Научная Петербургская Академия

Контрольная: Виды политики

Контрольная: Виды политики

Виды политики

ПОЛИТИКА происходит от греч. poli

s - город- государство и прилагательного

от него - politikos: все, что связано с

городом, - государство, гражданин и пр. - организационная и

регулятивно-контрольная сфера общества, основная в системе других таких же

сфер: экономической, идеологической, правовой, культурной, религиозной. Термин

Политика получил распространение под влиянием трактата Аристотеля о

государстве, правлении и правительстве, названного им "Политика". Вплоть

до кон. XIX в. Политика традиционно рассматривалась как учение о

государстве, т.е. власти институционального, государственного уровня. Однако

уже в Новое время развитие политической мысли и представл

ений о государстве привело к выделению наук о государстве и их

обособлению от политической философии и политической науки.

Представление о политике значительно расширилось, и понимание политики стало

весьма сложной проб­лемой, во всяком случае, оно оказалось пр

едметом самых различных толкований. В настоящее время можно выделить

не менее четырех основных толкований политики:

1) как отношения, включающего согласие,

подчинение, господство, конфликт и борьбу между классами

(В.И. Ленин), группами и людьми (внутренняя

политика) и

государствами (внешняя политика). В основе такого

понимания политики лежат представления об общении людей, их

взаимодействии, совместном решении ими их общих дел, по

нимаемых как дела государства (Аристотель), а также об отношениях к

обществу власти (т.е. государства) и между властями (государств друг к другу) -

в средневековой традиции и проблематике Возрождения

и Нового времени. Акцент на борьбе, тоже весьма древний, был усилен в

марксизме и у Ленина, в частности, идеей классовой борьбы как движущего

начала истории. Новое и более философское обоснование эта концепция

политики получила в XX в. в теории конфликтной природы политики у

К.Шмитта и Ж.Френда.

2) Логически вытекающее из первого понимания отождествление политики с другими

политическими явлениями, такими, как господство, власть, а следовательно, и

государство (о чем и шла речь выше); средства

политики -та же власть, насилие, язык и

языковые структуры, речь и символика и т.п.; деятельность -

управление, организация, контроль и пр.; знание,

умение (Платон и современные технократические к

онцепции); жизнедеятельность (у Аристотеля наиболее органическое

представление о природном свойстве человека заниматься совместно с другими

людьми их общими делами).

3) Объяснение через функции (функциональное) - управления, поддержания

порядка, сохранения внутреннего и внешнего мира или, наоборот, ведение войны,

контроль общества и человека и т.д. и т.п. Перечисление функций политики ради

ее, возможно более полного, определения (как и ее

задачи, хотя сама по себе П. не может иметь их, поскольку решение

политических задач опосредовано наличием действующих ради этого сил,

направлений, власти, которая и решает их) не имеет ни конца, ни, следовательно,

смысла.

4) Объяснение политики через ее цели (телеологическое от греч.

teleos - цель), т.е. определение путем еще более бесконечного и

малосодержательного перечисления, чем функциональное толкование, к тому же

очень близкое к нему и по сути своей чрезмерно конкретное. Всем этим

толкованиям присущи многие общие и их

собственные недостатки: они не конечны, и сами нуждаются в дальнейших

определениях, особенно тождества, которые не столько определяют, сколько

замещают политику; они часто неспецифичны для

нее - как, например, деятельность, средство,

отношение, конфликт, борьба, решение задач; наличие функций и целей может

определять любое другое смежное общественное явление - право, идеологию,

мораль, экономику и т.п.; многие определения не просто и не только

взаимосвязаны, но и пересекаются, иногда многократно, например, власть как бы

тождественна политике и в то же время она и деятельность, и средство, и

цель, и, наконец, функция политики; отпадают,

далее, самые слабые определения - через средства, цели и др. Решение

проблемы наметил уже К.Шмитт, ее

усовершенствовали современные исследователи. Оно

состоит в выделении самой политики ее универсальной абстрактной сущности -ее

принципиального начала, что избавляет от частных, неполных, чересчур

конкретных оп­ределений и перечислений и позволяет выработать

обобщенную емкую формулу, определяющую ее сущность

, и отдельно собрать ее конкретные виды, формы

и проявления (много разных политик - внутренних, внешних, мирных, силовых и

т.д. и т.п.), относительно которых возможны соответствующие частные

определения, справедливые и по отношению к более общим трактовкам политики.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА - деятельность государства на международной арене,

регулирующая отношения с другими субъектами внешнеполитической деятельности:

государствами, зарубежными партиями и иными общественными организациями,

всемирными и региональными международными организациями. В.п. опирается на

экономический, демографический, военный, научно-технический и культурный

потенциалы государства; сочетание последних определяет возможности В.п.

деятельности государства на тех или иных направлениях, иерархию приоритетов в

постановке и реализации В.п. целей.

Формой традиционного осуществления В.п. является установление дипломатических

отношений (или снижение их уровня, приостановка, разрыв и даже объявление

войны при обострении отношений с бывшими партнерами) между государствами;

открытие представительств государства при всемирных и региональных

международных организациях или членство государства в них; сотрудничество с

дружественными государству зарубежными политическими партиями и другими

общественными организациями; осуществление и поддержание на различном уровне

эпизодических и регулярных контактов с представителями государств, зарубежных

партий и движений, с которыми данное государство не имеет дипломатических

отношений или дружественных связей, но в диалоге с которыми заинтересовано по

тем или иным причинам. Наличие устойчивых каналов связи с зарубежными

партнерами позволяет государству разнообразить сочетание методов и средств

В.п. деятельности: осуществление регулярного обмена информацией, обмен

визитами на разных уровнях; подготовка и заключение двусторонних и

многосторонних договоров и соглашений по широкому спектру вопросов, включая

договоры и соглашения конфиденциального и секретного характера;

способствование развитию возможностей внутри - и внешнеполитической

деятельности одних государств и блокированию аналогичных возможностей других

(по тем или иным направлениям); подготовка и осуществление частичной или

полной блокады; подготовка к войне и обеспечение благоприятной для ведения

военных действий В.п. обстановки и т.д.

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА - совокупность направлений экономической,

демографической, социально-интеграционной, социально-культурной, репрессивной и

т.д. деятельности государства, его структур и институтов, ориентированных на

сохранение или реформирование существующего социально-политического строя. В

осуществлении целей В.п. государство использует широкий спектр средств:

закрепление существующих отношений собственности либо их трансформацию на своей

территории; налоговые рычаги и льготы; создание социально-престижных и

социально-непрестижных общественных статусов экономическими,

пропагандистско-идеологическими и репрессивными средствами; регулирование

занятости путем создания рабочих мест в государственном секторе экономики;

направленная организация социального воспитания, общего и специального

образования; мероприятия в сфере здравоохранения и спорта; организация

розыско-следственной, судебной и пенитенциарной системы; регламентация службы

реадаптации лиц, замеченных в девиантном поведении и т.д. фундаментом В.п.

является соотношение социально-экономических укладов, сложившееся на данном

этапе развития общества, и производное от него соотношение господствующих в

обществе классов и других общественных групп, определяющее приоритетность

целей, выбор методов и средств, степень удовлетворенности промежуточными

результатами внутриполитического развития.

ВОЕННАЯ ПОЛИТИКА - часть общей политики определенных социальных сил и

специально созданных ими институтов власти, направленная на подготовку и

использование (преднамерен­ное или вынужденное, военное или невоенное) средств

вооруженного насилия для достижения тех или иных классовых, национальных или

общечеловеческих целей; для ведения войны или противодействия. В относительно

самостоятельную отрасль деятельности В.п. выделилась на рубеже XVIII - XIX вв.

В настоящее время в международной практике установился взгляд на В.п. как на

одну из специфических частей (или направлений) в системе общей политики

государства. В.п. нельзя отнести только к внешней или только к внутренней

политике. Она имеет двойное вхождение. Внутренняя сторона этой политики связана

с созданием средств вооруженного насилия и их возможным использованием в

разрешении внутригосударственных конфликтов. Внешняя сторона охватывает всю

деятельность по использованию (военному или невоенному) силовых средств

политики в межгосударственных отношениях. В.п., как ни одна другая, тесно

взаимодействует со всеми (точнее, почти со всеми) разновидностями политики. В

условиях войны это взаимодействие носит характер глубокой и всепроникающей

интеграции. Наиболее тесно и очевидно В.п. взаимодействует с экономической,

социальной, научно-технической, а также с политикой в области духовной жизни

общества. Поэтому В.п. следует отнести к разряду комплексных, синтезированных

разновидностей политики.

ГЕОПОЛИТИКА - одно из фундаментальных понятий теории международных

отношений, характеризующее место и конкретно-исторические формы воздействия

территориально-пространственных особенностей положения государств или блоков

государств на локальные, региональные, континентальные и глобальные

международные процессы. Исторически становление Г. связано с исследованием роли

географического фактора в жизни общества, прежде всего с концепциями

географического детерминизма.

Основные пространственно-географические особенности государств преломляются в

концепциях пропорционального развития сухопутных, надводных и подводных

военно-морских сил (а также транспортного флота большого и малого каботажа),

морских и воздушных сил береговой охраны, военно-воздушного, транспортно-

воздушного и авианосного флотов с соответствующим техническим и иным

обеспечением. Программы военного ракетостроения и военные аспекты космических

программ планируются с учетом географического положения, состояния и

пропорции вооружений потенциального противника и обычно учитывают

геополитический профиль тех или иных видов противостоящих им вооружений.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА - политика, направленная на охрану и оздоровление

окру­жающей природной среды, рациональное использование и возобновление

природных ресурсов, сохранение и развитие социосферы, обеспечивающей нормальную

жизнедеятельность и экологи­ческую безопасность человека. Экология долгое время

была предметом изучения естественных наук, первоначально - био­логических,

затем географических. В настоящее время она становится сферой повышенного

ин­тереса политики. Возрастает значение антропогенных (от греч. anthropos -

человек и genes -рождающий) факторов, обусловленных различными формами влияния

деятельности человека на отдельные компоненты и природу в целом. Основная

задача экологии человека - определение места человека в изменяющихся условиях

окружающей среды. Ареал человеческой деятельнос­ти постоянно расширяется,

включая в последнее время глубины океанов и космическое прос­транство.

Взаимодействия природы и общества в их диалектическом единстве и борьбе -

предмет ис­следования социальной экологии. В ходе научно-технической революции

неизмеримо усили­вается влияние производственной деятельности на экономику:

состав атмосферы мирового океа­на, водоемов суши, тепловой режим планеты, фон

радиоактивности и т.п. Это нередко приво­дит к нарушениям экологического

равновесия. Отрицательные последствия антропогенных воз­действий на экономику в

глобальном масштабе столь внушительны, что они приводят к воз­никновению

глобального экологического кризиса. Его проявлениями являются изменения,

угро­жающие естественной основе жизни человека и негативно воздействующие на

развитие об­щества: опасность изменения генетического фонда, недостаточная

энергетическая, минерально-сырьевая и продовольственная обеспеченность

развития, демографический дисбаланс, загрязне­ние окружающей среды растущими

токсическими отходами и др. В связи с этими глобальными негативными явлениями,

их масштабом, нарастанием дина­мизма и остроты, комплексным характером

возникает опасность перерастания эколог, кризиса в экологическую катастрофу,

ведущую к гибели нашей цивилизации. Перед человечеством встает общая задача -

поиск путей выхода из нарастающего экологического кризиса, обеспече­ния

экологической безопасности. Защита человека, экологический императив его

выживания, вобравший в себя множество забот и проблем, в т.ч.

социально-экономических и политических, составляет суть экологизации политики.

Контрольная: Виды политики



(C) 2009