Научная Петербургская Академия

Доклад: Социалистические преобразования в области финансов

Доклад: Социалистические преобразования в области финансов

После заключения в 1918 г Брестского мира в работе «Очередные задачи

Советской власти» и в ряде других статей и выступлений В. И. Ленин наме­тил

план приступа к социалистическому строительству, опреде­лил конкретные формы

этого строительства.

Крупнейшее значение для реализации намеченного плана в области учета,

контроля и методов социалистического хозяй­ствования придавалось финансовым

вопросам. По предложе­нию В. И. Ленина в апреле 1018 г. Всероссийский

Централь­ный Исполнительный Комитет образовал специальную комис­сию по

разработке основных направлений финансовой поли­тики.

Одна из важных политических и экономических задач пар­тии и государства

состояла в том, чтобы укрепить союз рабочего класса с крестьянством.

Выполнить эту задачу возможно было через рынок, торговлю, используя денежное

хозяйство и осу­ществляя справедливую налоговую политику. Для этого

необ­ходимо было прежде всего укрепить советскую валюту.

Для обеспечения устойчивой валюты требовалось развивать товарооборот, усилить

налоговое обложение капиталистических элементов, укрепить финансовое

хозяйство страны, добиться регулярного поступления доходов, ликвидировать

дефицит­ность бюджета.

Это и определило остроту поставленного В. И. Лениным вопроса о проведении

денежной реформы. Проект проведения денежной реформы был направлен, с одной

стороны, против буржуазии, спекулянтов и кулаков, а с другой — преследовал

цель использовать деньги в качестве орудия социалистического строительства.

В органическую связь с планом финансовых мероприятий В. И. Ленин ставил

вопрос о введении трудовой повинности.

Важнейшая часть ленинской программы социалистического строительства —

требование строгой централизации экономиче­ской и финансовой деятельности

государства с тем, чтобы внед­рить плановое начало в формирование

общегосударственных до­ходов, установить жесткий финансовый контроль и

финансовую дисциплину. Такая централизация в сочетании с инициативой мест была

призвана способствовать быстрейшему переходу от контрибуций к регулярному

взиманию налогов.

На Всероссийском съезде представителей финансовых отде­лов Советов в мае 1918

г. В. И. Ленин указал на необходимость подоходно-поимущественного налога с

высокой прогрессией и частыми сроками взимания для того, чтобы

регулировать доходы и накопления буржуазии. Вместе с тем партия требовала не

ослаблять внимания по взысканию старых налогов (про­мысловый, акциз на предметы

роскоши и т. д.), усиливать диф­ференциацию их ставок.

Большое значение для оздоровления хозяйства имели меро­приятия в области

налаживания товарооборота, снабжения го­родов, Красной Армии и деревенской

бедноты продовольствием, а также борьба со спекуляцией. С этой целью в

распоряжение Наркомпрода были переданы соответствующие товарные фонды для

обмена на хлеб и другие продукты питания.

Вследствие тяжелого хозяйственного положении страны, острой нехватки

продовольствия в условиях непрекращающегося обесценения валюты возникла

необходимость применить нату­ральный налог, вся тяжесть которого падала бы на

кулачество. Такой налог должен был способствовать удовлетворению

по­требностей Советского государства в продовольствии, увеличить бюджетные

ресурсы и вместе с тем ограничить спекулятивные доходы кулачества.

В августе 1918 г. в «Тезисах то (Продовольственному вопросу» В. И. Ленин

писал:«Установить налог натурой, хлебом, с богатых крестьян, счи­тая

богатыми таких, у которых количество хлеба (включая но­вый урожай) превышает

вдвое и более чем вдвое собственное потребление (считая прокорм семьи, скота,

обсеменение). Назвать подоходным и поимущественным налогом и сделать

его прогрессивным»

Однако основным источником доходов Советского государ­ства должны были

стать накопления социалистической промыш­ленности. В ленинском плане

приступа к социалистическому строительству особое внимание уделялось

вопросам развертывания промышленного производства

Несмотря на большие трудности, к весне 1918 г. демобилизация и переход

промышленности на производство гражданской продукции были завершены. Это

сыграло важную роль в борьбе с разрухой, за рост общественного производства и

подъем про­изводительности труда.

Кроме предприятий бывшего военного ведомства, в распоряжении Советского

государства оказалось и много национализи­рованных предприятий различных

отраслей хозяйства, число которых непрерывно росло.

Предприятия полу­чали средства на осуществление своей деятельности как в

по­рядке безвозвратного финансирования, так и путем кредитова­ния. Полученные

ссуды из банка национализированные пред­приятия погашали за счет выручки от

реализации продукции. Наличными средствами, которые находились па текущих

сче­тах, распоряжались сами предприятия. Финансирование же производилось на

сумму разницы между доходами и расходами. Такой Порядок по существу представлял

собой начальную форму хозяйственного расчета и свидетельствовал о

возникно­вении новых форм организации и планирования общественного

производства

В это время в сельском хозяйстве возникают первые совхозы. Эти

государственные сельскохозяйственные предприятия должны были не только

увеличить продовольственные ресурсы страны, но и показать крестьянству

преимущества крупного социалисти­ческого сельского хозяйства. Их

финансирование проходило по смете Наркомзема

Ленинский план финансовых мероприятий как важнейшая часть общей экономической

программы сочетался с рядом конкретных организационных мер, направленных на

слом старого и создание нового, советского финансового аппа­рата. Вместо

казенных палат и акцизных управлений были ор­ганизованы финансовые отделы при

губернских и уездных Со­ветах, которые занимались взысканием налогов и сборов

и рас­пределением средств на местные нужды под руководством Наркомфина.

Финансовая политика в переходный период была направлена на экспроприацию

буржуазии, на установление социалистиче­ских принципов производства и

распределения. Вместе с тем финансовая политика имела целью обеспечить

ресурсами обще­государственные и местные нужды, исходя из единства

государ­ственного бюджета РСФСР. Система местных бюджетов должна была

учитывать экономические и национальные особен­ности отдельных районов РСФСР в

целях удовлетворения за­просов широчайших масс трудящихся.

Поскольку промышленная продукция государственных пред­приятий поступала в

распоряжение ВСНХ и распределялась им внерыночным путем, сметно-бюджетное

финансирование пред­приятий и организаций стало основным методом

взаимоотно­шений промышленности с государством. Для хозрасчетных от­ношений в

тот период не существовало экономических предпо­сылок.

В условиях недостатка товаров и обесценения денег непре­рывно падала роль

денежной заработной платы и повышался удельный вес натуральной оплаты труда.

В 1920 г. рабочие, служащие и их семьи были освобождены от квартирной платы и

оплаты коммунальных услуг. Происходила натурализация хозяйственных отношений.

'"Как уже отмечалось, в октябре 1918 г. правительство издало декрет о

введении натурального налога в виде отчисления госу­дарству части продуктов

сельского хозяйства. Налог, рассчи­танный на изъятие излишков у деревенской

буржуазии, не за­девал интересов тех трудовых крестьянских хозяйств, которые

уже сдали излишки своей продукции государственным загото­вительным органам.

Но обстановка того времени в деревне, а также недостаточная подготовленность

государственного финан­сового аппарата не дали возможности широко применить

нату­ральный налог. Поэтому была введена продразверстка.

Продразверстка, установленная декретом от 11 января 1919 г., означала

обязательную сдачу крестьянством всех излишков продовольствия и фуража в

соответствии с планом, который устанавливался центром для каждой

административно-территориальной единицы.

Продовольствие по продразверстке оплачивалось по твердым ценам

обесценивавшимися бумажными деньгами, которые фак­тически служили

свидетельством о ссуде.

Для дальнейшего сокращения государственных расходов, ликвидации параллелизма

в работе Народного банка, Наркомфина и сберкасс необходимо было создать

единый расчетно-кассовый аппарат. В течение 1919 г. проводится слияние

госу­дарственного казначейства с учреждениями Народного банка а в дальнейшем

происходит объединение сберкасс с Народным банком. Натурализация

хозяйственных отношений обусловила ликвидацию системы государственного

страхования. Устанавли­вается бесплатная государственная помощь (как правило,

в натуре) трудовым хозяйствам в случае стихийных бедствий.

В результате вся система управления финансами была уни­фицирована, что

одновременно явилось результатом снижения роли и значения денег и финансово-

кредитной системы. Все рас­четы между государственными предприятиями

производились безналичным путем, посредством бухгалтерских записей. Деньги,

таким образом, использовались только как средство учета, как форма проверки

деятельности предприятий. В то же время потребность в деньгах полностью не

могла отпасть, так как Наркомпрод оплачивал по установленным государственным

це­нам поступавшую в его распоряжение от ВСНХ продукцию на­ционализированной

промышленности, а также продовольствие, заготовляемое у крестьян.

Тяжелое экономическое положение страны отразилось на бюджете Советского

государства. За 1918—1919 гг. было состав­лено четыре бюджета (полугодовых)

В этот период начал осуществляться ленинский план элек­трификации страны, что

определило крупные ассигнования бюд­жетных средств на строительство

электростанций. Значитель­ные средства направлялись на строительство

совхозов, на выдачу пособий и ссуд крестьянству, на мероприятия по подъему их

хозяйства, на развитие школьной и вузовской сети, на оказание бесплатной мед

помощи населению и т.п.

Т.о. с середины 1918 г можно говорить об оформлении политики «военного

коммунизма», которая включала в себя такие элементы направления, как:

- создание системы чрезвычайных органов , подчиненных нуждам войны;

- национализацию промышленности , в том числе средней и мелкой;

- хлебную монополию и продразверстку (с ян­варя 1919 года);

- натурализацию экономических отношений, ого­сударствление средств на

транспорте, запреще­ние частной торговли;

- государственное централизованное распределе­ние и обеспечение населения на

минимальном уровне предметами потребления путем пайков и карточек по

классовому принципу;

- фактическое прикрепление рабочих к предпри­ятиям, введение всеобщей

трудовой повиннос­ти и мобилизации труда;

- запрещение аренды земли и применения на­емного труда в сельском хозяйстве;

Не все перечисленные меры удалось реализо­вать полностью. В ответ на

ликвидацию свободной торговли и удушение товарно-денежных отноше­ний

восторжествовала стихия «черного рынка» и железнодорожного мешочничества.

Экономическую политику периода «военного коммунизма» нельзя

рассматривать как нечто целое и законченное. Она представляла собой набор

вынужденных и поспешных мер, вызванных чрезвычайными обстоятельствами.

Источники:

1. Аллахвердян Д.А. «Финансы СССР» с.58-68

2. Журнал «Финансы и кредит» №7 2002г. с. 52

Ростовский Государственный Экономический Университет

«РИНХ»

Доклад по дисциплине «Финансы» на тему:

«Социалистические преобразования в области финансов»

Выполнил: Демиденко О.С.

Группа: 531

Проверил: Иванова О.Б.

Ростов-на-Дону

2004



(C) 2009