Научная Петербургская Академия

Контрольная: Сущность финансов

Контрольная: Сущность финансов

ПЛАН:

1. Сущность и функции финансов....2

2. Государственные финансы.......5

3.Финансы предприятий.........8

Список литературы...............13

1. Сущность и функции финансов

Финансы — это не деньги !

Когда финансы превращаются в прилагательное (финансовые фонды, финансовые

ресурсы и т.п.), тогда финансы становятся уже деньгами. В экономической

теории деньги нужны для процесса воспроизводства.

Существуют определенные проблемы финансовой системы:

1) плохой сбор денежных средств;

2) расходы ?! определить приоритеты в распределении средств;

3) сбалансированность бюджета.

Финансы — это система экономических (денежных) отношений, с

помощью которой создаются и расходуются фонды денежных средств.

Финансы – совокупность объективно обусловленных экономических

отношений, имеющих распределительный характер, денежную форму выражения и

материализуемых в денежных доходах и накоплениях, формируемых в руках

государства и субъектов хозяйствования для целей расширенного воспроизводства,

материального стимулирования работающих, удовлетворение социальных и других

потребностей.

Исторический характер категории означает, что

1 – до какого-то периода времени категории не было;

2 – появление;

3 – развитие;

4 – исчезновение.

Финансы - "finance" (лат.) - денежный платеж. В данном

курсе изучаются отношения, связанные с движением денежных средств.

Денежный платеж – отношения субъектов, следовательно, финансы как

экономическая категория есть совокупность отношений. Эти отношения

характеризуются определенными признаками. Отношения существуют между субъектами

воспроизводственного процесса. Они возникают на всех стадиях и уровнях жизни

общества. Именно как совокупность определенных отношений они образовывают

экономическую категорию.

Как экономическая категория финансы отличаются от других экономических

категорий своими признаками.

Общественные отношения - отношения между людьми.

Экономические отношения связаны с процессом создания и движения стоимости.

На стадиях производства и потребления движения стоимости не происходит,

поэтому они не являются местом возникновения финансов.

На третьей стадии распределительного процесса распределение приобретает

форму движения товара. Само движение товара опосредуется движением денежных

средств и стоимость не отчуждается, а меняет свою форму. На данной фазе

определяющей является экономическая категория цена и на данном этапе

происходит ценовое распределение стоимости.

На второй фазе воспроизводственного процесса происходит распределение ВОП.

Это распределение характеризуется тем, что оно приобретает форму движения

денежных средств, переходящих из одних рук в другие и здесь происходит

отчуждение стоимости в ее денежном выражении. Движение денежных средств

происходит обособленно от движения товаров. На стадии распределения

осуществляются специфические денежные отношения.

Эта специфика выражается в отношениях, выражающих одностороннее движение

стоимости. Денежные отношения получают общественные формы формирования. И тем

самым они выражаются в определенных экономических категориях:

– заработная плата;

– цена;

– кредит;

– финансы.

На третьей стадии воспроизводственного процесса денежные отношения имеют

другую специфику: встречного движения материальных и денежных форм стоимости.

Денежные отношения выражаются в разных формах расчетов: акцепт, аккредитив и

т.д., и здесь в основном функционируют две категории: деньги и цена. В

процессе переливания форм стоимости между субъектами хозяйствования

формируются финансовые ресурсы.

Необходимость финансов в условиях товарно-денежных отношений объясняется тем,

что финансы необходимы для распределения стоимости общественного продукта.

Только с помощью категории финансов осуществляется этот процесс.

Финансы занимаются распределением созданной стоимости в денежном выражении. В

зависимости от того, как мы распределим будет зависеть процесс

воспроизводства. Необходимы определенные пропорции, а главная пропорция

зависит от того как мы поделим национальный доход.

Финансы как система впервые появляется на второй стадии воспроизводства -

на стадии распределения. Распределение продукта происходит между владельцем

этого товара и тем, кто его произвел.

СОП (совокупный общественный продукт) = C + V + M

C — основной капитал

V — зарплата

M — прибыль

ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ:

ü распределительная (распределяет созданный продукт; с помощью этой

функции создаются фонды);

ü перераспределительная (перераспределение созданного продукта,

т.е. вторичное распределение между членами общества);

ü регулирующая (финансы могут как стимулировать производство.

так и угнетать его);

контрольная (благодаря финансам общество имеет возможность

наблюдать все финансовые потоки в государстве для того, чтобы вовремя

повлиять на тот или иной товары).

Другая трактовка (по учебнику Родионовой) заключается в

том, что функции финансов следующие: распределительная и

контрольная, а остальные являются производными от распределительной функцию.

Распределительная функция.

Стадия распределения начинается с распределения новой стоимости и заканчивается

формированием первичных доходов (заработная плата, прибыль). Стадия

перераспределения – многоступенчатый этап, на котором формируется

общегосударственные фонды: госбюджет, внебюджетные фонды, страховые, банковские

фонды и фонды предприятий. Распределительная функция

- объективное свойство категории финансов осуществлять распределение стоимости

созданного продукта в денежном выражении.

Перераспределительная стадия отличается от распределительной тем, что на

этой стадии перераспределяются ранее созданные доходы.

Контрольная функция.

Осуществлением соблюдения пропорций в распределительном процессе занимается

контрольная функция финансов. Пропорции для разных отраслей различны и

складываются при разных условиях и, следовательно, они объективны. Объектом

контроля выступает распределительный процесс. Главной же контролируемой

пропорцией является пропорция между фондами накопления и потребления.

В связи с развитием рыночных отношений кроме бюджетных отношений появились

внебюджетные. Часть средств на проведение социально - культурных мероприятий

идет через внебюджетные фонды. Таким образом, считается, что мы сокращаем

бюджет, но при этом увеличивается нагрузка на предприятия, которые производят

отчисления.

Появились новые моменты в теории финансов. Одним из них является

стимулирующая функция финансов.

Признаки финансов:

1). Финансы носят денежный характер, однако бывают ситуации, когда в

финансовой системе вращаются и натуральные товары.

2). Финансовые отношения носят распределительный характер.

3). Финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных доходов и

накоплений, которые принимают форму финансовых ресурсов.

Финансовый источник > финансовые ресурсы > финансовые фонды.

2. Государственные финансы

Государственные финансы — денежные отношения по поводу

распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части

национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в

распоряжении государства и его предприятий и использованием государственных

средств на затраты по расширению производства, удовлетворение социально –

культурных потребностей общества, нужд обороны и управления.

Государственные финансы включают в себя:

1). Бюджет – экономическая категория, представленная денежными отношениями,

возникающими у государства с юридическими и физическими лицами по поводу

перераспределения национального дохода в связи с образованием и

использованием бюджетного фонда страны, предназначенного на финансирование

народного хозяйства, социально – культурных нужд, нужд обороны и

государственного управления.

2). Внебюджетные фонды — специфическая форма перераспределения и

использования финансовых ресурсов, привлекаемых для финансирования некоторых

общественных потребностей и комплексно используемых на основе организационной

самостоятельности фондов.

Источники формирования

а). специальные целевые налоги, займы и доходы от проведения денежно вещевых

лотерей;

б). субсидии из бюджета;

в). дополнительные доходы и сэкономленные финансовые ресурсы

г). добровольные взносы и пожертвования.

Внебюджетные фонды гарантируют целевое использование ресурсов в полном объеме

их поступления и своевременное финансирование важнейших социальных

мероприятий; они выполняют роль финансового резерва, к которому прибегают

государственные власти в случае финансовых затруднений.

3). Государственный кредит — денежные отношения, возникающие у государства с

юридическими и физическими лицами в связи с мобилизацией временно свободных

денежных средств в распоряжение органов государственной власти и их

использование на финансирование государственных расходов.

Формы государственного кредита:

– государственные займы;

– казначейские ссуды.

3. Финансы предприятий

ФПУО выражают денежные отношения по созданию, распределению и использованию

денежных средств, предназначенных для:

— выполнения обязательств перед финансово - банковской сферой;

— финансирования затрат по расширенному воспроизводству,

социальному обслуживанию, материальному стимулированию работающих.

Денежные отношения, составляющие основу ФПУО, можно классифицировать по

следующим видам:

Таблица 3.1

В отраслях материального производства

В отраслях нематериального производства

1. связанные с формиро-ванием первичных дохо-дов, образованием и ис-пользованием в хозяйст-венных подразделениях материального произ-водства целевых фондов внутрихозяйственного назначения — уставного ­­­фонда, фонда развития производства, поощри-тельных фондов и пр. Одни из них использу-ются на удовлетворение производственных пот-ребностей, а другие —потребительских.1. отрасли или самого учреждения (организа-ции) с бюджетом. На их основе за счет бюджет-ных средств формируют-ся отраслевые денежные фонды здравоохранения, культуры, просвещения и пр.
2. возникающие между предприятиями, если они носят распределитель-ный характер, а не обслу-живающий обмен; здесь движение финансовых ресурсов осуществляется в нефондовой форме (уплата и получение штрафов, внесение паевых взносов, инвести-рование средств в акции и облигации других предприятий и т.д.).2. между отраслевыми организациями управ-ления, подведомствен-ными организациями и внутри организации.Они сопровождаются исполь-зованием отраслевых денежных фондов целе-вого назначения (зар-платы, капитального ремонта и др.) в распоряжении субъектов хозяйствования. Внутри учреждений и организа-ций финансовые отноше-ния возникают по поводу формирования и исполь-зования фондов заработной платы и экономического стиму-лирования; в связи с перераспределением де-нежных средств целевого назначения.
3. складывающиеся у предприятий со страхо-выми организациями в связи с формированием и использованием различ-ных страховых фондов.3. между субъектами хозяйствования разных отраслей, в том числе денежные отношения, связанные с формирова-нием и использованием внебюджетных фондов социального страхова-ния, пенсионных и пр.
4. образующиеся между предприятием и банком в связи с получением ссуд, их погашением, уплатой процентов по ним, предоставлением банкам временно свобод-ных денежных средств за определенную плату.4. денежные отношения субъектов хозяйствова-ния с потребителями услуг и спонсорами. На их основе формируются финансовые источники учреждений и организа-ций непроизводственной сферы.
5. у предприятия с государством по поводу образования и исполь-зования внебюджетных и бюджетных фондов (пла-тежи в бюджет, бюджет-ное финансирование, платежи во внебюджет-ные фонды и др.)
6. между предприятием и вышестоящими струк-турами управления (“вертикальная” взаимо-связь в границах внутри-отраслевого перераспре-деления финансовых ресурсов.

ФПУО как сфера финансовой системы формирует фундамент экономики

общества, так как здесь создаются материальные и нематериальные блага.

В рамка сферы ФПУО концентрируются преобладающая часть

материальных, трудовых и финансовых ресурсов, обеспечивая тем самым процесс

расширенного воспроизводства в обществе.

В состав ФПУО входят:

I. ФКП (финансы коммерческих

предприятий) — все предприятия материального производства и часть

непроизводственной сферы, в условиях рыночной экономики осуществляющих свою

деятельность на началах коммерческого расчета.

Коммерческий расчет — метод ведения хозяйства, целью которого

является получение максимальной прибыли при минимальных затратах. Он

предполагает обязательное получение прибыли и достаточного для продолжения

хозяйствования уровня рентабельности.

Специфика коммерческого расчета:

ü субъекты хозяйствования обладают финансовой независимостью;

ü финансовые отношения предприятия свободны от мелочной регламентации

со стороны государства;

ü субъекты финансовых отношений несут реальную экономическую

ответственность за фактические результаты работы и своевременное выполнение

обязательств;

ü в условиях коммерческого расчета у предприятия складываются

различного рода взаимоотношения с банками, страховыми организациями и

государством.

II. ФНУ (финансы некоммерческих учреждений). Некоммерческая

деятельность не преследует цель получения определенных доходов. Но эти доходы

используются на развитие самого учреждения.

Источники финансовых ресурсов:

бюджетные средства;

внебюджетные государственные фонды;

средства населения;

денежные отчисления различных коммерческих структур,

поступления средств за работы и услуги, выполненные в соответствии с

договорами;

выручка от реализации продукции, включая средства от продажи

билетов на массовые мероприятия;

выручка от сдачи имущества в аренду;

доходы от подготовки кадров (переподготовку, повышение

квалификации и т.п.).

III. ФОО (финансы общественных организаций) включают в себя:

а). финансы общественных, в том числе профорганизаций;

б). финансы политических и общественных движений;

в). финансы специальных целевых фондов;

г). финансы благотворительных фондов.

Общественное объединение — добровольное формирование, возникшее в

результате свободного волеизъявления граждан, объединенных на основе общности

их интересов.

Экономическое содержание ФОО включает в себя следующие виды и группы денежных

отношений:

денежные отношения между общественными организациями и их членами,

связанные с уплатой различного рода взносов, оказанием материальной помощи и

пр.;

– денежные отношения общественных организаций с предприятиями и учреждениями,

связанные с добровольными пожертвованиями, которые могут перечисляться в

фонды общественных организаций;

– денежные отношения общественных организаций по формированию и использованию

целевых денежных фондов;

– денежные отношения между вышестоящими о нижестоящими структурами

общественных организаций;

– денежные отношения между общественными организациями и подведомственными им

производственно - хозяйственными структурами.

Финансово - хозяйственная деятельность общественных организаций сочетает 2

способа использования финансовых ресурсов:

Ø самоокупаемость;

Ø сметное финансирование.

Список литературы

1. Албегова И.М., Емцов Р.Г. Холопов А.В.

Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку. – М.: Изд-во

"Дело и сервис", 1998. – 320

2. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и

муниципальные финансы: Учебник для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999. – 687

с.

3. Берлин С.И. Теория финансов: Учебное пособие. – М.:

Изд-во "Приор", 1999. – 256 с.

4. Сабанти Б.М. Теория финансов: Учебное пособие. – М.:

Менеджер, 1998. – 168 с. 36. Финансы: Учебник для вузов /Под ред. М.В.

Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти. – М.: Изд-во "Перспектива";

Изд-во "Юрайт", 2000. – 520 с.

5. Финансы: Учебник для вузов /Под ред. проф. Л.А.

Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999. – 527 с.



(C) 2009