Научная Петербургская Академия

Г. Белинский - критик и теоретик детской литературы - (реферат)

Г. Белинский - критик и теоретик детской литературы - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    Г . Белинский - критик и теоретик детской литературы .
    1 Роль детской литературы в воспитании детей

“Книга есть жизнь нашего времени . В ней все нуждаются .... и дети - так же . Все дело в выборе книг для них , и мы первые согласны , что читать дурно выбранные книги , для них хуже и вреднее , чем ничего не читать . ”

Детские книги - сокровища духовного богатства людей , самое ценное что создал человек на пути к прогрессу ; в нем выражены чувства , эмоции , переживания людей . Детская литература органическая часть общей литературы , но она специфична . Детская литература является средством воспитания, формирования личности ребенка .

“Книги , которые пишутся собственно для детей , должны входить в план воспитания , как одна из важнейших ее сторон . Наша литература особенно бедна книгами для воспитания , т. е. как учебными , так и литературными детскими книгами” Начальные педагогические требования Белинского - уважение к ребенку , развитие его индивидуальных особенностей . Он отстаивает идею гармоничного развития личности . Воспитание должно учитывать возрастные особенности детей, развивать их физические и духовные возможности , формировать нравственные , патриотические чувства .

“Воспитание - великое дело ; им решается участь человека . Все говорят о важном влиянии воспитания на судьбу человека , на его отношение к государству, к ближним и к самому себе … Слово еще не есть дело , всякая истина , как бы ни была она несомненна, но если не осуществляется в делах и поступках произносящих ее - она есть только слово , пустой звук , - та же ложь …Питайте и развивайте в детях чувство , возбуждайте чистую , а не корыстную любовь к добру; заставляйте их любить добро для самого добра , а не из - за награды , не из выгоды быть добрым ; возвышайте их души примерами самоотвержения и высокости в делах и не докучайте им пошлою моралью … В детях , с самых ранних лет , должно развивать чувство изящного , как один из первейших элементов человечности … развивайте также в них и эстетическое чувство , которое есть источник всего прекрасного , великого , потому что человек лишенный эстетического чувства стоит на степени животного …”

“Лучше совсем ничего не читать , чем читать плохую и мало художественную книгу . ”

Книги для детей должны быть источником высоко - художественного, эстетического , нравственного воспитания .

“Целью детских книжек должно быть не столько занятие детей каким - нибудь делом , не столько предохранение их от дурных привычек и дурного направления , сколько развитие данных им от природы элементов человеческого духа , - развитие чувства любви , и чувства бесконечного . Прямое и непосредственное действие таких книжек должно быть обращено на чувства детей , а не на их рассудок . Чувство предшествует знанию . … Детские книжки должны показать им , что мир и жизнь прекрасны , т. к. они суть . … Кто не почувствовал истины , тот и не понял и не узнал ее . …

Преимущественное развитие чувства дает им полноту , гармонию и поэзию жизни . … Они должны знакомить их с таинством страдания , показывая его , как другую сторону одной и той же любви , как блаженство своего рода , … как необходимое состояние духа . …И все это детские книжки должны передавать своим маленьким читателям … в повествованиях и картинах , полных жизни и движения , проникнутых одушевлением , согретых теплотою чувства , написанных языком легким , свободным , игривым , цветущим в самой простоте своей , - и тогда они могут служить одним из самых прочных оснований и самых действенных средств для воспитания . ” “ Воспитание - великое дело ; им решается участь человека . ”

    2 Познавательное значение детских книг .
    Тематика научно - познавательной литературы для детей .

В своем философском развитии В. Г. Белинский шел от увлечения идеалистическими системами в первый период своей деятельности к материализму и революционному демократизму . В соответствии с этим меняется , получает новое , более глубокое содержание и его идеал воспитания человека .

Выяснив народность произведений великих русских писателей Пушкина , Гоголя , Крылова , Белинский впервые выдвинул и подробно обосновал идею народности воспитания .

“Народность , - писал он , - обыкновенно выпускается у нас из плана воспитания . Часто дети знают о древнегреческих авторах , об исторических деятелях европейской истории , но не имеют никакого понятия о сокровищах своей народной поэзии , русской литературе , Петре 1 . ”Он указывает , что детям надо давать как можно больше общечеловеческого , мирового , но надо знакомить с этим через родные и национальные явления . Белинский высказывает убеждение , что книги должны входить в план воспитания как одна из важнейших его сторон . Он выдвигает ряд важнейших вопросов о значении детской литературы , о ее специфики , тематике детской книги . В 60 годы был представлен список книг рекомендованный для детского чтения такими известными писателями , как Пушкин, Гоголь, Некрасов, С- Щедрин , Крылов , Толстой , Успенский , Тютчев . Большое внимание Белинский уделял книгам научно - познавательного характера . Он выступал с идеей подлинно научного , всеобщего развития ; знания должны быть“ как нечто целое ” , “ как наука о жизни ”. “… Для детей предметы те же , что и для взрослых людей , только изложенные сообразно с их понятиями , а в этом - то и заключается одна из важнейших сторон этого дела . Показать душе юной , чистой и свежей примеры высоких действий представителей человечества …”

“… Если бы нашлась книжка с картинками , изображающими горы , моря , острова , полуострова , минералы , разные чудеса физической природы , потом явления растительного и , наконец , животного царства , и при этих картинках был бы объяснительный текст простой , толковый , без фраз и восклицаний , как прекрасна природа и т. п. ; если бы эти предметы были изложены не только в порядке , но и в ученой системе , а в тексте ни слова не упоминалось бы ни о каких системах …”

    3 Расширение круга детского чтения .
    Выделение основных читательско - возрастных групп .

Борьба за расширение круга для детского чтения позволила Белинскому , Чернышевскому , Добролюбову не только обогатить чтение самых маленьких современников , но и воздействовать на самих писателей , продемонстрировать им тот уровень , на котором они должны работать для детей .

По сути дела это так же была борьба за реализм детской литературы . Деятельность этих критиков способствовала формированию нового русского читателя .

Белинский настаивает на том , что наилучший путь к искусству для маленького читателя - непосредственное восприятие .

“… На детские книги обычно обращают еще менее внимания , чем на само воспитание . А книга - есть жизнь нашего времени . В ней все нуждаются - и старые , и молодые , и деловые , и ничего не делающие ; дети - так же . Все дело в выборе книг для них , и мы первые согласны , что читать дурно выбранные книги для них и хуже и вреднее , чем ничего не читать .

Что же можно читать детям ? Из сочинений , писанных для всех возрастов , давайте им“Басни ”Крылова , в которых даже практические , житейские мысли облачены в такие пленительные поэтические образы , и все так резко запечатлено печатию русского духа ; давайте им“ Юрия Милославского ”г. Зазоскина , в котором столько душевной теплоты , столько патриотического чувства , который так прост , так наивен , так чужд возмущающих душу картин , так доступен детскому воображению и чувству ; давайте“ Овсяный кисель ”, эту превосходно переведенную Жуковским ; давайте им некоторые из народных сказок Пушкина , как, например“ О рыбке и рыбаке ”, которая , при высокой поэзии , отличается , по причине своей бесконечной народности , доступностью для всех возрастов и сословий и заключает в себе нравственную идею . Не давая детям в руки самой книги , можно читать им отрывки из некоторых поэм Пушкина , как , например , в“ Кавказском пленнике ” изображение черкесских нравов , в “ Руслане и Людмиле ” эпизоды битв , о поле , покрытом мертвыми костями , о богатырской голове ; в “ Полтаве ”описание битвы , появление Петра Великого ; наконец некоторые из мелких стихотворений Пушкина , каковы“ Песнь о Вещем Олеге ” , “ Жених ” , “ Пир Петра Великого ” , “ Зимний вечер ” , “ Бесы ” , некоторые из песен западных славян , а для более взрослых “ Бородинскую годовщину ”. Не заботьтесь о том , что дети мало поймут , но именно и старайтесь , чтобы они как можно меньше понимали , но больше чувствовали . Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова , сердца преисполняются чувством изящного ; пусть и поэзия действует на них , как и музыка - прямо через сердце , мимо головы , для которой еще настанет свое время , свой черед .

Книги , которые пишутся для детей особенно должны входить в план воспитания , как одна из важнейшых его сторон .

Целью детских книжек должно быть не столько занятие детей каким - нибудь делом , не столько предохранение их от дурных привычек и дурного направления , сколько развитие данных им от природы элементов человеческого духа , - развитие чувства любви и чувство бесконечного . Прямое и непосредственное действие таких книжек должно быть обращено на чувство детей , а и на их рассудок , а такими сказками можно так же назвать сказки Гофмана“ Неизвестное дитя ” , “ Щелкун Орехов и царек мышей ” и пьесы в “ Детских сказках дедушки Иринея ” … Какое богатство детских книг ! “ Друг детей ”- это перевод немецкой книги , автор ее Вильмсен . Цель ее - развитие мыслительной способности в детях через постепенное восхождение от легких к более трудным понятиям , изложенным в сообразной с ними форме . Цель эта достигается благодаря хорошему составлению книги . ”

Главные доводы Белинского при определении круга детского чтения : связь с жизнью , непременная художественность ,

“ глубокость ” и гуманность идей , целомудренность содержания , простота и , наконец , “ истинная народность ” .

    4 Требования Белинского к детским писателям.

“ … Нужно родиться , а не сделаться детским писателем. Тут требуется не только талант , но и своего рода гений . Да, много , много нужно условий для образования детского писателя : тут нужна душа благодатная , любящая , кроткая , спокойная , младенчески простодушная ; ум возвышенный , образованный , взгляд на предметы просветленный , и не только живое воображение , но и живая поэтическая фантазия , способная представить все в одушевленных , радужных образах . Не говоря уже о любви к детям и о глубоком знании потребностей , особенностей , оттенков детского возраста . Детские книги пишутся для воспитания , а воспитание - великое дело : им решается участь человека .

… Живая , поэтическая фантазия есть необходимое условие , в числе других необходимых условий , для образования писателя для детей : через нее и по средством ее должен он действовать на детей . В детстве фантазия есть преобладающая способность и сила души , первый посредник между духом ребенка и вне его находящимся миром действительности . Дитя не требует выводов , доказательств и логической последовательности : ему нужны образы , краски и звуки . Дитя не любит идей : ему нужны историйки , повести , сказки , рассказы . И посмотрите , как сильно у детей стремление ко всему фантастическому , как жадно слушают они рассказы о мертвецах , привидениях , волшебствах . Что это показывает ? - потребность бесконечного , начало чувства поэзии , которые находят для себя удовлетворение пока еще только в одном чрезвычайном , отличающемся неопределенностью идей и яркостью красок . Чтобы говорить образами , надо если не быть поэтом , то , по крайней мере , быть рассказчиком и иметь фантазию живую , резвую , радужную . Чтобы говорить образами с детьми , надо знать детей , надо самому быть взрослым ребенком , не в прошлом значении этого слова , но родиться с характером младенчески простодушным . Есть люди , которые любят детское общество и умеют занять его и рассказом и разговором , и даже игрою , приняв в ней участие : дети , со своей стороны , встречают этих людей с шумной радостью, слушают их со вниманием и смотрят на них с откровенною доверчивостью , как на своих друзей . Про такого человека у нас , на Руси , говорят : это детский праздник . Вот таких - то“ детских праздников ”нужно и для детской литературы. Да - много , очень много условий ! Такие писатели , подобно поэтам , родятся , а не делаются . ”

Белинский подвергает уничтожающей критике “ фальшь и риторику ” , современной ему реакционной дворянской литературы , построенные по “ единому типу ”, книги , пересыпанные нравственными , разжевывающими моральные истины нравоучениями , которые должны естественно и органически вытекать из“ дела ” , выявляться в “ художественной жизни образов ”, представляться не в сухих рассказах , а в повествованиях и картинах , полных жизни , движения , проникнутых одушевлением , согретых теплотою чувства . “… Чем обычно отличаются повести для детей ? - дурно склеенным рассказом , пересыпанным нравственными сентенциями . Цель таких повестей - обманывать детей , искажая действительность .

… Пишите , пишите для детей , но только так , чтобы вашу книгу с удовольствием прочел и взрослый и , прочтя , перенесся бы мечтою в светлые годы своего младенчества .

Главное дело , как можно меньше сентенций , нравоучений и резонерства : их не любят и взрослые , а дети просто ненавидят . Они хотят в вас видеть друга , а не наставника , требуют от вас наслаждения , а не скуки , рассказов , а не поучений . Дитя веселое, доброе , живое , резвое , жадное до впечатлений , страстное к рассказам , не чувствительное , а чувствующее . … Но пока он еще дитя , дадим ему вполне насладиться первобытным раем непосредственной теплоты , полноты бытия , этого полного жизнею чистотой младенческой радости , источник , который есть простодушное и целомудренное единство с рпиродою и действительностью .

… Итак , если вы хотите писать для детей , не забывайте , что они не могут мыслить , но могут только рассуждать , или , лучше сказать , резонерствовать , а это очень худо ! Резонерство иссушает в детях источники жизни , любви , благодати ; оно делает их молоденькими старичками … Чувство внутреннего , духовного созерцания истины - есть дар природы , результат счастливой организации , и развитие этого дара требуем мы от воспитания и детской литературы .

… Книги , которые пишутся для детей , должны входить в план воспитания , как одна из важнейших его сторон …

    5 Понимание Белинским специфики детской литературы .

1 ) Особенности мышления и эстетического восприятия ребенка - читателя . “Книга есть жизнь нашего времени . В ней все нуждаются - и старые , и молодые , и деловые и ничего не делающие ; дети - также . Все дело в выборе книг для них , и мы первые согласны , что читать дурно выбранные книги для них и хуже и вреднее , чем ничего не читать : первое зло положительное , второе - только отрицательное . Так , например , в детях , с самых ранних лет , должно развивать чувство изящного , как один из элементов человечности . Нет ничего столь вредного и опасного , как неестественное и несвоевременное развитие духа . Дитя должно быть дитятею , но не юношею , не взрослым человеком . Первые впечатления сильны , - и плодом неразборчивого чтения будет преждевременная мечтательность , пустая и ложная идеальность , отвращение от бодрой и здоровой деятельности , наклонность к таким чувствам и положениям в жизни , которые не свойственны детскому возрасту . Всему своя череда . Неестественно и преждевременно развившиеся дети - нравственные уроды . Для детей предметы те же что и для взрослых людей , только изложенные сообразно с их понятием . В детстве фантазия есть преобладающая способность и сила души , дитя не требует выводов , доказательств и логической последовательности , ему нужны образы , краски и звуки . Наглядность признана теперь всеми единодушно самым необходимым и могущественным помощником при учении …

… Посмотрите , как жадны дети к картинкам ! Они готовы прочесть самый сухой текст , лишь бы только он объяснил им содержание картинки … … Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова , сердца переполняются чувством изящного , пусть и поэзия действует на них , как музыка . ”

Борьба против антихудожественной дидактики , утверждение принципов реалистического искусства в детской литературе .

“Чем обыкновенно отличаются , например , повести для детей ? - Дурно склеенным рассказом , пересыпанным моральными сентенциями . Цель таких повестей обманывать детей , искажая в их глазах действительность . Тут обыкновенно хлопочут из всех сил , чтобы убить в детях всякую живость , резвость и шаловливость , которые составляют необходимое условие юного возраста , вместо того , чтобы стараться дать им хорошее направление и сообщить характер доброты , откровенности . Потом стараются приучить детей обдумывать и взвешивать всякий свой поступок , словом , сделать их благоразумными резонерами , которые годятся только для классической комедии или трагедии , а не думают о том , что все дело во внутреннем источнике духа . Потом стараются уверять детей , что всякий поступок наказывается и всякое хорошее действие награждается …” Такая антихудожественная литература оказывает крайне вредное воздействие на читателя . Белинский показывает как неразрывно связаны идейность и художественность , воспитательное значение книги и ее отношение к“ истине ”жизни. По словам Белинского , главная задача писателя - воспитание нравственных качеств , пробуждение человечности . Цель же нравоучительной дворянской литературы - обманывать бедных детей , представляя жизнь искаженной . Особенно ненавистны Белинскому те книги , в которых авторы , стремясь воспитать верных слуг царю и отечеству , возводят в образец беспрекословное послушание , бездумное подчинение авторитету - родителей , наставников . “Книги для детей можно и должно писать , но хорошо и полезно только то сочинение для детей , которое может занимать взрослых людей и нравиться им не как детское сочинение , а как литературное произведение , писанное для всех …” 3) Особенности языка детских книг .

Большое внимание Белинский уделял языку и слогу детских книг . Очень низкий уровень изданий и низкая культура переводов вызывали его многочисленные замечания об их безграничности , жаргоне .

Белинский считал , что язык детской книги должен отличаться чистотой и правильностью“ быть цветущим в самой простоте ” .

“Детские книги должны отличаться особенною легкостью , чистотою и правильностью языка …

Прекрасная , хорошим языком написанная или переведенная книга и красиво напечатанная , - она полезна и для детей , и для взрослых … Книга должна быть написана просто , умело , без излишних потребностей , хорошим языком , события изложены ясно , расставлены в перспективе , обличающей память , переданы с живостью и увлекательностью …

Целью детских книжек должно быть не столько занятие детей каким - нибудь делом , не столько предохранение не от дурных привычек и дурного направления , сколько развитие данных им от природы элементов человеческого духа - развитие чувства любви и чувство бесконечного . Прямое и непосредственное действие таких книжек должно быть обращено на чувства детей , а не на их рассудок . Чувство предшествует знанию , кто не почувствовал истины , тот и не понял , и не узнал ее . ”

К . И . Чуковский - сказочник и теоретик детской литературы . От двух до пяти .

    1 О особенности детской речи .
    Подражание и творчество .

Каждый маленький ребенок есть величайший труженик нашей планеты . Достаточно приглядеться возможно внимательнее к сложной системе тех методов , при помощи которых ему удается в такое изумительно короткое время овладеть своим родным языком , всеми оттенками его причудливых форм , всеми тонкостями его суффиксов , приставок и флексий . Хотя это овладение речью происходит под непосредственным воздействием взрослых , все же оно кажется одним из величайших чудес детской психической жизни .

Ребенок всего за три года - от двух до пяти лет осваивает основные богатства родного языка . И осваивает не как прилежный зубрила , а как поэт . У двух летних и трех летних детей такое чутье языка , что создаваемые ими слова отнюдь не кажутся калеками и уродами речи , а , напротив , очень метки , изящны , естественны :

“ сердитки ” - морщинки , “ духлая ” - пахнет духами , “ всехный ” - всеобщий . Сплошь и рядом случается , что ребенок изобретает слова , которые уже есть в языке , но неизвестны ни ему , ни окружающим ( обутка , одетка ) . Ребенок порою самостоятельно приходит к тем формам , которые создавались народом в течении многих веков (“ льзя ” - можно , “ удобриться ” - смягчиться , “ людь ” - человек ) Чудесно овладевает детский ум методами , приемами , формами народного словотворчества : они могли бы быть и только случайно их нет . Даже те детские слова , которых нет в языке , кажутся почти , существующими . Ребенок создал их лишь потому , что не знал наших взрослых слов . Ребенок называет лошадку “ лошада ”т . к . лошадь для ребенка огромна и может ли он звать ее уменьшительным именем ? Подушка для него -“ подуха ” , одуванчик - “ одуван ” .

Когда трех летняя Нина впервые увидела в саду червяка , она зашептала в испуге :

    - Мама , мама , какой ползук !
    Неосознанное мастерство .

Переиначивая наши слова , ребенок не замечает своего словотворчества и остается в уверенности , будто правильно повторяет услышанное (“ сольница ” - солонка , т . к . есть чайница , сахарница ) . Такое неосознанное словесное творчество - один из самых изумительных феноменов детства . Сам того не подозревая , он направляет все свои усилия к тому , чтобы путем аналогий усвоить созданное многими поколениями взрослых языковое богатство . Даже те ошибки , которые не редко случается делать ребенку при этом творческом усвоении речи , свидетельствуют об огромности совершаемой его мозгом работы по координации знаний (“ почтаник ”- почтальон , по аналогии со словами с суффиксом - ник - ; пожарник , сапожник , печник ) .

Чтобы воспринять наш язык , ребенок в своем словотворчестве копирует взрослых . Сам того не подозревая , он направляет все свои усилия к тому , чтобы путем аналогий усвоить созданное многими поколениями взрослых языковое богатство . С двух лет всякий ребенок становиться на короткое время гениальным лингвистом, а к пяти - шести годам эту гениальность утрачивает , т . к . к этому возрасту ребенок уже полностью овладел основными принципами родного языка . Когда мы говорим о творческой силе ребенка , о его чуткости , о его речевой гениальности , мы не должны забывать , чтообщей основой всех названных качеств является подражание, т . к . всякое новое слово , создаваемое ребенком , твориться им в соответствии с нормами , которые даны ему взрослыми .

    Народная этимология .

В большинстве случаев дети только к тому и стремятся , чтобы возможно точнее скопировать старших . Но , пытаясь воспроизвести во всей точности нашу“ взрослую ”речь , они бессознательно исправляют ее ; изумительна та виртуозность , с которой , переменяя в услышанном слове один только звук , они заставляют это слово подчинятся их логике , их ощущению вещей :

* Буся метко обозвал бормашину зубного врача - больмашиной . Леля называет сухарик - кусариком .

    * - У мамы сердечко болело , и она пила болерьянку .

Развитие речи ребенка являет собой единство подражания и творчества .

    Осмысление речи бессмыслицей .

Слушая , что погоня за смыслом приводит ребенка к сугубой бессмыслице . Царь дрожащего творенья - “ Царь , дрожащий от варенья ”.

    Властелин души моей - “ Пластилин души моей ” .

Терпи , казак , атаманом будешь - “ Терпи , коза , а то мамой будешь ” . Путем минимального изменения в звуковой структуре непонятного слова ребенок , незаметно для себя , осмысляет его , причем в этой новой редакции выдвигаются существеннейшие ( с точки зрения ребенка ) качества того лица или предмета , которые данными словами обозначены ( язык - лизык , слюнка - плюнка ) . Эти языковые процессы в речи детей занимают не последнее место . Действенность .

Ребячьи слова в большинстве случаев изображают предметы исключительно со стороны действия .

    “ строганок ” - то , чем строгают
    “ копатка ” - то , чем копают
    “ лизык ” - то , что лижет
    “ колоток ” - то , чем колотят

Всюду выдвинута на первое место действенная функция предмета . Почти все исправления , вносимые ребенком в нашу“ взрослую ” речь , заключаются именно в том , что он выдвигает на первое место динамику .

    Завоевание грамматики .
    За - вы - на - рас - об

Велико у детей тяготение к глаголу , что им буквально не хватает глаголов , существующих во“ взрослом ” языке . Приходится создавать свои собственные . - часы часикают

    - я намакаронился
    - видишь , как я хорошо приудобился
    - погоди , я еще не отсонился

В этих глаголах восхищают приставки , придающие каждому слову именно тот оттенок экспрессии , какой придает им народ . Так что ребенок поступает в полном соответствии с исконными нормами родного языка . Самые смелые и причудливые из новообразований ребенка не выходят за рамки общенациональных языковых традиций .

Разве не изумительно , что ребенок уже на третьем году своей жизни вполне овладевает всем обширным арсеналом приставок и великолепно угадывает значение каждой из них .

    Мама , отпачкай мне рубашку !
    Льзя - нельзя

Любопытная особенность детских приставок : они никогда не срастаются с корнем . Ребенок отрывает их от корня и легче и чаше , чем взрослый . - Я сперва боялся трамвая , а потом вык , вык и привык .

    - Ах , какой ты невежа ! Нет , я вежа !
    - Ты такой неряха . Ладно , я буду ряха !
    Он и она
    Замечательна чуткость ребенка к родовым окончаниям слов.
    Здесь он особенно часто вносит коррективы в нашу речь .
    - Я не черепаха , я черепах .
    - Синица - синиц .
    - Русалка - русал .
    Прилагательные

Имена прилагательные сравнительно редко встречаются в речи детей . Но даже в том небольшом их числе , тоже явственно выразилось присущее детям чутье языка .

    - Червячее яблоко
    - Клевачий петух
    - Махучий хвост
    Скрещивание слов
    - Моя чашка такая блистенькая

В этом слове слиты два разных слова , корни которых различны ( блестящая и чистенькая сразу ) .

Дети по инерции могут создать из любой глагольной формы любую глагольную форму . Стоит только внимательно приглядеться к языковому развитию детей , чтобы стало ясно , что подражание у них сочетается с самым пытливым исследованием того материала , который предлагают им взрослые .

    - Начальная школа - это где начальники учатся ?
    Типичные ошибки детей

Среди детских местоимений особым своеобразием отличаются притяжательные . - Этажерка - эта жерка , та жерка

    - Табуретка - та буретка и эта буретка

Труднее всего малым детям даются капризные формы разноспрягаемых глаголов . - Папа воевает

    - Мы сплим
    - Лампа зажгита
    Анализ языкового наследия взрослых

Дети вообще буквалисты . Каждое слово имеет для них лишь один единственный , прямой и отчетливый смысл и не только слово , но порою целая фраза . - Скоро . Ты и оглянуться не успеешь ( Светлана стала как - то странно себя вести )

    - Я оглядываюсь , оглядываюсь , а лета все нету .

Тут все дело в том , что мы , взрослые , мыслим словами , словесными формулами , а маленькие дети - вещами , предметами предметного мира . Их мысль на первых порах связана только с конкретными образами . Потому - то они так горячо возражают против наших аллегорий и метафор .

Ребенок , которого мы сами приучили к тому , что в каждом корне данного слова есть отчетливый смысл , не может простить нам“ бессмыслиц ”, которые мы вводим в нашу речь . Иногда ребенок протестует не против смысла , а против фонетики данного слова .

Ребенок усваивает нашу “ взрослую ”речь не только путем подражания , но и противоборствуя ей . Это противоборство бывает двоякое :

1 . Неосознанное , когда ребенок даже не подозревает о том , что он забраковал наши слова и заменил их другими .

2 . Нарочитое , когда ребенок сознает себя критиком услышанных им речений . И в том , и в другом случае основные законы установленной, выработанной взрослыми речи остаются для ребенка непреложными . Если же он восстает против некоторых наших речений , то лишь для того , чтобы вступиться за эти законы . - Я в школу не пойду , там на экзамене ребят режут .

    Ложное истолкование слов

Ребенок , который живет среди взрослых и постоянно присутствует при их разговорах , то и дело слышит такие слова , смысл которых ему непонятен . Часто он пытается осмыслить их сам , не обращаясь за объяснением к старшим , вполне уверенный, что эта задача не представит для него особенных трудностей . Он решает ее“ по вдохновению ”, внезапно , не обладая для этого никакими другими ресурсами , кроме сильнейшего языкового чутья , и немудрено , что , пытаясь самостоятельно добраться до смысла непонятных речений , он принужден прибегать к самым фантастическим выдумкам .

    - Двойняшки - два ( мальчика ) Яшки .
    Слово отождествляется с вещью

Слово часто имеет в сознании ребенка такой же конкретный характер , как и та вещь , которую он обозначает . Оно , так сказать , отождествляется с вещью . Всякие кикиморы , буки , которыми взрослые пугают ребенка , именно потому и страшны для него , что в уме его имена этих свирепых чудовищ сливаются с самими чудовищами .

    Фонетика

Ребенок добирается до правильного произношения слов столь же сложным , извилистым путем , каким он приходит к их нормативной конструкции . Кооператив :

    пиф
    пиф - пиф
    апиф
    капиф
    каапиф
    патиф
    копатиф
    кооператив
    Роль фантазии и сказки в воспитании детей .

О необходимости развивать детскую фантазию при помощи чтения сказок Ф . М . Достоевский писал в конце жизни одному из родителей :

“Вы говорите , что до сих пор не давали читать вашей дочери что - нибудь литературное , боясь развить фантазию . Мне вот кажется , что это не совсем правильно : фантазия есть природная сила в человеке , тем более во всяком ребенке , у которого она , с самых малых лет , преимущественно перед всеми другими способностями развита и требует утоления . Не давая ей утоления ; или умертвишь ее , или обратно - дашь ей развития , именно чрезмерно ( что и вредно ) своими собственными силами . Такая же натуга лишь истощит духовную сторону ребенка преждевременно” .

Лишенный Мюнхаузена , Гулливера , Конька - горбунка , ребенок бессознательно компенсирует себя множеством самоделковых сказок . Без фантазии и в физике , и в химии будет полный застой , т . к . создание новых гипотез , придумывание новых приборов , догадки о новых химических соединениях - все это продукты фантазии .

Сказка делает свое дело : помогает ребенку ориентироваться в окружающем мире , обогащает его душевную жизнь , заставляет его почувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость , за добро , за свободу , и , когда надобность в ней минует , ребенок сам разрушает ее . Но до семи восьмилетнего возраста сказка для каждого нормального ребенка есть самая здоровая пища - не лакомство , а насущный и очень питательный хлеб , и никто не имеет право отнимать у него эту ничем не заменимую пищу .

Сказка нужна ребенку для того , чтобы возможно полнее , пышнее , богаче пережить этот полезнейший для его психического развития период . Необходимо использовать тяготение ребенка к сказке , чтобы развить , укрепить , обогатить и направить их способность к творческой мечте и фантастике . Тем , кто фантазирует принадлежит будущее .

    Основное воспитательное значение сказки .
    Цель сказочников.

Теперь уже считается общепринятой истинной , что сказка совершенствует , обогащает и гуманизирует детскую психику, т . к. слушающий сказку ребенок чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет себя с теми из ее персонажей , кто борется за справедливость , добро и свободу . В этом -то деятельном сочувствии малых детей благородным и мужественным героям литературного вымысла и заключается основное воспитательное значение сказки .

Цель сказочников заключается в том , чтобы какою угодно ценою воспитать в ребенке человечность- эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями , радоваться радостями другого , переживать чужую судьбу , как свою .

Наша задача заключается в том , чтобы пробудить , воспитать , укрепить в восприимчивой детской душе эту драгоценную способность сопереживать , сострадать , и сорадоваться , без которой человек не человек .

Только эта способность , привитая с самого раннего детства и доведенная в процессе развития до высочайшего уровня , создавала и будет впредь создавать Бестужевых , Пироговых , Некрасовых , Чеховых , Горьких …

    Специфика детского словотворчества .
    Роль игровых стихов в творчестве ребенка

“ Путаницы ”не только не мешают ребенку ориентироваться в окружающем мире , но , напротив , укрепляют в нем чувство реальности и что именно в интересах реалистического воспитания детей следует культивировать в детской среде такие стихи . Ибо так уж устроен ребенок , что в первые годы его бытия мы можем насаждать в его душе реализм не только путем ознакомления с окружающим миром , но чаще и успешнее всего именно при посредстве фантастики .

    жабы по небу летают
    рыбы по полю гуляют
    мыши кошку изловили …

Все нелепицы ощущаются ребенком именно как нелепицы . Он ни на минуту не верит в их подлинность . Навязывание предметам несвойственных им функций и признаков увлекает его как забава . В русских малых фольклорных жанрах эта забава нередко принимает характер игры в обмолвку :

    Полтора молока чистого кувшина .
    Гладь , из - под собаки лают ворота .
    Мужик схватил собаку и давай бить палку

Существует немало детских стихов , которые являются продуктами игры , но эти стишки - перевертыши и сами по себе есть игра , игра мыслительная , игра ума . Будем кушать на диване , а спать на столе .

    Наденем фуражку на ноги , а сандали на голову .
    Возьмем дверь и откроем ключ .

Это проявление детского юмора и в то же время познавательное отношение к миру .

Это стремление создавать перевертыши - у здорового ребенка на каждом шагу . Жажда играть в переверьыши присуща чуть ли не каждому ребенку на определенном этапе его умственной жизни . В основе этих причуд не юмористическое , а позновательное отношение к миру . Ибо давно уже чтало общепринятой истиной , что именно по средствам игры ребенок овладевает огромным количеством знаний и навыков , нужных ему для ориентации в жизни .

    Педагогическая ценность перевертышей .

Играть в детстве - то же , что накапливать опыт , а этот накопленный опыт порождает новые знания , чувства , желания , поступки и новые способности . Польза подобных стихов и сказок очевидна : за каждым “ не так ” ребенок живо ощущает “ так ”, всякое отступление от нормы сильнее укрепляет ребенка в норме , и он еще выше оценивает свою твердую ориентацию в мире . Он делает как бы экзамен своим умственным силам и неизменно этот экзамен выдерживает , что значительно поднимает в нем уважение к себе , уверенность в своем интеллекте , столь необходимую ему , чтобы не растеряться в этом хаотическом мире : “ Я - то не обожгусь холодной кашей ” ; “ я - то не испугаюсь улитки ” ; “ на дне моря я не стану искать землянику . ” В этом проверочном испытании , в этом сомоэкзамене - главное значение игры в перевертыши .

    В перевертышах можно выделить следующие разделы :

1 . Перевертыши большого и малого ( малому приписываются качества большого : комарище упавший с дуба )

2 . Перевертыши холодного и горячего ( холодному приписываются качества горячего и наоборот : - я - то не обожгусь холодной водой ) 3 . Перевертыши еды ( съедобность несъедобных вещей : - пил - ел лапти ) 4 . Перевертыши одежды ( - наденем фуражку на ноги , а сандали на голову ) 5 . Перевертыши явлений природы ( - море горит )

    6 . Перевертыши ездока и коня ( - конь едет верхом )
    7 . Перевертыши телесных недостатков (- слепые видят )

8 . Перевертыши действующих лиц ( - глядь , из - под собаки лают ворота ) Вовлекая ребенка в “ перевернутый мир ”, мы не только не наносим ущерба его интеллектуальной работе , но , напротив , способствуем ей , ибо у ребенка у самого есть стремление создать себе такой“ перевернутый мир ” , чтобы тем вернее утвердиться в законах , управляющих миром реальным . Перевертыши есть такое же порождение игр .

Воспитать в ребенке юмор - драгоценное качество , которое , когда ребенок подрастает , увеличит его сопротивление всякой неблагоприятной среде и поставит его высоко над мелочами и дрязгами .

У ребенка вообще есть великая потребность смеяться . Дать ему добротный материал для удовлетворения этой потребности - одна из непосредственных задач воспитания .

    Как дети слагают стихи .

Среди многочисленных методов , при помощи которых ребенком усваивается общенародная речь , смысловая систематизация слов занимает не последнее место .

По представлению ребенка , многие слова живут парами : у каждого из этих слов есть двойник , чаще всего являющийся его антитезой . Узнав одно какое - нибудь слово , дети уже на третьем году жизни начинают отыскивать то , которое связано с ним по контрасту . При этом , конечно , возможны такие ошибки : Вчера была сырая погода

    А разве сегодня вареная ?
    Это вода стоячая
    А где же лежачая ?

Такие словесные пары являются для ребенка не только двойниками по смыслу , но в большинстве случаев - по звуку . В представлении детей понятия , параллельные по смыслу , должны быть параллельны по звуку :

    Расскажи начало , а кончала не надо .
    Две открытки и одна закрытка
    Желток - белток

В этих рифмах нет ничего преднамеренного . Просто они облегчают речь ребенка . Всюду сказывается стремление ребенка рифмовать слова , принадлежащие к одной категории понятий , и таким образом систематизировать их либо по контрасту , либо по сходству .

    Генералы - сухопутные ,
    Адмиралы - воднопутные

Вообще всякая рифма доставляет ребенку особую радость . И когда она случайно подвернется ему в разговоре , он играет ею :

    Вот туда , где вода ,
    Вот туда , где вода .
    Это разве ложка ?
    Это просто кошка .

Влечение к рифмованным звукам присуще в той или иной степени всем детям от двух до пяти : все они с удовольствием предаются длительным играм в созвучия : Галюнчик , малюнчик .

    Галюха , малюха .

Таким образом , рифма есть , так сказать , побочный продукт этой неумолимой работы ребенка над своим голосовым аппаратом , и продукт чрезвычайно полезный : благодаря ему тяжелая работа ощущается ребенком как игра .

Детское стихотворчество - признак избытка играющих сил . Оно явление такого же порядка , как кувыркание или махание руками .

    Я не танк волоку ,
    Я в галопию скаку !

До четырехлетнего возраста ребенок был и поэт , и певец , и плясун одновременно , а теперь стихотворство становиться для него самостоятельной деятельностью , отдельной от всякого другого искусства .

На шестом или чаще всего на седьмом году жизни они понемногу переходят от эмоциональных выкриков к чисто литературным стихам :

    Лежит рядочком с брюквой
    И кажется , вот - вот
    От счастья громко хрюкнет
    И хвостиком махнет .

Стихи для детей - норма человеческой речи , естественное выражение их чувств и мыслей .

    2 Заповеди для детских поэтов .
    Основополагающие принципы , положенные в основу
    заповедей .
    1 . Учиться у народа . Учиться у детей .

В девятнадцать лет Петр Ершов создал гениальную книгу , которая живет более ста лет . В поучительной судьбе“ Горбунка ” явно поставлен знак равенства между детьми и народом . Сказки Пушкина все до одной были сказки крестьянские и по словарю и по дикции .

Басни Крылова , возникли как литература для взрослых с непревзойденным совершенством воссоздали народную речь , у нас будет полное право сказать , что русский народ продиктовал своим гениальным писателям все лучшие детские книги .

Это детские стихотворения Некрасова , детские книги Л . Толстого , Ушинского , насквозь пропитанные нашим фольклором .

Единственный компас для писателей - народная поэзия . Задача писателей - не точная имитация старинного народного творчества . Но не только у народа должны мы учиться , второй учитель - ребенок . Надо знать потребности и вкусы малолетних читателей , воспитывать их , влиять , формировать как личность .

    2 . Образность и действенность
    1 заповедь - графичность .

Стихотворения должны быть графичны , т . е . в каждой строфе , а порою и в каждом двустишии должен быть материал для художника , ибо мышлению младших детей свойственна образность .

    “ Ехали медведи на велосипеде
    А за ними кот задом наперед .
    А за ним комарики на воздушном шарике . ”
    2 заповедь - наивысшая смена образов .

Стихи , печатаемые без рисунков , теряют , чуть не половину своей эффективности .

    “ Муха криком кричит ,
    Надрывается ,
    А злодей молчит ,
    Ухмыляется . ”
    3 заповедь - словесная живопись должна быть лирична .
    Словесная живопись должна быть лирична .

Поэт - рисовальщик должен быть поэтом - певцом . Ребенку мало видеть тот или иной эпизод , изображенный в стихах : ему нужно , чтобы в этих стихах были песни и пляски .

    “ И сел на кита Айболит
    И одно только слово твердит :
    Лимпопо , Лимпопо , Лимпопо ! ”
    4 заповедь - подвижность и переменчивость ритма .

Нужна подвижность и переменчивость ритма . Для разнообразия фактуры стиха используется переход от хорея к дактилю , и наоборот .

    “ Вон акула Каракула
    Распахнула злую пасть .
    Вы к акуле Каракуле
    Не хотите ли попасть
    Прямо в пасть ? ”
    3 . Музыка
    5 заповедь - повышенная музыкальность .

Нужна повышенная музыкальность поэтической речи , плавность , текучесть звуков .

    “ Курица - красавица у меня жила ,
    Ах , какая умная курица была . ”
    4 . Рифмы . Структура стихов .
    6 заповедь

Рифмы в стихах для детей должны быть поставлены на самом близком расстоянии одна от другой , т . е . быть как можно ближе друг к другу . “ И сейчас же к нему из - за елки

    Выбегают мохнатые волки :
    “ Садись , Айболит , верхом ,
    Мы живо тебя довезем ! ””
    7 заповедь

Те слова , которые служат рифмами в детских стихах , должны быть главными носителями смысла всей фразы .

    “ Таня - Ваня задрожали
    Бармалея увидали .
    Он по Африке идет ,
    На всю Африку поет : … ”
    8 заповедь

Каждая строка детских стихов должна жить своей собственной жизнью и составлять отдельный организм .

    “ Солнце по небу гуляло
    И за тучку забежало .
    Глянул заинька в окно ,
    Стало заиньке темно . ”
    5 . Отказ от эпитетов . Ритмика .
    9 заповедь

Не загромождать детских стихов прилагательными . Ребенка по - настоящему волнует в литературе лишь действие , лишь быстрое чередование событий . “ У меня зазвонил телефон .

    - Кто говорит ?
    - Слон .
    - Откуда ?
    - От верблюда .
    - Что вам надо ?
    - Шоколада . ”
    10 заповедь

Преобладающим ритмом этих стихов должен быть непременно хорей . “ Дон , дон , дон , дон !

    Загорелся кошкин дом … ”
    6 . Игровые стихи
    11 заповедь

Стихи должны быть игровыми , т . к . вся деятельность младших и средних дошкольников выливается в форму игры . Тот, кто не способен играть с малышами , пусть не берется за сочинение стихов . Дети играют не только вещами но и произносимыми звуками .

    “ Жила - была мышка Мауси .
    И вдруг , увидела Котауси .
    У Котауси злые глазауси
    И злые - презлые зубауси . ”
    12 заповедь
    Поэзия для малышей , должна быть и для взрослых поэзией .
    13 заповедь

В своих стихах поэты должны не столько приспосабливаться к ребенку , сколько приспособлять его к себе , к своим“ взрослым ” ощущениям и мыслям . Последняя заповедь прямо призывает детских поэтов “мало - помалу нарушать многие из вышеуказанных заповедей , дабы путем постепенного усложнения формы подвести малыша вплотную к восприятию великих поэтов” .

    3 Анализ сказки К . И . Чуковского “Айболит ”

В основе поэмы - сказки К . И . Чуковского “ Айболит ”, лежит тема большой любви к животным и прославление тяжелой и трудной , но в то же время очень интересной профессии - доктор ( врач лечащий людей и животных ) .

Доктор Айболит в центре сюжета . Он является воплощением доброты , ума , чуткости , сострадания к ближним , сильным героем идущим к поставленной цели , побеждающим все зло - и это главные качества характеризующие большинство героев сказок Чуковского .

Идеей сказки является факт исцеления бедных , больных животных живущих в далекой Африке добрым доктором Айболитом .

Создавая сказки для малышей К . И . Чуковский непосредственно следовал своим заповедям . Сказка написана простым детским языком , эмоциональна , доступна для детей , легко воспринимается , но в то же время она оказывает большое воспитательное значение .

    Рассмотрим же сказку на основе заповедей Чуковского :
    1 . Соблюдена графичность и образность .
    “ Но вот перед ним море
    Бушует , шумит на просторе .
    А в море высокая ходит волна ,
    Сейчас Айболита проглотит она …
    Но тут выплывает кит :
    “ Садись на меня , Айболит ,
    И , как большой пароход ,
    Тебя повезу я вперед ! ” ”
    Наивысшая смена образов
    “ Мы живем на Занзибаре ,
    В Калахари и Сахаре ,
    На горе Фернандо - По ,
    Где гуляет Гиппо - попо
    По широкой Лимпопо ” .

3 . Живопись лирична , множество глаголов и предлогов дают ощущение постоянного движения .

    “ И пришла к Айболиту лиса …
    И пришел к Айболиту барбос …
    И прибежала зайчиха
    И закричала : “ Ай , ай !
    Мой зайчик попал под трамвай !
    Он бежал по дорожке ,
    И ему перерезало ножки ,
    И теперь он больной и хромой ,
    Маленький заинька мой ! ”

Вместе с его героями тоже хочется , что то делать , как то действовать , чем то помочь .

    4 . Подвижность и переменчивость ритма .
    “ Но вот , поглядите , какая - то птица
    Все ближе и ближе по воздуху мчится .
    На птице , глядите , сидит Айболит
    И шляпою машет и громко кричит :
    “ Да здравствует милая Африка ! ” ”
    5 . Музыкальность поэтической речи .
    “ Вот и Гиппо , вот и Попо ,
    Гиппо - попо, Гиппо - попо !
    Вот идет Гиппопотам .
    Он идет от Занзибара ,
    Он идет к Килиманджаро
    И кричит он , и поет он :
    “ Слава , слава Айболиту !
    Слава добрым докторам ! ” ”
    Песня гиппопотама звучит , как гимн для докторов .
    6 . Рифмы находятся в ближайшем соседстве .
    “ И акула Каракула
    Правым глазом подмигнула
    И хохочет , и хохочет ,
    Будто кто ее щекочет .
    А малютки бегемотики
    Ухватились за животики
    И смеются , заливаются
    Так , что дубы сотрясаются . ”
    7 . Каждая строка живет собственной жизнью .
    “ Добрый доктор Айболит !
    Он под деревом сидит .
    Приходи к нему лечиться
    И корова , и волчица ,
    И жучок , и червячок ,
    И медведица !
    Всех излечит , исцелит
    Добрый доктор Айболит ! ”
    8 . Основная смысловая нагрузка лежит на словах - рифмах .
    “ “ Что такое ? Неужели
    Ваши дети заболели ? ”
    “ Да - да - да ! У них ангина ,
    Скарлатина , холерина ,
    Дифтерит , аппендицит ,
    Малярия и бронхит !
    Приходите же скорее ,
    Добрый доктор Айболит ! ” ”
    Рифмы слов являются главными носителями смысла фразы .
    9 . Стихи не загромождены прилагательными .
    “ Ладно , ладно , побегу ,
    Вашим детям помогу .
    Только где же вы живете ?
    На горе или в болоте ? ”
    10 . Преобладает движение , основной ритм - хорей .
    “ И встал Айболит , побежал Айболит ,
    По полям , по лесам , по лугам он бежит .
    И одно только слово твердит Айболит :
    “ Лимпопо , Лимпопо , Лимпопо ! ” ”
    11 . Присутствует игра .
    “ И бежит Айболит к бегемотикам ,
    И хлопает их по животикам ,
    И всем по порядку
    Дает шоколадку ,
    И ставит и ставит им градусники !
    И к полосатым
    Бежит он тигрятам ,
    И к бедным горбатым
    Больным верблюжатам ,
    И каждого гоголем ,
    Каждого моголем ,
    Гоголем - моголем ,
    Гоголем - моголем ,
    Гоголем - моголем потчует . ”
    12 . Поэзия для детей - поэзия для взрослых .
    “ Десять ночей Айболит
    Не ест , не пьет и не спит ,
    Десять ночей подряд
    Он лечит несчастных зверят
    И ставит и ставит им градусники . ”

13 . Частые повторы придают большую эмоциональность сказке . “ И тут же страусята

    Визжат , как поросята ,
    Ах , жалко , жалко , жалко
    Бедных страусят !
    И корь и дифтерит у них ,
    И оспа и бронхит у них ,
    И голова болит у них ,
    И горлышко болит . ”

Мы видим , что К . И . Чуковский прекрасно использовал свои заповеди в сказке“ Айболит ”. Эту сказку и сейчас очень любят дети , и после будут любить и читать ее вновь и вновь . Это все благодаря высокому мастерству и таланту великого поэта .



(C) 2009