Научная Петербургская Академия

Лекция: Двигатели постоянного тока

Лекция: Двигатели постоянного тока

1. Двигатели постоянного тока

Двигатели постоянного тока используются в прецизионных приводах, требующих

плавного регулирования частоты вращения в широком диапазоне.

Свойства двигателя постоянного тока, так же как и генераторов, определяются

способом возбуждения и схемой включения обмоток возбуждения. По способу

возбуждения можно разделить двигатели постоянного тока на двигатели с

электромагнитным и магнитоэлектрическим возбуждением.

Двигатели с электромагнитным возбуждением подразделяются на двигатели с

параллельным, последовательным, смешанным и независимым возбуждением.

Электрические машины постоянного тока обратимы, то есть, возможна их работа в

качестве двигателей или генераторов.

Например, если в системе управления с использованием генератора в обратной

связи отсоединить генератор от первичного двигателя и подвести напряжение к

обмоткам якоря и возбуждения, то якорь начнет вращаться и машина будет

работать как двигатель постоянного тока, преобразуя электрическую энергию в

механическую. Двигатели независимого возбуждения наиболее полно удовлетворяют

основным требованиям к исполнительным двигателям самоторможение двигателя при

снятии сигнала управления, широкий диапазон регулирования частоты вращения,

линейность механических и регулировочных характеристик, устойчивость работы

во всем диапазоне вращения, малая мощность управления, высокое

быстродействие, малые габариты и масса.

Однако двигатели постоянного тока имеют существенные недостатки,

накладывающие ограничение на область их применения малый срок службы

щеточного устройства из-за наличия скользящего контакта между щетками и

коллектором, скользящий контакт является источником радиопомех.

Лекция: Двигатели постоянного тока

Рис. 1.1. Структурная схема двигателя независимого возбуждения

Подставим в уравнение второго закона Кирхгофа для якорной цепи Лекция: Двигатели постоянного тока и Лекция: Двигатели постоянного тока получим

Лекция: Двигатели постоянного тока ,

Лекция: Двигатели постоянного тока ,

где Лекция: Двигатели постоянного тока - якорное сопротивление, Лекция: Двигатели постоянного тока - добавочное сопротивление.

Электродвижущая сила (ЭДС) якоря - Лекция: Двигатели постоянного тока

пропорциональна угловой скорости - Лекция: Двигатели постоянного тока

, связь между ЭДС и угловой скоростью, а так же между вращающим моментом Лекция: Двигатели постоянного тока

и Лекция: Двигатели постоянного тока в системе единиц

СИ определяется единым электромагнитным коэффициентом

Лекция: Двигатели постоянного тока ,

где Лекция: Двигатели постоянного тока - число пар

полюсов двигателя, Лекция: Двигатели постоянного тока

- число проводников обмотки якоря, Лекция: Двигатели постоянного тока

- число пар параллельных ветвей обмотки якоря, Лекция: Двигатели постоянного тока

- магнитный поток.

Причем

Лекция: Двигатели постоянного тока ,

где Лекция: Двигатели постоянного тока - конструктивный коэффициент.

Лекция: Двигатели постоянного тока ,

Лекция: Двигатели постоянного тока ,

тогда E якоря

Лекция: Двигатели постоянного тока ,

а момент

Лекция: Двигатели постоянного тока ,

и напряжение, подаваемое на двигатель

Лекция: Двигатели постоянного тока ,

откуда

Лекция: Двигатели постоянного тока ,

механическая характеристика двигателя постоянного тока записывается в виде

Лекция: Двигатели постоянного тока .

Следовательно, механическая характеристика при Ф = const представляет собой

прямую линию. Угловую скорость, соответствующую при М = 0 и номинальном

напряжении - Uном запишем в виде

Лекция: Двигатели постоянного тока .

Эту скорость называют угловой скоростью идеального холостого хода.

Лекция: Двигатели постоянного тока ,

Лекция: Двигатели постоянного тока

Рис. 1.2. Механические характеристики в двигательном режиме

Рассмотрим установившиеся режимы работы двигателя постоянного тока для случая

соответствующего постоянному моменту сопротивления.

Такая схема нагружения двигателя постоянного тока соответствует подъему или

спуску постоянного груза.

Лекция: Двигатели постоянного тока

Рис. 1.3. Структурная схема нагружения двигателя постоянного тока для

постоянного момента нагружения

Рассмотрим обобщенные механические характеристики двигателя постоянного тока

Лекция: Двигатели постоянного тока

Рис. 1.4. Механическая характеристика двигателя постоянного тока

В первом квадранте двигатель постоянного тока находится в двигательном режиме и

потребляет энергию из сети. При вращении якоря со скоростью w>w0

двигатель постоянного тока переходит из двигательного режима с моментом М>0

(первый квадрант) в генераторный режим (второй квадрант) с отрицательным

вращающим моментом (якорь вращается перпендикулярно, например, под действием

инерции исполнительного механизма). При этом момент М<0 и Iя

<0, т.е. двигатель постоянного тока отдает энергию в сеть.

Положив в выражение для механической характеристики w=0 и R=Rя, U=U

ном, получим пусковой момент

Лекция: Двигатели постоянного тока .

Так как пусковой ток

Лекция: Двигатели постоянного тока ,

то

Лекция: Двигатели постоянного тока .

При включении двигателя без добавочного резистора (естественная характеристика -

1) груз поднимается со скоростью двигателя w1. При включении

добавочного резистора (искусственная характеристика - 2) груз не подвижен (w

2=0). При работе двигателя в режиме, определяемом характеристикой 3, груз

опускается со скоростью w1, искусственная характеристика 4

соответствует режиму динамического торможения, заключающемуся в отсоединении

якорной цепи от источника и замыкании ее на добавочный резистор, характеристика

5 аналогична характеристике 2, но напряжение U=Uном, характеристика

6 параллельна характеристики 1 и соответствует во втором квадранте

противовключению при подаче напряжения U=Uном.



(C) 2009