Научная Петербургская Академия

Доклад: Избирательная система РФ

Доклад: Избирательная система РФ

СОДЕРЖАНИЕ

ВСТУПЛЕНИЕ..............................................................3

1. ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА РФ................................4

2. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РФ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И

ПРОВЕДЕНИЯ

ВЫБОРОВ............................................................. 7

2.1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ....................................7

2.2. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ГОЛОСОВАНИЯ............................................8

2.3. ПОРЯДОК ПОДСЧЕТА ГОЛОСОВ..................................................9

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ......................... 10

ВСТУПЛЕНИЕ

Конституция РФ гласит: «Граждане Российской Федерации имеют право избирать и

быть избранными в органы государственной власти и органы местного

самоуправления, а также участвовать в референдуме. Граждане Российской

Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как

непосредственно, так и через своих представителей.»

[1].

Граждане Российской Федерации по настоящему получили право «избирать и быть

избранными» только с принятием Конституции России 1993 года. В предыдущие

годы выборы по сути своей являлись безальтернативными, а значит, лишь

декларативными, но отнюдь не демократическими.

Государственная власть научилась использовать всю мощь государственного

механизма (государственной машины) для достижения собственных целей.

Немалую роль в предвыборных избирательных компаниях стали играть средства

массовой информации. Они умело формируют мнение граждан, подстегивают их к

поддержке того или иного кандидата (партии). Контроль за центральными

средствами массовой информации обеспечивает победу на выборах. Думается, что

такие выборы нельзя в полной мере назвать демократичными.

Избирательная компания со стороны представителей государственной власти

ведется отнюдь не демократичным способом: осквернение чести и достоинства

возможных конкурентов; компраматы; использование госаппарата и

государственных средств массовой информации сугубо в одностороннем порядке

для выражения своих интересов.

Созданы опасные прецеденты манипулирования мнением гражданам Российской

Федерации, что отнюдь не идет на пользу развития демократии и

государственности России.

Я считаю, что необходимо заново пересмотреть законодательство Российской

Федерации в части избирательного права с целью внесения всех необходимых

поправок для исправления сложившейся ситуации.

1. ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА РФ

Избира­тельное право, являясь совокупностью конституционно-правовых норм,

образует важную составную часть конституционного права Российской Федерации,

один из наиболее значимых его институ­тов, и регулирует такие общественные

отношения, которые складыва­ются, при выборах Президента Российской

Федерации, де­путатов законодательных (представительных) органов власти

Федера­ции и ее субъектов, а также при выборах в исполнительные органы власти

и органы местного самоуправления.

Однако термин «избирательное право» используется не только для обозначения

одного из конституционно-правовых институтов, но и как название одного из

субъективных прав российских граждан. В этом случае различается активное

избирательное право — право избирать, т.е. право граждан Российской Федерации

участвовать в выборах в органы государственной власти и выборные органы

местного самоуправления; пассивное избирательное право — право избираться, т.е.

право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной

власти и в выборные органы местного самоуправления

[2]. Избирательное право Российской Федерации имеет свои источники. Ими

являются нормативные акты, в которых содержатся конститу­ционно-правовые нормы,

определяющие порядок проведения выборов. К числу таких источников относятся:

1) Конституция Российской Федерации, конституции республик в составе

Российской Федерации; уставы краев, областей, городов феде­рального значения,

автономной области, автономных округов;

2) Федеральный конституционный закон от 10 октября 1995 г. №2-ФКЗ «О

референдуме Российской Федерации»;

3) Федеральные законы, а также законы субъектов Российской Федерации,

подробно регламентирующие орга­низацию и порядок выборов в различные органы

государственной влас­ти и органы местного самоуправления:

Ø Федеральный закон Российской Федерации от 19 сентября 1997 г.

№124-ФЗ «Об основных гаран­тиях избирательных прав и права на участие в

референдуме граждан Российской Федерации»;

Ø Федеральный закон Российской Федерации от 26 ноября 1996г. №138-

ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать

и быть избранными в органы местного самоуправления»;

Ø Федеральный закон Российской Федерации от 31 декабря 1999г.

№228-ФЗ «О выборах президента Российской Федерации»;

Ø Федеральный закон Российской Федерации от 21 июня 1995 г. №90-ФЗ

«О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской

Федерации»;

Ø другие законы;

4) указы и распоряжения Президента Российской Федерации, акты глав

администраций и других руководителей исполнительных органов субъектов

Российской Федерации по вопросам организации и проведе­ния выборов.

Некоторые вопросы избирательного процесса регулируются поста­новлениями

Государственной Думы и Центральной избирательной ко­миссии.

Демократические свободные выборы в органы государственной власти и в выборные

органы местного самоуправления Российской Фе­дерации являются высшим

непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государство

гарантирует свободные волеизъявление граждан на выборах путем защиты

демократических принципов и норм избирательного права.

Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и

прямого избирательного права при тайном голо­совании

[3].

Участие гражданина Российской Федерации в выборах является добровольным.

Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с

целью принудить его к участию или неучас­тию в выборах, а также на его

свободное волеизъявление.

Гражданин Российской Федерации, проживающий за ее пределами, обладает всей

полнотой избирательных прав. Дипломатические и кон­сульские учреждения

Российской Федерации обязаны оказывать со­действие гражданину Российской

Федерации в реализации избиратель­ных прав, установленных законом.

Гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, вправе из­бирать, а по

достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации,

федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами

законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов

Российской Федерации, - быть избранным в органы государственной власти в

выборные органы местного самоуправления.

Гражданин Российской Федерации может избирать и быть избран­ным независимо от

пола, расы, национальности, языка, происхожде­ния, имущественного и

должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений,

принадлежности к общественным объединениям.

Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признан­ные судом

недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по

приговору суда[4].

Законами и иными нормативными правовыми актами законодатель­ных

(представительных) органов государственной власти субъектов Российской

Федерации могут устанавливаться дополнительные условия приобретения

гражданином Российской Федерации пассивного избира­тельного права, связанные

с достижением им определенного возраста или со сроком его проживания на

определенной территории Российс­кой Федерации (соответственно уровню

проводимых выборов). Уста­навливаемый минимальный возраст кандидата не может

превышать 21 года при выборах в законодательные (представительные) органы

го­сударственной власти субъектов Российской Федерации, 30 лет при выборах

главы исполнительного органа государственной власти (Пре­зидента) субъекта

Российской Федерации и 21 года при выборах гла­вы местного самоуправления;

сроки обязательного проживания на указанной территории не могут превышать

одного года.

Ограничения, связанные со статусом депутата, в том числе с невозможностью

находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой

деятельностью, устанавливаются Конституцией Российской Федерации,

федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами

законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов

Российской Федерации.

Избиратели участвуют в выборах в Российской Федерации на равных основаниях.

Избиратель голосует на выборах в Российской Федерации "за" или "против"

кандидатов (списка кандидатов) непосредственно.

Голосование на выборах в Российской Федерации является тай­ным, то есть

исключающим возможность какого-либо контроля за во­леизъявлением избирателя.

2.ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РФ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И

ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОВ

2.1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Под избирательной системой в Российской Федерации понимается порядок

выборов Президента Российской Федерации, депутатов Госу­дарственной Думы

Федерального Собрания Российской Федерации, иные федеральные государственные

органы, преду­смотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые

непо­средственно гражданами Российской Федерации в соответствии с фе­деральными

законами, порядок, используемый при выборах в органы государственной власти

субъектов Российской Федерации, а также при выборах в органы местного

самоуправления, проводимых в соответст­вии с федеральными законами, законами и

иными нормативными пра­вовыми актами законодательных (представительных) органов

государ­ственной власти субъектов Федерации[5]

.

Этот порядок определяется конституционно-правовыми нормами, которые в своей

совокупности образуют избирательное право. Следова­тельно, избирательная

система и избирательное право тесно связаны между собой, хотя отождествлять

их нельзя.

Избирательная система и избирательное право Российской Федера­ции базируются

на основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации,

обеспечивающих свободное волеизъявление граждан на выборах. Ядром этих

гарантий являются принципы прове­дения выборов в Российской Федерации.

2.2. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ГОЛОСОВАНИЯ

Голосование на выборах в Российской Федерации проводится в один из выходных

дней, обычно в воскоесенье. Исключения в установлении дня голосования могут

быть предусмотрены федеральными законами, законами и иными нормативными

правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной

власти субъектов Российской Федерации[6].

О времени и месте голосования участковые избирательные ко­миссии обязаны

оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня его проведения через

средства массовой информации.

Избирателю, который в течение 15 дней до дня выборов включи­тельно по тем или

иным причинам будет отсутствовать по месту сво­его жительства и не сможет

прийти на избирательный участок, на котором он включен в список избирателей,

должна быть предоставле­на возможность проголосовать досрочно, путем

заполнения избира­тельного бюллетеня в помещении окружной или участковой

избира­тельной комиссии. Избирательная комиссия обязана при этом обеспе­чить

тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъ­явления

избирателя, обеспечить сохранность избирательного бюлле­теня и учет голоса

избирателя при установлении итогов голосова­ния.

Голосование производится путем нанесения избирателем в изби­рательном

бюллетене какого-либо знака в квадрате (квадратах), от­носящемся к кандидату

(кандидатам) или списку кандидатов, в поль­зу которых сделан выбор, либо к

позиции "против всех кандидатов (списков кандидатов)".

По закону каждый избиратель должен голосовать лично, голосование за других

лиц не допускается, но практика, к сожалению показывает, что существуют

нарушения закона и иногда (вне закона) разрешается проголосовать

родственникам. Этому служит пример выборов в Московскую Городскую Думу в 2001

году. Мне известен случай, когда на избирательноом участке было разрешено

матери проголосовать по паспорту дочери.

Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список

избирателей, по предъявлению паспорта или иного документа,

удостоверяющего их личность. Участковая избира­тельная комиссия обязана

обеспечить всем избирателям возможность участвовать в голосовании, в том

числе лицам, которые по состоя­нию здоровья либо по другим уважительным

причинам не могут при­быть в помещение для голосования. В этих целях у

участковой изби­рательной комиссии должно быть необходимое количество

переносных избирательных ящиков, которое определяется решением окружной

из­бирательной комиссии. Заявление о предоставлении возможности

про­голосовать вне помещения для голосования должно быть подтверждено

избирателем в письменной форме по прибытии к нему членов участко­вой

избирательной комиссии. Члены участковой избирательной комис­сии, выезжающие

по заявлениям, получают под роспись избирательные бюллетени в количестве,

соответствующем числу заявлений. Коли­чество заявлений избирателей,

использованных и возвращенных изби­рательных бюллетеней отмечается в

отдельном акте. Данные об изби­рателях, проголосовавших вне помещения для

голосования, дополни­тельно вносятся в список. При проведении голосования вне

помеще­ния для голосования вправе участвовать наблюдатели. Организация

голосования вне помещения для голосования должна исключать воз­можность

нарушения избирательных прав гражданина, а равно искаже­ние волеизъявления

избирателя.

Избирательные бюллетени заполняются избирателем в специально оборудованных

кабине или комнате, в которых не допускается при­сутствие иных лиц.

Избиратель, не имеющий возможности самостоя­тельно заполнить бюллетень,

вправе воспользоваться для этого по­мощью другого лица, не являющегося членом

участковой избирательной комиссии или наблюдателем. Избирательный бюллетень

должен со­держать печать участковой избирательной комиссии или подписи не

менее двух ее членов. Получение избирательного бюллетеня избира­тель

удостоверяет своей подписью в списке избирателей.

Заполненные избирательные бюллетени опускаются избирателями в избирательные

ящики, которые должны находиться в поле зрения членов участковой

избирательной комиссии и наблюдателей. Член участковой избирательной комиссии

немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель удаляется из

помещения для го­лосования, если они нарушают тайну голосования или пытаются

пов­лиять на волеизъявление избирателя. Решение об этом принимается

участковой избирательной комиссией.

2.3. ПОРЯДОК ПОДСЧЕТА ГОЛОСОВ

Подсчет голосов избирателей осуществляется членами участко­вой избирательной

комиссии с правом решающего голоса на основе поданных избирателями

избирательных бюллетеней. При подсчете го­лосов избирателей участковая

избирательная комиссия признает не­действительными избирательные бюллетени, по

которым невозможно установить волеизъявление избирателей, а также избирательные

бюл­летени неустановленной формы. Члены участковой избирательной ко­миссии

подсчитывают и заносят в протоколы об итогах голосования следующие данные

[7]:

Ø число зарегистрированных избирателей и число избирателей,

дополнительно внесенных в список;

Ø число избирательных бюллетеней, полученных участковой

изби­рательной комиссией;

Ø число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на

из­бирательном участке в день голосования;

Ø число погашенных избирательных бюллетеней;

Ø число избирательных бюллетеней, поданных избирателями,

про­голосовавшими досрочно;

Ø число избирательных бюллетеней, поданных избирателями,

про­голосовавшими на дому;

Ø число избирательных бюллетеней, содержащихся в избирательных

ящиках;

Ø число действительных избирательных бюллетеней;

Ø число избирательных бюллетеней, признанных недействительны­ми;

Ø число голосов избирателей, поданных за каждую из позиций,

содержащихся во всех избирательных бюллетенях, включая и позицию "против всех

кандидатов (списков кандидатов)".

При принятии решения о признании избирательного бюллетеня недействительным

участковая избирательная комиссия указывает на его оборотной стороне причины

его недействительности. Эта запись подтверждается подписями не менее трех

членов участковой избира­тельной комиссии. Избирательные бюллетени

неустановленной формы при определении числа избирателей, принявших участие в

голосова­нии, из подсчета исключаются.

В целях исключения возможности фальсификации итогов голосо­вания подсчет

голосов избирателей начинается сразу после оконча­ния времени голосования и

проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны

быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также

наблюдатели, представ­ляющие кандидатов, избирательные объединения, и

иностранные (меж­дународные) наблюдатели.

После подсчета голосов избирателей участковая избирательная комиссия

заполняет в двух экземплярах протокол об итогах голосо­вания. При подписании

протокола об итогах голосования члены участковой избирательной комиссии, не

согласные с его содержани­ем, вправе составить особое мнение, прилагаемое к

протоколу, о чем в протоколе делается соответствующая запись.

По требованию любого члена участковой избирательной комиссии или наблюдателя

участковая избирательная комиссия обязана предос­тавить им заверенную копию

протокола об итогах голосования. Один экземпляр протокола участковой

избирательной комиссии об итогах голосования после подписания его всеми

присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего

голоса не­медленно направляется в вышестоящую избирательную комиссию.

На основании подлинных протоколов участковых, территориаль­ных (районных,

городских и других) избирательных комиссий путем сложения содержащихся в них

данных окружная избирательная комис­сия в соответствии с федеральными

законами, законами и иными нор­мативными правовыми актами законодательных

(представительных) ор­ганов государственной власти субъектов Российской

Федерации уста­навливает результаты выборов по избирательному округу. Члены

ок­ружной избирательной комиссии с правом решающего голоса устанав­ливают

результаты выборов лично. О результатах выборов по избира­тельному округу

составляется протокол, который подписывается все­ми присутствующими членами

окружной избирательной комиссии с пра­вом решающего голоса. Окружная

избирательная комиссия признает выборы недействительными, если допущенные при

проведении голосо­вания или установлении итогов голосования нарушения не

позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирате­лей.

По требованию любого члена окружной избирательной комиссии или наблюдателя

окружная избирательная комиссия предоставляет им возможность ознакомиться с

протоколом о результатах выборов и снять с него копию в помещении окружной

избирательной комиссии. Копия протокола заверяется окружной избирательной

комиссией.

Установление итогов голосования и результатов выборов в из­бирательных

комиссиях всех уровней осуществляется в присутствии наблюдателей,

представляющих кандидатов и избирательные объедине­ния, а также иностранных

(международных) наблюдателей.

При подписании протокола о результатах выборов члены окруж­ной избирательной

комиссии, не согласные с содержанием протокола, вправе составить особое

мнение, прилагаемое к протоколу, о чем в протоколе делается соответствующая

запись. Вся документация изби­рательных комиссий всех уровней, включая

избирательные бюллетени, подлежит хранению в течение сроков, установленных

федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами

законо­дательных (представительных) органов государственной власти субъ­ектов

Российской Федерации. При этом устанавливаемые сроки хране­ния избирательных

бюллетеней не могут быть менее одного года, а протоколов избирательных

комиссий - менее одного года со дня объ­явления даты следующих выборов.

Итоги голосования по каждому избирательному участку, резуль­таты выборов по

избирательному округу в объеме данных, содержа­щихся в протоколе

соответствующей избирательной комиссии и непос­редственно нижестоящих

избирательных комиссий, должны предостав­ляться для ознакомления любому

избирателю, кандидату, наблюдателю и представителю средств массовой

информации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1) Иванченко А.В. Избирательные комиссии в РФ. История, теория, практика

М.1996.

2) Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.1999.

3) Постников А.В. Избирательное право России М.1996.

4) Надаис А. Выборы и избирательные системы//Политические исследования.

1993, № 3.

5) Постников А. Мажоритарные и пропорциональные си

6) Конституция Российской Федерации. Ст.32.

7) Федеральный закон Российской Федерации от 19 сентября 1997 г.

8) №124-ФЗ «Об основных гаран­тиях избирательных прав и права на участие

в референдуме граждан Российской Федерации». Ст. 2, 3.

[1] Конституция Российской Федерации. Ст.32.

[2] Федеральный закон Российской Федерации

от 19 сентября 1997 г. №124-ФЗ «Об основных гаран­тиях избирательных прав и

права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Ст. 2.

[3] Федеральный закон Российской Федерации

от 19 сентября 1997 г. №124-ФЗ «Об основных гаран­тиях избирательных прав и

права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Ст. 3.

[4] Конституция Российской Федерации. Ст.32.

[5] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.1999. с. 312

[6] Постников А.В. Избирательное право России М.1996.с.32.

[7] Иванченко А.В. Избирательные комиссии в

РФ. История, теория, практика М.1996.с.28.



(C) 2009