Научная Петербургская Академия

Русь и татаро-монголы - (реферат)

Русь и татаро-монголы - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    Томский Политехнический Университет
    Кафедра истории
    Реферат-упражнение
    Особенности позиции Л. Н. Гумилёва по проблеме
    Русь и татаро-монголы
    (раздел III, упражнение 34)
    Выполнил:
    Луков Дмитрий
    ИЭФ, 3А01
    Проверила:
    Доцент Иванова М. В.
    Томск, 2000г.
    План реферата:
    1. Введение

-------------------------------------------------------------------------1 2. Позиция Л. Н. Гумилёва по проблеме Русь и татаро-монголы и его аргументация ---------------------------------------------------------------------------1 3. Другие подходы к проблеме и аргументы их приверженцев ---------3 4. Заключение

---------------------------------------------------------------------5 5. Список использованной литературы --------------------------------------6

    1. Введение.

Cлово “иго” по энциклопедии Кирилла и Мефодия означает порабощаю-щую, угнетающую силу. Татаро-монгольским игом принято называть пе-риод времени, в течение которого Русь находилась под влиянием Золотой Орды. Татаро-монгольское иго держалось в России 240 лет–почти четверть тысячелетия. За это время произошло множество событий, повлиявших на Россию, поэтому значение этого времени невозможно переоценить. Несмотря на давность событий, нам очень многое известно о них. Для многих из нас, знакомых с курсом школьной истории, татаро-монгольское иго неразрывно связано с нашествем кочевников, разрушением городов, многими тысячами погибших, непомерной данью, взымавшейся с народа. До недавнего времени я думал точно также, пока не услышал о необычной идее известного историка Льва Николаевича Гумилёва, сильно отличающейся от официальной истории. Мне захотелось поближе познакомиться с этой концепцией, узнать, какими фактами он оперирирует, какие аргументы приводит в свою пользу, и, наконец, решить для себя, какая версия событий наиболее правдива.

    Позиция Л. Н. Гумлёва.

Особенностю концепции Льва Николаевича Гумилёва является утверждение, что Русь и Золотая Орда до XIII в. не только не были врагами, но и даже состояли в некоторых союзнических отношениях. По его мнению, предпосылками для такого союза стали чересчур активные экспансионистские действия Ливонского ордена в Прибалтике. Причём союз по большей части имел военный, нежели политический характер. Этот союз выражался в виде защиты монгольскими отрядами русских городов за некоторую плату: “…Александра интересовала перспектива получения от монголов военной помощи для противостояния натиску Запада и внутренней оппозиции. Именно за эту помощь Александр Ярославович готов был платить, и платить дорого” (Гумилёв Л. Н. От Руси к России. - М. : Прогресс. с. 132). Так, по мнению Гумилёва, с помощью монголов такие города, как Новгород, Псков в 1268 году, а также Смоленск в 1274 году избежали захвата: ”Но тут в Новгород, согласно договору с Ордой, явился татарский отряд в 500 всадников…Новгород и Псков уцелели” (Гумилёв Л. Н. От Руси к России. - М. : Прогресс. с. 134). Кроме того, русские князья сами помогали татарам: “Русские первые оказали военную помощь татарам, приняв участие в походе на аланов” (Гумилёв Л. Н. От Руси к России. - М. : Прогресс. с. 133). Лев Николаевич видел в таком союзе только положительные стороны: “Таким образом за налог, который Александр Невский обязался выплачивать в Сарай, Русь получила надёжную крепкую армию, которая отстояла не только Новгород с Псковом… Более того, русские княжества, принявшие союз с Ордой, полностью сохранили свою идеологическую независимость и политическую самостоятельность… Одно это показывает, что Русь была не провинцией Монгольского улуса, а страной, союзной великому хану, выплачивавшей некоторый налог налог на содержание войска, которое ей самой было нужно” (Гумилёв Л. Н. От Руси к России. - М. : Прогресс. с. 134). Он также считал, что этот союз повлёк за собой улучшение во внутреннем положении страны: “Союз с татарами оказался благом для Руси с точки зрения установления внутреннего порядка” (Гумилёв Л. Н. От Руси к России. - М. : Прогресс. с. 133). В аргументирование своей идеи Л. Н. Гумилёв приводит следующие факты. Во-первых, на Руси постоянно не находились отряды татаро-монгол: “Гарнизонов монголы не оставили, своей постоянной власти не думали устанавливать” (Гумилёв Л. Н. От Руси к России. - М. : Прогресс. с. 122). Во-вторых, из многих источников известно, что князь Александр Невский часто ездил к хану Бату. Этот факт Гумилёв связывает с организацией союза: “В 1251 году Александр приехал в Орду Батыя, подружился, а потом побратался с его сыном Сартаком, в следствие чего стал приёмным сыном хана. Союз Орды и Руси осуществился…” (Гумилёв Л. Н. От Руси к России. - М. : Прогресс. с. 127). В-третьих, как уже упоминалось выше, Гумилёв приводит факт защиты монголами в 1268 году Новгорода. В-четвертых, в своих книгах Гумилёв упоминает об открытии в Золотой Орде православного епиископства, что по его мнению было бы вряд ли возможно в случае вражды между этими странами: “В 1261 усилиями Александра Невского, а также монгольских ханов Берке и Мэнгу-Тимура было открыто подворье православного епископа. Он не подвергался никаким гонениям; считалось, что епископ Сарский является представителем интересов Руси и всех русских людей при дворе великого хана” (Гумилёв Л. Н. От Руси к России. - М. : Прогресс. с. 133). В- пятых, после прихода в Орде к власти Берке, который установил ислам гоударственной религией, на Руси не начались религиозные гонения на православную церковь: “…После победы в Орде мусульманской партии в лице Берке, никто не требовал от русских обращения в ислам” (Гумилёв Л. Н. От Руси к России. - М. : Прогресс. с. 134). Мне кажется, что именно на основе этих, а может и ещё некоторых других, фактов он и делает заключение о существовании союзных отношений между Русью и Ордой.

    Другие подходы к проблеме.

Кроме концепции Л. Н. Гумилёва, существует ещё одна “оригинальная” концепция Носовского Г. В. и Фоменко А. Т. , которая совершенно не совпадает с традиционной историей. Суть её состоит в том, что по их мнению Орда и Русь–это практически одно и тоже государство. Они считали, что Орда являлась не иностранным образованием, захватившим Русь, а просто восточным русским регулярным войском, входившим неотъемлемой частью в древне-русское государство. “Татаро-монгольское иго” с точки зрения данной концепции есть просто период военного управления государством, когда верховным правителем был полководец-хан, а в городах сидели гражданские князья, которые обязаны были собирать дань в пользу этого войска, на его содержание: “Таким образом древне-русское государство представляется единой империей, внутри которой было сословие профессиональных военных (Орда) и гражданская часть, не имевшая своих регулярных войск, поскольку такие войска уже входили в состав Орды” (Носовский Г. В. , Фоменко А. Т. Новая хронология и концепция древней Руси, Англии и Рима. М. : Издат. Отдел УНЦ ДО МГУ, 1996. с. 25). В свете такой концепции частые татаро-монгольские набеги являлись ничем иным, как насильственным сбором дани с тех областей, которые не хотели платить: “Так называемые “татарские набеги”, по нашему мнению, были просто карательными экспедициями в те русские области, которые по каким-то соображениям отказались платить дань” (Носовский Г. В. , Фоменко А. Т. Новая хронология и концепция древней Руси, Англии и Рима. М. : Издат. Отдел УНЦ ДО МГУ, 1996. с. 26). Свою версию событий Носовский и Фоменко аргументируют следующим образом. Во-первых, они разделяют мнение некоторых историков о том, что ещё в 13 веке на границах Руси жили казаки. Однако никаких упоминаний о столкновениях монголов с казаками нет. Отсюда они делают вывод, что казаки и Орда–это русские войска: “Орда, откуда бы она ни шла, .. неминуемодолжна была бы вступить в конфликт с казачьими государствами. Однак этого не отмечено. Единственная гипотеза: Орда потому не воевала с казаками, что казаки были составной частью Орды. Наша версия: казачьи войска не просто составляли часть Орды, они были также и регулярными войсками русского государства. Другими словами, Орда с самого начала была русской”( Носовский Г. В. , Фоменко А. Т. Новая хронология и концепция древней Руси, Англии и Рима. М. : Издат. Отдел УНЦ ДО МГУ, 1996. сс. 24-25). Во-вторых, они указывают на абсурдность использования монголами русских войск в своих походах; ведь они могли взбунтоваться и перейти на сторону монгольских врагов: “Остановимся на мгновение и представим себе всю нелепость ситуации: победители-монголы зачем-то передают оружие завоёванным ими “русским рабам”, а те спокойно служат в войсках завоевателей, составляя там “главную массу”! .. Даже в традиционной истории Древний Рим никогда не вооружал только что завоёванных рабов” (Носовский Г. В. , Фоменко А. Т. Новая хронология и концепция древней Руси, Англии и Рима. М. : Издат. Отдел УНЦ ДО МГУ, 1996. с. 122). Карамзин в своих трудах писал, что большинство нынешних храмов построены именно в период ига. Этот факт также подтверждает основу концепции Носовского и Фоменко: “Почти все русские монастыри были основаны при “татаро-монголах”. И понятно, - почему. Многие из казаков, оставив военную службу в Орде, уходили в монатыри” (Носовский Г. В. , Фоменко А. Т. Новая хронология и концепция древней Руси, Англии и Рима. М. : Издат. Отдел УНЦ ДО МГУ, 1996. сс. 127-128). Таким образом, пишут они, “Монгольские завоеватели превращаются в каких-то невидимок, которых почему-то никто не видит”( Носовский Г. В. , Фоменко А. Т. Новая хронология и концепция древней Руси, Англии и Рима. М. : Издат. Отдел УНЦ ДО МГУ, 1996. с. 124).

Практически все остальные известные историки считают, что отношения Золотой Орды к Руси нельзя назвать союзными. По их мнению, Орда всё-таки имела власть над Русью, и наиболее точно эту власть характеризует слово “иго”. Великие ханы относились к Руси как к вассальному государству, беспомощность которого поддерживалась большой данью и рекрутскими наборами. Свою позицию они аргументируют следующими фактами. Во-первых, для великих ханов русские князья были как нечто среднее между вассалами и рабами. Так, они были каждый раз после смены хана ехать к нему на поклон и просить ярлык на княжение: “Ещё в 1242 году великий князь владимирский Ярослав I направился в ставку Бату, где его утвердили в должности. Его сын Константин был отправлен в Монголию, чтобы заверить регента в своей и отцовской приверженности” (Вернадский В. Г. История России: Монголы и Русь. –М. : Тверь: Аграф: Леан, 2000. с. 149). Это также подтверждают факты казни русских князей монгольскими ханами, например, казнь Михаила Черниговского: “… Он был казнён вместе с одним из верных ему бояр, который сопровождал его в савку хана…” (Вернадский В. Г. История России: Монголы и Русь. –М. : Тверь: Аграф: Леан, 2000. с. 151). Во-вторых, истории известно, что за всё время властвования, Золотоё Ордой было направлено на Русь множество карательных отрядов, которые боролись с неуплатой дани, а также восстаниями князей или простого народа. Ярчайший пример тому–“Неврюева рать”, посланная против великого князя Андрея Ярославича, и которая, по свидетельствам многих историков, нанесла Руси вред, больший, чем поход Батыя: “В 1252 году на Владимирскую Русь за непокорство и строптивость великого князя Андрея Ярослвича обрушились татарские тумены под коммандованием полководца Неврюя. Полки Андрея Ярославича и его брата Ярослава были разгромлены в жестоком бою у Переяславля-Залесского, а сам великий князь бежал в Швецию, откуда вернулся лишь несколько лет спустя”(Энциклопедия для детей. Т. 5. История России и её ближайших соседей. –М. : Аванта+, 1998. с. 229). Также нельзя не принимать во внимание частые переписи населения Руси, проводимые ханами. Их результаты использовались для сбора налогов, атакже для рекрутирования воинов. В пользу этой версии событий говорит также тот факт, что на Руси произошол упадок культуры: были потеряны некоторые ремёсла, сожжены многие книги.

    4. Заключение.

Сделать однозначный вывод по данной проблеме очень сложно. Ни одна из вышеперечисленных версий изложения событий не может являться истинной в последней инстанции. Конкретно концепция Л. Н. Гумилёва кажется мне не очень правдоподобной. Она скорее основывается на умозаключениях и своевольной интерпритации исторических фактов. Аргументы, которые он приводит в свою защиту, по моему мнению не слишком надёжны: например почему о защите монголо-татарскими отрядами русских городов знает только он один, и ни один известный историк, кроме него самого, не упоминает этого факта. Таким образом, в исторической концепции Л. Н. Гумилёва есть много “тёмных пятен”. Мнее кажется, что абсолютно точно о реальных событиях того времени мы никогда уже не узнаем. По крайней мере до изобретения машины времени.

    5. Список использованной литературы.

Вернадский Г. В. История России: Монголы и Русь. –М. :Тверь: Аграф: Леан, 2000. Гумилёв Л. Н. Древняя Русь и великая степь. –М. :Мысль, 1993. Гумилёв Л. Н. От Руси к России. –М. :Прогресс.

Егоров В. Л. Золотая Орда: мифы и реальность. –М. :Знание, 1990 Карамзин Н. М. История государства Российского: Кн. 2. –Ростов-на-Дону, 1994. Ключевский В. О. Курс русской истории: Т. 2, Ч. 2. –М. :Соцэкгиз, 1937. Носовский Г. В. , Фоменко А. Т. Новая хронология и концепция древней Руси, ЯАнглии и Рима: Т. 1. – М: Издат. Отдел УНЦ ДО МГУ, 1996.

Энциклопедия для детей. : Т. 5. История России и её ближайших соседей. – М. : Аванта+, 1998.



(C) 2009