Научная Петербургская Академия

: Ценностные ориентации российских политиков

: Ценностные ориентации российских политиков

Московский Государственный Социальный Университет

Институт Социологии

Кафедра “Методологии, методики и техники

социологических исследований”

КУРСОВАЯ РАБОТА

по учебному курсу:

“Методика и техника социологических исследований”

студента I I I курса

дневного отделения

Иванова Михаила Сергеевича

по теме: “Ценностные ориентации российских политиков ”

Научный руководитель

Васильев В. П.

доктор философских наук, профессор

Москва, 1998 год

Проблемная ситуация.

В настоящее время процесс формирования и развития современных российских

политических деятелей все более привлекает к себе внимание исследователей,

ибо здесь сегодня сосредоточена масса нерешенных проблем для всего общества.

Становление класса политиков связано с появлением социальной группы людей,

ориентированных на инициативную деятельность, направленную на изменение

политической ситуации, отстаивание интересов групп различных людей, способных

идти на риск, нести моральную ответственность за результаты и последствия

своей деятельности. Это группа, инновационная сама по себе, с определенной

системой ценностей и мотиваций. Образ, “социальный портрет” современного

российского политика, часто подаваемый средствами массовой информации и

входящий в нашу жизнь со страниц прессы, необычайно противоречив, иногда

надуман, а порой и вовсе не соответствует действительности. Следствием

является масса мифов, например, миф о чисто экономических интересах лидеров

российской политики ( Чубайс, Кох), миф о чисто утилитарной мотивации их

деятельности, миф об тотальной безнравственности политиков или же, наоборот,

о завершенной морально-этической системе и т.д. Не следует, однако, создавать

и другие мифы, называя наших политиков благодетелями и поборниками интересов

неимущих и обездоленных. Они во многом таковы, какой является российская

действительность. Вот почему изучение ценностной ориентации этой группы и

образа политика, созданного СМИ, представляет значительный практический и

теоретический интерес, так как позволяет выяснить основные ценности и

настроения, социальное самочувствие политических деятелей в современной

России, а также очистить общественное сознание населения от мифов, созданных

прессой.

Обоснование метода контент-анализа.

Для анализа содержания СМИ по данной тематике целесообразно применить метод

контент-анализа документов, так как этот метод, благодаря особенностям своих

специфических процедур и применяемого инструментария, способен предоставить

необходимую информацию о количественной структуре содержания текста, выявить

место, занимаемое проблемой ценностных ориентаций политиков в СМИ. Именно

методом контент-анализа можно сделать содержание измеримым, доступным точному

вычислению, а также получить достаточно объективный результат.

Проблема – избыточная и не всегда адекватная освещаемость в СМИ проблемы

ценностных ориентаций российских политических деятелей как значимой социальной

группы общества в современных условиях аксиологического вакуума и трансформации

ценностей.

Объект –информация по проблеме ценностных ориентаций современных

российских политиков.

Предмет – статьи, публикации. очерки и заметки, частично затрагивающие

проблему или целиком ей посвященные.

Цель – определить уровень освещаемости проблемы ценностных ориентаций

современных российских политиков в прессе.

Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач:

- изучить содержание и объем материалов в СМИ по данной проблеме;

- определить частоту появления информации по данной теме;

- определить направленность внимания прессы к основным аспектам

данной проблемы;

- систематизировать полученную информацию;

- выявить субъекты СМИ. Наиболее широко освещающие проблемы

ценностных ориентации современных российских политиков.

Данные задачи работы предполагают наличие следующих гипотез:

- социальная группа современных российских политиков не имеет пока

четко сформированной системы ценностей и морально-этических норм, хотя,

безусловно существует набор определенных действий и в политической практике,

и в межличностном общении, ориентация на мировые нормы поведения все большего

количества политиков;

- “социальный портрет” современного российского политика, показанный

на страницах прессы, включает в себя черты, абсолютно полярные по своим

признакам, т.е., на мой взгляд, не существует реального образа российского

политика и, соответственно, адекватного его восприятия населением;

- внимание прессы привлекают отдельные составляющие проблемы

ценностной ориентации предпринимателей (например, кримилизация политики или

такие черты характера, как рвачество и пробивной характер), а не целостная

система ценностей и мотиваций, что способствует созданию у населения

негативного образа российского политика.

- во многих случаях нет четкого мнения кого считать политиком, а кого

нет. Политическая деятельность часто смешивается с бизнесом, да и просто

криминалом.

Обоснование применения источников.

Проблемы российского предпринимательства (образ жизни, условия деятельности,

ценности и приоритеты, хобби и бизнес, взаимоотношения с правоохранительными

органами и правительством, отношение к политике и другим социальным группам

общества и т.д.) периодически освещаются на страницах различных изданий,

включая газеты: “Комерсантъ-Daily”, “МК”, “Сегодня”, журналы “Огонек”,

“Эксперт” , "Деньги " и др.

Инструкция кодировщику

Прежде чем переходить к непосредственной обработке информации необходимо

тщательно изучить данную инструкцию.

Анализ материалов ведется с помощью отметки соответственного кода ( цифры

ответа ) или произвольной записи, где она предусмотрена.

Название периодического органа_______________________________

Название газетного выступления_______________________________

Подпись под газетным материалом (укажите полностью

)_____________________________________________________________

Дата публикации______________________________________________

Каналы

01- "Московский комсомолец"

02- "Деньги"

03- "Эксперт"

04- "Огонек"

05- Другое ___________________________________________________

Графа "Объем публикации" - предполагает, что для соотношения публикации

кодировщик изготовит бумажные шаблоны .

006 – до 1.10 полосы

007 – от 1/10 до 1/20 полосы

008 - от 1/10 до 1/20 полосы

009 –от 5.10 и больше

Графа "Автор": для работы с нею нужен список штатных корреспондентов той

или иной газеты, который должен быт взят перед началом работы. Это позволит

определить род занятий автора, если он не подписан.

010 – журналист-профессионал

011 – социолог

012 – политик

013 –студент

014 –другое ( укажите )__________________________________________

013 - без подписи

Графа "Язык"

018 - канцелярский - сухой. Жесткий язык статьи, содержание специфической

лексики, неоправданное использование форм долженствования.

019 - литературный -стилистически грамотный, уравновешенный язык,

использование нормативной литературной лексики

020- фамильярный -разговорный - навязчивые ощущения автора, не проводится

различий между приватным разговором и публичным спором

Графа "Характер публикации"

024 -информационно - констатирующий - вид материала, в котором отсутствует

прямая противоположенность или отрицательная оценка автора, изложены лишь

факты и объективно существующая ситуация

025 - положительно-ценностный - наличие в материале положительной установки

на информацию

026 - инструктивно-критический -наличие критики в материале по поводу

информации или сложившейся ситуации, а также некоторых "инструкций", способов

ее решения или преодоления.

027 - неконструктивно - критический - наличие в материале критики, но

отсутствие предложений по изменению ситуации.

028 - проблемный - в материале дана ситуация, которая является совокупновстью

различных проблем и противоречий, нерешенных вопросов, либо нереализованных

ожиданий какого-либо социального субъекта отношений, возможны некоторые

варианты решения проблемы.

Графа "Общий тон публикации".

032 - проблемный - раскрывается какая-либо определенная проблема, может

являться предпосылкой к действиям по ее решению.

033 - строгий - четко изложен материал, без фамильярностей и шуток, изложены

объективные факты, которые можно проинтерпретировать не с точки зрения

субъективного восприятия, а с позиции реально существующей ситуации.

034 - информационный - происходит ознакомление с какой-либо проблемой или

ситуацией, несет в себе полезную информацию, которая должна быть проверена и

являться реальным отображением вещей.

035 - познавательно - развлекательный - несет в себе легкую для восприятия и

интересную информацию, необязательно четко проверенные факты и события,

возможны предположения и гипотезы.

Графа "Использование конкретных достоверных фактов".

044 - использование конкретных маркетинговых или социологических

исследований, юридических законов или актов, цитат определенных субъектов

отношений и т.д.

Затем необходимо проверить заполнение каждого бланка, но не поверхностно, а

четко и скрупулезно, чтобы выявить не только пропущенные графы, но и

несоответствие в ответах.

Логическая модель предмета контент-анализа.

1-ый класс параметров: отражение поставленной проблемы анализа в

содержании текста:

а) разработанность темы анализа в тексте:

- наличие ( х )

- полнота ( у)

- соответствие (z)

б) решение поставленной проблемы:

- наличие ( х )

- полнота ( у)

- соответствие (z)

в) выполнение задач

- наличие ( х )

- полнота ( у)

- соответствие (z)

2-ой класс параметров: отношение коммуникатора к содержанию текста:

а) положительное

б) отрицательное

в) нейтральное

3-ий класс параметров: модальность отношения коммуникатора к предмету

содержания текста:

а) общий тон публикации

б) тип и характер информации

в) осуждение или одобрение коммуникатором системы ценностных ориентаций

российских политиков.

4 - ый класс параметров: характеристика коммуникаторов

а) тип автора

б) пол автора

в) должность автора

Единицы анализа: единицей анализа, в соответствии с целью и задачами

исследования, будет являться суждение, касающееся проблем ценностных

ориентации российских политиков.

Единицей счета будет выступать число строк текста и удельный вес

информации по данной проблеме в общем объеме газетного текста.



(C) 2009