Научная Петербургская Академия

Реферат: Образование, культура, сознание

Реферат: Образование, культура, сознание

План

1. Образование

1.1. Образование и наука стр.3

1.2. Целостное развитие человека в государстве стр.4

2. Философское понимание культуры

2.1. Культурные универсалии стр.7

2.2. Элементы культуры стр.10

2.3. Формы культуры стр.13

2.4. Культура и цивилизация стр.14

3. Сознание

3.1. Происхождение и сущность сознания стр.16

3.2. Структура сознания стр.18

3.3. Бессознательное как психический феномен стр.19

3.4. Экзистенциальность человека и его проблемы стр.20

в современной культуре

3.5. Общественное сознание, его структура стр.22

и пути формирования.

Заключение

Список литературы

1.Образование

1.1. Образование и наука

По­сколь­ку со­вре­мен­ный спе­циа­лист дол­жен быть под­го­тов­лен так,

что­бы все­гда быть го­то­вым ид­ти но­га в но­гу с про­грес­сом нау­ки и

тех­но­ло­гии, его об­ра­зо­ва­ние долж­но вос­пи­ты­вать в нем спо­соб­ность

как к ин­тел­лек­ту­аль­но­му твор­че­ст­ву, так и к ин­тел­лек­ту­аль­но

ак­тив­но­му вос­при­ятию сде­лан­но­го дру­ги­ми. По пря­мо­му смыс­лу

сло­ва, нау­ка - это то, че­му мож­но нау­чить или научить­ся, т. е.

пе­ре­дать (и по­лу­чить) зна­ние и уме­ние или же до­быть это зна­ние и

уме­ние са­мо­му. Об­ра­зо­ва­тель­ный про­цесс—это про­цесс пе­ре­да­чи и

по­лу­че­ния зна­ния и уме­ния, под­кре­п­лен­ный до­бы­чей оно­го. А

до­бы­ча зна­ния, соз­да­ние но­во­го зна­ния и уме­ния - это про­цесс

фун­да­мен­таль­но­го ис­сле­до­вания, при­чем без­от­но­си­тель­но к то­му -

при­клад­но­го или аб­ст­ракт­но­го. Для то­го что­бы этот про­цесс шел,

не­об­хо­ди­ма со­от­вет­ст­вую­щая ат­мо­сфе­ра, ат­мо­сфе­ра

ин­тел­лек­ту­аль­но­го лич­но­го об­ще­ния и не толь­ко в це­поч­ке

уче­ник—учи­тель, но и во взаи­мо­дей­ст­вии учи­тель - учи­тель, уче­ник -

уче­ник. Для это­го ну­жен уни­вер­си­тет.

Раз­ви­вая ин­фор­ма­ци­он­ные тех­но­ло­гии, мир, по край­ней ме­ре, мир

об­ра­бот­ки и пе­ре­да­чи зна­ния ухо­дит от идеи кам­пус -

цен­три­ро­ван­но­го уни­вер­си­те­та. К со­жа­ле­нию, все боль­шую

при­тя­га­тель­ность при­об­ре­та­ет идея вир­ту­аль­но­го уни­вер­си­те­та.

Но на­до по­нять, что об­ра­зо­ва­ние не мо­жет быть ре­аль­ным в

вир­ту­аль­ном ми­ре вир­ту­аль­ных ре­аль­но­стей.

А для че­го же нуж­но ре­аль­ное об­ра­зо­ва­ние? Для то­го что­бы

со­от­вет­ст­во­вать из­вест­ной мак­си­ме Воль­те­ра, что “толь­ко че­ло­век

об­ра­зо­ван­ный, че­ло­век про­све­щен­ный сво­бо­ден”? Или по­том, что, по

Бэ­ко­ну, - “зна­ние—си­ла”? Или, воз­вра­ща­ясь на зем­лю, по­то­му, что

че­ло­ве­че­ско­му об­ще­ст­ву нуж­на хо­ро­шо вы­пол­нен­ная слож­ная

ра­бо­та, тре­бую­щая, в свою оче­редь, хо­ро­шо об­ра­зо­ван­ных

ра­бот­ни­ков?

Хо­ро­шо об­ра­зо­ван­ные ра­бот­ни­ки мо­гут быть по­лу­че­ны толь­ко с

по­мо­щью сис­те­мы на­стоя­ще­го выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния. Да­вать выс­шее

об­ра­зо­ва­ние, - значит го­то­вить мо­ло­дых лю­дей к бу­ду­щей

дос­та­точ­но слож­ной ра­бо­те. При этом ра­бо­та, по­лу­чае­мая по

за­вер­ше­нии об­ра­зо­ва­ния, долж­на удов­ле­тво­рять как

ра­бо­то­да­те­ля, так и ра­бот­ни­ка.

Ра­бо­та идет ус­пеш­но, и все сто­ро­ны взаи­мо­дей­ст­вия ис­пы­ты­ва­ют

чув­ст­во удов­ле­тво­ре­ния, ес­ли мо­ло­дые ра­бот­ни­ки про­яв­ля­ют

твор­че­ское от­но­ше­ние к де­лу и са­мо­от­да­чу, ес­ли они чес­то­лю­би­вы

и при­том де­мон­ст­ри­ру­ют ко­манд­ный дух. Эти ка­че­ст­ва очень важ­ны.

Ими дол­жен об­ла­дать лю­бой че­ло­век. Но они не мо­гут быть по за­ка­зу

или при­ка­зу вло­же­ны в мо­ло­до­го че­ло­ве­ка. Они долж­ны быть раз­ви­ты

в про­цес­се обу­че­ния, долж­но быть раз­ви­то то доб­рое, что в

за­ро­ды­ше­вой фор­ме су­ще­ст­ву­ет в ка­ж­дом че­ло­ве­ке. По су­ще­ст­ву

это—во­прос не об­ра­зо­ва­ния, а вос­пи­та­ния, во­прос фор­ми­ро­ва­ния

це­ло­ст­ной лич­но­сти.

Но это­го ма­ло. Для ус­пеш­но­сти ра­бо­ты и удов­ле­тво­рен­но­сти

ра­бо­то­да­те­ля и ра­бот­ни­ка мо­ло­дые лю­ди, при­сту­пая к ра­бо­те,

долж­ны иметь пол­ную ин­фор­ма­цию обо всех, в том чис­ле но­вей­ших

дос­ти­же­ни­ях в сво­ей об­лас­ти и об­ла­дать дос­та­точ­но глу­бо­ки­ми

зна­ния­ми со­от­вет­ст­вую­щих фун­да­мен­таль­ных на­ук, умея все это

при­ме­нить к де­лу. Та­кая по­ста­нов­ка во­про­са тра­ди­ци­он­на для

ака­де­ми­че­ской об­ще­ст­вен­но­сти.

За­да­ча фор­му­ли­ру­ет­ся пре­дель­но яс­но: нау­чить мо­ло­дых лю­дей

при­ме­нять весь ар­се­нал со­вре­мен­ных на­уч­ных ме­то­дов для

дос­ти­же­ния тре­буе­мых ре­зуль­та­тов в кон­крет­ной об­лас­ти, лег­ко

адап­ти­ру­ясь при этом к ме­няю­щим­ся ус­ло­ви­ям.

Ре­ше­на эта за­да­ча мо­жет быть толь­ко на ба­зе проч­но­го

фун­да­мен­таль­но­го об­ра­зо­ва­ния. Ла­зер­ные тех­но­ло­гии,

био­тех­но­ло­гии, ин­фор­ма­ци­он­ные тех­но­ло­гии, тех­но­ло­гии

со­вре­мен­ных ма­те­риа­лов по­ка­зы­ва­ют, - что для то­го что­бы в на­ше

вре­мя стать, ска­жем, хо­ро­шим ин­же­не­ром, не­об­хо­ди­мо по­лу­чить

хо­ро­шее фун­да­мен­таль­ное об­ра­зо­ва­ние. Обу­че­ние фун­да­мен­таль­ным

нау­кам долж­но тес­но со­сед­ст­во­вать с соб­ст­вен­ны­ми

фун­да­мен­таль­ны­ми ис­сле­до­ва­ния­ми.

Здесь вста­ет за­ко­но­мер­ный во­прос: а за­чем то­му же ин­же­не­ру

фун­да­мен­таль­ное зна­ние? Раз­ве не дос­та­точ­но кон­крет­но­го,

ре­цеп­тур­но­го зна­ния, зна­ния - уме­ния де­лать ве­щи, ис­хо­дя из

прак­ти­ки де­ла? Осо­бен­но, ес­ли в про­цес­се об­ра­зо­ва­ния изу­чить

тща­тель­но и кон­цен­три­ро­ван­но, да­же обоб­щен­но всю пре­ды­ду­щую

прак­ти­ку, до су­ти де­ла от­но­ся­щую­ся. Хо­чет­ся на­де­ять­ся, что

от­вет на этот во­прос пред­став­ля­ет­ся са­мо­оче­вид­ным.

К со­жа­ле­нию, это не все­гда так. Ведь путь по­сте­пен­но­го

при­об­ре­те­ния фун­да­мен­таль­ной нау­кой при­клад­но­го ка­че­ст­ва

до­лог и тер­нист. Об­ще­ст­во, жи­ву­щее сию­ми­нут­ны­ми ин­те­ре­са­ми, не

склон­но под­дер­жи­вать имен­но фун­да­мен­таль­ную ком­по­нен­ту

об­ра­зо­ва­ния. Оно, об­ще­ст­во, со скри­пом го­то­во об­су­ж­дать во­прос

о кад­ро­вом обес­пе­че­нии на­уч­но-тех­ни­че­ско­го про­грес­са, о

кад­ро­вом со­про­во­ж­де­нии раз­во­ро­та ра­бот по соз­да­нию

тех­но­ло­ги­че­ской ба­зы это­го про­грес­са, но оно и слы­шать не хо­чет об

опе­ре­жаю­щем со­про­во­ж­де­нии, о ра­бо­те на пер­спек­ти­ву, что

воз­мож­но толь­ко на ос­но­ве фун­да­мен­таль­ной нау­ки.

Фун­да­мен­таль­ная нау­ка внут­рен­не спо­соб­на к кад­ро­во­му

са­мо­вос­про­извод­ст­ву. Для то­го что­бы эта ре­про­дук­тив­ная

спо­соб­ность нау­ки не бы­ла по­дав­ле­на, не­об­хо­ди­мы как ин­сти­ту­ты

эли­тар­но­го фун­да­мен­таль­но­го об­ра­зо­ва­ния, по­доб­ные

мо­с­ков­ско­му физ­те­ху, так и со­от­вет­ст­вую­щий уро­вень

ма­те­ма­ти­че­ской ес­те­ст­вен­но­на­уч­ной и гу­ма­ни­тар­ной

фун­да­мен­таль­но­сти во всей ши­ро­кой се­ти выс­ших учеб­ных за­ве­де­ний

стра­ны.

1.2. Целостное развитие человека в государстве

Пер­вич­ным в по­ни­ма­нии при­ро­ды нау­ки яв­ля­ет­ся ее воз­дей­ст­вие на

са­мо­го че­ло­ве­ка, на сис­те­му его ин­те­ре­сов, по­треб­но­стей и

воз­мож­но­стей к дей­ст­вию в ор­га­ни­за­ции сво­его бы­тия и его

со­вер­шен­ст­во­ва­ния. Нау­ка не есть не­что внеш­нее по от­но­ше­нию к

сущ­но­сти че­ло­ве­ка, она, ско­рее, свя­за­на, так ска­зать, с са­мой его

су­тью. По­след­няя вы­ра­жа­ет­ся, пре­ж­де все­го, в по­треб­но­стях

че­ло­ве­ка. Имен­но по­треб­но­сти, их так или ина­че упо­ря­до­чен­ные

сис­те­мы оп­ре­де­ля­ют то, что мож­но на­звать фе­но­ме­ном че­ло­ве­ка.

По­треб­но­сти че­ло­ве­ка весь­ма раз­но­об­раз­ны, ие­рар­хи­че­ски

ор­га­ни­зо­ва­ны и ис­то­ри­че­ски мно­гие из них об­нов­ля­ют­ся. В на­ше

вре­мя при­ня­то вы­де­лять три ви­да ба­зис­ных по­треб­но­стей:

ви­таль­ные (био­ло­ги­че­ские), со­ци­аль­ные (при­над­леж­ность к

оп­ре­де­лен­ной груп­пе) и по­зна­ния. “По­след­нюю груп­пу ис­ход­ных

по­треб­но­стей, - пи­шут П. В. Си­мо­нов и П. М. Ер­шов, - со­став­ля­ют

иде­аль­ные по­треб­но­сти по­зна­ния ок­ру­жаю­ще­го ми­ра и сво­его мес­та

в нем, по­зна­ния смыс­ла и на­зна­че­ния сво­его су­ще­ст­во­ва­ния на

зем­ле как пу­тем при­свое­ния уже имею­щих­ся куль­тур­ных цен­но­стей, так

и за счет от­кры­тия со­вер­шен­но но­во­го, не­из­вест­но­го

пред­ше­ст­вую­щим по­ко­ле­ни­ям. По­зна­вая дей­ст­ви­тель­ность, че­ло­век

стре­мит­ся уяс­нить пра­ви­ла и за­ко­но­мер­но­сти, ко­то­рым под­чи­нен

ок­ру­жаю­щий мир. Его за­га­доч­ность так труд­но пе­ре­но­сит­ся

че­ло­ве­ком, что он го­тов на­вя­зать ми­ру ми­фи­че­ское,

фан­та­сти­че­ское объ­яс­не­ние, лишь бы из­ба­вить­ся от бре­ме­ни

не­по­ни­ма­ния, да­же ес­ли это не­по­ни­ма­ние не­по­сред­ст­вен­но не

гро­зит ему ни го­ло­дом, ни опас­но­стью для жиз­ни”.[5]

Весь­ма важ­но от­ме­тить, что по­треб­ность по­зна­ния не яв­ля­ет­ся

про­из­вод­ной от био­ло­ги­че­ской и со­ци­аль­ной по­треб­но­стей, а ве­дет

свое про­ис­хо­ж­де­ние от уни­вер­саль­ной, свой­ст­вен­ной все­му жи­во­му

по­треб­но­сти в ин­фор­ма­ции. По­след­нее на­хо­дит свое от­ра­же­ние,

на­при­мер, в том, что В. А. Эн­гель­гардт к чис­лу ат­ри­бу­тов жиз­ни

от­но­сил уз­на­ва­ние. Ес­ли не при­зна­вать стрем­ле­ние к по­зна­нию в

ка­че­ст­ве ба­зис­ной по­треб­но­сти че­ло­ве­ка, то ее ни­шу зай­мут иные,

вспо­мо­га­тель­ные по­треб­но­сти, сре­ди ко­то­рых осо­бо аг­рес­сив­на

во­ля к вла­сти. “По­ка мы не при­зна­ем, - пи­шет Г. Баш­ляр, - что в

глу­би­нах че­ло­ве­че­ской ду­ши при­сут­ст­ву­ет стрем­ле­ние к по­зна­нию,

по­ни­мае­мо­му как долг, мы бу­дем склон­ны рас­тво­рять это стрем­ле­ние в

ниц­ше­ан­ской во­ле к вла­сти”.[6]

Удов­ле­тво­ряя и раз­ви­вая по­треб­но­сти по­зна­ния, че­ло­век де­ла­ет

воз­мож­ным свое ком­плекс­ное, це­ло­ст­ное раз­ви­тие. Нау­ка соз­да­ет

иде­аль­ный мир, сис­те­му иде­аль­ных пред­став­ле­ний о ми­ре, пред­ва­ряя

этим прак­ти­че­ские дей­ст­вия. Тем са­мым нау­ка ха­рак­те­ри­зу­ет­ся

ря­дом взаи­мо­до­пол­няю­щих функ­ций в жиз­не­дея­тель­но­сти и лич­но­сти,

и об­ще­ст­ва. При об­щей оцен­ке иде­аль­но­го ми­ра, ми­ра зна­ний осо­бо

об­ра­ща­ют вни­ма­ние на два ас­пек­та. Пре­ж­де все­го, от­ме­ча­ет­ся, что

во­вле­че­ние в на­уч­ную дея­тель­ность, при­об­ще­ние к сфе­ре зна­ний

по­вы­ша­ет и об­щую куль­ту­ру че­ло­ве­ка. Как ска­зал А. Пу­ан­ка­ре: “

Че­ло­век не мо­жет от­ка­зать­ся от зна­ния, не опус­ка­ясь, по­это­му-то

ин­те­ре­сы нау­ки свя­щен­ны.[7] Дан­ная оцен­ка нау­ки до­пол­ня­ет­ся ее

ха­рак­те­ри­сти­кой как стра­те­ги­че­ско­го ре­сур­са об­ще­ст­ва. “В

ка­че­ст­ве по­ка­за­те­ля на­цио­наль­но­го бо­гат­ст­ва, - пи­шет А.Б.

Ми­гдал, - вы­сту­па­ют не за­па­сы сы­рья или циф­ры про­из­вод­ст­ва, а

ко­ли­че­ст­во спо­соб­ных к на­уч­но­му твор­че­ст­ву лю­дей”.[8]

В раз­ви­тии нау­ки во­пло­ще­на, пре­ж­де все­го, эво­лю­ция мыш­ле­ния

че­ло­ве­ка, его ин­тел­лек­та. Имен­но нау­ка ра­ди­каль­ным об­ра­зом

со­дей­ст­ву­ет ста­нов­ле­нию и обо­га­ще­нию аб­ст­ракт­но-ло­ги­че­ско­го

мыш­ле­ния, де­лая его все бо­лее утон­чен­ным и изо­щрен­ным. Вме­сте с

тем при­ро­да че­ло­ве­ка да­ле­ко не сво­дит­ся к мыс­ли­тель­ной

дея­тель­но­сти. Важ­ней­шей ха­рак­те­ри­сти­кой жиз­не­дея­тель­но­сти

че­ло­ве­ка яв­ля­ет­ся ее эмо­цио­наль­но-нрав­ст­вен­ный ас­пект,

пред­став­ле­ния о ко­то­ром во­пло­ще­ны глав­ным об­ра­зом в ис­кус­ст­ве.

Со­от­вет­ст­вен­но это­му взаи­мо­дей­ст­вие нау­ки и ис­кус­ст­ва

обу­слов­ли­ва­ет це­ло­ст­ное раз­ви­тие че­ло­ве­че­ской лич­но­сти, по

мень­шей ме­ре, ее ду­хов­но­го ми­ра.

Нау­ка есть по­сти­же­ние ми­ра, в ко­то­ром мы жи­вем. Со­от­вет­ст­вен­но

это­му нау­ку при­ня­то оп­ре­де­лять как вы­со­ко­ор­га­ни­зо­ван­ную и

вы­со­ко­спе­циа­ли­зи­ро­ван­ную дея­тель­ность по про­из­вод­ст­ву

объ­ек­тив­ных зна­ний о ми­ре, вклю­чаю­щем и са­мо­го че­ло­ве­ка. Вме­сте

с тем про­из­вод­ст­во зна­ний в об­ще­ст­ве не са­мо­дос­та­точ­но, оно

не­об­хо­ди­мо для под­дер­жа­ния и раз­ви­тия жиз­не­дея­тель­но­сти

че­ло­ве­ка. Что­бы по­лу­чить хо­ро­шую ра­бо­ту, мо­ло­дой че­ло­век

дол­жен про­де­мон­ст­ри­ро­вать пол­ное и жи­вое зна­ние то­го, что и как

де­ла­ет­ся пря­мо сей­час в из­бран­ной им об­лас­ти че­ло­ве­че­ской

ак­тив­но­сти. Что­бы удер­жать это ра­бо­чее ме­сто че­рез пять лет по­сле

окон­ча­ния уни­вер­си­те­та, он дол­жен быть фун­да­мен­таль­но об­ра­зо­ван

с тем, что­бы на этом фун­да­мен­те уметь по­стро­ить но­вое зда­ние но­во­го

кон­крет­но­го зна­ния в со­от­вет­ст­вии с но­вы­ми тре­бо­ва­ния­ми дня.

Что­бы че­рез де­сять - пят­на­дцать - два­дцать лет стать ли­де­ром,

ру­ко­во­ди­те­лем не по вы­слу­ге лет и по фор­ме, а по су­ти де­ла,

вы­пу­ск­ник уни­вер­си­те­та дол­жен быть фун­да­мен­таль­но об­ра­зо­ван в

гу­ма­ни­тар­ной об­лас­ти, в об­лас­ти на­ук о че­ло­ве­ке, на­ук

со­ци­аль­ных.

Рос­сия мо­жет иметь дос­той­ное бу­ду­щее лишь на пу­ти со­хра­не­ния и

раз­ви­тия об­ра­зо­ва­ния и соз­да­ния но­вых со­вер­шен­ных тех­но­ло­гий.

Все­сто­рон­няя об­ра­зо­ван­ность на­се­ле­ния - глав­ная опо­ра нау­ки.

Фун­да­мен­таль­ная нау­ка от­ве­ча­ет это­му ус­ло­вию.

2.Философское понимание культуры

2.1.Культурные универсалии

Слово “культура” происходит от латинского слова colere, что означает

культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало

обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом, возник

термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали

употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался

изяществом манер и начитанностью, его считали “культурным”. Тогда этот термин

применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от

“некультурного” простого народа. Немецкое слово Kultur также означало высокий

уровень цивилизации. В нашей сегодняшней жизни слово “культура” все еще

ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием.

Современное научное определение культуры отбросило аристократические оттенки

этого понятия. Оно символизирует убеждения, ценности и выразительные средства

(применяемые в литературе и искусстве), которые являются общими для какой-то

группы; они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов

этой группы. Верования и взгляды подгруппы часто называют субкультурой.

Усвоение культуры осуществляется с помощью научения. Культура создается,

культуре обучаются. Поскольку, она не приобретаемая биологическим путем,

каждое поколение воспроизводит её и передает следующему поколению. Этот

процесс является основой социализации. В результате усвоения ценностей,

верований, норм, правил и идеалов происходят формирование личности ребенка и

регулирование его поведения. Если бы процесс социализации прекратился в

массовом масштабе, это привело бы к гибели культуры.

Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной

степени регулирует их поведение.

О том, насколько важна культура для функционирования индивида и общества,

можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией.

Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых детей джунглей,

которые оказались полностью лишенными общения с людьми, свидетельствует о

том, что без социализации люди не способны усвоить упорядоченный образ жизни,

овладеть языком и научиться добывать средства к существованию. В результате

наблюдения за несколькими “существами, не проявлявшими никакого интереса к

тому, что происходило вокруг, которые ритмично раскачивались взад и вперед,

словно дикие звери в зоопарке”, шведский натуралист XVIII в. Карл Линней

сделал вывод, что они являются представителями особого вида. Впоследствии

ученные поняли, что у этих диких детей не произошло развития личности, для

которого необходимо общение с людьми. Это общение стимулировало бы развитие

их способностей и становление их “человеческих” личностей.

Если культура регулирует поведение людей, можем ли мы зайти так далеко, чтобы

назвать ее репрессивной? Часто культура действительно подавляет побуждения

человека, но она не исключает их полностью. Она скорее определяет условия,

при которых они удовлетворяются. Способность культуры управлять человеческим

поведением ограничена по многим причинам. Прежде всего, небеспредельны

биологические возможности человеческого организма. Простых смертных нельзя

научить перепрыгивать через высокие здания, даже если общество высоко ценит

такие подвиги. Точно также существует предел знаний, который может усвоить

человеческий мозг.

Факторы окружающей среды также ограничивают воздействие культуры. Например,

засуха или извержения вулкана могут нарушить сложившийся способ земледелия.

Факторы окружающей среды могут препятствовать формированию некоторых моделей

культуры. Согласно обычаям людей, живущих в тропических джунглях с влажным

климатом, не принято в течение длительного времени возделывать определенные

участки земли, поскольку на них нельзя долго получать высокие урожаи

зерновых.

Поддержание устойчивого общественного порядка также ограничивает влияние

культуры. Само выживание общества диктует необходимость осуждения таких

поступков, как убийство, воровство и поджог. Если бы эти поступки получили

широкое распространение, стало бы невозможным сотрудничество между людьми,

необходимое для собирания или производства продуктов питания, обеспечения

жильем и осуществления других важных видов деятельности.

Другая важная часть культуры состоит в том, что культурные ценности

формируются на основе отбора определенных видов поведения и опыта людей.

Каждое общество осуществило свой отбор культурных форм. Каждое общество с

точки зрения другого пренебрегает главным и занимается маловажными делами. В

одной культуре материальные ценности едва признаются, в другой они оказывают

решающее влияние на поведение людей. В одном обществе к технологии относятся

с невероятным пренебрежением, даже в сферах, необходимых для выживания людей;

в другом аналогичном обществе постоянно совершенствующаяся технология

соответствует требованиям времени. Но каждое общество создает огромную

культурную надстройку, которая охватывает всю жизнь человека - и юность, и

смерть, и память о нем после смерти.

В результате такого отбора прошлые и нынешние культуры совершенно различны. В

некоторых обществах считали войну самой благородной деятельностью человека. В

других ее ненавидели, а представители третьих не имели о ней представления. В

соответствии с нормами одной культуры женщина имела право выходить замуж за

своего родственника. Нормы другой культуры это решительно запрещают. В нашей

культуре галлюцинации считаются симптомом психического заболевания. Другие

общества расценивают ”мистические видения” как высшую форму сознания. Короче

говоря, существует великое множество различий между культурами.

Даже беглое соприкосновение с двумя или несколькими культурами убеждает, что

различиям между ними нет числа. Мы и Они ездим по разным сторонам, Они

говорят на ином языке. У нас разные мнения о том, какое поведение безумное, а

какое нормальное, у нас разные понятия добродетельной жизни. Значительно

труднее определить общие черты, свойственные всем культурам, - культурные

универсалии.

Социологи выделяют более 60 культурных универсалей. К ним относятся спорт,

украшение тела, совместный труд, танцы, образование, похоронные ритуалы,

обычай дарить подарки, гостеприимство, запреты кровосмешения, шутки, язык

религиозные обряды, изготовление орудий труда и попытки влиять на погоду.

Однако для разных культур могут быть характерно разные виды спорта, украшений

и т.д. Окружающая Среда является одним из факторов, вызывающие эти различия.

Кроме того, все культурные особенности обусловлены историей определенного

общества и формируется в результате уникального развития событий. На основе

разных видов культур возникли разные виды спорта, запреты на кровные браки и

языки, но главное - в той или иной форме они имеются в каждой культуре.

Почему существуют культурные универсалии? Некоторые антропологи считают, что

они формируются на основе биологических факторов. К ним относятся наличие

двух полов; беспомощность младенцев; потребность в пище и тепле; возрастные

различия между людьми; усвоение разных навыков. В связи с этим возникают

проблемы, которые надо решать на основе данной культуры. Определенные

ценности и образы мышления также являются универсальными. В каждом обществе

запрещено убийство и осуждается ложь, ни в одном из них не одобряется

страдание. Все культуры должны способствовать удовлетворению определенных

физиологических, социальных и психологических потребностей, хотя в частности

возможны разные варианты.

В обществе возникает тенденция судить о других культурах с позиции

превосходства своей собственной. Эта тенденция называется - энтоцентризмом.

Принципы этноцентризма находят отчетливое выражение в деятельности

миссионеров, которые стремятся обратить, “варваров” в свою веру. Этноцентризм

связан с ксенофобией - страхом и неприязнью к чужим взглядам и обычаям.

Этноцентризмом отмечена деятельность первых антропологов. Они были склонны

сравнивать все культуры со своей, которую считали самой передовой. По мнению

американского социолога Уильяма Грем Самнера культуру можно понять только на

основе анализа ее собственных ценностей , в ее собственном контексте. Такая

точка зрения называется культурным релятивизмом. Читатели книги Самнера были

потрясены, прочитав, что людоедство и детоубийство имели смысл в тех

обществах, где практиковались подобные обычаи.

Культурный релятивизм способствует пониманию тонких различий между близкими

культурами. Например, в Германии двери в учреждении всегда плотно закрыты,

чтобы разъединить людей. Немцы считают, что иначе служащие отвлекаются от

работы. Наоборот, в США двери кабинетов обычно открыты. Американцы, которые

работают в Германии, часто жаловались, что закрытые двери вызывали у них

ощущение неприветливости окружающих и чувство отчуждения. Закрытая дверь для

американца имеет совсем не тот смысл, что для немца.

Культура — цемент здания общественной жизни. И не только потому, что она

передается от одного человека к другому в процессе социализации и контактов с

другими культурами, но также и потому, что формирует у людей чувство

принадлежности к определенной группе. По всей видимости, члены одной

культурной группы в большей мере испытывают взаимопонимание, доверяют и

сочувствуют друг другу, чем посторонним. Их общие чувства отражены в сленге и

жаргоне, в любимых блюдах, моде и других аспектах культуры.

Культура не только укрепляет солидарность между людьми, но и является

причиной конфликтов внутри групп и между ними. Это можно проиллюстрировать на

примере языка, главного элемента культуры. С одной стороны, возможность

общения способствует сплочению членов социальной группы. Общий язык

объединяет людей. С другой - общий язык исключает тех, кто не говорит на

этом языке или говорит на нем несколько иначе. В Великобритании

представители различных общественных классов употребляют несколько

отличающиеся формы английского языка. Хотя все владеют “английским языком”,

некоторые группы употребляют “более правильный” английский, чем другие. В

Америке имеется буквально тысяча и одна разновидностей английского языка.

Кроме того, социальные группы отличаются друг от друга своеобразием

жестикуляции, стиля одежды и культурных ценностей. Все это может стать

причиной конфликтов между группами.

2.2.Элементы культуры.

По мнению антропологов, культура состоит из четырех элементов.

1. Понятия (концепты). Они содержатся главным образом в языке. Благодаря им

становиться возможным упорядочить опыт людей. Например, мы воспринимаем

форму, цвет и вкус предметов окружающего мира, но в разных культурах мир

организован по разному.

В языке жителей Тробриандских островов одно слово обозначает шесть различных

родственников: отца, брата отца, сына сестры отца, сына сестры матери отца,

сына дочери сестры отца, сына сына брата отца отца и сына сына сестры отца

отца. В английском языке даже отсутствуют слова, обозначающие четырех

последних родственников.

Это различие между двумя языками объясняется тем, что для жителей

Тробриандских островов необходимо слово, охватывающее всех родственников, к

которым принято относиться особым почтением. В английском и американском

обществах сложилась менее сложная система родственных связей, поэтому у

англичан нет необходимости в словах, обозначающих таких дальних

родственников.

Таким образом, изучение слов языка позволяет человеку ориентироваться в

окружающем мире посредством отбора организации своего опыта.

2. Отношения. Культуры не только выделяют те или иные части мира с помощью

понятий, но также выявляют, как эти составные части связаны между собой - в

пространстве и времени, по значению (например, черное противоположно белому),

на основе причинной обусловленности (“пожалеть розгу - испортить ребенка”). В

нашем языке имеются слова, обозначающие землю и солнце, и мы уверены, что

земля вращается вокруг солнца. Но до Коперника люди верили, что дело обстоит

наоборот. Культуры часто по-разному истолковывают взаимосвязи.

Каждая культура формирует определенные представления о взаимосвязях между

понятиями, относящимися к сфере реального мира и к сфере сверхъестественного.

3. Ценности. Ценности - это общепринятые убеждения относительно целей, к

которым человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных

принципов.

Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на

поле боя, художественному творчеству, аскетизму), и каждый общественный строй

устанавливает, что является ценностью, а что не является.

4. Правила. Эти элементы (в том числе и нормы) регулируют поведение людей в

соответствии с ценностями определенной культуры. Например, наша

законодательная система включает множество законов, запрещающих убивать,

ранить других людей или угрожать им. Эти законы отражают, насколько высоко мы

ценим жизнь и благосостояние личности. Точно так же у нас существуют десятки

законов, запрещающих кражу со взломом, присвоение чужого имущества, порчу

собственности и пр. В них отражено наше стремление к защите личной

собственности.

Ценности не только сами нуждаются в обосновании, но и, в свою очередь, сами

могут служить обоснованием. Они обосновывают нормы или ожидания и стандарты,

реализующиеся в ходе взаимодействия между людьми.

Нормы могут представлять собой стандарты поведения. Но почему люди склонны

подчиняться им, даже если это не соответствует их интересам? Во время сдачи

экзамена студент мог бы списать ответ у соседа, но боится получить плохую

отметку. Это один из нескольких потенциально сдерживаемых факторов.

Социальные поощрения (например, уважение) стимулируют соблюдение нормы,

требующей от студентов честности. Социальные наказания или поощрения,

способствующие соблюдению норм, называются санкциями. Наказания, сдерживающие

людей от определенных поступков, называются негативными санкциями. К ним

относятся штраф, тюремное заключение, выговор и др. Позитивными санкциями

(например, денежное вознаграждение, наделение властью, высокий престиж)

называют поощрения за соблюдение норм.

В теориях культуры всегда важное место отводилось языку. Язык можно

определить как систему коммуникации, осуществляемую с помощью звуков и

символов, значения которых условны, но имеют определенную структуру.

Язык - явление социальное. Им нельзя овладеть вне социального взаимодействия,

т.е. без общения с другими людьми. Хотя процесс социализации в значительной

мере основан на имитации жестов - кивков, манеры улыбаться и хмуриться, -

язык служит основным средством передачи культуры. Другой его важной чертой

является то, что на родном языке практически невозможно разучиться говорить,

если его основной словарный запас, правила речи и структуры усвоены в

возрасте восьми или десяти лет, хотя многие другие аспекты опыта человека

могут быть полностью забыты. Это свидетельствует о высокой степени

приспособляемости языка к потребностям человека; без него общение между

людьми осуществлялось бы значительно примитивнее.

Язык включает правила Вам, конечно, известно, что существует правильная и

неправильная речь. В языке имеется множество подразумеваемых и формальных

правил, определяющих способы сочетания слов для выражения нужного смысла.

Грамматикой называется система общепринятых правил, на основе которых

используется и развивается стандартный язык. Вместе с тем часто наблюдаются

отклонения от грамматических правил, связанные с особенностями различных

диалектов и жизненных ситуаций.

Язык участвует также в процессе приобретения у организации опыта людей.

Антрополог Бенджамин Ли Уорф показал, что многие понятия кажутся нам “само

собой разумеющимися” только потому, что они укоренились в нашем языке. “Язык

делит природу на части, формирует понятия о них и придает им значения главным

образом потому, что мы пришли к соглашению организовать их именно таким

образом. Это соглашение ... закодировано в моделях нашего языка”. Оно

обнаруживается особенно явственно при сравнительном анализе языков. Мы уже

знаем, что цвета и родственные отношения в различных языках обозначаются по-

разному. Иногда в одном языке имеется слово, которое полностью отсутствует в

другом.

При употреблении языка требуется соблюдение его основных грамматических

правил. Язык организует опыт людей. Поэтому, как и вся культура в целом, он

вырабатывает общепринятые значения. Коммуникация возможна только лишь при

наличии значений, которые принимаются, используются ее участниками и поняты

им. В самом деле, наше общение между собой в повседневной жизни во многом

обусловлено нашей уверенностью , что мы понимаем друг друга.

Трагедия умственных расстройств типа шизофрении состоит, прежде всего, в том,

что больные не могут общаться с другими людьми и оказываются оторванными от

общества.

Общий язык также поддерживает сплоченность общества. Он помогает людям

координировать свои действия благодаря убеждению или осуждению друг друга.

Кроме того, между людьми, говорящими на одном языке, почти автоматически

возникают взаимопонимание и сочувствие. В языке находят отражение общие

знания людей о традициях, сложившихся в обществе, и текущих событиях. Короче

говоря, он способствует формированию чувства группового единства, групповой

идентичности. Руководители развивающихся стран, где существуют племенные

диалекты, стремятся к тому, чтобы был принят единый национальный язык, чтобы

он распространялся среди групп, не говорящих на нем, понимая значение данного

фактора для сплочения всей нации и борьбы с племенной разобщенностью.

Хотя язык является могучей объединяющей силой, в то же время он способен и

разобщать людей. Группа, использующая данный язык, считает всех, говорящих на

нем, своими, а людей, говорящих на других языках или диалектах, - чужими.

Язык - главный символ антагонизма между англичанами и французами,

проживающими в Канаде. Борьба между сторонниками и противниками системы

преподавания на двух языках (английском и испанском) в некоторых районах США

свидетельствует, что язык может быть важной политической проблемой.

Антропологи конца XIX в. были склонны сравнивать культуру с огромной

коллекцией “обрезков и лоскутков”, не имеющих между собой особых связей и

собранных по воле случая. Бенедикт (1934) и другие антропологи XX в.

утверждают, что формирование различных моделей одной культуры осуществляется

на основе единых принципов.

Истина, наверное, где-то посередине культуры действительно имеют

преобладающие черты, но ими не исчерпывается ни одна культура, есть еще и

многообразие, и конфликты.

Можно выделить по крайней мере три вида конфликтов, связанных с развитием

культуры: аномию, культурное запаздывание и чуждое влияние.

Термин “аномия”, обозначающий нарушение единства культуры в связи с

отсутствием ясно сформулированных социальных норм, был впервые введен Эмилем

Дюркгеймом еще в 90-е годы прошлого столетия. В то время аномия была вызвана

ослаблением влияния религии и политики о повышением роли торгово-промышленных

кругов. Эти перемены повлекли за собой распад системы нравственных ценностей,

которая в прошлом отличалась устойчивостью. С тех пор обществоведы

неоднократно отмечали, что рост преступности, увеличение числа разводов

происходили в результате нарушения единства и культуры, особенно в связи с

неустойчивостью религиозных и семейных ценностей.

В начале века Уильям Филдинг Огборн (1922) ввел понятие культурного

запаздывания. Оно наблюдается, когда перемены в материальной жизни общества

опережают трансформацию нематериальной культуры (обычаи, убеждения,

философские системы, законы и формы правления). Это приводит к постоянному

несоответствию между развитием материальной и нематериальной культуры, и в

результате возникает множество нерешенных социальных проблем. Например,

прогресс в деревообрабатывающей промышленности связан с уничтожением обширных

лесных массивов. Но постепенно общество осознает жизненную необходимость их

сохранения. Точно также изобретение современных машин привело к значительному

росту несчастных случаев на производстве. Прошло много времени, прежде чем

было введено законодательство, предусматривающее компенсацию за

производственную травму.

Третий вид культурного конфликта, вызванного господством чужой культуры,

наблюдался в доиндустриальных обществах, которые подверглись колонизации со

стороны народов Европы. Согласно исследованиям Б.К. Малиновского (1945),

множество противоположных элементов культуры тормозило процесс национальной

интеграции в этих обществах. Изучая общества Южной Африки, Маниловский выявил

конфликт между двумя культурами, сформированными в совершенно различных

условиях.

Социальная жизнь туземцев до колонизации составляла единое целое. На основе

племенной организации общества одновременно сформировались система

родственных связей, экономический и политический уклад и даже приемы ведения

войны. Культура колониальных держав, главным образом Великобритании, возникла

в других условиях. Но когда европейские ценности были навязаны туземцам,

произошло не объединение двух культур, а их неестественное, чреватое

напряженностью смешение. По мнению Малиновского эта смесь оказалась

неустойчивой. Он правильно предсказал, что предстоит длительная борьба между

этими двумя культурами, которая не прекратится и после того, как колонии

обретут независимость. Она будет поддерживаться стремлением африканцев

преодолеть напряженность в своей культуре. В то же время Маниловский верил,

что в конечном итоге победят западные ценности.

Таким образом, модели культуры формируются в ходе постоянной борьбы между

противоположными тенденциями - к объединению и разъединению.

2.3.Формы культуры

В большинстве европейских обществ к началу XX в. сложились две формы культуры.

Высокая культура - изящное искусство, классическая музыка и литература -

создавалась и воспринималась элитой.

Народная культура, включавшая сказки, фольклор, песни и мифы, принадлежала

бедным. Продукты каждой из этих культур были предназначены для определенной

публики, и эта традиция редко нарушалась. С появлением средств массовой

информации (радио, массовых печатных изданий, телевидения, грамзаписи,

магнитофонов) произошло стирание различий между высокой и народной культурой.

Так возникла массовая культура, которая не связана с религиозными или

классовыми субкультурами. Средства массовой информации и массовая культура

неразрывно связаны между собой.

Культура становиться “массовой”, когда ее продукты стандартизируют и

распространяют среди широкой публики.

Во всех обществах существует множество подгрупп, имеющих различные культурные

ценности и традиции. Система норм и ценностей, отличающих группу от

большинства общества, называют субкультурой.

Субкультура формируется под влиянием таких факторов, как социальный класс,

этническое происхождение, религия и место жительства.

Ценности субкультуры воздействуют на формирование личности членов группы.

Некоторые из наиболее интересных исследований субкультур посвящены языку.

Например, Уильям Лабов (1970) старался доказать, что употребление

нестандартного английского языка детьми из негритянской гетто не

свидетельствует об их “языковой неполноценности”. Лабов считает, что

негритянские дети не лишены способности общаться, как белые, просто они

употребляют несколько иную систему грамматических правил; за многие годы эти

правила укоренились в субкультуре негров.

Лабов доказал, что в соответствующих ситуациях и черные и белые дети говорят

одно и то же, хотя употребляют различные слова.

Тем не менее употребление нестандартного английского языка неизбежно вызывает

проблему - неодобрительную реакцию большинства на так называемое нарушение

общепринятых правил. Учителя часто считают использование негритянского

диалекта нарушением правил английского языка. Поэтому негритянские дети

незаслуженно подвергаются критике и наказаниям.

Термин “субкультура” не означает, что та или иная группа выступает против

культуры, господствующей в обществе. Однако во многих случаях большинство

общества относится к субкультуре с неодобрением или недоверием. Эта проблема

может возникнуть даже по отношению к уважаемым субкультурам врачей или

военных. Но иногда группа активно стремиться выработать нормы или ценности,

которые противоречат основным аспектам господствующей культуры. На основе

таких норм и ценностей формируется контркультура. Известная контркультура в

западном обществе - богема, а наиболее яркий пример в ней - хиппи 60-х годов.

Ценности контркультуры могут быть причиной длительных и неразрешимых

конфликтов в обществе. Однако иногда они проникают в саму господствующую

культуру. Длинные волосы, изобретательность в языке и одежде, употребление

наркотиков, характерные для хиппи, получили широкое распространение в

американском обществе, где главным образом через средства массовой

информации, как часто бывает, эти ценности стали менее вызывающими, поэтому

привлекательными для контркультуры и, соответственно, менее угрожающими для

культуры господствующей.

Культура — это неотъемлемая часть человеческой жизни. Культура организует

человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере осуществляет

ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически

запрограммированное поведение.

2.4.Культура и цивилизация

Совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их

созидания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от

поколения к поколению и составляет культуру. Культура - все созданное

человеком; совокупность созданных и создаваемых человеком ценностей;

качественная характеристика уровня развития общества. Ценность - факт

культуры, и она социальна по своей сути. Огромный пласт из этих культурных

ценностей и вообще существенную форму их выражения составляет система

символов. Стержень культурных ценностей - понятие нравственности. Там, где

есть человек, его деятельность, отношения между людьми, там имеется и

культура. Культура: материальная и духовная (не противопоставлять!).

Цивилизация = окультуренная природа + средства окультуривания + человек,

усвоивший эту культуру, способный жить и действовать в окультуренной среде

своего обитания + общественные отношения (формы социальной организации

культуры), обеспечивающие существование Цивилизации и ее продолжение.

Цивилизация - социокультурное образование. Не Цивилизация, а Культура -

единственный критерий социального развития общества. Многообразными способами

включается культура в движение истории. Она выражает личностную сторону

деятельности человека в обществе, выполняет функции трансляции опыта, знаний,

результатов человеческой деятельности. Новые идеи включаются затем в

исторический процесс, внося в него новые элементы. Любое изобретение человека

может превратиться в фактор исторического развития и начать оказывать на него

воздействие. Пример - изобретение ядерного оружия, которое с момента своего

изобретения начало влиять на ход научно-технического прогресса. Для

устранения этой страшной угрозы были созданы различные комитеты во многих

странах мира. Так создание научно-технической мысли вошло в социальную жизнь,

оказывая влияние на протекающие в обществе социальные, экономические и

политические процессы.

Но не все, что было рождено человеческой мыслью вошло в общественную жизнь, в

культуру, стало моментом исторического процесса. Многие изобретения не были

реализованы по различным причинам, например изобретение Ползуновым в 18 веке

паровой машины (Россия не была к этому готова); работы в области генетики

советских ученых. В ходе общественного исторического процесса из тех

"предложений", которые идут со стороны культуры, данным обществом

осуществляется "социальный отбор" этих предложений и то, каким он будет от

текущего состояния развития общества.

3.Сознание

3.1.Происхождение и сущность сознания

Самые первые представления о сознании возникли в древности. Тогда же возникли

и представления о душе и были поставлены вопросы: что представляет собой

душа? Как она соотносится с предметным миром? С тех пор продолжаются споры о

сущности сознания и возможности его познания.

Идеализм - сознание первично. Дуализм - сознание и материя независимы друг от

друга. Материализм - материя первична и исторически и

гносеологически. Она носитель и причина его возникновения. Сознание -

производное от материи. Сознание вязано не со всей материей, а только с

частью мозга и только в определенные периоды времени. Причем мыслит не мозг,

а человек при помощи мозга.

Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью

функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении

действительности.

Сознание можно абсолютно противопоставить материи только в рамках основного

вопроса. За этими пределами противопоставление относительно, ибо сознание не

есть самостоятельная субстанция, а одно из свойств материи, следовательно,

неразрывно связано с материей. Абсолютное противопоставление материи и

сознания ведет к тому, что сознание выступает как некая самостоятельная

субстанция, существующая наряду с материей. Сознание есть одно из свойств

движение материи, есть особое свойство высокоорганизованной материи. Это

означает, что между сознанием и материей существует и различие, и связь, и

единство.

Различие - сознание не есть сама материя, а одно из ее свойств.

Сущностью сознания является его идеальность, которое выражается в том, что

составляющие сознания образы не обладают ни свойствами отражаемых в нем

предметов, ни свойствами нервных процессов, на основе которых они возникли.

Идеальное не является чем-то самостоятельным по отношению к сознанию в целом:

оно характеризует сущность сознания в отношении к материи. В этом плане

идеальное позволяет глубже осмыслить вторичность высшей формы отражения.

Идеальное и материальное не разделены непроходимой гранью, Идеальное есть ни

что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и

преобразованное в ей. Такое преобразование материального в идеальное

производит мозг.

Сознание существует не всегда. Оно возникло в ходе исторического развития

материи, усложнения ее форм, как свойство высокоорганизованной материальной

системы.

Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью

функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении

действительности.

Сознание можно абсолютно противопоставить материи только в рамках основного

вопроса. За этими пределами противопоставление относительно, ибо сознание не

есть самостоятельная субстанция, а одно из свойств материи и следовательно,

неразрывно связано с материей. Абсолютное противопоставление материи и

сознания ведет к тому, что сознание выступает как некая самостоятельная

субстанция, существующая наряду с материей. Сознание есть одно из свойств

движения материи, есть особое свойство высокоорганизованной материи. Это

означает, что между сознанием и материей существует и различие, и связь, и

единство.

Различие - сознание не есть сама материя, а одно из ее свойств.

Сущностью сознания является его идеальность, которая выражается в том, что

составленные сознанием образы не обладают ни свойствами отражаемых в нем

предметов, ни свойствами нервных процессов, на основе которых они возникли.

Самые первые представления о сознании возникли в древности. Тогда же возникли

и представления о душе и были поставлены вопросы: что представляет собой

душа? как она соотносится с предметным миром? С тех пор продолжаются споры о

сущности сознания и возможности его познания. Одни исходили из познаваемости,

другие, что попытки понять сознание тщетно также как попытка из окна увидеть

себя идущим по улице.

Идеализм - сознание первично. Дуализм - сознание и материя независимы друг от

друга.

Материализм - материя первична и исторически и гносеологически. Она носитель

и причина его возникновения, сознание - производное от материи. Сознание

вязано не со всей материей, а только с частью мозга и только в определенные

периоды времени. Причем мыслит не мозг, а человек при помощи мозга.

Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью

функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении

действительности.

Сознание можно абсолютно противопоставить материи только в рамках основного

вопроса, за ними - нет. За этими пределами противопоставление относительно,

ибо сознание не есть самостоятельная субстанция, а одно из свойств материи и,

следовательно, неразрывно связано с материей. Абсолютное противопоставление

материи и сознания ведет к тому, что сознание выступает как некая

самостоятельная субстанция, существующая наряду с материей. Сознание есть

одно из свойств движения материи, есть особое свойство высокоорганизованной

материи. Это означает, что между сознанием и материей существует и различие,

и связь, и единство.

Различие - сознание не есть сама материя, а одно из ее свойств. Составляющие

содержание сознания образы внешних объектов отличны по форме от этих

объектов, как идеальные их копии.

Единство и связь - Психологические явления и мозг тесно вязаны как свойство и

материальный субстрат, которой это свойство принадлежит и без которого оно не

существует. С другой стороны, возникающие в сознании психологические образы

сходны по содержанию с вызывающими их материальными объектами.

Сущностью сознания является его идеальность, которая выражается в том, что

составляющие сознания образы не обладают ни свойствами отражаемых в нем

предметов, ни свойствами нервных процессов, на основе которых они возникли.

Идеальное выступает как момент практического отношения человека к миру,

отношения, опосредованного формами, созданными предшествующим поколениями -

прежде всего способностью отражать в материальных формах языка, знаков, и

превращать их посредством деятельности в реальные предметы.

Идеальное не является чем-то самостоятельным по отношению к сознанию в целом:

оно характеризует сущность сознания в отношении к материи. В этом плане

идеальное позволяет глубже осмыслить вторичность высшей формы отражения.

Такое понимание имеет смысл только при изучении соотношении материи и

сознания, отношения сознания к материальному миру.

Идеальное и материальное не разделены непроходимой гранью, идеальное есть ни

что иное, как материальное, пересаженное в человек голову и преобразованное в

ей. Такое преобразование материального в идеальное производит мозг.

Сознание существует не всегда. Оно возникло в ходе исторического развития

материи, усложнения ее форм, как свойство высокоорганизованные материи

систем.

Материи присуще свойство, сходное с сознанием - отражение. Отражением

обладают все материальные образования. Оно является моментом любого

взаимодействия. Отражение - это изменение одного явления под воздействием

другого. В неживой природе распространены изоморфные отражения - отпечатки,

следы...

Как свойство живых организмов выступает раздражимость. Дальнейший этап

развития форм отражения после раздражимости связан с возникновением

чувствительности, т.е. способности иметь ощущения, отражающие свойства

предметов, воздействующих на организм. Ощущения составляют начальную форму

психики.

Психика - это способность живых существ создавать чувственные и обобщенные

образы внешней действительности и реагировать на них сообразно своим

потребностям.

Под психикой человека понимается вся совокупность явлений и состояний его

внутреннего мира. Сознание является частью психики. Психика охватывает не

только сознательные, но и подсознательные, и бессознательные процессы.

3.2.Структура сознания

Сознание структурно организованно, представляет систему элементов,

находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания

наиболее отчетливо выделяются такие элементы как осознание вещей, а также

переживание, т.е. отношение к содержанию того, что отражается.

Развитие сознания предполагает, прежде всего, обогащение его новыми знаниями.

Познание вещей имеет разные уровни проникновения и степень ясности понимания.

Отсюда обыденное, философское, научное, и т.д., осознание мира, а также

чувственный и рациональный уровень сознания. Ощущения, понятия, восприятия,

мышление образуют ядро сознания. Но они не исчерпывают всей структурной

полноты сознания: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый

компонент.

Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов

находится в фокусе сознания. Воздействующие на нас предметы, события вызывают

у нас не только познавательные образы, но и эмоции. Богатейшая сфера

эмоциональной жизни человека включает в себя собственно чувства, настроение,

или эмоциональное самочувствие и аффекты (ярость, ужас и т.д.). Чувства,

эмоции суть компоненты сознания Сознание не ограничивается познавательными

процессами, направленностью на объект, эмоциональной сферой. Наши намерения

претворяются в жизнь благодаря усилиям воли. Однако сознание - это не сумма

множества составляющих его элементов, а их интегральное сложно-

структурированное целое.

3.3.Бессознательное как психический феномен

Бессознательное в широком смысле – совокупность психических процессов,

операций и состояний, не представленных в сознании субъекта. В ряде псих

теорий бессознательное – особая сфера психического или система процессов,

качественно отличных от явлений сознания. Термин «Бессознательное»

используется также для характеристики индивидуального и группового поведения,

действительные цели и последствия которого не осознаются.

Концепция бессознательного впервые была четко сформулирована Лейбницем,

трактовавшим её как низкую форму душевной деятельности, лежащую за порогом

осознанных представлений. Первую попытку материалистического объяснения

бессознательного предпринял Д. Гартли, связавший его с деятельностью нервной

системы.

В начале 19-го века началось собственно психологическое изучение

Бессознательного. Динамическую характеристику последнего ввел Гербарт (1824),

согласно которому, несовместимые идеи могут вступать между собой в конфликт,

причем более слабые вытесняются из сознания, но продолжают на него

воздействовать, не теряя своих динамических свойств. Новый стимул в изучении

бессознательного дали работы в области психопатологии, где в целях терапии

стали применять специфические методы воздействия на бессознательное (гипноз).

Исследования французской психологической школы позволили вскрыть отличную от

сознательной психическую деятельность, не осознаваемую пациентом. Продолжил

эту линию Фрейд, который представил бессознательное в виде могущественной

иррациональной силы, антагонистичной деятельности сознания. Бессознательные

влечения по Фрейду могут выявляться и ставиться под контроль сознания с

помощью техники психоанализа. Юнг помимо личного бессознательного, ввел

понятие коллективного бессознательного, идентичного у лиц определенной

группы, того или иного народа, всего человечества.

Бессознательное представляет собой форму психического отражения, в которой

образ действительности и отношение субъекта к этой действительности

представлены как одно нерасчлененное целое: в отличие от сознания в

Бессознательном отражаемая реальность сливается с переживаниями субъекта. В

следствии этого в бессознательном отсутствуют произвольный контроль

осуществляемых субъектом действий и рефлексивная оценка их результатов.

Невычленность образа действительности из отношений к ней субъекта проявляется

в таких особенностях бессознательного, как нечувствительность к противоречиям

и вневременной характер бессознательного – прошлое, настоящее, будущее

сосуществуют и не находятся в отношении линейной необратимости

последовательности. Бессознательное находит свое выражение в формах познания

ребенком действительности, в интуициях, аффектах и т.д., а также в

стремлениях, чувствах и поступках, побуждающие причины которых не осознаются

личностью.

В целом в психологии выделяются 4 класса проявлений Бессознательности:

1) Надиндивидуальные подсознательные явления – усвоенные субъектом как

членом той или иной социальной группы образцы типичного для данной общности

поведения, влияние которых на его деятельность актуально не осознается

субъектом и не контролируется (подражание).

2) Неосознаваемые побудители деятельности – мотивы и смысловые установки

личности. По Фрейду – это «динамическое вытесненное бессознательное»,

охватывающее нереализованные влечения, которые из-за их конфликта с

социальными нормами изгоняются из сознания и образуют скрытые аффективные

комплексы, предрасположенности к действиям, активно воздействующие на жизнь

личности и проявляющиеся в непрямых символических формах (юморе, обмолвках,

сновидениях). Важное значение имеют такие феномены бессознательного в

межличностных отношениях, как эмпатия (непосредственное вчувствование),

проекция (не осознанное наделение человека собственными свойствами) и т.д.

3) Не осознаваемые операционные установки и стереотипы автоматизированного

поведения. Они возникают в процессе решения различных задач и опираются на

прошлый опыт.

4) Неосознаваемое субсенсорное восприятие: при изучении порогов ощущения

диапазона чувствительности человека были обнаружены факты воздействия на

таких раздражителей, о которых он не мог дать отчета.

3.4.Экзистенциальность человека и его проблемы в

современной культуре

Экзистенция - одно из основных понятий экзистенционализма, означающее способ

бытия человеческой личности. Экзистенция представляет собой центральное ядро

человеческого «Я», благодаря которомуму это последнее выступает не просто как

отдельный эмпирический индивид и не как «мыслящий разум», то есть нечто

всеобщее (общечеловеческое), а именно как конкретная неповторимая личность.

Экзистенция – это не сущность человека, ибо последняя означает, согласно

экзистенсистам, нечто определенное заранее данное, а, напротив, «открытая

возможность». Одно из важнейших определений экзистенции – ее

необъективируемость. Человек может объективировать свои способности, знания,

умения практически - в виде внешних предметов; он может, далее, сделать

объектом собственного рассмотрения свои психические акты, свое мышление и

т.д., объективируя их теоретически. Единственное, что ускользает от его как

практического, так и теоретического объективирования, а тем самым и от

познания и что, таким образом, не подвласно ему, - его экзистенция.

Учение об экзистенции направлено как против рационалистического понимания

человека, усматривающего сущность последнего в разуме, так и против

марксистского понимания этой сущности как совокупности общественных

отношений.

В обыденной жизни человек не всегда осознает себя как экзистенцию, для этого

необходимо чтобы он оказался в пограничной ситуации, то есть перед лицом

смерти. Человек внезапно "становится самим собой", но то, что он узнает о

себе, не пригодится другому. В результате перехода через "пограничную

ситуацию" человек приобретает новый взгляд на мир: он видит в предметах

символы трансцендентного, которое недоступно познанию, но чувствуется как

«экзистенциальный» страх. Человек шифрует (символизирует) свои представления

о трансцендентном в мифах, философских и религиозных концепциях.

Трансцендентное, в свою очередь, сходит к людям в виде шифров: свободы,

смерти, крушений в жизни и др.

Человек, в жизни которого нет пограничных ситуаций - это человек, погрязший в

"обычном", "привычном", не желающий ничего менять в себе. Обретая себя как

экзистенцию, человек впервые обретает свободу. Согласно экзистенции, свобода

состоит в том, чтобы человек не выступал как вещь, формирующаяся под влиянием

естественной и социальной необходимости, а выбирал самого себя, формировал

каждым своим действием и поступком. Свободный человек несет ответственность

за все совершенное им, а не оправдывает себя обстоятельствами. Чувство вины –

это чувство свободного человека. У экзистенции – опора на интуитивное

познание мира.

Различие общества и культуры выявляет её определения как совокупность

созданных человеком ценностей. Мир культуры - мир материальных и идеальных

духовных ценностей, т.е. мир объектом материальных и идеальных взятых в его

отношении к человеку, мир, наполненный человеческими смыслами. Трактовка

культуры как системы ценностей ограничивает культуру от природы и

одновременно не позволяет отождествлять её с обществом. При таком подходе

культура выступает как определённый аспект общества, тем самым проясняется её

социальная природа, но вместе с тем не снимается и важная проблема

соотношения культуры и общества.

Человек воспринимает культуру избирательно под влиянием предпочтений,

определяемых многими обстоятельствами. И лишь на основе этой, усвоенной им

культуры, он оказывается способным развиваться дальше. Как субъект культуры

он вносит в неё нечто новое. В соотношении освоения и творчества культуры

заложена масса проблем и противоречий. Чтобы в них разобраться надо хотя бы в

общем виде проанализировать проблему развития культуры.

Далеко выходят за рамки отдельных социальных систем и приобретают глобальный

общецивилизационный характер демографические и энергетические проблемы,

задача обеспечением продовольствием населения Земли. Перед всем человечеством

стоит общая цель - сохранить цивилизацию, обеспечить собственное выживание.

Отсюда также следует, что принципиальные различия мировых социальных систем

не отменяют понятий человеческой цивилизации, современной цивилизации. земной

цивилизации, которую необходимо общими усилиями всех народов уберечь от

ядерного уничтожения.

3.5.Общественное сознание, его структура и пути формирования

Общественное сознание - осознание обществом самого себя, своего общественного

бытия и окружающей действительности. Общественное сознание порождается

общественным бытием, но может обратно влиять на него, словно второй

фундамент. Закономерности развития общественного сознания - вторичность и его

относительная самостоятельность. Общественное сознание формируется с учетом

вида материального производства. Материальное производство - основа,

придающая цельность, связь и непрерывность мировой истории. Значение

материального производства не только в том, что оно необходимое условие

существования общества и человека, но и в том, что весь строй

жизнедеятельности людей зависит от способа производств материальных благ в

каждую эпоху, обусловленную социальными, политическими, духовными процессами

жизни. Формы общественного сознания представляют собой различные способы

духовного освоения действительности.

Классификация методов:

1) по предмету отражения: политическое сознание отражает отношения между

классами, нациями, государствами, к проблеме власти.

2) по формам отражения: наука отрицает действительность в форме понятий,

гипотез, теорий, моделей.

3) по особенностям своего развития, сопоставляя науку и искусство.

4) по выполнению ими социальных функций. Различие функций, прежде всего,

выявляет своеобразие каждой формы общественного сознания.

Наука (познавательные и практические функции), моральное сознание - основа

формирования нравственности личности, отношения человека к другим людям. По

этому признаку все формы общественного сознания делятся на две группы:

1) связь регулируемых человеческих отношений: Политическое - совокупность

политических доктрин, концепций, программ, взглядов и представлений.

Возникает вместе с появлением классов, но оказывает сильнейшее влияние на др.

формы общественного сознания, в т.ч. и на экономику. Особенность: она

выражает коренные интересы различных больших социальных групп. Право -

совокупность норм и правил поведения людей, утвержденных государством. Мораль

- совокупность норм поведения, не установленных государством (обеспечиваются

традициями, общественным мнением, авторитетом всего общества).

2) Наука, искусство, философия - формы духовного и духовно-практического

освоения всей окружающей человека действительности. Плюс религия -

промежуточное положение. Анализ форм общественного сознания и разработка

критерия их разграничения имеют методологическое значение для исследования

общественного сознания конкректных обществ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе раскрыты основные категории, которые неразрывно свзаны.

Потребности человека весьма разнообразны. Познавая действительность, человек

стремится уяснить правила и закономерности, которыми подчинен окружающий мир.

Поучая образование и применяя свои знания на практике, человек все время

обогащается новыми знаниями и умениями. Культура же неотъемлемая часть

человеческой жизни.

Россия может иметь достойное будущее лишь на пути сохранения и развития

образования, имея высокую культуру.

Список используемой литературы

1. Рассел Б. История западной философии. М., 1959

2. Вернадский В.И. Труды по всеобщей истории науки. М., 1988

3. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993

4. Скачков Ю.В. Полифункциональность науки. “Вопросы философии”, 1995, №11

5. Симонов П.В., Ершов П.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности. М., 1989

6. Башляр Г. Новый рационализм. М., 1987

7. Пуанкаре А. О науке. М., 1983

8. Мигдал А.Б. Поиски истины. М., 1987

9. Карлов Н.В. О фундаментльном и прикладном в науке и образовании, или “Не

возводи дом свой на песке”. “Вопросы философии”, 1995, №12

10. “Вопросы философии”, 1995 № 2 - 12



(C) 2009