Научная Петербургская Академия

Реферат: Экологическое воспитание в этнопедагогике

Реферат: Экологическое воспитание в этнопедагогике

Московский городской педагогический университет.

Факультет начальных классов.

Кафедра педагогики и психологии.

Реферат по этнопедагогике.

Экологическое воспитание в этнопедагогике.

Исполнитель: студентка 5 курса очно-заочной формы обучения Ратникова А. А.

Руководитель: Белозёров Г. Д.

Москва

2004

Оглавление.

Введение. 3

Природа как фактор народного воспитания. 4

Педагогические воззрения на экологическое воспитание различных народностей. 6

Экологическое воспитание бурятского народа. 6

Экологическое воспитание русского народа. 7

Экологическое воспитание чувашского народа. 8

Экологическое воспитание в Литве. 8

Экологическое воспитание в Германии. 9

Заключение. 10

Литература............................12

Введение.

В настоящее время требования экологической образованности и культуры

становятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности. Всё больше

внимания уделяется экологическому образованию, формированию экологического

сознания, экологической культуры.

Интерес к экологической проблематике не случаен. Он обусловлен тревожащим

человечество экологическим кризисом и его последствиями, а также поиском

новых путей выхода из него. Однако технократическое мышление настолько

сильно, что экологический кризис представляется как нечто внешнее по

отношению к человеку, а не как то, что заключено в нём самом. Поэтому

формирование экологического сознания, экологической культуры и мировоззрения

личности в целом должно стать первостепенной задачей экологического

образования и воспитания. Большую роль в этом процессе играет менталитет

общества. Вместе с тем в разных регионах страны экологическое воспитание

обретает свою специфику под влиянием национальных традиций, особенностей

народов, проживающих на данной территории, отношения к природе родного края,

реально сложившейся ситуации. Рассмотрим специфику этих национальных

традиций.

Природа как фактор народного воспитания.

Природа – один из важнейших факторов народной педагогики, она – не только

среда обитания, но и родная сторона, Родина. Природа родины имеет

неизъяснимую власть над человеком. Природосообразность в народной педагогике

порождена естественностью народного воспитания. Поэтому вполне правомерно

вести речь об экологии как универсальной заботе человечества – экологии

окружающей природы, экологии культуры, экологии человека, экологии этнических

образований. И самых маленьких в том числе. Русские говорят о природе

человека, о природном уме, и в этом немало смысла, причём, это

согласовывается с демократическими, гуманистическими особенностями народной

педагогики – с естественностью народностью воспитания.

Природа – это и двор отцовского дома, и Вселенная, и мировое космическое

пространство. Даже звёзды на небе родины – родные. Достаточно вспомнить их

народные названия: «Медведица» (Большая и Малая), «Млечный путь». По звёздам,

по их миганию, свечению, цвету предсказывается погода, по их расположению

находится дорога к одному дому.

Весь традиционный образ жизни определяется родной природой. Её разрушение

равносильно разрушению этносферы, следовательно, и самого этноса. Природа

оказывает огромное влияние на формирование личности человека. Говоря «на лоне

природы», русский народ очень легко определил роль природы в жизни человека.

Народ и природа, народность и естественность неразделимы. В их единстве –

высшая гармония жизни на земле. Поэтому учащихся, несомненно, нужно знакомить

с народными экологическими традициями. Однако, что нужно сделать, Чтобы они

не воспринимали их как нечто устаревшее, а как личностно-значимое, как

ориентиры в повседневном отношении к природе?

Необходим поиск такой системы методических подходов, приёмов, средств и форм

работы, которая способствовала бы формированию эколого-гуманитарной культуры

молодых людей, включающей бесценный опыт народных традиций.

К таким методическим подходам следовало бы отнести:

· изучение богатства содержания экологических традиций разных народов;

· систематическое, целенаправленное обращение к содержанию народных

традиций;

· раскрытие содержания нравственных понятий через народные

экологические традиции;

· интериоризацию учащимися экологических ценностей своего народа;

· индивидуальную и коллективную природоохранную деятельность и др.

Приведём пример использования традиций народной педагогики для воспитания

экологической культуры у учащихся.

Педагогические воззрения на экологическое воспитание

различных народностей.

Экологическое

воспитание бурятского народа.

С древних времён буряты учили своих детей жить в согласии с природой, тому,

что естественная среда обитания человека – это дом, в котором всё находится в

соподчинении и взаимодействии. Считалось, что природа выше всего. Она

обожествлялась, так как человек каждый, стар и млад, без неё не может

существовать. Действительно, без чистого воздуха, воды, диких животных, даров

природы и т. д. человек обречён.

Воспитание уважительного отношения к окружающей среде проводилось изо дня в

день. Древняя культура бурятского народа, как материальная, так и духовная,

способствовали возникновению определённых требований (табу), рекомендаций по

формированию у ребёнка «щадящих», «дружественных» определённых отношений с

окружающей природой. Значение таких табу огромно. Благодаря им сохранились

многие виды растений и животных

Экологическое воспитание русского народа

Патриотизм – это, прежде

всего, любовь к родной природе. Эта любовь не требует шума, крикливости. Как

сказал Булат Окуджава, патриотизм – дело тихое и интимное. Настоящее чувство не

бывает напоказ, оно сокровенно, т. е. задушевно, свято хранимо. Прекрасный

рассказ на эту тему написал Виталий Бианки. Как-то сороку спросили, любит ли

она свободу. Она замахала крыльями и сказала: «Конечно! Солнце, воздух,

простор, как это прекрасно!» И спросили у волка, а он говорит: «Я что-то об

этом не думал». Посадили их в клетки, пришли через год, снова спрашивают.

Спросили у сороки – она опять говорит: «Конечно!» Подошли к волку, а он умер.

Очаровательны в народном творчестве очеловеченные образы родины, родной

природы: дуб-батюшка, Волга-матушка, белая черёмуха в девичьем наряде, родник

– «журавлиный глаз.»

Замечательный ответ на вечный вопрос – что такое Родина, что значит в жизни

ребёнка родная природа – рассказ К. Д, Ушинского «Четыре желания»: «Уж как

весело зимой! Что за прелесть эта весна!.. Я бы желал, чтобы лету конца не

было! Осень – лучше всех времён года!» В то же время этот рассказ – одно из

лучших во всём мире творений оптимистической, гуманистической педагогики,

опирающейся на народность. К. Д. Ушинский является одним из основателей

принципа природосообразности. Природосообразный подход в воспитании

обеспечивает гармоничный, комплексный подход к формированию личности,

поскольку природа оказывает комбинированное воздействие на чувства, сознание,

поведение человека. Принцип природосообразности обязательно должен

учитываться при составлении учебных программ, при написании учебников.

Сегодня, к сожалению, это осуществляется не в полной мере, что особенно

заметно в преподавании в школе предмета «Природоведение».

Экологическое воспитание чувашского народа.

Природа у чувашей называется «светлая погода», что означает средний мир, ибо

есть ещё верхний, где обитают боги и души святых, и потусторонний, нижний,

тёмный.

Опыт чувашского учителя русского языка Аркадия Айдака, почти тридцать лет

возглавлявшего лучший в стране колхоз, представляется уникальным именно из-за

особой его приверженности к народной педагогике: в его хозяйстве оберегаются

языческие храмы природы – вековые дубы, которым поклонялись предки;

восстановлены священные родники, десятки озёр и прудов; созданы в

соответствии с тысячелетними народными традициями заповедные леса и рощи,

определены зоны тишины и покоя. На родину возвратились журавли. Председатель,

народный педагог-новатор, с авторитетной всесоюзной трибуны заявил, что

родной язык спас селения, люди не разбежались по земле, не стали кочевниками,

бродягами, бомжами, родные обычаи спасли их – они не бездельниками,

бессовестными. Всё в сёлах и деревнях колхоза организовано на народно-

педагогической, народно-этической основ. Школы тоже делают основную ставку на

традиционную культуру воспитания.

Экологическое воспитание в Литве.

Природа – великий, мощный фактор народного воспитания. Ничем незаменимый,

фактор многосторонний, многогранный. Народные педагоги по-разному используют

природу как фактор воздействия на личность. Вот, например, советы истинно

народного литовского врача, педагога, психолога К. В. Динейки: «Бодро

встаньте на коврик лучезарной природы. Устремитесь мысленно ввысь!

Наслаждайтесь гармонией звёздных миров, пребывающих в вечном движении!

Поклонитесь низко предкам! Выпрямитесь со светлыми мыслями о будущем!

Насыщайте мозг и весь организм живительной струёй кислорода!

Выдохните неприязнь и озабоченность! Будьте веселее и активнее!

Уберите с лица пыль уныния! Улыбнитесь всепобеждающей жизни и матери-родине!

А теперь идите, шагайте смело, радостно и стремительно».

Школьной педагогике можно было бы многому поучиться у педагогики народной, в

том числе и в приучении детей к духовному общению с природой. Успехи школы

Ромульдаса Ленгвинаса в Дотнуве (Литва) во многом объясняются близостью его

педагогической системы к природе, народным педагогическим традициям. Без

своего – чужого не поймёшь.

Экологическое воспитание в Германии.

В лесном ресторанчике «Монашеский дворик» недалеко от Эльгерсбурга в Германии

в левом переднем углу можно прочесть сокровенные слова – посетители читают их

про себя и потом повторяют как молитву: «Человек нуждается в каком-либо

своём, родном местечке. Это место может быть очень маленьким, но о нём

человек может сказать: смотрите вокруг, всё это моё. Здесь я живу, здесь я

люблю. Здесь я нахожу отдохновение. Здесь моя родина. Здесь я дома». Надо

специально подбирать подобные тексты на разных языках для оформления школьных

и классных помещений. Они – как диалоги, как мысли и голоса веков.

Заключение.

Итак, экологическое воспитание в этнопедагогике имеет гораздо большее

значение, чем было принято считать до сих пор в школьной педагогике.

Последняя могла бы многое заимствовать из народного опыта, причём не только в

преподавании природоведения в начальной школе.

Народная экология содержит в себе большой потенциал для развития

познавательных процессов детей, их трудового и физического воспитания. Народ,

относя себя к компонентам природы, вследствие тесного и частого контакта

владел массой тонких наблюдений над природными явлениями и закономерностями,

постигал их сущность.

Рассмотрение потенциальных возможностей экологических традиций народов в

воспитании учащихся показывает, что они являются действенным фактором

разностороннего развития детей.

Литература.

1. Волков Г. Н. Этнопедагогика: Учебник для студентов средних и высших

педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.

– 168 с.

2. Николаева Е. К. Использование народных экологических традиций как один

из аспектов формирования эколого-гуманитарной культуры.//Этнопедагогика –

педагогика жизни: Сборник материалов международной конференции, посвящённой

75-летию профессора, доктора педагогических наук, заслуженного деятеля науки

Российской Федерации Мукаевой Очир Джогаевны – Элиста: АПП Джангар, 2001. –

С. 248-250.

3. Цыремпилон А. Б. Экологические традиции бурятского народа как фактор

разностороннего воспитания учащихся.//Этнопедагогика – педагогика жизни:

Сборник материалов международной конференции, посвящённой 75-летию

профессора, доктора педагогических наук, заслуженного деятеля науки

Российской Федерации Мукаевой Очир Джогаевны – Элиста: АПП Джангар, 2001. –

С.250-252.



(C) 2009