Научная Петербургская Академия

Жизнь и творчество Шолохова М.А. - (реферат)

Жизнь и творчество Шолохова М.А. - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    Средняя школа №3 г. Десногорска
    Д О К Л А Д
    по литературе на тему:
    “Жизнь и творчество Шолохова М. А. ”
    Подготовил:
    ученик 11 “Д” класса
    Леонов Алексей
    2001 год
    ШОЛОХОВ МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ
    - прозаик, публицист

Мать Шолохова – из крестьянской семьи, отец –выходец из Рязанской губернии, сеял хлеб на покупной казачьей земле, был приказчиком, управляющим паровой мельницей. Шолохов учился в церковно-приходской школе и гимназии. Участвовал в гражданской войне, служил в продотряде.

В конце 1922 года он приезжает в Москву. Работает грузчиком, чернорабочим, делопроизводителем. В 1924 году в журналах появляются рассказы Шолохова, объединенные впоследствии в сборники“Донские рассказы” и “Лазоревая степь” (1926). Темы ранних рассказов –гражданская война на Дону, ожесточенная классовая борьба, место человека в социальных сдвигах, происходивших в деревне. Рассказы стали заметным явлением в советской литературе первой половины 20-х годов. Умение раскрыть правду действительности в острых общественных и бытовых конфликтов, проникновенное восприятие душевных движений, стремление“сопрячь” мир чувств и действительность в едином целом характеризуют рассказы “Нахалёнок”, “Председатель Реввоенсовета республики” (1925), “Чужая кровь” (1926), “Червоточина” (1926). В 1924 году Шолохов возвращается на Дон в станицу Вешенская, где живет постоянно. Здесь он начинает писать“Тихий Дон” (1928-1940) –роман, принесший писателю мировую известность. Это произведение изображает донское казачество в годы первой мировой и гражданской войн, с исключительной силой рисует судьбы народа и личности в революции.

“Тихий Дон” охватил важнейшее десятилетие русской жизни (1912-1922); “Поднятая целина” (1932-1960) повествует о 1930 годе, о революционном переломе в жизни деревни. Во время Великой Отечественной войны Шолохов –военный корреспондент. Уже в первые месяцы войны были опубликованы в периодической печати и вышли отдельными изданиями его очерки“На Дону”, “На юге”, “Казаки” и др. Широкую известность приобрел рассказ “Наука ненависти” (1942). В 1943-1944 годах начали печататься главы из романа “Они сражались за Родину” (новый вариант – 1969). Стремление к эпическому постижению судеб народа –в самой природе таланта Шолохова. Подвиг народа в Отечественной войне определил и сюжетно-композиционный и эмоционально-стилевой строй незаконченного романа“Они сражались за Родину”. Контрастные чередования картин мирной, хотя уже и потревоженной трудовой жизни с изображением коротких солдатских передышек и внезапно вспыхивающих боев позволяют писателю воссоздать единый облик воюющего народа. Рассказ “Судьба человека”(1956-1957) стал заметным явлением в литературе. Трагическая история жизни взята в ее связи с событиями войны–историческими испытаниями в жизни народа, государства и отдельного человека. Из жизни Андрея Соколова автор отбирает только то, что дает возможность осмыслить человеческую судьбу в связи с трагическими событиями. Это позволяет писателю показать Человека и Войну, несовместимость мира и фашизма. Эта сложная, историческая основа определила и поэтику рассказа. Отчетливо выделяются ведущие образы-лейтмотивы (дорога автора– дорога героя –судьба человека на дорогах войны и т. п. ), свободно чередуются голоса героя-рассказчика и автора-повествователя. Судьба Андрея Соколова воплощает не только страшное зло войны, сквозной жизнеутверждающий мотив рассказа– вера в доброе, человеческое, утверждение подвига. После войны Шолохов опубликовал ряд публицистических произведений: “Слово о Родине”, “Борьба продолжается” (1948), “Свет и мрак” (1949), “Не уйти палачам от суда народов! ” (1950) и другие, в которых он выступает против идеологов “холодной войны”. Связь литературы с жизнью, в понимании Шолохова, это, прежде всего связь писателя с народом. Книга– дело “выстраданное”, говорил Шолохов на 2-м съезде писателей. Много раз в его высказываниях повторяется мысль о том, что писатель должен уметь говорить правду, какой бы тяжелой она ни была, о том, что к оценке художественного произведения надо подходить, прежде всего, с точки зрения исторической правдивости. По мысли Шолохова, право на жизнь сохраняет только то искусство, которое служит интересам народа.

“Я принадлежу к числу тех писателей, которые видят для себя высшую честь и высшую свободу в ничем не стесняемой возможности служить своим пером трудовому народу”, - сказал он в речи после вручения ему Нобелевской премии (1965г. ) Одна из самых существенных черт таланта Шолохова –его умение видеть в жизни и воспроизводить в искусстве все богатство человеческих эмоций– от трагической безнадежности до веселого смеха. Вклад писателя в мировое искусство определяется, прежде всего, тем, что в его романах впервые в истории мировой литературы трудовой народ предстает во всем богатстве типов и характеров, в такой полноте социальной, нравственной, эмоциональной жизни, которая ставит их в ряд неумирающих образов мировой литературы.

В его романах поэтическое наследие русского народа соединилось с достижениями реалистического романа XIX и XX веков, им были открыты новые связи между духовным и материльнм, между человеком и окружающим миром. Для Шолохова характерно представление об универсальности жизни; триединство его поэтики: человек– общество – природа –выражает одну из особенностей цивилизации, гуманистическое направление всего его творчества.



(C) 2009