Научная Петербургская Академия

Контрольная: Политическая власть. Сущность и структура

Контрольная: Политическая власть. Сущность и структура

Контрольная: Политическая власть. Сущность и структура Тема: Политическая власть: сущность и структура.

Содержание

Введение.

2

Природа власти.

3

Структура власти.

7

Виды власти

14

Заключение.

15

Литература.

16

Введение.

Власть служит основой политики. Именно она отличает политику от других сфер жизни общества (экономической, социальной, духовной и др.). Власть оказывается наиболее таинственным явлением в политике, природу которого выявить непросто. Что заставляет человека, общество подчинятся кому- либо или чему-либо: боязнь насилия или желание повиноваться? Своей таинственностью и неопределенностью власть никого не оставляла равнодушным к себе: ею восхищались и ее проклинали, возвышали до небес и «втаптывали в грязь». Попробуем разобраться, что же такое «Политическая власть», какова ее сущность и структура.

Природа власти.

Поведенческий подход.

Данный подход характеризует власть как особенную сущность, носителем которой выступает отдельная личность и она отождествляется с вещью или силой, обладание которой дает право на повелевание. Природа власти объясняется биологической и психической природой человека, а для придания ей большей величественности и могущества она наделяется такими ценностными характеристиками, как божественный характер, справедливость, ответственность и др.

Социологический подход.

Наиболее распространенным (в данном контексте) является определение власти немецким социологом М. Вебером. Он считал что в основе властных отношений лежат отношения господства и подчинения и понимал власть как способность одного индивида (в определенных социальных условиях) проводить собственную волю вопреки сопротивлению другого индивида. А американский социолог Т. Парсонс, расширяя границы социального субъекта (до группы, организации, общества), обратил внимание на две характерные черты власти. Первая – это способность принимать решения и добиваться их обязательного выполнения. Вторая – это способность общества мобилизовать свои ресурсы для достижения общих целей.

Поведенческое понимание власти.

Бихевиоризм.

Введение в политическую науку бихевиоризма, оказало заметное влияние на политическую мысль, и было связано с именами американских ученых Ч. Мерриама, Г. Лассуэла и английского исследователя Дж. Кэтлина. Сам политический процесс они рассматривали как столкновение индивидуальных стремлений к власти, в которой побеждает самый сильный. Баланс стремлений к власти политических сил обеспечивается системой политических институтов. Нарушение равновесия политических сил приводит к кризисам и конфликтам в обществе. Психоаналитическая и неофрейдистская концепция власти. Основной тезис данных концепций: власть есть способ господства бессознательного над человеческим сознанием. Индивид подчиняется силам, находящимся вне его сознания. Подавляя рациональные мотивы поведения, манипуляция обеспечивает доминирование иррациональных начал в политической деятельности: страха, агрессивности, стремления к разрушению и деструктивности.

Социологическое понимание власти.

Строится на анализе власти в контексте социальных условий ее возникновения и функционирования с учетом доминирующих в обществе ценностей, традиций и предпочтений. Имеется несколько трактовок данного подхода.

Структурно-функциональный анализ.

Его основатель американский социолог Т. Парсонс рассматривает власть как отношение неравноправных субъектов, поведение которых обусловлено выполняемыми ими социальными ролями, например, управляющих и управляемых. При этом под социальной ролью понимается ожидаемое от человека поведение, соответствующее занимаемому им статусу. Согласно этому принципу власть выполняет ряд жизнеобеспечивающих функций: предписывает субъектам выполнять обязанности, налагаемые на них обществом, и мобилизует ресурсы для достижения общих целей.

Социальная конфликтология.

Основатели социальной конфликтологии К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, рассматривали власть как отношения господства одного класса и подчинение другого класса. Природа данного господства обусловлена экономическим неравенством: местом и ролью класса в экономической системе общества. Однако сведение властных отношений к классовым сужает их объем. Социальное неравенство не исчерпывается только классовыми различиями. Оно более многообразно и дополняется профессиональными, этническими, половозрастными, культурными и другими различиями. Поэтому точнее было бы сказать: власть оказывается везде, где есть неравенство. В связи с этим власть следует отличать от господства. «Господство» – более узкое понятие, чем «власть», и связано с применением силы. Применение силы может выражаться в физическом насилии, экономическом принуждении, давлении коллектива. Власть же может осуществляться и без применения силы, основываться на авторитете (т.е. вероятности добровольного подчинения).

Структура власти.

Контрольная: Политическая власть. Сущность и структура

Основными компонентами власти являются ее субъект, объект. Средства (ресурсы) и процесс, приводящий в движение все ее элементы и характеризующийся механизмом и способами взаимодействия субъекта и объекта. Субъект власти воплощает ее активное, направляющее начало. Им может быть отдельный человек, организация, общность людей, например, народ или даже мировое сообщество, объединенное в ООН. Субъекты политической власти имеют сложный, многоуровневый характер: ее первичными субъектами являются индивиды, вторичными - политические организации, субъектами наиболее высокого уровня, непосредственно представляющими во властных отношениях различные общественные группы и весь народ, - политические элиты и лидеры. Связь между этими уровнями может нарушаться. Так, например, лидеры нередко отрываются от масс и даже от приведших их к власти партий (например, выборы в Государственную Думу 1999г.). Субъект определяется содержанием властного отношения через приказ (распоряжение, команду). В приказе предписывается поведение объекта власти, указываются (или подразумеваются) санкции, которые влечет за собой выполнение или невыполнение распоряжения. От приказа, характера содержащихся в нем требования во многом зависит отношение к нему объекта, исполнителей - второго важнейшего элемента власти.

Объект власти.

Власть - всегда двустороннее, асимметричное взаимодействие, с доминированием воли властителя. Она невозможна без подчинения объекта. Если такого подчинения нет, то нет и власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект обладает ярко выраженной волей властвования и даже мощными средствами принуждения. В конечном счете, у объекта властной воли всегда есть пусть крайний, но все же выбор - погибнуть, но не подчиниться, что нашло, в частности, свое выражение в свободолюбивом лозунге "лучше умереть, сражаясь, чем жить на коленях". Масштабы отношения объекта к субъекту властвования простираются от ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения. Качества объекта политического властвования определяются, прежде всего, политической культурой населения.

Понятие ресурсов власти.

Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другим является неравномерное распределение ресурсов власти. В широком смысле ресурсы власти представляют собой "все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других". Т.е. ресурсы власти - это все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Ресурсы, наряду с субъектом и объектом, выступают одним из важнейших оснований власти. Они могут использоваться для поощрения, наказания или убеждения. Структурные основания политической власти - законы, суд, государственный аппарат, отряды принуждения, партийная дисциплина, авторитет лидера, центральные и региональные структуры. Руководствуясь антропологическим принципом, выделяют такие типы оснований политической власти как: ü страх, ü интерес, ü убеждение.

Виды власти.

Особенности различных элементов власти (субъекта, объекта, ресурсов) могут использоваться в качестве оснований ее типологий. Одной из наиболее содержательных классификаций власти является ее деление в соответствии с ресурсами, на которых она основывается, на: ü экономическую; ü социальную; ü духовно-информационную; ü принудительную (которую часто называют политической в узком значении этого слова, хотя это не совсем точно); ü политическую в широком, собственном значении этого слова. В зависимости от субъектов, власть делится на: ü государственную; ü партийную; ü профсоюзную; ü армейскую; ü семейную и т.п. По широте распространения выделяются: ü мегауровень - международные организации, (ООН, НАТО и т.п.); ü макроуровень - центральные органы государства; ü мезоуровень - подчиненные центру организации (областные, районные и т.п.) ü микроуровень - власть в первичных организациях и малых группах. Возможна классификация власти по функциям ее органов, например: ü законодательная; ü исполнительная; ü судебная. по способам взаимодействия субъекта и объекта власти – ü демократическая; ü авторитарная и т.п.

Взаимодействие политической и других властей.

Политическая власть характеризуется рядом отличительных признаков: ü легальностью в использовании силы в пределах государства; ü верховенством, обязательностью решений для всякой иной власти. Политическая власть может ограничить влияние мощных корпорация, СМИ и других учреждений или вовсе ликвидировать их; ü публичностью, т.е. всеобщностью и безличностью. Это означает, что политическая власть в отличие от приватной, (личной власти, которая существует в небольших группах) с помощью права обращается от имени всего общества ко всем гражданам; ü моноцентричностью, наличием единого центра принятия решений. В отличие от политической власти экономическая, социальная и духовно-информационная власти полицентричны. В рыночном демократическом обществе существует, как известно, много независимых собственником, социальных фондов и т.п.; ü многообразием ресурсов. Политическая власть, и особенно государство, использует не только принуждение, но и экономические, социальные и культурно-информационные ресурсы.

Виды власти

Каждое государство имеет свой политический режим. Политический режим означает совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления политической государственной власти в обществе, характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип политической системы, существующей в стране. Режим - управление, совокупность средств и методов осуществления экономической и политической власти господствующего класса. В современном мире можно говорить о 140-160 режимах, которые незначительно отличаются друг от друга. Античный философ Аристотель дает два критерия, по которым можно провести классификацию: ü по тому, в чьих руках власть; ü по тому, как эта власть используется. «Правильные» формы государства (по Аристотелю): ü монархия (власть одного человека), ü аристократия (власть в руках немногих «лучших»), ü полития (власть большинства из средних в имущественном отношении людей). «Неправильные» формы государства - те, при которых стоящие у власти люди действуют в собственных интересах, не заботясь о благе общества. К «неправильным» формам (по Аристотелю) относятся: ü тирания (власть в руках тирана), ü олигархия (у власти кучка богачей), ü демократия (контроль общества (большинства) над властью). Демократия понималась как форма государства, в котором власть принадлежит всем или большинству свободных граждан, подчиняющихся закону. Такое представление о демократии сохранялось вплоть до конца 1868 года, а со времен Великой французской революции понятие демократии стало применяться не к формам, а к принципам политического устройства государства. Выделяют два основных демократических принципа: свобода и равенство. Одна из достаточно простых, широко распространенных, классификаций политических режимов - деление их на тоталитарные, авторитарные и демократические. Типология политических режимов: ü демократический политический режим; ü либеральный политический режим; ü авторитарный политический режим; ü тоталитарный политический режим.

Заключение.

Власть - это специальный социальный институт, который упорядочивает социальные отношения и поведение индивида. Политическая власть - определяет воздействие на поведение масс, групп, организаций с помощью средств, которыми обладает государство. В отличие от нравственной и семейной власти политическая власть носит не личностно-непосредственный, а общественно- опосредованный характер. Политическая власть проявляется в общих решениях и решениях для всех, в функционировании институтов (президент, правительство, парламент, суд). В отличие от правовой власти, регулирующей отношения между конкретными субъектами, политическая власть мобилизует на достижение целей большие массы людей, регулирует отношения между группами во время стабильности, общего согласия. Воля к власти у одних дополняется потребностью других присоединиться к властной воле, идентифицировать себя с ней, подчиниться ей.

Литература.

1. Ильин В.В. Философия власти. МГУ 1993. 2. Мухаев Р.Т. Политология. – М.: Издательство «ПРИОР», 1997. 400с. 3. Полунина Г.В. Политология. – М.: «Акалис»1996. 4. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. –М.,1995. 5. Радугин А.А. Политология. – М.: Центр 1996.


(C) 2009