Научная Петербургская Академия

Курсовая: Предмет, методология и периодизация истории политических учений

Курсовая: Предмет, методология и периодизация истории политических учений

Предмет, методология и периодизация истории

политических и правовых учений

Оглавление

1. Понятие и структура политико-правовых учений. 3

2. Методы и методология истории политических и правовых учений. 8

3. Периодизация истории политических и правовых учений. 10

4. Библиографический список. 19

1. Понятие и структура политико-правовых учений.

Предметом истории политических и правовых учений являются теоретически

оформленные в доктрину (уче­ние) взгляды на государство, право, политику.

За время многовековой истории государства и права возникло очень много

политико-правовых доктрин. Со­зданные различными мыслителями концепции и

формы их изложения (теоретический трактат, философское сочи­нение,

политический памфлет, проект конституции и т. п.) столь же разнообразны,

сколь разнообразны вообще ре­зультаты индивидуального творчества. Вместе с

тем всем этим концепциям присуще нечто общее: они выражают от­ношение

определенных социальных групп к государству и праву (программная, оценочная

часть учения), строятся на свойственной данной эпохе идейно-теоретической

основе (методологический стержень учения), содержат решения основных проблем

теории государства и права (теорети­ческое содержание учения). Поэтому

политико-правовая доктрина включает три компонента:

1) логико-теоретичес­кую, философскую или иную (например, религиозную) ос­нову;

2)выраженные в виде понятийно-категориального аппарата содержательные решения

вопросов о происхож­дении государства и права, закономерностях их развития, о

форме, социальном назначении и принципах устройства государства, об основных

принципах права, его соотноше­нии с государством, личностью, обществом и др.;

3) про­граммные положения — оценки существующего государ­ства и права,

политические цели и задачи.

Логико-теоретическая основа политико-правовой док­трины связана с другими

формами общественного созна­ния, с мировоззрением эпохи. Политические учения

ран­него классового и рабовладельческого обществ опирались преимущественно на

религиозные (в государствах Древне­го Востока) и на философские (Древняя

Греция и Древний |Рим) обоснования. Мировоззрение средних веков было

(теологическим.

Методом мышления Нового времени стал рационализм. Неспособность чистого

рационализма познать и объяснить ряд явлений общественного и политического

(развития, с одной стороны, исследование социальной и |политической структуры

общества — с другой, подготови­ли почву для возникновения и развития

социологии, политологии и других общественных наук, изучающих государ­ство и

право.

Содержанием политико-правовой доктрины являются ее понятийно-категориальный

аппарат, теоретическое решение общих проблем государства и права, обширная и

завершенная система взглядов, основанная на катего­риях, имеющих опорный,

ключевой характер именно в данной доктрине.

Со временем сложился традиционный круг вопросов, решение которых образует

содержание политического и правового учения. К ним относятся вопросы о

происхож­дении государства и права, об их связи с обществом, с лич­ностью, с

отношениями собственности, проблемы форм государства, его задач, методов

политической деятельнос­ти, связи государства и права, основных принципов и

форм (источников) права, проблема прав личности и др.

В предмет истории политических и правовых учений включаются только учения,

содержащие решения общих проблем теории государства и права. Почти каждая из

отраслевых юридических наук имеет свою историю (ис­тория основных школ и

направлений в теории уголовно­го права, история понятия юридического лица и

других гражданско-правовых концепций, история науки между­народного права и

др.). К взглядам мыслителей прошло­го на решения проблем отраслевых

юридических наук история политических и правовых учений обращается только

тогда, когда эти решения неразрывно связаны с общетеоретической концепцией,

являются формой ее выражения.

Закономерностью развития политико-правовой идео­логии на ее теоретическом

уровне является то, что любое учение о государстве, праве, политике строится

с учетом современной ему политико-правовой действительности, которая

обязательно отражается в самом, казалось бы, аб­страктном теоретическом

построении. Так же, как фило­софия, по словам Гегеля, — это эпоха, схваченная

в мысли, политико-правовая доктрина — это выраженная в системе понятий и

категорий государственно-правовая реальность эпохи. Каждая большая эпоха

сословного и классового об­щества имела свои, свойственные ей политико-

правовые учреждения, понятия и способы их теоретического объяс­нения. Поэтому

в центре внимания теоретиков государства и права разных исторических эпох

были различные поли­тико-правовые проблемы, связанные с особенностями

го­сударственных учреждений и принципов права соответст­вующего исторического

типа и вида. Так, в рабовладель­ческих государствах Древней Греции главное

внимание уделялось устройству государства, проблеме круга лиц, допущенных к

участию в политической деятельности, госу­дарственно-правовым способам

укрепления господства свободных над рабами. Этим и были обусловлены

повы­шенное внимание к теоретическому определению и клас­сификации форм

государства, поиск причин перехода одной формы правления в другую, стремление

определить наилучшую, идеальную форму правления. В средние века основным

предметом теоретико-политических дискуссий стал вопрос о соотношении

государства и церкви. В центре внимания идеологов буржуазии XVII—XVIII вв.

стояла уже проблема не столько формы правления, сколько формы политического

режима, проблема законности, гарантий равенства перед законом, свободы и прав

личности. XIX— XX вв. выдвинули на первый план вопрос о социальных

га­рантиях прав и свобод человека, а с конца XIX в. проблема форм правления и

политического режима государства была существенно дополнена исследованием

связей с политическими партиями и другими политическими органи­зациями.

Особенности разных исторических эпох предопреде­ляли различное соотношение

права и государства в об­щественной жизни, а тем самым — разную степень

вни­мания, которое в содержании политико-правовых доктрин уделялось

теоретическим вопросам государства, по­литики, права. Понятие "политико-

правовое учение" ос­новано на тесной связи проблем государства и права, но не

означает сведения права на уровень надстройки над государством, придатка к

нему, "формы политики". В содержании ряда политико-правовых учений на первом

месте стояли именно проблемы права, по отношению к которым устройство

государства и другие политические проблемы рассматривались как

второстепенные. Право занимает ведущее по отношению к государству положе­ние

в некоторых религиях (брахманизм, ислам), и пото­му правовые проблемы

являются главными в содержа­нии политико-правовых учений, построенных на

идей­ной основе соответствующей религии. В истории поли­тико-правовых учений

было также немало не связанных с религией проектов детальной регламентации

неизмен­ными законами жизни общества, проектов, отводящих государству

второстепенную роль хранителя этих законов ("Законы" Платона, "Кодекс

природы" Морелли, "Путе­шествие в землю Офирскую..." Щербатова и др.).

Про­блемы права по-новому вышли на первый план в эпоху, становления

гражданского общества в тех политико-правовых учениях, которые обосновывали

юридическое равенство людей, их права и свободы, отводя государству роль

гаранта прав человека (Локк, Кант и др.). Вместе с тем в истории было немало

политико-правовых учений, уделявших большее внимание проблемам политики и

го­сударства (Макиавелли, Боден и др.).

Программные положения (оценки государства и права, цели и задачи политической

деятельности и борьбы), присущие каждой политико-правовой доктрине, придают

ей социально значимый характер, налагают отпечаток на содержание ее

теоретической части и предопределяют выбор методологической основы самой

доктрины. В программных положениях наиболее четко и ясно выра­жен

идеологический характер доктрины; через них поли­тико-правовое учение связано

с практикой политической и идеологической борьбы. Программная часть учения

непосредственно выражает интересы и идеалы опреде­ленных классов, сословий,

иных социальных групп, их отношение к государству и праву.

Из трех компонентов политико-правовой доктрины именно программа является

цементирующим, связываю­щим воедино ее элементы началом, придающим полити­ко-

правовой доктрине монолитность, поскольку офор­мление политических и правовых

взглядов, суждений, оценок в целостную систему происходит на идеологичес­кой

основе.

Наиболее обширной частью политико-правовых док­трин является их теоретическое

содержание. Оно всегда связано со способом обоснования политико-правовой

программы, логически построенным в духе мировоззре­ния эпохи. Связь

содержания политико-правовой док­трины с логико-теоретической основой и с

программны­ми положениями зачастую сложна и опосредованна. Ре­шение ряда

проблем теории государства и права допус­кает разные варианты в пределах

единого мировоззрения и идеологической направленности.

Теоретическое содержание политико-правовых док­трин разнообразно, и это

разнообразие зависит от ряда индивидуальных факторов: от объема познаний

мысли­теля, идейных влияний, особенностей его мышления, жизненных условий и

т. п. Однако в общем и целом вза­имосвязь содержания, логико-теоретического

основания и программной направленности доктрин все же сущест­вует. Так, идея

общественного договора (договорного происхождения государства) в большинстве

теорий XVII—XVIII вв. была органически связана со стремлени­ем

рационалистически объяснить государство и право при помощи логических

конструкций, основанных на элементарных понятиях частного права; в

программном отношении эта идея направлялась против теологических идей о

"богоустановленности" власти феодальных мо­нархов. Сама идея общественного

договора допускала самые разные варианты и толкования, которые, как пра­вило,

были связаны с- историческими условиями теоре­тической деятельности

идеологов. Различные варианты идеи общественного договора (кто, с кем и

почему за­ключал договор о создании общества и государства?) Всели свои

права, участники договора передали государству? Каков объем прав суверена?

Возможно ли и при каких условиях расторжение общественного договора?)

отража­ли социальные симпатии и антипатии теоретиков, их от­ношение к

общественно-политическим противоречиям страны и эпохи, в конечном счете

определялись ориен­тацией на соответствующий общественный идеал.

2. Методы и методология истории политических и правовых учений.

Метод в переводе с греческого означает «путь (к чему-либо)» или способ

достижения цели. Изучение экономических явлений предполагает наличие особых

методов научного познания. Сами методы как средства познания

совершенствовались по мере раз­вития экономической науки.

Первым способом изучения политических явлений стал эмпирический метод,

который заключается в сборе и описании фактов и событий. Эмпирический метод

опирается на данные наблюдений и эксперименты. Выявленные новые факты, в свою

очередь, подготавливают основу для научного обобщения.

Причинно-следственный метод, или каузальный (от латинского causa — причина),

метод. Суть этого метода заключается в выявлении причинно-следственных связей

между отдельными явлениями.

Важную роль в его использовании иг­рает создание четкого понятийного или, как

еще говорят, категориального аппарата науки.

Причинно-следственный метод, анализируя сущность явлений с качественной точки

зрения, помогает создать логическую иерарархическую модель политичеких

категорий, по принципу: из явления А вытекает следствие Б, оно порождает

событие В и т.д. Это создает пред­посылки для объяснения и предвидения

политических событий в том случае, когда они связаны между собой не прямо, а

че­рез длинную цепь последствий. Развитие причинно-следственного метода во

многом опиралось на дости­жения философии и таких общих методов научного

познания, как индукция и дедукция, анализ и синтез, аналогия, сравнение и др.

Метод позитивного и нор­мативного анализа. Позитивный анализ направлен на

выявление объективных закономерностей и явлений в том виде, как они

существуют, т.е. имеет целью констатацию факта. Нор­мативный анализ

предполагает оценочные суждения. Это подход с точки зрения долженствования,

выяснения того, благоприятно или нет данное экономическое явление.

Нормативный анализ очень важен при формировании эконо­мической политики.

Вместе с тем при нормативном подходе особенно сильно затрагиваются интересы

людей и, следовательно, резко возрастает субъективизм оценок.

метод научной абстракции, который заключается в выделении наиболее важных,

существенных явлений и мысленном отвлечении от второстепенных деталей. Этот

метод позволяет расчленять объект исследования и анализировать основные

взаи­мосвязи в «чистом» виде. Метод научных абстракций лежит в основе любого

(в том числе математического) моделирования эконо­мических процессов.

методы диалектического и истори­ческого материализма. Главный тезис

материалистического подхода к истории состоит в том, что сознание

определяется общественным бытием.

Вопрос о том, всегда ли бытие действительно первично по от­ношению к

сознанию, продолжает дискутироваться в политической науке. Высказываются

мнения об ограниченных возможнос­тях материалистической диалектики.

Функциональный метод. Для него характерен анализ всех категорий не в

«вертикальной» причинно-следственной связи, как в каузальном методе, а в их

взаимодействии друг с другом в качестве равнознач­ных.

3. Периодизация истории политических и правовых учений.

Политические и правовые учения в государствах Древнего Востока;

Политические и правовые учения в Древней Греции;

Политические и правовые учения в Древнем Риме;

Политические и правовые учения в западной Европе в период средних веков

(Политико-правовая теория средневековой схоластики. Фома Аквинский,

политические и правовые идеи средневековых ересей, учение о законах и

государстве Марсилия Падуанского)

Политические и правовые учения в странах арабского востока в период средних

веков политические и правовые учения в России в период возникновения и

развития феодализма и образования единого русского государства

Политические и правовые учения в западной Европе в XVI в. ( Учение Н.

Макиавелли о государстве и политике,. политико-правовые идеи Реформации,

политические идеи тираноборцев, Этьен де Ла Боэси, теория государственного

суверенитета. Политическое учение Ж. Бодена, политико-правовые идеи раннего

социализма. "Утопия" Томаса Мора. "Город Солнца" Томмазо Кампанеллы)

Политические и правовые учения в Голландии и Англии в период ранних

буржуазных революций (возникновение теории естественного права, учение Г.

Греция о праве и государстве, теоретическое обоснование демократии. Б.

Спиноза, обоснование "Славной революции" 1688 г. в учении Дж. Локка о праве и

государстве)

Политические и правовые учения немецкого и итальянского просвещения XVII-

XVIII вв. (Естественно-правовые теории в Германии, правовая теория Ч.

Беккариа)

Политические и правовые учения в России в период укрепления абсолютизма

(Политико-правовая идеология купечества. И.Т. Посошков) политические и

правовые учения во Франции XVIII в. (политико-правовая программа Вольтера,

учение Ш. Монтескье о государстве и праве, политический радикализм Ж.-Ж.

Руссо, политико-правовые учения социализма и коммунизма в предреволюционной

Франции, проблемы государства и права в документах "Заговора во имя

равенства")

Политические и правовые учения в США в период борьбы за независимость (Пейн о

государстве и праве, политико-правовые взгляды Т. Джефферсона, взгляды А.

Гамильтона на государство и право)

Политические и правовые учения в России в период дальнейшего укрепления

дворянской монархии (вторая половина XVIII в.) (идеология "просвещенного

абсолютизма", политико-правовая идеология феодальной аристократии, политико-

правовые идеи зарождающегося просветительства и либерализма, политико-

правовая идеология крестьянских движений, А.Н. Радищев о праве и

государстве).

Политические и правовые учения классиков немецкой философии конца XVIII-

начала XIX в. (учение И. Канта о праве и государстве, учение Гегеля о

государстве и праве).

Реакционные и консервативные политические и правовые учения в Западной Европе

в конце XVIII -начале XIX в. (традиционализм Э. Бёрка, историческая школа

права);

Буржуазная политическая и правовая идеология в Западной Европе первой

половины XIX в. (либерализм во Франции. Б. Констан, либерализм в Англии.

Взгляды И. Бентама на право и государство, возникновение юридического

позитивизма. Дж. Остин, теория "надклассовой монархии" Л. Штейна, политико-

правовое учение Огюста Конта);

Социалистическая политико-правовая идеология в Западной Европе в первой

половине XIX в.

Политические и правовые учения в России в период кризиса самодержавно-

крепостнического строя (либерализм в России, проекты государствен­ных

преобразований М.М. Сперанского, охранительная идеология, политико-правовые

идеи Н.М. Карамзина, революционная идеология, политические и правовые идеи

декабристов

Буржуазные политические и правовые учения в Европе во второй половине XIX в.

(юридический позитивизм, социологические концепции государства и права,

политико-правовая идеология либерализма в России);

Социалистическая политико-правовая идеология во второй половине XIX В.

(Политико-правовое учение марксизма, политико-правовое учение и программа

социальной демократии, политико-правовая идеология анархизма, политико-

правовая идеология "русского социализма" (народничества)

Политические и правовые учения в европе в начале XX В. (Социалистические

политико-правовые учения, политико-правовая доктрина солидаризма,

неокантианские концепции права. Р. Штаммлер, психологическая теория права,

школа "свободного права");

Современные политические и право­вые учения в Западной Европе и США

(неолиберализм и консерватизм, концепции плюралистической демократии,

концепции социального государства и поли­тики всеобщего благоденствия, теория

"демократического социализма", современная западная политическая наука,

социологическая юриспруденция, нормативизм Г. Кельзена, теории естественного

права).

История политических и правовых учений представля­ет собой процесс развития

соответствующей формы обще­ственного сознания, подчиненный определенным

законо­мерностям.

Связь политических и правовых учений разных эпох обусловлена уже влиянием

созданного идеологами пред­шествующих эпох запаса теоретических представлений

на последующее развитие политико-правовой идеологии. Такая связь

(преемственность) особенно заметна в те эпохи и периоды истории, в которые

воспроизводятся фи­лософия и иные формы сознания предыдущих эпох и ре­шаются

политико-правовые проблемы, в чем-то аналогич­ные тем, которые решались в

предшествующие времена. Так, в Западной Европе разложение феодализма, борьба

с католической церковью и феодальными монархиями вы­звали широкое

воспроизведение в политико-правовых трактатах идеологов буржуазии XVI—XVII

вв. идей и мето­дологии античных авторов, не знавших христианства и

обосновывавших республиканский строй. В борьбе против католической церкви и

феодального неравенства исполь­зовались идеи первоначального христианства с

его демо­кратической организацией; в периоды революционных со­бытий

вспоминались демократические идеи античных ав­торов, республиканские доблести

политических деятелей Древней Греции и Древнего Рима.

Ряд историков придавал таким влияниям решающее значение, пытался представить

всю или почти всю исто­рию политической мысли как чередование, круговорот

одних и тех же идей и их различных сочетаний ("филиация идей"). Такой подход

преувеличивает возможность чисто идеологических влияний, которые сами по себе

неспособ­ны породить новую идеологию, если нет социальных инте­ресов,

создающих почву для восприятия идей и их распространения. Важно и то, что

сходные исторические условия могут порождать и порождают аналогичные и даже

одина­ковые идеи и теории без обязательных идейных связей и влияний. Не

случаен и выбор каким-либо идеологом поли­тико-правового учения, если оно

берется за образец, по­скольку каждая страна и каждая эпоха имеют несколько

значительных политико-правовых теорий, и выбор одной из них (или идей

нескольких теорий) опять же обусловлен в конечном счете социально-классовыми

причинами. Наконец, влияние и воспроизведение далеко не одно и то же:

доктрина, сложившаяся под влиянием других доктрин, чем-то отличается от них

(иначе это та же самая доктрина, которая просто воспроизводится); новая

теория соглаша­ется с одними идеями, отвергает другие, вносит изменения в

наличный запас представлений. В новых исторических условиях прежние идеи и

термины могут приобретать со­вершенно другое содержание и толкование. Так,

термин "естественное право" возник еще в Древнем мире; этим термином,

например, пользовались софисты в рабовла­дельческой Греции V в. до н.э. В

XVII в. возникла теория естественного права, выражавшая интересы буржуазии и

народа, боровшихся против феодального строя. При сход­стве терминологии суть

доктрин противоположна по той причине, что если теоретики естественного права

XVII— XVIII вв. требовали соответствия положительного права (т.е. законов

государства) праву естественному (люди равны от природы и т.д.), то именно

этого требования у большинства софистов не было.

История политических и правовых учений — это не чередование идей,

воспроизведение их в различных со­четаниях и комбинациях, а отражение в

терминах и по­нятиях развивающейся теории права и государства меня­ющихся

исторических условий, интересов и идеалов раз­личных классов и социальных

групп.

Однако и попытки представить содержание истории политических и правовых

учений как отражение классо­вых противоречий и борьбы не привели к созданию

связ­ной картины развития соответствующих доктрин от древ­ности до наших дней

уже по той причине, что интересы различных классов, существовавших в истории,

крайне разнообразны, несопоставимы. Неудачной оказалась и по­пытка разделить

историю политических и правовых уче­ний на две части, на домарксистский и

марксистский пе­риоды, из которых первый — рассматривался лишь как преддверие

второго, содержал только отдельные "догадки" о государстве и праве, второй же

— считался периодом развития единственно научного учения о государстве и

праве. Помимо идеологических деформаций курса такой взгляд породил спорное

представление об истории политических и правовых учений как о процессе

накопления, развития, кумуляции знаний о политике, государстве и праве.

На всех своих этапах развития история политических и правовых учений

действительно связана с прогрессом тео­рии государства и права и учения о

политике. Прогрессом в развитии политико-правовой теории вообще является

постановка какой-либо важной социальной проблемы, хотя бы сопряженная с

неверным ее решением, либо пре­одоление старого, мертвящего теоретический

поиск миро­воззрения, даже если оно заменяется мировоззрением, ос­нованным на

ошибочной методологии.

Если попытаться представить историю политических и правовых учений как

"кумулятивный процесс накопле­ния и трансляции знаний", то нельзя понять,

какое место в такой истории принадлежит иллюзорным, утопи­ческим доктринам и

теориям, владевшим умами миллио­нов людей целые эпохи. Например,

господствовавшая в XVII—XVIII вв. идея общественного договора о создании

общества и государства в комплексе современных теоре­тических знаний

заслуживает упоминания разве только в связи с критическим обзором различных

устаревших идей о происхождении государства. Но в период борьбы против

феодализма идея общественного договора как способ выражения сопричастности

человека и народа к власти противостояла идее богоустановленности власти

феодальных монархов. Обе эти идеи далеки от науки, но на основе каждой из

них, толкуемой как основной мето­дологический принцип, строились обширные

теорети­ческие концепции, притязающие на объяснение прошло­го, истолкование

настоящего и предвидение будущих судеб государства и права. Объяснение

оказалось наду­манным, истолкование — ошибочным, предвидение — ложным. Но это

не значит, что в истории политико-пра­вовой мысли смена теологического

мировоззрения раци­оналистическим вообще не была прогрессивной.

История политических и правовых учений — не про­цесс постепенного познания

государства и права, накоп­ления и суммирования знаний, а борьба

мировоззрений, каждое из которых стремится найти опору в обществен­ном

мнении, оказать влияние на политическую практику и развитие права,

опровергнуть аналогичные попытки противостоящей идеологии.

Политико-правовая идеология, как всякая идеология, определяется в понятиях не

гносеологии (истинное — не­истинное), а социологии (самосознание социальных

групп и классов). Поэтому к политико-правовым доктринам применяется критерий

не истинности, а способности вы­ражать интересы той или иной социальной

группы. Пред­ставление об истории политических и правовых учений как об

истории знаний, основанное на аналогии с исто­рией естественных наук, не

подтверждается в реальной ис­тории политико-правовой идеологии.

Развитие этой идеологии ведет к приросту знаний о го­сударстве и праве, но

политико-правовая теория была и остается эмпирической, классификационной,

описатель­ной наукой, прогностическая функция которой очень со­мнительна.

Большую давность имеет спор о политике — наука это или искусство?

Значительное влияние на практику имеют те политико-правовые доктрины и идеи,

которые основаны на обобще­нии, теоретическом осмыслении опыта развития

государ­ственных и правовых учреждений передовых стран. Теория разделения

властей, выразившая практику государствен­ного развития Англии в XVII в.,

оказала громадное влия­ние на конституции США, Франции и других стран.

Док­трина прав человека и гражданина, обобщившая практику революционного

перехода от сословного строя к граждан­скому обществу, нашла воплощение в

международных пактах и законодательстве почти всех государств XX в. С помощью

политико-правовых доктрин политический опыт передовых стран становится

достоянием других стран, воспринимающих этот опыт в теоретически обоб­щенном

виде.

Однако многие политико-правовые доктрины остались только достоянием умов

порой многочисленных их при­верженцев, но не были внедрены в практику

(анархизм, анархо-коммунизм, синдикализм и пр.), некоторые же в процессе

осуществления претерпели значительные дефор­мации (например, теория народного

суверенитета Руссо) либо дали побочные результаты, которых никто не

предви­дел и не желал (например, теории государственного социа­лизма). Из

привлекательных идеалов, теоретически скон­струированных в отрыве от

исторической действительнос­ти, проистекали бедственные последствия для стран

и на­родов, если общество, государство и право пытались пере­строить с

помощью власти и принуждения. Еще в начале XVI в. великий гуманист Эразм

Роттердамский, ссылаясь на опыт истории, справедливо заметил: "Ничего не

бывало для государства пагубнее, нежели правители, которые ба­ловались

философией или науками". При современном уровне развития общественных наук ни

одна политико-правовая доктрина не может притязать на научное предви­дение

долговременных результатов преобразования госу­дарственных и правовых

учреждений какой-либо страны на основе этой доктрины.

При разработке политико-правовых доктрин главным стимулом теоретической

деятельности были не только лю­бознательность, стремление постигнуть причины

сущест­вования и перспективы развития государства и права, но и страстное,

эмоционально окрашенное стремление опро­вергнуть противостоящую политико-

правовую идеологию, представить государство и право такими, какими их хочет

видеть или изобразить идеолог, стремление преобразовать или защитить

подвергающиеся нападкам государство и право, повлиять на массовое и

государственное политико-правовое сознание общества. Основная причина

много­численности, разнообразия и сложности политических и правовых учений —

желание каждого из идеологов отсто­ять идеалы своего класса или своей группы

и опровергнуть идеологию противоположных класса или группы.

Реальная связь времен в истории политических и пра­вовых учений более всего

основана на возрастании значе­ния в политико-правовых доктринах

гуманистических начал. В идеологической борьбе, обусловливающей разви­тие

политико-правовой мысли, во все исторические эпохи существовали и существуют

два противоположных направ­ления: одно стремится преодолеть политическое

отчужде­ние, другое пытается его увековечить.

Политико-правовой идеологии преимущественно передовых, прогрессивных

классов и социальных групп присущи идеи подчинения государства народу,

требования обеспечения прав человека, защиты личности и общества от произвола

и беззакония, подчинения государственной власти закону.

Идеями и теориями, оправдывающими политическое отчуждение, были и остаются

те, которые стремятся обо­сновать ничтожность личности и народа перед

государст­вом, неограниченность государственной власти, необяза­тельность для

нее элементарных норм нравственности, пытаются идеализировать авторитарное,

деспотическое, тоталитарное государство. С оправданием политического

отчуждения связаны не только те доктрины, которые отри­цают права человека,

но и те, которые видят в праве только приказ власти".

Библиографический список

4. Алюшин А. Л., Порус В. Н. Власть и политический

реализм. Власть. Очерки современной философии Запада. М., Наука 1989

5. Байтин. М. И. Государство и Политическая Власть. Саратов, 1972.

6. Белов. Г. А. Политология. М., Наука 1994

7. Гончаров Д. В., Гоптарева И. Б. Введение в

политическую науку. Юрист М., 1996

8. Исаев. И. А. История государства и права Росси. М., 1994

9. Панарин. А. С. Политические системы современности. Политология. М., 1997

10. Пугачев В. П., Соловьев А. И. Введение в политологию. М., 1995.

11. Радугин. А. А. Политология. М., Центр 1996

12. Шаран. П. Сравнительная Политология; Ч.1., М.,1992. Общая

и прикладная политология. МГСУ, М., 1997. Стр. 210-237.

13. Власть. Очерки современной политической

философии Запада. М., 1986.

14. История политических и правовых учений.

Древний мир. М., 1988.



(C) 2009