Научная Петербургская Академия

Доклад: Дефицит бюджета

Доклад: Дефицит бюджета

ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА

Дефицит – превышение расходных обязательств бюджета ад его доходными

поступлениями.

Виды дефицита бюджета:

I. Структурный: возникает, когда государство сознательно идет

на увеличение дефицита. В целях стимулирования экономической активности и

совокупного спроса в период спада производства Правительство может принимать

специальные решения, направленные на увеличение уровня занятости (например,

финансирование создания новых рабочих мест), или может снижать налоги. В

результате либо повышаются расходы бюджета, либо существенно снижаются его

доходы. Возникает бюджетный дефицит.

II. Циклический: в меньшей степени зависит от бюджетно-налоговой

политики государства и обусловлен общим спадом производства, который возникает

на стадии кризиса и является результатом циклического развития экономики. В

результате кризиса и спада производства снижаются доходы ФЛ и ЮЛ,

следовательно, возникает недополучение бюджетом налоговых поступлений,

следовательно, снижается уровень доходов государства и, как следствие,

возникает дефицит бюджета.

III. Активный: возникает в результате

непосредственного превышения расходов над доходными поступлениями.

IV. Пассивный: является следствием снижения налоговых

ставок и уменьшения поступлений в бюджет (т.е. не связан с ростом расходов).

V. Краткосрочный: превышение расходов над доходами ограничено

рамками одного финансового года и является отражением текущих изменений в

экономической ситуации страны, которые не были учтены при составлении проекта

бюджета.

Причины возникновения:

* отсутствие у органов власти необходимого опыта макроэкономического

прогнозирования

* недостаточный учет возможных изменений целого ряда обстоятельств:

· Сокращение объемов поступлений в бюджет может произойти не только из-

за недополучения налогов, но и в результате падения экспортных цен;

· Сокращение объемов производства может быть гораздо ниже

предусмотренного уровня;

· Необходим учет сдвигов в структуре спроса на производимую в стране

продукцию и возможное снижение ее конкурентоспособности.

Увеличение дефицита бюджета может быть также вызвано неожиданно резким ростом

гос. расходов в связи с ростом инфляции (сверх предусмотренной величины), с

повышением предоставления налоговых льгот (популярная мера перед выборами).

VI. Долгосрочный: связан с увеличение разрыва между

бюджетными расходами и доходами на протяжении ряда лет и обусловлен причинами

устойчивого характера. В большинстве стран мира тенденция к росту дефицита

национальных бюджетов обусловлена следующими общими факторами:

· Увеличение числа социальных выплат населению и увеличение социальной

нагрузки на бюджет;

· Неблагоприятная демографическая ситуация, связанная со старением

населения, в результате чего увеличиваются расходы на выплату пенсий,

различных пособий и ассигнований на ЖКХ, транспортные услуги, здравоохранение

и т.д.;

· Либерализация налогового законодательства и как следствие – снижения

величины налоговых ставок без соответствующей корректировки статей расходов

гос. бюджета;

· Возрастание объема внешней задолженности страны.

Состояние гос. бюджета и уровень его сбалансированности определяются 3

основными факторами:

1. долгосрочная тенденция в динамике налоговых поступлений и гос. расходов

2. стадия экономического цикла, в которой находится экономика страны в

рассматриваемый период

3. текущая политика государства в области бюджетных доходов и расходов

Достаточно часто Правительство искусственно либо завышает, либо занижает

искусственную цену бюджетного дефицита. Искусственное занижение может

осуществляться с помощью следующих инструментов:

· «налоговая амнистия»: государство позволяет налогоплательщикам, ранее

уклонявшимся от уплаты налогов, внести за один раз сумму, равную определенной

части общего налогового сбора;

· Проведение мероприятий по сбору просроченных налоговых платежей;

· Введение дополнительных или временных налогов;

· Отсрочка по выплате з/п работникам гос. сектора;

· Отсрочка по обязательной индексации з/п в связи с ростом уровня инфляции;

· Распродажа гос. активов.

Искусственное завышение размеров дефицита может происходит в результате

следующих обстоятельств:

· При оценке величины гос. расходов не всегда учитывается амортизация в

гос. секторе экономики;

· Зачастую величина % выплат по гос. долгу завышается за счет

инфляционных выплат. При высоких темпах инфляции, когда различия в динамике

номинальных и реальных % ставок весьма значительны, это завышение гос.

расходов также может быть очень существенным. Возможны ситуации, когда

реальный дефицит и долг уменьшаются, а номинальный (официальный) дефицит и

долг растут, что существенно затрудняет оценку проводимой Правительством

политики, поэтом при измерении бюджетного дефицита обязательно необходима

поправка на инфляцию, с учетом которой определяют

VII. Реальный бюджетный дефицит, т.е. разницу между

номинальным дефицитом и величиной % по гос. долгу, умноженной на темп инфляции.

VIII. Операционный дефицит – общий дефицит бюджета, за

вычетом инфляционной части % платежей.

Стратегической целью любого государства является достижение сбалансированного

бюджета, однако, часто дефицит гос. бюджета рассматривается как важный

инструмент экономической политики государства в части макроэкономического

регулирования, грамотное обращение с которым позволяет государству решать

достаточно большой круг социальных и экономических проблем (главное условие –

недлительность дефицита).

Существуют разные взгляды на продолжительность деятельности государства по

сбалансированию бюджета:

1. Теория ежегодно балансируемого бюджета. Согласно ей,

Правительству следует добиваться равенства доходов и расходов бюджета ежегодно

при составлении его проекта. Это позволяет национальным правительства проводить

более ответственную экономическую политику, позволяет государству жить по

средствам, не накапливать долги и не провоцировать инфляцию. Если происходит

снижение доходов, государству следует либо повысить налоги, либо снизить

расходы, и наоборот.

2. Теория циклического балансирования бюджета (была заложена

Кейнсом в 30-е года). Эта теория отвергает необходимость ежегодного

балансирования бюджета и фактически легализовывает дефицит для стимулирования

экономики. Во время экономического спада для стимулирования экономического

роста государство должно снижать налоги и увеличивать расходы. В течение фазы

экономического подъема государство должно рассчитываться по возникшим долгам за

счет повышенных ставок налогов или за счет введения новых налогов. Т.о. избыток

бюджетных средств в фазе подъема экономики компенсирует дефицит в фазе кризиса.

При этом большую роль теория отводи т.н. «встроенным стабилизаторам»:

прогрессивная система налогообложения, трансфертные платежи государства (соц.

выплаты, пособия и др.); с их помощью государство способно воздействовать на

рыночную конъюнктуру, совокупный спрос и деловую активность.

3. Теория компенсирующего бюджета. Теория считает невозможным и вообще

ненужным добиваться сбалансированности бюджета, т.к. в современных условиях

действуют устойчивые экономические факторы, увеличивающие дефицит бюджета.

Главный источник увеличения доходов бюджета – гос. кредит, который способен

компенсировать разрыв доходов и расходов, привлечь сбережения хозяйствующих

субъектов и инвестировать их в экономику.

В странах с развитой рыночной экономикой государство стремиться балансировать

бюджет в более длительной перспективе на циклической основе. В странах с

переходной экономикой, где экономическая ситуация наименее предсказуема,

правительства вынуждены ежегодно балансировать бюджет.

Согласно БКРФ, фед., региональные и местные бюджеты не могут быть приняты с

дефицитом или профицитом, т.е. должна осуществляться ежегодная балансировка.

В случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом необходимо

определить источники финансирования дефицита, которые различаются по уровню

БС.

Источники финансирования дефицита фед. бюджета:

1. внутренние

· кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в национальной валюте;

· гос. займы в виде выпуска ц.б. от имени РФ;

· бюджетные ссуды от бюджетов других уровней БС РФ;

· поступления от продажи имущества, находящегося в гос. собственности;

· поступления от приватизации организаций, находящихся в гос.

собственности;

· поступления от продажи государством принадлежащих ему акций различных

организаций;

· поступления от реализации гос. запасов драгоценных металлов и камней

2. внешние

· гос. займы в виде выпуска ц.б. в иностранной валюте от имени РФ;

· кредиты правительств иностранных государств, банков, фирм и

международных финансовых организаций в иностранной валюте.

Источниками финансирования дефицита бюджета субъектов РФ и местных бюджетов

могут быть внутренние источники в следующих формах:

· гос. займы путем выпуска ц.б. от имени субъекта РФ или МО;

· бюджетные ссуды от бюджетов других уровней БС РФ;

· кредиты, полученные от кредитных организаций;

· поступления от продажи имущества организаций, находящихся в

собственности субъектов РФ или МО.

БК РФ устанавливает предельные размеры дефицита бюджета для каждого уровня:

1. Размер дефицита фед. бюджета на очередной финансовый год не должен

превышать суммарного объема бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание

гос. долга РФ.

2. Размер дефицита бюджета субъектов РФ не может превышать 15% объема его

доходов без учета финансовой помощи фед. бюджета.

3. Размер дефицита местного бюджета не может превышать 10% его дохода без

учета финансовой помощи фед. и региональных бюджетов.

Если при подготовке проекта бюджета возникает профицит, органам власти

необходимо:

1. сократить привлечение доходов от продажи гос. и муниципальной

собственности (для фед. бюджета – продажа запасов, ресурсов);

2. предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение

долговых обязательств;

3. увеличить расходы бюджета, в т.ч. за счет передачи части доходов

бюджета других уровней в качестве финансовой помощи;

4. сократить налоговые поступления.

Способы финансирования дефицита бюджета:

I. Кредитно-денежная эмиссия (монетизация). Монетизация –

способ увеличения количества денег в обращении, в т.ч. за счет банковского

финансирования. Используется в исключительных случаях, т.к. является чисто

инфляционным способом. Монетизация дефицита бюджета может сопровождаться

непосредственно эмиссией наличных денег, а может проявляться в других формах: в

виде расширения кредитов ЦБ го. Предприятиям по льготным ставкам или в форме

отсроченных платежей, т.е. Правительство покупает товары и услуги, вовремя их

не оплачивая; отсроченные платежи накапливаются, увеличивая общий дефицит

бюджета; теоретически отсроченные платежи являются неинфляционным способом

финансирования дефицита, но на практике это разделение условно.

Монетизация – высокорисковый способ финансирования, т.к. оказывает

отрицательное воздействие на состояние платежного баланса: в результате роста

предложения денег на руках у населения накапливается наличность,

увеличивается спрос на товары и услуги, что неизбежно приводит к росту цен и

давлению на платежный баланс.

Негативные инфляционные последствия монетизации могут смягчаться мерами

жесткой денежно-кредитной политики. Если ЦБ сокращает кредитные возможности

коммерческих банков путем повышения ставки рефинансирования, либо норма

резервирования, и одновременно расширяет кредиты гос. сектору на

финансирование дефицита бюджета, то внутренние рыночные ставки растут,

сдерживая активность, в результате частных инвестиции и экспорт снижаются и

инфляция уже не оказывает такого негативного воздействия на экономику.

В целом монетизацию можно применять в следующих случаях:

· Имеется очень большой внешний долг, что исключает финансирование

дефицита из внешних источников;

· Возможности внутреннего долгового финансирования практически исчерпаны;

· Валютные резервы ЦБ истощены, следовательно, регулирование платежного

баланса – главная задача;

· Экономика способна выдержать высокую инфляцию и население уже привыкло

к постоянному росту цен.

II. Долговое финансирование (внутреннее и внешнее) бюджета

является более предпочтительным и управляемым. В результате него возникает

внутренний и внешний долг государства. Необходимость долгового финансирования

обусловлена постоянным ростом расходов на различные социальные нужды общества.

Долговое финансирование приводит к значительно меньшим отрицательным

последствиям для экономики.

III. Повышение налоговых поступлений в бюджет, также

доходов от приватизации и продажи имущества (используется зачастую просто

для привлечения доходов в бюджет).



(C) 2009