Научная Петербургская Академия

Реферат: Спорт

Реферат: Спорт

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Определение понятия «спорт». Его принципиальное отличие

от других видов занятий физическими упражнениями 2

2. Массовый спорт. Его цели и задачи. 2

3. Определение понятия «система физических упражнений» 2

4. Спорт высших достиже­ний 3

5. Спортивная классификация. Её структура. 3

6. Цель выбора видов спорта и систем физических упражнений

для регулярных занятий в учебное и свободное время. 4

7. Перспективное, текущее и оперативное планирование

спортивной подготовки в условиях ВУЗа. 8

8. Основные пути достижения необходимой структуры

подготовленности: технической, физической, тактической и психической 9

9. Виды и методы контроля за эффективностью тренировочных занятий 11

1. Определение понятия «спорт». Его принципиальное отличие от других видов

занятий физическими упражнениями

Слово «спорт» пришло в русский язык из английского (sport) — вольного

сокращения первоначального слова disport — игра, развле­чение. Вот эта

первооснова английского слова и вносит разночтение, отсюда — различное

толкование термина «спорт». В зарубежной пе­чати с этим понятием объединяется

«физическая культура» в ее оз­доровительном, рекреационном

(восстановительном) аспектах. В отечественной популярной периодике и

литературе, на телевидении и радио физическая культура и спорт трактуются по-

разному, но иногда отождествляются. Однако в специальной литературе по

фи­зической культуре и спорту каждое из этих понятий имеет четкое

оп­ределение.

«Cпорт» — обобщенное понятие, обозна­чающее один из компонентов физической

культуры общества, истори­чески сложившийся в форме соревновательной

деятельности и специ­альной практики подготовки человека к соревнованиям.

Спорт от физической культуры отличается тем, что в нем имеется обязательная

соревновательная компонента. И физкультурник, и спортсмен могут использовать

в своих занятиях и тренировках одни и те же физические упражнения (например,

бег), но при этом спортсмен' всегда сравнивает свои достижения в физическом

совершенствовании с успехами других спортсменов в очных соревнованиях.

Занятия же физкультурника направлены лишь на личное совершенствование

без­относительно к достижениям в этой области других занимающихся. Вот почему

мы не можем назвать спортсменом бодрого старичка, пере­двигающегося по аллеям

сквера «джогингом» — смесью быстрой ходь­бы и медленного бега. Этот уважаемый

человек не спортсмен, он физ­культурник, использующий ходьбу и бег для

поддержания своего здо­ровья и работоспособности.

Однако все эти рассуждения и примеры хотя и помогают догово­риться о едином

толковании отдельных понятий, но не раскрывают всю многогранность такого

общественного явления, каким является

современный спорт. Он выступает во многих ипостасях: как средство

оздоровления, и как средство психофизического совершенствования, и как

действенное средство отдыха и восстановления работоспособ­ности, и как

зрелище, и как профессиональный труд.

Современный спорт подразделяется на массовый и спорт высших достижений.

Именно многогранность современного спорта заставила ввести эти дополнительные

понятия, раскрывающие сущность его от­дельных направлений, их принципиальное

отличие.

2. Массовый спорт. Его цели и задачи.

Массовый спорт дает возможность миллионам людей со­вершенствовать свои

физические качества и двигательные возможнос­ти, укреплять здоровье и

продлевать творческое долголетие, а значит, противостоять нежелательным

воздействиям на организм современ­ного производства и условий повседневной

жизни.

Цель занятий различными видами массового спорта — укрепить здоровье, улучшить

физическое развитие, подготовленность и активно отдохнуть. Это связано с

решением ряда частных задач: повысить функциональные возможности отдельных

систем организма, скоррек­тировать физическое развитие и телосложение,

повысить общую и профессиональную работоспособность, овладеть жизненно

необходи­мыми умениями и навыками, приятно и полезно провести досуг, до­стичь

физического совершенства.

Задачи массового спорта во многом повторяют задачи физической культуры, но

реализуются спортивной направленностью регулярных занятий и тренировок.

К элементам массового спорта значительная часть молодежи при­общается еще в

школьные годы, а в некоторых видах спорта даже в до­школьном возрасте. Именно

массовый спорт имеет наибольшее рас­пространение в студенческих коллективах.

Как показала практика, обычно в нефизкультурных вузах страны в сфере

массового спорта регулярными тренировками во внеурочное время занимаются от

10 до 25% студентов. Ныне действующая про­грамма по учебной дисциплине

«Физическая культура» для студентов высших учебных заведений позволяет

практически каждому здорово­му студенту и студентке любого вуза приобщиться к

массовому спор­ту. Это можно сделать не только в свободное время, но и в

учебное. Причем вид спорта или систему физических упражнений выбирает сам

студент. Более подробно мы остановимся на этом несколько позже.

3. Определение понятия «система физических упражнений»

В элективном курсе учебной дисциплины «Физическая культура» кафедры физического

воспитания могут представлять сту­дентам для выбора не только отдельные виды

спорта, но и наиболее популярные системы физических упражнений.

.Современные системы физических упражнений представляют собой специально

подобранные движения и позы, направленные на комплексное или избирательное

воздействие на определенные функ­циональные системы организма. В некоторых из

них имеются сорев­новательные элементы.

В настоящее время наибольшей популярностью среди студентов пользуется

атлетическая гимнастика, ритмическая гимнастика (аэро­бика), шейпинг,

единоборства и комплексы физических упражнений из восточных систем каратэ, у-

шу, йоги.

К особенностям организации учебных занятий отдельными систе­мами физических

упражнений следует отнести некоторые ограниче­ния в их выборе. Дело в том,

что на обязательных занятиях по учебной дисциплине «физическая культура»

могут использоваться только те системы (или элементы этих систем), которые

связаны с повышенной двигательной активностью. Поэтому целые разделы,

например, из сис­темы «йоги», основанные на длительной медитации, длительном

рас­слаблении и пассивном растягивании мышц, хотя и имеют определен­ный

оздоровительный эффект, не могут быть рекомендованы для ре­гулярных занятий в

обязательное учебное время из-за их крайне из­бирательного воздействия на

отдельные системы организма. Но это не исключает использования подобных

упражнений в учебных заня­тиях в ознакомительном аспекте или в качестве

вспомогательного средства.

При занятиях отдельными системами физических упражнений, там где это

возможно, не исключается и организация мини-соревнований по отдельным

элементам, комбинациям или упражнениям. Они не только повышают интерес к

занятиям, но и служат методом контроля за эффективностью учебных занятий.

Кафедрами физического воспи­тания разрабатываются специальные дополнительные

зачетные требо­вания и нормативы, отражающие суть каждой системы физических

упражнений. Как и обязательные тесты по общей и профессионально-прикладной

физической подготовке, они оцениваются в очках и вхо­дят в итоговую оценку

практического раздела учебной дисциплины «Физическая культура» за каждый

семестр или учебный год.

Организационные основы занятий студентов различными система­ми физических

упражнений в свободное время те же, что и при орга­низации занятий различными

видами спорта. Так же могут быть орга­низованы секции и группы для занятий

одной из систем физических упражнений. Критерием эффективности таких занятий

выступают субъективные, косвенные показатели улучшения здоровья

(самочув­ствие, внутренняя удовлетворенность от занятий). Однако могут быть и

объективные показатели самоконтроля: изменение массы тела, по­движность в

суставах. Занятия отдельными системами физических упражнений в свободное

время отличаются от обязательных тем, что имеется возможность целостно

освоить эти системы (включая разделы медитации). В частности, можно

организовать самостоятельные груп­пы для занятий, например «стретчингом»,

т.е. системой специальных упражнений для растягивания мышц и повышения

подвижности сус­тавов.

Изучение отдельных ^систем в ограниченные часы групповых заня­тий не дают

значительного эффекта. Для этого требуются ежедневные самостоятельные

упражнения. Они намного увеличивают и общую двигательную активность, и

оздоровительный эффект.

4. Спорт высших достиже­ний

Наряду с массовым спортом существует спорт высших достиже­ний, или

большой спорт.

Цель большого спорта принципиально отличается от цели массо­вого. Это

достижение максимально возможных спортивных результа­тов или побед на

крупнейших спортивных соревнованиях.

Всякое высшее достижение спортсмена имеет не только личное значение, но

становится общенациональным достоянием, так как ре­корды и победы на

крупнейших международных соревнованиях вно­сят свой вклад в укрепление

авторитета страны на мировой арене. Поэ­тому нет ничего удивительного в том,

что крупнейшие спортивные фо­румы собирают у экранов телевизоров всего мира

миллиардные ауди­тории, а среди прочих духовных ценностей столь высоко

ценятся и ми­ровые рекорды, и победы на чемпионатах мира, и лидерство на

Олим­пийских играх.

Нельзя не сказать еще об одной общественной ценности большого спорта, которая

обычно остается в тени.) Сегодня спорт высших дости­жений — пока единственная

модель деятельности, при которой у вы­дающихся рекордсменов функционирование

почти всех систем орга­низма может проявляться в зоне абсолютных

физиологических и пси­хических пределов здорового человека. Это позволяет не

только про­никнуть в тайны максимальных человеческих возможностей, но и

оп­ределить пути рационального развития и использования имеющихся у каждого

человека природных способностей в его профессиональной и общественной

деятельности, повышения общей работоспособности.

Для выполнения поставленной цели в большом спорте разрабаты­ваются поэтапные

планы многолетней подготовки и соответствующие задачи. На каждом этапе

подготовки эти задачи определяют необходи­мый уровень достижения

функциональных возможностей спортсме­нов, освоение ими техники и тактики в

избранном виде спорта. Все это суммарно должно реализоваться в конкретном

спортивном результате.

5. Спортивная классификация. Её структура.

Чтобы сравнить уровень достигнутых результатов как в одной спортивной

дисциплине, так и между различными видами спорта, ис­пользуется единая

спортивная классификация.

Действующая спортивная классификация включает в себя почти все культивируемые

в стране виды спорта. В ней весьма условно, в единой градации по спортивным

званиям и разрядам представлены нормативы и требования, характеризующие

уровень подготовленнос­ти спортсменов, их спортивные результаты и достижения»

Условность сведения в единую систему спортивных разрядов и зва­ний

разнохарактерных видов спорта (например, марафонский бег ~ тяжелая атлетика)

сочетается с научностью такой систематизации, ко­торая опирается на

статистическую достоверность установленной тру­доемкости и реальных сроков

достижения одного и того же разряда. Так, звание «мастер спорта» одаренные

молодые люди получают обычно после 6—8 лет регулярной и напряженной

спортивной подго­товки. Реально возможные сроки достижения .нормативов и

требова­ний отдельных разрядов и званий — это и определенные временные

ориентиры как для начинающих, так и для высококвалифицирован­ных спортсменов.

Продвижение спортсмена от разряда к разряду слу­жит критерием эффективности

учебно-тренировочного процесса.

Структура спортивной классификации предусматривает присвое­ние следующих

разрядов и спортивных званий (от низших к высшим).

Спортивные разряды: 5-й, 4-й разряды (только в шахматах и шаш­ках); 3-й, 2-й,

1-й разряды, «кандидат в мастера спорта». Спортивные разряды необходимо

подтверждать.

iСпортивные звания: «мастер спорта», «мастер спорта международ­ного класса»

(к этому званию приравнивается звание «гроссмейстер» в шахматах и шашках). За

особо выдающиеся спортивные достижения присваивается звание «заслуженный

мастер спорта России».'Спортив­ные звания присваиваются пожизненно.

Для присвоения указанных разрядов и званий в одних видах спорта необходимо

выполнить разрядные нормативы и требования, а в других только разрядные

требования. Разрядные нормативы обычно выраже­ны в мерах времени, длины, веса

и других количественных показате­лях. Разрядные требования определяются

такими положениями:

- занять определенное место на соревнованиях того или иного мас­штаба;

- добиться определенного количества побед над спортсменами со­ответствующих

разрядов.

Спортивная классификация носит подвижный, динамичный харак­тер. Периодически

в нее вносятся коррективы, связанные со спортив­ной практикой, на которую

влияют прогрессивные изменения в тео­рии и практике подготовки спортсменов,

их техническая оснащен­ность и др.

6. Цель выбора видов спорта и систем физических упражнений для регулярных

занятий в учебное и свободное время.

Возрастные особенности студенческой молодежи, специ­фика учебного труда и быта

студентов, особенности их возможностей и условий занятий физической культурой и

спортом позволяют выде­лить в особую категорию студенческий спорт.

Организационные особенности студенческого спорта:

· доступность и возможность заниматься спортом в часы обяза­тельных

учебных занятий по дисциплине «Физическая культу­ра» (элективный курс в

основном учебном отделении, учебно-тренировочные занятия в спортивном учебном

отделении);

· возможность заниматься спортом в свободное от учебных

акаде­мических занятий

· время в вузовских спортивных секциях и груп­пах, а также

самостоятельно;

· возможность систематически участвовать в студенческих спор­тивных

соревнованиях доступного уровня (в учебных зачетных соревнованиях, во внутри-

и вневузовских соревнованиях по из­бранным видам спорта).

Вся эта система дает возможность каждому практически здоровому студенту

сначала познакомиться, а затем выбрать вид спорта для ре­гулярных занятий.

Спорт в высшем учебном заведении

Учебная программа по физической культуре предусмат­ривает свободу выбора

видов спорта для студентов основного и спор­тивного отделений. После периода

активной теоретико-методической и общефизической подготовки на I курсе

студентам предлагается самостоятельно выбрать вид спорта или систему

физических упраж­нений для систематических занятий в процессе обучения в

вузе.

Спорт в элективном курсе физического вое питания студентов — эта та часть

преимущественно практических занятий учебной дисциплины «Физическая

культура», в ко­торой вид спорта студенты выбирают самостоятельно (из числа

пред­ложенных кафедрой физического воспитания). Однако здесь уместно сделать

небольшую оговорку: в учебную программу могут быть вклю­чены только те виды

спорта, которые связаны с повышенной двига­тельной активностью. Поэтому в

рабочую программу не включаются шахматы, шашки и т.п.

Мотивация выбора того или другого вида спорта у каждого студен­та, конечно,

своя, но принципиально в этом процессе то, что «не меня выбирают, а Я

выбираю». Поэтому, например, студенту с «небаскет­больным» ростом, желающему

заниматься баскетболом (где всегда имели преимущество высокорослые), никто не

вправе отказать в его желании.

Между тем практика работы ряда вузов показывает, что в некоторых случаях

такие отказы правомерны. Так, «права выбора» лишаются те студенты, которые в

обязательных тестах общей физической подготов­ки (например, у мужчин — бег на

100 и 3000 м, подтягивание на перекла­дине) не показывают результатов, равных

1 очку в каждом упражнении. Эти студенты проходят подготовку в группах ОФП

(общей физической подготовки); при ограниченных возможностях комплектации

учебных групп по отдельным видам спорта (разрешается не более 15 человек в

одной группе) преимущество отдается студентам, набравшим в трех указанных

обязательных тестах ОФП большее количество очков. Такой опыт комплектации

учебных групп в отдельных вузах не обяза­телен для других. Подобная практика

часто носит вынужденный харак­тер — из-за ограниченности мест занятий и

других причин.

Спорт в свободное время студентов

Спорт в свободное время — неотъемлемая часть физичес­кого воспитания

студентов. Такие занятия проходят на самодеятель­ной основе, без каких-либо

условий и ограничений для студентов. В свободное время студенты могут

заниматься в спортивных секциях, группах подготовки по отдельным видам

спорта, включая шахматы, шашки, стрельбу, технические виды спорта

(авиамодельный, планер­ный спорт, авто- и мотоспорт). Эти секции организуются

и финанси­руются в вузах ректоратом, общественными организациями,

коммер­ческими структурами, спонсорами.. Инициаторами организации таких

секционных занятий, определения их спортивного профиля чаще всего выступают

сами студенты.

Самостоятельные занятия — одна из форм спортивной подготовки. В некоторых

видах спорта такая подготовка позволяет значительно со­кратить временные

затраты на организованные тренировочные заня­тия и проводить их в наиболее

удобное время. Самостоятельная спор­тивная подготовка не исключает

возможность участия во внутривузовских и вневузовских студенческих

соревнованиях.

Обоснование индивидуального выбора видов спорта или систем физических упражнений

Кто из молодых людей не желал бы иметь стройную фи­гуру, быть сильным,

выносливым, ловким, не уступать друзьям и в спортивных упражнениях, и в

танцевальных движениях, и в труде. Все это играет не последнюю роль в

самоутверждении молодого человека среди своих сверстников, в учебном и

трудовом коллективе. Но очень редко все эти качества человеку достаются от

природы.

Известный ученый морфолог М.Ф. Иваницкий писал, что человек рождается лишь с

задатком таких природных дарований, которые оп­ределяют красоту человеческого

тела и соразмерности всех его частей, легкость и согласованность движений,

физическую силу, гармоничес­кое развитие. А вот для полного расцвета и

созревания все эти при­родные дарования нуждаются в активном развитии и

совершенство­вании.

В условиях, когда двигательная активность человека ограничена особенностями

труда и быта, именно регулярные занятия физически­ми упражнениями и

различными видами спорта помогают раскрыться природным задаткам и

способностям молодого человека. Такие заня­тия могут восполнить то, что было

упущено в детстве.

Не случайно и подростки, и юноши, и даже пожилые люди встают перед выбором:

чем, какими упражнениями, каким видом спорта и каким образом заняться для

укрепления здоровья, для физического развития, для поддержания и повышения

уровня работоспособности. В высшем учебном заведении, где образовательно-

профессиональная программа по учебной дисциплине «Физическая культура»

предус­матривает обязательные учебные занятия со спортивной направлен­ностью

с каждым студентом, также возникает проблема выбора.

Мотивационные варианты и обоснование индивидуального выбора студентов

Как показывает многолетний опыт, при выборе видов спорта (или систем

физических упражнений) у большей части студен­тов не наблюдается четкой,

осознанной и обоснованной мотивации.

Чаще всего выбор определяется случайностью: то вместе с другом или подругой;

то преподаватель более симпатичен; то расписание более удобно... Гораздо реже

выбор опирается на устойчивый интерес к опре­деленному виду спорта или на

понимании необходимости выполнять те или иные физические упражнения, чтобы

исправить недостатки в своем физическом развитии или функциональной

подготовленности. А слу­чайный выбор, как правило, приводит к утрате интереса

и снижению ак­тивности, а значит, занятия не будут эффективными.

Из далекой древности дошел до нас призыв древнегреческого мыс­лителя Сократа

«Познай самого себя!». Поэтому объективная оценка своего физического

развития, телосложения, физической подготов­ленности, а также предварительное

ознакомление с «возможностями» различных видов спорта необходимы для

осознанного и оправданного

выбора вида спорта и упражнений для своего физического совершен­ствования.

При всем многообразии, на практике в основном наблюдается пять мотивационных

вариантов выбора студентами вида спорта и системы физических упражнений:

· укрепление здоровья, коррекция недостатков физического разви­тия и

телосложения;

· повышение функциональных возможностей организма;

· психофизическая подготовка к будущей профессиональной дея­тельности

и овладение жизненно необходимыми умениями и на­выками;

· активный отдых;

· достижение наивысших спортивных результатов.

1) Выбор видов спорта для укрепления здоровья, коррекции не­достатков

физического развития и телосложения

Здоровье выступает ведущим фактором, определяющим полноцен­ное выполнение всех

жизненных функций, гармоническое развитие молодого человека, успешность

овладения профессией и плодотвор­ность будущей трудовой деятельности.

Физические упражнения, фи­зическая культура и спорт широко используются для

укрепления здо­ровья.

Человеческий организм запрограммирован природой на движение, причем

двигательная активность должна быть на всем протяжении жизни. Специальными

исследованиями установленно, что организм физически активных 50—60-летних

мужчин обладает более высокими функциональными возможностями, чем 30-летних,

но с ограниченным двигательным режимом. Не случайно все долгожители

отличаются повышенной двигательной активностью на протяжении всей жизни.

В современном обществе, особенно у горожан, нет другого средства повысить

двигательную активность, кроме физической культуры и спорта. Поэтому массовый

спорт, всё его виды, которые связаны с ак­тивной двигательной деятельностью,

призваны способствовать нор­мальному функционированию основных систем

организма, совершен­ствовать эту деятельность и создавать предпосылки для

поддержания и укрепления здоровья.

Физическое развитие тесно связано со здоровьем. Занятия отдель­ными видами

спорта, системами физических упражнений могут спо­собствовать развитию

определенных органов и систем организма. С помощью соответствующим образом

подобранных физических упраж­нений можно улучшить многие показатели

физического развития (массу тела, окружность трудной клетки, жизненную

емкость легких).

Коррекция недостатков физического развития и телосложения. Можно

объяснять недостатки физического развития и телосложения наследственностью,

условиями воспитания, но молодому человеку от этого не легче. Подобные

недостатки постоянно портят настроение, и нередко порождают комплекс

неполноценности.

Конечно, не все недостатки поддаются исправлению с помощью физических

упражнений: труднее всего рост и те особенности телосло­жения, которые

связаны с формой основных скелетных костей. Значи­тельно легче — масса тела и

отдельные антропометрические показате­ли (окружность бедра, грудной клетки и

др.).

Но прежде чем принимать решение о коррекции телосложения, о подборе

специальных упражнений или видов спорта, следует сформи­ровать свое твердое

представление об идеале. Только после этого следует принимать решение о

выборе вида спорта или системы физических упражнений — различные виды спор­та

и упражнения по-разному будут способствовать решению вами по­ставленной перед

собой задачи.

Не случайно представителей различных видов спорта отличают ха­рактерные

антропометрические показатели: у гимнастов — хорошее развитие плечевого пояса

и мышц верхних конечностей, мышцы ниж­них конечностей развиты у них

относительно слабее; у конькобежцев относительно хорошо развита грудная

клетка, мышцы бедра и т.д. (более подробная характеристика отдельных видов

спорта будет дана в следующем разделе).

Однако наибольшие возможности, например в избирательной кор­рекции отдельных

недостатков телосложения, представляют регуляр­ные занятия атлетической

гимнастикой или шейпингом, т.е. теми уп­ражнениями, которые и направлены

преимущественно на решение подобных задач.

2) Повышение функциональных возможностей организма

Вузовской программой по учебной дисциплине «Физическая куль­тура»

предусматривается регулярный контроль (в начале и конце каж­дого учебного

года) за динамикой физической подготовленности каж­дого студента. С этой

целью используются три обязательных простей­ших теста, отражающих уровень

развития основных физических ка­честв: скоростно-силовой подготовленности

(бег 100 м), силовой под­готовленности «ключевых» групп мышц для мужчин и

женщин;

общей выносливости (бег 3000 м у мужчин и 2000 м у женщин). Оцен­ки

выполнения этих тестов производятся в очках. Пройдя через тесты в первый же

месяц своего пребывания в вузе, каждый студент может произвести самооценку

состояния силы мышц, общей выносливости

(характеризующей главным образом работоспособность сердечно-со­судистой и

дыхательной систем) и отчасти быстроты (отчасти, так как быстрота, как уже

указывалось, входит только одной из составляющих в число качеств,

определяемых результатом в беге на 100 м). На осно­вании результатов

тестирования каждый студент может определиться, каким видом спорта ему

заняться для повышения своих функциональ­ных возможностей или для

акцентированного развития какого-либо недостаточно развитого физического

качества (быстроты, силы, вы­носливости).

Но здесь возникает альтернатива: выбрать тот вид спорта, который поможет

«подтянуть» недостаточно развитое физическое качество, или тот, где наиболее

полно может реализоваться уже определившаяся способность к проявлению

конкретного качества.

Вероятно, оба подхода правомерны, но нужно для себя сразу же точно определить

мотивацию выбора. В первом случае — оздорови­тельная направленность,

разносторонняя физическая подготовка (а заодно и выполнение учебных зачетных

нормативов в «отстающем» тесте). При этом следует сознавать, что успехи в

избранном виде спор­та, по спортивным меркам и классификации будут заведомо

невысоки. Во втором случае возможно достичь значительных спортивных

ре­зультатов.

Конечно, выбор за самим студентом, но, думается, что первый ва­риант можно

рекомендовать молодым людям со сравнительно низкой общей физической

подготовленностью. Второй — для студентов с хо­рошей предварительной общей

физической и спортивной подготов­ленностью.

3) Выбор видов спорта и систем физических упражнений для ак­тивного отдыха

Значительная часть студентов при всей программной зарегламентированности

занятий по учебной дисциплине «Физическая культу­ра» воспринимает их как

активный отдых, как «разрядку» от однооб­разного аудиторного учебного труда.

Право студента выбирать различ­ные виды спорта, системы физических упражнений

только поддержит его интерес к таким занятиям. А где интерес, там и большая

эффектив­ность занятий, польза активного отдыха.

Существенную роль в возникновении и протекании эффекта актив­ного отдыха

играют не только особенности предшествующего утомле­ния (умственного,

физического, нервно-эмоционального), но и психо­логическая настроенность

человека, его эмоциональное состояние и даже темперамент. Так, если человек

легко отвлекается от работы, а затем быстро в нее включается, если он

общителен с окружающими, эмоционален в спорах, для него предпочтительными

будут игровые виды спорта или единоборства; если же он усидчив, сосредоточен

в ра­боте и склонен к однородной деятельности без постоянного переклю­чения

внимания, если способен в течение продолжительного времени выполнять

физически тяжелую работу, значит, ему подойдут занятия длительным бегом,,

лыжным спортом, плаванием, велоспортом; а если замкнут, необщителен, неуверен

в себе или чрезмерно чувствителен к мнению окружающих, ему не стоит

заниматься постоянно в группах. Индивидуальные занятия соответствующими

видами спорта и систе­мами физических упражнений без отвлекающих факторов в

этом слу­чае помогут испытать положительные эмоции, принесут физическое и

моральное удовлетворение.

Но все это приемлемо, если мотивацией выбора является активный отдых, и

занятия проводятся преимущественно в свободное время.

4) Психофизическая подготовка к будущей профессиональной деятельности и

овладение жизненно необходимыми умениями и на­выками также предполагают

направленный выбор видов спорта, сис­тем физических упражнений. В этом случае

выбор проводится, чтобы достичь лучшей специальной психофизической

подготовленности к избранной профессии. Так, если ваша будущая профессия

требует по­вышенной общей выносливости, то вы должны выбирать виды спорта, в

наибольшей степени развивающие это качество (бег на длинные дис­танции, лыжные

гонки и т.п.). Если ваш будущий труд связан с дли­тельным напряжением

зрительного анализатора, освойте виды спорта и упражнения, тренирующие

микромышцы глаза (настольный теннис, теннис, бадминтон). Хорошее владение

элементами спортивного ту­ризма и альпинизма необходимо будущим экспедиционным

работни­кам; гребля и плавание — гидрологам; верховая езда — ветеринарным

врачам и зооинженерам и т.д.

Использование прикладных видов спорта и систем физических уп­ражнений для

обеспечения психофизической надежности и безопас­ности при выполнении

профессиональных видов работ основано на том, что занятия различными видами

спорта, а также уровень квали­фикации спортсменов откладывают отпечаток на

его функциональ­ную подготовленность, на Степень владения прикладными

двигатель­ными умениями и навыками. Если в школьные годы молодому чело­веку

не удалось освоить такие навыки, как плавание, передвижение на лыжах, то это

следует сделать в студенческие годы. И хотя из этого мо­лодого человека уже

не получится пловец экстра-класса, он достигнет другой цели — заблаговременно

подготовит себя к будущей профес­сии, к возможным экстремальным ситуациям в

жизни. Более подробно о профессионально-прикладной подготовке см. гл. 10.

5) Выбор видов спорта для достижения наивысших спортивных результатов

предполагает попытку совмещения успешной подготов­ки к избранной профессии в

вузе с объемной, физически и психологи­чески тяжелой спортивной подготовкой к

достижениям высоких ре­зультатов в большом спорте. Выбирая этот путь, молодой

человек дол­жен хорошо представить себе и объективно оценить все его плюсы и

минусы, сопоставить цели с реальными возможностями, так как в воз­расте 17—19

лет истинно одаренный спортсмен уже имеет 5—8-лет­нюю подготовку в избранном

виде спорта и заметен в спортивном мире.

Современная наука о спорте достаточно детально изучает проблему становления

личности в большом спорте — от новичка до мастера спорта международного

класса. Ныне в каждом виде спорта разрабо­таны основы спортивного отбора

молодежи, определены этапы много­летней подготовки к рекордным результатам.

Специалистами установ­лены контрольные требования к физическому развитию, к

уровню функционирования и взаимодействия отдельных систем организма, к

параметрам психической устойчивости и многое другое для каждого этапа

многолетней подготовки. В соответствии с этими требованиями определяют

успешность и своевременность прохождения установлен­ных этапов спортивного

пути, который в среднем занимает около 10 лет непрерывной подготовки.

7. Перспективное, текущее и оперативное планирование спортивной подготовки в

условиях ВУЗа.

Специфика каждого вида спорта или системы физических упражнений всегда

накладывает свой отпечаток на планирование учебно-тренировочных занятий.

Однако в каждом виде спорта или в системе физических упражне­ний всегда

присутствуют его. основные разделы:

· перспективное планирование;

· годичное планирование;

· текущее и оперативное планирование.

Перспективное планирование многолетней подготовки

Реферат: Спорт

Из года в год увеличивается число тренировочных заня­тий и соревнований,

растет общий объем нагрузки. От этапа к этапу многолетней подготовки

изменяется соотношение различных средств, используемых в тренировочном

процессе (рис 1).

Перспективное планирование спортивной подготовки студента за­ключается в том,

чтобы обеспечить непрерывность тренировочного 'процесса, так как оно

связывает в единую многолетнюю систему под­готовку на учебных занятиях по

дисциплине «Физическая культура» в средней школе и вузе, а также занятия в

свободное время на всем протяжении обучения ((включая учебные и

производственные практи­ки, а также каникулярное время). В некоторых случаях

перспектив­ный план спортивной подготовки должен охватывать и послевузовский

период подготовки спортсмена.

Между тем спортивная подготовка в основном учебном отделении вуза планируется

только на годы учебных занятий по дисциплине «Физическая культура».

Перспективное планирование в данном слу­чае состоит в постепенном усложнении

задач по освоению обязатель­ного программного и элективного учебного

материала, В конечном счете это находит свое отражение в усложняющихся

зачетных спор­тивно-технических нормативах и требованиях.

Перспективное планирование в спортивном учебном отделении имеет свои

особенности. С одной стороны, оно предусматривает посте­пенное усложнение

учебно-тренировочного процесса по годам обуче­ния, с другой — может

охватывать не только период обучения в вузе, но и спортивную подготовку

спортсмена после окончания учебного за­ведения. Такое планирование,

захватывающее послевузовский период спортивной подготовки, наиболее четко

проявляется в индивидуаль­ных видах спорта. Перечень и уровень зачетных

спортивно-технических нормативов и требований к студентам по годам обучения

разрабатываются кафед­рой физического воспитания с учетом общей физической и

спортив­ной подготовленности учебных групп по каждому из видов спорта. Иногда

студентам ставятся задачи достичь' или подтвердить опреде­ленные спортивные

разряды по годам обучения в вузе.

В каждом вузе наряду с обязательными зачетными требованиями по общей

физической и профессионально-прикладной физической подготовке студентам

должны быть заблаговременно объявлены спор­тивно-технические нормативы и

требования по годам обучения, а не только на предстоящий семестр. Это

позволит им представлять сте­пень трудности освоения учебно-тренировочного

материала не только на предстоящий семестр, но и на перспективу.

Особенности перспективного планирования в конкретном виде спорта или

долгосрочного плана занятий какой-либо системой физи­ческих упражнений

полностью раскрываются на лекции.

Текущее и оперативное планирование

Текущее планирование связано с оптимизацией учебно-тренировочного процесса,

подготовкой к отдельным соревнованиям или их серии. Оно призвано представить

различные факторы трени­ровочного процесса (подбор соответствующих средств

тренировки, со­ревновательных стартов, методов направленного восстановления и

стимуляции работоспособности), в таком сочетании, которое обеспе­чивало бы

условия для подготовки спортсмена к проявлению наивыс­ших возможностей на

основных соревнованиях.

С одной стороны, планируются определенные «блоки» из серии тренировочных

занятий с конкретными задачами подготовки, с дру­гой — проводится постоянный

текущий контроль за специфической работоспособностью спортсмена путем

различных тестов, ибо важно выявить эффективность подготовки после каждого

«блока» трениро­вочных занятий.

Текущее планирование в основном и спортивном отделениях суще­ственно

различаются, особенно в видах и формах текущего контроля. В основном

отделении чаще применяются тесты, а в спортивном — со­ревновательные

упражнения, (на вспомогательных дистанциях и их отрезках, в нестандартных

упражнениях, не используемых в офици­альных соревнованиях).

Оперативное планирование, или управление учебно-тренировоч­ным процессом, —

определяет степень физической, технической, так­тической подготовленности

студента-спортсмена. Оцениваются самые различные показатели, отражающие

возможности организма, реакции на отдельные виды физических упражнений,

продолжительность пауз между ними.

Современные технические средства позволяют оперативно полу­чать и доводить до

занимающихся информацию о динамических и ки­нематических характеристиках

движений, реакции основных функци­ональных систем, их соответствии заданным

характеристикам. Это по­зволяет своевременно корректировать индивидуальные

нагрузки, использование тренировочных средств.

Оперативное планирование предусматривает контроль всех сторон спортивной

подготовки. Оно не имеет существенных отличий при подготовке студентов в

основном и спортивном отделениях, но в каж­дом виде спорта оперативное и

текущее планирование имеют свои от­личия. Об этом речь должна идти на лекции

по данной теме.

8. Основные пути достижения необходимой структуры подготовленности:

технической, физической, тактической и психической

Представив общую структуру подготовленности спорт­сменов или занимающихся

одной из систем физических упражнений (СФУ) в виде отдельных элементов, можно

систематизировать сред­ства и методы их совершенствования. Все стороны

спортивной подготовленности тесно взаимосвязаны. Так, техническое

совершенствова­ние напрямую зависит от уровня развития физических качеств —

силы, быстроты, гибкости, ловкости, а выносливость тесно связана с

экономичностью техники спортивного движения, уровнем психичес­кой

устойчивости при преодолении утомления. Тактическая подготов­ленность

опирается на функциональную подготовленность и уровень технического

мастерства, на психические качества спортсмена (сме­лость, решительность).

Физическая подготовленность в избранном виде спорта

Физическая подготовленность характеризуется возможностями функциональных

систем, организма спортсмена. Условно ее можно подразделить на

общую и специаль­ную. Связующее звено между ними —

вспомогательная подготовлен­ность.

Общая физическая подготовленность предполагает разносторон­нее развитие

физических качеств, слаженность их проявления в про­цессе мышечной

деятельности.

Общая физическая подготовка особенно акцентируется на I - II курсах. Контроль

за ней осуществляется на всех курсах, во всех учебных отделениях (основном,

специальном, спортивном) в течение всех лет обучения в вузе. Именно этой цели

служат и «сквозные» тесты по ОФП (бег 100, 2000 м — женщины, 3000 м —

мужчины, и спе­циальные силовые упражнения для женщин и мужчин).

Однако по ряду видов спорта общий уровень программных требо­ваний ОФП в

отдельных упражнениях может быть недостаточным для студентов;

специализирующихся в каком-либо виде спорта или системе физических

упражнений.

Вспомогательная физическая подготовленность, с одной стороны, восполняет

необходимые повышенные требования к развитию опреде­ленных физических качеств

в данном виде спорта или системе физи­ческих упражнений, а с другой — служит

функциональной основой для успешной работы над развитием специальных

физических качеств и способностей.

Так, для спортивной специализации в лыжных гонках недостаточ­ны общие

требования в беге на 3 км ни по заданному времени (на оценку 5 очков), ни по

длине дистанции. В этом случае в предсезонный пе­риод подготовки может быть

введен (в учебной группе «лыжников») дополнительный тест, например в беге на

5—10 км с соответствующи­ми требованиями к скорости преодоления этих

дистанций. Такая вспомогательная физическая подготовка поможет более плавно

перейти к специализированной подготовке и к определенным соревнова­тельным

дистанциям в лыжных гонках (15, 30, 50 км).

Специальная физическая подготовленность характеризует уровень развития именно

тех физических качеств, возможностей органов и функциональных, систем

организма, с которыми непосредственно свя­заны достижения в избранном виде

спорта. Специальная подготовлен­ность присуща только данному виду спорта или

системе физических упражнений. Она может быть выражена в спортивно-

технических требованиях к скоростным, силовым способностям, гибкости,

координационным возможностям, специальной выносливости. Соответствую­щую

направленность имеют и спортивно-технические нормативы и требования,

предлагаемые студентам по семестрам и годам обучения.

Техническая подготовлен­ность в избранном виде спорта или СФУ

На содержание технической подготовки в каждом виде спорта влияют любые

измене­ния в правилах соревнований, конструкции и качестве спортивного

инвентаря и т.д. В

структуре технической подготовленности выделяются базовые и до­полнительные

движения.

К базовым относятся движения и действия, составляющие основы технической

оснащенности данного вида спорта, без которых невоз­можно осуществлять

соревновательную борьбу по правилам. Освоить базовые движения — обязательное

условие для спортсмена, специализирующегося в том или ином виде спорта. В

основном учебном отделении именно на эту группу движений делается акцент в

процессе начальной спортивной подготовки. Такие же базовые движения

существуют и в различных системах физических упражнений.

Дополнительные движения и действия — это второстепенные эле­менты движений,

характерные для отдельных спортсменов и связанные с их индивидуальными

особенностями. Именно эти движения и действия формируют индивидуальный стиль,

техническую манеру спортсмена, позволяющие добиваться преимуществ в

противостоянии, с равными соперниками. Этот индивидуальный стиль всячески

под­держивается тренером-преподавателем.

Техническая подготовленность спортсмена во многом определяется той целью, на

достижение которой направлено соответствующее двигательное действие. В

скоростно-силовых, циклических, сложно-; координационных видах спорта, в

спортивных играх и единоборствах такие цели различаются.

Для одних видов спорта большее значение имеет стабильность техники, для

других — ее вариативность, для третьих — экономичность ^ техники, для

четвертых — минимальная тактическая информативность об этих индивидуальных

технических приемах для соперников. Но в любом случае главными

последовательными задачами процесса совершенствования технического мастерства

спортсмена будут сле­дующие.

1. Достичь высокой стабильности и вариативности специализиро­ванных движений-

приемов, составляющих основу техники данного вида спорта.

2. Последовательно превращать освоенные основы техники в целе­сообразные и

эффективные соревновательные действия.

3. Усовершенствовать структуру двигательных действий с учетом индивидуальных

особенностей спортсмена.

4. Повысить надежность и результативность техники действий спортсмена в

экстремальных соревновательных ситуациях.

5. Совершенствовать техническое мастерство спортсменов исходя из требований

спортивной практики и достижений научно-техничес­кого прогресса в сфере

спортивного инвентаря и оборудования.

Тактическая подготовлен­ность в избранном виде спорта или СФУ

Активность тактических действий спорт­смена — важный показатель спортивного.

мастерства. Спортсмен высокой квалификации должен уметь навязывать сопернику

свою волю, оказывать на него постоянное психологическое давление

разнообразными и эффективными действиями. Это требование рас­пространяется на

командные и индивидуальные виды спорта, на кон­тактные и неконтактные

единоборства.

Тактическая подготовка спортсмена всегда опирается на его физи­ческую и

техническую подготовленность. При этом учитываются его индивидуальные

особенности, в том числе и психологического харак­тера.

Структура тактической подготовленности определяется характе­ром

стратегических задач, диктующих основные направления спор­тивной борьбы, эти

задачи могут быть связаны с участием спортсмена или команды в серии

соревнований, чтобы подготовиться и успешно выступать в главных соревнованиях

сезона или цикла (например, сту­денческая Универсиада, Олимпийские игры). Но

тактические задачи могут быть и более локальными, связанными с участием в

отдельных соревнованиях или даже в конкретном поединке, схватке, забеге,

игре. В последнем случае Приходится учитывать такие особенности кон­кретных

соревнований, как характер судейства, поведение болельщи­ков, состояние мест

соревнований. При разработке тактического плана нужно иметь в виду

собственные функциональные и технико-такти­ческие возможности, а также

возможности своих партнеров.

Психическая подготовленность в избранном виде спорта или СФУ

В структуре психической подготовленности спортсменов следует выделить две

относительно самостоятельные и одновременно взаимосвязанные стороны:

волевую и специ­альную психическую подготовленность.

Волевая подготовленность включает такие качества, как целеу­стремленность

(ясное видение перспективной цели), решительность и, смелость (склонность к

разумному риску в сочетании с обдуманнос­тью решений), настойчивость И

упорство (способность к мобилизации функциональных резервов, активность в

достижении целей и преодо­лении препятствий), выдержка и самообладание

(ясность ума, способность управлять своими мыслями и действиями в условиях

эмоцио­нального возбуждения), самостоятельность и инициативность.

Специфика различных видов спорта накладывает отпечаток на тре­бования к

волевым качествам и их проявлениям в соревновательной деятельности. Видный

спортивный психолог Д. Ц. Пуни установил, что у представителей каждого вида.

спорта имеются свои ведущие во­левые качества, ближайшие к ним и их

подкрепляющие, и качество, объединяющее всю структуру, — целеустремленность.

В структуре специальной психической подготовленности следует выделять:

• устойчивость спортсмена к стрессовым ситуациям тренировоч­ной и особенно

соревновательной деятельности;

• степень совершенства кинестетических и визуальных воспри­ятии различных

параметров двигательных действий и окружаю­щей среды;

• способность к психической регуляции движений, обеспечению эффективной

мышечной координации;

• способность воспринимать, организовать и перерабатывать ин­формацию в

условиях дефицита времени;

• совершенство пространственно-временного восприятия как фак­тора,

повышающего эффективность технико-тактических дейст­вий спортсмена;

• способность к формированию в структурах головного мозга опе­режающих

реакции, программ, предшествующих реальному дей­ствию.

Специфика различных видов спорта и особенности отдельных дис­циплин

(дистанций, видов и проч.) в программе того или иного вида спорта накладывают

существенный отпечаток на Требования к психи­ке каждого спортсмена, а

соответствующие психические качества фор­мируются в результате занятий

конкретным видом спорта. И каждый занимающийся должен знать о структуре

специальной психической подготовленности спортсмена, свойственной избранному

виду спорта.

9. Виды и методы контроля за эффективностью тренировочных занятий

Цель контроля — оптимизировать процесс спортивной подготовки спортсмена на

основе объективной оценки различных сто­рон его подготовленности.

Контролируется выполнение запланированного содержания спор­тивной подготовки

на каждом ее этапе через выяснение состояния раз­личных сторон

подготовленности спортсменов (физической, техни­ческой, тактической).

Принято выделять три вида контроля: этапный, текущий и опера­тивный.

Этапный контроль позволяет подвести итоги учебно-тренировоч­ной работы за

определенный период: в течение нескольких лет, года, макро цикла или этапа.

Текущий .контроль направлен на оценку текущих состояний, кото­рые являются

следствием нагрузок серии занятий тренировочных или соревновательных

микроциклов.

Оперативный контроль предусматривает оценку оперативных со­стояний — срочных

реакций организма спортсмена на нагрузки в ходе отдельных тренировочных

занятий или соревнований.

Все виды контроля зависят от особенностей вида спорта. В вузах этапный и

текущий контроль обычно соотносится с семестром и учеб­ным годом.

Самоконтроль также входит в систему контроля за эффек­тивностью спортивной

подготовки.

Средства и методы контроля могут носить педагогический, психо­логический и

медико-биологический характер. Они зависят от особен­ностей конкретного вида

спорта (системы физических упражнений), состава занимающихся, наличия

специальной аппаратуры и 'других материально-технических возможностей и

условий. Поэтому в каж­дом вузе по конкретному виду спорта (системам

физических упраж­нений) кафедрой физического воспитания разрабатываются и

утверж­даются соответствующие виды контроля и их сроки. Таким же образом

определяются методы и средства контроля за эффективностью учеб­но-

тренировочного процесса на семестр, учебный год, на весь срок обу­чения в

вузе.



(C) 2009