Научная Петербургская Академия

Реферат: Николло Макиавелли

Реферат: Николло Макиавелли

Никколо Макиавелли (1469-1526) - один из выдающихся итальянских философов. Он

родился во Флоренции во второй половине 15 века - во времена позднего

возрождения. В нём удивительным образом сочетались политик и писатель,

человек действия и мыслитель, практик и теоретик. Себя он не без гордости

считал одним из одарённых политической мудростью.

Свои политические взгляды Макиавелли изложил и работах «Государь» и

«Рассуждение о первой декаде Тита Ливия». Эти произведения являются

единственными в своем роде трактатами о практической политике.

Главная цель – сильное государство, во главе которого стоял бы идеальный

государь. Его главной целью было /государя/ быть стремление к постоянному

укреплению своей власти в государстве, он должен был использовать любые

средства и при необходимости проявляет жестокость, но в этом случае если это

на благо общества. В дальнейшем политика, основанная на культе грубой силы,

пренебрежении нормами морали ради достижения политических целей, получила

название «макиавелизм». Однако Макиавелли не проповедовал политическую

безнравственность и насилие, он принимает во внимание законность любой цели

/выражение «цель оправдывает средства» не абсолютно/. Единственная цель,

которая оправдывает безнравственные средства, это создание и сохранение

государства.

Макиавелли собрал весь свой опыт касательно тех качеств, какими должен

обладать правитель, средств и методов, к которым он должен прибегать в своём

произведении "Государь".

Главный объект изучения Макиавелли – государство. Это он впервые ввел термин

«государство». До него мыслители опирались на такие термины, как: город,

империя, королевство, республика, княжество. Наилучшая форма правления –

республика, но государству, “где государь правит в окружении слуг, которые

милостью и соизволением его поставлены на высшие должности, помогают ему

управлять государством” также отданы симпатии автора. Макиавелли разбирает,

какими способами государи могут управлять государствами и удерживать над ними

власть. Государства, управляемые единолично у него делятся на унаследованные

и новые. Наследному государю гораздо легче удержать власть, чем новому,

потому как для этого достаточно не преступать обычаев предков и без

поспешности приспосабливаться к новым обстоятельствам.

Макиавелли сравнивает "недуг" в государстве с чахоткой: "если своевременно

обнаружить зарождающийся недуг, что дано лишь мудрым правителям, то

избавиться от него нетрудно, но если он запущен так, что всякому виден, то

никакое снадобье уже не поможет".

Макиавелли отмечает, что жестокость в политике - вещь неоднозначная.

"Жестокость жестокости рознь. Жестокость применена хорошо в тех случаях -

если позволительно дурное назвать хорошим, - когда её проявляют сразу и по

соображениям безопасности, не упорствуют в ней и по возможности обращают на

благо подданных; и плохо применена в тех случаях, когда поначалу расправы

совершаются редко, но со временем учащаются, а не становятся реже. Действуя

первым способом, можно удержать власть; действуя вторым - невозможно". "Обиды

нужно наносить разом: чем меньше их распробуют, тем меньше от них вреда;

благодеяния же полезно оказывать мало - помалу, что бы их распробывали как

можно лучше".

Что Макиавелли говорит о войске: Основой власти во всех государствах служат

хорошие законы и хорошее войско. Но тут же он делает оговорку о том, что

хороших законов не бывает там, где нет хорошего войска, и где есть хорошее

войско, там хороши и законы. Военное дело - единственная обязанность, которую

правитель не может возложить на другого. "Военное искусство наделено такой

силой, что позволяет не только удержать власть тому, кто рождён государём, но

и достичь власти тому, кто родился простым смертным". Если государь не будет

разбираться в военном деле, то он будет терпеть много бед (не будет

пользоваться уважением войска, не сможет на него положиться и т.п.). "Поэтому

государь должен даже в мыслях не оставлять военных упражнений и в мирное

время придаваться им ещё больше, чем в военное".

Каким же должен быть сам государь? Главное моральное качество, которое

объединяет у Макиавелли все прочие - это честь. Этический смысл чести

вытекает из того, что она мыслима только у человека, только в обществе, и

проявляется преимущественно в государственных делах. Как известно у всех

людей есть свои пороки, и государи здесь не исключение. Основная же мысль

Макиавелли состоит в том, что благоразумному государю следует избегать тех

пороков, которые могут лишить его государства.

Должен ли государь быть жестоким или милосердным? Здесь однозначным может

быть лишь то, что следует остерегаться злоупотребить милосердием. Жестокостью

можно навести порядок в стране. Этим самым государь может проявить ни что

иное, как милосердие. Государю не следует считаться с обвинениями в

жестокости, если он хочет удержать своих подданных в повиновении. Макиавелли

пишет, что может возникнуть спор, что лучше: чтобы государя любили или чтобы

его боялись. Вообще говоря, было бы хорошо, если бы его и любили, и боялись,

но любовь не уживается со страхом. Поэтому когда стоит выбор, нужно выбирать

страх. Ведь люди лицемерны и склонны к обману. "Пока ты делаешь им добро, они

твои всей душой, обещают ничего для тебя не щадить: ни крови, ни жизни, ни

детей, ни имущесва, но когда у тебя явится в них нужда, они тот час то тебя

отвернутся". Государю нужно внушать страх, но делать это надо так, чтобы

избежать ненависти. Любят государей по собственному усмотрению, а боятся - по

усмотрению государей. Мудрому правителю лучше расчитывать на то, что зависит

от него самого. Здесь надо сделать оговорку. Со страхом, так же как и с

жестокостью, нужно “не перегнуть палку”, так как государь может превратиться

в глазах подданных (и стать таковым на самом деле) в тирана. Макиавелли

пишет, что многие правители начинают ценить власть как таковую и превращаются

в тиранов. А тиранам оправданья нет. Макиавелли противник тирании.

Тираническая власть действует развращающим образом на самих правителей и на

народ.

Должен ли государь быть щедрым или бережливым? Макиавелли отвечает на этот

вопрос так: "Хорошо иметь славу щедрого государя. Тем не менее тот, кто

проявляет щедрость, чтобы слыть щедрым, вредит самому себе", т.е. если

проявлять щедрость благоразумно, её никто не заметит, а чтобы распространить

среди людей славу о щедрости, нужно будет просто разорить казну. Будет

благоразумнее смириться со славой скупого правителя, и тогда со временем люди

увидят, что благодаря бережливости государь удовлетворяется своими доходами.

За государём в этом случае может закрепиться слава действительно щедрого

правителя. Если государь ведёт войско, которое кормится добычей и грабежом,

то ему необходимо быть щедрым, так как иначе за ним не пойдут солдаты.

Должен ли государь твёрдо держать своё слово? Макиавелли пишет следующее: "Мы

знаем по опыту, что в наше время великие дела удавались лишь тем, кто не

старался сдержать данное слово и умел, кого нужно, обвести вокруг пальца."

Вообще с врагом можно бороться законами, а можно силой. Законами обычно

борется человек, а силой - зверь, но первого зачастую не достаточно, чтобы

победить врага, поэтому нужно прибегнуть к силе. "Разумный правитель не может

и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам

и если отпали причины, побудившие его дать обещание".

Государь может и даже должен обладать хитрой натурой, но он должен уметь её

прикрывать. Лицемерие - отнюдь не порок для государя. "Обманывающий всегда

найдёт того, кто даст себя одурачить". В глазах людей надо являться

сострадательным, верным слову, милостивым, искренним, благочестивым - и быть

таковым в самом деле, но внутренне надо сохранять готовность проявить и

противоположные качетва, если это окажется необходимо.

Государь должен следить за тем, чтобы не совершить ничего, что могло бы

вызвать ненависть или презрение подданных. "Ненависть государи возбуждают

хищничеством и посягательством на добро и женщин своих подданных". Презрение

государи могут вызвать: непостоянством, легкомыслием, изнеженностью,

малодушием и нерешительностью. Макиавелли пишет, что этих качеств надо

остерегаться как огня, стараясь, наоборот, в каждом действии проявлять

противоположные этим качества (великодушие, бесстрашие, основательность и

твёрдость).

Достаточно важную роль играет для государя выбор помощников. Судя по тому,

хороших или плохих государь выбрал себе помощников, можно говорить и о его

собственной мудрости. Здесь важно не только выбрать преданного и умного

помощника, но и стараться удержать его, "воздавая ему за заслуги, умножая его

состояние, привязывая его к себе узами благодарности, разделяя с ним

обязанности и почести." Правда существует одна опасность - льстецы. Так что

государь должен избегать лести, но только делать он это должен так, чтобы не

навлечь на себя презрения (когда каждый сможет говорить правителю правду, ему

могут перестать оказывать должное почтение). Так что благоразумному государю,

согласно Макиавелли, нужно отобрать несколько мудрых людей и предоставить им

право высказывать всё, что они думают, но только о том, о чём их сам государь

спрашивает.

Среди людей, занимавшихся политическими концепциями, найдётся немного таких,

которые бы вызывали столь бурные споры. Действительно наследие великого

флорентийца весьма противоречиво. Может быть объяснение этому можно найти в

самой личности писателя, во влиянии на него сложной эпохи.

В работах Макиавелли мы можем найти основную тенденцию общеевропейского

политического развития, которая заключалась в образовании единых государств,

построенных на национальном признаке. Эти государства зачастую создавались

властной рукой одного единственного суверена и именно "макиавелльевскими

методами", то есть хитростью и силой.



(C) 2009