Научная Петербургская Академия

Реферат: Появление жизни на земле

Реферат: Появление жизни на земле

1

Жизнь на земле создавалась в несколько этапов, при­чем движение было от

периферии к центру миро­здания - человеку. В буквальном смысле: по­скольку в

будущем человеку предполагалось от­дать во владения сушу, господь первым

делом по­заботился о тех жизненных формах, которыми собирался заселить воду и

воздух.

Начал он с морских созданий. Пресмыкающиеся - значит уже не растительные

виды, созданные на третий день и неспособные произвольно менять место, где

пусти­ли корни.

Специально оговорено: пресмыкающиеся – “души живые”; о растительности ничего

подобно­го сказано не было. Более чем ясное указание на то. что, по мнению

создателей “Жреческого кодек­са”, растительная жизнь - и не жизнь вовсе и

мир растений существовал до появления каких-либо форм жизни. Собственно

говоря, ее бог начал тво­рить лишь на пятый день.

Наука придерживается иного мнения. Жизнь теплилась в морских глубинах еще до

того, как жи­вотные заселили сушу (пока формальное соответ­ствие с библейской

версией сотворения), но, в пря­мом противоречии с авторами “Жреческого

кодек­са”, растения - живые организмы - также суще­ствовали в океане до

“колонизации” суши.

Вот как это происходило. Приблизительно 3 миллиарда лет назад океан уже кишел

жизнью, в то время как суша пребывала в абсолютно сте­рильном состоянии.

Самыми примитивными фор­мами жизни были крошечные, размером с бакте­рию,

одноклеточные - не растения, не животные (с нашей точки зрения). Некоторые из

этих одно­клеточных - сине-зеленые водоросли - обладали хлорофиллом и могли

поддерживать фотосинтез. словом, вели себя, как растения.

И сегодня океан полон микроорганизмами, ко­торые служат основой существования

для других. более развившихся форм жизни. Огромная часть этой плавающей

микрожизни - планктон - со­стоит из зеленых клеток, осуществляющих реак­цию

фотосинтеза совсем как их зеленые аналоги на суше. Достаточно сказать, что на

долю морской растительности приходится около 4/5 всего фото­синтеза на Земле.

Но, в отличие от растительного мира суши, ви­димого невооруженным глазом

(большинство ви­дов деревьев вообще выше и толще любого живот­ного), морская

растительность, исключая водорос­ли, слишком мелка. Именно поэтому ничего о

ней не знавшие авторы “Жреческого кодекса” ни еди­ным словом не заикнулись о

морских растениях.

Ранние образцы микрожизни включали также “животные” клетки, неспособные

поддерживать фотосинтез и пробавлявшиеся за счет раститель­ных. И лишь около

600 миллионов лет назад по­явились многочисленные организмы приличных

размеров - живые существа, обладавшие слож­ной внутренней структурой, о чем

можно судить по ископаемым остаткам.

Итак, весьма развитая морская фауна населяла океан за 200 миллионов лет до

появления первых видов растительности на суше. То есть все происхо­дило как

раз наоборот по сравнению с библейским описанием. Только примерно 425

миллионов лет назад растительные организмы настолько услож­нились, что смогли

перебраться на сушу: вскоре к ним присоединились и первые представители

фауны.

Слово “птицы” следует понимать макси­мально широко. Еврейское “оф” в Библии

короля Якова переведено как (редко употребляемое – “птица, дичь”, даже

“домашняя птица”, обычно просто “курица” или “петух”). Более точное значение

дает пересмотренный стан­дартный текст Библии: bird, то есть просто “пти­ца”.

Однако на деле слово “оф” значит нечто боль­шее, ибо птицами класс существ,

способных ле­тать, не ограничен. Например, прекрасные летуны, летучие мыши

относятся к млекопитающим, биб­лейские же авторы относят их к птицам. В

тексте Библии есть стих, где перечислены виды птиц, ко­торых нельзя

употреблять в пищу: “...цапли, зуя с породою его, удода и нетопыря”

Современному читателю это покажется странным (как, впрочем, и отнесение китов

к “рыбам”): летучие мыши и киты принадлежат к отряду мле­копитающих, хотя

стихия первых - небо, а вто­рые никогда не покидали моря. Но следует все

вре­мя помнить, что любая классификация - порож­дение человеческого ума. Это

мы группируем раз­личные типы животных в отряд млекопитающих, исходя из

близости некоторых их физиологиче­ских признаков - вынашивание детенышей,

на­личие молочных желез и диафрагмы, волосяной покров и тому подобное. Для

нас все это имеет пря­мой смысл в свете эволюционной картины разви­тия жизни.

Но почему бы не предположить, что более удоб­ной окажется какая-то иная

классификация? Ки­ты - если рассматривать их физиологию - ближе к кроликам,

нежели к рыбам. Но коль скоро встала задача поймать кита, вы непременно

отправитесь туда, где обитают рыбы, а не кролики. Так что с практической

точки зрения удобнее построить классификацию, может быть, по ареалу обитания,

поместив кита с рыбами, а летучих мышей с пти­цами.

Можно пойти еще дальше, дополнив последний класс еще и насекомыми. В Библии,

кстати, так и сделано, ибо насекомые тоже способны летать. Пе­речисляя

животных, запрещенных к употребле­нию в пищу, Библия устанавливает: “Все

животные пресмыкающиеся, крылатые, ходящие на че­тырех ногах, скверны для

вас” . По­скольку двумя стихами ниже сделано исключение для саламандры,

которая скорее летает, чем полза­ет, ясно, что в число “крылатых” включены и

на­секомые. Пересмотренный стандартный текст Биб­лии дополнительно уточняет:

“крылатые насеко­мые”.

Таким образом, слово “оф” действительно отно­сится к трем очень разнящимся

типам летающих созданий: насекомым, собственно птицам и лету­чим мышам. (Был

и четвертый: летающий ящер птерозавр, но он давно вымер, и авторы

“Жрече­ского кодекса” не имели о нем ни малейшего пред­ставления.)

Из библейского текста следует, что все “летаю­щие” были сотворены

одновременно, по манове­нию божественной руки. Наука снова возражает:

появление каждого нового вида потребовало зна­чительного времени.

Старейшины среди земных летающих существ - насекомые. Самые примитивные из

них одними из первых заняли сушу около 400 мил­лионов лет назад. Те

первонасекомые, вероятнее всего, не умели летать, и еще около 100 миллионов

лет минуло, пока эволюция не позаботилась о кры­льях.

И вот в течение более 100 миллионов лет воз­душные пространства планеты

безраздельно при­надлежали насекомым. Около 170 миллионов лет назад появились

первые птерозавры и птицы. Еще через сотню миллионов лет птерозавры вымерли,

а птицы выжили и, как мы знаем, преуспели. Летучие мыши были последними

“летающими” появившись на свет около 50 миллионов лет назад.

2

Упоминаемый авторами Библии “таннин”, ве­роятно, восходит к морскому чудищу

хаоса, о котором говорится в вавилонской версии мифа о сотворении. То, что

авторы перевода Библии коро­ля Якова подчеркивают слово “кит”, означает,

скорее всего, выражение их идейного несогласия с предшественниками. Ведь

морское чудовище - кит - никак не может быть богом-антиподом, его схватка с

подлинным богом, естественно, обречена на поражение. Даже самый

представительный из образчиков земной фауны - а кит таковым и яв­ляется - все

же не более чем тварь господня и во всем ему подчинена.

Конечно, если кому и выступать в амплуа мор­ских чудовищ, то это китам.

Антарктический го­лубой кит достигает в длину 30 метров и весит чуть ли не

полтораста тонн. Это не только самое боль­шое существо из всех, обитающих на

Земле, но, возможно, и из обитавших когда-либо. Чуть мень­ше кашалот (до 20

метров), но это самый свирепый и плотоядный представитель семейства (голубой

кит, например, питается только морской “ме­лочью"). Другие морские (в смысле

водоплаваю­щие) чудовища - гигантские кальмары, гигант­ские медузы,

крокодилы, гигантские морские мол­люски и тому подобное. Плюс вымершие

плезио-завры - огромные морские ящеры длиной до 15 метров, в основном за счет

шеи.

Впрочем, в Библии можно встретить упомина­ние о более странном существе -

левиафане. Иногда это всего лишь другое название реально существующих

крокодила или змеи, но порой авто­ры явно подразумевают морское чудовище

хаоса: “Ты сокрушил голову левиафана” (Пс. 73:14).

В более поздних преданиях, созданных роман­тически настроенными фантазерами-

раввинами, левиафан превращается в огромного зверя, напо­добие описанного в

главе 41 Книги Иова. На самом же деле речь там идет, по-видимому, о более чем

прозаическом крокодиле.

Но вернемся к комментируемому стиху книги Бытие. Снова мы имеем прямое

указание на то, что все твари морские созданы в один присест. И снова резкое

противоречие с точкой зрения на­уки.

Микроскопические формы жизни зародились в океане 3,5 миллиарда лет назад.

Приличных раз­меров беспозвоночные кишели в морских глубинах около 600

миллионов лет тому назад, а первая известная науке рыба появилась еще спустя

100 миллионов лет. После этого 300 миллионов лет прошло - и возникают

плезиозавры, правда вымершие спустя 130 миллионов лет безраздельного

хозяйничанья в водных просторах.

Что касается китообразных, то они относятся к млекопитающим. Их далекие

предки, несомнен­но, населяли сушу, но, за неимением каких-либо доказательств

эволюции китообразных, мы пока не можем установить, от какого именно вида

про­изошли нынешние киты. Знаем только, что они впервые появились в океане,

по-видимому, около 70 миллионов лет назад.

Отметим еще, что животные, как и растения, сотворены раздельно. Не стоит еще

раз повторять, сколь разительно отличается это представление от точки зрения

науки.

3

“Благословлять” означает пожелание многих вещей, как-то: счастья,

процветания, удачи. По правилам, только бог может благословлять, так как лишь

ему подвластна судьба человека. Людям. правда, не возбраняется благословлять

именем бога. и бог может обращать на это внимание или нет - как ему

заблагорассудится.

Первое благословение божье - и какое: плодитесь и размножайтесь!

Что ж, это не лишено смысла. Все живое не может размножаться беспрерывно,

пока ему не обес­печены достаточные запасы пищи и безопасное окружение. И то

и другое - воистину счастье, это легко подтвердит всякий, кто лишен первого

либо второго.

Однако, согласно “Жреческому кодексу”, благо­словение прозвучало на самой

начальной стадии развития жизни - вполне возможно, господь из­готовил лишь

пробную партию живых существ (или даже всего по паре каждого вида). Обра­тим

внимание на предыдущий стих: “...которых произвела вода”. Фраза может

означать толь­ко множественность видов, но не множество индивидуальных

представителей каждого ви­да. Правда, вопрос, был ли мир в основном пуст и

приготовлен для экспансии жизни, остается от­крытым.

Далее, благословение в одних случаях теряет значение благословения в других

нет. После засухи нет большего блага, чем проливной дождь. Но ког­да реки

выходят из берегов, один добавочный день ливня становится сущим проклятьем.

Точно так же обстоит дело с ростом населения. Неоднократно было подмечено,

что безгранич­ный - в благоприятных условиях - рост той или иной популяции

живых существ может обернуть­ся трагедией. Животные просто съедят всю пищу, а

при наступлении менее благоприятных условий возникают болезни, падеж и в

результате - рез­кий скачок рождаемости вниз. Иногда настолько резкий, что

уже не приходится ждать наступления нового цикла “благоприятных условий”...

Это только один пример того, как божественное благо­словение оборачивается

проклятьем.

Все это давно известно и демографам, чело­веческое общество дает множество

аналогич­ных примеров. Во всяком случае, многие специа­листы горячо

оспаривают благотворную роль призыва к неограниченному воспроизводству

населения.

В 1798 году английский экономист Томас Роберт Мальтус первым обратил внимание

на ужасные последствия перенаселенности. Он утверждал, что способность

человечества к увеличению своей численности прямо зависит от запасов

продоволь­ствия и что войны, стихийные бедствия и болез­ни - все это варианты

решения проблемы наро­донаселения, выбранные самой природой для ограничения

его роста. По представлению Маль­туса, единственный путь избежать мрачного и

бесконечного цикла катастроф - производить меньше детей. Иначе говоря,

английский ученый призывал к половому воздержанию.

Уныние Мальтуса, кажется, преувеличено, ибо уже в те времена, когда он

опубликовал свои ис­следования, началась промышленная революция.

Она, кроме всего прочего, дала человечеству в рас­поряжение неистощимые

источники энергии (уголь, нефть, природный газ, ветер, воду и так далее),

которые, в свою очередь, позволили во много раз увеличить выработку продуктов

пита­ния в мире. Не будем забывать, что наука к тому же во многом защитила

жизнь людей от таких напастей, как болезни и неправильное или недо­статочное

питание.

Но, оказывается, то была отсрочка, а вовсе не избавление от грозящей

опасности. Население Зем­ли сейчас вчетверо больше того, что окружало

Мальтуса. И люди - в среднем - сегодня живут лучше. Однако и расход энергии,

сделавший все это возможным, сейчас в сотни раз превосходит тот. что был в

канун XIX века. И мы начинаем ис­пытывать беспокойство в связи с этой лавиной

энергии. Мало того что ее еще требуется крепко держать в узде, дабы избежать

чувствительных встрясок,- сегодня уже все население Земли в той или иной мере

ощущает последствия невоспол­нимой утраты экологического равновесия на

пла­нете.

В этих условиях всякое новое увеличение рож­даемости представляет немалую

опасность. И при­казание “плодиться и размножаться” ныне, в из­менившихся

обстоятельствах, конечно же никакое не благо, а скорее смертное проклятье.

Приказание относится только к животным. Ничего подобного в отношении

созданных на тре­тий день растений произнесено не было. Может быть. потому,

что каждое растение само воспроиз­водит себя.

Животные, напротив, вынуждены соединяться друг с другом, производить

потомство путем поло­вого размножения. Так что благословение дано тем, кто в

нем нуждается, оно как бы вдохновляет и придает силы для совершения столь

ответствен­ного акта.

Однако ведь и растительные организмы имеют мужские и женские клетки. Если

сами растения не в силах передвигаться, то частички пыльцы. несущей мужские

половые клетки, могут быть пе­реброшены на пестики, расположенные в

сердце­винах цветка, ветром или с помощью насекомых и птиц (пестик содержит

женские клетки). В цве­тах многих растений есть одновременно и пестики и

пыльники, производящие пыльцу,- в этом слу­чае происходит так называемое

самоопыление. Другие размножаются только посредством пере­крестного опыления,

когда пыльца с одного расте­ния переносится на пестик другого: правда,

требу­ется, чтобы и второе принадлежало к тому же виду.

Некоторые растения производят только мужские клетки, другие - только женские.

В этих случаях мы можем приписать таким представите­лям растительного мира

мужской или женский род. Впервые на это обратил внимание итальян­ский ботаник

Просперо Альпини около 1600 года, и его открытие произвело фурор в среде тех,

кто, следуя Библии дословно, искренне полагал, что растения существенно

отличаются от животных своей “сексуальной жизнью”.

4

После создания морских и небесных тварей господь принимается за конечную и, с

точки зре­ния человека, самую ответственную часть работы: заселение суши.

Испытанная ранее схема успешно применена и на сей раз: все животные созданы

од­новременно и с самого начала разделены на виды. Не будем пространно

повторять уже сказанное не раз: наука придерживается совершенно иного

(эво­люционного) мнения.

Слово “скоты” - это перевод латинского слова, означающего “собственность”. В

ранних скотоводческих общинах главным мерилом богат­ства были стада домашних

животных - овцы, ко­зы. свиньи, верблюды, лошади, ослы и мулы. Однако со

временем в библейском тексте осталось слово “скоты “, под этим следует

понимать, как минимум, всех млекопитающих, которых можно одомаш­нить. в

отличие от диких зверей.

Разобранный стих также наводит на мысль, что некоторых млекопитающих

провидение с самого начала определило на роль домашнего скота. Разу­меется, в

действительности ничего подобного быть не могло: все виды животных

первоначально были дикими: одомашнивание некоторых представляло собой

трудоемкий процесс. Да и человечество пере­шло к одомашниванию диких животных

не так уж давно.

Под “гадами” авторы Библии разумеют всех нелетающих не млекопитающих. Это в

основном пресмыкающиеся (английское слово reptiles восхо­дит к латинскому

глаголу “ползать”) - змеи и ящерицы. А кроме того, земные амфибии - жабы,

нелетающие беспозвоночные - улитки, пауки, черви и прочие.

Продолжая схему рассуждений, предположим, что “звери земные”- это очевидно,

вообще все дикие млекопитающие.

В реальной истории развития жизни на Земле они появились на свет совсем не в

тот же отрезок времени, что другие обитатели суши. Первые животные заселили

ее около 400 миллионов лет назад, и не все, а только беспозвоночные

и земноводные. Около 180 миллионов лет назад появились первые млекопитающие-

маленькие и примитивные зверьки. Подлинное же царство млекопитающих наступило

спустя еще 110 миллионов лет, когда вымерли, уступив им сушу, гигантские

ящеры. И наконец, свой нынешний облик млекопитающие обрели всего 35 миллионов

лет назад.

5

Господь готов к свершению итогового акта творения. Все еще идет шестой день,

в который, напомню, сотворены животные души. Но, оказывается, не все,

осталось дать жизнь еще одному существу- даже и не животному в глазах авторов

Библии, а чему-то неизмеримо более значительному.

Значительность предстоящего финального актаподчеркивается тем

обстоятельством, что богу потребовался совет посторонних. Об этом сказано

вскользь, но примечательно, что раньше все команды шли от господа как бы в

пространство, не допускали обсуждений и выражены были исключительно в первом

лице.

Фраза ”сотворим...” действительно звучит так, словно всевышний обращается к

кому-то, хотя кто еще может выслушивать его приказание? В вавилонском мифе о

сотворении мира, который адаптировали авторы ”Жреческого кодекса”, бог отнюдь

не пребывает в одиночестве: фактически богов множество, и слово ”бог” в этом

источнике есть не что иное, как перевод еврейского ”Эло-хим” - множественного

числа от слова “бог”.

Конечно, допускать хоть в малом политеистическую интерпретацию истории

сотворения мира, как она изложена в ”Жреческом кодексе”,- значит, слишком

многого требовать от тех, кто рассматривает Библию как священную книгу. И

были предложены альтернативные объяснения. Фразу “сотворим...” (вместо

”сотворю...”), как и последующие употребления местоимения “наш”, следовало

понимать в смысле царственного “мы”. То есть смущающие покой верующего

слова как бы подчеркивали высокое происхождение говорящего или, наоборот,

служилибезликим штампом, принятым в научной литературе. Одно возражение,

правда, при этом не снимается: употребление этого самого “мы” по отношению к

единственному числу - изобретение новейшего времени, во всяком случае,

авторам Биб-лии оно было неведомо.

Можно сопротивляться “множественному числу и дальше, утверждая, что оно

употреблено с целью подчеркнуть гигантское множество функ­ций, выполняемых

божеством, его, так сказать, бесконечность. Но нетрудно догадаться, что это

скользкая дорожка, она прямиком ведет к призна­нию многобожия...

Что же остается в качестве возможного объяс­нения? Ангелы. Вполне могло

статься, что задолго до начала событий, описанных в первом стихе кни­ги

Бытие, господь сотворил свое собственное не­бесное государство, собрав при

дворе сонмы анге­лов. Тогда весь процесс творения, описанный в “Жреческом

кодексе”, проходил с их помощью, во всяком случае при их молчаливом

восхищении.

Если так, то финальное обращение “сотворим...” означает, что бог обращает их

внимание на особо виртуозную часть операции или на худой счет хо­чет

увериться, что никто из аудитории не отвле­кается и чуда не пропустит.

Представ­ление омножестве“придворных” ангелов в небес­ных чертогах возникло

позже. Точнее, в тот исто­рический период, когда евреи входили в состав

империи персов, среди которых преобладала дуа­листическая философия

мироздания. Во времена же, когда “Жреческий кодекс” обрел свою нынеш­нюю

форму, персидское влияние еще не прояви­лось в достаточной мере.

С точки зрения христиан, рассматривающих своего бога как троицу - отца, сына

и святого ду­ха. употребление множественного числа как раз легче всего

объяснимо. Это просто общение между всеми тремя ипостасями, их внутренняя

беседа... Очень интересная мысль, все как будто расстав­ляющая на свои места.

Если бы не одно “но”: нигде в Ветхом завете нет ни намека на то, что евреи

признавали идею троицы.

Можно объяснить возникающее противоречие прямолинейно, что называется “в

лоб”. Насколько мы знаем, любая примитивная религия с необхо­димостью

политеистична по своей природе. Прими­тивному человеку казалось вполне

естественным возложить ответственность за каждый из множе­ства природных

феноменов на вполне конкретное божество - по одному богу на явление природы.

Первый исторический персонаж, задумавшийся о едином боге, достаточно могучем,

чтобы контро­лировать и направлять все явления природы, был египетский фараон

Аменхотеп IV, принявший имя Эхнатон и правивший в 1419-1400 годах до нашей

эры. Правда, предпринятая им религиозная рефор­ма ненадолго пережила его

самого.

Израильские племена (колена) на раннем этапе тоже, вероятно, исповедовали

многобожие. Если и встречались отдельные монотеисты (до вавилон­ского плена

они неизменно составляли меньшин­ство), то еще на протяжении долгих столетий

им приходилось утверждать свои взгляды - без осо­бого, впрочем, успеха. В

Библии об этом сказано предостаточно... Но к моменту ее написания те. кто

взялся за это трудоемкое дело, были стойкими, несгибаемыми монотеистами, что,

естественно, по­требовало весьма основательного переписывания истории

еврейского народа в духе новейших моно­теистических воззрений. Ревизию

претерпели и многие изустные предания, охватывавшие период “до” известной,

зафиксированной в документах истории. Не всегда подобная процедура протекала

гладко: предания в их политеистической форме часто были широко известны, и

порой не было никакой возможности “выкинуть слово из песни”.

Вот почему израильтяне - как и все соседние народы, включая египтян, и нации,

населявшие Междуречье,- вынуждены были произносить ”боги”- вместо ”бог”

(”Элох” по-еврейски). Слово ”Элохим” настолько прижилось, что буквально

срослось в сознании верующих с понятием божества вообще. Поэтому, даже когда

авторы ”Жреческого кодекса” излагали строго монотеистическую версию

вавилонского мифа о сотворении мира, им ничего другого не оставалось, как

продолжать писать “Элохим” по отношению к единому богу.

Слово ”человек”- всего-навсего перевод с еврейского ”адам”. ”Адам””- не имя

собственное, как думают многие, но ставшее таковым за долгие годы.

Создание человеческого существа описано в Библии как заключительный акт в

семидневной драме сотворения мира. Не так далеко от истины, если взглянуть на

эту историю глазами ученого.

Первые приматы, многочисленный отряд млекопитающих, в который входит и

человек, появились на свет около 70 миллионов лет назад, вскоре после

исчезновения динозавров. Еще примерно 30 миллионов лет понадобилось, чтобы

избавиться от хвоста и стать похожим на современную обезьяну. А по истечении,

видимо, еще 20 миллионов лет возникло существо, в большей степени

напоминающее человека, чем обезьяну это был так называемый ”гоминид”.

Всего два миллиона лет назад он уже мог быть причислен к ”нашему”

биологическому роду- Ноmо. У Ноmо habilis - ”человека искусного”- мозг был

меньше нашего, но уже значительно превосходил по размерам мозг любой

обезьяны, жившей когда-либо на планете.

Около 150 тысяч лет назад на Земле появился первый представитель вида Ноmо

sарiеns - ”человек разумный”. Этих самых ранних наших предков обычно называют

неандертальцами: костная структура их скелета слегка отличается от нашей -

изменения небольшие, но заметные. И наконец 50 тысяч лет назад по планете

бродило существо, абсолютно ничем не отличающееся от нас - ”человек

современный”.

Он провел пока на Земле отрезок времени, равный 1/1400 времени существования

приматов, 1/70 000 существования вообще жизни на Земле, менее 1/90 000 ее

собственного времени ”жизни” и примерно 1/300 000 того времени, как

существует наша Вселенная.

Фраза ”...по образу Нашему [и] по подобию Нашему” тоже требует обсуждения.

Однако сегодня богословы интерпретируют ее следующим образом. Бог

намеревается снабдить человечество всеми качествами, которые присущи ему

одному и никакой иной, кроме человека, формежизни, будь то мощь разума или

способность к нравственным суждениям, бессмертная душа или способность

охватить сущность бога и служить ему.

Во всех ранних формах религии, однако, божества изображались обычно в виде

человека и вместе с тем иногда в образе животного, а порой и комбинации того

и другого. Лучшие изображения древних богов, хорошо знакомые нашей западной

культуре это греческие статуи. Они изображают не только совершенно

”человечных” богов, но и совершенных во всех качествах, какие человек только

может себе представить.

Мы немногим рискуем, предположив, что на раннем этапе израильтяне, подобно

всем окружав­шим их народам, представляли божества в виде человеческих

существ, хотя могли при надобности добавить к ним какие-то черты животных.

(Даже сегодня большинство представляет себе ангелов в виде людей в ночных

рубашках и с большими птичьими крыльями за спинами. А если мы обра­щаемся

мыслью к богу, то чаще всего имеем перед глазами облик, запечатленный

Микеланджело на потолке Сикстинской капеллы: суровый старец с распущенной

седой бородой.)

Вполне возможно, что авторы ”Жреческого кодекса”, формулируя свою мысль,

толковали сло­во “наше” буквально. Бог представал их вообра­жению в

человечьем облике - правда, конечно, сверхъестественно прекрасном и

ослепительном. Поэтому и созданные им напоследок по своему об­разу и подобию

человеческие существа должны резко отличаться от всех предыдущих форм жизни.

Наука, разумеется, в этом вопросе никакого принципиального различия между

человеком и животным не видит. Человек точно так же состоит из клеток, как и

все остальные формы жизни до бактерии включительно. Составляющие его

орга­низм ключевые молекулы суть нуклеиновые кис­лоты и белки, но их же мы

обнаружим во всех жи­вых организмах без исключения, даже в субкле­точных

вирусах.

С точки зрения физиологии человек в той же степени млекопитающее, что и все

остальные пред­ставители этого класса, в той же степени примат. что и

остальные представители этого вида. Более того. сходство между человеком, с

одной стороны, и шимпанзе и гориллой, с другой, столь детальнее

прослеживается в физиологии и биохимии, что загадкой является другое: как

могли незначитель­ные расхождения привести к появлению столь разнящихся

особей?

Путь эволюции, сформировав все остальные формы жизни, создал и человека.

Никаких допол­нительных качеств по сравнению с уже зафикси­рованными в

предшествовавших живых организ­мах человек не приобрел. Единственное

достойное упоминания различие между нами и другими жи­вотными - это

необычайно большой (относитель­но размеров тела) мозг и пара необычайно

ловких рук. Только благодаря им мы превзошли в своем развитии шимпанзе и

гориллу. Насколько - по­зволяют судить наша наука, искусство, филосо­фия и

филантропия, не говоря уж о наших престу­плениях и глупостях.

В настоящее время человек владычествует на планете и над большинством форм

живых орга­низмов: Библия настаивает, что так было изна­чально и стало так по

прямому указанию свыше. Человека-то и создавали как будущего хозяина, а все

остальное (и Землю, в частности) - как его слуг.

С точки зрения науки ничего подобного изначально быть не могло. До того, как

некто, едва ли претендующий называться человеком, но уже близкий к нему.

появился на Земле, ей самой мину­ло 4,6 миллиарда лет. Да и позже еще

миллионы лет прошли, пока первые гоминиды стали вы­деляться из животного

мира: в течение этих мил­лионов лет они в той же мере ”владычествова­ли” над

природой, в какой сегодня, скажем. шимпанзе.

Возможно, полмиллиона лет тому гоминиды (еще не существовало вида Ното

sарiеns) впервые открыли для себя огонь, и это воистину было пер­вым

открытием, к которому ни одно животное ни до, ни после и близко не подходило.

Когда на исторической сцене возник ”человек разумный”, качество орудий труда

(топоры, дро­тики. лук и стрелы) усовершенствовались настоль­ко. что люди

сообща уже в состоянии были убить животных, превосходящих человека по

размерам и физической силе. Считается, например, что мох­натых мамонтов на

территории современной Си­бири 10-20 тысяч лет назад истребили примитив­ные

охотники.

С тех пор вопрос, кто владычествует над жи­вотным миром, больше не поднимался

- если по­нимать под животным миром совокупность боль­ших существ. Правда, за

последние век-полтора мы значительно продвинулись вперед в понима­нии

законов, царящих в мире малых форм жизни (насекомые, черви-паразиты,

микроскопические возбудители болезней), но пока рано говорить о нашем полном

владычестве в этом мире. Да и ре­зультат такого ”владычества” сомнителен.

Более того, сейчас мы вплотную столкнулись с другой проблемой: насколько

мудро вообще тре­бовать от человека владычества над природой (ес­ли следовать

при этом букве и духу библейских текстов). Ведь оно уже привело к полному или

ча­стичному уничтожению многих видов растений и животных, и особенно тревожит

скорость роста этого процесса уничтожения. Под угрозой оказа­лось само

экологическое равновесие жизни на Зе­мле.

Человек также изменил и облик родной планеты. вырубив леса, распахав почву,

построив пло­тины и города, засорив вредоносными отходами своей деятельности

землю, воду и воздух. Все это делалось без особенных раздумий по поводу

буду­щих последствий, никого, похоже, не волновало, как все это отзовется на

жизни земной, и челове­ческой в частности. Как знать, не заложили ли мы уже

фундамент собственного уничтожения...

Поэтому сегодня все нелепее требовать выпол­нения библейского указания.

Нельзя настаивать на абсолютном следовании ему: людям более по­добает думать

о роли хранителей, сторожей их земного хозяйства, нежели примерять на себя

роль хозяев.



(C) 2009