Научная Петербургская Академия

: Семен Людвигович Франк

: Семен Людвигович Франк

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ РАДИОТЕХНИКИ, ЭЛЕКТРОНИКИ И АВТОМАТИКИ

ДОКЛАД

Студент: Преображенский К.Г.

Группа: ВВ-3-94

Семен Людвигович Франк (1877-1950)

Семен Людвигович Франк философом, который пытался разъяснить природу

человеческой души и знаний человека. Выработать систему философского

миропонимания, в особенности религиозно окрашенную, нелбзя без теории знания.

Франк особенно выделял в человеке два понятия: интуиция и логическое знание и

во всех своих трудах пытался объяснить, что же такое бытие?

Возможность интуиции, говорил Франк, как знания о бытии, независимом от

сознания, объясняется тем, что бытие индивидуума укоренено в Абсолютном как

Всеединстве, вследствие чего всякий предмет до всякого знания о нем близок к

нам совершенно непосредственно, так как мы с ним "слиты не через посредство

сознания, а в самом нашем бытии". Всякое логическое отвлеченное знание

возможно не иначе, как на фоне интуиции этого Всеединства.

Логическое знание же по Франку, имея дело с элементами, выделенными из

целого, всегда имеет отвлеченный характер и относится к низшему слою бытия,

прерывистого и лишенного жизни; оно дано в созерцательной интуиции. Все живое

бытие, развертывающееся во времени в форме сплошного творческого становления,

относится к области магического; для постижения его требуется не

созерцательная интуиция, не знание-мысль, а живое знание, знание-жизнь,

достижимое в те моменты, когда наше я "не только созерцает объект, но и живет

им".

Философские основы психологии Франк развил в своей книге "Душа человека". Он

исследует в ней стихию душевности как бытия, проникнутого субъективностью,

изучает изменения, происходящие в нем, когда оно становится осознанным как

объект, разграничивает сферу духовного и душевного.

Учения, изложенные в книгах "Предмет знания" и "Душа человека", углублены и

дополнены в книге "Непостижимое".

Высказав много знаний о непостижимом, Франк ставит вопрос, как это возможно,

что мистики, признавая Бога непостижимым, в то же время дают много сведений о

Нем. Отвечает он на этот вопрос так. Рациональное знание достигается путем

различения, средством которого служит отрицание. Непостижимое находится по ту

сторону отрицания: оно есть область отрицания самого отрицания или

преодоления отрицания. О непостижимом нельза сказать, что оно есть "либо

одно, либо другое", как всеобъемлющая полнота оно есть "и то, и другое".

Однако это и не точно, В своих Сочинениях Франк доказывает путем довода

рациональных знаний, что невозможно понять непостижимое, так как мы являемся

частью этого, как он называет, самобытия.

В книге "С нами Бог" Франк излагает основы христианства и доказывает, что все

существенное содержание христианства основано на религиозном опыте, на

"встрече человеческого сердца с Богом", на живом "общении с Богом". Различая

два понятия веры, веру как доверие, и веру, как достоверное знание, Франк

показывает, что доверие к авторитету предполагает такие переживания, которые

свидетельствуют, что авторитет действительно выражает истину о Боге.

Следовательно, даже и вера в религиозный авторитет опирается на веру как

знание, основанное на религиозном опыте. Точно так же он доказывает связь

нашего доверия к "положительному откровению" с нашими непосредственными

религиозными переживаниями.

Проблемы социальной философии Франк излагает главным образом в брошюре "Очерк

методологии общественных наук", Общество есть, согласно Франку, первичная

целость, единое существо. Опираясь на свою теорию знания и на свое учение о

душе человека, он показывает, что сознания различных индивидуумов не

обособлены, а всегда до некоторй степени слитны и что общение индивидуальных

сознаний есть "первичное свойство всякого сознания". Индивидуальное сознание

не первично, оно лишь постепенно дифференцируется из сознания вообще, никогда

не отрываясь от целого, так что индивид в подлинном и самом глубоком смысле

слова производен от общества, как целого.

Мысль о "Творении мира Богом из ничего" Франк заменил на его такой теорией

творения мира Богом, в которй сохранены только слова "творение", "творец", но

понятий этих нет.

Я думаю, Франк внес огромный вклад в мировую философию, внеся свои поправки и

домыслы в существующие и доказанные философами, работавшими до него. Также он

развил свою, новую теорию о сотворении мира и разделил понятие личности на

интуитивную личность и личность, основанную на рациональных знаниях.

МОСКВА

1996



(C) 2009