Научная Петербургская Академия

Курсовая: Введение

Курсовая: Введение

Теоретическая часть.

Введение

.Искусство-это, прежде всего воспитание души, чувств, уважение к духовным

ценностям. Оно не только отражает жизнь, но и формирует ее, создает

представления о прекрасном, делает богаче человеческую душу.

Я всегда с восторгом смотрю на детские рисунки. Сколько в них фантазии,

находчивости, как непредсказуем взгляд ребенка на мир, окружающую жизнь.

Детское творчество несет печать безудержной энергии - колористической,

цветовой, пластической.

Под творчеством понимается деятельность по созданию новых, оригинальных

продуктов, новых результатов, имеющих общественное значение.

Творчество – это не просто всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний, умений,

а эмоции сопровождают творчество, одухотворяют деятельность человека. При

решении каких-либо задач происходит акт творчества, находится новый путь или

создается нечто новое. Вот здесь- то и требуется развитие особых качеств ума,

такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить

связи и воображать все то, что в совокупности и составляет творческие

способности.

А детское творчество – это чудесная и загадочная страна, помочь ребенку войти

в нее и научиться чувствовать себя там, как дома, значит, сделать жизнь

маленького человека интереснее и насыщеннее.

Умение сопоставлять, анализировать, комбинировать, находить и зависимости –

все это в совокупности и составляют творческие способности.

Нормальные дети обладают разнообразными потенциальными способностями. Природа

наделила их способностью ярко и эмоционально мыслить, сопереживать новому,

целостно воспринимать мир. Задача учителя изобразительного искусства -

выявить и развить творческий потенциал в доступной и интересной детям

деятельности.

Я, учитель изобразительного искусства и счастлива, что веду эти уроки, хотя

это ко многому обязывает: не только научить детей практическим навыкам, но и

развить в них творческое начало, воспитать в них нравственно-эстетические

чувства.

Очень часто за последние три года результаты моих учеников были настолько

впечатляющими, что те, кто видел эти работы, невольно восклицали: «Ну, это

удел одаренных, талантливых, способных!». Однако, вызывающие восхищение

работы, в наших условиях выполняют обычные дети, при том, практически все. Я

считаю, что развить способности - это, значит, вооружить ребенка способами

деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать

условия для выявления и расцвета его одаренности. Способности не просто

проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в труде и

гибнут в бездействии. Поэтому для развития творческой деятельности необходимо

создания определенных условий. Уроки искусства и творчества немыслимы без

создания особой эмоциональной атмосферы увлеченности, которая способствует

созидательной, творческой деятельности. Она достигается с помощью живого

слова учителя, его бесчисленных диалогов с учениками, музыки, зрительных

образов, поэтического текста, игровых ситуаций. Сама комната или класс, где

проходят уроки творчества, должна напоминать «мастерскую-Храм», куда ребенок

спешит, чтобы созидать, выдумывать, творить и получать от этого удовольствие.

Ведь все это является составным элементом для развития духовной и творческой

личности. Весь арсенал средств должен работать на то, чтобы увлечь, зажечь,

душевно разбудить учащихся. Только тогда можно говорить о результатах

художественно-творческой деятельности. Наиболее эффективный путь развития

индивидуальных творческих способностей лежит через приобщение школьников к

продуктивной деятельности, начиная с первого класса.

Но кому нужны творческие способности?

Именно сейчас, в век научно-технического прогресса, когда получили развитие

современные технологии, общество, как никогда нуждается в творческих, смелых,

инициативных личностях. Этот прогресс и будет зависеть от количества и

качества творчески развитых умов, от их способности повысить интеллектуальный

потенциал народа.

Получается, что все должны стать творцами? Да! Пусть одни в меньшей, другие в

большей мере, но обязательно все. Откуда же взять столько талантливых и

способных? Природа не всегда щедра на таланты, они как алмазы встречаются

редко.

Школьный учитель.. Именно на него ложится главная ответственность за

выявление потенциальных способностей и талантов, он в ответе за судьбу

подрастающего поколения. Школа должна научить не только логическому, но и

творческому мышлению, развить чувства.

Суть в том, что роль науки и искусства в воспитании различна. Наука

рассматривает сам предмет, искусство – отношение человека к нему. Наука дает

знания, искусство наполняет их смыслом, поскольку способно воздействовать на

душу людей. Наука обеспечивает человека информацией, развивает логическое

мышление. Искусство формирует мышление творческое, учит мыслить образно. В

сочетании они позволяют воспитать человека нравственного, который не может

стать плохим, бездумным работником и специалистом.

Объектом исследования данной работы является педагогический процесс, а именно

процесс развития художественно-творческих способностей у детей 6-10 лет.

В ходе данного исследования ставились следующие задачи

1.Выявление и развитие креативных способностей детей, которые необходимы для

практической творческой деятельности в рамках уроков изобразительного

искусства и художественного труда.

2. Общее развитие детей: формирование художественного вкуса, активизация

творческого воображения, развитие мелкой моторики, стимулирование умственной

и практической деятельности.

3.Выявление и использование эффективных приемов развития творческих

способностей на уроках изобразительного искусства и технологии.

Особенности обучения на уроках творчества.

Уроки изобразительного искусства и художественного труда я объединяю одним и

тем же понятием – уроки творчества. Потому, что на этих уроках решаются очень

похожие задачи и цели, разные только средства и методы. Уроки творчества –

это особые уроки и требования к ним особые. Они должны строиться по законам

искусства. Отсюда и ряд особенностей, где решаются нравственно-эстетические

задачи воспитания. Приобщение учащихся к искусству в условиях школьного урока

в осмысленной творческой деятельности – это первые шаги, начальный этап

вхождения в «Храм искусства». Школьный учитель должен тонко чувствовать своих

учеников, бережно поддерживать их, когда они делают свои первые шаги в этот

прекрасный и разнообразный мир. Как важно, чтобы маленький художник поверил в

свои силы, не вздрагивал, не прятал свою работу от посторонних глаз, а

уверенно и спокойно вел ее к завершению. Ведь творчество – это сокровенный

процесс, в ходе которого человек обнажает свою душу. Как должен доверять

маленький художник учителю, чтобы рядом с ним оставаться самим собой! Педагог

должен быть профессионалом во всех областях своего предмета, чтобы дети

поверили ему. Я знаю, как дети любят мои уроки, они с нетерпением ждут их,

ждут от меня новых творческих идей, новых интересных тем. Ведь, именно

педагог является инициатором творческих задумок. А я с огромным интересом

наблюдаю за их развитием, успехом и маленькими победами. Дети доверяют мне

потому, что я никогда не скажу в их адрес злого и обидного, не буду при всех

критиковать их работу, а только помогу , посоветую, как исправить неточности

и ошибки. Я постаралась также создать им особую обстановку, атмосферу. Мой

кабинет напоминает творческую мастерскую. Он весь наполнен искусством, в нем

царит особый дух – дух детства, радости, добра, красоты, творчества. Он

наполнен предметами декоративно-прикладного и народного творчества, разными

поделками, безделушками и рисунками, сделанными мной и учениками на уроках.

Ни один из учеников не может пройти мимо этого маленького мира красоты. А

любовь к творчеству в целом и к изобразительному искусству в частности

начинается с красоты. Красота – это первая ступень в воспитании чувств,

эмоций, где всегда присутствует положительная энергия. Именно эту энергию

дети несут в своем творчестве. Во-первых, задача учителя заключается в том,

чтобы, опираясь на вышесказанные понятия и представления детей, повысить

уровень их восприятия окружающей действительности: в предметах, явлениях,

поступках. Научить детей понимать истинную красоту, которая не всегда может

быть яркой, громкой, а может быть тихой и спокойной, скромной и неброской. А

во- вторых, нужно учить не только воспринимать доброе и прекрасное, но и

подводить их к тому, чтобы они были деятельными в своей жизни. Вместе с тем,

одна из важнейших задач педагога – научить ребенка творческому видению. Ведь,

именно, это умение отличает человека-творца, человека-созидателя. В.А.

Сухомлинский считал, что дух исследования, пытливости и любознательности –

вот что пробуждает у детей интерес к труду. Он считал, что умение только

тогда станет интересным увлекательным, «если оно озаряется ярким светом

мысли, чувств, творчества, красоты, игры». Дети должны жить в мире красоты,

игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

Искусства изобразительные и прикладные таят в себе огромные возможности для

развития творческих способностей, фантазии, развивают способность творить

что-то новое.

Особенностью обучения на уроках творчества является то, что существуют два

основных подхода. Их можно определить, как академическое и свободное

(творческое).

В первом случае детей учат изображать объекты в соответствии с требованием

профессионального реалистического искусства. При такой системе обучения дети

приобретают изобразительные, практические навыки, полезные для многих

специальностей, развивают мелкую моторику, что полезно в житейских ситуациях.

Но они не получают опыта решения художественных задач, не приобщаются к

искусству, как таковому. Это нужное обучение. На таких уроках ученики

осваивают новую технику – работу красками и кистью, графическими материалами

(карандаш, перо, уголь), материалами для работы в объеме (бумага, ножницы,

пластилин, природные материалы, картон), то есть получают те основные навыки,

которые позволяют ему чувствовать себя более уверенно на каждом этапе

обучения. Но это обучение без творчества.

Во втором случае детям создают благоприятные условия и среду для творчества,

не оказывая особого академического воздействия. Они обретают опыт свободного

самовыражения, общение с уже известными художественными материалами, при

помощи которых создаются интересные образы. При таком подходе развивается

воображение, эстетический вкус, обогащается и развивается внутренний мир. Но

творчество без обучения особым графическим навыкам невозможно.

Для того, чтобы маленький художник «вступил во владения» собственным

творческим потенциалом нужно использовать оба подхода, чтобы путь творческого

развития был целенаправленным и полным, а ребенок смог использовать весь

арсенал художественных средств и свое воображение. Мог не только

фантазировать, но и воплощать задуманное путем изобразительных навыков,

полученных на академических уроках.

В ходе данного обучения нужно отметить несколько моментов, важных для

обучения на уроках.

1.Перед детьми с первых шагов обучения должна ставиться задача на

«выразительность», все более усложняющаяся по содержанию, касающаяся цвета,

формы, материала ( всей совокупности изобразительных средств). Решая такие

задачи, ребенок делает на доступном ему уровне то же самое, что и настоящий

художник.

2.Художественное развитие ребенка протекает нормально, когда он осваивает

технологию искусства не в качестве самоцели, а в связи с решением конкретных

художественных задач. Тогда приобретенный навык становится не лишним грузом

за плечами, а гибким инструментом в руках, средством воплощения собственных

замыслов.

3.Необходимо пробуждать у ребенка личную заинтересованность в искусстве. В

этом могут помочь задания, требующие адекватного выражения собственного

чувства, отношения, настроения, замысла ребенка (например, игры по развитию

цветовой чувствительности).

Пути и способы развития интереса к творчеству на уроках

изобразительного искусства и художественного труда.

Творческие задания носят открытый характер, и под час, не имеют правильного

ответа. Ответов столько же, сколько и детей. Роль учителя здесь состоит в

том, чтобы не только понять и принять разнообразные решения, но и показать

детям правомерность этих различий, а иногда и защитить нестандартную работу,

и тем самым подстегнуть их интерес к творчеству. Педагог в любой творческой

деятельности должен поощрять инициативу детей, обогащать арсенал способов

самовыражения, поддерживать первоначальную активность. Развитие интереса к

творчеству на уроках проявляется в освоении различных техник, и при том не

требующих кропотливых, однообразных движений, которые убивают в

эмоциональных, пылких душах творчество. Их нужно менять.

Для привлечения к творчеству педагог должен учитывать многие факторы, которые

развивают ребенка.

1. Его интересы, личные качества, навыки, склонности. Ведь ребенок не пустой

сосуд, который мы наполняем. Он субъект творчества.

2. Нужно учитывать то, что никто кроме него не даст « верного» решения

стоящей перед ним творческой задачи. Например, если ребенок ищет сочетания

цветов, выражающие определенное чувство или выбирает материалы для работы,

чтобы создать интересный, характерный образ, он решает истинно художественно-

творческую задачу.

3. При выборе форм уроков, нужно учитывать то, что лучше всего может увлечь

детей, а именно выбирать те занятия, где можно пофантазировать, и насколько

возможно окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которая бы

стимулировала бы самую разнообразную его творческую деятельность. А именно,

детское творчество особенно ярко проявляется в игровых уроках, в уроках –

сказках.

4. Как в игровых уроках, так и в обычных, нужно учитывать то, что ребенок

начинает самовыражаться, начиная с первого класса. И поэтому, ему нельзя

слишком сильно навязывать свое видение, а только подсказать, намекнуть,

направить на правильный путь, поощрить нестандартный подход.

Часто в начальной школе детей вынуждают рисовать и действовать в рамках

установленных схем. Я против навязывания стереотипных представлений, против

шаблонов, которые не возбуждают фантазию и творческое воображение, а только

надоедают и подавляют развитие творческой личности.

Для проявления интереса к творчеству на своих уроках я использую следующие

принципы.

1.Ребенок должен иметь максимальную свободу для проявления творческой

инициативы, творческой деятельности. Очень важно, чтобы на уроках

изобразительного искусства звучали не холодные, бездушные, хотя и правильные

ответы учащихся, а ответы, содержащие собственные переживания и впечатления,

окрашенные детской эмоцией, совершенно искренние выплески души и разума.

Именно тогда, процесс восприятия искусства, в общем, и творческой задачи в

частности, приобретает желанную форму и помогает ученику раскрыть себя.

2.Сюжет детской работы никогда не должен подвергаться критике, а наоборот,

воодушевлять ребенка, чтобы он продолжал творить. Если затрудняется творить,

предложите ему нарисовать все, что он любит.

3.Для стимулирования ребенка к творчеству рисования поощрять детей

использовать большое количество красок. Именно цвет является благодатным

материалом, экспериментируя с которым, ребенок развивает художественное

восприятие мира. Он с большим интересом открывает новое сочетание цветов,

смешивает и подбирает различные оттенки.

4.Знакомство с различными, художественными материалами и техническими

средствами (помимо красок). Ребенок, работая с различными материалами,

чувствует, себя творцом и способен в создании конкретных предметов выражать

свое отношение к миру. В различных технических средствах ребенок находит

удовольствие, обогащая свои познания о мире. Каждый ребенок в детстве

строит, изображает, украшает. И все эти принципы я использую на уроках

изобразительного искусства и технологии. Ведь детская фантазия не знает

границ. А, используя различные технические материалы (лепка, аппликация,

флористика, работа с природным материалом и т.д.), развивает

изобретательность в стремлении к созиданию. Умение фантазировать и созидать

– это начало пути, точка отсчета, стартовая площадка, с которой ребенок

уверенно и свободно может отправляться на поиск новых открытий, из ничего

создавать и выдумывать новое. Нужно только вооружить его этими знаниями для

его открытий.

5. Использование элементов творческой игры на уроках. Здесь можно достичь

больших успехов в воспитательно-образовательной работе с детьми. Творческая

игра учит детей обдумывать, как осуществить тот или иной замысел. В ней, как

ни в какой другой деятельности, развиваются ценные для людей качества:

активность, самостоятельность воображение, а также, что очень важно, в

творческой игре снимается напряжение и неуверенность. Ведь любые игры – это

всегда интерес и так же, как творчество, увлечение и даже страсть.

6. Для стимулирования творческой деятельности очень важно выставлять работы

детей на показ для зрителей. Это заинтересовывает ребенка в своей работе, у

него появляется гордость за нее и уверенность в своих силах. В школе я очень

часто после каждой большой темы провожу выставки детского творчества. Работы

детей являются оформлением школы. Они никогда не остаются без зрительского

внимания. И для каждого ребенка это очень полезно, т.к. с каждым разом он

стремиться делать все лучше и может посмотреть свою работу со стороны ,

оценить и сравнить свое творчество. Каждому из них приятно видеть свои работы

со стороны, что стимулирует к дальнейшей деятельности.

Обязательные условия творчества:

1. Раннее начало.

2. Умная, доброжелательная помощь взрослого.

3. Доверительная атмосфера сопереживания, сотрудничества

4. Мотивация задания.

Детское творчество неисчерпаемо. Его питательная среда – чувство тайны,

которую хочется разгадать. Командные методы в творчестве не срабатывают,

эффект достигается на основе увлеченности. Главный стимул творчества –

огромная радость. Которую оно дает и ученику, и учителю.

По моим наблюдениям, все эти принципы развивают интерес к творчеству. Если

через уроки изобразительного искусства и технологии добиться того, чтобы

детская душа проснулась, зазвучала, т.е. научить ученика сопереживать, то его

духовная жизнь станет более полной. Именно тогда развивается нравственный и

духовный аспект, что немаловажно. И каждый раз я вместе с детьми радуюсь их

маленькой победе на уроке: радостному озарению в глазах, задумчивому

выражению лица, эмоциональному всплеску и новой идее.

Что делается в душе ребенка на уроке? Только педагогическая проницательность

и интуиция способны в какой-то степени увидеть и почувствовать эту великую

работу – труд души, которая поднимает еще на одну ступеньку общечеловеческой

культуры.

Виды творческой деятельности используемой на уроках художественного труда и

изобразительного искусства.

Творческая деятельность – специфический вид активности человека, направленный

на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого

себя. Главная составляющая творческой деятельности – умение выразить свои

чувства, эмоции, сформировать мысли, опираясь на собственные ощущения и

предпочтения.

Творческая деятельность – это такая деятельность, в результате которой

создается нечто новое. Творческую деятельность, основанную на комбинирующей

способности нашего мозга, психологи называют воображением или фантазией.

Воображение – есть импульс к творчеству.

Творческая деятельность включает в себя следующее

1. Изобразительное искусство.

2. Декоративно-прикладное искусство

3. Вышивка, мягкая игрушка.

4. Дизайн, конструирование, моделирование.

Группа искусств, основанных на воспроизведение конкретных явлений жизни в их

видимом предметном облике, получила название изобразительных. К ним

относятся – скульптура, живопись, графика. Видимое сходство, подобие образа и

реальности – характерная черта этих искусств. Достигается это сходство в каждом

искусстве своими особыми средствами: в скульптуре – пластикой объемных форм, в

живописи – красками на плоскости, в графике – линиями, штрихом, пятном в

условном, чаще всего черно-белом цвете.

Предметы, которые употребляются в жизни, и вместе с тем служат украшением,

называют декоративно-прикладным. Прикладное – значит, употребляемое в

жизни. Декоративное – значит, украшающее жизнь.

К этому виду искусства относится:

- лепка, керамика

- различные виды аппликации, коллаж

- флористика

- игрушки, куклы

- костюмы

- народная роспись, орнамент.

Дизайн – это особая область искусства конструирования, проектирования и

моделирования предметного мира, на основе практических и эстетических данных.

По моим наблюдениям учащиеся больше всего любят заниматься изобразительным

искусством и декоративно прикладным творчеством, а именно, аппликацией и

коллажом из различных материалов, а также мастерить что-либо из подручных

материалов.

Аппликация – от латинского слова «applicacio» - прикладывание, широко

распространяемая техника декоративно-пркладного искусства. Это разноцветные

кусочки ткани, бумаги, кожи, меха, соломки, предметы декора, природный

материал нашивают или приклеивают на материал другого цвета, фактуры или

выделки. Аппликацию широко использую на своих уроках по технологи. Необычайно

интересны получаются детские аппликации, используемые в народном костюме и

декоративных украшения, а также при изготовлении поделок из кожи, различных

панно, декоративных ковриков, выполненных из разноцветных лоскутков ткани и

меха, наклеенных на суровое полотно, аппликации из птичьих перьев, яичной

скорлупы, карандашных стружек и ватных, газетных комочков, разнообразные

композиции из бумаги, выполненные различными способами.

Способы выполнения аппликации также очень разнообразны: обрывная, коллажная,

объемная, смешанная.

Такое множество разнообразных и оригинальных способов творческой деятельности

необычайно развивает ребенка, у него развивается фантазия творческое

воображение, появляется эстетический вкус, что важно не только в искусстве,

но и повседневной жизни. Разнообразные технологические приемы служат развитию

мелкой моторики, а значит, стимулируют речевую и умственную деятельность.

Большую роль в развитии креативных способностей занимают занятия по

моделированию и конструированию. Это первые попытки знакомства с дизайном.

Здесь развиваются пространственное и логическое мышление, художественное

видение, композиционное чувство. Ребенок применяет приобретенные практические

навыки, умения и вкус для того, чтобы сделать что-то своими руками, проявить

свою изобретательность, находчивость, смекалку. А делая что-либо своими

руками, дети развивают внимание и память, приучаются к аккуратности,

настойчивости и терпению.

По характеру того, что и как изображает ребенок можно судить о его восприятии

окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения, мышления,

наблюдения. И не случайно, так же, одним из любимых видов творчества является

ИЗО деятельность.

Как и в декоративно-прикладном искусстве, так и в изобразительном я стараюсь

применять различные техники, приемы, рисования.

К техническим приемам ИЗО относятся:

в графике: мягкие материалы – карандаш, уголь, сангина, тушь и перо, фломастеры.

в живописи: гуашь, акварель, пастель, цветные карандаши и мелки.

Использование таких приемов, как: монотипия – рисование гуашью с помощью

стекла, рисунок по мокрому листу, используя эффект растекание, рисунок

воском, тушью и выцарапывание перышком, рисунок палочкой, использование

приема поантелизм – рисование точечными мазками и т. д.

Изобразительное искусство делится на:

- тематическое рисование,

- рисование по памяти и воображению,

- рисование с натуры,

- декоративное рисование.

На уроках творчества решаются вопросы эстетическо-познавательного воспитания

открываются широкие возможности для художественно-творческого развития

учащихся, формируются у них эмоционально-нравственное отношение к миру,

окружающей жизни, к людям, развивается ассоциативно-образное мышление. Задача

таких уроков разбудить и воспитать душу ученика, сформировать в нем

творческое начало.

Заключение.

Первые шаги в мире искусства – это первые шаги на пути к себе, к своим

творческим возможностям. И основная цель данной работы заключалась в том,

чтобы показать, как в условиях изобразительного искусства и художественного

труда решаются вопросы творческого и познавательно – эстетического

воспитания.

Подведя итог, хочу отметить, что не каждый ребенок приходит в мир, чтобы

художником. И этого не изменят самые лучшие педагогические методики. Но верно

и то, что определенным потенциалом художественного развития обладает каждый,

вступающий в этот мир, человек. И потенциал этот нужно раскрыть. В этом нет

никакого противоречия. Так, каждый обладает способностью логически мыслить и

применять ее постоянно, но лишь немногие становятся специалистами по логике

или удачными теоретиками. Поэтому педагог должен настраиваться и вести себя

так, будто весь класс состоит из потенциальных художников.

В этих условиях, наиболее одаренные, скорее найдут свой путь. А все остальные

приобретут ценный опыт творческого воплощения собственных замыслов, станут

глубже понимать и ценить искусство. Детям обязательно нужно помочь раскрыть

себя, и чем раньше это произойдет, тем лучше проявится их творческий

потенциал. Здесь нельзя терять времени, т. к. пик креативной деятельности,

наивной и искренней, приходит на 6 лет, а затем, если детям не помочь. Они

взрослеют и боятся показаться смешными, непонятыми и отвергнутыми, потому,

что не могут выразить все то, что у них внутри.

Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих

способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо

утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в

младшем школьном возрасте. Для этого необходимо создания определенных

условий, благоприятных формированию и развитию творческого потенциала.

Подытожив все сказанное ранее, можно придти к следующему выводу, что такими

условиями являются:

1. Создание особой обстановки, определяющей развитие детей.

2. Возможность самостоятельного решения задач ребенком, требующих

максимального напряжения, когда он доходит до «пика» своих возможностей.

3. Предоставление ребенку свободу в выборе деятельности и заданий, как в

сюжете, так и в технике, приемах.

4. Умная, доброжелательная и своевременная помощь со стороны учителя, а не

навязывание или подсказка.

5. Комфортная психологическая и нацеленная обстановка, поощрение

стремлений ребенка к креативной деятельности, в том числе создание

нестандартных композиций.

6. Использование индивидуального подхода, а также различных методик,

упомянутых ранее, особенно игровых и коллективных.

Эти условия, конечно, обязан предоставить педагог. А помимо этого, он сам

должен прекрасно рисовать и создавать прекрасное своими руками. Иначе

учащиеся не поверят в него. Педагог также должен быть достаточно образованным

в искусстве, умеющим ярко, образно и эмоционально донести информацию и быть

увлеченным своим делом.

Каждый учебный год я испытываю волнение и трепет от взглядов маленьких

учеников на первых занятиях в школе. Глядя на них, я думаю, сумею ли я

сделать так, чтобы сохранить и умножить их интерес и любознательность к

своему предмету на протяжении всех встреч с ними. И мой, еще не очень

богатый, педагогический опыт работы убедил меня в том, что этого можно

добиться лишь в условиях

доброжелательности и уважения к личности ребенка и обязательно вера в его

творческие возможности и чтобы на уроках всегда присутствовал дух

сотрудничества и доверия!

Практическая часть.

Методы развития творческих способностей на уроках Изобразительного искусства

и художественного труда у детей 6-9 лет.

Методы – это приемы и средства, с помощью которых осуществляется развитие

творческих способностей.

Методы, используемые на уроках:

1. Практические.

2. Словесные.

3. Наглядные.

4. Игровые.

5. Коллективные.

В работе с детьми все эти методы должны сочетаться друг с другом.

Словесный метод – это рассказ, поэтические тексты, беседа, чтение, перессказ,

диалог, обсуждение.

К наглядным методам относятся – наблюдения, просмотр рисунков, картин,

репродукций, диафильмов, прослушивание музыки.

Игровой метод – предполагает использование различных компонентов игровой

деятельности в сочетании с другими приемами.

Коллективный метод – вовлечение в одно общее задание всех учащихся, используя

их индивидуальные способности и подход к работе.

К практическим методам относятся – упражнения, которые подразделяются на:

1.Подражательно – исполнительные (академические).

2. Конструктивные.

3. Творческие.

В процесс организации обучения развитию творческих способностей большое

значение придается обще дидактическим методам:

- научности

- систематичности

- последовательности

- доступности

- активности

- использование индивидуального подхода.

Важнейшая роль в развитии творческих способностей принадлежит педагогу.

Именно он является инициатором идей. К такому выводу я пришла, основываясь на

опыт своей работы. Например, в начале своей трудовой деятельности мне

хотелось достичь все, и сразу. Но как?

На занятиях мы с детьми стали делать сразу большие картины, минуя начальный

этап. Но в процессе занятий я поняла, что дети еще не готовы к этому. И тогда

я стала работать по принципу – от простого к сложному. Он заключается в

постепенном развитии и приобретении различных навыков.

Опираясь на данные методы и принципы, я старалась строить свои занятия по

изобразительному искусству и художественному труду в 1-3 классах в рамках

школьной программы.

Методы и приемы, используемые на уроках технологии

(художественного труда).

Принцип от простого к сложному чаще всего применяется в практической

деятельности, где нужно начинать с подражательно – исполнительного метода и

только потом, переходить к конструктивным и творческим методам, чтобы у

ребенка уже была основная база навыков для творческой деятельности. Но

главное, педагог должен грамотно использовать взаимодействие всех методов – и

словесных, и игровых, и наглядных, и коллективных. Только тогда можно

говорить о продуктивной творческой деятельности.

Для практических методов существует целый ряд специальных занятий на

наблюдение и открытия, сравнения и фантазию. На различных примерах идет

планомерное обучение различным, художественным приемам изображения

окружающего мира, передача эмоций и настроения.

Подражательно-исполнительный метод

Одним из таких примеров служит урок в 1-м классе – « Природа строитель»,

работа с осенними листьями, где у школьников вырабатываются навыки владения

карандашом, фломастером, и красками, где они учатся работать с ножницами и

бумагой и комбинировать эти приемы. Это с одной стороны простой –

подражательно-исполнительный метод, но он строится в форме игры, в результате

которой у детей развивается желание создавать что-то новое, т.е. творить.

Дети пришли на занятие, набрав по пути опавшие листья клена, дуба, тополя.

Учитель также заранее вырезает силуэты листьев различной формы из картона.

Предварительно перед занятием на деревянную раму натягиваются, в разных

направлениях нити. Пересекаясь, в разных местах, они образуют своеобразную

паутинку.

- Посмотрите, на нашем окошке паучок сплел свою паутинку. Дунул

ветерок, полетели листочки и застряли в паутинке.

На этом уроке дети узнают, как можно сделать цветные листья, бабочек и других

лесных жителей, при помощи красок, фломастеров и ножниц и различных шаблонов.

А также узнают различные приемы рисования, как один цвет превратить в другой.

И в конце урока у нас получится нарядный домик паучка, куда ребята, при

помощи скрепок прикрепят свои поделки. И благодаря нашей коллективной работе

за нашим окном еще долго стояла радостная осень

На этом уроке дети повторяли за мной те приемы, которым я их обучала.

Подражательно-исполнительный метод предполагает выполнение по готовым

шаблонам, но мы, все же, использовали элементы творчества и наблюдения,

сравнения природы. Это был первый этап для развития творческих способностей.

Для подражательно- исполнительного метода хорошо использовать обрывную

аппликацию из цветной бумаги, аппликацию – флористику из засушенных цветов и

листьев, технику бумагопластики и аппликацию из ткани и других различных

материалов. На первом этапе обучения это дает хорошую базу для приобретения

различных практических навыков, развивает мелкую моторику, что дает

возможности для дальнейших творческих заданий, использую приобретенные

знания.

Творческий метод.

Дети на втором этапе обучения должны научиться, самостоятельно понимать

задачи учебного занятия, определять виды используемых материалов и находить

интересные сюжеты. Один из важнейших моментов методики – дать возможность

ребенку самому открыть новый для него технологический прием. «Это открытие

руками» носит прикладной характер. В случае затруднения учитель может помочь

наводящими вопросами, но, не раскрывая при этом способы выполнения до конца.

Вариантов открытия может быть несколько и ребенок не должен быть скован

определенным и единственным способом и приемом выполнения задания. Иногда он

приходит к совершенно неожиданному и оригинальному решению. Это нужно

всячески поощрять, т. к. это и есть развитие его творческого потенциала.

Для такой творческой работы, я очень часто использую коллажную технику из

различных материалов. Это может быть и смешанная техника, с использованием

рисунка и монотипией. Этот вид творчества вызывает особый интерес и

удовольствие у ребят, т.к. они в полной мере проявляют свою фантазию и

самовыражение, а главное, эту работу всегда ожидает успех.

Приведу несколько примеров.

1.Создание коллажа с монотипией, используя рисунок.

Предлагаемая тема урока может быть выполнена различными приемами, разученными

ранее. Учитель предлагает используемый материал, как один из примеров. Если у

ребенка не такого материала, то он может найти ему замену. Но даже если этот

материал есть, все равно нужно подыскать варианты использования иного

материала. Тогда это занятие превратится в объект поиска новых возможностей.

Для этого занятия нам потребуется: стекло, гуашь, кисти, бумага, ножницы,

клей, фломастеры, вырезки из журналов. Я раскладываю на столе журналы и

различные вырезки с достопримечательностями различных стран, городов, улиц,

домов, пейзажей. На этом уроке мы отправимся в путешествие. Я объясняю, как

собрать воедино все эти вырезки и технику рисования монотипию, которую мы

проходили на уроке рисования. Вначале, выбираем колорит для нашего фона: на

влажное стекло большой кистью положим, выбранные цвета и отпечатаем на

бумагу. В получившихся оттисках каждый найдет что-то свое: вершины гор,

покрытые снегом, луга, поля, озера, ленты рек и асфальтовых дорог и т. д.

Дети могут выбрать другой способ – сделать рисунок по мокрому листу,

используя губку или кусочек паралона. А пока оттиск будет сохнуть, подберем

те картины в журналах, которые, по мнению детей, подходят к полученному фону.

Ребята могут сочетать вырезки с рисунками от руки. Получится оригинальная и

индивидуальная работа.

Если отпечаток напоминает морское побережье, то парусники, пальмы, пляжные

зонтики – то, что нужно. А вот, гуашевый отпечаток напоминает вечер в уютном

маленьком городке. Значит, ножницами вырезаем стулья, фонари и клумбы с

цветами и рисуем столики уличного кафе, находим силуэты элегантно одетых

людей. Тонкой кисточкой рисуем различные и изящные стволы деревьев. Если на

бумаге яркие пятна, то это может быть Африка. Сюда подойдут яркие фотографии

пальм и рисунки цветов, слонов у жирафов и многое другое, на сколько хватит

детской фантазии. Дети сами ищут и выбирают сюжет для своих путешествий,

находят приемы рисования – краской или фломастером, додумывают детали

композиции, дополняют картину деталями. В вырезанные окна рисуют занавески,

балконы, на небе – облака или звезды и т. д. Чтобы коллаж стал еще и

объемным, фактурным и не было видно четких границ, показываю, что можно

сминать вырезки, а потом расправлять и поверх наносить рисунок. Благодаря

шершавой поверхности бумаги, цветовой гамме и тонкому рисунку в работе

создается уже иное настроение, чувствуется воздух. Здесь нужно только

подсказать, как сделать одно целое, как вписать в общий цвет величины и форму

вырезки, а остальное дети находят сами. Этот прием можно использовать в

различных других темах, например, времена года.

2.Сочетание коллажа с рисунком и тканью.

Для занятия нам подойдет: фотографии с крупным изображением, ножницы, клей,

кусочки разноцветной ткани, карандаш или тушь с пером, бумага

Мы рассматриваем фотографии. Они возвращают нас в прошлое. Вот мама и бабушка

или брат. А вот наши друзья за праздничным столом. Но формат фотографии

довольно маленький, и на нем не уместилось все, что хочется оставить на

память.

Мы попробуем дорисовать пером то, что не уместилось на снимке. Выберем

несколько фотографий с крупными и мелкими изображениями. Ножницами вырежем

нужные, но недостающие детали картины. Например, подружки собрались провести

вечер за чтением книг, сели на уютный диван и включили настольную лампу.

Вариантов сюжетов может быть множество. Простым карандашом или тушью к

вырезанным портретам дорисовываем силуэты. Из кусочков ткани можно вырезать и

приклеить платья различных фасонов. Рядом нарисовать диван и вырезать на него

покрывало и подушки из другой ткани. Над диваном нарисовать настольную лампу

и раскрасить. Тушью можно подштриховать границу соединения фотографии и

рисунка пером, сделать постепенный переход от темного снимка к графическому

изображению. Пером также можно дорисовать мелкие детали или вырезать их из

журнала. Как сюжетов изображения, так и самих приемов может быть множество.

Вооружив детей знаниями этих приемов, у детей получаются очень интересные и

творческие работы.

3. Объемный коллаж. «Коробочка интересов».

Нам будут необходимы – коробочка из-под конфет, всевозможный бросовый или

подручный материал, клей скотч, ножницы, журнальные вырезки, ткань

Цель данного занятия – научить отбирать материал по какому-либо признаку,

относящемуся к определенной теме и выполнить работу в одном стиле.

Ставлю на стол пустую коробку из-под конфет.

- Давайте соберем в нее наши увлечения. У каждого из ребят есть свои

увлечения и хобби, свои любимые занятия и предметы. Кто-то из ребят

предпочитает заниматься спортом. В его коробочке окажутся вырезки с

изображениями спортсменов и спортивного инвентаря, значки, теннисные шарики и

многое другое. У девочек любимая тема – парфюмерия и украшения. Коробочка

быстро заполняется пустыми флакончиками от помады, туши и духов, пудреницами,

кружевами, бусами, серьгами, цветами. Здесь учитель приходит на помощь. Он

советует ребятам, какие предметы сочетаются вместе, а от каких лучше

отказаться. Например, тема моды не очень хорошо сочетается с мягкой игрушкой,

а спорт – с бижутерией. На этом уроке и учитель может сделать такую коробочку

интересов, например, в мастерской художника, показав как правильно

компоновать предметы различной формы, величины и фактуры. В этой работе

должно присутствовать и настроение. Оно передается при помощи цветовых

решений. У кого-то будут темные и таинственные тона, а у кого-то - светлые и

нежные, мечтательные или яркие, контрастные. Фоном может служить ткань и

тематические вырезки или фотографии определенного, создающего настроение,

тона. Детям очень нравится комбинировать различные материалы, и композиции

получаются самые неожиданные и индивидуальные. Затем можно в игровой форме, в

классе, по сделанным работам угадывать учеников, которые сделали свои

коробочки интересов. И каждый в этой игре лучше и больше узнает друг друга,

узнает об увлечениях своего друга или подруги. Это сближает учеников между

собой и с преподавателем.

Творческие занятия помогают развивать художественный вкус и логику,

способствуют формированию пространственного воображение. Кроме того, у детей

совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно для младших школьников.

В процессе работы с различными материалами дети учатся фантазировать и

создавать интересные образы и изделия

Занятия этих трех видов развивают творческое и абстрактное мышление, чувство

вкуса, а главное, дети все больше и больше хотят изобретать, создавать,

творить и познавать.

Конструктивный метод.

Ребенку предлагается видоизменить предложенный объект, используя данные или

добавляя новые детали. Один и тот же способ выполнения работы можно

использовать на разных уровнях сложности. Можно просто повторить образец,

предлагаемый учителем, а можно с учетом творческого подхода, изменить

первоначальный вариант и выполнить по-своему способу изготовления, применив

изобретательность и находчивость. Ребенку также предлагается подумать над

практическим применением работы или предложить варианты использования

поделки.

Сюда также входят задания на активизацию приобретенных знаний и навыков.

Ребенок самостоятельно находит пути и приемы взаимодействия различных

известных ему технологий, например, пройденные приемы выступают в качестве

вспомогательных в новой поделке. Или же даются задания на создание нового

объекта по уже изученной технологии. Это развивает художественное видение и

конструктивное мышление.

Приведу конкретный пример: понятие дизайна, бумагопластика.

Для этого занятия нам потребуется – плотная бумага, клей, степлер,

фломастеры, веревка, ножницы.

О том, что внешний вид окружающих нас предметов разрабатывается художниками,

мы говорили на прошлых уроках. Искусство создания красивых и одновременно

удобных вещей называют дизайном, а художники – дизайнерами.

Предлагаю детям усовершенствовать нашу люстру.

- У всех дома люстры разные по форме и цвету. Мы попробуем придумать свои, а

самая лучшая заменит старую в нашей мастерской. Показываю несколько

вариантов, на основе которых дети склеят свои люстры, выбрав свой вариант.

Если полоску бумаги свернуть цилиндром и склеить, а сверху крест-накрест

прикрепить полоски бумаги, то получится примитивный плафон. А если прикрепить

к середине бумажного креста нитку, его можно будет подвесить к потолку.

Если цилиндр расстричь снизу до половины на полоски и загнуть их с помощью

ножниц вверх, то получится уже новая форма люстры. Бумажные цилиндры могут

быть различной формы – короткими и широкими или длинными и узкими. Это право

выбора юных дизайнеров.

Показываю другой способ. Вырежем из бумаги круг и сделаем один разрез от края

до центра круга. Наложим края разреза друг на друга, скрепим степлером или

клеем. Получится широкий конус, ширину которого можно регулировать. Украшать

его дети будут самостоятельно, используя знания объемной аппликации –

коллажа, изученных на предыдущих уроках

А можно использовать другой способ. Бумажный прямоугольник свернуть в кулек и

скрепить степлером или клеем. Сделав несколько таких кульков, наклеить их на

бумажную полоску, свернутую в кольцо. Все эти модели можно комбинировать друг

с другом, а можно придумать и свой вариант. Чтобы сделать люстру цветной,

бумажные прямоугольники лучше заранее украсить. Их можно разрисовать гуашью и

расписать различными орнаментами, или вырезать из цветной самоклеющей пленки

различные узоры – аппликации, можно использовать ткань, различные

декоративные материалы: блестки, фольгу, кисточки из нитей, тесьму и многое

другое. Здесь я уже даю право выбора технических средств самим ребятам. Они

должны проявить свои художественные и изобретательные способности

самостоятельно, используя приобретенные навыки. Остальные варианты и детали

дети придумывают сами, достаточно показать им несколько приемов.

Дети заражаются идеей создания новой люстры. Главное – не забыть, что она

должна быть не только оригинальной, но и функциональной.

Для конструктивных методов хорошо подходят и другие занятия, например,

придумать карнавальный костюм или сцену для кукольного театра,

конструирование различных предметов из подручных материалов и т. д.

Умение что-нибудь самому позволяет ребенку чувствовать себя более уверенно,

избавляет от ощущения беспомощности в окружающем мире, а также развивает

ловкость рук и точность глазомера.

Таким образом, на примерах вышеописанных занятий, я показала, как

использовать различные методы для достижения продуктивной творческой

деятельности, и при этом опираться на главный принцип построения уроков –

принцип от простого к сложному.

.

Методы и приемы, используемые на уроках изобразительного

искусства.

В рисунках ребенок изливает естественным и спонтанным образом свои чувства и

эмоции. Он созидает и разрушает, убивает и воскрешает образы, соответствующие

его уровню сознания, его манере чувствовать и объяснять окружающий мир. Со

временем ребенок выражает в рисунке более развитый взгляд на окружающий мир,

придавая ему все большее правдоподобие, делая рисунок более точным,

реалистичным и выразительным.

На уроках изобразительного искусства я также использую принцип от простого к

сложному. Вначале мы наблюдаем, сравниваем, оцениваем, знакомимся с азами

цветоведения и художественными материалами. И только затем, используя все

эти навыки, переходим к творческим и поисковым композициям.

Поэтапное выполнение работы, благотворно влияет на эффективность развития

творческих способностей. Она предполагает:

- выбор сюжета

- подбор материала

- цветовая гамма

.

1. Урок по воображению и наблюдению.

Самые первые уроки – это всегда настоящий праздник цвета! Обилие живых

цветов, которыми украшен класс, это не только наглядно – активный антураж,

создающий праздничную атмосферу на уроке, но это еще и фон для любования,

всматривания, наблюдения в красоты природы. Красота цветов проникает в души

детей, именно она будет главным эмоциональным импульсом в их творчестве.

На первых уроках дети знакомятся с тремя самыми главными и волшебными

цветами. Дети узнают и о том, какие чудесные превращения происходят с ними,

когда они сливаются друг с другом, они научатся смешивать их наблюдать и

передавать красоты природы. Примером для одного из таких уроков послужит тема

« Сказочные цветы», где ребята услышат маленькую сказку о том, как злой

волшебник решил наказать художника, спрятав от него все краски и оставив

только красную, синюю и желтую. Таким образом, они невольно будут вовлечены в

игру, помогая художнику выйти из затруднительного положения, и вполне

самостоятельно найти ответы на поставленные вопросы.

Прежде чем ребята начнут работать красками, превратим их в эльфов. Так им

будет интереснее и полезнее для работы, т. к. задача урока написать цветы

сверху.

И пролетая над лугом или полем, эльфы не видят стеблей, а только красивый и

пестрый ковер цветов с яркими пятнами, такие же, как у нас в классе.

Ребенок привык раскрашивать цветом все, что он изображает, но сейчас для меня

важно подвести его от раскраски к удивительному эффекту слияния цветов, а

затем вывести на широкую свободную импровизацию, когда цветы начинают

принимать самые невиданные очертания и формы. Но главное в этой работе –

эмоциональное восприятие ребенком цвета, свободный и смелый поиск цветовых

сочетаний, на основе трех основных и свободный полет фантазии.

Здесь применялся в совокупности наглядный и игровой метод, который очень

хорошо усваивается детьми. Эти методы хорошо применяются и в других темах на

наблюдение природы: « Осенний дождик», « Каким бывает осеннее небо или море»,

«Стихии природы», «Ветер», «Гроза», «Какого цвета добро и зло», «Как зажечь

костер», «Собирая осенние листья», «Морское дно», «Зимнее окно», «Симфония

цвета» и т. д.

2. Знакомство с художественными материалами. Тематическое рисование.

На втором этапе ребята отправляются в путешествие по стране художественных

материалов. Они знакомятся с разнообразными художественными средствами и

приемами, которые будут использованы в дальнейших творческих и декоративных

работах.

Гуашь, акварель, пастель, тушь и перо, уголек и сангина – каждый из этих

материалов обладает своими эмоциональными образными возможностями. Знакомя

ребят с различными материалами, учу детей создавать образы, используя

выразительные способности этих материалов. Другая задача состоит в том, чтобы

они могли узнавать их по внешним признакам.

Итак, мы отправляемся с ребятами в страну художественных материалов.

Я наблюдаю, сколько было радости и изумления в глазах маленьких художников,

когда я принесла большую коробку акварели, настоящую палитру художника,

коробку художественной пастели и сангины. На этих уроках я буду показывать

ребятам, как работать всеми этими материалами и как их можно смешивать между

собой. Ребята должны будут почувствовать прозрачную мягкость акварели и ее

переходов, матовость и насыщенность гуаши, разнообразность штриховки

разноцветной пастели, выразительность и четкость линий пера и уголька с

сангиной.

Темой первых уроков будет «Осень». Ребята опять услышат маленькую сказку о

том, как поссорились разные краски между собой и решили выяснить, какая лучше

и главней. Но я беру чистый лист бумаги и на глазах у детей рисую три разных

осенних пейзажа, прямо на глазах у детей, используя особенности этих

художественных средств. К концу спора красок ребята увидели три совершенно

разных и красивых пейзажа. На одном солнечно – золотистая и радостная, на

другом – мрачная и дождливая, а на третьем рисунке получилось сплетение

радости и грусти. Радость – в яркой и сочной листве и многообразии красок, ну

а грусть – в пронзительной синеве небес, в которой утопает золотой багрянец,

в стаях улетающих птиц.

Для еще большего эмоционального восприятия, я показываю ребятам репродукции

картин художников: Левитана и Рериха, Саврасова и Васильева. Это поможет

детям еще раз понять, как многолика и прекрасна осенняя природа.

В практической работе ребята самостоятельно и индивидуально выберут себе

материал и настроение в работе. Каждый ребенок создаст свою осень.

По окончанию работы над этой темой, можно сделать выставку на школьных

стендах. Собрав ребят вместе для коллективного просмотра. Предлагаю ребятам

самим высказать свое мнение по работам. В ответах ребят прослеживается

эмоциональная отзывчивость на все увиденное и услышанное на уроках.

Здесь решались задачи нравственно – познавательного характера. Меня волновало

не только то, что ребенку была дана информация, но и то, как он реагирует и

воспринимает ее.

На этом уроке, главным образом использовался наглядный и словесный метод,

принцип доступности и активности. Обязательно нужно было создать условия

детям для высказывания своих мыслей и чувств, и чтобы каждый ребенок был

уверен в том, что его выслушают. По ответам детей можно проследить, как на

основе своих наблюдений, он воспринимает искусство. Детская работа – это

главный ответ на то, как глубоко он усвоил содержание темы и сумел слить ее

со своими внутренними переживаниями.

3. Рисование с натуры.

Далее ребята продолжат знакомство с техническими средствами и с видом

изобразительного искусства графики. Это будут графические материалы, они

узнают о технике гризайль и монотипия, а также будут учиться рисовать с

натуры.

Вместе с познанием выразительных возможностей новых материалов продолжается

приобщение учащихся к красоте природы, которая каждый раз для восприятия

детей открывает все новые грани своего очарования и своеобразия.

Здесь нам хорошо подойдут такие темы, как «Деревья как люди», «Хоровод

осенних веток» или «Деревья проснулись».

Хорошо художнику- живописцу. Он может выразить свои чувства и настроения при

помощи цвета ( напоминаю урок про осень). Другое дело – художник- график. Он

располагает, куда меньшими возможностями. У него в запасе лишь только линия,

штрих и пятно. Можно ли пользуясь этими выразительными средствами передать

чувства и настроения?

Карандаш, перо, уголь, сангина и тушь. Я показываю, какими свойствами он

обладают при изображении. Какие тонкие и изящные линии и штрихи делает перо,

смоченное тушью, а как мягко может рисовать уголек, но можно применить и

совсем иной и новый способ ля достижении выразительности и эффектности

рисунка. Этот прием потребовал предварительной подготовки. Лист ватмана я

натерла воском или парафиновой свечкой, чтобы получился ровный восковой слой.

А поверх него наношу кистью слой черной туши или черной гуаши. Когда тушь

высохла, я показываю, как острым перышком выцарапывают рисунок веточки или

дерева. Перо снимает слой туши, а из-под него выступает белый лист бумаги,

как гравюра. Дети, конечно, удивлены, что можно рисовать не только по белой

бумаге, но и по черной, когда уже получается совсем другое настроение.

А можно рисовать и с помощью стекла, используя толь два или три цвета.

Рисунок с помощью гуаши и стекла называется монотипией, рисование только

тремя цветами (например, черным, коричневым и белым) – называется гризайль

(серый). Этот вид рисования нам тоже сегодня подойдет.

Я кладу на стол стекло. На него наношу гуашевую краску трех цветов, которые

ассоциирую с каким-либо временем года. Стекло немного смачиваю водой, чтобы

краски быстро не засыхали. Краску наношу на стекло, где предположительно

будет земля и деревья. Затем берем лист бумаги и прикладываем его к стеклу и

потом аккуратно снимаем бумагу со стекла – на ней остается отпечаток –

оттиск. Он иногда получается совершенно неожиданным, а формы на отпечатке, –

причудливыми и сказочными, вызывая различные ассоциации. Тонкой кисточкой

завершаем картину, прорисовывая детали стволов, ветвей и листьев.

Оказывается, что любой из этих материалов в руках хорошего рисовальщика,

становится превосходным средством выражения красоты окружающего мира.

Сегодня в нашем классе изобилие ветвей различных пород деревьев и коряжин. У

каждого из них, как и у человека, есть свой характер. Вот изогнулись и

повисли тонкие ветви березки, словно хрупкая девушка наклонилась к воде, а

вот толстые ветви дуба, словно сильные, уверенные руки отца- защитника

протянулись вверх, а рядом нарядный и кудрявый клен вместе с яркой рябинкой

ведет разговор.

И на этом уроке для меня важно, чтобы ребята смогли очеловечить эти образы,

увидеть за каждой веточкой нежность, хрупкость или силу, уверенность, мощь. А

передавать эти образы мы будем уже нам знакомыми графическими материалами.

Теперь ребята понимают, что выразить многообразие характеров вполне под силу

не только художнику – графику, но и им самим, если умело пользоваться

выразительными средствами и характером линии.

-Разве можно передать нежность, хрупкость, угловатой линией сангины?! А силу,

мощь – тонкой, волнистой линией тонкого перышка?!

Теперь можно начинать работу. Ребята рисуют с натуры ветки деревьев, выбирая

материал и передавая характер в работе. Вариантность заданий на уроке

изобразительного искусства позволяет творчески подходить к осуществлению

поставленных задач. Широкое разнообразие вариантов внутри одной темы поможет

избавиться от стереотипности и откроет простор для творческого самовыражения

в дальнейшем.

4. Декоративное рисование. Творческое задание.

На предыдущих занятиях мы наблюдали и сравнивали природу, рисовали с натуры,

знакомились с различными, художественными материалами, т. е. Набирались

знаниями для творческой работы. Именно такие занятия дети любят больше всего,

где они могут полностью раскрыться.

Тема такого урока будет посвящена украшению платков. А называться она будет

так: «О чем рассказывают украшения».

Ребята входят в класс и видят везде развешанные прекрасные платки бабушек,

мам, летние косыночки, на столах разложены старинные вышитые кисеты и

мешочки. В классе даже стало светлее и уютнее от этой красоты. Но главное,

что она будет активно «работать» на уроке, помогая мне вывести ребят за

пределы обычного, бытового восприятия предметного окружения, поможет детям

сделать открытие: все прекрасные платки – тоже искусство, в котором нашли

воплощение щедрые мотивы цветущей земли, переосмысленной творческой фантазией

художника.

- А откуда художник черпает свое вдохновение, где он находит такие интересные

завитки и витиеватые линии? Какие удивительные по цвету платки, какое

многообразие узоров и цветов!

- Человек всегда жил в содружестве с природой, наблюдал ее, именно она

вдохновляла художников. В наших платках тоже присутствуют элементы цветов и

листьев, завитки веточек деревьев и разноцветные крылья бабочек. Художник не

разрушает эту красоту, а подчеркивает ее, делает более выразительной и

красочной.

Ребята вспоминают первые уроки, когда они были маленькими эльфами и рисовали

сказочные цветы, вспоминают, как при помощи перышка они рисовали с натуры

тонкие веточки рябинки и березки. И сегодня они, как настоящие художники,

которые тоже наблюдали природу, будут придумывать украшения для своих

художественных изделий.

-А какой платок вы бы выбрали для своих мам или бабушек?

Ребята увлеченно спорят, приводят свои доводы. В итоге мы вместе приходим к

выводу, что платок – это настроение. Он может подчеркнуть красоту человека, а

может не соответствовать ей. Темный платок может приглушить молодость, а

яркий и броский – может подчеркнуть старость. Если за каждым предметом ребята

научатся видеть нечто большее, чем сам предмет, в данном случае образ

человека, то творческий процесс на уроке будет наполнен новым содержательным

смыслом.

Украшения. На этот раз мы будем рассматривать их, как украшения выражающие

характер человека – силу, нежность, доброту.

- А как вы думаете, украшения могут рассказать о человеке?

Показываю очередной красивый старинный платок.

- Попробуйте рассказать о том, для кого он предназначен.

Я могла бы и сама это сделать, но сейчас важнее, чтобы это сделали ребята.

Дети говорят, что такой платок, носила молодая девушка, добрая и веселая, как

мама т. к. он яркий и на нем много цветов и завитков.

- А если представить, что на платке не цветы и бабочки, а львы и тигры?

- Кто бы мог надеть такой платок? Наверное, человек, обладающий силой

и мужеством.

Ребята разобрались в том, для кого украшения и почему они так выглядят и

могут передавать характер человека, рассказать, какой он.

- А что бы вы предложили бы для своих платков? Дети предлагают звезды,

солнышко, бабочек, луну, цветки и листья, грибы и веточки.

-А теперь давайте посмотрим на платок, как на цельную, замкнутую композицию.

В ней существует определенный порядок в расположении природных элементов. Я

показываю схематично, как можно изобразить один из платков, пользуясь лишь

линиями и геометрическими фигурами. Вместо букета цветов, листьев, стеблей –

схема. Вначале не у всех получается, но постепенно ребята понимают, что от

них требуется, и уже более уверенно справляются с работой.

- Художник, прежде чем начнет изображать листья, веточки, цветы и т. д.,

продумывает композицию, а не располагает их бездумно и хаотично. Точно так

же, как это сейчас я продемонстрировала. А потом эту схему можно заполнить и

конкретными природными элементами. Предлагаю ребятам подумать, где можно

расставить акценты – или в центре платка, или по углам. После

подготовительной работы можно подключать свою фантазию, выполнив роспись

платка. Только ребята не должны забывать, для кого они делают свои платки –

для доброй мамы или строгой бабушки, или веселой сестренки.

Хожу по рядам, смотрю за работой. Подхожу к Алине, она так расстроена, что не

передать. Для нее упавшая клякса на ее чудесном платке для мамы – настоящая

трагедия.

-Что будем делать?! Еще одно мгновение и наша клякса превратится,. Во что бы

ты хотела ее превратить? В бабочку, она красивая, как мама. Легкое движение

кисти и кляксы нет, а есть нарядная бабочка. Показываю ее ребятам и советую –

если случится беда, прибегите к волшебному превращению. Вот и все разрешение

проблемы. А все могло бы случиться по-другому. Можно было бы поругать за

неопрятность и неряшливость. В этом случае ребенок бы пострадал и еще сильнее

расстроился, замкнулся и отошел бы еще дальше от учителя. А сейчас душа его

раскрылась в благодарности, как та бабочка, из кляксы

Состояние, которое испытывают ребята, выполняя эту работу не только –

творческий поиск, но и еще это прекрасный момент, когда они в мыслях о своих

близких и дорогих людях. Сейчас это не бездушное и механическое заполнение

квадрата различными узорами, а работа, наполненная эмоционально – смысловым

содержанием. И чем чаще ребенок будет испытывать подобное состояние души, тем

заметнее будет его рост, как творческой и гармоничной личности.

Здесь использовались наглядный и словесный методы в сочетании с

практическими. Принцип научности, доступности, наглядности, активности детей.

Для таких заданий хорошо подходят темы: «Костюм, который не для всех»,

«Добрые и злые образы», «Наша посуда», «Маски и куклы», «Роспись предметов

нашего быта» «Игрушки» и т. д.

5. Коллективная, творческая работа.

На четвертом, заключительном этапе ребята будут использовать весь арсенал

своих знаний и умений для создания большой коллективной работы.

Конец учебного года. До его завершения осталось несколько встреч. На этом

уроке ребятам предстоит выполнить очень серьезную коллективную работу. Общими

усилиями создать коллективное панно «Весна, шум птиц». В нем они творчески

воплотят все знания и весь эмоционально – образный багаж, накопленный за год.

Если им удастся творчески воплотить весь арсенал средств художественной

выразительности, то они сумеют передать образ пробуждающейся природы. А образ

ее складывается из многих компонентов. Это разные по характеру деревья,

стоящие в нежно – голубой дымке, это и звонкие стремительные ручейки – первые

вестники пробуждения, это и первые наполненные радостным щебетом хлопоты

птиц, это и пробуждающаяся земля, палитра которой насыщена богатым

разнообразием оттенков цветов – теплых и холодных, звонких и глухих.

- Ребята, давайте, еще раз внимательно всмотримся в картины художников, чтобы

увидеть, как они использовали знакомые нам средства художественной

выразительности, для того чтобы наполнить картины чувствами и ощущениями

жизни.

- Скажите, в картине какого художника образ весны более нежный,

светлый? От чего это зависит? А если бы в картине И. Левитана «Весна. Большая

вода» вместо нежных, тоненьких стволов были изображены мощные стволы дубов,

изменилось бы настроение, каким бы оно стало?

Обилие вопросов на уроке связано с тем, что перед практической работой ребята

должны осознать и наглядно убедиться какими художественными и выразительными

средствами они должны будут пользоваться. Ребята уже выполняли коллективные

работы, но на этот раз в работу подключится весь класс, и каждый ребенок

сумеет убедиться в реальности результатов своей творческой работы и соотнести

их с результатами творческих усилий всего коллектива.

На полу расстелены две трехметровые, широкие бумажные ленты, на каждую из

которых предварительно нанесен определенный цветовой фон с определенным

настроением. Его сделали желающие ребята в продленке. Разбиваю класс на

несколько творческих групп. Пока ребята из одной группы рисуют и вырезают

птиц, другая творческая группа рисует разные по характеру деревья с передачей

пространственных планов. Затем новая группа ребят изображает пастелью

струящиеся ручейки или тихие заводи, зеленую дымку вокруг деревьев и первые

подснежники, а группа, работающая до нее, включается в общую работу.

Когда панно ожило, наполнилось весенним дыханием, к нему подходят ребята с

готовыми птицами, раскладывают их и приклеивают в определенном ритме среди

чудесной панорамы весенней природы.

Рассматриваем панно все вместе. В нем были использованы разные, уже знакомые

технические средства, поэтому оно получилось такое интересное. Ребят

переполняет чувство гордости за свою работу.

Теперь этим панно можно украсить школьный коридор или стенд. Коллективная и

творческая работа дает возможность поверить в свои творческие силы и

возможности. Последние минуты урока – кульминационные. В этот момент душа

ребенка совершает открытие той красоты, которую он, может быть, не замечал

ранее. Ребенок начинает ощущать роль и значение творчества и искусства как

одно целое, начинает по-новому ощущать их силу и доброту.

Б. Неменский считал коллективную творческую работу – одним из самых

эффективных методов развития творческих способностей, т. к. в такой работе

нет нетворческих детей, каждый что-то делает для общего рисунка по мере своих

сил. А темы здесь можно использовать самые разные: «Мой город», «Парк» и т.

д.

Содержание.

1. Теоретическая часть.

1.1 Введение.

1.2 Особенности обучения на уроках творчества.

1.3 Пути и способы развития интереса к творчеству на уроках

изобразительного искусства и художественного труда.

1.4 Виды творческой деятельности, используемые на уроках.

2. Практическая часть.

2.1 Методы развития творческих способностей у детей

6-9 лет.

2.2 Методы и приемы, используемые на уроках

художественного труда.

2.3 Методы и приемы, используемые на уроках изобразительного искусства.

3. Заключение.

4. Приложение.

Приложение.

1. Марина Левина. «365 веселых уроков труда» - издательство Рольф Москва

2000 г.

2. С. Корнилова, А. Галанов. «Уроки изобразительного искусства для детей

5-9 лет» - издательство Рольф Москва 2000 г.

3. Н.А. Горяева. «Первые шаги в мире искусства» - издательство

Просвещение Москва 1991г.

4. В.И. Левин «Воспитание Творчества» - Томск: Пеленг, 1993г.

5. В.Г. Березина, И.Л. Викентьев, С.Ю. Модестов - «Детство творческой

личности» - спб.: издательство Буковского, 1994 г.

6. Энциклопедический словарь юного художника - сост. Н.И. Платонова,

В.Д. Синюков – М.. Педагогика, 1983 г.



(C) 2009