Научная Петербургская Академия

Реферат: Профориентация учащихся

Реферат: Профориентация учащихся

Министерство образования Республики Беларусь

Учереждение образования Гродненский государственный университет им. Я.Купалы

РЕФЕРАТ

Профориентация учащихся

               

Выполнил студент физико- технического факультета 3-го курса 2-й группы Субко

Е.А.

Гродно 2004

Содержание:

История становления профориентации 2

Цели и задачи профориентации 3

Профессиональное просвящение учащихся 4

Профессиональная консультация учащихся 6

Профессиональный подбор учащихся 7

Социально-профессиональная адаптация молодёжи 8

Профессиональное воспитание учащихся 9

Список литературы 10

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИИ.

Начало профориентации нередко относят к 1908 г. — к момен­ту открытия первого

профконсультационного бюро в г. Бостоне (США). Однако согласно другой точке

зрения профориентация появилась гораздо раньше, в глубокой древности.

Возникла проф­ориентация из потребностей развития человеческого общества, а

потому она, как и общество, имеет свою историю и предысторию. Естественно,

что профориентация не могла появиться раньше, чем появились профессии, а

следовательно, и потребность в ориента­ции на эти профессии.

История появления некоторых элементов оценки профпригод­ности человека уходит

в глубину веков. Это относится в основ­ном к диагностике знаний, умений и

способностей, Уже в середине III тысячелетия до н. э. в Древнем Вавилоне

проводили испыта­ния выпускников школ, готовивших писцов. Благодаря обширным

по тем временам знаниям профессионально подготовленный писец был центральной

фигурой месопотамской цивилизации; он умел измерять поля, делить имущество,

петь, играть на музыкальных инструментах. Во время испытаний проверяли его

умения раз­бираться в тканях, металлах, растениях, а также знания всех

че­тырех арифметических действий.

В древнем Египте искусству жреца обучали только тех, кто выдерживал систему

определенных испытаний. Вначале канди­дат проходил процедуру, которую можно

было бы сейчас назвать собеседованием. При этом выясняли биографические

данные, уро­вень образованности, оценивали внешность, умение вести беседу.

Затем проверяли умения трудиться, слушать, молчать, проводили испытания

огнем, водой, угрозой смерти тех, кто пе был уверен в своих способностях к

учению, кто сомневался в возможности вы­держать все тяготы длительного

периода образования.

Сообщается, что эту суровую систему испытаний и отбора ус­пешно преодолел

знаменитый ученый древности Пифагор. Вер­нувшись после учебы в Грецию, он

основал свою школу, допуск в которую открывал после серии различных

испытаний, похожих па те, которые он выдержал сам. Пифагор подчеркивал

важную роль интеллектуальных способностей, образно утверждая, что «не из

каждого дерева можно выточить Меркурия», и потому прида­вал значение

диагностике в первую очередь именно этих способ­ностей. Пифагор обращал также

внимание на смех и походку молодых людей, утверждая, что манера смеяться

служит самым хорошим показателем характера человека. Он внимательно

от­носился к рекомендациям родителей и учителей, тщательно вел наблюдение за

каждым новичком, после того как последнего приглашали свободно высказываться

и, не стесняясь, смелее оспа­ривать мнение собеседников.

В III тысячелетии до н. э. в Китае существовала широко рас­пространенная

должность и профессия правительственного чинов­ника. Соответственно и здесь

появились первые элементы проф­отбора на эту должность. Церемонии заметно

способствовала атмосфера торжественности и благолепия вокруг молодых людей,

осмелившихся держать государственные экзамены на занятие этой должности.

Экзамены эти в китайском обществе воспринимались почти как празднество. Тему

экзамена нередко давал сам импе­ратор, он же проводил непосредственную

проверку знаний на за­ключительном этапе многоступенчатого конкурсного отбора

пре­тендентов.

Основателем научного изучения индивидуальных различий счи­тается английский

ученый Ф. Гальтон. С целью изучения этих различий он

воспользовался случаем проведения в Лондоне Меж­дународной выставки

медицинского оборудования и методов ох­раны здоровья (1884 г,). На выставке

посетители могли проверить свои физические способности, некоторые

физиологические возмож­ности организма и психические свойства — всего по 17

показате­лям. В числе показателей были рост, вес, жизненная емкость лег­ких,

становая сила, сила кисти и сила удара, запоминание объек­тов, различение

цветов, острота зрения и др. По полной програм­ме было исследовано 9337

человек.

В России профориентационная деятельность начала разверты­ваться в первые годы

XX в. Педагогическим музеем учительского дома (Москва) был предпринят ряд

обследований, касающихся выбора профессии учащимися различных типов школ. В

процессе этой работы было решено выяснить, какие профессии привлекают

наибольшее внимание, в чем причины, побуждающие молодых лю­дей идти по тому или

иному трудовому пути. С этой целью музей организовал в школах опрос учащихся.

Им были заданы вопро­сы: 1. Куда, на какое место ты поступишь по окончании

школы? 2. Почему ты поступишь именно на это место? 3. Кем .бы тебе са­мому

больше всего хотелось быть в будущем? 4. Почему именно им? 5. Кто твои

родители? Чем они занимаются? 6. Имя, фамилия, класс, возраст, тип школы.

Наряду с ответами учеников сведения о них собирались и через учителей.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОФОРИЕНТАЦИИ.

Цель профессиональной ориентации учащих­ся следует рассматривать в

общей связи с более широкими целями и задачами трудовой подготовки

школьников. Цель трудовой подготовки определена следую­щим образом:

Сформировать у школьников готовность к общественно полезному,

производительному труду, т. е. выработать совокупность качеств и свойств,

обусловливающих потребность и возможность

успешно, с пользой для общества, с удовлетворением для себя работать в

народном хозяйстве — это чувство общественного долга, трудолюбие, сознательн

и добросовестное отношение к труду, коллективизм, организованность,

дисциплинированность, прочные знания и умения по оснвам наук, техники,

технологии, организации и экономики производства.

Основные задачи центров профориентации связаны с общими целями трудовой

подготовки молодёжи.Эти центры решают следующие задачи:

1. Информационная работа: ознакомление учащихся с профессиограммами,

информация о потребностях в кадрах различих профессий, об условиях

труда, о зарплате, о возможностях повышения квалификации.

2. Пропаганда профессий, информация о потребности в кадра по которым

ощущается дефицит в наибольшей степени. При этом используются средства

массовой информации, специальные пропогандистские издания (плакаты,

буклеты, информационные сир вочники и т. п.).

3. Профессиональная диагностика: для этого один или два раза в год в центре

проводят полный цикл диагностического обследования школьников данной

территории. При этом широко используют анкеты, тесты, технические средства

диагностики и обработку полученных данных ЭВМ.

4. Профессиональная консультация, в процессе которой оказывают

помощь молодежи при решении вопроса о выборе профессии.

5. Разработка методических рекомендаций по внедрению профессионального

отбора в УПК и на предприятиях.

6. Организация совместной деятельности по улучшению условий социальной и

профессиональной адаптации молодежи в различных отраслях хозяйства.

7. Анализ результатов профориентационной деятельности школ, УПК,

предприятий и учреждений

8.Работа по повышению квалификации педагогов и настав­ников, занимающихся

профориентационной работой.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ УЧАЩИХСЯ.

Профессиональное просвещение в процессе изучения основ наук и трудового

обучения. Важным компонентом системы профессиональной ориентации учащихся

является профессиональное просвещение-сообщение школьникам сведений о различных

профессиях, их назначении для народного хозяйства, потребностях в кадрах,

ус­ловиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к психо­физиологическим

качествам личности, способах и путях их полу­чения, оплате труда.

Кроме того, учащиеся должны знать основные общетрудовые и

общепроизводственные понятия: что такое культура труда, тру-дзвая дисциплина,

принципы планирования, структура предприя­тия, оплата по единому окладу ,

оплата тру­да по конечным результатам труда в сельском хозяйстве и т. д.

Задача по ознакомлению учащихся с современными профес­сиями, информированию

их о потребностях народного хозяйства в кадрах поставлена и в Основных

направлениях (реформы обще­образовательной и профессиональной школы.

Работа по профпросвещению включает в себя профинформацию, профпропаганду и

профагитацию.

Чтобы работа по профпросвещению имела положительные ре­зультаты, она должна

проводиться умело и с большим педаго­гическим тактом. Ориентируя учащихся на

профессии, в которых страна испытывает недостаток, нужно избегать всякого

рода нажимов, так как неумелое давление на школьников может при­вести лишь к

окончательной потере у них интереса к рабочим профессиям.

Главный принцип, которым следует руководствовать­ся в работе по

профпросвещению,связь его с жизнью.

Урокосновная организационная форма учебно-воспитатель­ного процесса

в школе. Профессиональная ориентациясостав­ная часть этого процесса.

Поэтому неотъемлемой частью урока должна стать работа по профессиональному

просвещению учащих­ся. При этом задача каждого учителя — увязать познавательные

сведения о профессиях и производствах с темой и содержанием урока.

Профпросвещение на уроках может осуществляться пу­тем беседы, рассказа,

ситуационных производственных задач, ис­пользования литературных источников,

звукозаписи и т.д. Урок трудового обучения служит важнейшим звеном в

про­фессиональном просвещении. Основными методами при этом яв­ляются

практические работы по конструированию, планированию и изготовлению изделий.

Но, для того чтобы практические рабо­ты оказывали действенное влияние на

формирование у учащихся положительного отношения к рабочим профессиям,

необходимо сочетать их со словесными методами: с беседой о профессиях ,о

современном производстве, об условиях труда, технологических про­цессах,

требованиях, предъявляемых профессией к качествам и квалификации человека, и т.

п.

Профессиональное просвещение во внеурочное время. Большая роль в

профпросвещении учащихся принадлежит внеклассной работе, различным внеурочным

мероприятиям. При этом большую роль играют школьные кружки, ученичес­кие

производственные бригады, школьные лесничества и т. д.

Рассмотрим основные формы и методы работы по профпросвещению среди учащихся

во вненеклассной работе.

Значительное место в этой работе занимают беседы, кото­рые проводят классные

руководители, учителя-предметники или представители разных профессий,

наставники. Такие беседы но посвящать ознакомлению с одной какой-то

профессией, с пой родственных профессий, вопросам значимости правильного

выбора их для человека. При этом тематика бесед должна от­вечать возрастным

особенностям школьников и охватывать круг вопросов, интересующих самих

учащихся.

Ознакомление учащихся с профессиями в процессе беседы мож­но проводить по т а ко

м у плану: . /. Общие сведения о профессии:

краткая характеристика отрасли народного хозяйства, где применяется

профессия; краткий исторический очерк и перспек­тивы развития профессии;

основные специальности, связанные с данной профессией; примеры биографий

лучших представите­лей профессии.

2. Производственное содержание профессии:

место и роль профессии в научно-техническом прогрессе, ее перспективность;

предмет, средства и продукт (результат) тру­да; содержание и характер

(функция) трудовой деятельности; объем механизации и автоматизации труда;

общие и специальные знания и умения специалиста данной профессии, моральные

ка­чества; связь (взаимодействие) с другими специальностями.

3. Условия работы и требования профессии к человеку:

санитарно-гигиенические условия труда; требования к возрас­ту и здоровью;

элементы творчества, характер трудностей, сте­пень ответственности,

специальные требования к физиологичес­ким и психологическим

особенностям человека, отличительные качества хорошего работника;

специальные условия: влияние про­фессии на образ жизни работника, его быт и

т. д.; экономичес­кие условия: организация труда, система оплаты, отпуск.

4. Система подготовки к профессии;

пути получения профессии: бригадно-индивидуальное обучение, учебные

комбинаты, курсы, УПК, СПТУ, техникумы, вузы; связь профессиональной

подготовки с учебной и трудовой деятель­ностью в школе;

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ.

Задачи, содержание и формы профессиональной консультации. В широком

смысле слова профконсульта ция — это сис­тема оказания действенной

помощи в трудовом самоопределении учащихся, основанная на изучении личности.

Подготовительная профконсультация должна подвести учащих­ся к осознанному

и правильному выбору профессии, ведется она в течение всего периода школьного

обучения.

Цель завершающей профконсультации — оказание помощи в выборе профессии в

соответствии с интересами, склонностями и психофизиологическими способностями

ученика. Эту консульта­цию в VIII и X (XI) классах проводят

специалисты-профконсультанты совместно с учителями школы.

Уточняющая профконсультация нередко выходит за рамки школы и

осуществляется в средних профессионально-технических училищах, вузах, на

предприятиях и т. п.

В содержании профконсультационной беседы выделяют аспекты: психолого-

педагогический, медицинский, информационно-ознакомительный, справочно-

информационный.

психолого-педагогический аспект имеет своей целью оказание помощи

учащимся в осознании себя активными участниками общественно-трудавой

деятельности.

Медицинский аспект профконсультации определяет физичес­кую пригодность

школьника к избираемой профессии в соответ­ствии с состоянием его здоровья, а

также физиологическими осо­бенностями организма.

Информационно-ознакомительный аспект беседы направлен на расширение

представлений учащихся о различных видах профес­сиональной деятельности.

Справочно-информационный аспект беседы связан с конкрет­ными сведениями о

возможности получения специального обра­зования, трудоустройства (об учебном

заведении, его местополо­жении, продолжительности обучения, о требованиях к

учащимся, о возможности трудоустройства, перспективах квалификационно­го и

должностного роста).

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР (ПОДБОР) УЧАЩИХСЯ.

Цели и задачи профотбора (подбора). Составная часть профориентации —

профессиональный отбор (подбор), т. е. выбор лиц, которые с наибольшей

вероят­ностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с

нею трудовые обязанности.

В процессе профессионального отбора (подбора) определя­ют профессиональную

пригодность человека на основе сущест­вующих у людей физиологических и

интеллектуальных различий.

К. X. Кекчеев, утверждая, что правиль­ное распределение людей по профессиям

является одной из со­ставных частей научной организации труда.

Под профессиональным отбором (подбором) понимают специ­ально организованный

исследовательский процесс, цель которо­говыявить и определить с

помощью научно обоснованных ме­тодов степень и возможность психофизиологической

и социально-психологической пригодности претендентов на обучение и работу по

сложным ответственным профессиям.

СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ МОЛОДЕЖИ.

Профессиональная адаптация. Профессиональная адаптация — важнейший этая

процесса профессионального самоопределения человека. На этом этапе выявляются

недостатки предшествующей профессиональной ориентации и профессиональной

подготовки, осуществляется про­цесс формирования новых установок, потребностей,

интересов в сфере труда и, наконец, выявляется, насколько жизненные планы

оказались реальными. Поэтому адаптация является своеобразным критерием

эффективности профориентационной работы с моло­дежью.

Профессиональная адаптацияэто процесс приспособления учащихся к

будущей профессии в общеобразовательных школах, профтехучилищах, техникумах,

вузах и т. д., а также молодых рабочих, служащих к условиям их

профессионально­го труда, в результате чего происходит закрепление кадров в

хозяйстве.

Профессиональная адаптация как процесс приспособления к труду начинается с

раннего детского возраста, когда ребенок выращивает растения дома или на

приусадебном участке, ухаживает за животными и птицей в личном хозяйстве или в

школьном живом уголке, помогает родителям по дому.

Социально-психологическая адаптация заключается в приспо­соблении

молодого работника к правилам поведения, действую­щим в конкретной

социально-профессиональной группе. Сюда вхо­дит ознакомление с целями и

задачами коллектива, его традиция­ми, отношениями между руководителями и

подчиненными, между смежными подразделениями, с критериями оценки действий

ра­ботника и т. д. В процессе приспособления к трудовому коллективу можно

вы­делить три стадии:

ознакомление с новой ситуацией;

стадия приспособления к этой ситуации — работник переори­ентируется, признает

главные элементы новой системы ценностей (например, правила внутреннего

распорядка), но у него сохраня­ются в качестве равноценных многие

прежние установки;

стадия ассимиляции — полное приспособление к трудовому коллективу, усвоение

его установок.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ.

Известно, что процесс воспитания — это организованное влияние на подрастающее

поколение, результатом которого яв­ляется формирование личности советского

человека. Важнейши­ми составными частями коммунистического воспитания являются

идейно-политическое, трудовое, нравственное, физическое и эс­тетическое

воспитание. Профессиональное воспитаниетакже не­отъемлемая и

важнейшая часть коммунистического воспитания. Оно осуществляется в процессе

учебной и внеучебной деятельнос­ти, что обеспечивается педагогической

направленностью учебно-воспитательного процесса, работой учащихся по выбору и

освое­нию избранной профессии. Таким образом, под профессиональным

воспитанием понимают процесс формирования у школьников по­требности в труде и

профессиональной деятельности.

Профессиональное воспитание —завершающий этап системы профориентации

школьников. В процессе профессионального становления будущего

квали­фицированного рабочего можно выделить три четко выражен­ных периода:

1. Период до поступления в профессиональное учебное заведение

(профессиональная ориентация в школе, участие в деятель­ности трудовых

объединений школьников, мотивированный выбор старшеклассниками той или иной

профессии, профессиональное обучение).

2. Период обучения в .профессиональном учебном, заведении, (овладение

соответствующими теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками,

предварительная апробация пра-вильности выбора, развитие профессиональных

способностей):

3. Начало трудовой .деятельности (профессиональная адапта­ция в период

прохождения производственной практики; закреп­ление и развитие полученных в

школе, профтехучилище,' тех­никуме, вузе умений И навыков, приобретение опыта

работы по специальности, окончательное утверждение в избранной про­фессии).

Работа по решению задач, стоящих на каждом из этих этапов, и составляет

сущность процесса профессионального воспитания.

Цель профессионального воспитания в советской системе образования

формирование личности труженика, отвечающего требованиям современного

производства и социального прогресса, обладающего высокими, нравственньцш .и

про­фессиональными качествами.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Выпускник перед выбором пути: социально-нравственный облик. Под редакцией

Бабосова , Минск, Народная Асвета,1988.

2.Профориентация молодёжи. М., Высшая школа,1978,

3.Прошицкая Е.Н. Выбирайте профессию. М., Просвещение,1991.

4.Профессиональная ориентация учащихся: Учеб. Пособие для студентов пед.ин-

тов; Под ред. А. Д. Сазонова.—М.: Просвящение, 1988.

5.Самсонкина Л.В., Миттельман Р.И. Воспитывать в труде.К.,Рад.школа,1988.



(C) 2009