Научная Петербургская Академия

Украина под властью Польши и Литвы в ХIV - XVI веках - (реферат)

Украина под властью Польши и Литвы в ХIV - XVI веках - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    Украина под властью Польши и Литвы в ХIV - XVI веках
    План
    1. Неолит Украины.

2. Захват Украинских земель иноземными державами в ХIV - XVI вв. Под властью Польши и Литвы.

    3. Кирилло-Мефодиевское братство. Цели. Программа.
    4. М. С. Грушевский - политический портрет.
    1. Неолит Украины

Слово “Украина” чаще всего истолковывается как “порубежная земля”, “пограничье”. Такое название страны весьма точно отражает ее место положение. Это - Юго-Восточный край Европы, порог Азии. Украина протянулась вдоль северо-восточной каймы Средиземноморского мира. Она равномерно, вольно раскинулась по обе стороны некогда очень важной линии, отделявшей открытую степь от укромной лесной чащи.

Первые следы человеческого обитания на территории современной Украины появились примерно 150 тыс. лет тому назад.

Примерно за 10 тыс. лет до Рождества Христова последний ледник отступил на север, оставив после себя тот ландшафт, который мы видим на Украине и сегодня. Зато мир самого человека стал меняться все быстрее. Во всяком случае в период неолита (в Украине он продолжался от 6 до 2 тыс. до н. э. ) человечество претерпело более глубокие перемены, чем за все предыдущие 2 - 3 млн. лет своего предположительного существования. Вопреки своему названию неолит, т. е. “новый каменный век”, имел мало общего с камнем. “Революционное” значение этой эпохи состояло в том, что люди нашли принципиально новые пути добывания пищи: от охоты и собирательства перешли наконец к самостоятельному ее производству. Считается, что земледелие начало распространяться по территории Украины с юго-запада - междуречья Буга и Днестра. Здесь-то около V и IV тысячелетий до н. э. и возникли древнейшие в Восточной Европе земледельческие поселения. Теперь вместо того, чтобы бродить по окрестностям в поисках добычи, человек надолго оседал вокруг своего поля. Так появляются деревни. Земледелие потребовало большей рабочей силы чем, чем охота и собирательство, поэтому население быстро растет. А с ростом населения потребовались и какие-то примитивные формы политической и социальной организации.

Самая известная из древних земледельческих культур на территории современной Украины - так называемая трипольская. Она развивалась в долинах Днестра, Буга и Прута и впоследствии достигла Днепра. Расцвет ее пришелся на 3500 - 2700 гг. до н. э. В эти годы количество жителей каждого из трипольских поселений составляло 600 - 700 человек. Трипольцы организовывались в кланы по отцовской линии. Жили они, как правило, в длинных узких хижинах, внутри которых каждая отдельная семья имела свой отгороженый угол с глинобитной печью. Свои глиняные сосуды они украшали мягкими контурами золотисто-черно-белых узоров. Такие рисунки характерны для культур с развитой магией, разнообразными ритуалами и верованьями в сверхестественные силы.

Рядом с этим уживались и вполне практические вещи. Первое в Украине механическое устройство - сверло для проделывания отверстий в камне и дереве появилось у людей трипольской культуры. Еще более важным было изобретение деревянного плуга. Теперь уж точно земледелие стало более надежным способом существования, чем охота. Следующее изобретение, возможно, было позаимствовано из Азии: речь идет об использовании первого из металлов - меди. Что мы знаем о закате трипольской культуры? Археологи предполагают, что перенаселенность обжитых мест заставляла людей уходить на новые необжитые. Одни продвигались в глубь степей. Другие, жившие в долине Днепра, шли на север, в дремучее Полесье и дальше. К 2000 г. до н. э. трипольцы как единый исторический народ более не существовали. Очевидно, какую-то его часть покорили и ассимилировали воинственные степные племена, другая нашла защиту и приют в северных лесах.

2. Захват Украинских земель иноземными державами в ХIV - XVI вв. Под властью Польши и Литвы

Тысячелетиями Украина была плавильным котлом могучих политических образований империй скифов и сарматов, Киевской Руси. Жители этой земли не только сами распоряжались своей исторической судьбой, но и влияли на судьбы своих соседей. Цивилизации, существовавшие на территории Украины, находились на авансцене культурного и социально-экономического развития всей Восточной Европы. Однако падение Галицко-Волынского княжества привело к эпохальным изменениям во всей истории Украины. Украинские земли по-прежнему будут составлять часть тех или иных мощных политических организмов - но не здесь будут биться сердца этих организмов. За исключением тех редких моментов во всей последующей истории Украины, когда ее жителям удавалось так или иначе самоутверждаться, их судьбы теперь решаются в далеких чужих столицах - Варшаве, Москве или Вене.

    Литовская экспансия

Исторические события XIV в. развивались в неблагоприятном для Украины направлении. Именно в то самое время, когда она переживала политический, экономический и культурный спад, ее соседи - Литва, Польша и Московия - входили в период расцвета. Быстро разрастаясь территориально, они почуяли вакуум власти за своими южными рубежами.

Среди новых завоевателей, поспешивших воспользоваться открывшимися возможностями, были литовцы. В середине XIII в. князь Миндаугас объединил относительно отсталые воинственные литовские племена, чтобы дать отпор натиску Тевтонского ордена немецких крестоносцев-колонизаторов, обосновавшихся на Балтийском побережье. Из этой борьбы литовцы вышли сильными и едиными как никогда. В первые десятилетия XIV в. , при великом князе Гедиминасе они двинулись на Белоруссию. И уже сын Гедиминаса Альгердас самым решительным образом заявил, что вся Русь должна принадлежать литовцам. При Альгердасе, в 1340-е годы, литовцы вступили в украинские земли.

К началу 1350-х мелкие князьки днепровского Левобережья уже признали себя вассалами Альгердаса. В 1363 г. его войска вошли в Киев. В 1363 г. , нанеся сокрушительное поражение Золотой Орде, литовцы вторглись в Подолье. С этого момента Великое княжество Литовское, подчинившее себе большую часть Белоруссии и Украины, становится самым большим политическим образованием в Европе. Однако вряд ли верно представлять себе присоединение Украины к Литве в виде грубого вторжения не знающих пощады чужеземцев. Это было именно присоединение или, если угодно, проникновение литовцев на украинские земли, включение этих славянских земель в состав одного большого княжества, где правила энергичная и честолюбивая литовская династия. Да и сами войска Альгердаса по большей части состояли из украинских же вассалов или союзников литовского князя, а потому население, как водится, хлебом-солью встречало эти войска на всем пути их победоносного продвижения по Украине. И единственным противником, который возникал у них на пути были монголо-татары.

Тем не менее о причинах столь быстрого и успешного проникновения литовцев в глубь украинских земель высказан целый ряд предположений. Вот те из них, которые можно считать общепринятыми.

Во-первых и прежде всего, для населения Украины, перспектива литовского правления была заманчивей монголо-татарского беспредела. Во-вторых, украинцев было много, а литовцев мало. И наконец, и сами по себе новые “гости”, производили хорошее впечатление.

    Польская экспансия

И все же при всем размахе литовской экспансии в Украине не она оказала наиболее продолжительное влияние и всестороннее воздействие на судьбы украинцев. Важнее в этом смысле оказалось завоевание Украины Польшей.

Начало ему было положено при Казимире Великом (1320 - 1370), восстановившем средневековую польскую монархию.

В апреле 1340 года, всего через 9 дней после смерти Болеслава - последнего независимого правителя Галицкого княжества, войска польского короля вторглись в Галичину. Сделано это было под предлогом защиты тамошних католиков. Однако присоединение к своим землям украинских не сошло полякам с рук также гладко, как литовцам. Своевольные галицкие бояре под предводительством Дмитра Детка установили свою власть в своей стране.

Еще большую угрозу польским интересам в Галичине и на Волыне представляли литовцы. И битва за эти земли не прекращалась в течение более двух десятилетней, причем в союзе с поляками воевали венгры, а литовцев поддержало большинство украинцев.

В 1349 году в результате удачной военной компании Казимир подчинил себе Галичину и часть Волыни. Наконец, в 1366 году, война закончилась польской оккупацией всей Галичины и небольшой части Волыни. Вся остальная Волынь осталась за литовцами.

Подчинение украинских земель и украинского населения Польше явилось важным поворотным пунктом в истории обоих народов. Для поляков это означало крутую перемену ориентации с Запада на Восток - перемену повлекшую за собой далеко идущие политические, культурные и социально-экономические последствия. Да и для Украинцев речь шла не о простой замене своих правителей чужими, а о том, чтобы покоряться народу иной религии, иной культуры.

Итак, в XIV - XVI вв. На авансцену истории вышли все те силы, что и последующие столетия будут определять судьбу Украины. Литва уже отыграла свою роль, хотя по началу ее завоевания в Украине были наиболее обширными, а политическая система - наиболее приемлемой для украинцев. Более многочисленная и агрессивная польская шляхта вытеснила литовцев с Украины. Прибегая то к военному давлению на Литву, то к средствам дипломатии, Польша постепенно заняла все важнейшие плацдармы для дальнейшей экспансии на восток. Наконец, где-то на заднем плане появились уже новые действующие лица, которым еще предстояло выдвинуться на более важные роли в этой исторической драме. Быстро ширятся владения московских царей. Укрепляются крымские ханы, связанные с мощной Османской империей. В таких обстоятельствах перспектива независимости Украины становилась весьма проблематичной.

    3. Кирилло-Мефодиевское братство. Цели и программы

Первая половина ХIХ века характеризовалась значительным повышением общественно-политической жизни. Ярким доказательством этого была деятельность тайного общества, названного в честь первых славянских просветителей Кирилла и Мефодия.

Кирилло-Мефодиевское братство было основано в декабре 1845 - январе 1846 гг. в Киеве, который к этому времени стал центром общественной мысли и политической жизни украинцев, по примеру существовавших тайных обществ “Соединенных Славян” и “Малороссийское общество”.

Основателями братства были Микола Костомаров, Микола Гулак и студент Киевского университета Василь Билозерский.

Значительное влияние на идейное формирование членов общества и их практическую деятельность оказывал выдающийся украинский поэт, общественный деятель Т. Г. Шевченко, который присоединился к обществу в апреле 1846 г. По этому поводу И. Франко писал, что “молодіж.... під впливом його пісень утворила була таємний зв’язок в цілі освічування народу і знесення кріпацтва”. Осенью 1846 г. количество членов тайного общества составляло 12 человек. Среди них были студенты Киевского университета, учителя и даже помещик. Кирилло-Мефодиевское общество было первою на Украине организациею политического направления. Про это свидетельствуют два его документа: “Закон Божий (Книга бытия украинского народа)”, написанный М. Костомаровым и “Устав Славянского общества св. Кирилла и Мефодия”, а также пояснение к Уставу, сделанное В. М. Билозерским.

Программные положения костомаровского “Закона Божего” нашли практическое осуществление в призывах Кирилло-Мефодиевского братства “Братья, украинцы! ” и “Братья великороссияне и поляки! ”. В этих документах звучит призыв к народам объединится в Союз славянских республик, создать славянскую федерацию с демократическими институтами. Кирилло-Мефодиевцы пропагандировали свободу, равенство, братство как основу нового общества. Конкретные меры для достижения этого виделись в отмене крепостничества, ликвидации юридических отличий между сословиями, доступности образования для трудящихся.

Соглашаясь в отношении общих принципов, участники групп расходились в вопросе о том, что считать первоочередным и главнейшим и, таким образом, в братстве существовало два течения: либерально-буржуазное, эволюционное, и народно-демократическое, революционное.

К первому направлению принадлежали М. Костомаров, В. Билозерский, О. Маркович, О. Тулуб, Д. Пыльчыков, П. Кулиш, М. Савич. Они провозглашали единство и братство славян, важность развития украинской культуры.

Революционно-демократические взгляды разделяли Т. Г. Шевченко, М. Гулак, О. Навроцкий, И. Посяда, Г. Андрузский.

Однако практическую деятельность кирилло-мефодиевцев, которая складывалась с распространения программных документов, произведений Т. Г. Шевченко, народного образования, не следует переоценивать, потому что товарищество было малочисленным, связи между братчиками были не очень стойкими, деятельность была ограничена.

М. Грушевский заметил: “З сих плянів нічого не вийшло, бо й брацтво Кирило-Мефодіївське не довго проіснувало; ріжні напрями і ріжниці, які були в поглядах самих його членів, не встигли вияснитися і вирішитися - не тільки що перейти в діло” [1 Михайло Грушевський Ілюстрована історія України, - 1954р. С. 490. ]. 3 марта 1847 г. студент Киевского университета О. Петров донес царским властям о тайном обществе, которое выявил во время одной из дискуссий, что проводили “братья”.

Царское правительство раскрыло и разгромило Кирилло-Мефодиевское товарищество, участники наказаны заключением и ссылкой. Только в конце 50-х годов ХIХ века они смогли возвратиться к литературной, научной и преподавательской деятельности.

Значение товарищества состоит в том, что оно впервые сделало попытку перейти от культурологического до политического этапа национального развития.

    4. М. С. Грушевский - политический портрет

Мы все больше убеждаемся, что незнание собственной истории, подмена объективного и научного анализа политическими догмами причиняют нашему обществу непоправимый вред и обходятся очень дорого. История повторяется, повторяется каждый ее поворот, и если где-то несколько лет назад эти слова воспринимались как банальность, то сейчас они заставляют относится к ним со всей ответственностью. Аналогии между переломным 1917 г. , когда М. Грушевский стал во главе Центральной Рады, и теперешними 90 - ми гг. лежат на поверхности, и то что происходит сегодня, помогает нам лучше разобраться в прошлом, а прошлое, в свою очередь, стает точным, хотя иногда и печальным пророчеством нашего недалекого будущего. Стоит только вспомнить перечень некоторых законодательных актов, принятых Центральною Радою в конце 1917 - начале 1918 гг. : Постановление о распространении власти Генерального Секретариата по всей территории Украины, Закон об отсрочке призыва на военную службу и откомандирования с нее граждан Украинской республики, Законы о гражданстве, Закон об исключительном праве Украинской Центральной Рады издавать законы для УНР, Закон о Генеральном Суде, Закон об организации Прокураторского надсмотра в Украине, Временный земельный закон, Закон про национально-персональную автономию, Временный закон о выпуске государственных кредитных билетов, Закон о создании Украинского народного войска. Тем более, что все прошлые и настоящие события происходят на одинаковом историческом фоне экономической разрухи, эрозии государственной власти и политической анархии.

Жаль, что политические идеи М. Грушевского вернулись к нам с таким опозданием, иначе мы могли бы сэкономить очень много времени и усилий, которые мы потратили на то, чтобы изобрести то, что изобрел М. Грушевский. Потому что в завоеванных парламентских, митинговых, газетно-телевизионных баталиях таких понятий, как суверенитет, союз свободных республик и даже верность социалистическому выбору - все это из политического арсенала М. Грушевского.

Но в то же время мы не имеем права забывать и про то, что в конце концов привело к падению Центральной Рады, а с ней и к гибели намерений и величественных планов М. Грушевского. Однако совсем не для того, чтобы поднять на щит “ошибки” ученого, потому что наше задание заключается в другом - обойти те рифы, на которые попал его корабль.

    Литература:
    Орест Субтельный История Украины, Киев: ”Лібідь”, 1994г.
    Історія України в особах, - Миколаїв, 1993р.

М. С. Грушевский История Украины - Руси: в 12т. , - Киев, 1954г.



(C) 2009