

Поэтому и невозможно создать хорошо сбалансированную общую для всех стран

теорию политической социализации личности, по крайней мере говорить сегодня

об этом еще преждевременно.

Достаточно отметить, что концепции современных полито­логов по

рассматриваемому вопросу расходятся уже на подсту­пах к созданию концепции

политической социализации. Так, одни полагают, что в ее основе должна лежать

позиция, со­гласно которой личность подчинена целому и в процессе сво­его

развития сознательно и добровольно усваивает существую­щие ценности и нормы

политической культуры общества. Со­гласно другой точке зрения личность должна

рассматриваться в качестве субъекта власти, поэтому процесс ее социализации

реализуется во взаимодействии с существующей политической системой. Нам

представляется, что правы те, кто рассматрива­ют политическую социализацию

личности как двуединый про­цесс, в котором она одновременно выступает и как

субъект и как объект власти, политической деятельности и политических

отношений. В процессе политической социализации личность одновременно и

приспосабливается к ним, и изменяет их в со­ответствии со своими интересами,

ценностями и установками.

Несмотря на имеющиеся расхождения, политологи соглас­ны в том, что основными

качественными этапами политиче­ской социализации являются первичная и

вторичная стадии. В основе их различия лежат такие основания, как возраст,

нали­чие политического опыта и уровень политической идентифика­ции личности.

Первичная политическая социализация характерна для дет­ского возраста.

Американские политологи Д. Истон и Дж. Деннис полагают, что она начинается уже

с 3 лет. При этом базо­вые детские впечатления играют важную роль в

рассматривае­мом процессе. Они связаны с началом социальной идентифи­кации

ребенка и удерживаются наиболее прочно. Выделяются четыре фазы политической

социализации личности с 3 до 13 лет.

Политизация — характеризуется непосредственным вос­приятием

политической жизни, осуществляемым в процессе взаимодействия с родителями и

близкими людьми. Ребенок формирует свое восприятие на основе их суждений и

чувств по вопросам политической жизни.

Персонализация — ребенок персонифицирует политиче­скую власть.

Политическая система осознается и олицетворяется для ребенка через определенные

политические «лица» и фигуры, принадлежащие к власти, например, президента

стра­ны, полицейского, которых он часто видит на экране телевизо­ра или на

улице. В результате социализации на этой стадии у ребенка складывается

определенное представление о том, как следует вести себя по отношению к

представителям власти.

Идеализация — тем фигурам, которые наиболее важны и заметны в

политической жизни, приписываются только пози­тивные качества и свойства, т.е.

они идеализируются. Поэтому личность готова к добровольной политической

поддержке представителей власти.

Институционализация — по мере накопления политиче­ского опыта и

представлений, по мере усложнения образа по­литической картины мира

осуществляется переход от персони­фицированного представления о власти и

политики к надличностному, институциональному уровню. Формируется осозна­ние

политической системы как сложного образования, вклю­чающего государство,

партии, органы правосудия, полицию итд.

Представленная модель политической социализации лично­сти относится к

направлению, которое получило название по­литической поддержки власти и

которое призвано обеспечить стабильность политической системы. В этой модели

политиче­ская социализация ребенка происходит таким образом, что раз­вивающаяся

личность без особых проблем «вписывается» в имеющуюся политическую систему.

Однако более или менее сносно такая модель может функ­ционировать лишь в

стабильной и достаточно однородной социокультурной среде. В действительности

политическая социа­лизация осуществляется не только посредством сознательного

и добровольного принятия и поддержки существующего полити­ческого строя, но и

путем его критики, в конфликтной форме. В таком случае особая роль

принадлежит семье и ближайшему окружению личности в опосредовании отношения

между ре­бенком и официальной властью. Причины такой конфликтной формы

политической социализации могут носить экономиче­ский, социальный, расовый,

этнический, религиозный и другой характер. Семья вообще является самым

первичным условием поли­тической социализации. Именно здесь формируется

основа по­литических установок и взглядов личности. Семейный уклад,

социальный статус семьи, ее нравственные характеристики иг­рают важнейшую

роль в способах и направленности политиче­ской социализации личности.

Помимо семьи в стадии первичной социализации большое влияние на личность

оказывают подростковые референтные группы, т.е. группы, на которые человек

ориентирует свое по­ведение. Прежде всего, это сверстники и ближайшее

окруже­ние, которые пользуются авторитетом у личности и с которых она берет

пример. Если в начальный период развития ребенка первостепенное влияние на

его политическую социализацию оказывает семья, то по мере взросления человека

значение ре­ферентных подростковых групп, как правило, возрастает. Сре­ди

других институтов и групп политической социализации сле­дует назвать

дошкольные учреждения, школу, вуз, группы по интересам и др.

Вторичная политическая социализация начинается с того времени, когда

заканчивается базовая политическая идентифи­кация личности. К этому периоду у

человека уже складываются основные социально-политические ценности, установки,

пред­ставления и нормы, которые дают ему возможность самостоя­тельно и

конструктивно выполнять свои политические роли. Личность уже вполне способна

выступать сознательным субъ­ектом политики, способна независимо от группового

мнения и давления сформулировать собственную точку зрения и действо­вать в

соответствии со своей политической позицией.

Вторичный этап политической социализации личности про­должается на протяжении

всей сознательной жизни человека, охватывает не только социальную зрелость

индивида, но и вре­мя завершения активного участия в общественно-политической

жизни.

Политическая социализация носит, таким образом, динами­ческий характер в силу

постоянного изменения всей совокуп­ности социокультурных, в том числе и

политических, факторов, которое влечет за собой возникновение новых

политических ценностей и установок личности. Непрерывность и динамич­ность

процесса политической социализации личности — харак­теристики объективные и

необходимые для ее развития. Для того, чтобы жить нормальной политической

жизнью, человек должен постоянно социализироваться. Личность, живущая во всех

отношениях и в полной мере образами, чувствами и цен­ностями прошлой жизни, —

это личность невротика. Хотя это вовсе не означает, что нормальная личность

каждый день должна менять свои ценностные ориентации в политике или вообще

отказываться от своих стержневых политических убеж­дений. Другими словами,

политическая социализация личности на вторичной стадии характеризуется

динамическим равнове­сием. Оно выражается в том, что личность, адаптируясь к

но­вым политическим условиям, вместе с тем активно воздейству­ет на них, не

теряя своей политической самоидентификации.

Специфика политической социализации личности б современной России

Особенности политической социализации в нашем общест­ве сегодня обусловлены,

прежде всего, его переходным состоя­нием и общей нестабильностью. Модель

«политической под­держки», о которой сказано выше, в сегодняшней России явно

неприменима. Страна поражена системным кризисом, охва­тившим все сферы

общественной жизни: экономическую, по­литическую, социальную и духовную.

Экономические реформы буксуют. Динамика социальной стратификации крайне

небла­гоприятная. Неуклонно растет пропасть между богатством и бедностью.

Происходит массовое обнищание населения, доста­точно сказать, что сегодня

1,5% россиян владеют 65% нацио­нального богатства страны. Среднего класса —

основы ста­бильности — у нас нет. Перманентные забастовки, голодовки, марши

протеста, пикеты — неотъемлемая характеристика сего­дняшней социально-

политической жизни.

Все перечисленные изменения в общественном бытии вы­звали крутую ломку в

сознании людей. Произошла утрата ста­рых ценностей и установок, в том числе и

политических, у большинства населения, а новые еще не сформировались.

Си­туация экзистенциального вакуума, связанная с потерей смысла жизни,

никчемности своего существования, стала реальностью для многих членов

общества. В стране растут наркомания, ал­коголизм, преступность и суицид.

Вместе с тем происходит тотальное отчуждение многих россиян от политики.

Нарастает чувство неуверенности, отчаяния и страха перед будущим.

По­литическая психология народа все больше характеризуется пес­симизмом и

негативизмом.

Все это непосредственно воздействует на процессы полити­ческой социализации

личности. В советское время партия ком­мунистов была единственной

«руководящей и направляющей силой общества», охватывающей своим влиянием и

контролем деятельность всей системы политического воспитания и обра­зования —

от университетов марксизма-ленинизма до полити­ческих кружков пенсионеров

ЖЭКа, а также и такие важней­шие институты политической социализации, как

дошкольные учреждения, школы, вузы, производственные коллективы, ар­мия.

Теперь же при наличии огромного числа конкурирующих и часто маловлиятельных

политических партий и организаций политическая социализация осуществляется

стихийно и проти­воречиво. Основным ее типом является конфликтный. При этом

человек все чаще теряет смысл и ценность политической жизни. Он все больше

находится в постоянном противоречии с политической реальностью, которую ему

трудно понять в силу ее неопределенности и неясности. Отсюда и все

нарастающий процесс политической дезидентификации личности.

Выход из сложившейся ситуации зависит от успехов в эко­номике. Пока не начнет

эффективно работать производство, пока не будет вовремя выплачиваться

заработная плата, пока не улучшится благосостояние народа и не сформируется

на этой основе мощный средний класс, до тех пор ни о какой гармонической

модели политической социализации не может быть и речи. Переход к такой модели

требует общности или хотя бы совпадения основных интересов, а этого нельзя

дос­тигнуть, не ликвидировав пропасть между богатством и бедно­стью. До тех

пор, пока в стране не будут положительно решать­ся социально-экономические

проблемы, люди, в том числе на­ходящиеся на начальных этапах политической

социализации, будут совершенно по-разному воспринимать политических ли­деров,

власть, правительство и само государство. Одни будут говорить «это наше

правительство», другие — «это их прави­тельство».

Без единства общества, без гармонизации его интересов не­возможен

бесконфликтный тип политической социализации, ее институтов. В условиях

экономической и политической неоп­ределенности люди даже в одной социальной

среде придержи­ваются порой разной политической ориентации. Кроме того, сами

институты — семья, школа, вуз, армия находятся в со­стоянии глубокого

кризиса.

Каким образом и насколько успешно будет проходить раз­витие России, в

конечном счете зависит от степени политиче­ской социализации каждого

гражданина, от политической воли, ценностей и идеалов «рядовой» личности, от

того, насколько она является субъектом политической деятельности.

Современ­ное переломное время дает шанс каждому проявить себя и тем самым на

деле обнаружить качество и степень своей политиче­ской социализации. Вместе с

тем именно в такие периоды ис­тории политическая социализация происходит

наиболее интен­сивно, ибо снимаются многие старые ограничения и запреты и

создаются условия для более свободного проявления своей по­литической воли.

Правда, следует иметь в виду, что с этим свя­зано и возрастание

ответственности каждого за свои поступки.



(C) 2009