Научная Петербургская Академия

Контрольная: Самовоспитание личности

Контрольная: Самовоспитание личности

Московская академия экономики и права

Рязанский филиал

Контрольная работа

дисциплина: Педагогика

тема: Самовоспитание личности

выполнил:

студент группы Ю-361

*****************

************

проверил:

канд. пед. н.,

доцент Калашникова Т.В.

интернет-салон

Рязань 2003

План

Введение

1. Понятие самовоспитания.

2. Основные труды по проблемам самовоспитания.

3. Движущие силы и механизм самовоспитания личности.

4. Нравственный идеал и самовоспитание.

5. Цель самовоспитания.

Заключение.

Список литературы.

Введение

Миллионы лет существует мир. Многое изменилось в нем, стало совершенно

другим. Но все же есть что-то непреходящее, вечное, что было и будет всегда.

Ведь всегда будут рождаться, жить и умирать люди; и всегда будут они идти по

тернистому пути к своему совершенству, каждый раз вновь разрешая вечные

жизненные проблемы, преодолевая преграды, терпя бедствия.

Жизнь всегда заставляла людей искать пути к совершенствованию своей души.

Проблемам самовоспитания во все века придавалось большое значение.

В наше неспокойное, неясное время, когда трудно разобраться где Добро, а где

Зло, эта проблема еще более актуальна. То, по какому пути пойдут люди, станет

решающим для всей страны и всех нас. Поэтому человек сейчас, как никогда,

должен найти свое место в жизни, точно определить свои нравственные

ценности, уметь противостоять различным негативным влияниям.

Чтобы не сорваться в пропасть и не быть растоптанным, нужно уметь разобраться

в происходящем сейчас в нашей стране. А начинать нужно прежде всего с самого

себя, с усовершенствования своей личности. Как говорит народная мудрость:

“Век живи - век учись”, значит и воспитывай себя целый век. В постоянно

меняющемся мире только тот находит свое место, кто непрерывно меняется сам,

совершенствуется. Кроме того, только путем самовоспитания вырабатываются

такие ценные личностные качества как сила воли, мужество, настойчивость,

терпение, уверенность в своих силах и т.д.

Рассмотрев, какое значение имело и имеет самовоспитание в жизни людей, я

пришел к выводу, что самовоспитание является одной из самых важных проблем

сегодня и требует своего решения.

1. Понятие самовоспитания

«Самовоспитание – сознательная деятельность, направленная на возможно более

полную реализацию человеком себя как личности. Основываясь на активизации

механизмов саморегуляции, предполагает наличие ясно осознанных целей,

идеалов, личностных смыслов. Самовоспитание – относительно позднее

приоб­ретение онтогенеза, связанное с определенным уровнем самосознания,

критиче­ского мышления, способности и готовности к самоопределению,

самовыраже­нию, самораскрытию, самосовершенствованию. Базируется на

адекватной само­оценке, критическом анализе им своих индивидуальных

особенностей и потен­циальных возможностей. Находится в неразрывной связи с

воспитанием, не только подкрепляя, но и развивая процесс формирования

личности. Необходи­мыми компонентами являются самоанализ личностного

развития, самоотчет и самоконтроль. В приемы входят самоприказ,

самоодобрение, самовнушение».

«Самонаблюдение – наблюдение человеком за внутренним планом. собственной

психической жизни, позволяющее фиксировать её проявления (переживания, мысли,

чувства). Возникает в процессе общения с другими людьми, усвоения социального

опыта и средств его осмысления. Результатом является самоотчет – описание

человеком самого себя в относительной целостности психических и личностных

проявлений. Самоотчету бывают свойственны систематические ошибки, важнейшая

из которых состоит в том, что значительная часть испытуемых склонна, давая

его, представлять его в возможно более выгодном свете».

Эти две обширные цитаты, на мой взгляд, выражают основную мысль

индивидуального самовоспитания – постоянное стремление проявить себя как

можно полнее, лучше, и при этом не превратить жизнь в любование собственными

успехами. Достичь этого довольно трудно, ведь человеку свойственно

переоценивать свои силы и возможности, однако вполне реально.

Интеллектуальное самовоспитание.

В пору студенчества основной элемент интеллектуального самовоспитания –

учеба. Результат тем более важен, чем старше человек, так как именно

заложенная в пору учебы база будет использоваться всю жизнь. Отсюда острая

необходимость в оценке и переоценке собственных моральных принципов,

повышении уровня мышления. Здесь, по моему мнению, лучшего союзника, чем

литература, не найти. По роду своей специальности мне все более приходится

сталкиваться со специализированной литературой технического характера. Это

придаёт излишнюю абстрактность мышлению, заменяет живую устную речь

профессиональной фразеологией. Именно недостатки устной речи будут мешать

общению с учениками, – техническая терминология не поможет, а образности в

речи уже как не бывало. Поэтому я стараюсь как можно больше читать

литературную классику. Происходит значительное изменение восприятия даже

сугубо абстрактного материала, ведь, оказывается, можно оживить и сухие

физические формулы. Цель интеллектуального самовоспитания учителя - -не

«качать» свой интеллект как таковой, а научиться изложить свой знания так,

чтобы научить, увлечь, заставить почувствовать жизнь в своём предмете.

Основной интеллектуальной деятельностью учителя школы является общение с

учениками, поэтому акцент делается именно на этом. Возможный ущерб чисто

технической стороне обучения простителен хотя бы потому, что знания, кроме

фундаментальных, устаревают очень быстро. Фактически, учителю каждый учебный

год нужно переучиваться (программа обучения информатике меняется каждые 12

месяцев, именно за это время меняется поколение компьютеров). Жизнь учителя –

это постоянная погоня за меняющейся действительностью и попытки объяснить её

в рамках своего предмета.

Делая вывод, можно сказать, что решающим фактором является хорошо развитая

устная речь. Сразу за ней стоит письменная речь, так как умение объяснить –

ничто без умения закрепить свои мысли на бумаге. После – глубокие

профессиональные знания самого разнообразного характера, включающие высокий

уровень общего образования и необходимый набор навыков самообучения. Это

позволит приспособиться к любым изменениям окружающей обстановки и обучать

только актуальным знаниям.

Этическое самовоспитание.

Отдельной и очень важной графой в работе учителя стоит вопрос этики. Работая

с детьми, учитель, быть может, как никто другой, часто сталкивается с

проблемами этики в общем и этических отношений в частности. Профессиональная

этика, детская этика, житейская этика – вот далеко не полный перечень.

Особенно эта проблема актуальна для молодого учителя (отношения с коллегами и

детьми), ведь ему мешает отсутствие опыта. Сильно облегчить его жизнь могут

устойчивые моральные принципы и убеждения. С другой стороны, учитель

постоянно сталкивается с самыми разнообразными, зачастую полярными

отношениями людей к одному и тому же предмету. Гибкость мышления и

дипломатичность в отношениях здесь просто необходима. Следовательно, надо как

можно больше внимания уделять навыкам общения, умению установить и поддержать

контакт с собеседником, привлечь и удерживать его внимание. Американцы иногда

называют это «присутствием»: человека сразу выделяют из толпы, он привлекает

внимание ощущением силы, спокойствия, в его присутствии даже гаснут ссоры.

Комплекс навыков, необходимый для этого, довольно трудно определяем, и,

скорее всего, зависит от типа характера, воспитания, мышления. Умение

предотвратить агрессивные выпады в свой адрес состоит прежде всего в умении

вызвать симпатию к себе. Это довольно часто проявляется в учительской среде:

к одному учителю дети тянутся, другого не любят. Неприязнь к учителю

перерастает в неприязнь к предмету, а потом – в неуспеваемость по нему. С

другой стороны, манипулирование чувствами других людей, по меньшей мере,

неэтично, а вообще очень сильно травмирует психику. Поэтому, прежде всего

учитель воспитывает уважение к другим людям, к их чувствам и эмоциям у себя,

а уж потом требует этого от других.

Физическое самовоспитание.

Этому аспекту, на мой взгляд, уделяется слишком мало внимания. Физическая

нагрузка в деятельности учителя (не преподавателя физкультуры) очень мала, а

эмоциональная огромна. Отсюда подверженность стрессам, болезням и

недомоганиям, слабое здоровье. Если ещё в период учебы не заняться спортом,

результаты будут сказываться в течении очень многих лет. Правда,

нецелесообразно профессиональное занятие спортом: организм «перегорает» на

соревнованиях, старые травмы вернутся в пожилом возрасте и скажутся в полном

объёме. Кроме того, необходимо присутствие соответствующей психологической

компоненты, позволяющей снять стресс, сбросить усталость. Формирование

навыков концентрации, увеличение выносливости и жизненного потенциала, а

также поднятие общего тонуса приветствуются. Всем этим требования

удовлетворяют бег, плавание, туризм, оздоровительные спортивные системы.

Призвание спорта в жизни учителя: это прежде всего психологическая разгрузка,

умение обращаться с собственным телом, поддержание нормальной спортивной

формы в сочетании с крепким здоровьем. Недовольство, недомогание, стресс ни в

коем случае не должны отразиться на учениках. Для них учитель всегда здоров,

весел и готов помочь. Детский максимализм приводит к однобокому восприятию

состоянию учителя и, соответственно, к смене отношения к нему.

Психологическое самовоспитание.

Я посчитал необходимым вынести этот раздел для отдельного рассмотрения,

поскольку внимания ему в подготовке учителя уделяют до обидного мало. Молодой

учитель выходит на работу практически неподготовленным к специфике своей

профессиональной деятельности. Он не умеет длительно концентрироваться,

снимать психологическое напряжение, понимать состояние учеников, правильно

общаться с родителями и коллегами. Несмотря на большой объём психологии и

педагогики, прикладных элементов в программе обучения немного, всё больше

теория. С другой стороны, психологический аспект достаточно сильно выражен в

различных системах самоконтроля и психотехниках. Комплекс навыков по

управлению своими эмоциями, чувствами включен в программу многих

оздоровительных систем. Вот почему подчеркивается необходимость спорта,

физической активности, объединённых в единую стройную систему. Более того,

нужен соответствующий внутренний настрой, потому что пессимизм учителя

обязательно передастся детям. Дети очень чувствительны к психологическому

состоянию учителя, поэтому недопустимы вспышки ярости, недовольства,

агрессии. Достичь этого можно только имея устойчивую, уравновешенную нервную

систему. Следовательно, людям с бурным темпераментом необходима специальная

тренировка. А многие ли знают, как разрядить порыв ярости без вреда для

здоровья? Во время вспышки ярости выделяется целый комплекс возбуждающих

веществ и гормонов, так как организм готовится к активным действиям на

пределе возможностей. Эти вещества так или иначе должны быть потрачены, иначе

вызовут расширение сосудов и последующие атеросклероз и гипертонию. Лучше

всего подойдёт психосистема типа самогипноза или самовнушения, возможно также

применение какой-либо восточной системы концентрации-расслабления, например

тайцзицюань,

Общим итогом можно вынести комплекс приоритетных направлений в

самовоспитании. Во-первых, формирование высокоуровневого общего образовния

вкупе со специальными навыками общения. Во-вторых, воспитание уважения к

другим людям, их чувствам, аоступкам, мнению. В третьих, систематические

занятия спортом, формирование положительного отгошения к нему. И, наконец, в

четвертых, получение специальных навыков в области прикладной психологии и

психологии общения. Всё это должно обеспечить устойчивую базу для дальнейшего

развития и совершенствования.

2.Основные труды по проблемам самовоспитания

Среди значительных работ по самовоспитанию я бы хотел указать труды

А.И.Кочетова, который двадцать пять лет своей жизни посвятил работе над этой

проблемой. В его популярной книге “Как заниматься самовоспитанием

раскрывается вся теория самовоспитания, его цели, задачи, приемы и методы

работы над собой: даются рекомендации по саморазвитию ума, памяти, мысления,

способностей, речи и т.д.

В книге “Воспитай себя” А.И.Кочетов учит, как найти свой идеал, как

оценить свои силы и способности, как составить программу самовоспитания, как

искоренить свои недостатки и научиться управлять собой.

Приведенные выше книги А.И.Кочетова предназначены в основном для широкого круга

читателей и, главным образом, для подрастающего поколения. Однако круг его

деятельности по этой проблеме гораздо более широк. Так книга А.И.Кочетова

“Организация самовоспитания школьников” адресована уже учителям,

руководителям школ как пособие, в котором общетеоретические сведения выходят на

практическое приложение идей науки.

Проблеме самовоспитания много внимания уделял профессор А.Г.Ковалев. Его книга “

Личность воспитывает себя” посвящена условиям и методам самовоспитания

личности. Она иллюстрирована яркими примерами успешной работы над собой как

великих людей прошлого, так и наших современников; рассчитана на широкий круг

читателей.

Очень подробно, интересно и увлекательно со множеством конкретных примеров из

жизненных ситуаций изложена эта тема в книге Ю.М.Орлова “Самопознание и

самовоспитание характера”. Его подход к этой проблеме очень своеобразен,

поучителен, позволяет более глубоко понять приведенные теоретические сведения.

Интересным и очень своеобразным является подход к этому вопросу Дэйла Карнеги в

его популярной книге “Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей

”, где он дает ценные практические советы, учит каким нужно стать, что бы люди

любили и уважали тебя.

Проблемой самовоспитания занимались и занимаются сейчас многие педагоги и

психологи. Существует множество научных работ и популярной литературы по этой

теме но, на мой взгляд, наиболее глубоко и полно рассматривал эту проблему

А.И.Кочетов. В своих трудах он дает советы по организации самовоспитания как

ученикам, так и учителям.

3. Движущие силы и механизм самовоспитания личности

Когда появляется на свет новорожденный, мы говорим: “Родился человек”, т.е.

говорим о биологическом его рождении. Однако дальнейший процесс

биологического развития теснейшим образом сочетается с приобретением таких

качеств и свойств, которые по своему происхождению не связаны с биологической

природой человека (например: усвоение навыков, привычки, поведение и др.).

Названные свойства и качества могут сформироваться лишь прижизненно и

характеризуют социальное развитие человека. Таким образом, общее понятие

“человек” включает в себя более узкое и специфическое понятие - “личность”.

О личности мы судим по следующим признакам:

1. Определенные сформированные социальные качества. Например:

ответственность, достоинство, индивидуальность, общественная активность,

твердость взглядов и убеждений.

2. Личность характеризуется таким уровнем психического развития, который

позволяет ей управлять собственным поведением и деятельностью. Способность

обдумывать свои поступки и отвечать за них - существенный и главный признак

личности.

А.И.Кочетов в своей книге “Организация самовоспитания школьников

говорит, что как всякое развивающееся явление, личность противоречива, в ее

внутреннем мире неизбежны столкновения, конфликты, периоды спада и усиления

развития. Понятия личность невозможно вне вычленения ее движущих сил. Ученые

единодушны в том, что движущими силами в самовоспитании личности являются

определенные противоречия.

В настоящее время в науке накоплен достаточный фактический материал,

позволяющий проникнуть в суть процесса самовоспитания. Механизм

самовоспитания имеет следующие особенности: воспитанник выбирает цели жизни,

идеалы в соответствии с общественными критериями, готовит себя к жизни в

обществе, совершенствуется в коллективной деятельности по улучшению

окружающего мира. Между указанными факторами самовоспитания существуют

сложные взаимосвязи и противоречия: цель жизни может быть одной, а

увлеченность - в другой сфере, в результате чего между желанием

совершенствовать себя и реальным самовоспитанием возникает несоответствие и

т.д. и не всегда противоречия могут быть разрешены усилиями самого

воспитанника.

В своей работе А.И.Кочетов определяет параметры самовоспитания:

а) направленность, т.е. мотивы работы над собой.

б) содержание (умственное, физическое, нравственное, трудовое, эстетическое,

волевое, профессиональное, комплексное).

в) устойчивость (случайное, эпизодическое, постоянное).

г) эффективность в формировании личности (выполняет функции главные и

вспомогательные).

Главная воспитательная задача в руководстве самовоспитания заключается в том,

что надо сформировать те положительные качества, от которых зависит

разрешение указанных противоречий, и привести в действие такие факторы как:

самосознание, увлеченность, направленность, умение управлять собой и т.д.

4. Нравственный идеал и самовоспитание

В условиях интенсивного общественного развития возрастает роль нравственных

начал во всей жизни общества. В мире существует единодушное мнение о том, что

нравственный идеал побуждает к подражанию, для самовоспитания нужен эталон

нравственно воспитанной личности школьника, который должен соответствовать

следующим показателям:

· трудолюбие;

· творческое отношение к труду;

· высокая культура поведения.

В своей статье "О нравственном воспитании учащихся" Л.А.Замыко, А.А.Назаренко

дают некоторые полезные советы:

работа по нравственному воспитанию учащихся результативна при системном

подходе, предполагающем педагогическую диагностику; использование

разнообразных методов воспитания; включение воспитанника в социальные и

внутри коллективные отношения; интенсивное привлечение к деятельности с

учетом имеющихся у него положительных качеств и способностей; формирование

объективной самооценки; обучение методике самостимуляции положительного

поведения (самовнушение, самоодобрение, самоосуждение).

Психологическая подготовка к нравственному самовоспитанию предполагает

формирование социального эталона личности в учебно-воспитательной работе

школы, организацию жизни коллектива на принципах гуманистической морали и

включение каждого ученика в процесс своего нравственного

самосовершенствования.

5. Цель самовоспитания

Цель самовоспитания исходит из мотивов, побуждающих к работе над собой и

желаний, стремлений человека. Без цели не может быть начато ни одно дело, в

том числе и самовоспитание. Но надо иметь, конечно, достаточно здорового

смысла, чтобы ставить себе задачи по силам. Иначе, неосуществимые, нереальные

надежды могут привести к обратному эффекту, к неуверенности в своих силах.

Каждый из нас может составить список черт, которые следовало бы усилить, и

список черт, которые следовало бы ослабить или искоренить. Искоренение

недостатков как и выработка желаемых качеств характера и способностей может

быть целью самовоспитания.

Молодежь сегодня оказалась в кризисной ситуации. Вместе с крушением системы

общественного строя и нравственных идеалов, рухнули многие традиционные нормы

и способы поведения. Уходят в прошлое казавшиеся вечными критерии жизни.

Происходит резкая переоценка ценностей. Молодежи приходится адаптироваться к

быстро меняющимся условиям жизни. Меняются нравственные идеалы и ценности.

Все эти факторы оказывают значительное, не всегда позитивное, влияние на

личность ученика. По этому, если убедить учащихся в необходимости

самовоспитания и помочь им в его организации, то процесс формирования

личности будет протекать более эффективно.

Заключение

Итак, самовоспитание – педагогически управляемый процесс. Психологическая и

практическая подготовка к работе над собой составляет одну из важнейших задач

воспитания. Я попытался выделить основные этапы возникновения и развития

самовоспитания.

Во–первых это осознание учениками своего образа жизни, осмысление

значимости той деятельности, которая требует самовоспитания. На этом этапе

классный руководитель помогает учащимся осознать свои положительные и

отрицательные качества, понять нетерпимость своих

Во-вторых, овладение навыками самостоятельной работы в той области

деятельности, в которой школьник хочет добиться успеха.

В-третьих, составление программы самовоспитания. Это очень важный этап

работы над собой. Здесь требуется помощь, чтобы оценить, насколько объективно

судит ученик о себе, верные ли цели он ставит и нужные ли приемы выбирает.

В-четвертых, организация самовоспитания в избранной деятельности. Это

наиболее ответственный этап при переходе от воспитания к самовоспитанию. Без

конкретной деятельности желание стать лучше останется только желанием.

В-пятых, надо включить самовоспитание в целостный процесс формирования

личности. Высший этап перехода воспитания в самовоспитание начинается тогда,

когда ученик хочет и умеет работать над собой, когда оформились мотивы, цели и

методы самовоспитания.

Таким образом, если убедить учащихся в необходимости самовоспитания и помочь

им в его организации, то процесс формирования личности будет протекать более

эффективно.

Список литературы:

1. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. – Л., 1992.

2. Кочетов А.И. Как заниматься самовоспитанием. - Минск, Высшая школа, 1986.

3. Кочетов А.И. Воспитай себя. - Минск, 1982.

4. Кочетов А.И. Личность воспитывает себя. - М., Политиздат, 1983.

5. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание. - М., Просвещение, 1987.



(C) 2009