Научная Петербургская Академия

Доклад: Перспективы развития образования в Росии

Доклад: Перспективы развития образования в Росии

КАК БУДУТ УЧИТЬ ЗАВТРА

В рамках старой экономики наша средняя зарплата не может превышать $200. Для

построения новой экономики, гарантирующей всем достойный уровень жизни, нужен

технологический прорыв в области образования, который способен обеспечить

Интернет. Но чтобы, в свою очередь, обеспечить Интернетом каждую семью и

каждую школу, требуется около $30 млрд. Ни у государства, ни у бизнеса таких

средств нет. О том, как можно решить эту проблему, говорили участники

"круглого стола" на тему: "Образование и Интернет в России", проведенного

издательским домом "Коммерсантъ" и Федерацией интернет-образования.

Федерация интернет-образования – некоммерческая организация, созданная в

марте 2000 года по инициативе НК ЮКОС и при поддержке правительства России.

Председателем наблюдательного совета федерации является вице-премьер

Валентина Матвиенко. Федерация осуществляет образовательный проект

"Поколение.ru", направленный на создание национальной системы развития

интернет-технологий в области образования.

«Великий уравнитель»

Россия – страна большая. Единый общероссийский стандарт образования

существует только в теории, на практике же условия у всех разные – учителя,

учебники, библиотеки, круг общения. И у московского школьника гораздо больше

возможностей получить качественное образование, чем у его соотечественника из

далекой провинции. То же самое касается и высшего образования, и возможностей

повышения квалификации.

Между тем мир вступает в новую эру – информационную, в которой самыми

ликвидными товарами становятся информация и технологии. Их создание –

прерогатива стран-лидеров, а реализация технологий и ноу-хау в конкретном

продукте постепенно становится уделом аутсайдеров – развивающихся стран. У

России, сегодня напоминающей сырьевой придаток мировой экономики, появился

шанс вернуть себе утраченные позиции. Но для этого необходимо подготовить

новое поколение граждан к эффективному существованию в новом мире. И прежде

всего дать им надлежащее образование и возможность в течение всей жизни

совершенствовать свои знания и навыки. Географическую разобщенность России

можно преодолеть с помощью внедрения информационных технологий в каждую

школу. И тогда уже не человек будет двигаться за знаниями (в Москву на

учебу), а знания – к человеку. Лучший кандидат на роль транспортной системы,

связующего звена всей образовательной системы – это Интернет. Тем более что

Всемирная сеть становится базисным звеном инфраструктуры всей новой

экономики. "В нашей жизни два великих уравнителя – Интернет и образование",–

любит повторять глава компании Cisco Systems Джон Чэмберс.

Великие жертвы

Каждый день в российские образовательные учреждения приходят 39 млн человек –

учеников и учителей. Если в этой системе внедрить современные информационные

технологии, то интернетизацией будет охвачена уже почти треть российского

общества. Причем самая стратегически важная его часть. Однако работа в этом

направлении предстоит огромная. Дело в том, что из 68 тыс. российских школ 46

тыс. – сельские. И в 80% этих школ, по данным министра образования Владимира

Филиппова, нет ни одного компьютера. И хотя ученики сельских школ проходят

курс информатики и получают по нему оценку в аттестат зрелости, никто из них

компьютера и в глаза не видел.

Сельские учителя ничуть не лучше – само слово "компьютер" их пугает, не

говоря уже об Интернете. Только 3% российских школ подключены к Интернету. И

если городские школы еще могут рассчитывать на помощь попечительских советов,

родительских комитетов или градообразующих предприятий, то сельским остается

уповать на государство.

А возможности нашего государства весьма ограничены, хотя желание что-то

сделать в этом направлении есть. "В бюджет 2001 года,– говорит Владимир

Филиппов,– правительство закладывает целый ряд позиций по финансированию

программ внедрения информационных технологий в школах. В частности,

Минобразования планирует изыскать (и привлечь к финансированию этого проекта

субъекты федерации) $40 млн на компьютеризацию сельских школ страны. В 2001

году мы планируем поставить в те 40 тыс. сельских школ, где до сих пор не

видели "живого" компьютера, целые компьютерные классы и осуществить

подключение этих школ к Интернету с помощью спутниковых каналов. Здесь мы

надеемся на помощь Минсвязи".

Впрочем, благие намерения государства реализуются не всегда. В прошлом году,

например, в рамках программы по решению компьютерной проблемы-2000

правительство выпустило постановление, в котором, обещая выделить

госструктурам средства на обновление компьютерного парка, требовало старые

машины передать в школы. Однако школы так и не дождались этих компьютеров,

поскольку госструктуры не получили обещанных денег. Впрочем, проблему

информатизации российского образования с помощью бюджетных средств не решить.

Как не решить ее и с помощью пожертвований со стороны российского бизнеса. В

этом уверен Михаил Ходорковский – самый активный среди российского бизнес-

сообщества спонсор интернет-образования.

Ходорковский считает, что дать необходимые деньги (а для интернетизации всей

страны нужны десятки миллиардов долларов) может только само общество. Каждая

семья должна, по мнению Ходорковского, пойти на определенные жертвы: родители

должны отказаться от безраздельного пользования телефоном и телевизором,

чтобы дать своим детям доступ в Интернет. А также отдать несколько месячных

зарплат на покупку, например, интернет-приставки к телевизору. Но чтобы

убедить общество в необходимости этих жертв, нужны жертвы со стороны

госбюджета и крупного бизнеса. Люди обычно не жалеют денег на образование – и

если его основой станет Интернет, население будет за него платить. В стране

должна появиться мода на информационные технологии, и тогда образование без

Интернета станет просто дурным тоном.

Впрочем, техническая часть проблемы – оснащение школ компьютерами и каналами

связи – не самая важная. Важнее методическая сторона: в эпоху Интернета

система образования становится более открытой, а само образование –

индивидуальным. Учащийся может не ограничиваться утвержденными учебниками и

программами, а, как говорят специалисты по педагогике, "выстраивать

индивидуальные траектории обучения по отношению к образовательным интернет-

массивам". Наряду с государственными и частными школами родители могут

выбирать для своих детей и такую форму обучения, как домашнее интернет-

образование. Но для этого необходимо интегрировать информационные и

педагогические технологии – технологию интернет-чатов с групповыми формами

занятий, средства web-дизайна с методическими пособиями по различным

предметам. Создавать и внедрять виртуальные лаборатории и электронные

учебники, формы дистанционного обучения и тестирования, способы

взаимодействия учителей, образовательных учреждений и интернет-ресурсов. В

общем, фактически необходимо создать в России совершенно новую отрасль –

интернет-педагогику.

Многие сегодня опасаются, что Интернет заменит ученикам реальный мир. И

некоторые участники "круглого стола" призывали сперва тщательно изучить, как

интернетизация образования повлияет на развитие личности. Однако

проникновение Интернета в процесс обучения неизбежно. "Бояться тут нечего,–

говорит Владимир Филиппов.– Наоборот, нужно сделать все, чтобы обеспечить

каждому ребенку доступ к современным информационным технологиям. Любое

технологическое новшество имело свою негативную сторону: с появлением

телефона люди стали меньше писать писем, а появление телевидения погубило

провинциальные театры. То же и с Интернетом. Нужно постараться предугадать

возможные потери и продумать компенсационные механизмы. Главное – нужно

наполнять Интернет образовательным содержанием. И очень важный вопрос – кто

именно будет разрабатывать и внедрять в Рунете образовательные и развивающие

программы".

Великие начинания

Интернет-технологии в российском образовании стали развиваться совсем

недавно. Занимается ими, например, школьный сектор общественной организации

РЕЛАРМ, созданной при Российском НИИ развития общественных связей, а также

частный Лицей информационных технологий. Недавно открыт сайт Республиканского

центра мультимедиа и телекоммуникаций в образовании, на котором размещена

информация по разработке и внедрению новых информационных технологий в

образовании.

Набирают силу проекты по созданию web-ресурсов образовательного назначения

руками самих учащихся. Как правило, эти проекты связаны с участием учебных

заведений в международных конкурсах, спонсируемых известными организациями и

корпорациями. В качестве примера можно привести проект ThinkQuest – всемирный

конкурс сайтов, созданных группами школьников. В России его представляет фонд

"Гармония" – американская по происхождению и источникам финансирования

организация. Между тем в России сохранилась широкая сеть дополнительного

образования (кружки, секции при бывших Дворцах пионеров и т. п.), которая

вполне могла бы способствовать знакомству с Интернетом.

Серьезной проблемой является интернет-невежество преподавателей. Директора

российских школ на порядок реже своих зарубежных коллег используют в работе

компьютер, а учителя повышают квалификацию исключительно по собственной

инициативе. Интернет дает учителям отличные возможности для самообразования и

обмена опытом, но чатов и конференций, в которых учителями и учеными

обсуждались бы педагогические интернет-проблемы, пока очень немного. Хотя

положительные тенденции есть. Так, Институт общего среднего образования РАО,

открыв в прошлом году свой сайт в сети, начал работу по телекоммуникационной

и методической поддержке учителей. На сайте института, например, действует

телеконференция по методике преподавания иностранных языков. Центр

дистанционного обучения "Эйдос", взаимодействуя с институтом, проводит с

учителями и учениками сетевые проекты и конкурсы.

Самый масштабный российский проект по обучению учителей интернет-технологиям

– "Поколение.ru",– реализуемый Федерацией интернет-образования. Задача

федерации – привлечь в Интернет к 2005 году 10 млн молодых людей в возрасте

от 10 до 20 лет (47% российских школьников). Решить ее федерация собирается

путем обучения школьных преподавателей работе с интернет-ресурсами. По мысли

организаторов проекта, полученный опыт учителя будут распространять среди

своих учеников. Два первых учебных центра в рамках проекта "Поколение.ru" уже

открыты в Москве и Петербурге. До конца года откроются еще четыре, а к 2004

году региональные учебные центры будут созданы в 50 городах (к этому времени

пропускная способность центров достигнет 100 тыс. человек в год). Всего в

рамках проекта планируется обучить 276 тыс. учителей.

По словам министра образования, сейчас разрабатывается федеральная программа

информатизации российской системы образования. Первоначальный вариант

программы уже есть, через два-три месяца она будет сформулирована

окончательно. Чтобы не упустить каких-то важных моментов, Владимир Филиппов

призывает всех энтузиастов интернет-педагогики поделиться своим опытом и

поучаствовать в разработке этой программы. («Коммерсантъ»)



(C) 2009