Научная Петербургская Академия

Реферат: Педагогика - наука

Реферат: Педагогика - наука

ПЛАН

I. ВВЕДЕНИЕ..................................................................3

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

«ПЕДАГОГИКА – НАУКА»

1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПЕДАГОГИКИ КАК НАУКИ.......3

2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ.....................................................5

3. СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК....................7

4. СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ.................................... 8

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................8

IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ......................9

Каждая наука в одном и том же объекте изучения выделяет свой

предмет исследования – ту или иную форму бытия объективного мира, ту

или иную сторону процесса развития природы и общества. Воспитание как

сложное, объективно существующее явление изучается многими науками.

Исторический материализм, например, рассматривает воспитание как частный

момент развития общества, его производительных сил и производственных

отношений; история – как частный момент истории классовой борьбы и

классовой политики; психология – в связи с изучением становления

личности развивающегося человека. Самостоятельность любой науки

определяется, прежде всего, наличием особого, собственного предмета

исследования, наличием такого предмета, который специально не

исследуется никакой другой научной дисциплиной.

В общей системе наук, в общей системе «вещей и знаний» педагогика

выступает как единственная наука, имеющая своим предметом воспитание

человека.

Изучение всякой науки начинается с уяснения таких вопросов: как

возникла и развивалась эта наука и какие специфические проблемы она

исследует?

В самом деле, каждая наука имеет свою историю и достаточно

определённый аспект природных или общественных явлений, изучением

которых она занимается и знание которых имеет большое значение для

осмысления её теоретических основ.

Обособление и формирование педагогики как науки были вызваны к жизни

растущими потребностями общества в создании специальных учебно -

воспитательных учреждений, в теоретическом осмыслении и обобщении

стихийно складывающегося опыта обучения и воспитания подрастающих

поколений, специальная подготовка их к жизни. Образование и воспитание,

таким образом, превратились в объективную потребность общества и стали

важнейшей предпосылкой его развития.

Вот почему на определённой ступени развития человеческого общества и,

в частности, в более поздний период рабовладельческого строя, когда

производство и наука достигли значительного развития, воспитание

выделятся в особую общественную функцию, т.е. возникают специальные

воспитательные учреждения, появляются лица, профессией которых стало

обучение и воспитание детей. Это имело место во многих древних

странах, но более или менее достоверные сведения о школах для

мальчиков дошли до нас из Египта, стран Ближнего Востока и античной

Греции.

Надо сказать, что уже в древнем мире многие общественные деятели и

мыслители хорошо сознавали и указывали на огромную роль воспитания,

как в развитии общества, так и в жизни каждого человека. Например, по

законам Солона (между 640 и 635 – ок. 559 гг. до н.э.) полагалось,

чтобы отец обязательно позаботился о специальной выучке своих сыновей

в той или иной области труда. По мере расширения и усложнения

воспитания специальная отрасль теоретических знаний, относящихся к

воспитательной деятельности, стала разрабатываться более интенсивно. Эта

отрасль знания, как впрочем, и знания в других сферах жизни и

производства, вначале разрабатывалась в недрах философии. Уже в трудах

древнегреческих философов – Гераклита (530-470 гг. до н.э.), Демокрита (460-

нач.IV в. до н.э.), Сократа (469-399 гг. до н.э.), Платона (427-347 гг. до

н.э.), Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) и др. – содержалось немало

глубоких мыслей по вопросам воспитания. Из античной Греции ведёт своё

происхождение и термин «педагогика», который закрепился в качестве

названия науки о воспитании. Как же это произошло?

В Древней Греции педагогами назывались рабы, которым аристократы поручали

присматривать за своими детьми, сопровождать их в школу и из школы,

нести учебные принадлежности, а также совершать с ними прогулки.

Греческое слово «пейдагогос» (пейда – ребёнок, гогос – вести)

обозначает «детоводитель». В дальнейшем педагогами стали

называть специально подготовленных людей, которые занимались обучением

и воспитанием детей и для которых педагогическая деятельность

являлась профессией. Отсюда особая наука о воспитании стала называться

педагогикой.

Надо сказать, что из Древней Греции ведут своё происхождение и многие

другие педагогические понятия и термины, например, школа, что,

означает «досуг», гимназия - общественная школа физического

воспитания, а впоследствии просто средняя школа, и др.

Значительное место занимали вопросы воспитания также в трудах

древнеримских философов и ораторов. Интересные педагогические идеи,

например, высказывали Лукреций Кар (ок. 99-55 гг. до н.э.), Квинтилиан

(42-118 гг. до н.э.) и др.

В средние века проблемы воспитания разрабатывались философами-

богословами, педагогические идеи которых носили религиозную окраску и

были пронизаны церковной догматикой.

Дальнейшее развитие педагогическая мысль получила в трудах мыслителей

эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.). Виднейшие деятели этой эпохи -

итальянский гуманист Витторио да Фельтре (1378-1446), испанский философ

и педагог Хуан Вивес (1442-1540), нидерландский мыслитель Эразм

Роттердамский (1465-1536) и др.

Они критиковали механическую зубрёжку, процветавшую в обучении,

выступали за гуманное отношение к детям, за освобождение личности от

оков угнетения.

Несмотря на интенсивное развитие воспитательной теории, педагогика про-

должала оставаться частью философии. Как особая наука педагогика

впервые была выделена из системы философских знаний в начале XVII в.

Оформление педагогики как самостоятельной научной дисциплины большинство

исследователей связывает с именем великого чешского педагога Яна

Амоса Коменского (1592-1670). Сформулированные им принципы, методы, формы

организации учебной работы с детьми и нравственного воспитания стали

неотъемлемыми элементами последующих научно-педагогических систем.

Неоценимое значение для становления научной педагогики имели труды

таких виднейших деятелей, как Ж. Ж. Руссо (1712-1778), Д. Дидро (1713-

1784), К. А. Гельвеция (1715-1771) во Франции, Джон Локк (1632-1704) в

Англии, Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) в Швейцарии, Фридрих

Адольф Вильгельм Дистервег (1790-1866) и Иоганн Фридрих Гербарт (1776-

1841) в Германии.

Родоначальниками революционно-демографических взглядов в русской

педагогике были В. Г. Белинский (1811-1848), А. И. Герцен (1812-1870), Н.

Г. Чернышевский (1828-1889) и В. А. Добролюбов (1836-1861). На становление

отечественной научной педагогики большое влияние оказали труды Л. Н.

Толстого (1828-1910), Н. И. Пирогова (1810-1881). Целостное,

систематизированное раскрытие отечественных педагогических идей было

дано в трудах К. Д. Ушинского (1824-1870). Большой вклад в развитие

советской педагогики внесли Н. К. Крупская (1869-1939), А. В.

Луначарский (1875-1933), М. И. Калинин (1875-1946), А. С. Макаренко (1888-

1939), В. А. Сухомлинский (1918-1970).

То, что педагогика выдвинула такое большое количество крупных

педагогов, не является случайным. Общество с его интенсивным развитием

производства, науки и культуры требовало повышения грамотности основных

производителей.

Без этого оно не могло развиваться. Поэтому растёт количество

образовательно-воспитательных учреждений, расширяется сеть народных школ,

дающих необходимую подготовку детям, открываются специальные учебные

заведения по подготовке учителей и начинает преподаваться педагогика

как особая научная дисциплина. Всё это давало большой толчок развитию

педагогической теории.

Возникнув как наука о воспитании детей и молодёжи, педагогика по

мере расширения границ воспитания и сферы действия субъективных

факторов в жиз -ни общества всё более становятся наукой об общих

закономерностях воспитательного воздействия на людей всех возрастов.

Основные понятия:

Непременным условием выделения и функционирования любой науки является

наличие в ней категориального аппарата. Каковы основные понятия

(категории) педагогической науки?

Место педагогики в системе наук о человеке определяется тем, что она

исследует закономерности развития, формирования, воспитания, образования и

обучения личности.

Развитие человека – это процесс становления его личности под

влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных

и природных факторов.

Согласно диалектико-материалистической концепции развитие индивида

(онтогенез) представляет собой процесс количественных и качественных

изменений, закономерно происходящих в анатомо-физиологическом строении

человеческого организма. Советская педагогика не исключает влияния

наследственности на развитие человека. Известно, что наследственность

отражает заложенные в генетической программе человека особенности,

которые передаются от родителей к детям. Это и цвет кожи, глаз,

волос, и телосложение, и особенности нервной системы, а также задатки

речи, мышления и др.

На наследственность детей существенно влияет состояние психического

здоровья и образ жизни родителей. Например, крайне отрицательно влияют

на умственные способности детей алкоголизм, наркомания, токсикомания

родителей.

Развитие есть поступательное движение, переход от низшего к высшему,

от простого к сложному, от несовершенного к более совершенному.

Различают психическое, физическое и общее развитие личности. Под

психическим развитием понимают развитие интеллекта, воли, эмоций, а

также потребностей, способностей и характера личности. Физическое

развитие есть развитие организма, мышц, подвижности суставов и др.

Общее развитие – развитие психичес-ких, физических, нравственных и других

качеств личности.

Личность человека – результат действия и взаимодействия различных

факторов. Одни из них действуют более или менее независимо от воли

и сознания людей. К ним относятся биологическая природа человека,

общественные отношения, явления общественной психологии, образ жизни,

географическая среда, условия микросреды. Другие в большей или меньшей

степени зависят от воли и сознания людей. Это – идеология, деятельность

государства, общественных учреждений. Третья группа факторов предполагает

организованное развитие. Все эти факторы в совокупности обеспечивают

формирование личности.

Значит, формирование личности человека – это процесс её

становления под влиянием многочисленных факторов, природных и

общественных, внешних и внутренних, действующих стихийно и согласно

определённым правилам, с применением определённых средств.

Воспитание - есть один из факторов формирования личности.

Оно заключается в том, что люди хотят теми или иными средствами

достигнуть определённой цели – развивать и образовывать у воспитанника

определённые качества. Качественное своеобразие воспитания, в отличие от

других факторов формирования личности, состоит в том, что воспитатель

сознательно ставит определённую цель и, стремясь достигнуть этой цели,

находит средства, ведущие к её осуществлению. Таким образом, воспитание

есть такое общественное отношение, в котором одни люди воздействуют

на других в целях направленного формирования личности.

Там, где есть воспитание, учитываются движущие силы развития,

возрастные, типологические и индивидуальные особенности воспитуемых. Там,

где есть воспитание, на полную мощность используются положительные и

ослабляются отрицательные влияния микросреды. Там, где есть воспитание,

человек раньше оказывается способным к самовоспитанию.

Процесс воспитания направлен на формирование социально важных качеств

личности, на создание и расширение круга её отношений к окружающему

миру – к обществу, к людям, к самому себе. Чем шире, разнообразнее и

глубже система отношений личности к различным сторонам жизни, тем

богаче её собственный духовный мир.

К числу важнейших и наиболее общих педагогических понятий относятся

также образование и обучение.

Под образованием мы понимаем такую сторону воспитания, которая

состоит в овладении системой научных и культурных ценностей,

накопленных человечеством, в овладении системой познавательных умений и

навыков, формирования на их основе мировоззрения, морали, поведения,

нравственных и других качеств личности, развития её творческих сил и

способностей, подготовку к общественной жизни, к труду. В содержание

образования включаются все элементы социального опыта.

В зависимости от целей, характера и уровня подготовки различают

среднее, общее, политехническое, профессиональное и высшее образование.

Знания, умения и навыки, необходимые каждому человеку, даёт

общеобразовательная школа. Знания, умения и навыки, необходимые работнику

определённой профессии, приобретаются им в специальных учебных

заведениях. Содержание и методика общего образования обеспечивают

формирование у школьников познавательных интересов и навыков,

необходимых для работы, дальнейшего обучения и самообразования, служат

основой политехнического и профессионального образования и

осуществляются с ними в тесной взаимосвязи.

Образование может быть достигнуто разными путями. Это может быть

самостоятельное чтение, радио - и телепередачи, курсы, лектории, работа

на производстве и т. п. Но наиболее верным и надёжным путём является

планомерно организованное обучение, имеющее своей целью обеспечить

человеку нормальное и полноценное образование. Содержание образования

определяется государственными учебными планами, учебными программами и

учебниками по изучаемым предметам.

Ведущую роль в осуществлении образования играет систематическое

обучение, которое осуществляется в определённой организации под

руководством специально подготовленного лица (учителя, воспитателя,

руководителя, инструктора). Обучение представляет собой целостный

педагогический процесс, в ходе которого решаются задачи образования,

осуществляется воспитание и развитие учащихся.

Процесс этот, прежде всего двусторонний. С одной стороны, в нём

выступает обучающий (педагог), который излагает программный

материал и руководит этим процессом, а с другой – обучающиеся,

для которых данный процесс принимает характер учения, овладения

изучаемым материалом. Совместная их деятельность направлена на глубокое

и прочное усвоение научных знаний, вырабатывание умений и навыков,

применение их на практике, развитие творческих способностей, формирование

материалистического мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и

убеждений.

Обучение должно быть доступным данному классу, возрасту, уровню

развития. А доступным является всё то, что основано на имеющихся в

сознании ребёнка знаниях, полученных в процессе обучения, семейного

воспитания, непосредственного отражения природных и общественных

явлений, общения со взрослыми и сверстниками, в чтении, телевизионных

передачах, кинофильмах.

Основные понятия педагогики, как и явления, которые в них отражаются,

неотделимы друг от друга, они перекрещиваются, частично совпадают и

взаимно связаны в едином и целостном педагогическом процессе. Поэтому

при их характеристике необходимо всегда видеть главную функцию

каждого понятия и именно на этой основе отличать его от других

категорий.

Система педагогических наук

Развиваясь, всякая наука обогащает свою теорию, наполняется новым

содержанием и осуществляет дифференциацию своих исследований. Этот

процесс коснулся и педагогики. В настоящее время понятием «педагогика»

обозначается целая система педагогических наук. .

Педагогика как наука подразделяется на ряд самостоятельных

педагогических дисциплин:

1. общая педагогика, исследует основные закономерности воспита -

ния человека; раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности

воспитания, его роль в жизни общества и развитии личности, про-

цесс образования и обучения.

2. возрастная педагогика, изучающая особенности воспитания людей на

различных этапах возрастного развития; она подразделяется на пред-

лых (профессионально-технического, высшего образования и др.);

3. специальная педагогика – дефектология, изучающая особенности

развития, обучения и воспитания аномальных детей. Которая в свою

очередь распадается на ряд отраслей: вопросами воспитания и обуче-

ния глухонемых и глухих детей занимается сурдопедагогика, слепых и

слабовидящих – тифлопедагогика, умственно отсталых – олигофренопеда-

гогика, детей с расстройствами речи при нормальном слухе – логопедия;

4.частная методика, исследующая специфику применения общих

закономерностей обучения к преподаванию определённого предмета

(иностранного языка, математики, биологии, физики, химии и др.);

5. история педагогики, изучающая развитие педагогических идей и

практики воспитания в различные исторические эпохи.

Интенсивно развиваются, как самостоятельные, такие отрасли

педагогической науки, как педагогика профтехобразования, педагогика

высшей школы, военная педагогика, исправительно-трудовая педагогика.

Складываются такие части педагогики, как школоведение, педагогика

семейного воспитания, педагогика детских и юношеских организаций,

педагогика культурно-просветительной работы.

Связь с другими науками

Процесс разностороннего взаимопроникновения наук, развитие комплексного

изучения педагогических явлений объективно требуют органической связи

педагогики с другими науками. Педагогика развивается, укрепляя и

совершенствуя свои связи с философией, социологией, этикой, эстетикой,

психологией, анатомией и физиологией человека, гигиеной, этнографией,

математикой, кибернетикой и др.

В тесных взаимоотношениях педагогика находится с общей, возрастной и

педагогической психологией. Психология вскрывает закономерности

психического развития людей в разные возрастные периоды, механизм

изменений психики под влиянием обучения и воспитания. Идеи её широко

используются при разработке организации познавательной деятельности

учащихся в процессе обучения. Развита связь педагогики с социальной

психологией, которая изучает взаимоотношения, чувства, настроения, мнения,

оценки, черты характера и особенности психического склада людей,

находящихся в разных социальных условиях.

Исключительно ценными знаниями о природе физического развития

человека, педагогику вооружает общая и возрастная физиология,

составляющая естественнонаучную основу обучения и воспитания. Изучение

условнорефлекторной деятельности помогают раскрывать научные основы тех

изменений, которые происходят в человеке под влиянием внешних

воздействий и связаны с формированием умений, навыков и привычек.

Новые, дополнительные возможности для исследования процессов обучения и

воспитания перед педагогикой открывает быстро развивающаяся область

знания, которая получила название теории управления. Возникнув в

системе общественных наук, она использует достижения кибернетики,

которая раскрыла наиболее общие

закономерности управления сложными динамическими системами. При этом,

однако, надо иметь в виду, что кибернетика изучает процессы управления

безотносительно к качественной природе самоуправляемых систем;

воспитание же представляет собой систему, обладающую глубокой

качественной спецификой, своими специфическими закономерностями, которые

кибернетике недоступны.

Самостоятельность любой науки состоит не в том, пользуется она или

не пользуется данными других наук. Советская педагогика использует

материалы и данные смежных наук для решения своих задач, на основе

строгого отбора и выявления границ их применения.

Итак педагогическая наука – это сгусток многовекового опыта обучения и

воспитания подрастающих поколений. Педагогическая наука – это результат

многолетних исследований закономерностей формирования всесторонне и

гармонически развитой личности. Знание педагогической науки помогает в

каждом конкретном случае избирать оптимальные педагогические решения.

Давний спор о том, что такое педагогика – наука или искусство,

разбивается о практику. Испытание практикой подтверждает многократно:

без глубокого знания науки воспитания не развивается искусство

воспитывать. Знание закономерностей обучения и воспитания, овладение

методами педагогического процесса – основа учительского мастерства. К

усвоению педагогики надо подходить как к научно – познавательной

деятельности, на базе которой может и должно развиваться

педагогическое искусство как неотъемлемый элемент педагогической

деятельности. А педагогом может быть далеко не каждый. Это должен

быть человек имеющий призвание, призыв, внутреннее осознание того, что

это его путь – путь поиска, постоянного беспокойства, путь сомнений

необыкновенной требовательности к себе, путь упорного, каждодневного

труда.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ

I. ПЕДАГОГИКА: УЧЕБ. ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ПЕД. ИН-ТОВ. / Ю. К. БАБАНСКИЙ, В. А. СЛАСТЕНИН,

Н. А. СОРОКИН И ДР.; ПОД РЕД. Ю. К. БАБАНСКОГО. -

2-Е ИЗД., ДОП. И ПЕРЕРАБ. – М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1988. - 479 С.

II. ПЕДАГОГИКА: УЧЕБ. ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ФАК. ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ НАЧ. ОБУЧЕНИЯ

ПЕД. ИН-ТОВ. / ПОД РЕД. С. П. БАРАНОВА И ДР. -

М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1976. – 352 С.

III. ХАРЛАМОВ И. Ф. ПЕДАГОГИКА: УЧЕБ. ПОСОБИЕ ДЛЯ

СТУДЕНТОВ УН-ТОВ И ПЕД. ИН-ТОВ. – 2-Е ИЗД., ПЕРЕРАБ.

И ДОП. – М.: ВЫСШ. ШК., 1990. – 576 С.



(C) 2009