Научная Петербургская Академия

Доклад: Что я знаю о себе?

Доклад: Что я знаю о себе?

«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье - это важнейший труд

воспитателя.»

В.А. Сухомлинский.

По определению Всемирной организации Здравоохранения - здоровье - это

состояние полного физического, духовного и социального благополучия.

Здоровье человека во многом зависит от состояния окружающей среды. В борьбе за

здоровье, надо менять не только экологическую обстановку, но и самое главное,

необходимо перестроить поведение людей, их привычки и установки, то есть

изменить сознание людей. Поэтому здоровью надо учить с детских лет, воспитывать

привычку здорового образа жизни, стремлению оздоровлять окружающую среду.

По данным, опубликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья

населения РФ, 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет практически здоровы, но

имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья: в частности, 30-40%

детей младшего и 20% старшего дошкольного возраста - невротические

проявления, 30-40%-отклонения со стороны опорно- двигательного аппарата, 20-

25%- со стороны носоглотки, 10-25% со стороны сердечно- сосудистой системы, у

половины из них в 6-7 лет наблюдается стойкое нарушение артериального

давления.

Что главное в воспитании детей? Ребенок должен расти здоровым. Здорового

ребенка легче воспитывать. У него быстрее устанавливаются все необходимые

умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает

все предъявляемые ему требования. Здоровье - важнейшая предпосылка

правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли,

дарований, природных способностей. Очень важно не упустить те возможности,

которые дает раннее детство в формировании у ребенка оберегающего и

ответственного отношения к самому себе и окружающему.

Цель программы: Сообщение детям знаний о строении собственного тела,

работе различных органов , а так же вызвать у детей оценочное отношение к

социальным явлениям, фактам, событиям, способствовать развитию социальных

эмоций, чувств, приобщать детей к социальному миру людей.

Реализация программы идет через выполнение следующих задач:

1.Сформировать у ребенка представление о себе как о представителе

человеческого рода.

2.Осознание своего «Я» как части природы, воспитание особого отношения к

живой природе.

3.Формирование потребности в здоровом образе жизни.

4.Воспитание в ребенке чувства собственного достоинства и уважения к людям.

Достижение цели и задач программы предусматривает следование принципам:

n системности

n возрастной адресованности

n последовательности

n преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного

учреждения и семьи.

Программа «Что я знаю о себе?» охватывает 3 возрастные ступени воспитания и

образования детей дошкольного возраста:

· младший 3-4 лет(2 младшая группа)

· средний дошкольный возраст 4-5 лет (средняя группа)

· старший дошкольный возраст 5-7 лет (старшая подготовительная группы)

Программа составлена по 4 направлениям:

· чистота - залог здоровья

· знания о собственном теле

· оказание элементарной помощи.

·

Все разделы программы взаимосвязаны, они дополняют друг друга, имеют свою

воспитательно - образовательную цель.

Программа реализуется через разнообразные виды деятельности:

n познавательные эвристические беседы

n чтение художественной литературы,

n изобразительная и конструктивная деятельность

n экспериментирование и опыты, наблюдения.

n музыка и игра.

Выбирая разные виды деятельности, важно учитывать то, что они будут в разной

степени воздействовать на развитие разных сторон личности ребенка, а так же

облегчит восприятие излагаемых проблем и знаний. Вооружая детей

определенными знаниями , навыками, умениями, воспитывая определенные

полезные привычки , среди которых определяющее значение имеет воспитание

привычки к здоровому образу жизни, педагоги делают первые шаги в воспитании

здорового ребенка.

Познавательный материал может быть, дан детям в сокращенном виде, детям,

которые проявили особый интерес и понимание можно давать эту информацию

полностью.

Информационная часть программы усваивается успешнее, если педагог отдает

предпочтение поисково- экспериментальным, продуктивным, проблемным методам.

Приоритетными формами работы с детьми являются: коллективные, подгрупповые и

индивидуальные формы.

Предлагаемая программа - не догма. Она рассчитана на творческое использование

в соответствии с личными интересами и индивидуальными наклонностями

конкретного педагога и воспитателя. Реализация программы потребует от

педагогов восстановить и пополнить свои знания из разных наук.

Практическая значимость программы состоит в том, что ее могут использовать

педагоги дополнительного образования, родители, воспитатели.

«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье- это важнейший труд

воспитателя.»

В.А. Сухомлинский.

Цель - помочь педагогу раскрыть ребенку окружающий мир, подготовить его к

полноценной жизни в 21 веке.

Здоровье является важнейшим интегральным показателем,

отражающим биологические характеристики ребенка, социально- экономической

состояние страны, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье,

качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны

материнства и детства, в конечном счете- отношение государства к проблемам

материнства и детства.

По данным, опубликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья

населения РФ, 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет практически здоровы, но

имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья: в частности, 30-40%

детей младшего и 20% старшего дошкольного возраста - невротические

проявления, 30-40%-отклонения со стороны опорно- двигательного аппарата, 20-

25%- со стороны носоглотки, 10-25% со стороны сердечно- сосудистой системы, у

половины из них в 6-7 лет наблюдается стойкое нарушение артериального

давления.

Приведенные данные отражают влияние средовых факторов на состоянии здоровья

детей, в частности гигиенических условий воспитания, обучения, образа жизни в

семье, и обуславливают необходимость сосредоточения первоочередных усилий на

профилактической педиатрии.

Что главное в воспитании детей? Ребенок должен расти здоровым. Здорового

ребенка легче воспитывать. У него быстрее устанавливаются все необходимые

умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает

все предъявляемые ему требования. Здоровье - важнейшая предпосылка

правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли,

дарований, природных способностей.

В основе интегрированной программы лежат следующие задачи:

1.Сформировать у ребенка представление о себе как о

представителе человеческого рода.

2.Осознание своего «Я» как части природы.

3.Формирование потребности в здоровом образе жизни.

4.Воспитание в ребенке чувства собственного

достоинства и уважения в людях.

Программа построена на следующих положениях:

1.Стержневым понятием программы являются знания о Человеке. Дошкольник

понимает свою человеческую сущность, постепенно осознает себя, свои

возможности, ребенок приучается быть внимательным к своему физическому и

психическому здоровью и через себя научится видеть других людей, понимать их

чувства, переживания, поступки, мысли.

2.Потенциал личности ребенка формируется под влиянием осознания себя

человеком со всеми присущими ему сугубо человеческими проявлениями в

поступках, чувствах, отношениях.

3.Интеллектуальное и нравственное развитие ребенка дошкольного возраста

происходит в тесном единстве.

4. Программа нацеливает на последовательное введение ребенка в социальный

мир, опираясь на социальный опыт ребенка.

Важной особенностью программы является то, что она направлена на формирование

у ребенка мировоззрения - своего видения мира, своей «картины мира».

Программа составлена по 4 направлениям:

· чистота - залог здоровья

· знания о собственном теле

· оказание элементарной помощи

· безопасное поведение в социуме и природе

Все разделы программы взаимосвязаны, они дополняют друг друга, имеют свою

воспитательно - образовательную цель.

Программа охватывает 3 возрастные ступени воспитания и образования детей

дошкольного возраста:

· младший 3-4 лет(2 младшая группа)

· средний дошкольный возраст 4-5 лет (средняя группа)

· старший дошкольный возраст 5-7 лет (старшая подготовительная группы)

Познавательный материал может быть, дан детям в сокращенном виде, детям,

которые проявили особый интерес и понимание можно давать эту информацию

полностью.

Информационная часть программы усваивается успешнее, если педагог отдает

предпочтение поисково- экспериментальным, продуктивным, проблемным методам.

Приоритетными формами работы с детьми являются: коллективные, подгрупповые и

индивидуальные формы.

Программа реализуется через разнообразные виды деятельности:

n познавательные эвристические беседы

n чтение художественной литературы,

n изобразительная и конструктивная деятельность

n экспериментирование и опыты

n музыка.

Выбирая разные виды деятельности, важно учитывать то, что они будут в разной

степени воздействовать на развитие разных сторон личности ребенка.

Предлагаемая программа - не догма. Она рассчитана на творческое использование

в соответствии с личными интересами и индивидуальными наклонностями

конкретного педагога и воспитателя. Реализация программы потребует от

педагогов восстановить и пополнить свои знания из разных наук.

Практическая значимость программы состоит в том, что ее могут использовать

педагоги дополнительного образования, родители, воспитатели.

Мой организм

Я- человек. Я- мальчик или девочка. У меня есть руки, ноги, голова, глаза,

уши, рот, язык. Они мои помощники, помогают мне узнать мир, в котором я живу.

У меня как у всех людей есть: руки- чтобы брать, ноги- чтобы ходить,

бегать и прыгать, глаза- чтобы смотреть, уши- чтобы слышать, нос- чтобы

дышать и чувствовать запахи, язык- чтобы говорить и чувствовать вкус, рот-

чтобы кушать, кожа- чтобы чувствовать тепло или холод.

Я люблю своих помощников и оберегаю их от грязи, болезней и ушибов. Я знаю и

выполняю правила: бегать аккуратно, не толкаться, чтобы не было ушибов, не

брать руками и в рот грязные предметы, не залезать в мусорные баки. Я умею

попросить воспитателя или маму о помощи, когда мне жарко или холодно, когда я

плохо себя чувствую. Я могу рассказать , что у меня болит. Я могу попросить

добавку, когда я голоден, и отказаться от еды, если я сыт. Я могу прилечь

отдохнуть или поспать, когда я устал.

Мои чувства.

Я умею радоваться и смеяться, огорчаться- плакать, грустить- сидеть тихо.

Когда я радуюсь, мне хочется петь, плясать, прыгать, рассказать кому - нибудь

о своей радости. Когда я грущу, я сижу тихо, не разговариваю, не хочу играть,

не хочу смотреть книги. Когда я огорчаюсь, я плачу и хочу кому - нибудь

пожаловаться.

Мои мысли.

Я- человек, поэтому умею думать о себе, о папе, о маме. Мысли бывают грустные

и веселые.

Мои знания.

Я знаю, что хорошо: гулять на свежем воздухе, вовремя кушать, вовремя

ложиться спать днем и ночью, заниматься физкультурой, вовремя пользоваться

туалетом, быть вежливым и помогать другим.

Мои поступки.

Поступки- это то, что я делаю по отношению к другим людям и животным.

Поступки бывают хорошие, когда я помогаю маме или кормлю птиц, и плохие,

когда я капризничаю, жадничаю, обижаю кого-то.

Мои умения.

Я много умею- разговаривать, петь, танцевать, бегать, прыгать, играть с

мячом, рисовать, лепить, умываться, пользоваться носовым платком, аккуратно

кушать, хорошо пережевывать пищу, пользоваться ложкой, вилкой и салфеткой,

надевать майку и колготки, аккуратно вешать одежду на стульчик, убирать на

место игрушки, ложиться спать, когда я устал, пользоваться вежливыми словами.

Я многое еще не умею, но я научусь, потому что я - человек.

Моя семья.

Я знаю свое имя, фамилию, домашний адрес, знаю как зовут моих родителей,

знаю, где они работают.

Мы- это, моя семья- мама, папа, сестра, брат. Это наша маленькая семья. Есть

большая семья: бабушки и дедушки, тети и дяди. Я люблю свою большую семью.

Мы живем дружно и заботимся друг о друге. Нам нравится быть вместе.

Как мы живем в детском саду.

Я хожу в детский сад. Я знаю как называется моя группа, как зову моего

воспитателя.

В детском саду у меня много друзей. Мы вместе играем, гуляем, разговариваем,

заботимся о растениях. Хорошо когда у человека много друзей!

Раздел «Кто такие взрослые люди»

Цель - развивать интерес к миру взрослых и давать примеры для подражания.

Дети и взрослые

Дети и взрослые похожи друг на друга, потому что все мы люди. Отличия детей

от взрослых: они маленькие, меньше знают, меньше умеют, а взрослые больше,

сильнее, больше знают и умеют. Они умеют работать, защищать слабых, готовить

пищу, читать, писать.

Копать картошку, стирать, мыть посуду, готовить еду, убирать, водить автобус,

печь хлеб, продавать товары, шить одежду- это работа. Спать, лежать на

диване, читать сказки, играть, гулять, ездить на природу- это отдых. Работа и

отдых должны чередоваться.

Взрослые работают, дети могут помогать взрослым. Дети и взрослые могут

отдыхать вместе.

Программа «Что я знаю о себе» для средней группы

Цель - продолжить формирование у ребенка представлений о своей принадлежности

к человеческому роду.

Мой организм.

У меня есть глаза, уши, нос, рот, язык. Мои глаза - видят, уши - слышат, нос

чувствует запахи, язык чувствует вкус. Есть люди, которые лишены каких-то

органов чувств: если у человека не видят глаза, его называют слепым, если не

слышат уши - глухим. Таким людям тяжело жить, поэтому мы должны им всегда

помогать и никогда не смеяться над ними. Есть люди, у которых глаза видят

плохо. Такие люди носят очки. В очках они видят как все другие люди.

Органы чувств у людей и животных похожи. У животных тоже есть зрение, слух,

нюх и вкус. Некоторые животные видят значительно лучше, чем мы (птицы,

кошка), а некоторые - намного хуже (ежик). Некоторые животные слышат звуки,

которых человеческое ухо не улавливает (кошка, мышь). У многих животных нюх

гораздо острее, чем у человека (собака, волк).

Мои чувства.

Я человек и у меня есть чувства. Я умею радоваться, грустить, веселится,

скучать, злиться, огорчаться, любить, дружить. Я умею выражать свои чувства

смехом, улыбкой, поцелуем, объятиями, криком, слезами. Я умею управлять

своими чувствами: могу сдержать слезы и не заплакать, могу не засмеяться даже

если очень смешно; могу не закричать, даже если очень огорчился или

разозлился. Управлять собой и своими чувствами трудно, но я учусь.

Мои мысли

Я человек, поэтому я думаю. Думают все люди - и большие, и маленькие. Мысли

есть у всех людей, поэтому они бывают мои и чужие. Чужие мысли могут быть

совсем не такими как мои. Но я не сержусь на человека, если он думает по-

другому. Мне интересны мысли других людей. Я хочу поделиться своими мыслями с

другими людьми.

Мои знания

Я знаю, что полезно заниматься утренней гимнастикой, гулять на свежем воздухе

и на солнце; мыть руки перед едой, хорошо пережевывать пищу, есть овощи,

фрукты и дикие ягоды, полоскать рот после еды; мыть руки после пользования

туалетом, чистить зубы, расчесывать волосы; прикрывать рот носовым платком

или ладошкой, когда хочешь кашлянуть, чихнуть или зевнуть.

Я знаю, что хорошо выглядеть опрятно и следить за своим внешним видом, иметь

при себе чистый носовой платок, есть бесшумно и аккуратно.

Я знаю, что поступки бывают хорошие и плохие. Я знаю, что люди радуются моим

хорошим поступкам и огорчаются от плохих.

Мои поступки

Хорошие поступки, когда я помогаю всем, кому это нужно, когда я радую близких

мне людей, говорю хорошие слова, забочусь о животных и растениях, делюсь

игрушками и сладостями с друзьями. Совершать хорошие поступки приятно и

полезно.

Но иногда я поступаю плохо: капризничаю, жадничаю, обижаю кого-то, забываю

покормить свою кошку, полить свой цветок

Мои умения

Я умею расчесываться и приводить в порядок одежду, глядя в зеркало,

пользоваться носовым платком, правильно пользоваться ложкой, вилкой и

салфеткой, делать утреннюю гимнастику.

Я умею здороваться и прощаться, обращаться по имени и отчеству, быть

приветливым с людьми - большими и маленькими, благодарить людей за оказанную

помощь, вежливо выражать свою просьбу, не перебивать говорящих.

Я умею убирать за собой игрушки и одежду, наводить порядок в группе, помогать

маме по хозяйству.

Я многого не умею, но я хочу научиться. Мне нравятся люди, которые много умеют.

Моя семья

Я знаю свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес. Я могу рассказать о себе и

своей семье: назвать имя и отчество родителей, назвать имена других членов

семьи, рассказать где они работают или учатся.

У меня две бабушки и два дедушки, я для них внук (внучка). Бабушки, это мамы

моих родителей, а дедушки это папы моих родителей. Они живут в других домах и

даже в других городах, но все равно это наши родные (родственники). Иногда мы

навещаем наших бабушек и дедушек. Мы собираемся вместе на праздники. Нам

бывает очень весело и хорошо. Мы ездим в отпуск к бабушкам и дедушкам.

Как мы живем в детском саду.

Я знаю где находится мой детский сад, как называется моя группа.

Я знаю имена и фамилии моих друзей. Я люблю своих друзей и стараюсь радовать

их, а они меня. Я дружу с мальчиками и с девочками. Мне интересно с моими

друзьями. Хорошо, когда у человека много друзей.

В группе есть правила, которые все должны выполнять, для того, чтобы всем

было хорошо: не обижать друг друга, уступать, помогать, делится, быть

вежливым. Есть еще правила: «Каждой вещи - свое место», «Поломал - почини»,

«Насорил - убери».

Раздел «Кто такие взрослые люди»

Цель - поддержать и развивать интерес к миру взрослых и давать примеры для

подражания, воспитывать доброжелательное отношение к людям.

Дети и взрослые

Дети и взрослые похожи друг на друга, потому что все мы - люди.

Взрослые, как и дети могут огорчаться и радоваться, болеть и выздоравливать,

смеяться и плакать. Все взрослые раньше были детьми, потом они выросли,

многому научились, и теперь сами учат детей. И вы обязательно станете

взрослыми, и обязательно будете умными и умелыми.

Как и зачем люди работают

Взрослые люди работают. Своей работой они приносят пользу. У разных людей -

разные профессии: воспитатель, шофер, врач.

Человек и природа

Человек - часть природы, и он от нее зависит. Человек не может жить без

воздуха, воды, пищи и тепла. Все это дает человеку Природа.

Вокруг меня есть вещи, созданные Природой - камни, воздух, вода, деревья,

ягоды, грибы. Вокруг меня много вещей сделанных человеком - дома, машины,

одежда, посуда, игрушки, книги, мебель.

Материалы для своих вещей человек берет из Природы: мебель сделана из дерева,

дома - из камня, песка и воды, машины - из железа, посуда - из глины, одежда

- из растений и шкур животных.

Список литературы.

1. Мухина В.С. «Кто Я ?» изд-во «Карапуз», 11.1996.-16 с.

2. Зайцев Г.К. «Уроки Мойдодыра» изд-во «Акцидент»,1996.-32 с.

3. «Азбука настроений» популярное пособие для детей и родителей, изд-во

«Академия развития»,1997.-16 с.

4.Зайцев Г.К. «Уроки Айболита. Расти здоровым» изд-во «Акцидент»,1995.-40 с.

5.Марио Гомболи «Человек» серия «Окошко в твой мир» изд-во «Экопрос»,1994.-15 с.

6. «Детская энциклопедия» изд-во «Росмэн»,1994.-127 с.

7.В.Г.Алямовская «Как воспитать здорового ребенка» изд-во «Linka-

press»,1993.-109 с.

8.Козлова С.А. «Я- человек» программа приобщения к социальному миру . Москва

1996.-20 с.

9. Соколова Н.В. «Гигиеническое обучение и воспитание младших школьников».

Магаданское книжное изд-во 1991.-236 с.

10. Сонькин В.Д. «Растем сильными и выносливыми». Москва 1997.-87 с.

11. Змановский Ю.В. «Воспитаем детей здоровыми». Москва 1989.- 52 с.

12. Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям». Киев 1973.- 87 с.

13. Гарбузов В.И. «От младенчества до отрочества». Ленинград изд-во

«Интерполиграфцентр» ЛО СФК 1991.-188 с.



(C) 2009