Научная Петербургская Академия

Доклад: Коллективизм и индивидуализм

Доклад: Коллективизм и индивидуализм

Северо-Кавказская Академия Сосударственной Службы Пятигорский филиал

Доклад: Коллективизм и индивидуализм

Доклад

по педагогике на тему:

“Коллективизм и индивидуализм”

Работу выполнил

студент ___ курса

группы №______,

_______________

_______________

(ФИО)

Научный руководитель

Гранкин А.Ю.

Пятигорск

1999

был воспитан и в которых он участвует. Важнейшими социогенными слагаемыми

личности являются социальные роли, выполняемые ею в различных общностях

(семье, школе, группе ровестников), а также субъективное “Я”, то есть

созданное под влиянием других представление о собственной особе, и отражённое

"Я", то есть комплекс представлений о себе, созданных из представлений

других людей о нас самих.

Личность – это прижизненно формирующаяся и индивидуально своеобразная

совокупность черт, определяющих образ мышления данного человека, строй её

чувств и поведения.

В основе личности лежит её структура – связь и взаимодействие относительно

устойчивых компонентов личности: способностей, темперамента, характера,

волевых качеств, эмоций и мотивации. Способности человека определяют его

успехи в различных видах деятельности. Характер человека определяет его

поступки в отношении других людей.

Таким образом современные педагоги считают, что в первую очередь надо

способствовать развитию личности, удовлетворяющей свои потребности без ущерба

для окружающих и способную существовать в коллективе.

Коллективизм и индивидуализм.

Коллективизм и индивидуализм это два совершенно противоположных понятия.

Энциклопедический словарь даёт следующие определения коллективизму и

индивидуализму:

Коллективизм – форма общественных связей людей в условиях социализма,

характерная черта социалистического образа жизни, один из важнейших принципов

коммунистической морали. При социализме общественные отношения строятся на

присущих ему коллективистских началах.

Индивидуализм – черта мировоззрения и принцип поведения человека, когда

интересы отдельного индивида абсолютизируются, противопоставляются коллективу и

обществу.

Классик педагогики советского периода А.С.Макаренко понятия коллективизма и

индивидуализма описывает следующим образом:

В соответствии с важнейшим положением марксизма о том, что люди сами создают

обстоятельства, под влиянием которых они воспитываются, А.С.Макаренко ставит

вопрос о коллективе как об ячейке общества, которая создаётся в результате

сознательной и целеустремлённой деятельности людей. С точки зрения

А.С.Макаренко, “коллектив – это свободная группа трудящихся, объединённых

единой целью, единым действием, организованная, снабжённая органами

управления, дисциплины и ответственности, коллектив – это социальный

организм, в здоровом человеческом обществе”.

Коллектив – это такая ячейка социального общества, которая является

материальным носителем отношений и зависимостей, воспитывающих действительный

коллективизм и действительных коллективистов.

Качественно новая и объективно необходимая система отношений

социалистического общества не может не оказывать решающего влияния на

характер отношений в коллективе, который является специфическим слагаемым

целого социалистического общества и “вычленяется” для корректировки отношений

между обществом и личностью, для максимальной гармонизации их интересов.

В коллективе, писал А.С.Макаренко, зависимости очень сложные. Каждый должен

согласовать личные стремления с целями всего коллектива и коллектива

первичного. “Эта гармония общих и личных целей является характером советского

общества. Для меня общие цели являются не только главными, доминирующими, но

и связанными с моими личными целями.” Он утверждал, что если коллектив

построен не так, то это не советский коллектив.

А.С.Макаренко утверждал, что вопрос заключается не в наличии или отсутствии

благоприятных условий для создания коллектива, а в умении создавать эти

благоприятные условия, в умении так организовать школьное воспитание, чтобы

все элементы этой организации способствовали укреплению единого школьного

коллектива.

В советском обществе, писал А.С.Макаренко, не может быть личности вне

коллектива. Не может быть обособленной личной судьбы и личного счастья,

противопоставленных судьбе и счастью коллектива. Советское общество состоит

из множества коллективов, и между коллективами поддерживаются разносторонние,

тесные связи. В этих связях – залог полнокровной жизни и успешного развития

каждого коллектива.

Для правильной организации и нормального развития коллектива исключительное

значение имеет стиль работы его организатора. Трудно рассчитывать, что будет

хороший коллектив, творческая обстановка для работы педагогов, если во главе

школы находится человек, умеющий только приказывать и командовать. Директор –

это главный воспитатель в коллективе, самый опытный, самый авторитетный

педагог, организатор.

Однако по мере развития коллектива функции распоряжения и контроля, поощрения

и наказания, организации всё больше переходят к органам самоуправления.

Коллектив есть контактная совокупность, основанная на социалистическом

принципе объединения. По отношению к отдельной личности коллектив утверждает

суверенетет целого коллектива. Утверждая право отдельной личности добровольно

состоять в колективе, коллектив требует от этой личности. Пока она состоит в

нём, беспрекословного подчинения, как это вытекает из суверенитета

коллектива. Коллектив козможен только при условии, если он объединяет людей

на задачах деятельности, явно полезной для общества.

Таком образом А.С.Макаренко подчёркивал, что в советское время первое место

занимает коллектив, а потом уже личность, которая является составляющей

коллектива, т.е. личность должна делегировать часть своих свобод коллективу так

как не может существовать без него.

Что касается современных специалистов в этой области, то они высказывают

несколько иное мнение:

Индивидуализм – черта морали, которая означает удовлетворение личных

потребностей без ущерба для окружающих.

Коллектив – сообщество свободных личностей каждая из которых имеет

возможность для самореализации, для выражения и формирования “Я-концепции”

для удовлетворения нравственного индивидуализма получения социальной защиты.

Социальное “изменение” личности обусловливается влиянием культуры и структуры

общностей, в которых человек

Список литературы:

1. А.А.Радугина. Психология и педагогика. М. – “Центр”, 1997.

2. А.С.Макаренко. Коллектив и воспитание личности. Под редакцией

В.В.Кумарина. М – 1972.

3. Украинский Советский Энциклопедический Словарь. В 3-х т./Редкол.:

А.В.Кудрицкий. УСЭ, - 1988. Т 1, стр. 683.

4. Украинский Советский Энциклопедический Словарь. В 3-х т./Редкол.:

А.В.Кудрицкий. УСЭ, - 1988. Т 2, стр. 96.



(C) 2009