Математическое моделирование экономических систем - (реферат)
Математическое моделирование экономических систем - (реферат)
Дата добавления: март 2006г.
Математическое моделирование экономических систем
Раздел 1. Выбор оптимального маршрута поездки.
Постановка задачи:
Машина с инкассатором ежедневно забирает выручку 4-х торговых точек (пункты Б, В, Г, Д), расположенных на разных улицах города и отвозит ее в банк (пункт А). Определено время на проезд по различным улицам с учетом интенсивности движения по ним транспортного потока. Требуется найти маршрут движения инкассаторской машины, который начинался и заканчивался бы в пункте А, позволял посетить каждую торговую точку и проехать по соответствующей улице только один раз и характеризовался минимальными затратами времени на поездку. Маршрут должен включать переезд из пункта Б в пункт Г.
Порядок решения задачи:
Определить кратчайшие расстояния между различными парами пунктов используя алгоритм поиска кратчайших путей на циклической сети.
А 1 Б
4 В 2
Д 3 Г
Найдем кратчайшие расстояния до пункта А.
пункт i
А
Б
В
Д
1
4
yi
0
Ґ
Ґ
Ґ
Ґ
Ґ
28
13
17
8, 32
9
16, 64
Первоначально принимаем расстояния до пункта А равными бесконечности, а расстояние от А до самого себя равным нулю.
Затем пересчитываем величины yi используя правило:
Если yj + lij < yi , то величина yi = yj + lij , в противном случае yiоставляем без изменений. Расчет начинаем с пункта А и дуг, которые в него входят.
yA + l4A=0+9=9 < y4=Ґ Ю y4=9
yA + lBA=0+13=13 < yB=Ґ Ю yB=13
yA + l1A=0+8, 32=8, 32 < y1=Ґ Ю y1=8, 32
Теперь рассматриваем пункт i для которого yi перестала быть равной бесконечности и дуги, которые в него входят.
y4 + lB4=9+7=16 > yB=13
y4 + lД4=9+8=17 < уД=Ґ Ю yД=17
yВ + lДВ=13+12=25 > yД=17
yВ + lБВ=13+15=28 < уБ=Ґ Ю yБ=28
yВ + l1В=13+9=22 > у1=8, 32
y1 + lВ1=8, 32+10=18, 32 > yВ=13
y1 + lБ1=8, 32+8, 32=16, 64 < уБ=28 Ю yБ=16, 64
yД + l4Д=8, 32+17=25, 32 > y4=9
yД + lВД=17+12, 32=29, 32 > yВ=13
yБ + lВБ=16, 64+15, 32=31 > yВ=13
yБ + l1Б=16, 64+8=24, 64 > y1=8, 32
Теперь проверим условие lij і yi - yj для всех дуг сети.
l4A = у4 - уА 9=9-0
l4Д > у4 – уД 8, 32>9-17
lД4 = уД – у4 8=17-9
lДВ > уД – уВ 12>17-13
lBA = yB - yA 13=13-0
lBД > yB – yД 12, 32>13-17
lBБ > yB – yБ 15, 32>13-16, 64
lB4 > yB – y4 7>13-9
lB1 > yB – y1 10>13-8, 32
lБВ > уБ - уВ 15>16, 64-13
lБ1 = уБ – у1 8, 32=16, 64-8, 32
l1А = у1 – уА 8, 32=8, 32-0
l1В > у1 – уВ 9>8, 32-13
l1Б > у1 – уБ 8>8, 32-16, 64
Чтобы найти кратчайшие пути, найдем дуги для которых выполняется условие: lij = yi - yj
Таковыми являются:
l4A = у4 - уА 9=9-0
lД4 = уД – у4 8=17-9
lBA = yB - yA 13=13-0
lБ1 = уБ – у1 8, 32=16, 64-8, 32
l1А = у1 – уА 8, 32=8, 32-0
Кратчайшие расстояния до пункта А равны:
пункт
4
Д
Б
1
В
расстояние до А
9
17
16, 64
8, 32
13
Аналогичным образом находятся кратчайшие расстояния до других пунктов.
Построить матрицу кратчайших расстояний между пунктами А, Б, В, Г, Д.
А
Б
В
Г
Д
А
--
16
13, 32
--
17, 64
Б
16, 64
--
15
21
--
В
13
15, 32
--
15
12, 32
Г
--
21, 64
15, 32
--
16
Д
17
--
12
16, 32
--
Математическая модель задачи коммивояжера:
Найти минимальное значение целевой функции z
n+1 n+1
min z = S S lij * xij
i=1 j=1
при следующих ограничениях:
из каждого города i нужно уехать только один раз
n+1
S xij = 1 i=1, ........., n+1
j=1
в каждый город j нужно приехать только один раз:
n+1
S xij = 1 j=1, ........., n+1
i=1
переменные xij могуть принимать одно из двух значений: 0 или 1, 1 - если в искомый маршрут входит переезд из пункта i в пункт j 0 - в противном случае
решение есть простой цикл
Решение задачи:
А
Б
В
Г
Д
А
--
16
13, 32
--
17, 64
Б
16, 64
--
15
21
--
В
13
15, 32
--
15
12, 32
Г
--
21, 64
15, 32
--
16
Д
17
--
12
16, 32
--
Б – Г, Д – В, В – А, А – Б, Г – Д
Так как маршрут должен включать переезд из пункта Б в пункт Г, то первым разрешающим элементом будет элемент 21. (1) Обводим его в кружок. (2)Зачеркиваем все оставшиеся элементы в строке и столбце содержащем элемент 21. (3)Зачеркиваем также элемент 21, 64 , чтобы исключить повторное посещение пунктов. (4)Находим наибольшие элементы и зачеркиваем их до тех пор пока в какой-нибудь строке или столбце не появится один незачеркнутый элемент, теперь он будет разрешающим. Повторяем действия (1), (2), (3), (4) до тех пор пока не останется последний разрешающий элемент.
В итоге искомый маршрут будет проходить через пункты:
А – Б – Г – Д – В – А
min z = 16+21+16+12+13 = 78
Раздел 2.
Определение рационального варианта размещения производственных предприятий (на примере АБЗ).
Постановка задачи:
В 2000г планируется осуществить ремонт и реконструкцию дорожной сети некоторого района. Территория района разбита на 4 части, потребности которых в асфальтобетоне в 2000г будут составлять:
B1 = 50. 000 т
B2 = 60. 000 т
B3 = 45. 000 т
B4 = 70. 000 т
Для удовлетворения потребностей в асфальтобетоне планируется разместить сеть полустационарных асфальтобетонных заводов. На территории района выбрано 4 возможных пункта размещения заводов, для каждого пункта рассматривается 3 варианта мощности заводов– 10, 25, 50 т аб. /час.
Известны затраты на приготовление аб в каждом пункте и доставку его потребителям. Требуется найти в каких пунктах и какой мощности следует разместить аб заводы, чтобы суммарные затраты на его приготовление и доставку потребителям были минимальными.
Затраты на приготовление аб, руб
мощность АБЗ
Приведенные затраты на приготов-е 1т аб АБЗ, располож-м в пункте, руб, Cpi + E*Kpi уд
т/час
тыс. т/год
1
2
3
4
10
18
484
489
495
481
25
45
423
428
435
420
50
90
405
410
416
401
Затраты на транспортировку 1т аб потребителям, Сij, руб
Пункт размещения
Зона-потребитель
1
28, 3
60, 3
45, 3
90, 3
2
61, 3
30, 3
93, 3
48, 3
3
50, 3
95, 3
33, 3
62, 3
4
99, 3
54, 3
65, 3
36, 3
Математическая модель транспортной задачи:
m n
min z = S S Cij * xij
i=1 j=1
Ограничения:
n
S xij = ai i=1, ........., m
j=1
весь продукт ai имеющийся у i-го поставщика должен быть вывезен потребителю.
m
S xij = bj j=1, ........., n
i=1
спрос j-го потребителя должен быть полностью удовлетворен
xij і 0 i=1, ......, m; j=1, ......, n
xij – объем перевозок от i-го поставщика j-му потребителю
Транспортная таблица:
Мощность АБЗ
Спрос зон-потребителей, тыс. т/год
тыс. т/год
B1=50
B2=60
B3=45
B4=70
Bф=135
Ui
Ki
433, 3
440, 3 < 465, 3
449, 3 < 450, 3
437, 3 < 495, 3
0
X1=90
50
40
0
5/9
433, 3 < 471, 3
440, 3
449, 3 < 503, 3
437, 3 < 458, 3
0
X2=90
60
30
0
6/9
433, 3 < 466, 3
440, 3 < 511, 3
449, 3
437, 3 < 478, 3
0
X3=90
45
45
0
Ѕ
433, 3 < 500, 3
440, 3 < 455, 3
449, 3 < 466, 3
437, 3
0
X4=90
70
20
0
7/9
Vj
433, 3
440, 3
449, 3
437, 3
0
Так как задача не сбалансирована, то определяем спрос фиктивного потребителя: Вф=S аi - S bj = 360 – 225 = 135 тыс. т/год
В верхний правый угол клеток вносится суммарная величина приведенных затрат на приготовление и транспортировку 1т аб, Сpi + E*Kpi + Cij
С помощью правила минимального элемента вносим в таблицу перевозки xij. Проверяем план на вырожденность:
m + n - 1 = 8 = 8 (занятых клеток), следовательно план является невырожденным.
Строим систему потенциалов поставщиков и потребителей. Для этого потенциал столбца или строки с наибольшим кол-вом занятых клеток приравниваем нулю, в данном случае это потенциал столбца Bф, остальные потенциалы определяем исходя из условия оптимальности для занятых клеток (Ui + Vj = Сpi + E*Kpi + Cij).
Проверяем план на оптимальность:
число занятых клеток не должно превышать величину m + n – 1 для каждой занятой клетки сумма потенциалов должна равняться суммарной величине затрат на приготовление и транспортировку 1т аб.
для каждой свободной клетки должно выполняться неравенство : Ui + Vj < Сpi + E*Kpi + Cij
Все три условия выполняются, следовательно план является оптимальным с точки зрения транспортной задачи.
Определяем значения коэффициентов интенсивности.
Ki = S xij / xi
S xij – cуммарный объем поставок i-го АБЗ реальным потребителям xi – мощность i-го АБЗ
Так как ни один Kiне равен нулю или единице, то рассматриваемый вариант размещения АБЗ соответствующей мощности не есть наилучший, поэтому необходимо его улучшить. Отыскиваем смешанную строку с минимальной величиной Kiи в этой строке мощность АБЗ уменьшаем до следующей возможной величины, в нашем случае это третья строка.
Строим новую транспортную таблицу не забывая, что суммарная мощность АБЗ должна равняться суммарному спросу потребителей. Также необходимо пересчитать величину Сpi + E*Kpi + Cij для клеток третьей строки.
Мощность АБЗ
Спрос зон-потребителей, тыс. т/год
тыс. т/год
B1=50
B2=60
B3=45
B4=70
Bф=90
Ui
Ki
433, 3
424, 3 < 465, 3
450, 3
421, 3 < 495, 3
-16< 0
X1=90
50
40
-16
1
449, 3 < 471, 3
440, 3
466, 3 < 503, 3
437, 3 < 458, 3
0
X2=90
60
30
0
6/9
449, 3 < 485, 3
440, 3 < 530, 3
466, 3 < 468, 3
437, 3 < 497, 3
0
X3=45
45
0
0
449, 3 < 500, 3
440, 3 < 455, 3
466, 3
437, 3
0
X4=90
5
70
15
0
15/18
Vj
449, 3
440, 3
466, 3
437, 3
0
Новый вариант также не является наилучшим, поэтому уменьшаем мощность АБЗ во втором пункте.
Мощность АБЗ
Спрос зон-потребителей, тыс. т/год
тыс. т/год
B1=50
B2=60
B3=45
B4=70
Bф=45
Ui
Ki
433, 3
439, 3 < 465, 3
450, 3
421, 3 < 495, 3
-18< 0
X1=90
50
40
-16
452, 3 < 489, 3
458, 3
469, 3< 521, 3
440, 3 < 476, 3
1 > 0
X2=45
45 _
+
3
451, 3 < 485, 3
457, 3 < 530, 3
468, 3
439, 3 < 497, 3
0
X3=45
0 +
_ 45
2
449, 3 < 500, 3
455, 3
466, 3
437, 3
-2 < 0
X4=90
15 +
5 _
70
0
Vj
449, 3
455, 3
466, 3
437, 3
-2
Для одной свободной клетки не выполняется условие Ui + Vj < Сpi + E*Kpi + Cij поэтому план необходимо улучшить. Строим цикл для этой клетки. Вершине свободной клетки присваиваем знак “-”, для остальных вершин этот знак чередуется. Перевозка хп= 5. Перемещаем эту перевозку по циклу, прибавляя ее в клетках со знаком “+” и отнимая в клетках со знаком “-”. После строим новую транспортную таблицу с учетом изменений.
Мощность АБЗ
Спрос зон-потребителей, тыс. т/год
тыс. т/год
B1=50
B2=60
B3=45
B4=70
Bф=45
Ui
Ki
433, 3
440, 3 < 465, 3
450, 3
422, 3 < 495, 3
-18 < 0
X1=90
50
40
-18
1
451, 3 < 489, 3
458, 3
468, 3 < 521, 3
440, 3 < 476, 3
0
X2=45
40
5
0
8/9
451, 3 < 485, 3
458, 3 < 530, 3
468, 3
440, 3 < 497, 3
0
X3=45
5
40
0
1/9
448, 3 < 500, 3
455, 3
465, 3 < 466, 3
437, 3
-3 < 0
X4=90
20
70
-3
1
Vj
451, 3
458, 3
468, 3
440, 3
0
План является оптимальным, теперь подсчитываем коэффициенты интенсивности. Так как не все коэффициенты равны нулю или единице, то уменьшаем мощность завода в 3-м пункте.
Мощность АБЗ
Спрос зон-потребителей, тыс. т/год
тыс. т/год
B1=50
B2=60
B3=45
B4=70
Bф=18
Ui
Ki
433, 3
439, 3 < 465, 3
450, 3
421, 3 < 495, 3
-78 < 0
X1=90
50
40
-16
1
452, 3 < 489, 3
458, 3
469, 3 < 521, 3
440, 3 < 476, 3
-59 < 0
X2=45
45
3
1
511, 3 < 545, 3
517, 3 < 590, 3
528, 3
499, 3 < 557, 3
0
X3=18
0
18
62
0
449, 3 < 500, 3
455, 3
466, 3
437, 3
-62 < 0
X4=90
15
5
70
0
1
Vj
449, 3
455, 3
466, 3
437, 3
-62
План является оптимальным, подсчитываем значения коэффициентов интенсивности. Так как все коэффициенты равны либо 1, либо 0, то данный план является наилучшим.
Рассчитать значение целевой функции для каждого из промежуточных вариантов и построить таблицу.
Вариант размещения
Мощность АБЗ, расположенного в пункте, тыс. т/год
Значение целевой функции, zi, тыс. руб.
М1
М2
М3
М4
1
50
60
45
70
98912, 5
2
90
60
0
75
99037, 5
3
90
40
5
90
100067, 5
4 -наилучший
90
45
0
90
100072, 5