Научная Петербургская Академия

Антигитлеровская коалиция и проблема послевоенного устройства Мира - (реферат)

Антигитлеровская коалиция и проблема послевоенного устройства Мира - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

Антигитлеровская коалиция и проблема послевоенного устройства мира. Возникновение антигитлеровской коалиции.

После завершения I мировой войны международная обстановка была сложна и напряжена. В немалой степени это было обусловлено Версальско-Вашингтонской системой, несправедливой по отношению к победоносным странам и закрепившей господство Англии, Франции, США. Она стала основой новых империалистических противоречий, провоцировала межгосударственные конфликты, в том числе вооруженные. Ожесточенная борьба между державами-победительницами началась сразу же после перемирия. Германия стремилась расколоть союзников, добиться уступок, а в перспективе мечтала о реванше в новой войне. Из кризиса государства выходили по-разному. Так в Италии, а затем в Германии возникли фашистские режимы на основе националистических приоритетов. Фашистская пропаганда основывалась на социальной демагогии, критике буржуазного общества с его индивидуализмом, парламентской демократией, рыночной экономикой. Фашистские режимы представляли для других стран реальную опасность, открыто заявляя о необходимости установления своего господства во всем мире путем подчинения или уничтожения всех народов "неарийской" расы. В межвоенный период 1918 - 1939 г. г. все страны- участники первой мировой войны готовились к новому военному переделу уже поделенного мира независимо от того, какие силы стояли у власти. Разница между ними была в идейном обосновании готовящейся войны. Политика всех государств в 20-39-е годы была заидеологизирована: действовали доктрины антикоммунизма, антидемократизма, антиимпериализма, фашизма. Манипуляция ими сделала возможным союз Гитлеровской Германии и Сталинского Советского Союза. Силы мира были малы и намного слабее сил войны, а правительства великих держав стремились обеспечить только собственную безопасность, часто в ущерб другим государствам. При этом велись тайные переговоры, закулисные совещания, разрабатывались секретные планы, следствием чего было взаимное недоверие и подозрительность. Советская внешняя политика после окончания гражданской войны складывалась под воздействием двух взаимоисключающих целей, к которым стремилось руководство страны. Первая цель – прагматическая - предполагала создание взаимовыгодных отношений с другими странами. Но принцип мирного сосуществования государств с различным общественным строем не означал отказ от классовой борьбы. Вторая цель - идеологическая - способствовала претворению в жизнь установки пролетарского интернационализма через Коммунистический Интернационал. Это в 1919-1943 г. г. Международная организация по координации действий коммунистических партий. От этой организации шла большая материальная помощь (золото, деньги, оружие, специалисты) коммунистическому и национально-освободительному движениям, дестабилизировавшим режим внутри страны. Такая действенная политика обусловила к ней недоверие партнеров, неоднократно приводила к осложнению международных отношений. Так, например в 1927 г. разрыв отношений с Англией; 1929г. - Советско-Китайский конфликт и др. Тем не мене, сравнительно быстро Советская Россия вышла из международной изоляции: в 20-21 г. г. были подписаны мирные договоры с Финляндией. Польшей, Монголией, Латвией, Литвой, Эстонией, Турцией, Ираном, Афганистаном. В период работы Генуэзской конференции в 1922 г. был подписан Советско-Германский договор об отказе от взаимных претензий и установлением дипломатических отношений. В 20–ые годы Советский Союз установил официальные отношения с более чем двадцатью государствами мира. В том числе с Англией. Францией. Италией. Японией, Китаем. В 1933 году Советский Союз был признан США. Официальная внешняя политика СССР была миролюбива. В 1927 году был предложен план всеобщего и полного разоружения, а после его непринятия в 1928 году - проект конвенции о постепенном сокращении всех видов вооружения и об установлении строгого международного контроля за его осуществлением. Но эти предложения Советского Союза были отвергнуты. В 1933 году Советский Союз предложил создать систему коллективной безопасности, при котором государственному государственного агрессора должно было встретить сопротивление всех Европейских стран. В 1934 году Советский Союз вступил в Лигу Наций и сразу же стал постоянным членом ее Совета. В 1935 году Советский Союз подписал договоры с Францией и Чехословацкой республикой. СССР осудил фашистскую Италию. развязавшую войну против Эфиопии в 1935г. , оказал помощь Китаю, подвергшемуся нападению Японии. Выступил на стороне антифашистских сил в гражданской войне в Испании в 36-39 г. г. В 1935 году Коммунистический Интернационал выступил за образование широких антифашистских фронтов с привлечением социал-демократов, таким образом, было достигнуто единство рабочего класса. Западные страны стремились отвести от себя угрозу войны, но не спешили заключать договоры о взаимопонимании с Советским Союзом. Участь Советско-англо-французских переговоров в 1939 году была предрешена отсутствием политического стремления двух стран пойти на компромисс и подписать договор, который бы обеспечил мир в Европе. Тоталитарный режим – и коммунистический и фашистский противостояли западной цивилизации, предлагая каждый свою альтернативу. Поэтому стал возможен их "Союз", заключенный на кануне второй мировой войны. Пакт о ненападении, рассчитанный на десять лет, подписали министры иностранных дел: с советской стороны – В. М. Молотов, с германской - А. Риббентроп. Статьи этого пакта обязывали правительство Германии и Советского Союза "воздерживаться … от всякого агрессивного действия и всякого нападения в отношении друг друга .... " - фактически это был договор о дружественном нейтралитете. Германия сумела гораздо эффективнее, чем СССР, использовать этот нейтралитет и лучше подготовилась к войне. Для Советского Союза выгоды оказались временными, а урон нанесен серьезный. Советская пропаганда стала представлять Германию как "великую миролюбивую державу", сдерживавшую англо-французских "поджигателей войны". Эта дезориентация советских людей и во многом затруднила впоследствии создание антигитлеровской коалиции. Политика "невмешательства" Англии и Франции на деле укрепляла позиции Германии в Европе. Поощряли ее захватнические намерения в отношении соседних стран (Австрия, Чехословатская республика). В результате Германия вышла из-под англо-французского контроля и развязала Вторую Мировую войну. Первого сентября 1939 года началась Вторая Мировая война – нападением Германии на Польшу. В ответ на вторжение Германии в Польшу, Англия и Франция, объявили Германии войну, но не оказали полякам эффективной и реальной помощи, хотя их объединяли вооруженный силы в военном отношении превосходящие германский. 17 сентября 1939 года Советские войска перешли границу с Польшей и взяли под защиту жизнь и имущество населения Западной Украины и Западной Белоруссии. 28 сентября 1939 года Германия и Советский Союз заключили договор "О дружбе и границе". 22 июня 1941 года фашистская Германия напала на СССР без объявления войны. Одновременно против Советского Союза выступили союзники Германии по фашистскому блоку – Италия, Венгрия, Румыния, Финляндия, Словакия. На дальневосточных границах Советского Союза сосредоточилась миллионная армия Японии, которая, несмотря на договор о нейтралитете, выжидала момента для вступления в войну на стороне Германии. Война Германии против СССР носила захватнический, грабительский характер. Имеющая цель со стороны Германии: уничтожить Советское государство. Территориально расчленить СССР, разгромить и уничтожить Красную Армию путем "молниеносной войны". Военная победа над Советским Союзом. По мнению генералитета Германии, должна была обеспечить создание благоприятных условий для завершения борьбы за мировое господство. Со стороны Советского Союза война с самого начала несла справедливый, освободительный характер. Это была война по защите своей Родины. Национальной независимости и своей самостоятельности. Война велась советским народом не только по защите своего отечества, но и освобождения народов порабощенных стран. Одной из главных задач внешней политики Советского Союза явилось создание антигитлеровской коалиции. Предпосылками для ее образования явились: освободительные цели в войне для большинства стран; общая опасность, находившая от фашистского блока. 22 июня 1941 года премьер-министр Англии Черчилль, а 24 июня президент США Рузвельт заявили о намерении их стран оказать помощь Советскому Союзу в его борьбе против Германии, так как Советский Союз и Великобритания, в отличие от США уже находилась в составе войны против Германии. Советское правительство предложило Англии немедленно заключить соглашение о совместной деятельности. Английское правительство приняло это предложение. 12 июля 1941 года было подписано Англо-советское соглашение о совместном действии в войне против Германии, СССР и Англия обязывались оказывать друг другу помощь и поддержку, а так же не вести переговоры, не заключать перемирия или мирный договор, кроме как с обоюдного согласия. Предложение СССР об открытии фронта на севере Франции было отклонено. В августе 1941 года Рузвельт и Черчилль, встретившись в Атлантическом океане у берегов Канады, подписали так называемую хартию, которая излагала официальные цели США и Великобритании в войне - и стала одним из программных документов антигитлеровской коалиции. Формы сотрудничества стран антигитлеровской коалиции.

В Атлантической хартии говорилось, что США, и Великобритания не стремятся к территориальному или другим преображениям и уважают право всех народов избирать себе форму правления. Они обещали добиваться восстановления суверенных прав и самоуправления тех народов, которые были лишены этого насильственным путем. Великобритания и США заявили, что после окончательного уничтожения нацистской тирании они надеются на установление мира. Рузвельт и Черчилль объявили, что считают необходимым разоружить агрессоров и создать неделимую систему всеобщей безопасности. Хартия была сформулирована в демократическом духе. Но в ней указывались пути ликвидации фашистского порядка. Для выполнения этих взаимных обязательств существовало три формы сотрудничества, государств коалиции: материальное сотрудничество

    военное сотрудничество
    политическое сотрудничество
    Материальное сотрудничество. Ленд-лиз (Land-Lease).

С целью материализации всех ресурсов союзные страны в Москве (29 сентября-1 октября 1941 года) состоялась конференция трех держав – Советский Союз, США и Великобритания, принявших решение об англо-американских поставках вооружения и стратегических материалов на ближайшие девять месяцев. В свою очередь СССР взял обязательства поставить своим западным партнерам сырье для военного производства. Вскоре правительство США предоставило Советскому Союзу кредит в сумме 1 миллиард долларов, и распространил на СССР действие закона о "ленд-лизе". Победа под Москвой (декабрь 41 года) содействовала окончательному оформлению антигитлеровской коалиции. 1 января 1942 года в Вашингтоне, двадцать шесть государств, в том числе Советский Союз, США, Великобритания подписали Декларацию объединенных наций. Они обязались использовать свои ресурсы для борьбы против агрессоров, сотрудничать в войне и не заключать сепараторного мира. 26 мая 1942 года в Лондоне был подписан договор между СССР и Великобританией о союзе в войне против гитлеровской Германии и ее сообщников в Европе. Договор предусматривал так же сотрудничество и оказание взаимной помощи после войны. В мае-июне 1942 года в Вашингтоне состоялись советско-американские переговоры, завершившиеся 11 июня подписанием соглашения о принципах, применяемых к взаимной помощи в ведении войны против агрессии. Обе стороны обязались снабжать друг друга оборонными материалами, информацией и развивать торговлю и экономическое содружество. Заключение этих документов показало, что различия в общественном устройстве и идеологии преодолимы. Вместе с тем, между участниками антифашисткой коалиции существовали глубокие расхождения относительно целей войны и программы послевоенного устройства мира. Советский Союз видел цели войны в разгроме фашистской Германии, освобождении порабощенных народов, восстановлении демократии, создании условий для прочного мира. США и Великобритании считали главной целью войны ослабление Германии и Японии как основных конкурентов. В то же время Западные державы стремились сохранить Германию и Японию как военную силу для борьбы против СССР. Сегодня, по прошествии многих десятилетий, политики и историки продолжают задавать вопросы: каково место ленд-лиза в экономике Советского Союза военных лет? Каков вклад союзников в вооружении и снабжении Красной Армии, в поддержке нашего народного хозяйства, в достижении побед над фашизмом. Как уже было выше указано, с начала Великой Отечественной войны одной из важнейших задач внешней политики стало налаживание экономических взаимоотношений со странами складывающейся антигитлеровской коалиции, в первую очередь с Великобританией и США. 22 июня 1941 г. премьер-министр Великобритании Черчилль заявил: "Опасность, угрожающая России, - это опасность, грозящая нам и Соединенным Штатам Америки, поэтому Великобритания окажет России и русскому народу всю помощь, какую только сможет". На совещании в Москве 29 сентября – 1 октября 1941 года было подписано соглашение о взаимных поставках, известных как "Первый протокол", им предусматривалось более 70 основных видов медицинского снаряжения в размерах 1, 5 млрд. тонн грузов. СССР выразил готовность осуществления ответных поставок различных товаров. Сразу же стали осуществлять поставки вооружения и других стратегических материалов. Через советские порты с 31-го августа 41г. в соответствии с договором правительства Великобритании и СССР, начались взаимные поставки. Первый конвой прибыл в Архангельск 31-го августа 41г. В его составе было 6 транспортов. Авианосец, 2 крейсера, 2 эскадрильи миноносцев, 4 сторожевых корабля и 3 тральщика. Но помощь не удовлетворяла, развивалась колоссальная битва с главными силами фашистского блока на громадном пространстве земли и океана. Осенью 41г. поставки в СССР и в обратную сторону стали осуществляться на основе закона о ленд-лизе (land-lease; ленд - давать, лиз - сдавать в аренду). Президент Рузвельт отдал распоряжение об оказании помощи на сумму 1 млрд. долларов на основе беспроцентного займа с выплатой через 5 лет после войны в течение 10 лет. Вскоре развернулась огромная работа по перевозке военного снаряжения и других грузов в Советский Союз, сборке и монтажу техники. Груз поступал в четырех направлениях. По ленд-лизингу и автомобили, и металл, сырье для нужд промышленности, металлорежущие станки, 22195 самолетов различных типов, 12980 танков, 13000 зенитных и противотанковых орудий, 427000 автомашин, 560 кораблей и судов. Оценки поставок по ленд-лизингу различными специалистами и странами оценивались по-разному. Если советские специалисты считают, что они составляли 4% от объема промышленности Советского Союза в те годы, то на Западе называют цифры в 10-11%, а Американцы дают цифру в 7%. При этом, США, Великобритания и др. страны получили встречный ленд-лизинг: станки, зенитные пушки, амуницию, оборудование для военных заводов, драгоценные металлы, сырье, марганец, хром, платину [1 Стародубцев "Спас ли ленд-лизинг Россию", Москва, Эко 1995г. ]. Военное сотрудничество (Второй фронт - Борьба за открытие). На протяжении всей войны СССР строго соблюдал взятые на себя союзнические обязательства. В ходе советско-английских и советско-американских переговоров была достигнута договоренность об открытии второго фронта в Европе в 1942 году. Союзные страны располагали крупными вооруженными силами и мощной военно-экономической базой для ведения боевых действий в Европе, тем более, что около 7% германской армии было сосредоточено на Восточном фронте. Однако западные державы не спешили с открытием второго фронта. Они предпочитали практику выжидания развития событий, ссылаясь в переговорах с СССР на свою недостаточную подготовленность к высадке войск в Западной Европе. Фактически ставка делалась на истощение сил воюющих стран в кровопролитной войне и расчет сэкономить собственные силы. После битвы под Сталинградом и тем более под Курском правящие круги США и Англии пришли к выводу, что СССР может один разгромить Германию и освободить Европу. Дальнейшее откладывание второго фронта становилось, с их точки зрения, невыгодным. Д. Эйзенхауэр считал, что скорый путь к победе лежит через открытие второго фронта в Европе, через высадку союзников во Франции. Его позиция в этом вопросе определялась тем, что он, как и многие другие американские военные, и политические руководители, серьезно сомневались в том, сумеет ли Советский Союз выстоять под страшным ударом вермахта. Среди факторов заставивших союзников пойти на открытие второго фронта. Важнейшую роль сыграло выступление широких народных масс США и Великобритании с требованиями осуществить высадки союзных войск в Западной Европе [2 Иванов Р. Ф. , Эйзенхауэр Д. Д. "Советско-американские союзнические отношения в 1941-45 г. г. ", 1995 г. ]. Одной из первых совместных акций стало решение СССР и Англии о вводе советских и британских войск в Иран в августе 41 г. , чтобы не допустить выступления этой страны на стороне Германии. 1943 г. оказался весьма не простым в отношениях между союзниками по антигитлеровской коалиции, Англо-американские войска высадились в Италии в конце июля 1943 г. Фашистское правительство Муссолини вскоре, в результате дворцового переворота пало, но военные действия продолжались. Однако второй фронт (понимаемый как высадка союзников во Франции) открыт не был. Правительство США и Великобритании объясняли это недостатком плавсредств для переброски войск на континент. Советское правительство выражало неприкрытое неудовлетворение затяжкой открытия второго фронта. В октябре 1943 года в Москве состоялась конференция министров иностранных дел трех держав, на которой западные союзники проинформировали советскую сторону о планах открытия второго фронта в мае-июне 1944 г. Тем не менее, ощущалась определенная недоговоренность в отношениях между союзниками, требовалась личная встреча глав правительств для скорейшего решения назревших вопросов. Конференция началась 28 ноября 1943 г. в столице Ирана. Заранее выработанной повестки дня не существовало. Хотя ее участники знали, о чем пойдет речь. За столом переговоров встретились И. В. Сталин, Ф. Рузвельт, У. Черчилль. Сталин в глазах миллионов людей Запада воплощал весь советский народ, мужественно сражавшийся с фашизмом. Он обладал властью, которой не имел ни один из его партнеров. В мае 1943 г. Сталин приказал распустить Коминтерн, что создало на Западе впечатление об отказе Сталина от планов установления родственных режимов в др. странах. Рузвельт уже зарекомендовал себя крупнейшим реформатором ХХ века, вдохновителем "нового курса", Черчилль – политик, вышедший из ХIХ века – олицетворял силы, упорно отодвигавшие закат Британской империи. Каждый из них, прибыв на конференцию, думал о достижении своих целей. Сталин сумел весьма тонко сыграть на некоторых противоречиях между Черчиллем и Рузвельтом. Прежде всего, необходимо было решить вопрос о втором фронте. После непродолжительных, но острых дискуссий между Черчиллем и Сталиным о сроках открытия второго фронта, было принято решение, что высадка союзников в Северной Франции произойдет в мае 1944 г. [3 "Лидеры войны – Сталин, Рузвельт, Черчилль, Гитлер, Муссолини. " (Просвещение, 1995 г. )] Таким образом, только в мае 1944 г. союзниками был открыт второй фронт. К этому времени советские вооруженные силы несли громадные потери, война оставила без крова миллионы людей, личное потребление снизилось до 40%, деньги обесценились, карточки не всегда можно было отоварить, росла спекуляция и натурализация обмена. Все это сочеталось с постоянным психологическим напряжением: горем в связи с гибелью близкого человека, ожиданием письма с фронта. 11-12 часовым рабочим днем, редкими выходными, тревогой за детей оказавшихся фактически без присмотра. И труд-труд во имя приближения победы. Рабочие. Выполнявшие по две нормы, стали давать три, овладевали смежными специальностями. Особенно большую роль в победе сыграл тот фактор. Что очень организованно в начале войны, быстро прошел монтаж заводов тяжелой промышленности, находящихся в южных районах Украины и Белоруссии и быстрая их сборка, установка на Урале и др. районах, где выпускались танки, самолеты и др. тяжелая военная техника. Благодаря героической работе тыла в первой половине 44 года удалось достичь постоянного превосходства Красной Армии над противником по оснащенности боевой техники. Поэтому открытие второго фронта было явно запоздалым, т. к. исход войны был предрешен. СССР в войне понес наибольшие потери, но с другой стороны наступление союзнических войск ускорило разгром фашистской Германии, приковав к себе до 1/3 ее сухопутных войск. Политическое сотрудничество (Тегеранская, Ялтинская и Потсдамская конференции). Согласованию планов военных действий и политики союзников по отношению к будущей Европе были посвящены конференции великих держав, проходившие в 1943 г. Особенное значение имела первая встреча глав трех великих держав – Сталина, Рузвельта и Черчилля в ноябре – декабре 43 г. в Тегеране. Конференция окончательно приняла согласованное решение осуществить высадку англо-американских войск в Северной Франции в мае 44 года и поддержать ее операцией в Южной Франции. Советская делегация не подтвердила согласие по окончанию войны в Европе вступить в войну против Японии. На тегеранской конференции обнаружились противоречия между союзниками относительно послевоенной судьбы Германии. СССР не поддержал предложения Рузвельта и Черчилля о расчленении Германии на несколько государств. Конференция по этому вопросу, не приняла ни каких решений. В целом общий итог Тегеранской конференции был положительным. Она укрепила сотрудничество глав держав антифашистской коалиции и согласовании планов дальнейших военных действий против Германии, открытию второго фронта. 8 мая 1945 года в пригороде Берлина Карлсхарсте был подписан Акт о безоговорочной капитуляции Германии. 17 июля 1945г. начала свою работу Потсдамская конференция.

    Цена победы.

Таким образом, из вышеуказанного видно, что Советский Союз в войне с Германией вышел полным победителем и безоговорочной капитуляцией Германии. Главная причина неготовности СССР к отражению нападения – в системе власти, согласно которой целый народ добровольно становился зависимым от воли правящей верхушки, а подчас и одного человека. Но цена победы была очень высокая. Только в промерзшем блокированном Ленинграде за годы блокады около 850 тысяч мирных жителей города погибли от голода, холода, болезней и артобстрелов. Действовала специальная программа ограбления нашей страны: специальные хозяйственные инспекции реквизировали продовольствие, ценности, ресурсы. В Германию на принудительные работы вывозилась молодежь. Фактически в рабство было отправлено около 5 млн. советских людей. Каралось буквально все, отказ от работы, распространение слухов, передвижение в ночное время, убой скота без ведома оккупационных властей и т. п. Местное население оккупированных территорий использовалось на принудительных работах по расчистке и разминированию дорог, строительству укреплений. На занятых территориях фашисты создавали лагеря смерти и концентрационные лагеря тысячи тюрем и гетто. Полностью уничтожались евреи и цыгане. Только в Бабьем Яру оккупанты уничтожили 195 тыс. человек. Кровавые погромы проводили специально созданные зондер-команды. Методично уничтожались советские военнопленные. По специальному приказу фашистского командования подлежали поголовному уничтожению политработники, коммунисты и командиры, советские активисты. Определенная часть людей, не выдержав испытаний, оказалась на немецкой службе. Победа нашему народу далась большой ценой. В развалинах лежали 1710 городов и поселков городского типа, свыше 70 тыс. сел и деревень были сожжены. Захватчики уничтожили 31850 заводов и фабрик, затопили и взорвали 1135 шахт. Было разрушено 65 тыс. паровозов, 428 тыс. железнодорожных вагонов. В сельском хозяйстве посевные площади сократились на 36, 8 млн. гектаров, резко снизилась техническая оснащенность. Вся страна потеряла до 70% национального богатства. В армию за годы войны было мобилизовано 29, 5 млн. человек. Прямые и косвенные потери населения Советского Союза составили около 50 миллионов человек. Практически целое поколение мужчин было уничтожено войной. Это сказывалось на демографической ситуации в стране долгие годы. Война принесла безнадежное вдовство и сиротское детство. Проблема послевоенного устройства мира.

Послевоенному устройству мира была посвящена Потсдамская конференция (17 июля – 2 августа 1945 г. ). В ее работе участвовал И. В. Сталин, Г. Трумэн, У. Черчилль. Центральным вопросом был – германский. Германия рассматривалась как единое целое демократическое миролюбивое государство. Основным принципом политики в отношении Германии были демилитаризация и демократизация. Берлин подлежал оккупации войсками СССР , США, Франции по соответствующим секторам. Было установлено, что Западная граница Польши пройдет по реке Одеру, тем самым Польше возвращались ее исконные земли. Советскому Союзу передан Кенигсберг с прилегающими районами восточной Пруссии. Был создан первый орган – совет министров иностранных дел, в составе представителей: СССР, США, Великобритании, Франции, Китая для подготовки мирного договора с бывшими союзниками Германии, а так же Международного военного трибунала для суда над главными фашистскими военными преступниками. Здесь я расскажу о ходе Потсдамской конференции, наиболее подробно описывая интересные места. [4 Основные материалы: "История Великой Отечественной Войны Советского Союза 1941-1945. " под редакцией Поспелова П. Н. "Великая Отечественная Война. Вопросы и ответы", Москва, 1990г. "Энциклопедический словарь. ", Москва, 1979 г.

    Толковый словарь "Орфо". ]
    Сталин встречается с Трумэном

17 июля ровно в 12 часов дня лимузин главы Советского правительства остановился у подъезда "малого Белого Дома" в Бабельсберге. Ближайшие помощники президента Г. Воган и Дж. Вордеман вышли навстречу гостям. И. В. Сталин был в форме генералиссимуса. Ему только что было присвоено это высшее воинское звание. В знак признания успехов и исторических побед Красной Армии в Великой Отечественной войне. Вместе со Сталиным прибыл В. Молотов и, в качестве переводчика, советник Наркоминдела С. А. Галунский. В ходе состоявшейся беседы Трумэн и Сталин обсудили повестку дня конференции, причем Сталин внес несколько дополнений, включая вопрос о режиме Франко в Испании. Трумэн, как бы пропустив мимо ушей замечание относительно Франко, спросил, в котором часу, по мнению Сталина, было бы удобно встретиться на первом пленарном заседании. Сталин ответил, что Молотов и Иден договорились о 17 часах сегодня, 17 июля. Бирнс в шутку напомнил о хорошо известной привычке Сталина работать по ночам и вставать поздно на следующий день. Сталин в тон ему ответил, что его привычки по окончании войны изменились. - Что касается режима Франко, - уже серьезным тоном продолжал Сталин, - то я хотел бы разъяснить мою точку зрения. Франкистский режим не явился результатом внутреннего развития в Испании. Он был навязан Испании Германией и Италией и поэтому представляет опасность для Объединенных Наций. Режим Франко опасен и вреден, поскольку в Испании предоставляют убежище различным осколкам фашизма, поэтому мы думаем, что надо покончить с этим режимом.... Трумэн как бы невзначай заметил, что он уже встречался с Черчиллем. Сталин реагировал на это спокойно. Он лишь упомянул, что позиция англичан недостаточно ясна относительно войны в Японии. Что касается русских и американцев, продолжал Сталин, то они выполнят свои обязательства. Специфика обстановки и краткий обзор.

Советский Союз добился принятия на конференции совместных решений о денацификации, демократизации и демилитаризации Германии, как единого целого. Известно, что США и Англия в годы войны разработали план расчленения Германии на несколько отдельных государств, преимущественно сельскохозяйственного характера. Тем самым Вашингтон и Лондон Рассчитывали одним махом покончить с опасным конкурентом и создать благоприятные условия для империалистичных махинаций в центре Европы. Этим планам не суждено было свершиться, поскольку СССР с самого начала занимал в отношении к ним отрицательную позицию. Выступая 9 мая 1945 г. в День Победы, глава Советского Правительства И. В. Сталин заявил, что Советский Союз "не собирается ни расчленять, ни уничтожать Германию". В утвержденном на Потсдамской конференции Соглашении о политических и экономических принципах для руководства при обращении с Германией в начальный контрольный период были поставлены следующие цели: Полное разоружение и демилитаризация Германии; Уничтожение национал-социалистической партии и ее филиалов, роспуск всех нацистских учреждений; предотвращение всякой нацистской и милитаристской деятельности и пропаганды; подготовка к окончательной реконструкции германской политической жизни. В разделе об экономических принципах, четко указывается, что Германия должна рассматриваться, как единое экономическое целое и, что германскую экономику следует децентрализовать с целью "уничтожения существующей чрезмерной концентрации экономической силы, представленной особенно в форме картелей, синдикатов, трестов и других монополистических соглашений". В дальнейшем западные державы пошли на срыв достигнутой договоренности. Они решили вопреки духу и букве Потсдамских соглашений превратить ее западную часть в плацдарм готовившейся агрессии против СССР. Был взят курс на ремилитаризацию Западной Германии и включении ее в военный блок НАТО. Тогда Советский Союз создал в восточной части страны Социалистическое государство - Германскую Демократическую Республику. Для Советского союза третья встреча руководителей трех держав антигитлеровской коалиции имела особое значение. В основе Советской дипломатии была та же линия, которую Советский Союз проводил на протяжении всей своей истории. Трехсторонние соглашения, заключенные на конференциях глав правительств и на других международных форумах в годы совместных боевых действий, отражали интересы каждой из сторон. Разумеется, западные державы и тогда имели свои взгляды, как на конкретные проблемы ведения войны, так и на послевоенное устройство. Но в условиях продолжавшейся борьбы против общего врага не было иной альтернативы, кроме достижения согласованной позиции, приемлемой для всех участников переговоров. Все это требовало немалых усилий, готовности пойти на разумный компромисс. Важное значение имело и то, что во главе правительства США стоял в военные годы такой реалистически мыслящий политик, как Рузвельт. Своей трезвой позицией он, не в пример Черчиллю не раз способствовал принятию, в конечном счете, разумного решения по самым острым вопросам. Важнейшим политическим итогом практики сотрудничества держав антигитлеровской коалиции как раз было то, что многие западные деятели, прежде всего американские, продемонстрировали готовность сотрудничества с советской стороной во время войны и в послевоенный период на равноправной основе. В какой мере был готов к такому решающему повороту Черчилль - вопрос особый. Но он, так или иначе, оказался вынужденным поддерживать важнейшие положения этой политики. Президент Рузвельт и его единомышленники приложили немало усилий к тому, чтобы еще до окончания войны заложить основу политического и экономического послевоенного сотрудничества. Но сменившееся в Вашингтоне руководство начало поворачивать руль американской политики в другую сторону. Положительное решение, которое в конечном счете приняла Потсдамская конференция, были достигнуты прежде всего благодаря упорной борьбе советской дипломатии. Новое американское руководство не решилось порвать тогда с практикой военного сотрудничества, видимо потому, что чувствовало себя еще не совсем уверенно: новая администрация пришла к власти лишь за несколько месяцев до Потсдамской конференции. Итак, особенность Потсдамской конференции заключается в том, что, хотя по идее она могла увенчать целую серию военных конференций и ознаменоваться триумфом политики держав антигитлеровской коалиции, такая возможность была утрачена еще до начала ее работы. Двое из трех ее участников, а именно делегации из США и Великобритании, отправлялись в Берлин с прямо противоположными целями. Они уже приняли решение похоронить саму идею сотрудничать с Советским Союзом и шли по пути конфронтации с социалистической державой. Вопреки планам, разрабатывавшимся при Рузвельте, они возвращались к довоенному курсу, направленному на изоляцию СССР, на отстранения его от решения мировых проблем. Они были озабочены приобретением "позиции силы", с которой могли бы диктовать Советскому Союзу свою волю. Все же на том этапе правительство Трумэна еще не решалось открыто провозгласить свой новый курс и приняло участие в Потсдамской конференции. На то были свои причины: во-первых, открытый разрыв с СССР слишком шокировал бы тогда мировое общественное мнение, во-вторых, Вашингтон предвидел, что резкий поворот в политике США натолкнется на сильное сопротивление внутри страны. Известно, что для согласия необходимо стремление к этому по крайней мере двух партнеров, для ссоры—достаточно воли одной стороны. Причем тот, кто поворачивает на дорогу конфронтации и войны, нуждается в соответствующих силовых средствах. Президент Трумэн и его окружение уповали на силу атомного оружия. Направляясь в Потсдам, американский президент с нетерпением ждал сообщения об испытании первой атомной бомбы. На борт крейсера "Августа", который вез его через Атлантику, регулярно шли шифровки о ходе подготовки к испытаниям в Нью-Мексико. Первый день.

7 июля около 5 часов после полудня парк дворца Цецилиенхоф огласился шумом моторов и скрежетом тормозов: участники Потсдамской конференции съезжались на первое пленарное заседание. Англичане прибыли раньше всех. Через несколько минут прибыла группа Трумэна, вслед за ней подъехали машины с Советской делегацией. Непосредственно за столом в креслах с высокими спинками расположились главы делегаций, а в обычных креслах - их ближайшие советники. Журналистам и фотокорреспондентам было предоставлено 10минут, чтобы заснять это историческое событие. После того как они покинули зал, было предложено избрать председателем конференции Трумэна. Первое заседание началось с согласования повестки дня конференции. Трумэн предложил рассмотреть вопрос о создании специального совета министров иностранных дел, для урегулирования вопроса о мирных переговорах. Далее он сказал о необходимости обсудить и утвердить принципы, которыми должен руководствоваться Контрольный совет для Германии. Перейдя к вопросу об обязательствах, взятых союзными державами на Ялтинской конференции, президент отметил, что многие из этих обязательств остаются невыполненными, в частности, что касается Декларации об освобожденной Европе. Трумэн предложил, чтобы настоящая конференция рассмотрела этот вопрос. Прием Италии в Организацию Объединенных Наций президент также поставил в ряд проблем, принадлежащих обсуждению. Излагая свои соображения по повестке дня, Сталин сказал, что следовало бы обсудить вопрос об восстановлении дипломатических отношений с бывшими сателлитами Германии. Необходимо также поговорить о режиме в Испании. Затем глава Советского правительства упомянул проблемы Танжера, Сирии и Ливана как возможные темы обсуждения. Что касается польского вопроса, то, по мнению Сталина, его необходимо обсудить в аспекте решения тех вопросов, которые вытекают из факта установления в Польше национального правительства национального единства и необходимости, в связи с этим, ликвидация эмигрантского польского правительства в Лондоне. Эти предложения не вызвали возражений. Участники встречи, по предложению Трумэна, договорились начинать пленарное заседание не в 5, а в 4 часа после полудня. - Если это принято, - сказал Трумэн, - отложим рассмотрение вопросов до завтра до четырех часов дня. Но перед тем, как заседание было закрыто, произошел любопытный диалог: СТАЛИН... .. Только один вопрос: почему господин Черчилль отказывает русским в получении их доли германского флота? ЧЕРЧИЛЛЬ. Я не против. Но раз задаете мне вопрос, вот мой ответ: флот должен быть потоплен или разделен. СТАЛИН. Вы за потопление или за раздел?

    ЧЕРЧИЛЛЬ. Все средства войны - ужасные вещи.

СТАЛИН. Флот нужно разделить. Если господин Черчилль предпочитает потопить флот, - он может потопить свою долю, я свою долю топить не намерен. ЧЕРЧИЛЛЬ. В настоящее время почти весь германский флот в наших руках. СТАЛИН. В том то и дело, в том то и дело. Поэтому и надо нам решить этот вопрос. Советское правительство уже имело неприятный опыт с итальянскими трофейными судами, захваченными западными державами. Естественно, что оно сочло необходимым проявить такую настойчивость в отношении германского флота. Дилемма атомной бомбы.

18 июля в 1 час 15 минут дня президент Трумэн прибыл на виллу Черчилля. Британский премьер пригласил его на ланч. Трумэн захватил с собой только что поступившую из Вашингтона телеграмму о результатах испытания атомной бомбы в Нью-Мексико. Ознакомив Черчилля с его содержанием, президент поднял вопрос о том, что и как следует сообщить поэтому поводу Сталину. Трумэн считал, что если ознакомить советских представителей с подробностями взрыва, то это лишь ускорит их вступление в войну против Японии, чего он вообще предпочел бы избежать. Оба западных лидера полагали, что поскольку больше нет нужды в советской помощи на Дальнем Востоке, то самое лучшее было бы вообще ничего русским не говорить. Но это в дальнейшем могло иметь отрицательные последствия. Вставал кардинальный вопрос: каким образом и что именно сказать Сталину. Взвесив различные возможности, собеседники пришли к тому, что лучше всего рассказать о бомбе невзначай, как бы мимоходом, когда Сталин Будет отвлечен какими-то своими мыслями. Западных лидеров особенно тревожило то, как бы Япония не объявила о капитуляции по советским дипломатическим каналам прежде, чем американцы успеют "выиграть" войну. Черчилль рассказал Трумэну о пробных шагах японцев, о чем Сталин сообщил накануне британскому премьеру. Суть этих шагов сводилась к тому, что Япония не может принять безоговорочной капитуляции, но готова согласиться на другие условия. Черчилль предложил выложить требования о безоговорочной капитуляции каким-то иным способом, так, чтобы союзники получили в основном то, чего они добиваются, и в тоже время дали бы японцам какую-то возможность спасти свою военную честь. Трумэн, не задумываясь, отклонил это предложение. Он опасался, что в случае какой-то модификации требования о безоговорочной капитуляции Японии японцы сдадутся через посредничество Москвы и тогда победа может выскользнуть из американских рук. Как видно из мемуаров Черчилля, весь этот разговор произвел на него неприятное впечатление. Он почувствовал решительность и агрессивность нового президента, который в условиях возросшей силы Соединенных Штатов хотел вести дела так, как будто наступил "американский век". Черчилль предложил использовать совместно средства обороны, которые разбросаны по всему миру. Великобритания сейчас меньшая держава, чем Соединенные Штаты, продолжал премьер-министр, но она может дать многое из того, что у нее еще осталось от великих дней империи. Трумэн насторожился: ему показалось, что Черчилль слишком уж быстро идет на договоренность. Трумэн рассчитывал, что США будет играть главную роль в Объединенных Нациях и во всем мире. И помочь ему в достижении этой цели должна была американская монополия на атомную бомбу. Трумэну не терпелось дать понять советской стороне, что за козырь зажат у него в кулаке. Выждав несколько дней, он 24 июля сразу по окончании пленарного заседания, осуществил намеченный ранее план. Он ограничился замечанием самого общего характера. Трумэн подошел к Сталину и сообщил ему, что Соединенные Штаты создали новое оружие необыкновенной разрушительной силы. Премьер Черчилль и государственный секретарь Бирнс находились в нескольких шагах и пристально наблюдали за реакцией Сталина. Он сохранил поразительное спокойствие. Трумэн, Черчилль и Бирнс пришли к заключению, что Сталин не понял значения только что услышанного. В действительности же Сталин не подал виду, что понял. Маршал Г. К. Жуков, также находившийся в Потсдаме, вспоминает: "Вернувшись с заседания, И. В. Сталин в моем присутствии рассказал Молотову о состоявшемся разговоре с Трумэном. Молотов тут же сказал: - Цену себе набивает. Сталин рассмеялся: - Пусть набивает. Надо будет сегодня же переговорить с Курчатовым об ускорении нашей работы. Я понял, что речь идет о создании атомной бомбы. " Трумэн был явно в растерянности. Его обескураживало то, что первая попытка атомного шантажа прошла мимо цели. Советская делегация держала себя так же как и прежде: будто бы ничего не произошло. Трумэн по-прежнему хотел, не теряя времени, воспользоваться преимуществами, которые, как ему представлялось, давало Соединенным Штатам обладание атомным оружием. Вместе с тем он не решался слишком раскрывать карты: новое оружие еще не применили на поле боя. Он дал указание представителям военного командования сбросить бомбу над Японией как можно скорее, но не в коем случае не раньше того, как он покинет Потсдам. Трумэн хотел к тому времени "находиться подальше от русских и вопросов и быть на пути домой прежде чем упадет первая бомба". Можно считать, что Трумэну в Потсдаме так и не удалось реализовать "атомное преимущество". В кулуарах конференции (О неофициальных разговорах и встречах в ходе конференции). Помимо переговоров, проходивших на пленарных заседаниях, главу трех правительств вели интенсивны обмен мнениями и входе неофициальных встреч или, как принято выражаться, в кулуарах конференции. Днем 18 июля Трумэн решил нанести короткий визит Сталину в ответ на его посещение "малого Белого дома" накануне. Во время этой встречи Сталин передал Трумэну копию послания японского императора, полученную Советским Правительством через посла Японии в Москве. Трумэн сделал вид, что читает. Но он уже знал о послании из недавней беседы с Черчиллем. Сталин хотел прощупать, в какой степени президент уже осведомлен Черчиллем и выяснить, убеждал ли британский премьер президента в целесообразности изменения формулы о безоговорочной капитуляции Японии. Сталин спросил собеседника, стоит ли отвечать на обращение японцев. Трумэн прямо не ответил, но заметил, что не верит в добрую волю японцев. Вечером того же дня, 18 июля Сталин пригласил британского премьера на поздний обед. Впоследствии Черчилль подробно описал эту встречу. Он отметил в своем дневнике, что Сталин был в очень хорошем расположении духа. Британский гость принес с собой коробку больших бирманских сигар, которые сам очень любил. Принимая подарок, Сталин заметил, что теперь курит гораздо меньше чем прежде и порой просто по старой привычке просто посасывает пустую трубку. За обеденным столом Сталин видимо хотел сделать гостю приятное. Поскольку британский премьер тогда особенно тревожился за исход предстоявших парламентских выборов, Сталин выразил надежду, что Черчилль одержит победу. Видимо он считал сомнительным, чтобы военный лидер , приведший страну к победе, мог быть в момент триумфа отвергнут избирателями. Впрочем, Черчилль, хорошо зная настроение в Англии, далеко не был уверен в успехе. Он попросил сделать перерыв в работе Потсдамской конференции с тем, чтобы съездить с Эттли в Лондон, где им предстояло узнать результаты выборов. Консерваторы потерпели поражение, и в Потсдам вернулся Эттли и новые деятели. Министром иностранных дел Великобритании стал Бевин. Впрочем, внешнеполитическая линия лейбористского премьера, по существу, ничем и никем не отличалась от черчиллевской. Поскольку в результате победы на парламентских выборах Эттли пришлось сформировать новый кабинет, он задержался в Лондоне на день дольше, и конференция возобновилась не 27, а 28 июля. 1945 или 1937 (Вопрос о границах Германии).

На пленарном заседании 18 июля, на рассмотрение политических полномочий контрольного совета в Германии, Черчиллем внезапно был поднят вопрос: что следует понимать под Германией? Трумэн сразу же подключился к этой теме: - Как понимает этот вопрос Советская делегация? Глава Советской делегации, почувствовав, что западные лидеры затевают новую интригу, твердо ответил: - Германия есть то, чем она стала после войны. Никакой другой Германии сейчас нет. Я так понимаю этот вопрос. Трумэн все же продолжал стоять на своем. Он вновь сказал, что должно быть дано определение понятия "Германия". Трумэн сказал, что, может быть, все же следует говорить о Германии, какой она была до войны в 1937 году. - Формально можно так понимать, по существу это не так, - заметил Сталин. - Если в Кенигсберге появится немецкая администрация, мы ее прогоним. Трумэн не отступал. Он напомнил, что на Крымской конференции было установлено, что территориальные вопросы должны быть решены на мирной конференции. Упоминая о мирной конференции, президент США сделал это лишь для отвода глаз, ибо уже решил, что мирной конференции быть не должно. Впрочем, такая ссылка предоставляла американской делегации возможность откладывать в долгий ящик те вопросы, по которым Вашингтон не хотел договариваться с Советским Союзом. Дальнейший обмен мнениями по этому вопросу изложен в протокольной записи следующим образом: ТРУМЭН. Может быть мы примем в качестве исходного пункта границы Германии 1937 года? СТАЛИН. Исходить из всего можно. Из чего-то надо исходить. В этом смысле можно взять 1937 год. Это просто рабочая гипотеза для удобства нашей работы. ЧЕРЧИЛЛЬ. Только как исходный пункт, это не значит, что мы этим ограничимся. Как стало ясно в дальнейшем, настойчивость западных держав в этом вопросе была связана отнюдь не только с германской проблемой. Тут нашли отражение далеко идущие цели США, а также, в определенной мере и Англии, относительно всего послевоенного устройства. В первую очередь в отношении западной границы Польши. Неудавшаяся атака Трумэна ("Польский вопрос").

После того, как 21 июля президент Трумэн ознакомился с поступившим из Вашингтона подробным отчетом генерала Гроувса о результатах испытания атомной бомбы в Нью-Мексико, он впервые по-настоящему осознал, каким грозным оружием обладают теперь Соединенные Штаты. В тот же день, 21 июля, во время пленарного заседания, Трумэн попытался предпринять атаку против Советского Союза, избрав поводом вопрос о новой западной границе Польши. Выдержки из протокольной записи: ТРУМЭН. Разрешите мне сделать заявление относительно западной границы Польши. Ялтинским соглашением было установлено, что Германская территория оккупируется войсками четырех держав - Великобритании, СССР, США И Франции, которые получают каждая свою зону оккупации. Но сейчас, по-видимому, еще одно правительство получило зону оккупации, и это было сделано без консультации с нами. Если предполагать, что Польша должна явиться одной из держав, которой отводится своя зона оккупации, об этом следовало бы договориться раньше. Нам трудно согласиться с таким решением вопроса. Я дружественно отношусь к Польше, и полностью соглашусь с предложением Советского правительства относительно ее западных границ, но для этого будет другое место - мирная конференция. СТАЛИН. В решении Крымской конференции было сказано, что главы трех правительств согласились, что восточная граница Польши должна пойти по линии Керзона. Что касается западной границы, было сказано, что Польша должна получить существенные приращения своей территории на севере и западе, но окончательное определение западной границы Польши будет отложено до мирной конференции. ТРУМЭН. Но у нас не было и нет никакого права предоставлять Польше зону оккупации. СТАЛИН. Польское правительство национального единства выразило свое мнение относительно западной границы. Его мнение теперь всем нам известно. ТРУМЭН. Господин Бирнс только сегодня получил заявление польского правительства. Мы с ним еще не успели как следует ознакомиться. " Но дело было вовсе не в том, что американская делегация не успела изучить это предложение. Они вообще мало интересовали Трумэна. Его цель заключалась в другом - продемонстрировать твердость по отношению к Советскому Союзу. Теперь он уже был готов открыто идти на срыв достигнутых ранее договоренностей, хотел показать, что не намерен считаться с чьим бы то ни было мнением, если оно не устраивало Америку. СТАЛИН. Что касается вопроса о том, что мы предоставили оккупационную зону полякам, не имея на это согласия союзных правительств, то этот вопрос поставлен неточно. Мы не могли не допускать польскую администрацию в западные районы, потому что немецкое население ушло вслед за отступающими германскими войсками на запад. Польское же население шло вперед, на запад, и наша армия нуждалась в том, чтобы в ее тылу существовала местная администрация. Наша армия не может одновременно создавать администрацию в тылу, воевать и защищать территорию от врага. Она не привыкла к этому. ТРУМЭН. У меня нет никаких возражений против высказанного мнения относительно будущей границы Польши. Но мы условились, что все части Германии должны находиться в ведении четырех держав, и будет очень трудно согласиться на справедливое решение вопроса о репарациях, если важные части Германии будут находиться под оккупацией державы, не входящей в состав этих четырех держав. СТАЛИН. Что же вас, репарации пугают? Мы можем отказаться от репараций с чужих территорий, пожалуйста. Что касается этих западных территорий, то никакого решения об этом не было, речь идет о толковании крымского решения. ЧЕРЧИЛЛЬ. Существует еще вопрос о поставках продуктов питания - весьма важный вопрос, потому что эти районы являются основными районами, доставляющими продукты питания для германского населения. СТАЛИН. А там будет работать, производить хлеб? Кроме поляков там некому работать. На бумаге это пока немецкие территории. На деле - это польские территории, де-факто. ТРУМЭН. Что случилось с местным населением?

    СТАЛИН. Население ушло.

ЧЕРЧИЛЛЬ. Если это так, то получается, что они должны будут питаться в тех районах, куда они ушли - я так понимаю, что, согласно плану польского правительства, одна четверть всех обрабатываемых земель Германии 1937 года будут отторгнуты от нее. Мы говорили о границе, а теперь перешли к вопросу о снабжении продовольствием Германии. Но я об этом упомянул потому, что вопрос о границе создает нам большие затруднения при разрешении некоторых других вопросов. СТАЛИН. Все равно Германия без импорта хлеба не обходилась и не обойдется. ЧЕРЧИЛЛЬ. Да, конечно. Но она тем более не будет иметь возможность кормить себя, если у нее будут отняты восточные земли. СТАЛИН. Пусть покупают хлеб у Польши.

ЧЕРЧИЛЛЬ. Мы не считаем, что эта территория является территорией Польши. СТАЛИН. Там живут поляки, они обработали поля. Мы не можем требовать от поляков, чтобы они обработали поля, а хлеб отдали немцам. В результате настойчивости, убедительной аргументации Советской делегации удалось, в конце концов, добиться согласия западных держав, на приглашение в Потсдам представителя Польского правительства, находившегося в Варшаве. Делегацию польского правительства возглавил Берут. Американские и английские деятели имели с ним обстоятельные беседы. Польские представители подробно обосновали свою точку зрения относительно западной границы. Она должна идти от Балтийского моря несколько западнее Свинемюнде, включая Штетткин в состав Польши, дальше по реке Одер до реки Западная Нейсе, и по этой реке до границы Чехословакии. Однако представители западных держав по-прежнему отказывались признать эту линию, пытались добиться пересмотра договоренности, достигнутой чуть ранее в Ялте. Дальнейшее обсуждение вопроса о польской западной границе происходило после перерыва в работе конференции, который был объявлен в связи с поездкой Черчилля в Лондон. На этот раз польский вопрос был связан с западными делегациями в один "пакет" с вопросом о репарациях и проблемой приема новых членов в Организацию Объединенных Наций. В конечном счете по всем трем проблемам, включая вопрос о польской западной границе в том виде, как его излагала делегация Польши, была достигнута договоренность. Соединенным Штатам и Англии так и не удалось добиться пересмотра ранее принятых решений. Продолжение дискуссии (О странах, оккупированных союзными войсками). Активно навязывая свою точку зрения, в отношении стран, освобожденных Красной Армией, представители западных держав в то же время отстранили Советский Союз от участия в решении проблем, связанных с районами и государствами, оккупированными американскими и английскими войсками. Примером может служить обсуждение проблем Италии. Уже в первый период после капитуляции Италии американские и английские военные власти старались решать все вопросы в обход советских представителей в союзной контрольной комиссии. Такую же тактику теперь пытались проводить и более высокие инстанции. Характерна дискуссия на Потсдамской конференции вокруг вопроса об опеке. Она возникла после того, как советская делегация предложила обсудить судьбу колониальных владений Италии в Африке и на Средиземном море. Вот как это излагается в официальных протоколах: ЧЕРЧИЛЛЬ. Так как вопрос об опеке находится в руках у международной организации, я сомневаюсь в желательности обмена мнений по этому вопросу здесь. СТАЛИН. Из печати, например, известно, что господин Иден, выступая в английском парламенте, заявил, что Италия навсегда потеряла свои колонии. Кто это решил? Если Италия потеряла, то кто их нашел? ЧЕРЧИЛЛЬ. Я могу на это ответить. Постоянными усилиями, большими потерями и исключительными победами британская армия одна завоевала эти колонии. СТАЛИН. А Берлин взяла Красна Армия.

В конечном счете, вопрос был передан на рассмотрение трех министров иностранных дел. Независимо от того, что судьба этих территорий сложилась совсем не так, как рассчитывал Черчилль, интересно отметить его попытки уклониться от обсуждения с союзниками вопроса об опеке над бывшими колониями Италии, стремление распорядиться добычей по праву завоевателя, его поразительное пренебрежение к коренному населению этих территорий. На конференции происходило немало острых споров по многим вопросам, но в целом в итоге дискуссии и обмена мнениями были приняты важные позитивные решения. Перечень документов, согласованных и утвержденных на Потсдамской конференции показывает, что был рассмотрен весьма широкий круг проблем, что предпринятые там решения могли иметь важное значение для развития всей международной обстановки. Был учрежден Совет министров иностранных дел; Участники встречи согласовали политические и экономические принципы по обращению с Германией в начальный контрольный период; была достигнута договоренность о репарациях с Германии, о германском военно-морском и торговом флоте, о передаче Советскому Союзу города Кенигсберга, и прилегающего к нему района, о предании суду военных преступников. Были согласованы заявления об Австрии, Польше, о заключении мирных договоров, приеме новых членов в ООН, о подопечных территориях и. т. д. В официальном сообщении об итогах встречи говорилось, что конференция "укрепила связи между тремя правительствами и расширило рамки их сотрудничества и понимания". Было заявлено, что правительство и народы трех держав - участников конференции - "вместе с другими объединенными нациями обеспечат создание справедливого и прочного мира". Значение решений, принятых на Потсдамской конференции, трудно переоценить.

    Список литературы:

БСЭ – "Большая Советская Энциклопедия", тома 2 (1970г. ), 4 (1971г. ), 18 (1974г), Москва издательство "Советская Энциклопедия". Стародубцев В. Ф. "Спас ли ленд-лизинг Россию? ", Москва, Эко, 1995г. Суворов Виктор (Резун В. Б. ). "Ледокол", Москва, издательский дом "Новое время", 1992г. Иванов Р. Ф. , Эйзенхауэр Д. Д. "Советско-американские союзнические отношения в 1941-45 г. г. ", 1995 г. "Лидеры войны – Сталин, Рузвельт, Черчилль, Гитлер, Муссолини. ", Москва, Просвещение, 1995г. "История Великой Отечественной Войны Советского Союза 1941-1945. " под редакцией Поспелова П. Н. "Великая Отечественная Война. Вопросы и ответы", Москва, 1990г. "Энциклопедический словарь. ", Москва, 1979г.

    Толковый словарь "ОРФО".

Сайт KM. ru "Роль и компетенция главных и вспомогательных органов ООН в международной защите прав человека". Дата добавления - 18. 02. 2003.

    Содержание.

Антигитлеровская коалиция и проблема послевоенного устройства мира. 1 Возникновение антигитлеровской коалиции. 1

    Формы сотрудничества стран антигитлеровской коалиции. 3
    Материальное сотрудничество. Ленд-лиз (Land-Lease). 4

Военное сотрудничество (Второй фронт - Борьба за открытие). 5 Политическое сотрудничество (Тегеранская, Ялтинская и Потсдамская конференции). 7 Цена победы. 7

    Проблема послевоенного устройства мира. 8
    Сталин встречается с Трумэном 8
    Специфика обстановки и краткий обзор. 9
    Первый день. 11
    Дилемма атомной бомбы. 12

В кулуарах конференции (О неофициальных разговорах и встречах в ходе конференции). 13 1945 или 1937 (Вопрос о границах Германии). 13

    Неудавшаяся атака Трумэна ("Польский вопрос"). 14

Продолжение дискуссии (О странах, оккупированных союзными войсками). 16 Список литературы: 25



(C) 2009