Научная Петербургская Академия

Гражданственность творчества Гоголя - (реферат)

Гражданственность творчества Гоголя - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    Гражданственность творчества Гоголя

Высокая гражданственность творчества великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя проявилась прежде всего в разоблачении всего, что попирает свободу человеческой личности, не дает человеку созидательно трудиться и жить. С негодованием говорит Гоголь о бесчеловечном вельможе из “Повести о капитане Копейкине” (“Мертвые души”). Этот холодный равнодушный министр в ответ на просьбу инвалида Отечественной войны 1812 года о выдаче ему пенсии распорядился, чтобы Копейкина выселили из столицы. Не менее бездушны представители светского общества из повести “Шинель”. Разве не достойны они обличительного слова? ! Гоголя как гражданина потрясала мысль, что вещь может быть дороже человеческой жизни, что великодушных поступков становится все меньше и меньше.

Важное место в творчестве Гоголя занимал “маленький человек”. Гоголь, изображая горестную жизнь простых россиян того времени, как бы предъявлял счет виновникам такого положения личности в обществе. Виновниками же были власть имущие люди, которые считали себя вправе не думать о каждом бедном Башмачкине. Хотя это входит в прямую обязанность государственных людей. По количеству сарказма и критики, вылитой на головы казнокрадов, подхалимов, взяточников, бюрократов, самодуров, Гоголь, по-моему, не превзойден. Достаточно вспомнить комедию “Ревизор”, где изображено чиновничество уездного города во главе с городничим, или поэму “Мертвые души”. Оба произведения создают широкую панораму российского общества, погрязшего в пороках, невежестве, в преступлениях против свободы человеческой личности. Вот почему нам так дорог великий писатель-гражданин, не захотевший мириться с печальными явлениями русской жизни того времени.

Не только нравственное отставание от высших идеалов, сковавшее русское дворянство, удручало Гоголя. Сама скука паразитирующего стана имущих вызывала в Гоголе гражданский протест.

Писатель вывел целую галерею помещиков-уродов. До какой степени нищеты и разорения довели своих крестьян эти Собакевичи, Маниловы, Плюшкины. Изображая тяжелый, бедный быт крепостных крестьян, Гоголь нещадно критикует их хозяев. Писатель как бы говорит обществу, что нечего удивляться появлению в России дядей Митяев и Меняев, дворовых девочек Палашек, которые не знают даже, где лево, где право, ибо такова жизнь.

“Повесть о том, как Иван Иванович поссорился с Иваном Никифоровичем” развенчала духовное убожество дворянства. “Скучно жить на этом свете, господа! ” - говорит Гоголь, заканчивая повесть о двух Иванах, запутавшихся в собственных бессмысленных жизнях.

Однако рядом с горькими откровениями в произведениях писателя живут и очень достойные люди. Деспоты не смогли заглушить благородных качеств народа. Мужественных, духовно стойких, отважных и щедрых людей показал писатель в образах Степана Пробки, Абакума Фырова, Максима Телятникова и каретника Михеева. А какую душу не порадуют широтой натуры, благородными устремлениями, огненными темпераментами герои повести “Тарас Бульба”!

Прошлому и печальному настоящему великий писатель противопоставляет великое будущее нашей Родины: “Русь! Русь! Вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека вижу! ” Так верить в свой народ и предсказывать его будущее величие мог только великий гражданин России. А его вдохновенный, поэтический образ птицы-тройки, которая несется вперед и перед которой “расступаются и дают ей дорогу другие народы и государства”! Разве это восклицание не достойно принадлежать устам великого государственного мужа!

Нам, соотечественникам великого писателя и столь же великого гражданина России, есть у кого учиться гражданскому чувству. Это обращаясь к нам в будущее. Гоголь говорил: “Забирайте с собой в путь, выходя из мягких лет юности в суровое, ожесточающее мужество, собирайте с собой все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом”.



(C) 2009