Научная Петербургская Академия

Контрольная: Контрольная по финансам

Контрольная: Контрольная по финансам

Филиал

Киевского университета туризма, экономики и права

в г. Луганске

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по предмету «Финансы»_______________________

студента заочной формы обучения

специальность "менеджмент организаций"

ІІІ курс 21-МТЗ_______________ группа

Максимова Дмитрия Васильевича

(фамилия, имя и отчество)

Вариант № 19

г Луганск

2005 г.

Содержание:

1. Налоги и их функции. ................3

1.1 Виды налогов, их характеристика. .............4

2. Доходы местных бюджетов,

их состав, структура, динамика. .............7

3. Валютное регулирование и валютные ограничения. ....8

3.1 Регулирование величины валютного курса.

Валютная политика и валютные ограничения. .........9

4. Правовая форма регулирования

внешнеэкономической деятельности Украины. ........11

4.1 Административные методы регулирования

внешнеэкономической деятельности. .........13

Список использованной литературы. .............16

1. Налоги и их функции.

Налоги – это платежи, которые в обязательном порядке уплачивают в доход

государства юридические и физические лица – предприятия, организации,

граждане.

Платить налоги обязаны все. Однако это не значит, что те, кто их уплачивает,

получает что-либо взамен. Как правило, выплаты эти не только обязательны, но

и принудительны и безвозмездны. Но налоги необходимы, с помощью налогов

государство воздействует на многие, в том числе экономические, процессы. Они

помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, направлять

развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на

экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный

спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении. И хотя налоги

чаще вызывают возмущение, чем одобрение, без них ни современное общество, ни

правительство существовать не могут.

Общие и единые для всех правила налогообложения, стабильные в течение

длительного времени позволяют налогоплательщикам самостоятельно, с

перспективой принимать хозяйственные решения, заранее зная норму и условия

изъятия части их доходов в пользу государства.

Принципы налогообложения должны строятся на основе четырех функций:

· равномерность;

· определенность;

· удобство;

· дешевизна.

Однако следует отметить, что становление новой налоговой системы, которая

адекватно отвечала бы рыночной экономике, происходит не последовательно и

медленно. Украина в этом случае не исключение.

Общественное назначение налогов проявляется в их функциях. Их две –

«фискальная» и «экономическая».

Фискальная состоит в формировании денежных доходов государства. Деньги нужны

ему на содержание государственного аппарата, армии, развитие науки и техники,

поддержку детей, пожилых и больных людей. Из собранных в виде налогов средств

государство покрывает расходы на образование, строит школы, высшие учебные

заведения, детские дома, платит зарплату преподавателям и стипендии

студентам. Часть средств идет на здравоохранение: защиту здоровья матери и

ребенка, содержание поликлиник, больниц и т.д. Из этого же источника идут

деньги на строительство государственных предприятий, дорог, защиту окружающей

среды.

Экономическая функция налогов состоит в воздействии через налоги на

общественное воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике страны, а также

социально-экономические процессы в обществе. Налоги в этой функции могут

играть поощрительную (стимулирующую), ограничительную и контролирующую роль.

Так, те предприятия, которым предоставлены налоговые льготы, растут и

развиваются быстрее других. Предоставляя льготы, государство решает

серьезные, порой стратегические задачи. Например, не облагая налогом, часть

прибыли, идущей на благотворительную деятельность, государство привлекает

предприятие к решению социальных проблем. Значительное повышение налогов

способно не только ограничить, но и сделать бессмысленной предпринимательскую

деятельность. Назначая более высокие налоги на сверх прибыль, государство

контролирует движение цен на товары и услуги.

Функции налогов взаимосвязаны. Рост налоговых поступлений в бюджет, т.е.

реализация фискальной функции, создает материальную возможность для

осуществления экономической роли государства, т.е. это экономическая функция

налогов. В тоже время, достигнутое в результате экономического регулирования

ускорение развития и роста доходности производства, позволяет государству

получать больше средств. Это означает, что экономическая функция налогов

способствует осуществлению фискальной, укрепляет ее.

1.1 Виды налогов, их характеристика.

На сегодняшний день налоги весьма разнообразны по видам и образуют довольно

разветвленную совокупность.

Налоги делятся на разнообразные группы по многим признакам.

Они классифицируются:

· по характеру налогового изъятия (прямые и косвенные);

· по уровням управления (федеральные, региональные, местные,

муниципальные);

· по субъектам налогообложения (налоги с юридических и физических лиц);

· по объектам налогообложения (налоги на товары и услуги, налоги на

доходы, прибыль, прирост рыночной стоимости капиталов, налоги на недвижимость

и имущество и т.д.);

· по целевому назначению налога (общие, специальные).

Налоги бывают двух видов. Первый вид – налоги на доходы и имущество: подоходный

налог и налог на прибыль корпораций фирм; на социальное страхование и на фонд

заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные

взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая

землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и

другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их

называют прямыми налогами. Основными видами прямых налогов являются

реальные и личные налоги.

Реальные налоги взимаются с отдельных видов имущества (земли, строений)

налогоплательщика на основе перечня, учитывающего среднюю, а не действительную

доходность плательщика. В зависимости от объекта обложения к ним относится:

земельный налог, налог с владельцев строений, налог с владельцев транспортных

средств, сельскохозяйственный налог.

Личные налоги – налоги на доход или имущество физических и юридических

лиц, взимаемые с источника дохода или по декларации, при личном обложении, в

отличие от реального, объекты (доход, имущество) учитываются индивидуально для

каждого плательщика, принимается во внимание и его финансовое положение. В

зависимости от объектов обложения различают следующие виды личных налогов:

подоходный налог с населения; налог на прибыль предприятий; налог на прибыль

иностранных юридических лиц от деятельности в нашей стране; налог на доходы;

плата за трудовые ресурсы; плата за воду и другие

Второй вид – налоги на товары и услуги: налог с оборота – в большинстве

развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость. Это косвенные

налоги.

Косвенные налоги – налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки

к цене товаров, к тарифам, услугам и видам деятельности.

Косвенный налог (налог с оборота) в основном реализуется в ценах на товары

длительного пользования, предметы одежды, алкогольные напитки и табачные

изделия и фактически представляют собой налог на те группы населения, которые

больше покупают налогооблагаемые товары.

Косвенные налоги выступают в трех видах:

1. Акциз – налог с оборота, взимаемый со стоимости товаров

массового производства.

2. Налог на добавленную стоимость – является частью вновь

созданной стоимости.

3. Таможенные пошлины – косвенные налоги на импортные,

экспортные и транзитные товары, поступающие в доход бюджета государства.

В странах рыночной экономики косвенные налоги играют значительную роль в

налоговом регулировании и формировании доходов государства. Исторически

основным видом косвенных налогов был акциз. В большинстве стран четко

выделены следующие акцизные группы товаров: алкогольные напитки, табачные

изделия, бензин и другие виды нефтепродукты, легковые автомобили и

драгоценности. Дальнейшее развитие косвенного налогообложения привело к

появлению налога с оборота (универсального акциза), который в ряде стран

сформировался в налог на продажу, как правило, потребительских товаров и в

налог на добавленную стоимость, образуемый на каждой стадии производства или

обращения.

В странах ЕС широко применяется налог на добавленную стоимость, который

нормирует больше половины всех поступлений в бюджет от косвенных налогов. К

достоинствам данного вида налога относится:

· универсальность подхода к налоговой шкале, процессом исчисления и

процедурам изъятия;

· упрощение контроля над движением товаров и услуг, за издержками;

· стимулирование экспорта, поскольку вызов товаров не облагается

налогом.

В отличие от прямых, данный вид налога поступает регулярно и равномерно в

казну государства.

Анализ систем развития косвенного налогообложения в странах с рыночной

экономикой приводит к следующим выводам. В составе разнообразных видов

товаров и услуг выделяется группа акцизных товаров, а также ряд товаров

длительного пользования и роскоши. К данным товарам применяется особый

индивидуальный порядок налогообложения. Для остальных видов товаров и услуг,

прежде всего потребительского назначения, применяется налог на продажу (или с

оборота). Это позволяет, помимо извлечения дополнительных доходов,

контролировать процессы производства и реализации, тем самым, увеличивая

возможность воздействия на экономику и получения дополнительной информации о

хозяйственных процессах. Расширяется сфера использования налога на

добавленную стоимость, как универсального вида косвенного налогообложения.

Последние два вида налогов упрощают процесс распределения доходов между

различными органами власти на долевой основе и обеспечивают известный

автоматизм налоговых поступлений. Напротив индивидуальные акцизные налоги

требуют предварительного определения списка товаров и компетенции разных

уровней власти.

Государственные налоги устанавливаются и взимаются центральными органами власти.

Местные налоги устанавливаются и взимаются местными органами власти на

соответствующей территории.

Взаимоотношения между органами власти основаны на распределении компетенции в

области налогового регулирования между ними.

Общие налоги обезличены и поступают в единую кассу государства, которое и

определяет дальнейший порядок их применения, как правило, на

общегосударственные мероприятия.

Специальные (целевые) налоги используются для строго определенных функций.

Например, средства государственного страхования практически во всех

государствах используются только на социальное обеспечение (пенсии) и

социальное страхование (пособия).

Разнообразие зависит от типов (субъектов) хозяйственной деятельности и их

организации. В любом случае выделяют четыре сектора, которые различаются

между собой не только способом хозяйственной деятельности, но и особенностями

налогового регулирования:

· государственный сектор;

· коммерческий сектор;

· финансовый сектор;

· население.

Несмотря на известный исторический опыт, налоговое регулирование в нашей

стране находится пока в стадии становления, и будет наверняка претерпевать

изменение.

Поэтому представляет интерес не только его анализ, но и сравнение с общими

принципами и закономерностями налогового регулирования в странах с рыночной

экономикой.

Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело

обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в

арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от

степени эластичного спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем

менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на

потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога

перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В

долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя

перекладывается все большая часть косвенных налогов.

В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может

привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения – к

сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или

перелив капитала в другие сферы деятельности.

2. Доходы местных бюджетов, их состав, структура, динамика.

Собственные доходы не являются основными источниками формирования местных

бюджетов. В 1997 г. их удельный вес составил 23%. В состав собственных доходов

местных бюджетов входят:

Местные налоги и сборы:

· земельный налог;

· налог на имущество физических лиц;

· налог на рекламу;

· налог на наследство или дарение;

· местные лицензионные сборы.

В свою очередь, земельный налог включает: 1) земельный налог и арендную

плату за земли сельскохозяйственного назначения, включая сельскохозяйственные

угодья в составе лесного фонда; 2) земельный налог и арендную плату за земли

несельскохозяйственного назначения; 3) доходы от централизации средств

земельного налога и арендной платы за земли сельскохозяйственного назначения,

земли городов и других населенных пунктов; 4) возмещение потерь

сельскохозяйственного производства, связанных с изъятием сельскохозяйственных

угодий.

Доходы от приватизации (собственности, принадлежащей муниципальным

образованиям), в том числе:

доходы от приватизации объектов государственной и муниципальной собственности;

доходы от продажи земли;

доходы от продажи квартир гражданам.

Средства обязательного медицинского страхования, средства внебюджетных и

отраслевых фондов.

Местные органы власти заинтересованы в собственных источниках доходов. Они

позволяют шире проявлять хозяйственную инициативу, добиваться увеличения

платежей в бюджет.

Постоянно увеличивающиеся расходы местных бюджетов при недостаточном росте

объема собственных доходов вызывали необходимость наделения средствами этих

бюджетов. Это осуществлялось главным образом за счет регулирующих источников,

т.е. средств, поступивших из источников вышестоящих бюджетов.

В число главных регулирующих доходов местных бюджетов входят отчисления:

· от налога на добавленную стоимость;

· от акцизов;

· от налога на прибыль (доход)

предприятий;

· от подоходного налога с

физических лиц.

Нормативы отчислений регулирующих доходов утверждаются вышестоящими

территориальными органами власти в зависимости от общей суммы расходов

местного бюджета и объема его собственных доходов.

Развитие экономического потенциала страны, увеличение населения, расширение

процесса урбанизации являются основными факторами увеличения числа и объема

местных бюджетов.

Рост местных бюджетов непосредственно связан с процессом урбанизации,

следовательно, расширением социальной инфраструктуры. В общем объеме местных

бюджетов постоянно увеличивается удельный вес городских и поселковых

бюджетов.

Рост городских поселений, увеличение числа городских жителей, рост крупных

городов, где бюджетные расходы на одного жителя в пять-семь раз выше, чем в

малых городах, влекут за собой увеличение расходов городских бюджетов, темпы

роста которых, опережают темпы роста звеньев местных бюджетов.

3. Валютное регулирование и валютные ограничения.

Валютное регулирование – неотъемлемая часть экономической политики стран

с неконвертируемой и частично конвертируемой валютой. Конечная его цель состоит

в достижении полной конвертируемости национальной валюты. Переход к

конвертируемости предполагает длительный процесс доведения базовых

характеристик экономики, по крайней мере, до среднеевропейского уровня.

Достижение определенного уровня конвертируемости отнюдь не означает

приобретения этого качества навечно, а лишь формирует требования к

экономической эффективности и динамике развития. В конечном счете,

конвертируемость национальной валюты и ее обменный курс только отражают уровень

развития и стабильность национальной экономики. В случае несоответствия уровня

развития экономики и степени конвертируемости неизбежны негативные последствия

в виде финансовых кризисов, девальваций и программ стабилизации. Последнее

утверждение относится и к наиболее развитым и мощным экономикам.

3.1 Регулирование величины валютного курса.

Валютная политика и валютные ограничения.

Существует рыночное и государственное регулирование величины валютного курса.

Рыночное регулирование, основанное на конкуренции и действии законов стоимости,

а также спроса и предложения, осуществляется стихийно. Государственное

регулирование направлено на преодоление негативных последствий рыночного

регулирования валютных отношений и на достижение устойчивого экономического

роста, равновесия платежного баланса, снижения роста безработицы и инфляции в

стране. Оно осуществляется с помощью валютной политики - комплекса

мероприятий в сфере международных валютных отношений, реализуемых в

соответствии с текущими и стратегическими целями страны. Юридически валютная

политика оформляется валютным законодательством и валютными соглашениями между

государствами.

К мерам государственного воздействия на величину валютного курса относятся:

А) валютные интервенции;

Б) дисконтная политика;

В) протекционистские меры.

Важнейшим инструментом валютной политики государств являются валютные

интервенции - операции центральных банков на валютных рынках по

купле-продаже национальной денежной единицы против ведущих иностранных валют.

Цель валютных интервенций - изменение уровня соответствующего валютного

курса, баланса активов и пассивов по разным валютам или ожиданий участников

валютного рынка. Действие механизма валютных интервенций аналогично проведению

товарных интервенций. Для того чтобы повысить курс национальной валюты,

центральный банк должен продавать иностранные валюты, скупая национальную. Тем

самым уменьшается спрос на иностранную валюту, а, следовательно, увеличивается

курс национальной валюты. Для того чтобы понизить курс национальной валюты,

центральный банк продает национальную валюту, скупая иностранную. Это приводит

к повышению курса иностранной валюты и снижению курса национальной валюты.

Для интервенций, как правило, используются официальные валютные резервы, и

изменение их уровня может служить показателем масштабов государственного

вмешательства в процесс формирования валютных курсов.

Официальные интервенции могут проводиться разными методами - на биржах

(публично) или на межбанковском рынке (конфиденциально), через брокеров или

непосредственно через операции с банками, на срок или с немедленным

исполнением.

Кроме того, официальные валютные интервенции подразделяются на «стерилизованные»

и «нестерилизованные». «Стерилизованными» называют интервенции, в ходе

которых изменение официальных иностранных нетто-активов компенсируется

соответствующими изменениями внутренних активов, т.е. практически отсутствует

воздействие на величину официальной «денежной базы». Если же изменение

официальных валютных резервов в ходе интервенции ведет к изменению денежной

базы, то интервенция является «нестерилизованной».

Для того чтобы валютные интервенции привели к желаемым результатам по

изменению национального валютного курса в долгосрочной перспективе,

необходимо:

1. Наличие необходимого количества резервов в центральном банке для

проведения валютных интервенций;

1. Доверие участников рынка к долгосрочной политике центрального рынка

2. Изменение фундаментальных экономических показателей, таких как темп

экономического роста, темп инфляции, темп изменения увеличения денежной массы

и др.

Дисконтная политика - это изменение центральным банком учетной ставки, в

том числе с целью регулирования величины валютного курса путем воздействия на

стоимость кредита на внутреннем рынке и тем самым на международное движение

капитала. В последние десятилетия ее значение для регулирования валютного курса

постепенно уменьшается.

Протекционистские меры - это меры, направленные на защиту собственной

экономики, в данном случае национальной валюты. К ним относятся, в первую

очередь, валютные ограничения.

Валютные ограничения - законодательное или административное запрещение

или регламентация операций резидентов и нерезидентов с валютой или другими

валютными ценностями. Видами валютных ограничений являются следующие:

1. Валютная блокада;

2. Запрет на свободную куплю-продажу иностранной валюты;

3. Регулирование международных платежей, движения капиталов, репатриации

прибыли, движения золота и ценных бумаг;

4. Концентрация в руках государства иностранной валюты и других валютных

ценностей.

Государство достаточно часто манипулирует величиной валютного курса с целью

изменения условий внешней торговли страны, используя такие методы валютного

регулирования, как двойной валютный рынок, девальвация и ревальвация.

4. Правовая форма регулирования внешнеэкономической деятельности Украины.

Большое внимание управлению и регулированию внешнеэкономических связей

уделяют: правительственные органы, государственный аппарат, негосударственные

отечественные и международные организации.

Энергичному и быстрому воздействию на регулирование различных форм ВЭД

способствуют указы Президента. Высшими органами, осуществляющими

государственное регулирование ВЭД, являются Совет Федерации и Государственная

Дума, которые вправе принимать, изменять, отменять законы, регулирующие

внешнюю торговлю, совместное предпринимательство и другие формы

внешнеэкономического сотрудничества и взаимодействия.

Общее руководство внешнеэкономической деятельностью осуществляет

Правительство на основе принятия нормативных актов управления по вопросам

ВЭД, координации деятельности министерств и ведомств в сфере ВЭД, проведения

переговоров и заключения межправительственных договоров.

На Министерство торговли возложены такие регулирующие функции:

n выработка стратегии внешнеэкономической политики и обеспечение ее

проведения всеми субъектами ВЭД на основе координации их действий в

соответствии с международными договорами ;

n разработка единой валютной, кредитной, ценовой политики;

n осуществление контроля за соблюдением всеми субъектами ВЭД законов и

условий международных договоров;

n сотрудничество с различными международными и межправительственными

комиссиями по вопросам развития и регулирования ВЭД;

n подготовка и заключение внешнеторговых договоров и соглашений с разными

странами;

n координация и согласование внешнеэкономической деятельности с

Министерством экономики, Министерством финансов и другими министерствами и

ведомствами;

n осуществление мер нетарифного регулирования ВЭД.

Важная роль в регулировании ВЭД принадлежит Центральному банку , который

заключает межбанковские соглашения, представляет интересы государства в

отношениях с национальными или центральными банками других государств,

международными банками и другими финансово-кредитными учреждениями. К

основным функциям Центробанка относятся: проведение всех видов валютных

операций, разработка сферы и системы обращения в стране иностранной валюты и

ценных бумаг, издание нормативных актов, регулирование курса, выдача лицензий

банкам на осуществление валютных операций.

Из негосударственных организаций наибольшее воздействие на развитие и

осуществление ВЭД оказывают торгово-промышленные палаты.

Торгово-промышленная палата является негосударственной некоммерческой

общественной организацией, объединяющей предприятия и предпринимателей, она

является юридическим лицом, она создается в целях содействия развитию экономики

страны, ее интегрированию в мировую хозяйственную систему, формированию

современно промышленной и торговой инфраструктуры; всемирному развитию всех

видов предпринимательства, торговых и научно-технических связей с зарубежными

странами.

Торгово-промышленные палаты выполняют следующие задачи:

¨ оказание помощи предпринимателям и предприятиям,

¨ организация взаимодействия между субъектами предпринимательской

деятельности и с государством,

¨ содействие развитию системы образования и подготовки кадров для

предпринимательской деятельности,

¨ оказание предпринимателям, их объединениям, союзам, ассоциациям

информационных услуг,

¨ содействие развитию экспорта товаров и услуг, оказание технической

помощи субъектам предпринимательской деятельности в проведении операций на

внешнем рынке,

¨ принятие мер к недопущению и пересечению недобросовестной конкуренции,

неделового партнерства,

¨ содействие регулированию споров, возникающих между предприятиями,

предпринимателями,

¨ предоставление услуг для осуществления коммерческой деятельности

иностранных фирм и организаций.

Активное воздействие на регулирование ВЭД оказывают созданные при ТПП

Международный коммерческий арбитражный суд (МАКС), Третейский суд, Морская

арбитражная комиссия, Ассоциация диспашеров. Международный коммерческий

арбитражный суд рассматривает и выносит решения по спорам, возникающим при

осуществлении внешней торговли, а так же экономических, научных, технических

отношений между фирмами, организациями разных стран. Морская арбитражная

комиссия занята регулированием конфликтов, возникающих из отношений по

фрахтованию судов, морскому страхованию, спасению получивших повреждение судов.

Ассоциация диспашеров определяет размеры общей аварии при кораблекрушениях

или происшествиях на море.

За рубежом также производится регулирование ВЭД на государственном уровне, на

уровне предприятий и, что особенно важно, большие успехи достигнуты и на

межгосударственном уровне, в странах Европейского сообщества. Прежде всего,

это относится к инвестиционной политике и таможенной деятельности. В этих

странах выработан довольно жесткий подход к поставкам сырья и, наоборот,

либеральный, стимулирующий подход к готовой продукции.

При осуществлении ВЭД необходимо учитывать внешнеэкономическую политику

различных государств, под влиянием которой формируются основные направления,

регулирующие отношения с другими странами.

В странах с развитой рыночной экономикой отсутствует государственная

монополия на внешнюю торговлю, тем не менее, высшие государственные

законодательные органы (парламенты, национальные собрания, конгрессы)

определяют внешнеэкономическую политику стран, издают законы регулирующие

торговлю, ратифицируют государственные договоры.

Правительственные органы занимаются регулированием и реализацией ВЭД. В

настоящее время в мире создано большое число международных организаций,

осуществляющих регулирование разнообразных аспектов взаимодействия участников

ВЭД из разных стран. При этом важно учесть, что большинство стран мира

используют в своей практике основные правила, положения, различные нормативы

и регламенты, выработанные этими международными организациями с целью

развития международного экономического сотрудничества.

4.1 Административные методы регулирования внешнеэкономической деятельности.

С целью регулирования ВЭД органы государственного управления издают акты

правового регулирования взаимоотношений контрагентов, акционерные

законодательства, таможенные кодексы, постановления, обязывающие импортеров и

экспортеров на основе их исполнения соблюдать интересы государств,

взаимодействующих на внешнем рынке.

Международные торговые договоры. Они определяют общие пути развития

экономических отношений между государствами, устанавливают

торгово-экономический, политический режим взаимодействия, предусматривают

условия взаимных расчетов, сроки сотрудничества и т. д. В договорах могут быть

зафиксированы долгосрочные соглашения -5 -10 лет и более - о торговле и других

формах взаимодействия. А также практикуется заключение ежегодных протоколов о

взаимных поставках товаров. Соглашения и протоколы, дополняя друг друга,

способствуют развитию устойчивого взаимовыгодного сотрудничества.

Наилучшие условия для развития ВЭД обеспечиваются в тех случаях, когда страны

предоставляют друг другу режим наиболее благоприятствуемой нации. При этом

режиме хозяйствующие субъекты договорившихся сторон используются таможенными,

налоговыми и другими привилегиями в стране партнера.

Таможенные формальности. В их основе лежит таможенный кодекс,

утверждаемый законодательным органом. Таможенный кодекс создается в

соответствии с таможенной политикой государства. Он определяет общие задачи и

функции таможенных органов, порядок разработки, утверждения и использования

тарифов, условия освобождения от уплаты пошлин, санкции за нарушение таможенных

правил, порядок рассмотрения жалоб. Таможенные формальности являются одним из

самых эффективных методов регулирования ВЭД.

Контингентирование и лицензирование. Контингентирование экспорта и

импорта - это количественные или стоимостные ограничения экспорта и импорта,

вводимые на определенный срок по отдельным товарам и услугам, странам и группам

стран.

Лицензирование - это система письменных разрешений выдаваемых

государственными органами на экспорт и импорт товаров. Лицензирование

применяется на определенные периоды времени по отдельным товарам, включенным в

перечень продукции общегосударственного назначения. Генеральные лицензии сроком

до одного года получают специализированные внешнеэкономические организации в

соответствии с государственными экспортно-импортными заданиями. Разовые

лицензии выдаются по каждой отдельной сделке на срок, необходимый для ее

реализации, но не более чем на один год.

Контингентирование осуществляется установлением режима выдачи индивидуальных

лицензий, при этом общий объем экспорта (импорта) по этим лицензиям не должен

превышать объема установленной квоты. Используются следующие виды экспортных

(импортных) квот (контингентов): глобальные, групповые, индивидуальные. По

каждому виду товара устанавливается лишь один вид квоты.

Антидемпинговые процедуры. Они представляют собой судебные и

административные разбирательства претензий, которые предъявляют национальные

предприниматели против иностранных поставщиков, обвиняя их в продаже товаров по

заниженным ценам, которые могут нанести ущерб местным производителям

аналогичной продукции. Органы власти, суды обязаны приостановить движение

товара, обвиненного в демпинге, и разобраться по существу претензий.

Ценовые преференции. Их устанавливают в законодательном порядке некоторые

страны путем определения минимальной разницы в ценах, по которым товары и

услуги импортера должны быть ниже цен национальных производителей. Например,

энергетические компании США имеют право размещать заказы на импортное

оборудование только в том случае, если цены на него будут ниже цен американских

производителей как минимум на 6%.

Технические процедуры. Они устанавливаются в законодательном порядке

государственными организациями и представляют собой комплекс мероприятий по

поверке соответствия импортируемой продукции требованиям международных и

национальных стандартов, отраслевых норм и технических предписаний.

Одним из видов технических барьеров является требование сертификации

продукции, товаров, ввозимых в страну. Для чего их подвергают испытаниям в

специализированных лабораториях на соответствие их свойств требованиям

стандартов по техническим, санитарным, технологическим, традиционным

показателям.

Данная процедура может серьезно осложнить сбыт ряда товаров, если

заблаговременно не осуществить их сертификацию.

Импортные процедуры. Представляют собой правила проведения импортных

операций при государственных закупках. Во многих странах в этих случаях

покупатель должен провести международные торги с целью выяснения наиболее

выгодного продавца. Иногда покупателю выдают лицензию только в том случае, если

он выполнил требования по осуществлению встречных экспортных операций.

Оперативное регулирование ВЭД. Правительство, Министерство внешних

экономических связей, Государственный таможенный комитет могут приостановить

операции участников ВЭД в случае постановки недоброкачественной продукции и

товаров, невыполнения обязательных экспортных поставок при одновременном

экспорте аналогичных товаров в других формах, экспорта по необоснованно низким

ценам или импорта по завышенным ценам, сообщения ложной информации в рекламе,

таможенной, валютно-финансовой и регистрационной документации. Приостановка

внешнеэкономических операций применяется как к отечественным субъектам ВЭД, так

и к зарубежным, допустившим нарушения законодательства.

Список использованной литературы:

1 Закон Украины «О системе налогообложения» от 25 июня 1991 года №

1251-ХII с изменениями и дополнениями, внесенными Законами Украины от 13

марта 1992 года № 2199-XII, от 5 мая 1993 года № 3180-XII, от 2 февраля 1994

года № 3904-XII, от 22 марта 1996 года № 96/96-ВР, от 18 февраля 1997 года №

77/97-ВР, от 19 апреля 1997 года № 221/97-ВР, от 15 января 1998 года № 19/98-

ВР, от 5 марта 1998 года № 1999/98-ВР, от 1 декабря 1998 года № 285-XIV, от

17 декабря 1998 года № 320-XIV, от 22 декабря 1998 года №333-XIV, от 9

апреля 1999 года № 588-XIV.

2 Курс экономики : [ Учебник ] – 2-е изд. , доп. / Под ред. Б. А.

Райзберга. –М. : ИНФРА – М, 1999. – 716 С.

3 Современная экономика : [ Учебник ] / Под ред. Мамедова О. Ю. , д.

э. н. – Ростов – на – Дону : « Феникс « , 1996. – 608 С.

4 Журавская И. , Шинкоренко Д. . Украинская система налогообложения :

настоящее и будущее // Бизнес – 2000. - № 37 (400) / Бухгалтерия – С. 6-19.

5 Емельяненко В. Налоговый кодекс // Бизнес – 2000 №38(401) –с.70



(C) 2009