Научная Петербургская Академия

Реферат: Концепция Фрейда

Реферат: Концепция Фрейда

Сущность метода психоанализа З. Фрейда

(концепция)

Зигмунд Фрейд (6.5.1856) – австрийский невропатолог, психиатр и психолог,

основоположник психоанализа. Окончил медицинский факультет Венского

университета. В 1876-1882 годах работал в Венском физиологическом институте и

Э. Брюкке, где познакомился с взглядами школы Г. Гельмгольца, энергетические

идеи которого Фрейд позднее перенес в психологию. В 1885-1886 годах работал в

клинике Сальпетриер (Париж) у Ж. Шарко. Был удостоен степени доктора медицины

в 1881г. С 1902 года профессор Венского университета. В 1908 вместе с Э.

Блейлером и К.Г. Юнгом основал "Ежегодник психоаналитических и

психопатологических исследований", а в 1910 – международную

психоаналитическую ассоциацию, за что был удостоен литературной премии им.

Гёте в 1930 году. После захвата Австрии фашистской Германией (1938г.)

эмигрировал в Великобританию.

Ранние труды Фрейда посвящены локализации мозговых функций и другим проблемам

физиологии и анатомии головного мозга, афазиям (1891), детскому параличу

(1891-1897г.г.). В 1884 году одним из первых обнаружил болеутоляющее действие

кокаина, что стимулировало развитие учения о местном обезболивании. Под

влиянием французской школы психотерапии (Шарко, Бернхейм) с начала 90-х годов

занимался проблемами неврозов (особенно истерии) как заболеваний, при которых

не обнаруживают органического субстрата, а также психотерапевтическими

методами лечения и их психологическими основами. Вместе с Й. Брёйером изучал

психические механизмы истерии и предложил катартический психотерапевтический

метод – отреагирование, основанное на выявлении в состоянии гипноза

бессознательных переживаний травмирующего характера. С 1895 года разрабатывал

метод лечения неврозов (психоанализ), основанный на технике свободных

ассоциаций и анализе ошибочных действий и сновидений как способе

проникновения в бессознательное. Одним из первых начал изучение

психологических аспектов развития сексуальности, выделял в этом развитии ряд

качественно различных стадий, каждая из которых, по Фрейду, может служить

источником бессознательных конфликтов, выражающихся в неврозах и перверсиях.

В 1900 годах выдвинул общепсихологическую теорию строения психического

аппарата как энергетической системы, в основе динамики которой лежит конфликт

между различными уровнями психики, прежде всего – сознанием и стихийными

бессознательными влечениями. Неправомерно расширяя сферу применения

психоанализа, Фрейд попытался распространить его принципы на различные

области человеческой культуры – мифологию, фольклор, художественное

творчество, вплоть до истолкования религии как особой формы коллективного

невроза. В целом идейная эволюция взглядов Фрейда шла от "физиологического

материализма" и механизма школы Гельмгольца к утверждению автономии

психического и антропологического построениям, близким натуралистическим

разновидностям философии жизни. Влияние идей Фрейда сказалось на самых

различных направлениях буржуазной философии и социологии

Появилось такое течение, как Фрейдизм – общее обозначение различных школ и

течений, стремящихся применить психологическое учение Фрейда для объяснения

явлений культуры, процессов творчества и общества в целом. Фрейдизм как

социальную и философско-антропологическую доктрину следует отличать от

психоанализа как конкретного метода изучения бессознательных психических

процессов, принципам которого Фрейд придает универсальное значение, что

приводит его к психологизации общества и личности.

Фрейдизм с самого начала своего существования не представлял собой чего-то

единого, двойственное отношение самого Фрейда к бессознательному, в котором

он видел источник одновременно как творческих, так и разрушительных

тенденций, обусловило возможность различного, иногда прямо противоположного

истолкования принципов его учения.

Уже среди ближайших учеников Фрейда в 1910-х годах возник спор о том, что

следует считать основным движущим фактором психики. Если у Фрейда таковым

признается энергия бессознательных психосексуальных влечений, то у А. Адлера

и в основанной им индивидуальной психологии эту роль играет комплекс

неполноценности и стремление к самоутверждению, в школе аналитической

психологии К.Г. Юнга первоосновой считается коллективное бессознательное и

его архетипы, а для О. Ранка вся человеческая деятельность оказывалась

подчиненной преодолению первичной "травмы рождения".

Широкое распространение Фрейдизма началось после 1-и мировой войны 1914-18 и

было связано как с общим кризисом буржуазного общества и культуры, так и с

кризисом ряда традиционных направлений психологической науки. При этом

различные направления Фрейдизма стремились восполнить отсутствующее у Фрейда

философское и методологическое обоснование положений его учения, опираясь на

разные философские и социологические доктрины.

В конце 1930-х годах возник неофрейдизм, который стремится превратить

Фрейдизм в чисто социологическую и культурологическую доктрину, порывая при

этом с концепцией бессознательного и с биологическими предпосылками учения

Фрейда. Влияние Фрейдизма особенно проявилось в социальной психологии,

этнографии, литературоведении и художественной критике. Наряду с этим

воздействие Фрейдизма сказалось в теории и практике различных художественных

модернистских течений (сюрреализм, претендовавший на расширение сферы

искусства через привлечение бессознательного).



(C) 2009