Контрольная: Сущность финансов
Контрольная: Сущность финансов
ПЛАН:
1. Сущность и функции финансов....2
2. Государственные финансы.......5
3.Финансы предприятий.........8
Список литературы...............13
1. Сущность и функции финансов
Финансы — это не деньги !
Когда финансы превращаются в прилагательное (финансовые фонды, финансовые
ресурсы и т.п.), тогда финансы становятся уже деньгами. В экономической
теории деньги нужны для процесса воспроизводства.
Существуют определенные проблемы финансовой системы:
1) плохой сбор денежных средств;
2) расходы ?! определить приоритеты в распределении средств;
3) сбалансированность бюджета.
Финансы — это система экономических (денежных) отношений, с
помощью которой создаются и расходуются фонды денежных средств.
Финансы – совокупность объективно обусловленных экономических
отношений, имеющих распределительный характер, денежную форму выражения и
материализуемых в денежных доходах и накоплениях, формируемых в руках
государства и субъектов хозяйствования для целей расширенного воспроизводства,
материального стимулирования работающих, удовлетворение социальных и других
потребностей.
Исторический характер категории означает, что
1 – до какого-то периода времени категории не было;
2 – появление;
3 – развитие;
4 – исчезновение.
Финансы - "finance" (лат.) - денежный платеж. В данном
курсе изучаются отношения, связанные с движением денежных средств.
Денежный платеж – отношения субъектов, следовательно, финансы как
экономическая категория есть совокупность отношений. Эти отношения
характеризуются определенными признаками. Отношения существуют между субъектами
воспроизводственного процесса. Они возникают на всех стадиях и уровнях жизни
общества. Именно как совокупность определенных отношений они образовывают
экономическую категорию.
Как экономическая категория финансы отличаются от других экономических
категорий своими признаками.
Общественные отношения - отношения между людьми.
Экономические отношения связаны с процессом создания и движения стоимости.
На стадиях производства и потребления движения стоимости не происходит,
поэтому они не являются местом возникновения финансов.
На третьей стадии распределительного процесса распределение приобретает
форму движения товара. Само движение товара опосредуется движением денежных
средств и стоимость не отчуждается, а меняет свою форму. На данной фазе
определяющей является экономическая категория цена и на данном этапе
происходит ценовое распределение стоимости.
На второй фазе воспроизводственного процесса происходит распределение ВОП.
Это распределение характеризуется тем, что оно приобретает форму движения
денежных средств, переходящих из одних рук в другие и здесь происходит
отчуждение стоимости в ее денежном выражении. Движение денежных средств
происходит обособленно от движения товаров. На стадии распределения
осуществляются специфические денежные отношения.
Эта специфика выражается в отношениях, выражающих одностороннее движение
стоимости. Денежные отношения получают общественные формы формирования. И тем
самым они выражаются в определенных экономических категориях:
– заработная плата;
– цена;
– кредит;
– финансы.
На третьей стадии воспроизводственного процесса денежные отношения имеют
другую специфику: встречного движения материальных и денежных форм стоимости.
Денежные отношения выражаются в разных формах расчетов: акцепт, аккредитив и
т.д., и здесь в основном функционируют две категории: деньги и цена. В
процессе переливания форм стоимости между субъектами хозяйствования
формируются финансовые ресурсы.
Необходимость финансов в условиях товарно-денежных отношений объясняется тем,
что финансы необходимы для распределения стоимости общественного продукта.
Только с помощью категории финансов осуществляется этот процесс.
Финансы занимаются распределением созданной стоимости в денежном выражении. В
зависимости от того, как мы распределим будет зависеть процесс
воспроизводства. Необходимы определенные пропорции, а главная пропорция
зависит от того как мы поделим национальный доход.
Финансы как система впервые появляется на второй стадии воспроизводства -
на стадии распределения. Распределение продукта происходит между владельцем
этого товара и тем, кто его произвел.
СОП (совокупный общественный продукт) = C + V + M
C — основной капитал
V — зарплата
M — прибыль
ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ:
ü распределительная (распределяет созданный продукт; с помощью этой
функции создаются фонды);
ü перераспределительная (перераспределение созданного продукта,
т.е. вторичное распределение между членами общества);
ü регулирующая (финансы могут как стимулировать производство.
так и угнетать его);
контрольная (благодаря финансам общество имеет возможность
наблюдать все финансовые потоки в государстве для того, чтобы вовремя
повлиять на тот или иной товары).
Другая трактовка (по учебнику Родионовой) заключается в
том, что функции финансов следующие: распределительная и
контрольная, а остальные являются производными от распределительной функцию.
Распределительная функция.
Стадия распределения начинается с распределения новой стоимости и заканчивается
формированием первичных доходов (заработная плата, прибыль). Стадия
перераспределения – многоступенчатый этап, на котором формируется
общегосударственные фонды: госбюджет, внебюджетные фонды, страховые, банковские
фонды и фонды предприятий. Распределительная функция
- объективное свойство категории финансов осуществлять распределение стоимости
созданного продукта в денежном выражении.
Перераспределительная стадия отличается от распределительной тем, что на
этой стадии перераспределяются ранее созданные доходы.
Контрольная функция.
Осуществлением соблюдения пропорций в распределительном процессе занимается
контрольная функция финансов. Пропорции для разных отраслей различны и
складываются при разных условиях и, следовательно, они объективны. Объектом
контроля выступает распределительный процесс. Главной же контролируемой
пропорцией является пропорция между фондами накопления и потребления.
В связи с развитием рыночных отношений кроме бюджетных отношений появились
внебюджетные. Часть средств на проведение социально - культурных мероприятий
идет через внебюджетные фонды. Таким образом, считается, что мы сокращаем
бюджет, но при этом увеличивается нагрузка на предприятия, которые производят
отчисления.
Появились новые моменты в теории финансов. Одним из них является
стимулирующая функция финансов.
Признаки финансов:
1). Финансы носят денежный характер, однако бывают ситуации, когда в
финансовой системе вращаются и натуральные товары.
2). Финансовые отношения носят распределительный характер.
3). Финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных доходов и
накоплений, которые принимают форму финансовых ресурсов.
Финансовый источник > финансовые ресурсы > финансовые фонды.
2. Государственные финансы
Государственные финансы — денежные отношения по поводу
распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части
национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в
распоряжении государства и его предприятий и использованием государственных
средств на затраты по расширению производства, удовлетворение социально –
культурных потребностей общества, нужд обороны и управления.
Государственные финансы включают в себя:
1). Бюджет – экономическая категория, представленная денежными отношениями,
возникающими у государства с юридическими и физическими лицами по поводу
перераспределения национального дохода в связи с образованием и
использованием бюджетного фонда страны, предназначенного на финансирование
народного хозяйства, социально – культурных нужд, нужд обороны и
государственного управления.
2). Внебюджетные фонды — специфическая форма перераспределения и
использования финансовых ресурсов, привлекаемых для финансирования некоторых
общественных потребностей и комплексно используемых на основе организационной
самостоятельности фондов.
Источники формирования
а). специальные целевые налоги, займы и доходы от проведения денежно вещевых
лотерей;
б). субсидии из бюджета;
в). дополнительные доходы и сэкономленные финансовые ресурсы
г). добровольные взносы и пожертвования.
Внебюджетные фонды гарантируют целевое использование ресурсов в полном объеме
их поступления и своевременное финансирование важнейших социальных
мероприятий; они выполняют роль финансового резерва, к которому прибегают
государственные власти в случае финансовых затруднений.
3). Государственный кредит — денежные отношения, возникающие у государства с
юридическими и физическими лицами в связи с мобилизацией временно свободных
денежных средств в распоряжение органов государственной власти и их
использование на финансирование государственных расходов.
Формы государственного кредита:
– государственные займы;
– казначейские ссуды.
3. Финансы предприятий
ФПУО выражают денежные отношения по созданию, распределению и использованию
денежных средств, предназначенных для:
— выполнения обязательств перед финансово - банковской сферой;
— финансирования затрат по расширенному воспроизводству,
социальному обслуживанию, материальному стимулированию работающих.
Денежные отношения, составляющие основу ФПУО, можно классифицировать по
следующим видам:
Таблица 3.1
В отраслях материального производства | В отраслях нематериального производства |
1. связанные с формиро-ванием первичных дохо-дов, образованием и ис-пользованием в хозяйст-венных подразделениях материального произ-водства целевых фондов внутрихозяйственного назначения — уставного фонда, фонда развития производства, поощри-тельных фондов и пр. Одни из них использу-ются на удовлетворение производственных пот-ребностей, а другие —потребительских. | 1. отрасли или самого учреждения (организа-ции) с бюджетом. На их основе за счет бюджет-ных средств формируют-ся отраслевые денежные фонды здравоохранения, культуры, просвещения и пр. |
2. возникающие между предприятиями, если они носят распределитель-ный характер, а не обслу-живающий обмен; здесь движение финансовых ресурсов осуществляется в нефондовой форме (уплата и получение штрафов, внесение паевых взносов, инвести-рование средств в акции и облигации других предприятий и т.д.). | 2. между отраслевыми организациями управ-ления, подведомствен-ными организациями и внутри организации.Они сопровождаются исполь-зованием отраслевых денежных фондов целе-вого назначения (зар-платы, капитального ремонта и др.) в распоряжении субъектов хозяйствования. Внутри учреждений и организа-ций финансовые отноше-ния возникают по поводу формирования и исполь-зования фондов заработной платы и экономического стиму-лирования; в связи с перераспределением де-нежных средств целевого назначения. |
3. складывающиеся у предприятий со страхо-выми организациями в связи с формированием и использованием различ-ных страховых фондов. | 3. между субъектами хозяйствования разных отраслей, в том числе денежные отношения, связанные с формирова-нием и использованием внебюджетных фондов социального страхова-ния, пенсионных и пр. |
4. образующиеся между предприятием и банком в связи с получением ссуд, их погашением, уплатой процентов по ним, предоставлением банкам временно свобод-ных денежных средств за определенную плату. | 4. денежные отношения субъектов хозяйствова-ния с потребителями услуг и спонсорами. На их основе формируются финансовые источники учреждений и организа-ций непроизводственной сферы. |
5. у предприятия с государством по поводу образования и исполь-зования внебюджетных и бюджетных фондов (пла-тежи в бюджет, бюджет-ное финансирование, платежи во внебюджет-ные фонды и др.) | |
6. между предприятием и вышестоящими струк-турами управления (“вертикальная” взаимо-связь в границах внутри-отраслевого перераспре-деления финансовых ресурсов. |
ФПУО как сфера финансовой системы формирует фундамент экономики
общества, так как здесь создаются материальные и нематериальные блага.
В рамка сферы ФПУО концентрируются преобладающая часть
материальных, трудовых и финансовых ресурсов, обеспечивая тем самым процесс
расширенного воспроизводства в обществе.
В состав ФПУО входят:
I. ФКП (финансы коммерческих
предприятий) — все предприятия материального производства и часть
непроизводственной сферы, в условиях рыночной экономики осуществляющих свою
деятельность на началах коммерческого расчета.
Коммерческий расчет — метод ведения хозяйства, целью которого
является получение максимальной прибыли при минимальных затратах. Он
предполагает обязательное получение прибыли и достаточного для продолжения
хозяйствования уровня рентабельности.
Специфика коммерческого расчета:
ü субъекты хозяйствования обладают финансовой независимостью;
ü финансовые отношения предприятия свободны от мелочной регламентации
со стороны государства;
ü субъекты финансовых отношений несут реальную экономическую
ответственность за фактические результаты работы и своевременное выполнение
обязательств;
ü в условиях коммерческого расчета у предприятия складываются
различного рода взаимоотношения с банками, страховыми организациями и
государством.
II. ФНУ (финансы некоммерческих учреждений). Некоммерческая
деятельность не преследует цель получения определенных доходов. Но эти доходы
используются на развитие самого учреждения.
Источники финансовых ресурсов:
бюджетные средства;
внебюджетные государственные фонды;
средства населения;
денежные отчисления различных коммерческих структур,
поступления средств за работы и услуги, выполненные в соответствии с
договорами;
выручка от реализации продукции, включая средства от продажи
билетов на массовые мероприятия;
выручка от сдачи имущества в аренду;
доходы от подготовки кадров (переподготовку, повышение
квалификации и т.п.).
III. ФОО (финансы общественных организаций) включают в себя:
а). финансы общественных, в том числе профорганизаций;
б). финансы политических и общественных движений;
в). финансы специальных целевых фондов;
г). финансы благотворительных фондов.
Общественное объединение — добровольное формирование, возникшее в
результате свободного волеизъявления граждан, объединенных на основе общности
их интересов.
Экономическое содержание ФОО включает в себя следующие виды и группы денежных
отношений:
– денежные отношения между общественными организациями и их членами,
связанные с уплатой различного рода взносов, оказанием материальной помощи и
пр.;
– денежные отношения общественных организаций с предприятиями и учреждениями,
связанные с добровольными пожертвованиями, которые могут перечисляться в
фонды общественных организаций;
– денежные отношения общественных организаций по формированию и использованию
целевых денежных фондов;
– денежные отношения между вышестоящими о нижестоящими структурами
общественных организаций;
– денежные отношения между общественными организациями и подведомственными им
производственно - хозяйственными структурами.
Финансово - хозяйственная деятельность общественных организаций сочетает 2
способа использования финансовых ресурсов:
Ø самоокупаемость;
Ø сметное финансирование.
Список литературы
1. Албегова И.М., Емцов Р.Г. Холопов А.В.
Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку. – М.: Изд-во
"Дело и сервис", 1998. – 320
2. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и
муниципальные финансы: Учебник для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999. – 687
с.
3. Берлин С.И. Теория финансов: Учебное пособие. – М.:
Изд-во "Приор", 1999. – 256 с.
4. Сабанти Б.М. Теория финансов: Учебное пособие. – М.:
Менеджер, 1998. – 168 с. 36. Финансы: Учебник для вузов /Под ред. М.В.
Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти. – М.: Изд-во "Перспектива";
Изд-во "Юрайт", 2000. – 520 с.
5. Финансы: Учебник для вузов /Под ред. проф. Л.А.
Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999. – 527 с.