Научная Петербургская Академия

Летний сад - (реферат)

Летний сад - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    Летний сад

В первые десятилетия существования Петербурга Летний сад занимал значительно более обширную территорию, нежели в наши дни. В его дворцово-парковый комплекс включались прежде всего Первый и Второй Летние сады, занимавшие территорию современного Летнего сада и ансамбля Инженерного замка. Сады эти разделялись каналом. Сейчас на месте канала– широкая аллея, пересекающая Летний сад от Фонтанки к Лебяжьему каналу. Смыкавшийся со Вторым Летним садом Третий Летний сад занимал территорию, ныне ограниченную рекой Мойкой, каналом Грибоедова, улицами Итальянской и Садовой. Таким образом, комплекс Летних садов, начинаясь от берега Невы, простирался почти до нынешнего Невского проспекта. Несколько поодаль, у Фонтанки, размещался Четвертый Летний сад. Он часто именовался Итальянским (и отходившая от него улица Жуковского в свое время, до 1902 года, называлась Малой Итальянской). Остатки этого сада сохранились на участке между зданием филиала Публичной библиотеки (Фонтанка, дом 36).

Современный нам Летний сад раскинулся на территории в 11, 7 гектара, его отделяет от набережной Невы прекрасная ограда, сооруженная по проекту архитектора Ю. М. Фельтена (как уже сказано, сына повара Петра 1) при участии П. Е. Егорова в 1770-1784 годах. Монументальные колонны-монолиты из гранита, увенчанные вазами и урнами, соединяют звенья ажурно-легкой, словно парящей в воздухе решетки. Это один из лучших в мире образцов декоративных оград. Летний сад привлекает не только тишиной тенистых аллей (в нем 2387 деревьев), но и богатым скульптурным убранством. Работы по сооружению сада начались в 1704 году. Он создавался в регулярном стиле, в его планировке господствовала геометрическая четкость линий, вдоль аллей стояли подстриженные деревья. В саду били десятки фонтанов (оформленные на сюжеты басен Эзопа), и питавшая их река получила в 1719 году название Фонтанки. Наводнение 1777 года уничтожило эти водометы.

Для убранства сада со всех концов России и из западно-европейских стран доставляли редкие деревья, кустарники и цветы, мраморные изваяния. Петр 1 не жалел средств для Летнего сада– центра общественно-культурной жизни Петербурга того времени. Привлекает выполненная скульптором П. Бараттой в 1722 году по специальному заказу Петра 1 стоящая перед северным фасадом Летнего дворца группа "Мир и изобилие"–аллегорическое изображение победы России в Северной войне. Центральная фигура изображает Россию в виде молодой женщины с рогом изобилия и опрокинутым факелом, символизирующим окончание Северной войны со Швецией. Рядом–крылатая богиня Победа, венчающая Россию лавровым венком. В другой руке Победа держит пальмовую ветвь– символ мира, ногой она попирает поверженного льва. Одно из старейших изваяний Летнего сада –бюст Яна Собесского, польского короля, который прославился своими победами над турками. Разгром войском Яна Собесского в сентябре 1683 года турецких полчищ под Веной вернул польскому народу веру в свои силы и помог отстоять Польшу. Примечателен бюст Агриппины. Эта римская императрица оставила о себе недобрую славу. Распущенную и властолюбивая, она убрала со своего пути мужа– императора Клавдия и возвела на престол сына –Нерона, рассчитывая при нем править империей. Однако Агриппина была убита по приказу Нерона. Изваяние императрицы помогает представить себе ее психологических образ. Ощутима эмоциональная напряженность скульптуры. Привлекательна установленная вблизи террасы у Лебяжьего канал скульптурная группа "Амур и Психея". Один из мифов Древнего Рима (пересказанный Апулеем) повествует, что Психея стала супругой бога любви Амура. Но она лишь в темноте встречалась со своим избранником и никогда не видела его лица. Злые сестры внушили Психее, что муж ее–отвратительное чудовище. Ночью Психея зажигает светильник, чтобы взглянуть на мужа и убить его ударом кинжала. Но на брачном ложе она видит прекрасного Амура, и ненависть уступает место любви… Это изваяние создано в конце XVII века, автор его неизвестен. Скульптурная группа симметрична: откинувшийся влево спящий Амур и Психея, склонившаяся к нему, так порывиста, что кажется, трепещет в воздухе край ее плаща. Вся эта композиция– характерный образец стиля барокко. А "в углу между Фонтанкой и Невою" (говоря словами С. Я. Маршака) стоит двухэтажное здание Летнего дворца, построенное по проекту архитектора Доменико Трезини в 1710-1714 годах. Внутренняя планировка каждого из этажей одинакова–и в первом, и на втором этаже по шести залов, кухне, коридору и комнате для дежурных денщиков или фрейлин. В первом этаже были комнаты Петра, на втором–его жены Екатерины. Хорошо сохранились отделанная изразцами кухня, вестибюль, украшенный художественной резьбой, архитектурное убранство Зеленого кабинета на втором этаже, изразцовые печи и живопись на потолках.

В экспозиции дворца-музея представлены подлинная одежда Петра 1, токарные станки, сконструированные А. К. Нартовым– выдающимся механиком петровского времени. Нередко организуются выставки в изящном "Кофейном домике", построенном в 1826 году.

На площадке вблизи южных ворот Летнего сада на высоком пьедестале из темно-красного порфира в 1839 году была установлена декоративная ваза–подарок шведского короля Николаю 1. Это украшение было выполнено в шведском городе Эльфдалене из местного порфира. Общая высота вазы (с пьедесталом)– 4 метра 85 сантиметров. Ваза не монолитна – она собрана из пяти отдельно выполненных частей. В 1855 году в Летнем саду открыли памятник великому баснописцу И. А. Крылову (скульптор П. К. Клодт). Это первый в России памятник литератору. Пьедестал украшен горельефами на сюжеты крыловских басен "Лисица и виноград", "Демьянова уха", "Фортуна и нищий", "Квартет", "Ворона и лисица", "Мартышка и очки". Мемориальная доска на ограде Летнего сада у Невы отмечает место, где в апреле 1866 года террорист Д. В. Каракозов стрелял в Александра II.



(C) 2009