Научная Петербургская Академия

Доклад: Налоги

Доклад: Налоги

Налог - обязат., инд-но безвозмездный платеж, взимаемый с орг-й и физ.

лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хоз. ведения /

оператив. упр-я ден. ср-в в целях фин. обеспечения дея-ти гос-ва и (/) МО.

Сбор – обязат. взнос, взимаемый с орг-й и физ. лиц, уплата кот. яв. одним

из усл-й соверш-я в отнош-ии плательщиков сборов гос. органами и должностн.

лицами юридически значимых дей-й, включая предоставление опред. прав / выдачу

разрешений (лицензий).

Если налоги поступают в бюд. фонд, то сборы, как правило, носят целевой хар-р

и формируют целевые ден. фонды.

Налогообложение – опред. сов-ть эк. (фин-ых) и орг-првовых отнош-й, sdhf;f.o/

принудительно властное, безвозврат. и безвозмезд. Изъятие части дохода юр. и

физ. лиц в пользу гос-ва и мест. орг. власти.

Признаки налога:

1. Императивность – предписание налогоплательщику со стороны гос-ва,

требование обязательности налог. платежа

2. Смена собственника – через налоги доля частн. собств-ти (в ден.

форме) станов-ся гос-й / мун-ой, образуя бюд. фонд

3. безвозврат-ть (налог. платежи обезличиваются и не возвращ-ся конкр.

плательщику) и безвозмезд-ть (плательщик не получает за выплаченные налоги

никаких мат, хоз. / иных благ). Этот признак в опред. смысле отделяет налоги

и сборы от пошлин. плательщик пошлин получ. права на осуще-е каких-л хоз.

операций. Гос. пошлина снимается судеб. учреждениями,органами гос. арбитража,

нотариал. органами, отделами виз, органами ЗАГС и др.

Эл-ты налога:

  1. Субъект – налогоплательщик – юр/физ лицо, на кот гос-вом возлож

    обяз-ть уплачив налог. При опред усл-ях он мож переложить уплату налога на

    др субъекта, кот будет действит носителем налога (юр/физ лицо,

    уплачивающее налог из собств дохода, при этом носитель налога вносит его

    субъекту налога, а не гос-ву)

  2. Объект – доход/им-во, кот служ

    основанием д/облож-я налогом (з/п, прибыль, дивиденды, рента, недвиж

    им-во, цент бумаги, прдметы потребл-я и др)

  3. Налог база – ден,

    физ / иная хар-ка объекта налогооблож-я

  4. Ед-ца облож-я – часть

    объекта, принимаемая за основу при счислении налога (напр., по НДФЛ в

    кач-ве ед-цы облож-я выступ рубль дохода, а по земельн налогу – Га/сотка)

  5. Ставка налога – размер налога с ед-цы облож-я. Ставка мож устан-ся в

    абсолю. Суммах (ТВ ставки), либо в %. Сущ-ют также смешанные ставки (ТВ +

    %). По cd содерж-ю выделяют:

    • Маржинальные (непосред

      указ-ся в норматив акте о налоге)

    • Фактич-ие (опред-ся как

      отнош-е уплаченного налога к налог базе)

    • Эк-ие (исчисл-ся как

      отнош-е уплач налого ко всему получ доходу)

6. Налог период – время, определяющее период исчисления оклада налга и

срок его внесения в бюд фонд. Оклад – сумма налога, исчисленная на весь

объект налога за опред период, подлежащая внесению в бюд фонд

7. Порядок исчисления налога

8. Порядок и сроки уплаты налога

9. Налог льгота – снижение размера налога (напр, введение необлагаемого

минимума, освобождение от налога части объекта); снижение ставок

налога;снижение оклада налога; предоствление налог кредита (отсрочка внесения

оклада налога)

10. Источник налога – доход субъекта налогоа. Принципиально важно, что налог

всегда – только часть дохода и след-но он всегда меньше дохода по величине; в

ряде случаев источник мож совпадать с объектом налога (напр, налог на при

борг-й)

Способы взимания налогов:

  1. кадастровый - на основе кадастра – реестра, содержащего перечень

    типичн объектов (земля, доходы), классифицируемых по внеш признакам (по

    размеру участка земли; за кажд игр автомат и др.). Этот способ, в основе

    кот заложу станов-е сред дохода, подлежащего облож-ю, прим-ся при слаб

    разв-ии налог аппарата либо в целях экономии и рационализации

    налогооблож-я

  2. изъятие налога до получ-я субъектом дохода, т.е.

    изъятие у источника выплаты дохода. Это НДФЛ, удерживаемый бухгалтерией из

    фонда з/п до ее выплаты. «+»: невозмож-ть уклон-я от уплаты налога

  3. декларационный – изъятие налога после получ-я дохода субъектом и

    предоставление им декларации (единый вмененный налог)

  4. изъятие в

    момент расходов-я доходов (НДС, акцизы)

  5. изъятие в проц потребл-я

    (дорожн сборы с автовладельцев)

  6. административный. Налог

    органы опред возможный размер дохода и вычисляют с него подлежащий уплате

    налог (вмененный налог)

Ф-ии налогов:

  1. фискальная – реализует осн ypyfxtybt налогов – фин рес-сы гос-ва и

    фор-е бюд доходов

  2. контрольная – создает предпосылки д/соблюд-я

    стоимостн пропорций в образовании и распределении доходов разл субъектов.

    Благодаря этой ф-ии возник возм-ть вносить изменения в налог пол-ку и

    налог с-му

  3. распределительная - выраж-ся в распред-ии налог

    платежей м/у физ и юр лицами, сферами и отраслями эк-ки и гос-вом в целом

  4. регулирующая

a) подф-я стимулирующего назнач-я – реализ-ся ч/з с-му налог льгот. Цель

кот: сокращ-е налог обязат-в плательщика.

Налог льготы:

  • изъятие – льгота, направленная на выведение из-под налогооблож-я

    отдел объектов (как правило, необлагаемый минимум)

  • скидки – направл на сокращ-е налог базы (напр., снижение налогооблагаемой

    прибыли пр-я на сумму расходов, произведенных на поощряемые гос-вом цели –

    напр., благотворит взносы)

  • кредит – уменьшает налог ставку

    / окладную сумму (т.н. «налог каникулы»)

  • возврат ранее уплачен.

    Налогов / их части

  • отсрочка / рассрочка уплаты налога
  • зачет ранее уплаченных налогов

b) подф-я производств-го и гос произв-го назначения – реализ-ся ч/з с-му

налог платежей и сборов, предназнач д/восстановл-я прир рес-сов (напр., налог

на воспр-во мин-сырьевой базы, на недра, водн объекты и др)

  1. социальная – обеспеч защиту прав граждан страны путем:
  • горизонт справедлив-ти – граж-не и юр лица, имеющие равн доходы и им-во,

    долж уплачивать равн налоги

  • вертик справед-ти – лица,

    имеющие большие доходы и им-во, долж уплачив значит-но большие налоги, кот

    ч/з с-му трансфертов долж передваться бедн слоям населения (ЕСН)

Классиф-я налогов:

1. по видам налогоплательщиков

    • с юр лиц
    • с физ лиц

2. в завис от механизма изъятия

    • прямые (подоходные, поимущественные, ресурсные)
    • косвенные (кот в виде надбавки к цене переклад-ся на потребителей)

3. по объекту

· с дохода

· с им-ва

· за выполн-е опред Дей-й (налог на наслед-е и дарение, сделки купли-

продажи, сделки займа)

· ресурсные (рентные) платежи

· на потребление

· экспортные/импортные тамож пошлины

4. по порядку отраж-я в бухучете

· налоги, относимы на увеличение цены Т, У, работы

· налоги, относимые на себест-ть продукции (лизинг платежи)

· налоги, относимые на фин рез-ты

5. по динамике налог ставок

· равное обож-е, когда д/люб субъекта устан-ся равн налог, независ от

величины его дохода и имущ полож-я

· пропорционал облож-е – уплата одинак части дохода / доли им-ва в

соотв с фин полож-ем

· прогрессив облож-е, где налог ставка растет с ростом налог базы

· регрессив облож-е. где с ростом налог базы происх сниж-е налог ствки

(прим-ся в люб косв налогооблож-ии)

6. в завис от Ур-ня органов ГВ

· федеральные

· регионал

· местн

7. по хар-ру испльз-я

· общие (поступающие в б-ты разн Ур-ей)

· спец-ые (целевые) – предназнач д/внебюд фондов

8. по знач-ти в форм-ии доходов б-та

· собств (закрепленные) – поступющие в полн объеме в бюд соотв ур-ня

· регулирующие – распред-ся в опред долях на соотв срок м/у б-ми кажд

ур-ня

Принципы построения налог с-мы:

Налог с-ма – основанная на четко сформулир-ых принципах налогооблож-я

сов-ть существующих в стране налогов, установленных законод-вом.

Усл-я, при кот налог с-ма мож функц-ть эфф-но:

  • отлаженность налог законод-ва
  • сформиров-ая с-ма налогов,

    т.е. однозначно оговоренный и закрытый их перечень

  • установленные

    права и обяз-ти налогоплательщиков, а также способы защиты их прав

  • установленные ф-ии и права налог и тамож органов

  • прописанные

    налог правонаруш-я и отв-ть за них

  • установл-й порядок

    распред-я налогов м/у б-ми страны

  • четко установл-ые принципы

    налогооблож-я в стране

Принципы налог с-мы:

1. обязательности: означ обязат-ть, принудимость и неотвратимость

уплаты налогов

2. справедливости: установл-е и контроль горизон и вертик справед-ти

3. определенности: налог правовыми актами еще до начала налог период

д.б. определены все првила испонения налогоплательщиками cd обяз-ей

4. привелигированности (удобства) плательщиков – уплата налогов д.б.

удобна, прежде всего, д/плательщиков, а не д/налог органов

5. экономичности: с-ма налогооблож-я д.б. экономичной (продуктивной),

т.е. затраты по взиманию налогов не долж превыш 7% от объема налог

поступлений

6. подвижности (эластичности): способ-ть налог с-мы к быстр расшир-ю в

сл чрезвыч доп расходов гос-ва и к сокращ-ю при наличии у гос-ва возможностей

экономии, согласно бюд пол-ке

7. однократности обло;-z^ 1 и тот же объект долж облагаться налогом

одного вида только 1 раз за установл период налогооблож-я

8. стабильности: считается, что нор интервал д/пересмотра с-мы

налогооблож-я – 3-5 лет

9. оптимальности6 опт выбор объектов и источникол налогооблож-я с т.зр.

соц справед-ти, проведения природоохран мероприятий и реализации фискал ф-ии

налогов

10. стоимостного выраж-я: налоги долж уплач-ся только в ден форме, а не

путем взаимозачетов

11. единства: предполаг дей-е налог с-мы на всей терр гос-ва д/всех юр и

физ лиц

Все сфорулир-ые принципы хар-ют идеал модель налог с-мы. Коррективы вносят:

· реал соц-эк полож-е

· фин полож-е

· интересы разл полит сил

· рын конъюнктура страны

Налог пол-ка

В наиб общ виде налог пол-ка – составная часть общ эк и соц пол-ки гос-ва

Налоги, сборы, платежи – инструменты налог пол-ки, кот обслуж-ся бюд пол-ка

гос-ва

Налог пол-ка долж стимул эк рост:

  • налогооблож-е не долж препятствовать росту сбережений населения и

    капиталообразованию фирм

  • необх эфф-я с-ма взимания и

    прераспред-я налогов м/у бюд-ми д/разв-я регионов и нос-ва

  • с-ма

    нлогооблож-я долж сохранять неизменность своих принципов форм-я на

    длительный период

Налог пол-ка непосред связ с соц пол-кой, т.к. она долж сглаживать нерав-ва в

Ур-не доходов нас-я; также ч/з опред налог инструменты оказ-ся воздей-е на

природоохранную, тамож-ю, валютную и др. пол-ки гос-ва

Налог. пол-ку мож свести к 3 осн эл-там:

1. определения и постновка осн целей налог пол-ки, вытекающих из общ

целей соц-эк разв-я и дальнейшая конкретизация целей до перспективного и

тактического Ур-ня (налог стратегия и тактика)

2. разработка методов, опред-е ср-в и конкр орг форм, обеспечивающих

намеченные цели

3. подбор и обучение кадров, кот будут реализовывать цели

Наиб значимые недостатки налог пол-ки РФ на макроур-не:

1. Отсутствие благопр налог режима д/частн инвестиций в эк-ку

2. неравномер распред-е налог бремени м/у законопослушными и

уклоняющимися от уплаты налогов плательщиками

Недостатки налог пол-ки РФ на микроур-не:

1. расхожд-е м/у стандартами бухучета и налог учета, приводящие к

трудоемк корректировкам документации

2. ежемес авановые платежи по многим налогам, что приводит к вымыванию

собств ОС пр-й

3. исключит-ая множественность налогов в налог с-ме

4. противоречивость и запутанность многочисл инструкций и разъяснений

мин-ва финансов, мин-ва по налогами и сбора и судеб практики



(C) 2009