Научная Петербургская Академия

: Смысл жизни по С.Л. Франку

: Смысл жизни по С.Л. Франку

Смысл жизни по Франку.

1. Вступление.

2. Истинная

жизнь и ее сущность.

3. Поиски смысла жизни.

4.

1. Вступление.

Семен Людвигович Франк. Годы жизни: родился в 1877 году в Москве, умер в 1950

году в Лондоне.

С.Л. Франк продолжил фундаментальное исследование мировоззренческих проблем в

уже сложившейся русской философии. Франк был философом, который пытался

разъяснить природу человеческой души и знаний человека.

Философское учение Франка было высоко религиозно. Он был одним из тех

философов XX века, кто в процессе поиска мировоззрения наивысшей духовности

пришел к выводу, что таковым является христианство, выражающее

общечеловеческие духовные ценности и подлинное существо духовности. Сам же

Франк говорил: "Я не богослов, я философ".

Франк называл свою концепцию: "метафизическим (философским) реализмом". Его

философия- реалистичная философия духовности, высоко поднимающая проблему

человека и нацеливающая на достижение духовного единства всего человечества.

2. Истинная жизнь и ее сущность.

В своем учении Франк говорит об истинной жизни и смысле жизни. "Истинная

жизнь есть жизнь во всеобъемлющем единстве, неустанное служение абсолютному

целому; мы впервые подлинно обретаем себя и свою жизнь, когда жертвуем собой и

укрепляем существо в ином- в Боге, как первоисточнике всячекой жизни." Но тем,

самым по мнению Франка, мы связываем себя со всем живущем на Земле, и прежде

всего- с нашими ближними и их судьбой: "Любовь есть основа человеческой жизни,

само ее существо." Жить истинной жизнью, жить в вере значит жить в постоянном

напряжении всех своих сил, целиком жить в настоящем, жить "полным", "большим"

сознанием того, что любой предмет, любая внешняя данность открывается в ее

несказанности, значительности, таинственной глубине. По мнению Франка: "Это

есть подлинный труд, подлинная борьба, подлинное творчество, в котором мы

усилием творческой воли преображаем в реальность, творим нечто совершенно иное,

небывалое- именно преображенную реальность нашего существа, нового человека."

Исходя из этих соображений Франк пытается определить смысл жизни.

Он определяет основной труд человеческой, жизни, как "религиозное внутреннее

делание, аскетичную борьбу с самим собой." Этот труд закладывает фундамент

жизни. "Все внешние человеческие дела, все способы внешнего устроения и

упорядочения жизни опираются на внутреннее дело- на осмысление жизни через

духовное делание, через взращивание в себе сил добра и правды, через

действенное вживание человека в первоисточник жизни- Бога."

3. Поиски смысла жизни.

"Смысл жизни", пишет Франк- "в ее утвержденности в вечном, он осуществляется,

когда в нас и вокруг нас проступает вечное начало. Лишь поскольку наша жизнь

и наш труд соприкасается с вечным, живет в нем, проникается им, мы можем

рассчитывать вообще на достижение смысла жизни." При этом он выводит

противоречие: "Чтобы существенно изменить нашу жизнь и исправить ее, мы

должны усовершенствовать ее сразу, как целое; а во времени она дана лишь по

частям, и, живя во времени, мы живем лишь в малом, переходящем ее отрывке."

Поиски смысла жизни- укрепление в себе веры, которая представляет собой

напряженное внутреннее действие по преобразованию нашей жизни. В глубине

человека совершается творческое и плодотворное дело, являющееся основным

делом человека. То есть внутри человека совершается творческое и плодотворное

дело, являющееся его основным делом. Оно состоит в действенном утверждении

себя в первоисточнике жизни, в молитвенном подвиге, в обращении человеческой

души к богу, в аскетическом подвиге борьбы с мутью и слепотой наших

чувственных страстей, нашей гордыни и эгоизма.

4. Вывод.

Сами поиски смысла жизни уже дают осмысленность нашему существованию. Смысл

жизни нельзя найти готовым, раз и навсегда данным и утвержденным в бытие.

Смысл жизни не дан, а задан. Все готовое и существующее независимо от нас

есть либо мертвое, либо чуждое и нам непригодное. Смысл жизни должен быть

живым, так как он- смысл нашей жизни, он находится внутри, а не во вне нас.

Список использованной литературы:

1. Франк С. Л . Сочинения. Москва ,1990

2. Лосский Н.О. "Духовные основы общества." Москва ,1991

3. Русская Философия. Малый энциклопедический словарь. Москва ,1995



(C) 2009