Научная Петербургская Академия

Контрольная: Фотография

Контрольная: Фотография

ИНСТИТУТ ДИСТАНТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

Специальность: ЖУРНАЛИСТИКА

Дисциплина: фотожурналистика

Контрольная работа №2

Студент – Шарова Дарья Сергеевна (2 курс)

Ярославль

‏2002

1. С какого времени и почему фотография стала более широко использоваться в

периодических печатных изданиях, что, по сути, явилось началом журналистики?

Фотографии для журналов гравировали, это усложняло процесс тиражирования,

именно поэтому их мало использовали в полиграфии. Лишь в конце 70-х,

начале 80-х гг. XIX в., когда в полиграфии появятся новые виды

воспроизведения фотоснимков (фототипия, цинкография), порожденные самой же

фотографией, фотографии все чаще и чаще стали появляться в массовой печати.

Фототипия- Способ плоской печати со стеклянной или металлической зерненой

пластины, покрытой светочувствительным слоем, на которую фотографическим путем

наносится воспроизводимое изображение. При печатании краской смачиваются только

печатающие элементы. Второе значение - оттиск, полученный с такой пластины

[1].

Цинкография- Один из видов изготовления репродукционных форм высокой

печати. Он позволяет полученные с изооригиналов, в том числе сделанных

фотоспособом, негативы копировать на покрытую светочувствительным слоем

цинковую пластину, а затем посредством травления кислотой незадубленных при

копировании пробельных элементов получать цинкографские клише

[2].

2. Дайте определения информационным жанрам фотожурналистики.

К информационным жанрам журналистики относятся фотоинформация,

фоторепортаж, фотоиллюстрация:

Так, в основе фотоинформации лежит единичный факт, сообщение о котором

призвано лишь показать зрителю и читателю, где, когда, и с какими первыми

последствиями он случился. Фотоинформация - наиболее оперативная форма

отображения положительных и отрицательных сторон действительности. Это та форма

ее фиксации, которая ранее других выделилась в особый жанр фотожурналистики.

Фоторепортаж - более развернутое коммуникативное действие, направленное

коммуникатором (фоторепортером, журналистами, органом СМИ) на зрителя и

читателя, с целью освещения многосоставного события. Фоторепортаж может

состоять из серии снимков, рисующих событие в фазах его изменений, его

поступательного или динамического развития, а может быть, и с показом

прогрессирующих или регрессирующих в отношении человека последствий.

Фотоиллюстрация - вторичный по отношению к тексту визуальный жанр

отображения действительности, дающий ее зримый образ на момент осуществления

вербального коммуникативного действия.

3. Дайте определения публицистическим жанрам фотожурналистики.

К художественно-публицистическим жанрам в теории и практике фотожурналистики

чаще всего относят фотозарисовку, фотоочерк, фотопортрет, фотоплакат,

фотосериал, фотомонтаж, фотоколлаж.

Фотозарисовка - предтеча фоторепортажа. Как отмечает С. Морозов, истоки

жанра обнаруживаются в истории отечественной фотографии и связаны с социальной

фотографией. Такое понятие и вид съемки возник после выхода фотографов из

павильона и начала съемок "под жизнь", с ее социальными контрастами и

противоречиями. Первые фотозарисовки "с натуры" - это серия фотографий

нижегородца М. Дмитриева: быт бурлаков, босяков, странников, крестьян. Уже в

его произведениях проявилась основная типологическая черта жанра: не строгое

документирование деталей "дна жизни", а создание жизнеутверждающего настроения,

попытки вызвать романтическое восприятие действительности путем создания

импрессионистских эффектов, заимствованных из живописи.

Фотоочерк - жанр фотожурналистики, отличающийся пристальным вниманием к

человеку, "очерчивающий" основные этапы его судьбы, круг встающих перед ним

проблем. Очерк может создаваться о том или ином коллективе, общности людей, о

проблемах перед ними встающих и ими разрешаемых, о путешествиях, ими

совершаемых. Отсюда и разновидности фотоочерка как жанра: портретный,

проблемный и путевой.

Фотомонтаж, фотоплакат и фотоколлаж - это такие жанры

фотожурналистики, которые объединяет соединение в одном кадре (в одной

картинной плоскости) нескольких сюжетов с целью достижения определенного

художественного и пропагандистского эффекта. В фотомонтаже эти сюжеты выполнены

фотоспособом, в фотоколлаже и фотоплакате - синтетическим изобразительным

способом, с помощью рисунка, компьютерной графики. Все эти жанры синтетические,

в них активно работают как визуальное изображение, так и емкий, экспрессивный

вербальный текст.

4. Охарактеризуйте такие виды тиражирования фотоснимков, как фотогравюра,

фототипия, фотолитография.

Фотолитография - вид графического искусства. Основан на литографическом

способе печатания с применением фотографии, когда камень для получения

исходного изображения покрывается светочувствительным слоем. Получила широкое

распространение после открытия фотографии в 1839 г. и до изобретения

цинкографии в 80-х гг. XIX .Второе значение - оттиск с фотолитографской

печатной формы .

Фототипия - способ плоской печати со стеклянной или металлической

зерненой пластины, покрытой светочувствительным слоем, на которую

фотографическим путем наносится воспроизводимое изображение. При печатании

краской смачиваются только печатающие элементы. Второе значение - оттиск,

полученный с такой пластины.

Гравюра - (фр. gravure). Вид графического искусства, в котором

изображение является печатным оттиском выпуклого или углубленного рисунка,

выполняемого различными приемами гравирования на поверхности пластины

("доски"). Второе значение - сама пластина или оттиск с нее. Нередко к гравюре

относят и литографию ("плоская" гравюра).

Фото-тинто-гравюра - фотоживописный, наиболее распространенный способ

тиражирования фотографий городских видов и жанровых сцен во второй половине XIX

в.

5. Каковы были первые основные направления использования фотографии?

Дальнейшие тенденции сохранения и использования изображения развивались по

нескольким направлениям. Это, во-первых, применение фотографии в качестве

памятного исторического документа, во-вторых - включение ее в арсенал

научного инструментария и доказательства. Но самым интенсивным образом

светопись стала развиваться в области бытового и исторического портрета, а

также, ввиду кажущейся прогрессивности по сравнению с живописью, как

альтернатива произведениям изобразительного искусства. Эти направления

фотографии особенно важно различать в начальный период ее истории, когда

между некоторыми из них трудно было провести четкую границу. Например,

видовая фотосъемка географов, этнографов, репортеров-путешественников нередко

выполняла не только свои естественнонаучные функции, но и имела эстетический

характер, а со временем становилась историческим документом. То же можно

сказать об индивидуальных и групповых фотопортретах, снятых в частных,

бытовых целях, но становящихся со временем научным и документальным

свидетельством эпохи.

6. Назовите жанры фотожурналистики, ведущие свое происхождение

а) от жанров изобразительного искусства;

Живопись, в свою очередь, подразделяется на монументальную и станковую, а

последняя - на станковую картину, пейзаж, портрет, натюрморт.

Графическое искусство имеет свои жанры - рисунок, плакат, карикатуру, книжную

иллюстрацию, промышленную и оформительскую графику.

Фотоискусство при своем зарождении использовало не только принципы

отображения действительности, веками складывавшиеся в изобразительном

искусстве, но и его жанры. Есть в фотожурналистике и свои "монументальные

полотна" - развороты в газетах и журналах, посвященные как социальной

тематике, так и рекламно-развлекательной. Есть пейзажи, портреты, натюрморты.

б) от жанров литературы;

В литературе как виде художественного творчества, виде деятельности, наиболее

близком к журналистике, исторически определились и существуют такие жанры:

· рассказ, повесть, роман (относятся к эпическому роду);

· драма, комедия, трагедия (относятся к драматическому роду);

· поэма, баллада, элегия, ода, лирическое стихотворение

(относятся к лирическому роду).

в) от жанров риторики и журналистики.

Но, если говорить о видовой и родовой сущности фотожурналистики (не

фотоискусства!), она, конечно, ближе журналистике. А в журналистике есть еще

и такие жанры, как информация, информационная заметка, репортаж, очерк,

комментарий, эссе, фельетон, памфлет. И со всеми этими жанрами в прямой и

непосредственной связи находится фототворчество, фотожурналистика.

7. Перечислите основные отличия жанрового воплощения социально-экономических

тем в советской и постсоветской фотожурналистике.

Это знак времени - постоянная публикация подобных очерков в разного рода

изданиях. В советские годы к чистильщикам обуви пресса не нисходила. Но

историки журналистики отмечают, что так называемая социальная фотография,

социальный очерк и фотоочерк от бурной патетики советских лет в последние

годы спикировал до постоянного освещения определенных слоев общества, самого

его "дна", криминальных, асоциальных групп и личностей. Мотив скандала,

эпатажа, насилия, "клубничики" в лучших (то есть худших) традициях буржуазной

прессы, которые еще 10 лет назад нещадно критиковались, постоянно

присутствует в самых респектабельных, а тем более - в "желтых" изданиях. Это

драма сегодняшнего дня, сегодняшнего фотоочерка.

Альтернативой ему является тема жизни высших слоев постсоветского социума,

политической, финансовой, коммерческо-художественной элиты. Последнее

определение относится не к народным артистам (многие из них оказались чуть ли

не на социальном дне), а к новой генерации деятелей поп- и шоубизнеса,

разнообразных проявлений массовой культуры. Основная доля портретных,

очерковых, жанровых снимков, публикуемых в современной российской прессе

падает именно на эти слои общества. Открыты и открываются "глянцевые"

журналы, основная функция которых - рассказ об известных лицах и персонах,

так называемых VIP (журналы "Профиль", "Караван истории" и др.).

8. Назовите известных отечественных и зарубежных мастеров фоторепортажа.

Фоторепортаж - более развернутое коммуникативное действие, направленное

коммуникатором (фоторепортером, журналистами, органом СМИ) на зрителя и

читателя, с целью освещения многосоставного события. Фоторепортаж может

состоять из серии снимков, рисующих событие в фазах его изменений, его

поступательного или динамического развития, а может быть, и с показом

прогрессирующих или регрессирующих в отношении человека последствий.

Фоторепортаж может вылиться и в один, репортажный снимок. Репортаж может быть и

серией репортажных снимков, отражающих как одно событие, так и узловые моменты

ряда событий. Это может быть ряд последовательных или, наоборот, хаотических,

событий, объединенных одной темой из области непознанного, неосвоенного еще

данной категорией зрителей и читателей. Феномен такого фоторепортажа получил

особенно широкое распространение в прессе постсоветской России. В достаточно

короткий промежуток времени на страницы газет, журналов и книг хлынула

информация из всех областей человеческого знания и незнания, человеческой

деятельности и недеятельности, окружающей человека естественной и

неестественной природы.

Первые репортажные снимки с места событий появились в европейских газетах в

середине XIX века, - отмечает исследователь фотопублицистики Г. Чудаков (Г.

Чудаков, 1988). Их авторов называли "злободневными фотографами". Среди них

самым известным был уже упоминавшийся в первых лекциях англичанин Роджер

Фентон. Он прославился как светописец Крымской войны. Широкую известность

получил также военный репортер Мэтью Бреди, показавший суровую и жестокую

правду гражданской войны в Америке.

В России фоторепортаж как жанр появился и стал развиваться по форме и по

содержанию в 70-е годы XIX века. В основном он поступал читателям и зрителям

в публикациях журнала "Всемирная иллюстрация", затем иллюстрированных

журналов "Стрекоза" и "Нива". Широко известным фоторепортером конца XIX -

начала XX в. стал Карл Булла. Его по праву можно считать родоначальником

отечественного фоторепортажа.

9. Каковы жанровые особенности фотоочерка?

Фотоочерк - жанр фотожурналистики, отличающийся пристальным вниманием к

человеку, "очерчивающий" основные этапы его судьбы, круг встающих перед ним

проблем. Очерк может создаваться о том или ином коллективе, общности людей, о

проблемах перед ними встающих и ими разрешаемых, о путешествиях, ими

совершаемых. Отсюда и разновидности фотоочерка как жанра: портретный,

проблемный и путевой.

Это знак времени - постоянная публикация подобных очерков в разного рода

изданиях. В советские годы к чистильщикам обуви пресса не нисходила. Но

историки журналистики отмечают, что так называемая социальная фотография,

социальный очерк и фотоочерк от бурной патетики советских лет в последние

годы спикировал до постоянного освещения определенных слоев общества, самого

его "дна", криминальных, асоциальных групп и личностей. Мотив скандала,

эпатажа, насилия, "клубничики" в лучших (то есть худших) традициях буржуазной

прессы, которые еще 10 лет назад нещадно критиковались, постоянно

присутствует в самых респектабельных, а тем более - в "желтых" изданиях. Это

драма сегодняшнего дня, сегодняшнего фотоочерка.

Альтернативой ему является тема жизни высших слоев постсоветского социума,

политической, финансовой, коммерческо-художественной элиты. Последнее

определение относится не к народным артистам (многие из них оказались чуть ли

не на социальном дне), а к новой генерации деятелей поп - и шоубизнеса,

разнообразных проявлений массовой культуры. Основная доля портретных,

очерковых, жанровых снимков, публикуемых в современной российской прессе

падает именно на эти слои общества. Открыты и открываются "глянцевые"

журналы, основная функция которых - рассказ об известных лицах и персонах,

так называемых VIP (журналы "Профиль", "Караван истории" и др.).

Выражая законченную авторскую мысль, сюжет фотоочерка всегда завершен на

жизнеутверждающей или драматической ноте, чем этот жанр сближается с

произведениями литературы и искусства. Соотношение факта и образа в отражении

реальности, использование при этом соответствующих изобразительных средств,

особенно применительно и к жанру репортажа, и к жанру очерка.

Для жанров фоторепортажа и фотоочерка характерна одна и та же типологическая

общность - многокадровый изобразительный ряд.

10. Дайте определение жанрам фотомонтажа и фотоколлажа, назовите имена их

основоположников.

Фотомонтаж и фотоколлаж - это такие жанры фотожурналистики,

которые объединяет соединение в одном кадре (в одной картинной плоскости)

нескольких сюжетов с целью достижения определенного художественного и

пропагандистского эффекта. В фотомонтаже эти сюжеты выполнены фотоспособом, в

фотоколлаже - синтетическим изобразительным способом, с помощью рисунка,

компьютерной графики. Все эти жанры синтетические, в них активно работают как

визуальное изображение, так и емкий, экспрессивный вербальный текст.

Чаще всего эти жанры фотожурналистики используются для придания сообщениям о

фактах и явлениях действительности, имиджам тех или иных непопулярных

политиков, комического и сатирического эффекта. Основоположник и классик

жанра фотомонтажа - Джон Хартвильд. Он разрабатывал преимущественно

антивоенную, антифашистскую тематику. Основоположник жанра коллажа в

изобразительном искусстве (с использованием фотографии) - художник Макс

Эрнст.

Литература:

1. Диск ИДО РУДН: Хрестоматия версия 1 и 2.

2. Диск ИДО РУДН версия 2 и 3.

3. Интернет сайты: www.photographer.ru, www.photoweb.ru,

www.photo.ru, www.goo.ru, www.torama.ru

[1] Диск ИДО РУДН версия 3. Фотожурналистика- Словарь терминов.

[2] Диск ИДО РУДН версия 3. Фотожурналистика- Словарь терминов.



(C) 2009