Научная Петербургская Академия

Курсовая: Основы политологии

Курсовая: Основы политологии

РЕФЕРАТ

на тему:

«ОСНОВЫ ПОЛИТОЛОГИИ»

ОЭФ

гр. 9217

Кадацкой Анны

Москва, 94

I ВВЕДЕНИЕ.

Особую актуальность для духовного и интеллектуального развития нашей страны

представляют переосмысление и фундаментальное переустройство всей системы

естествознания, достойное место в которой должна занимать политология. При

тоталитарной системе политология у нас в полной мере разделила участь всех

общественных наук: она была превращена в служанку политики КПСС и

коммунистического государства, в своеобразный придаток марксистко-ленинской

идеологии. Поэтому перед нами со всей остротой встала проблема воссоздания

политологии или даже ее формирование как новой для нас самостоятельной

дисциплины.

Прежде всего необходимо определить, какое содержание вкладывается в само

понятие «политология». У нас до сих пор не определены конкретные границы,

круг проблем, вопросов, институтов и феноменов, в совокупности составляющих

объект политологии как самостоятельной научной дисциплины.

Следует отметить, что политология открыта влиянию со стороны почти всех

общественных, а зачастую и естественных наук. Мир политического не может

существовать в изоляции, а тесно переплетается с историей, культурой, сферой

экономики, социальными феноменами и т.д. Другие обществоведческие дисциплины

в свою очередь на те или иные сферы мира политического. Политологам

приходится постоянно «конкурировать» с философами, социологами, историками. В

настоящее время ни у нас, ни на Западе нет какого-либо общепринятого

определения политологии, ныне политической науки. Разные исследователи

расходятся между собой в оценке ее границ и содержания, круга охватываемой ею

проблем, критерия выделения в самостоятельную научную дисциплину.

Неопределенность границ политологии дополняется разнообразием социально-

философских и идейно-политических позиций, методологических принципов,

методов и приемов исследования. Поскольку конструирование политологии как

самостоятельной обществоведческой дисциплины только начинается, всякое

построение в данной области не может носить поисковый характер, и его

адекватность должен быть проверена в процессе дальнейших углубленных

исследований.

II ПОНЯТИЯ И ЯЗЫК ПОЛИТОЛОГИИ.

Всякий раз, когда мы ставим перед собой задачу вычленить какую-либо научную

дисциплину из всей совокупности научных дисциплин, мы сталкиваемся с вопросом

о ее понятийно-категоричном аппарате. Политика зачастую представляет собой не

только четко очерченную, раз и навсегда фиксированную сферу, сколько то, что

сами люди считают политикой, хотя ее и нельзя рассматривать всецело как

результат некоего вербального произвола. Власть и политика представляют собой

выражение человеческих отношений и представлений об этих отношениях.

Показательно, что четкость и определенность самого понятия «политическое» в

значительной степени зависит от того, какое содержание вкладывается в понятие

«государство» и «власть».

Поэтому естественно, что немаловажное место в политологии занимает выявление

содержания используемых ею понятий и категорий. Более того, анализ понятий

можно рассматривать в качестве методологии, с помощью которой ученый

упорядывачеет и, если это возможно, совершенствует понятийный инструмент

своих исследований. Проблему для политического анализа составляет

многозначность понятий и категорий, а также феномен синодики.

В целом, политические феномены в полной мере невозможно понять без изучения

системы общения и механизмов политической коммуникации, которые в одинаковой

степени связаны как со сферой общественного сознания, так и с социально-

культурной и политико-культурной сферами. В данном контексте определяющее

значение имеет, естественно, язык. Можно сказать что язык выступает как

культурная среда обитания человека. Важность этого момента станет особенно

очевидной, если учесть, что попытка, в некотором смысле - это система

человеческих отношений, осуществляемых во многом с помощью языка. Поэтому без

изучения политического языка нет и не может быть политологии.

III ПРЕДМЕТ ПОЛИТОЛОГИИ В ЦЕЛОМ

Всю совокупность проблем, которыми занимается политология, можно разделить на

три крупных раздела. Это, во нервы, социально-филосовские и идейно-

теоретические основания политики, системообразующие признаки и

характеристики системы политического, политической парадишгммы,

соответствующие тому или иному конкретному историческому периоду.

Во-вторых, политические системы, различия и сходства между ними, их

преимущества и недостатки, политические режимы, условия их изменений и смены

и т.д.

В-третьих, политические институты, политический процесс, политическая

культура, политическое поведение и т.д.

Политическое включает в себя историческое, конкретно-эмпирическое и

теоретическое начала. Политическое институты, отношения, процессы с

политологической точки зрения, представляют интерес прежде всего в их

наличном в данный момент состоянии. Здесь задача политолога состоит в

выявлении их стрекутуры, составных элементов, функций, условий для

нормального функционирования, того, как они соотносятся и взаимодействуют

друг с другом. Но анализ этот был бы односторонним и, стало быть, не

раскрывающим адекватно их сущность без учета их исторического фона, идейно-

теоретической и социально-философской подоплеки. Здесь речь идет о мире

политического как в рамках отельною взятой страны, так и мирового сообщества

в целом.

Предметом политологии в общей сложности является политическое в его

тотальности, в контексте исторического развития и реальной социальной

действительности, а также взаимодействие и переплетение социальных сил,

социо-культурного и политико-культурного опыта.

В фокусе ее внимания - такие разные по своему характеру интстуитуты, феномены

и процессы, как политическая система, государственная власть и властные

отношения, госудасртвеный строй, политическое поведения, политическая

культура, история политических учений. Эти проблемы изучаются в тех или иных

планах и измерениях также философии, социологи, государственно-правовой

наукой и т.д.

Интегрируя в себя отдельные аспекты этим дисциплин, политология располагается

как бы в точке их пересечения и представляет собой междисциплинарную науку.

Особенно большую актуальность и значимость приобретает вопрос о соотношении и

разграничении социологии, политической социологии и собственно политологии в

силу очевидного совмещения их предмета исследования. Строго говоря,

гражданское общество является объектом исследования социологии, а мир

политический политологии. Промежуточное пространство между гражданским

обществом и миром политического входит в сферы политической социологии,

представляющей собой область пересечения политической науки и социологии.

Естественно,, такое разграничение, как и всякая другая классификация, носит

условный характер, поскольку свае названные сферы немыслимы друг без друга.

Политология в целом сформировалось как «государственная» дисциплина,

призванная изучить предназначение и функции государственных и политических

институтов. Политическая социология - это своеобразный синтез социологии и

политологии. Первая, в большой степени, чем политология, концентрирует

внимание на борьбе за власть между различными частями общества, социальных

конфликтов и социальных изменениях, скрытых функциях, неформальных и диск

функциональных аспектах политики. В мирском смысле слова в центре внимания

политической социологии - социологическое измерение политических феноменов.

IV НА СТЫКЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И СФЕРЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО.

Политики, представляя собой очевидную сторону общественной жизни,

детерминируется множеством явных и скрытых от глаз, мене ощутимых факторов и

процессов, в совокупности составляющих ее социологические основы. Среди них

социально-экономические, социально-культурные, научные, образовательные,

духовные, этно-национальные, религиозные и т.д. факторы и феномены, то есть

все, что относится к подсистеме гражданского общества.

Каждая из важнейших подсистем и сфер человеческого социума может сохранить

жизнеспособность и функционировать лишь при условии, что все остальные

исправно выполняют свои функции. Так, например, гражданское общество и

государство составляют две стороны одной и той же медали, они неразрывно

связаны между собой и немыслимы друг без друга. Более того, существует целый

ряд инструментов и феноменов, которые могут быть отнесены одновременно и к

сфере гражданского общества, и к политической сфере, служа в качестве

связующих звеньев между ними. Причем именно от структур и институтов,

находящихся на стыке двух образований, в решающей степени зависит нормальное

функционирование гражданского общества, его жизнеспособность, динамика

развития. К ним относятся политические партии, механизмы избирательного

процесса, политические объединения, клубы, политическая культура, средства

массовой информации. В этом плане основовпологающее значение имеет институт

политического представительства, в котором в органическом синтезе переплелись

две важнейшие идеи представительской демократии: с одной стороны, - что ни

один человек не вправе править другим человеком без согласия последнего; с

другой стороны - что поскольку каждый отдельно взятый индивид не в состоянии

непосредственно участвовать в управлении государством, интересы различных

категорий населения могут быть представлены в системе власти особые

уполномоченные, которым делегированы соответствующие права и прерогативы.

Принципы представительности и выбор нести представителей различных социальных

групп в законодательные или иные органы власти по самой логике вещей

поставили вопрос об инструментах в средствах политической реализации этих

принципов. В качестве таких инструментов постепенно во всех индустриально

развитых странах возникли и утвердились политические партии, которые

выступают одновременно как несущие конструкции и гражданского общества, и

политической системы.

Главная задача политических партий состоит в том, чтобы превратить множество

частных интересов отдельных граждан, социальных слоев, заинтересованных групп

в из совокупный политический интерес. В политической структуре общества они

выступают в качестве носителей конкурирующих друг с другом политических

курсов, не ставя под сомнение законность существующего конституционного

режима. Путем представительства различных социальных групп, слоев, сословий,

интересов с помощью партий общество как бы интегрально проникает в

государство. Политические партии в целом помогают кристаллизовать и четко

очертить конфликтующие интересы, скрытые различия и противоречия в обществе.

Они подталкивают граждан группироваться, пересекая мнения, разграничивающие

их друг от друга по мнению электората, и определять те приоритеты, которые

делают их политическими единомышленниками и союзниками.

С принципом представительства и идеей партии как законной оппозиции связан

принцип выборности должностных лиц в важнейшие представительные и

законодательные органы власти. Он призван обеспечить народный суверенитет и

представительство всех заинтересованных группировок и слоев населения, в

совокупности составляющих избирательный корпус, в системе власти через

партии. Он осуществляется через избирательную систему и избирательный

процесс, в задачу которых входят формализация и институанализация

политического участия граждан в политической жизни. Поэтому очевидно, что

механизму существвавания представительства, партийные системы и избирательные

системы могут оставить самостоятельный блок в качестве предмете

политологического исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Изучение политики уже само по себе представляет собой политический акт, и

человек, занимающийся им, должен способствовать исправлению всех форм

несправедливости. Политическое включает как статистику, так и динамику,

воплощающаяся, соответственно, в политическом порядке и политическом

процессе. Политология должна в одинаковой степени охватывать как существующий

аполитический порядок, где доминируют постоянные, неизменные величины, так и

политический процесс, где доминируют переменные величины. Политический

порядок включает структурные и системные элементы. Здесь важно исследовать

проблемы политического господства и правления, господства и сотрудничества,

формирования власти и политического неравенства; механизмы правления в рамках

различных государств.



(C) 2009