Научная Петербургская Академия

Реферат: Древнегреческие философы

Реферат: Древнегреческие философы

Аристотель ( 384-322 до н. э.) – древнегреческий ученый, основоположник науки

логики и ряда отраслей специального знания, родился в Стагире (восточное

побережье полуострова Холкидика); образование получил в Афинах, в школе

Платона. Подверг критике платоновскую концепцию бытия. Аристотель видел

ошибку Платона в том, что тот приписал идеям самостоятельное существование,

обособив и отделив их от чувственного мира, для которого характерно движение,

изменение.

При этом у Аристотеля сохраняется понимание бытия как чего-то устойчивого,

неизменного, неподвижного. Однако, в отличие от своих предшественников, он

ставит задачу найти нечто устойчиво пребывающее, инвариантное в чувственном

мире, чтобы сделать возможным достоверное и доказательное научное знание

подвижного и изменчивого природного мира. В результате Аристотель даёт

понятию сущности иное, чем у Платона, толкование. Он отвергает учение об

идеях как сверхчувственных умопостигаемых предметах, отделённых от

«причастных» им вещей. Платон признавал реально существующими виды и роды.

Аристотель же назвал сущностью (бытиём) индивидуумы (индивидуум – неделимое),

а виды и роды, по его учению, суть лишь вторичные сущности, производные от

первичных.

Сущность – это единичное, обладающее самостоятельностью, в отличие от его

состояний и отношений, которые являются изменчивыми и зависят от времени,

места, от связей с другими сущностями и т. д. Именно сущность может быть

выражена в понятии и является предметом строгого знания – науки. Аристотель

стремится познать сущность вещей через их родовые понятия, а поэтому в центре

внимания у него находится отношение общего к частному. Он создаёт первую в

истории систему логики – силлогистику, главную задачу которой он видит в

установлении правил получения достоверных выводов из определённых посылок.

Центр аристотелевской логики составляет учение об умозаключениях и

доказательствах, основанных на отношениях общего и частного. Формальная

логика, созданная Аристотелем, на протяжении многих веков служила главным

средством научного доказательства.

Вопрос о том что такое бытие, Аристотель предлагал рассматривать путём

анализа высказываний о бытии. «Высказывание» по-гречески – «категория».

Согласно Аристотелю, все высказывания языка так или иначе отнесены к бытию,

но ближе всего к бытию стоит аристотелевская категория сущности (поэтому её,

как правило, и отождествляют с бытием). Все остальные категории – качества,

количества, отношения, места, времени, действия, страдания, состояния,

обладания – соотносятся с бытием через категорию сущности. Сущность отвечает

на вопрос: «Что есть вещь?» Раскрывая сущность (субстанцию) вещи, мы,

согласно Аристотелю, даём ей определение, понятие вещи. Остальные 9 категорий

отвечают на вопрос: «Каковы свойства вещи?» - и определяют признаки, свойства

вещи, её атрибуты. О сущности, таким образом, высказываются все категории, но

она сама ни о чём не высказывается: она есть нечто самостоятельное,

существующее само по себе, безотносительно к другому. Аристотелю характерно

убеждение в том, что сущность первичнее отношений.

Важная особенность аристотелевского учения заключается в том, что хотя под

сущностью Аристотель понимает отдельный предмет (индивидуум), однако сама

сущность вовсе не есть что-то, воспринимаемое чувствам: чувствами мы

воспринимаем лишь свойства той или иной сущности, сама же она – единый,

неделимый и невидимый носитель всех этих свойств – то, что делает предмет

«вот этим», не позволяет ему слиться с другим.

Характеристика бытия как единства, неделимости, устойчивости (неизменности)

остаётся важнейшей у Аристотеля, при этом неделимы как первичные сущности

(этот человек), так и сущности вторичные (человек – живое существо).

Не принимая платоновского отождествления материи и пространства, Аристотель в

то же время рассматривает материю как возможность (потенцию). Для того чтобы

из возможности возникло что-то действительное, материю должна ограничить

форма, которая и превращает нечто лишь потенциальное в актуально сущее. Так,

например если мы возьмем медный шар , то материей для него, говорит

Аристотель, будет медь, а формой – шарообразность, по отношению к живому

существу материей является его телесный состав, а формой – душа, которая и

обеспечивает единство и целостность всех его телесных частей. Форма, согласно

Аристотелю, есть активное начало, начало жизни и деятельности, тогда как

материя – начало пассивное. Материя бесконечно делима, она лишена в самой

себе всякого единства и определённости, форма же есть нечто неделимое и, как

таковая, тождественна с сущностью вещи.

Вводя понятие материи и формы, Аристотель делит сущности на низшие (состоят

из материи и формы), каковы все существа чувственного мира, и высшие – чистые

формы. Наивысшей сущностью Аристотель считает чистую (лишенную материи) форму

– вечный двигатель, который служит источником движения и жизни всего

космического целого. Природа у Аристотеля – это живая связь всех единичных

субстанций, определяемая чистой формой (вечным двигателем), составляющей

причину и конечную цель всего сущего. Целесообразность (телеология) есть

фундаментальный принцип как онтологии Аристотеля, так и его физики.

МОСКОВСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ИНСТИТУТ

( ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)

Реферат по философии на тему «Древнегреческие философы»

Аристотель Стагирит

( 384 – 322 гг. до н. э. )

Подготовил студент группы 03-203

Базылев Алексей

1998 г.



(C) 2009