Научная Петербургская Академия

Реферат: Жизненный цикл семьи

Реферат: Жизненный цикл семьи

Тема: Жизненный цикл семьи.

Динамика семьи. Сущность понятия «жизненный цикл семьи». Стадии жизненного

цикла семьи. Стадии супружеских отношений. Кри­зисы семейной жизни. Задачи

развития семьи. Стадии родительства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы /

Психология семьи. Хрестоматия: учеб. пособие для факультетов психологии,

со­циологии, экономики и журналистики. - Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М»,

2002.

2. Андреева Т.В. Семейная психология: учеб. пособие. — СПб.: Речь,

2004.

3. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб.

посо­бие для студ. высш. учеб. заведений / Под. общ. ред. Н.Н. Посысоева. -

М.:Изд-во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2004.

4. Психология семейных отношений с основами семейного

консультирова­ния: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.И.

Артамонова, Е.В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под ред. Е.Г. Силяевой. — М:

Издательский центр «Академия», 2002.

5. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз

и семейная психотерапия. Учеб. пособ. для врачей и психологов. - СПб.: Речь,

2003.

Динамика семьи

Динамика семьи - это изменение ее структуры и функций в зависи­мости

от этапов жизнедеятельности. Семья не статичное образование, с тече­нием

времени она развивается. Развитие семьи отражается в фазах ее жиз­ненного цикла

(ЖЦС). Обычно исследование ЖЦС начинается с изучения формирования семьи в

период ухаживания и брака. После этого в большин­стве случаев она сначала

расширяется за счет растущих в ней детей, а затем сокращается, когда дети

покидают дом, чтобы вступить в самостоятельную жизнь.

В 1948 г. на национальной общеамериканской конференции по се­мейной жизни Э.

Дюваль и Р. Хилом был сделан доклад о динамике семейно­го взаимодействия, где

был использован термин «цикл развития семьи». По­нятие «жизненный цикл

семьи» введено в науку американским демографом Полом Гликом в конце 40-х

годов XX в.

Словарь Ожегова дает два значения слова «цикл»: законченный ряд чего-либо

(например, цикл песен) и совокупность явлений, составляющая кругооборот в

течение какого-то промежутка времени. Оба толкования, предложенные Ожеговым,

очень точно определяют присущие семье измене­ния. С одной стороны, можно

говорить о законченном ряде явлений - от­дельная семья начинается с момента

заключения брака и заканчивается в мо­мент распада семьи или смерти супругов. С

другой стороны, рожденные и выращенные в этой семье дети через определенное

время создают свои се­мьи, повторяя, таким образом, цепь характерных для семьи

событий и позво­ляя говорить о кругообороте за определенный период времени.

В настоящее время понятие «жизненный цикл семьи» используется в

первую очередь для описания ряда характерных для нуклеарной семьи важнейших

событий, а «расстояние» от одного события до другого называ­ется

«стадией жизненного цикла».

Существуют различные подходы к выделению стадий жизненного цикла семьи. Так

же, как и в вопросах периодизации индивидуального разви­тия, это зависит от

того, что служит критерием для деления.

Е. Дюваль в 1950 г. первым опубликовал работу по проблемам разви­тия семьи и

подразделил ЖЦС на восемь стадий:

Вовлечение. Встреча будущих супругов, их эмоциональное притя­жение друг к другу.

1. Супружеские пары без детей. Задачи стадии:

сформировать брач­ные отношения, удовлетворяющие обоих супругов; урегулировать

вопросы, касающиеся беременности и желания стать родителями; войти в круг

родст­венников.

2.Появление в семье детей (возраст ребенка - до 2,5 лет). Задачи

стадии: адаптация к ситуации появления ребенка, забота о правильном разви­тии

младенцев; организация семейной жизни, удовлетворяющей как родите­лей, так и

детей.

3.Семья с детьми-дошкольниками (возраст старшего ребенка - от 2,5 до

6 лет). Задачи стадии: адаптация к основным потребностям и склонно­стям детей с

учетом необходимости содействия их развитию; преодоление трудностей, связанных

с усталостью и отсутствием личного пространства.

А.Семьи с детьми—младшими школьниками (возраст старших - от 6 до 13

лет). Задачи стадии: присоединение к семьям с детьми школьного воз­раста;

побуждение детей к достижению успехов учебе.

5.Семьи с подростками (старший ребенок — от 13 до 20 лет). Задачи

стадии: установление в семье равновесия между свободой и ответственно­стью;

создание у супругов круга интересов, не связанных с родительскими

обязанностями, и решение проблем карьеры.

6.Уход молодых людей из семьи (от ухода первого ребенка до мо­мента,

когда самый младший покинет дом). Задачи стадии: ритуализация ос­вобождения

молодых людей от родительской опеки; сохранение духа поддержки как основы

семьи.

7.Средний возраст родителей (от «пустого гнезда» до ухода на

пен­сию). Задачи стадии: перестройка супружеских отношений; поддержание

родственных связей со старшим и младшим поколением.

8.Старение членов семьи (от ухода на пенсию до смерти обоих

суп­ругов). Задачи стадии: адаптация к уходу на пенсию; решение проблем

тяже­лой утраты и одинокой жизни; сохранение семейных связей и адаптация к

старости.

В социологической литературе в большинстве случаев цикл семей­ной жизни

рассматривают как организованный вокруг развития ребенка или по

последовательности стадий родительства. С точки зрения этого подхода, в

развитии семьи различными учеными выделяются примерно одни и те же этапы. Так,

П. Сорокин выделял 4 стадии:

брачная пара в момент образования;

семья с маленькими зависимыми детьми;

семья по крайней мере с одним взрослым ребенком;

стадия отделения всех детей.

Отечественный социолог А.И. Антонов (1998) выделяет пять семей­ных событий

(заключение брака, рождение первенца, рождение последнего ребенка, отделение от

родителей взрослых детей или, точнее, рождение первого внука, смерть одного и

другого супругов прародителей), образую­щих в свою очередь 4 стадии семейного

цикла:

стадия предродительства;

стадия репродуктивного родительства;

стадия социализированного родительства;

стадия прародительства.

Содержание стадий следующее.

Стадия предродительства - это период вступления в брак зачатия

первенца. Супруги готовятся стать родителями и формировать семью в строгом

смысле слова, ибо, по словам А.И. Антонова, «лишь рождение де­тей превращает

брачную пару в семью».

Стадия репродуктивного родительства это стадия, на которой появляется

первый ребенок и возможно рождение второго и последующих детей — в зависимости

от потребности семьи в детях. Эта стадия может быть короче или длиннее в связи

с числом рождений.

Стадия социализированного родительства - это стадия воспитания детей,

которая для многих родителей может не закончиться никогда, но ко­торую следует

ограничить либо достижением совершеннолетия детьми, либо моментом отделения

последнего из взрослых детей. На этой стадии возмож­на задержка в отделении

детей, например, из-за отсутствия жилья; варианта­ми этой стадии могут стать

«продолженная социализация», когда вступление взрослых детей в брак

откладывается из-за учебы или каких-то других об­стоятельств; либо «затяжная

социализация», когда взрослый человек остает­ся холостяцком, продолжая жить со

своими родителями.

Стадия прародителъства наступает с появлением первого внука, что

превращает родителей-основателей в прародителей, в бабушку и дедуш­ку, хотя это

не означает прекращения стадии «социализированного родитель-ства», если в семье

еще есть несовершеннолетние дети. Стадия прародитель-ства длится до смерти

супругов.

Подобный цикл А.И. Антонов именует полным циклом.

Следует отметить, что за последние 50 - 100 лет семейный цикл из­менился как

по временной структуре, так и по характеру составляющих его событий. Люди стали

не только жить дольше, но изменился возраст, в кото­ром они достигают тех или

иных стадий семейного цикла. Так, увеличился период между уходом из дома

последнего ребенка и выходом на пенсию ро­дителей или их смертью, и

продолжительность этого постродительского пе­риода продолжает увеличиваться,

длительность же «репродуктивного перио­да» (в терминах А.И. Антонова),

напротив, сокращается в результате умень­шения количества детей в семье. А.И.

Антонов, используя статистические данные среднего возраста вступления в брак и

средней продолжительности жизни мужчин и женщин в России, попытался

приблизительно определить длительность каждой из предложенных им стадий:

I стадия - примерно 1,1 года;

II стадия - 2,5 года;

III стадия (если считать от момента рождения до паспортного совер­шеннолетия

первого ребенка) - 14,9 лет плюс 8 лет периода «продол­женной социализации»;

IV стадия - 19,9 лет.

В психологической литературе критериями для деления жизненного цикла семьи на

стадии являются изменения отдельных функций семьи, структуры семьи, способов

внутрисемейной коммуникации. Обычно одновременное изменение всех названных

показателей происходит при рожде­нии в семье детей, поэтому чаще всего стадии

выделяются следующие:

1) период добрачного ухаживания;

2) молодая брачная пара без детей;

3) семья с маленькими детьми;

4) семья с детьми-школьниками или подростками;

5) отделение детей от родителей;

6) супружество в позднем возрасте.

При анализе стадий развития супружеских отношений выделяются: молодое

супружество, супружество среднего возраста и супружество зрелых лет.

Молодое супружество продолжается менее пяти лет. Возраст супру­гов -

от 18 до 30 лет. В этот период они привыкают друг к другу, покупают мебель и

предметы обихода, часто не имеют собственной квартиры и живут с родителями

одного из них. Со временем появляется квартира, которая посте­пенно

обставляется, строится собственное домашнее хозяйство. Супруги ожидают детей, с

рождением которых возникают обязанности, связанные с уходом и заботой о них. В

профессиональной области молодые супруги только приобретают какую-либо

квалификацию, постепенно они достигают определенного положения, адаптируются к

новой семейной обстановке. Же­на некоторое время находится в декретном отпуске.

Совместная жизнь тре­бует немалых затрат, в том числе психологических, поэтому

их материально и «морально» поддерживают родители.

Супружество среднего возраста длится 6—14 лет. В этот период люди

экономически активны, занимают стабильное общественное положение и избавлены от

необходимости приобретения квартиры, мебели и т.д. В доме уже нет маленьких,

дети - школьники или студенты - становятся все более самостоятельными. Жена

помимо обязанностей по дому может значительно больше времени отдавать

профессиональной деятельности.

Супружество зрелого возраста наступает после 15 и длится до 25 лет. В

семье уже взрослые дети, супруги остаются одни или привыкают жить с их семьями

и воспитывать внуков.

Для супружества пожилого возраста характерно снижение

произ­водительности труда и увеличение проблем, связанных со здоровьем. Брак,

как правило, стабилен. Супруги нуждаются в помощи и боятся потерять друг друга.

Отношения между ними такие, какими они сложились в течение дол­гой совместной

жизни. В это время уже тяжело что-либо менять. Сужение социальных контактов

иногда усиливает давление на взрослых детей, осо­бенно при совместном их

проживании, что может служить причиной возник­новения конфликтов.

При прохождении семьи от стадии к стадии она переживает законо­мерные

кризисы развития, подобно тем, которые в своем становлении ис­пытывают

организм, личность и социальные группы.

Наличие проблем у членов семьи может быть связано с необходимо­стью перехода

семьи на новую стадию развития и адаптации к новым усло­виям. Обычно наиболее

стрессогенными являются стадия, когда появляется первый ребенок, и стадия,

когда структура семьи нестабильна в связи с «при­ходом» одних членов семьи и

«уходом» других. Даже позитивные изменения могут приводить к стрессу семьи.

Неожиданные и особенно травматические переживания, такие как безработица,

ранняя смерть или рождение позднего ребенка, могут затруд­нять решение задач по

развитию семьи и переходу ее на новую стадию. Ри­гидный и дисфункциональный

стиль взаимоотношений в семье также увели­чивают вероятность того, что даже

нормальные семейные изменения будут переживаться как кризис. Ситуативные

изменения в семье рассматриваются либо как нормальные, либо как «ненормальные».

Нормальные изменения в семье - это такие трансформации, которые семья может

ожидать. А «ненор­мальные», наоборот, внезапны и неожиданны, как, например,

смерть, само­убийство, болезнь, бегство и др.

По мнению Д. Леви (1993), существуют следующие типы ситуа­тивных

изменений в семье:

1. «выбывание» (утрата членов семьи по различным причинам);

2. «прирост» (пополнение состава семьи в связи с рождением,

усы­новлением, приездом дедушки или бабушки, возвращением с военной службы);

3. изменения под влиянием социальных событий (экономическая

де­прессия, землетрясение и т. п.);

4. биологические изменения (половая зрелость,

климактерический период и т. д.);

5. изменение стиля жизни (уединение, переезд, безработица и

т.д.);

6. «насилие» (кража, изнасилование, избиение и т. д.).

В отличие от ситуативных, стрессы, связанные с кризисами развития, в

литературе определяются как «нормативные» (Burnham J. В., 1991).

Имен­но в этих точках прежние способы достижения целей, применявшиеся в се­мье,

уже не удовлетворяют возникшие у ее членов новые потребности. Ис­следования ЖЦС

показали, что в моменты нормативных стрессов семьи не­редко возвращаются к

ранним моделям функционирования (механизм «рег­рессии») либо останавливаются в

своем развитии, фиксируясь на определен­ном этапе (механизм «фиксации»).

Поэтому был сделан вывод о необходи­мости внимательного изучения переходных

периодов от одной стадии ЖЦС к другой. Нередко семейные проблемы оказываются

связанными не с каким-либо внешним стрессогенным фактором, а с регрессией и

фиксацией на пре­дыдущей фазе ЖЦС (Nichols M. Р., 1984).

Больше значение исследователи придают следующим переходным периодам.

0-1. Принятие на себя супружеских обязательств.

1-2. Освоение супругами родительских ролей.

2-3. Принятие факта появления в семье новой личности.

3-4. Включение детей во внешние социальные структуры (детские учреждения).

4-5. Принятие факта вступления ребенка в подростковый период.

5-6. Экспериментирование семьи с независимостью подростка.

7-8. Уход детей из семьи и необходимость для супругов вновь остать­ся вдвоем.

8-9. Принятие факта ухода на пенсию и старости.

В развитии супружеских отношений выделяют два основных кри­тических периода.

Первый наступает между третьим и седьмым годами суп­ружеской жизни и

продолжается в благоприятном случае около года. Его возникновению способствуют

такие факторы:

исчезновение романтических настроений,

активное неприятие контраста в поведении партнера в период влюбленности и в

повседневном семейном быту;

рост числа ситуаций, в которых супруги

обнаруживают разные взгляды на вещи и не могут прийти к согласию;

более частые проявления отрицательных эмоций,

возрастание напряженности в отношениях между партнерами.

Второй кризисный период наступает примерно между семнадцатым и двадцать пятым

годами совместной жизни. Он менее глубокий, чем первый, и может продолжаться

несколько лет. Его возникновение часто совпадает:

с приближением периода инволюции, с повышением

эмоциональной неустойчивости, страхами, появлением различных соматических

жалоб;

с возникновением чувства одиночества, связанного

с уходом де­тей; с усиливающейся эмоциональной зависимостью жены, ее

переживания­ ми по поводу быстрого старения, а также возможного стремления мужа

сек­суально проявить себя на стороне «пока еще не поздно».

При этом семья при прохождении кризиса сталкивается с двумя возможными

результатами его исхода. Кризис является одновременно «опасностью и надеждой» -

он либо приводит к скачкообразному переходу системы на новый, более высокий

уровень развития, требующий новых смыслов и новых навыков; либо приводит к

разрушению системы.

Наиболее вероятными моментами, когда семья будет нуждаться в психологической

или психотерапевтической помощи для продолжения сво­его существования, являются

как раз моменты кризисов.

Задачи развития семьи

На каждой стадии жизненного цикла семьи можно выделить задачи развития.

Задачи развития семьи — это те требования, предъявляемые внешней средой, с

которыми члены семьи и семья как система должны справиться для того, чтобы

семья могла успешно развиваться дальше и становиться более высокоорганизованной

и сложной системой. Выделя­ют следующие задачи развития семьи, начиная с

фазы молодой семейной па­ры без детей.

/. Молодая семья:

·

дифференциация от родительской семьи; установление границ общения с друзьями и

родственниками;

·

разрешение конфликта между личными и семейными потребно­стями.

2. Семья с маленьким ребенком:

· реорганизация семьи для выполнения новых задач;

· поощрение роста ребенка с

одновременным обеспечением его безопасности и родительского авторитета;

· согласование личных и семейных целей.

3. Семья с ребенком-школьником:

· перераспределение обязанностей;

· проявление участия при наличии проблем с учебой;

· распределение обязанностей для помощи ребенку в учебе.

4. Семья с ребенком-подростком:

· перераспределение автономии и

контроля между родителями и подростками;

· изменение типа родительского поведения и ролей;

· подготовка к уходу подростка из дома.

5. Семья как «стартовая площадка» для ребенка:

сепарация ребенка от семьи;

корректный уход из дома;

поступление в колледж, на военную или иную службу.

6. Семья, в основном выполнившая свою родительскую функцию:

пересмотр супружеских взаимоотношений;

пересмотр распределения обязанностей и времени;

адаптация к уходу на пенсию.

На каждой стадии семейного цикла родители должны не только справляться с

трудностями воспитания детей, но и преодолевать трудности, возникающие в

супружеском взаимодействии. Семьи должны научиться преодолевать конфликты таким

образом, чтобы каждый из ее членов мог оставаться целостной и уважающей себя

личностью. Системы, в которых один человек постоянно занимает господствующее

положение, а другой (или другие) постоянно приносят себя в жертву, оказываются

недолговечными.

Стадии родительства

Каждый период семейного цикла отличается специфическими требо­ваниями к

родителям. Можно выделить 6 стадий родительства.

/. Стадия формирования образа длится от зачатия до рождения ребенка.

Супруги пытаются представить себе, какими родителями они будут, оценивая свои

ожидаемые действия в соответствии с собственными идеаль­ными стандартами

родительского поведения.

2. Стадия выкармливания длится примерно 2-3 года — до того момента,

когда ребенок начинает говорить «нет». У родителей формируется чувство

привязанности к ребенку, они научаются соизмерять эмоциональное участие и

время, которое они отдают супругу, друзьям, работе и т. д., с по­требностями

малыша.

3. Стадия авторитета продолжается до достижения ребенком

примерно 5 лет. Родители оценивают свое соответствие родительской роли. На этой

стадии они должны осознать, что и они, и их дети не всегда соответствуют

созданному ими идеальному образу.

4. Интерпретатиеная стадия родительства приходится

на пери­од младшего школьного возраста детей. Родители вынуждены перепроверять

и пересматривать многие из своих устоявшихся взглядов.

5. Стадия взаимозависимости приходится на подростковый

воз­раст детей. Задачей родителей является перестроить свои властные отноше­ния

с подросшими детьми. Эти отношения могут стать соперничающими или превратиться

в товарищеские.

6. Стадия расставания приходится на время, когда

выросшие дети покидают дом. Родителям приходится не только отпустить их, но и

критиче­ски осмыслить то, какими родителями они были.

Родители, имеющие проблемы взаимодействия с детьми на какой-то одной стадии,

могут вполне успешно взаимодействовать с ними на другой стадии. Например,

родители, испытавшие массу трудностей с младенцем, могут прекрасно справляться

с воспитанием подростка и наоборот.



(C) 2009